Актуальные проблемы реорганизации юридических лиц

Главное в статье: "Актуальные проблемы реорганизации юридических лиц" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

научная статья по теме РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»

Экономика, ¿изнес, право

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Актуальные вопросы реорганизации и основные направления их разрешения

В настоящее время большое количество юридических лиц в России по тем или иным причинам осуществляют процедуру реорганизации. Недостаточность правового регулирования данного института порождает множество конфликтов и судебных споров.

Прежде всего это связано с несовершенством правовой базы в сфере регулирования процедуры реорганизации предприятий. Высоким требованиям развития рыночной экономики противопоставляется низкий уровень правотворческой деятельности. Нередко Гражданскому кодексу РФ противоречат принятые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

Действующее законодательство не содержит определения понятия «реорганизация юридического лица». При этом наряду с этим термином используются схожие или близкие по смыслу понятия1, неверное отождествление с которыми приводит к ошибкам в правотворческой и, как следствие, в правоприменительной деятельности.

Спорным является вопрос об универсальности правопреемства при реорганизации. Это связано с особенностями реорганизации в форме разделения и выделения.

Так, С. Чубаров считает, что при реорганизации в форме разделения или выделения к вновь образованным юридическим лицам переходят «лишь отдельные права и обязанности реорганизованных юридических лиц»2. Следовательно, можно сделать вывод, что при данных формах реорганизации имеет место не универсальное, а сингулярное правопреемство.

В связи с этим предлагается усовершенствовать действующее гражданское законодательство путем закрепления понятия «правопреемство при реорганизации юридических лиц».

Важным в процессе реорганизации предприятий является вопрос о том, в какой степени законодательство должно обеспечивать защиту интересов кредиторов. Действующее законодательство РФ закрепляет гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации в ст. 60 ГК РФ:

1) обеспечение информацией о реорганизации;

2) право кредитора требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства;

3) установление ответственности реорганизованного предприятия перед кредиторами.

При защите прав кредиторов важно учитывать и интересы должника. Ведь зачастую право кредитора требовать досрочного исполнения или прекращения обязанностей перед ним реорганизуемым юридическим лицом приводит к негативным последствиям для предприятия. Необходимо предусмотреть в законодательстве ограничение на требование прекращения или досрочного исполнения обязательства должником в случае, если при реорганизации положение кредиторов не ухудшается.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 15 ФЗ «Об акционерных обществах» кредиторы вправе потребовать и возмещения убытков. Данное положение является неоднозначным.

Как справедливо отмечает А. Коровайко, убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности за совершенное правонарушение. Поскольку реорганизация не является правонарушением, факт ее проведения не может служить основанием к применению мер гражданско-правовой ответственности, чем является взыскание убытков3.

В действующем законодательстве недостаточно подробно разработан механизм контроля юридического лица, находящегося в процессе реорганизации. Так, не определен порядок распределения имущества и долгов реорганизуемого предприятия. Следовательно, вопрос о составлении разделительного баланса или передаточного акта отдан на усмотрение самого реорганизуемого юридического лица. В связи с этим на практике часто возникают ситуации, связанные с неравномерным распределением имущества и долгов между участвующими в реорганизации предприятиями.

При проведении реорганизации юридическое лицо должно предполагать очевидные возможные последствия для своих контрагентов. Нередко создаются организации, заведомо неспособные выполнить обязательства перед кредиторами, а зачастую реорганизация прямо направлена на невыплату определен-

ных долгов. При передаче новому обществу активов и оставлении на старом долгов есть все основания квалифицировать данные действия как злоупотребление правом и применить ст. 10 ГК РФ.

Однако с целью защиты прав кредиторов и предотвращения подобных ситуаций необходима законодательная регламентация порядка распределения имущества реорганизуемого юридического лица.

Помимо этого, надо предусмотреть обязательное проведение экспертизы реорганизуемого юридического лица на предмет: необходимости (целесообразности) проведения реорганизации; проверки, не направлена ли реорганизация на неисполнение обязанности по уплате налогов, сборов, иных платежей, а также выплат кредиторам; сохранения условий труда работников. По итогам данной экспертизы будет возможно сделать вывод о том, является ли реорганизация добросовестной или недобросовестной.


Еще одной актуальной проблемой на протяжении долгого времени является проведение «смешанной» реорганизации. На практике органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, нередко отказывают в регистрации юридического лица, создаваемого в результате «смешанной» реорганизации, на том основании, что такая реорганизация законом не предусмотрена.

Закрепление на законодательном уровне данного вида реорганизации может позволить эффективно провести реорганизацию юридического лица, создавая при этом организации в удобных организационно-правовых формах, а также исключить необоснованные временные и материальные издержки на «двойную реорганизацию» — слияние (разделение, выделение) и последующее преобразование.

Зачастую при реорганизации юридического лица остро встает вопрос о том, как быть с его работниками. В настоящее время права работников реорганизуемых предприятий регулируются Трудовым кодексом РФ. При изменении подведомственности (подчиненности) организации, а равно при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании), трудовые отношения с согласия работника продолжаются4.

Согласно ст. 53 Трудового кодекса РФ представители работников имеют право получать от работодателя информацию о реорганизации организации. Однако данная норма носит скорее общий характер, поскольку отсутствуют порядок и процедура получения такой информации. Наиболее важными положениями данной статьи являются: во-первых, предоставление представителям работников права вносить в органы управления организацией предложения по вопросу проведения реорганизации, во-вторых, участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Читайте так же:  Привилегированной акцией является ценная бумага

Хотя в законодательстве и закреплено положение о сохранении трудовых отношений при реорганизации, на практике часто после проведения такой процедуры работодатель расторгает трудовой договор

в порядке сокращения численности или штата работников.

Для эффективной защиты прав и законных интересов работников необходимо предусмотреть в законодательстве процедуру и порядок уведомления работников о решении реорганизовать юридическое лицо и закрепить административную ответственность руководителя за нарушение данного права. Кроме того, закрепить возможность признания в судебном порядке незаконной реорганизацию, изначально направленную на сокращение численности или штата работников организации.

Для решения этих и многих других проблем, возникающих при проведении процедуры реорганизации юридического лица, требуются кардинальные меры по совершенствованию действующего законодательства.

Необходимо выделение межотраслевого института реорганизации юридических лиц с целью группирования общественных отношений в сфере реорганизации в единую систему для четкого и эффективного их законодательного регулирования.

Целесообразно разработать и принять федеральный закон «О правовом регулировании реорганизации юридических лиц». Специальный закон позволит закрепить единый понятийно-категориальный аппарат. Закон также исключит законодательную регламентацию института реорганизации в нормативно-правовых актах, посвященных отдельным видам юридических лиц, вследствие чего устранит противоречия между Гражданским кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативно-правовыми нормами в части, касающейся процедуры реорганизации юридического лица.

Отметим, что закон урегулирует процедуру реорганизации с участием юридических лиц различных организационно-правовых форм, а также приводящую к созданию юридического лица иной организационно-правовой формы, чем реорганизованные юридические лица; оптимизирует процедуру реорганизации с учетом всех пробелов и противоречий действующего законодательства; усовершенствует систему способов защиты прав и законных интересов реорганизуемых обществ, кредиторов, участников, работников, задействованных в процедуре реорганизации.

1 Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Лекс-Кни-га, 2002. С. 26-30.

2 Чубарое С.А. Правопреемство при реорганизации юридических лиц // Законодательство. 1998. № 7. С. 8.

3 Короеайко А.В. Реорганизация хозяйственных обществ. Теория, законодательство, практика: Учеб. пособие. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2001. С. 40.

4 Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

научная статья по теме Основные проблемы, возникающие при реорганизации юридических лиц Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Основные проблемы, возникающие при реорганизации юридических лиц»

основные проблемы, возникающие при реорганизации юридических лиц

Н.Ю. Елонова, аспирант Современной гуманитарной академии

Реорганизация представляет собой определенную последовательность действий, направленную на создание или прекращение юридических лиц, при которой их права и обязанности переходят в порядке универсального правопреемства к вновь возникшему юридическому(им) лицу(ам). Существует пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование [1, ст. 57]. Юридическое лицо считается реорганизованным (кроме реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Так как реорганизация является весьма сложным процессом, порождающим ряд правовых последствий, при ее проведении может возникнуть ряд проблем.

Проблемы правопреемства. Реорганизация всегда тесно связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, поэтому при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

• в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);

• в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);

• частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).

При реорганизации юридического лица имеет место универсальное правопреемство, при котором все права и обязанности правообладателя переходят в качестве единого целого к другому лицу/лицам. Хотя при реорганизации юридического лица помимо передачи прав также происходит перевод долгов реорганизованного юридического лица, правило о том, что перевод долга на другое лицо возможен лишь с согласия кредитора, не действует, так как имеет место универсальное правопреемство [1, п. 1 ст. 129, ст. 391]. В связи с этим в законодательстве закреплен ряд правил, гарантирующих защиту прав кредитора, например, учредители или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить о реорганизации кредиторов реорганизуемого юридического лица. При этом учредители (участники) обязаны довести до сведения каждого кредитора информацию о реорганизации предприятия-должника [1, п. 1 ст. 60; 9]. Именно персональное извещение предоставляет кредитору возможность

пропорциях распределяются среди нескольких вновь образованных юридических лиц. В случае же выделения к правопреемнику переходит только часть имущественных прав и обязанностей реорганизованного юридического лица.

Выводы: необходимо предоставить кредиторам право судебного оспаривания самой реорганизации и признания ее несостоявшейся (в случае неуведомления всех или большинства кредиторов — не менее 2/3 от общего числа кредиторов), а в случае неуведомления лишь некоторых кредиторов, последним следует предоставить право потребовать досрочного исполнения (прекращения) обязательства от любого или всех правопреемников в порядке их солидарной ответственности, применив по аналогии нормы п. 3 ст. 60 ГК РФ. В судебно-арбитражной практике также можно найти решения, когда суд привлекает вновь возникших юридических лиц к солидарной ответственности, если кредитор не был уведомлен о реорганизации путем аналогии закона судебного оспаривания самой реорганизации и признания ее несостоявшейся [10; 6, п. 22].

Читайте так же:  Закон государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных

Оформление передаточного акта и разделительного баланса. В процессе реорганизации переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому/другим оформляется соответствующими правоустанавливающими документами: передаточным актом (при реорганизации в формах слияния, присоединения и преобразования) или разделительным балансом (при реорганизации в формах разделения и выделения). Указанные доку-

менты должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица либо неправильное оформление указанных документов влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц [1, п. 2 ст. 59; 5, ст. 15]. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами [1, ст. 60].

Следовательно, передаточный акт и разделительный баланс должны содержать точные и достоверные сведения обо всем имуществе реорганизуемого юридического лица, обо всех обязательствах долгового характера и всех правах требования, которые такое реорга-

Выводы: необходимо внести следующие поправки в действующее законодательство, регулирующее порядок реорганизации юридических лиц и устанавливающее требования к оформлению передаточного акта и разделительного баланса:

• установить, что помимо первичного передаточного акта или разделительного баланса, составляемых обществом на дату принятия решения о реорганизации, общество обязано составлять окончательный передаточный акт/разделительный баланс, учитывающий все произошедшие с момента принятия такого решения изменения в активах и обязательствах реорганизуемого общества;

• запретить обществу после составления окончательного передаточного акта/разделительного баланса и до момента подачи документов в налоговую инспекцию, заключать какие-либо сделки, оказывающие влияние на изменение активов общества и его обязательств.

Видео (кликните для воспроизведения).

Договоры, заключенные юридическим лицом до реорганизации. Реорганизация юридического лица существенным образом влияет на судьбу договоров и других обязательств, должником по которым оно выступает, так как на месте должника оказывается фактически новый субъект, с которым кредитор возможно и не заключил бы договора либо заключил его на иных условиях. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков [1, ст. 60]. Однако при досрочном исполнении обязатель-

ства истинно надлежащим его назвать нельзя, поэтому не исключено и требование о возмещении убытков, причиненных таким досрочным исполнением. Например, досрочная поставка товара покупателю при отсутствии у него подготовленных ск

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Современные проблемы ликвидации юридических лиц и перспективы развития законодательства по ликвидации юридических лиц

Страницы: 1 2 3

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Правовые основы ликвидации юридических лиц
  • 1.1. Нормативно правовая база для ликвидации юридических лиц
  • 1.2. Основания и порядок ликвидации юридических лиц
  • Глава 2. Способы ликвидации юридических лиц
  • 2.1. Добровольная ликвидация юридических лиц
  • 2.2. Принудительная ликвидация юридических лиц
  • 2.3. Институт банкротства как особый способ ликвидации юридических лиц
  • Глава 3. Современные проблемы ликвидации юридических лиц и перспективы развития законодательства по ликвидации юридических лиц
  • 3.1. Проблемы ликвидации юридических лиц
  • 3.2. Перспективы развития
  • Заключение
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

При ликвидации юридического лица происходит прекращение его деятельности без права перехода прав и обязанностей к другим лицам. Гражданский кодекс содержит большой перечень оснований ликвидации юридического лица, который может носить, как добровольный, так и принудительный характер.

Вопросы, которые связанны с ликвидацией юридического лица, актуальны в наше время, потому что в условиях современного общества организации возникают и исчезают очень часто. В законодательстве существует много проблем и нерешенных вопросов, которые связанны с возникновением, реорганизацией и ликвидацией юридического лица.

Правоспособность юридических лиц возникает во время его создания. Поэтому, вопрос о необходимости создания юридического лица – это санкция государства и вопрос о его возникновении и его правоспособности. Теория фикций – это такая санкция, которая необходима, а ее сторонники считают, что юридическое лицо является общественной реальностью.

В большинстве современных юридических источников ликвидированные юридических лиц часто определяется, как особенность прекращения деятельности, сравнивая, таким образом, закрытие организации с упрощением ее деятельности, как юридического лица. Однако, нужно признать, что закрытие юридического лица обычно влечет его прекращение, а заключение означает, что юридическое лицо больше не существует. Можно быть согласным с определением о закрытии юридического лица и связать ее с прекращением его право активности, которая наступает с внесения записи в Единый реестр для юридических лиц или его исключение.

Целью данной работы является подробное изучение правовой базы по вопросу ликвидации юридических лиц.

В ходе работы передо мной были поставлены следующие задачи:

  1. изучить нормативно правовая база для ликвидации юридических лиц;
  2. выявить основания и порядок ликвидации юридических лиц;
  3. дать понятие добровольной ликвидации юридических лиц;
  4. дать понятие принудительной ликвидации юридических лиц;
  5. представить институт банкротства;
  6. перечислить современные проблемы ликвидации юридических лиц;
  7. определить перспективы развития законодательства по ликвидации юридических лиц.
Читайте так же:  Ответственность бывшего учредителя ооо по долгам

Предмет данного исследования – это правовые нормы, которые устанавливают порядок для ликвидации юридического лица.

Объектом этого исследования являются правовые отношения, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в связи с ликвидацией юридического лица.

Методы, которые были использованы в ходе работы исторический, логический, системный, сравнительный.

Глава 1. Правовые основы ликвидации юридических лиц

1.1. Нормативно правовая база для ликвидации юридических лиц

Основополагающим законом, регулирующим отношения, в сфере ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Этот нормативный правовой акт закрепляет не только принципы регулирования в данном процессе, но и содержит нормы, регламентирующие детально процедуру тех или иных регистрационных действий (устанавливает сроки регистрации, перечни предоставляемых документов, основания для отказа в регистрации и т.п.).

Гражданский кодекс РФ — этот документ содержит не только основные положения о юридических лицах различных организационно-правовых форм, но и подробно определяет порядок определенных процедур. Например, вопросы, связанные с добровольной ликвидацией юридического лица, так подробно более нигде не прописаны (последовательность действий при ликвидации, требования к промежуточному и ликвидационному балансам и др.).

Законы об отдельных видах юридических лиц,- это Федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах» и т.п. Они содержат нормы, определяющие статус и функционирование юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Подзаконные нормативно-правовые акты: к таковым относятся, в частности, постановления правительства («О Едином государственном реестре юридических лиц», «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»), акты федеральных органов исполнительной власти.

Особо следовало бы отметить письма Федеральной налоговой службы. Нормативно-правовыми актами они не являются, но оказывают большое влияние на принятие решений регистрирующими органами.

В частности, нередко в решениях регистрирующих органов об отказе в регистрационных действиях присутствуют ссылки на письма ФНС, регулирующие тот или иной вопрос.

В большинстве современных юридических источников ликвидированные юридических лиц часто определяется, как особенность прекращения деятельности, сравнивая, таким образом, закрытие организации с упрощением ее деятельности, как юридического лица. Однако, нужно признать, что закрытие юридического лица обычно влечет его прекращение, а заключение означает, что юридическое лицо больше не существует. Можно быть согласным с определением о закрытии юридического лица и связать ее с прекращением его право активности, которая наступает с внесения записи в Единый реестр для юридических лиц или его исключение.

Последствия в организации ликвидации содержит п. 1 ст. 61 ГК, в котором из ликвидации, как юридического лица следует его закрытие без наследования его прав и обязанностей в виде правопередачи другим лицам. Подобное положение приведено в словаре юридических терминов. А то, что нужно понимать под «ликвидацией юридического лица», законодательство не показывает.

Исходя из ст. 49 ГК РФ право активности юридических лиц начинается в момент создания и его прекращается во время внесения записи об его исключении. В данном понимании эта запись будет иметь право закрывающее значение и выглядит, как юридический фактор право прекращающего вида, форма реализации, как исполнение воли государственной власти, учредители в прекращении юридического лица, как субъект права. Можно связать ликвидацию юр. лица с его завершение, как субъекта права или участника гражданских правоотношений без передачи прав и возможности его оригинального правопреемства другим лицам.

А.В. Габов писал о том, что фактическая ликвидация выглядит, как юридический вид, а его прекращение — это следствие его свершения и данный юридический факт, является последним в данном составе.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ликвидация выглядит, как различные явления и будет соотнесена с разными правовыми формами. Часто в различных источниках и правовой практике ее смысл раскрывается через такие слова, как ответственность, юридическая процедура, правоотношение, сделка и юридический факт. Если опереться на достигнутых результатах исследований в этой области, остановимся на этих вопросах, которые требуют анализа, и исследуем, насколько верно употреблять обозначенные инструкции для выявления ликвидируемого юридического лица.

Судебный опыт даст возможность для использования категорий ответственности и мер защиты права и законного интереса других лиц для начала ликвидация организации происходит в принудительном порядке. Если проверить конституционность приложения ст. 61 ГК РФ, Конституционный Суд России указал на то, что в ликвидации юридического лица, предусмотренной этой нормой, которая будет санкцией за нарушение обязательного для юридического лица нормативного акта. Данная санкция по этому правовому признаку не может назначаться лишь для формального обоснования нарушения законодательства, а должна быть применена в соответствии с главным принципом для собственности и быть соразмерной допущенным юридическими лицами нарушениям и вызванным ими последствиям.

В юридических источниках были высказаны точки зрения о том, что ликвидация любой организации выглядит, как отношение.

С этой точки зрения, ликвидация выглядит, как сложный и длительный факт, который состоит из разных этапов и мероприятий, в этих рамках возникли различные правоотношения. Они в общности образовали данную систему, которые возникают в связи с ликвидацией организации. Это понимание фактов будет сведено к форме для организации чего то, что представляет собой единство закономерностей, которые расположены и находящиеся во взаимной связи элементов. Данное определение отмечает , что ликвидированные юридические лица образуют целостную структуру последовательностей, которые взаимосвязаны элементами.

В связи с этим можно определить ликвидацию организации, как систему правоотношений, которые находятся в динамике, и влекут полное завершение юридических лиц без передачи прав и обязательств в порядок универсального права к другим организациям. Логично будет оперировать понятием правоотношений, который возникают в ходе ликвидации юридического лица.

Читайте так же:  Какие документы подаются при регистрации ооо

Ликвидация организации может обозначить, как юридическую процедуру, представляющую собой целостную структурированную систему последовательных взаимосвязанных правоотношений (элементов), находящихся в динамике, при возникновении, изменений или прекращение которых будет комплекс разных юридических факторов и реальных составов.

Такая юридическая процедура повлечет остановку юридических лиц без перехода прав и обязательств в порядке универсальных прав к некоторым лицам и сопровождаемый определенными действиями органов юридических лиц, и органов государственной власти и завершается внесением соответствующей записи исключении организации.

По правилам, юридических лиц можно ликвидировать как добровольно, так и принудительно на основании судебных актов.

Интересно, что в большинстве юридических лиц добровольная ликвидация не будет препятствовать в обращении в суд о принудительном ликвидации при наличии для этого оснований. В этом случае, невыполнение условий участников юридических лиц при добровольной ликвидации, и принятие решения о ликвидации без должного назначения комиссии и без определений порядков и срока не являются основанием для подачи иска в суд с о принудительном ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых норм.

В своем правовом последствии, институт по ликвидации юридических лиц разделяется на несколько институтами – это реорганизация и ликвидация. Таким образом, они разделяются в законодательстве:, например, в статье 57 ГК РФ тут говорится о реорганизации юридического лица и в статье 61 ГК РФ – об ликвидации юридических лиц.

Таким образом, ликвидация юридического лица может происходить в разных формах. По статье 58 ГК РФ, при объединении юридических лиц их права и обязанности наследуются вновь возникшим юридическим лицом в соответствии с актом. При объединении юридических лиц, к последнему переходят все права и обязанности присоединенной стороны в соответствии с нужным актом. При раздвоении юридических лиц его права и обязанности наследуются вновь возникшими юридическими лицами в соответствии с разделительным правилом. Если выделить из состава юридического лица нескольких юридических лиц, то к каждому из них перейдут права и обязанности разделенного юридического лица в связи с разделительным правилом. При изменении юридического лица одной формы в юридическое лицо другой формы к новому юридическому лицу перейдут все права и обязанности разделенного юридического лица в соответствии с передаточным балансом. При полном различии данных форм, общность между ними заключена в правах и обязанностях прежде действовавшего юридического лица, перейдут к новому юридическому лицу.

Отличие всех форм реорганизации ликвидация приведет к прекращению правоспособности и прежде действовавших юридических лиц без какой-либо передачи прав и обязанностей ликвидированного юридического лица к другим его правам.

Ликвидация юридических лиц, которая рассматривается в ГК РФ как следствие прекращения обязательств. По статье 419 ГК РФ, обязательства прекращаются при ликвидации юридических лиц, когда правовыми актами исполнятся обязательства ликвидированного юридического лица, которые будут возложены на другое лицо.

Таким образом, ликвидация юридических лиц представляет собой способ завершения его деятельности при отсутствии преемственности в его правах и обязанностях [3,c. 12].

1.2. Основания и порядок ликвидации юридических лиц

Основания по ликвидации юридического лица прописаны в п. 2 ст.61 ГК РФ, а также в других законах РФ.

Юридическое лицо будет ликвидировано принудительно по таким основаниям как:

  1. организация деятельности без надлежащего разрешения;
  2. многократное или грубое нарушение закона или иных правовых актов.

По закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [3,c. 28], регистрирующий орган может обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если оно допустило грубое нарушение закона или других нормативных актов государственной регистрации.

Органы налоговой на основе прав обращаются в суд с иском о ликвидации юридических лиц и в случае многократного или очень грубого нарушения законодательства.

Такое нарушение – это систематическое отклонение организацией от формирования отчетов о ее финансовой деятельности и документов для исчисления и уплаты налогов.

ПРОБЛЕМЫ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

студент, институт права ВолГУ,

В современное время, день за днем происходят различные объединения людей в группы (союзы) для соединения воедино капиталов, усилий каждого из участников, преследуя определенные цели, в зависимости от тех или иных обстоятельств. Конструкция юридического лица – это главенствующая форма, в которой реализуется коллективное участие в выражении права в гражданском обороте.

Формирование института юридического лица основывается на аналогичных обстоятельствах, относящихся к эволюции, формированию права в целом. Иными словами, основой является прогресс общественного сознания, усовершенствование производственных отношений, становление социальной организации. Определенный этап развития общества нашел необходимость в создании института юридического лица, что объясняется тем, что регулирование правом отношений, в которых участие принимают исключительно физические лица (единственные субъекты права), недостаточно в условиях прогрессирующего экономического оборота в данное время.

Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

В определении закреплены следующие признаки юридического лица: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени.

Юридическое лицо обладает правоспособностью, а также дееспособностью, имеет специфику в регулировании индивидуализации правом, располагает представительствами, филиалами.

В современное время принято дифференцировать множество способов, с помощью которых возможно осуществить образование юридического лица: смешанный; уведомительный; разрешительный; распорядительный; явочный; некоторые другие.

Читайте так же:  Сайт регистрации предприятий

Момент внесения информации в Единый реестр юридических лиц государства – точка отсчета, после которой можно считать данное образование официально созданным.

Прекращение деятельности юридических лиц возможно в двух формах — реорганизация и ликвидация. Реорганизация — это такое прекращение деятельности юридического лица, которое влечет его исключение из состава участников гражданского оборота с передачей прав и обязанностей другому лицу. Известны пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (ст. 57 ГК РФ). Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей (правопреемства) к другим лицам (ст. 61 ГК РФ), законодательством специально не предусмотрен переход прав и обязанностей к другим лицам.

В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица означает его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, следовательно, предполагается исключение юридического лица из гражданского оборота и прекращение записи о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Актуальность проблемы ликвидации юридических лиц обусловлена общественной значимостью этого правового института. Об этом свидетельствует постоянное совершенствование соответствующих норм гражданского права путем внесения изменений и дополнений в действующий ГК РФ.

Научные дискуссии по проблеме ликвидации юридических лиц, как правило, рассматриваются в сравнении с реорганизацией. Правоотношения по ликвидации юридических лиц должны определяться как правовое состояние, образующихся в форму юридического лица и составляющих его содержание.

В настоящее время все случаи ликвидации можно подразделить на ликвидацию добровольную и принудительную. Основаниями добровольной ликвидации юридических лиц (с учетом особенностей для каждого из видов юридических лиц) являются принятием решения и это решение может быть принято по любым основаниям, а также без объяснения таких причин – для этого достаточно решения собственников (учредителей, акционеров) [1, с. 216].

Принудительная ликвидация юридических лиц (по решению суда) является мерой публично-правовой ответственности или мерой защиты гражданских прав и обязанностей. Основания ликвидации как меры ответственности должны быть предусмотрены Кодексом об административных нарушениях РФ (далее – КоАП РФ).

В современных экономических условиях необходимо также ввести меры в соответствии с Уголовном кодексом РФ (далее – УК РФ) юридических лиц за совершение экономических преступлений и предусмотреть в качестве уголовно-правовой санкции их ликвидацию. Порядок и последствия признания недействительным решения о создании юридического лица, по основаниям действующего ГК РФ не предусмотрены, в связи с этим, в ст. 61 ГК РФ необходимо предусмотреть положение и возможности, обязывающее уполномоченный орган предъявлять иск о ликвидации юридического лица [4, с. 101].

На основании вышеизложенного следует отметить, что, как правило, ликвидация юридических лиц происходит по решению учредителей, то есть добровольно. В следствии чего юридические лица проходят один из этапов ликвидации юридических лиц. В течение двух месяцев с момента получения письменного уведомления или даты публикации кредиторы имеют право предъявить свои требования по выплате задолженности.

Таким образом, ликвидация юридического лица не может быть менее двух месяцев со дня принятия решения о ликвидации. Действующее законодательство, в том числе закон о государственной регистрации не ограничивает максимально возможный срок по ликвидации юридических лиц [2, с. 36].

Стоит отметить два значимых момента, связанных с подготовкой и утверждением (учредителями, акционерами) промежуточного и ликвидационного балансов в период ликвидации юридических лиц.

Во-первых, закон не предусматривает какие-либо дополнительные документы бухгалтерской отчетности, за исключением промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов. На практике, как правило, встречается то, что налоговые органы требуют предоставления текущей квартальной бухгалтерской отчетности, и, более того, накладывают штрафы за ее непредставление. Анализируя множество научных статей, можно проследить мнение авторов, заключающееся в том, что данные требования в соответствии с действующим законодательством – некорректны.

Во-вторых, не имеют место какие-либо нормативные документы, которые бы разрабатывали, утверждали форму предоставления в налоговый орган промежуточного и ликвидационного балансов. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается либо согласовывается собственниками ликвидируемого юридического и после этого производится удовлетворение требований кредиторов в порядке очередности, в соответствии с действующим ГК РФ. Следовательно, составляется ликвидационный баланс, который также утверждается собственниками и оставшееся имущество передается им [5, с. 219].

Необходимо отметить, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование лишь после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Эту информацию ликвидационная комиссия или один член этой комиссии может узнать по истечении пяти рабочих дней после предоставления сведении ликвидационного баланса, если эти сведения устроят налоговый орган.

Таким образом, представляется, что действующее российское законодательство о ликвидации юридического лица требует совершенствования [3, с. 89].

Видео (кликните для воспроизведения).

Список литературы:

  1. Александрова С.В. Некоторые аспекты правовой природы ликвидации юридического лица // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2013. — №15. — С. 216-219.
  2. Батищев И.С. Несколько слов о ликвидации юридических лиц в РФ // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2014. — №3. — С. 36-38.
  3. Богдановская В.А. Ликвидация юридического лица: понятие и основания // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2014. — №12. — С. 88-90.
  4. Болдырев Е.О. Проблемные вопросы ликвидации юридических лиц [Текст] // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2015. — №11. — С. 101-103.
  5. Кодолова Н.Д. Ликвидация юридического лица // Вестник Чувашского университета. — 2015. — №2. — С. 219-221.

Источники

Актуальные проблемы реорганизации юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here