Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам

Главное в статье: "Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Подведомственность и подсудность

Понятие и виды подведомственности

Экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений (связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью), разрешаются различными органами гражданской юрисдикции:

  1. во-первых, государственными органамисудебной власти — в основном арбитражными судами, а также судами общей юрисдикции;
  2. во-вторых, государственными органами исполнительной власти, в основном в предварительном внесудебном порядке, например, налоговыми органами;
  3. в-третьих, в частноправовом порядке: в согласительном порядке сторонами (при наличии установленного федеральным законом обязательного претензионного порядка разрешения спора, в рамках процедур медиации и иных до- и внесудебных форм урегулирования споров), а также третейскими судами, международными коммерческими арбитражами как органами частноправового применения.

Подведомственность — это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Для определения подведомственности арбитражного суда используются следующие критерии.

Первый и основной критерий — спор либо иное дело должны носить экономический характер и быть связаны с предпринимательской либо иной экономической деятельностью.

К экономическим спорам относятся споры из гражданских (ст. 28 АПК РФ) и административных и иных публичных правоотношений (ст. 29). Характер правоотношения является оценочной категорией, и его выяснение связано с оценкой целой группы фактических обстоятельств. Внешним признаком отраслевой принадлежности правоотношений является местоположение регулирующих их правовых норм.

Второй критерий — субъектный состав сторон. Согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, — с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).

К числу субъектов споров, которые рассматриваются арбитражными судами, относятся:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  • юридические лица,
  • граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя,
  • Российская Федерация,
  • субъекты Российской Федерации,
  • муниципальные образования,
  • государственные органы, иные органы,
  • должностные лица,
  • прокуроры,
  • иностранные организации,
  • международные организации,
  • иностранные граждане,
  • лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность,
  • организации с иностранными инвестициями.

Помимо указанных критериев (экономического характера (предмета) спора и его связи с предпринимательской и иной экономической деятельностью, а также субъектного состава), в процессуальном законодательстве используются иные дополнительные критерии подведомственности: наличие договора между сторонами спора, спорность либо бесспорность права, а также характер нормативного акта (по признаку нормативности и предмета его регулирования).

Выделяют несколько видов подведомственности.

По терминологии АПК РФ к специальной подведомственности арбитражных судов отнесены следующие категории дел (ст. 33 АПК РФ):

  1. о несостоятельности (банкротстве);
  2. по корпоративным спорам, указанным в ст. 225.1 АПК РФ;
  3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  4. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
  5. по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
  6. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

К специальной подведомственности отнесены также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом. Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным судам (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности.

Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:

  • дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;
  • когда федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, например налоговыми органами.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению в любой орган, названный в законе.

Перечень экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений, рассматриваемые арбитражным судом

Учитывая характер спорных правовых отношений, рассматриваемых в арбитражных судебных органах, данным органам подведомственны дела из класса гражданских правовых отношений. Существует перечень дел, имеющих гражданский характер правовых отношений, которые рассматриваются в арбитражных судебных органах:

  • судебные разбирательства, которые рассматривают наличие разногласий в договорах;
  • судебные дела о возмещении убытков;
  • споры, которые имеют преддоговорный характер, если одна их сторон уклоняется от заключения данной сделки;
  • судебные разбирательства о признании прав собственности;
  • споры, которые касаются отказа коммерческой организации от заключения договора публичного характера;
  • судебные разбирательства, которые касаются отказа от заключения основного договора при наличии предварительного соглашения;
  • судебные разбирательства, которые касаются требования собственником или владельцем собственного имущества, которым завладело постороннее лиц на незаконных основаниях;
  • споры, в которых рассматривается факт внесения изменений или расторжения договора;
  • судебные разбирательства, которые касаются ненадлежащего исполнения или отказа от исполнения условий договоров;
  • споры о нарушении прав собственников, владельцев, которые не связаны с лишением владений;
  • споры по исполнению вексельных обязательств и др.
Читайте так же:  Нкнх акции привилегированные дивиденды

Рассмотрение экономических споров в арбитражных судах

В соответствии с действующим законодательством арбитражным судам подведомственны дела по экономическим и другим спорам, связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, возникающим между:

  • юридическими лицами (организациями);
  • гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя;
  • юридическими лицами с одной стороны, и индивидуальными предпринимателями — с другой.

В случаях, специально предусмотренных законом, арбитражным судам подведомственны также дела по спорам указанной выше категории с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, а также образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, подавляющее большинство экономических споров рассматривается и разрешается арбитражными судами.

Система арбитражных судов Российской Федерации закреплена в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Она является частью (подсистемой) судебной системы Российской Федерации и состоит из трех звеньев.

Первое звено системы арбитражных судов — федеральные арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Данные суды рассматривают основной массив дел по первой инстанции, а также рассматривают дела в порядке апелляционного производства по жалобам на решения, не вступившие в законную силу.

Второе звено — это 10 окружных арбитражных судов, основной задачей которых является рассмотрение дел в порядке кассационного производства. Каждый из 10 окружных арбитражных судов является кассационной инстанцией по отношению к тем судам субъектов РФ, которые входят в данный судебный округ.

Третье звено системы арбитражных судов — это Высший арбитражный суд РФ, который в соответствии со ст. 127 Конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Рассмотрение споров осуществляется арбитражными судами в порядке и процессуальных формах, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Субъектами процессуальных отношений являются, с одной стороны, суд, с другой — участники процесса.

Участниками процесса признаются лица, участвующие в деле, и лица, содействующие правосудию.

К лицам, участвующим в деле, относятся стороны (истец и ответчик), третьи лица, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, выступающие в защиту чужих интересов в силу возложенных на них законом функций.

В состав лиц, содействующих правосудию, входят представители в суде, свидетели, эксперты, переводчики.

Процессуальным действием, инициирующим возбуждение дела в арбитражном суде первой инстанции, является предъявление иска. Лицо, права или законные интересы которого нарушены или оспариваются, подает в суд исковое заявление с соблюдением требований ст. 102 АПК РФ.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Какой-либо специальной формы или бланка искового заявления не существует. Закон устанавливает лишь необходимый перечень сведений, которые во всяком случае должны содержаться в исковом заявлении.

В заявлении должны быть указаны:

  1. наименование суда, в который подается заявление;
  2. наименование истца, его место нахождения, а если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  3. наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
  4. требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;
  5. обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  6. цена иска, если иск подлежит оценке;
  7. расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, если истец требует взыскания денежных средств или оспаривает какую-либо денежную сумму (например, сумму наложенного на него штрафа);
  8. сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
  9. сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска, если такие меры принимались;
  10. перечень прилагаемых к заявлению документов.

Заявление подписывается истцом или его представителем. К исковому заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Кроме того, истец перед подачей заявления в суд обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также уплатить государственную пошлину за рассмотрение дела. Уведомления о вручении указанных копий и квитанция об уплате госпошлины также прилагаются к исковому заявлению.

После принятия искового заявления судья арбитражного суда производит действия по подготовке дела к судебному разбирательству, руководствуясь гл. 15 АПК РФ, и назначает дело к слушанию. Непосредственное разбирательство дела проходит в форме судебного заседания. В судебном заседании истец должен представить доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований, а ответчик — признать или опровергнуть заявленные требования.

Согласно действующему в гражданском и арбитражном процессе правилу о распределении бремени доказывания каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Если, например, истец требует от ответчика возмещения убытков, он должен доказать: а) сам факт причинения ему убытков, б) их размер, а также в) то, что они причинены именно ответчиком или, по крайней мере, последний ответствен за их причинение.

Ответчик же должен доказывать обстоятельства, освобождающие его от ответственности, например то, что убытки были причинены вследствие обстоятельств непреодолимой силы или при отсутствии его вины (в случае, если вина является условием ответственности), а также обстоятельства, опровергающие утверждения и доводы истца.

Читайте так же:  Зарплата номинального директора

Прежде всего, суд заслушивает объяснения истца и ответчика, а затем других лиц, участвующих в деле. Все лица, участвующие в деле, вправе задавать друг другу вопросы, а судьи вправе задавать вопросы лицам, участвующим в деле.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд с учетом их мнения устанавливает порядок исследования других доказательств. В соответствии с этим порядком допрашиваются свидетели и эксперты (которые перед допросом предупреждаются под расписку об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний), исследуются письменные и вещественные доказательства, при необходимости производится осмотр доказательств на месте, воспроизводятся аудио- и видеозаписи.

Все собранные по делу доказательства суд должен исследовать непосредственно: судьи сами должны ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства, заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов и т. д. В случае, если такие объяснения, показания, заключения представлены в письменной форме, они должны быть оглашены в судебном заседании.

После завершения исследования всех доказательств начинаются судебные прения, которые состоят из устных речей лиц, участвующих в деле, и их представителей. В этих выступлениях участники спора обосновывают свою позицию по делу.

После произнесения речей всеми участниками прений каждый из них может выступить вторично в связи со сказанным в речах (право реплики). Право последней реплики всегда принадлежит ответчику и (или) его представителю.

Затем суд удаляется в совещательную комнату для постановления решения.

По результатам рассмотрения дела может быть принято одно из следующих решений:

  • удовлетворить исковые требования истца;
  • удовлетворить исковые требования частично, а в остальной части в иске отказать;
  • полностью отказать в иске.

При этом в случае удовлетворения иска суд вправе:

  • выйти за пределы исковых требований;
  • уменьшить в исключительных случаях размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию со стороны, нарушившей обязательство;
  • отсрочить или рассрочить исполнение решения.

Оглашение судьей (председательствующим) судебного решения означает завершение рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Однако далеко не всегда завершение рассмотрения дела в суде первой инстанции означает завершение арбитражного процесса. Если стороны или другие лица, участвующие в деле, не удовлетворены решением суда, считают его незаконным или необоснованным, они могут инициировать пересмотр судебного решения.

Ныне действующее процессуальное законодательство предусматривает четыре формы пересмотра судебных решений:

  • производство в апелляционной инстанции;
  • производство в кассационной инстанции;
  • производство в порядке надзора;
  • пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам.

Все перечисленные выше формы пересмотра судебных решений представляют собой особые стадии арбитражного процесса и регулируются соответствующими главами АПК РФ.

Статья 29 АПК РФ. Компетенция арбитражных судов по экономическим спорам и другим делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (действующая редакция)

1. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2012 N 317-ФЗ;

1.1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

1.2) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2012 N 317-ФЗ.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 29 АПК РФ

1. Предусмотренное ст. 125 Конституции РФ полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции только Конституционного Суда РФ. По смыслу ст. ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ, арбитражные суды не могут признавать названные в ее статье 125 (п. п. «а» и «б» ч. 2 и ч. 4) акты не соответствующими Конституции РФ и потому утрачивающими юридическую силу.

2. Арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона. Обязанность обратиться в Конституционный Суд РФ с таким запросом, по смыслу ч. ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. ст. 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120, существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ.

3. Защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом. Поэтому суды должны принимать иски граждан и юридических лиц о признании недействительными актов, изданных органами управления юридических лиц, если эти акты не соответствуют закону и иным нормативным правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы этих граждан и юридических лиц, поскольку такие споры вытекают из гражданских правоотношений.

Читайте так же:  Открыть ооо с одним учредителем пошаговая инструкция

4. В частности, подлежат рассмотрению судами споры по искам о признании недействительными решений собрания акционеров, правления и иных органов акционерного общества, нарушающих права акционеров, предусмотренные законодательством.

5. При решении вопроса о подведомственности спора, связанного с признанием недействительным (полностью или частично) ненормативного акта, арбитражному суду необходимо исходить из характера оспариваемого акта — нормативный он или индивидуальный. При этом следует иметь в виду, что нормативные акты устанавливают правила поведения, рассчитанные на многократное применение и адресованные неопределенному кругу лиц.

6. Нормативные правовые акты, если иное прямо не предусмотрено федеральным законом, обжалуются в суд общей юрисдикции. Арбитражным судам подведомственны дела по жалобам на правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые распространяются на определенный круг субъектов правового регулирования, то есть не носящие нормативный характер, — на индивидуальные акты.

7. Индивидуальный акт правил поведения не содержит, а устанавливает конкретные предписания.

8. Если, по мнению организации (гражданина-предпринимателя), индивидуальный акт не соответствует законодательству и нарушает охраняемые законом права и интересы этой организации (гражданина-предпринимателя) и она обращается в арбитражный суд за защитой от имеющих место нарушений, исковое заявление следует принимать к производству, несмотря на то, что в оспариваемом акте не указаны конкретно предприятия, учреждения, организации, на которые он распространяется.

9. При установлении незаконности изданного индивидуального акта он должен быть признан недействительным (полностью или частично) в части касающихся охраняемых законом прав и интересов заявителя.

10. Принимая такое решение, арбитражный суд одновременно защищает охраняемые права и интересы других лиц, не являющихся сторонами по делу.

11. Поэтому, если другие предприятия, учреждения, граждане-предприниматели считают, что этим же актом нарушены и их права и интересы, они могут предъявить самостоятельные требования.

12. Требования комитета по управлению имуществом города о признании недействительными актов органов государственного управления, нарушающих право собственника муниципального имущества, подведомственны арбитражному суду.

13. Предприятие, учреждение, организация вправе обжаловать в арбитражный суд принятое руководителем государственной налоговой инспекции или его заместителем решение (не носящее нормативный характер), если считает его незаконным.

14. Заявления о признании недействительными актов ликвидированных органов управления арбитражному суду подведомственны. Поэтому, если истец считает, что изданный акт органом управления, который в последующем был ликвидирован, является незаконным, арбитражный суд не может отказывать истцу в защите его прав и интересов. Арбитражному суду необходимо установить (если в надлежащем порядке не указан правопреемник ликвидированного органа управления), к какому органу перешли функции по изданию подобных актов. При установлении такого органа управления он должен быть привлечен стороной по делу.

15. Антимонопольный орган вправе обращаться в арбитражный суд с требованием о взыскании с юридического лица штрафа за ненадлежащую рекламу.

16. Решения антимонопольного органа могут быть оспорены в арбитражном суде и в том случае, когда они не связаны с осуществлением контррекламы.

17. При обращении в суд с требованием о признании недействительным постановления о наложении штрафа за неисполнение предписания антимонопольного органа заявитель вправе оспорить законность предписания, которое не обжаловалось ранее в судебном порядке.

18. Акты антимонопольного органа, которыми установлено отсутствие нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе», могут быть оспорены в суде.

19. Споры между индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами, возникающие в связи с исчислением подоходного налога, подведомственны арбитражным судам независимо от основания возникновения спора.

20. Соответственно, спор между индивидуальным предприятием и органом налоговой инспекции подведомствен арбитражному суду.

21. Согласно п. 2 ст. 11 ГК РФ решения о регистрации товарного знака, регистрации и предоставлении права пользования наименованием места происхождения товара, признании недействительной регистрации товарного знака или регистрации наименования места происхождения товара и выдачи свидетельства на право наименования места происхождения товара, принятые Палатой по патентным спорам Роспатента, поскольку они приняты в административном порядке и затрагивают гражданские права, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в арбитражный суд.

22. Арбитражным судам подведомственны дела об обращении взыскания на имущество должника в случае отсутствия на его счете денежных средств, подлежащих взысканию в безакцептном (бесспорном) порядке.

23. Так, при отсутствии на счете плательщика денежных средств иски отделений Пенсионного фонда России о взыскании страховых взносов с одновременным обращением взыскания на имущество плательщиков страховых взносов подлежат рассмотрению в арбитражных судах.

24. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ арбитражным судам подведомственны дела по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

25. Соответственно, индивидуальный предприниматель, привлеченный к административной ответственности по решению административной комиссии в связи с ненадлежащим осуществлением им предпринимательской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным указанного акта административной комиссии.

26. При применении коммент. статьи необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В связи с этим указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 34, а также названные в ст. 192 АПК РФ, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела, в частности, в ст. 138 НК РФ.

Читайте так же:  Министерство юстиции регистрация юридических лиц

27. Дела, связанные с обжалованием постановлений налоговых органов о привлечении индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за допущенные при осуществлении предпринимательской деятельности нарушения, также подлежат рассмотрению в арбитражных судах.

28. Арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными актов органов юстиции с отказом о проставлении апостиля на документах юридических лиц, направляемых в органы иностранных государств.

29. Статьи 29 и 150 АПК РФ во взаимосвязи со ст. ст. 137 и 138 НК РФ не препятствуют обжалованию в судебном порядке актов Министерства финансов РФ, если эти акты порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам. При рассмотрении подобных дел арбитражные суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, что порядок и форма принятия обжалуемого акта соблюдены (либо не соблюдены); они обязаны выяснить, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах, и в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав; иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции РФ.

30. Нормативные положения, содержащиеся в ст. ст. 137 и 138 НК РФ, во взаимосвязи с положениями коммент. статьи и ст. 198 АПК РФ не исключают обжалование в арбитражный суд решений (актов ненормативного характера) любых должностных лиц налоговых органов и, соответственно, полномочие арбитражного суда по иску налогоплательщика проверять их законность и обоснованность.

31. См. также комментарий к ст. ст. 27, 33, 171, 197, 207, 212 АПК РФ.

Подведомственность экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений

Арбитражные суды рассматривают экономические споры, которые возникают на почве гражданских правовых отношений.

Подведомственность арбитражных судебных органов рассматривается как подведомственность специализированных судебных органов. Подведомственность арбитражных судебных органов определяется в соответствии с ключевыми критериями. Ключевым фактором является характер рассматриваемых правовых отношений, который предусматривает наличие экономического спора, возникающего из гражданских правовых отношений.

Дела по искам юридических лиц о взыскании выделенных бюджетных денежных сумм. Споры между профсоюзом и работодателем, не перечислившим или несвоевременно перечислившим членские профсоюзные взносы

Граждане, которые имеют статус юридического лица, имеют право обратиться в арбитражный суд с требованием о взыскании выделенных ранее бюджетных финансовых средств. Данные иски составляются в отношении органов, в распоряжении которых находятся бюджеты различных уровней. Члены профсоюза имеют право составить письменное заявление на имя работодателя об удержании членских взносов из заработной платы, а также о дальнейшем перечислении их на счета профсоюзов. Соответственно, работодатель обязан перечислять данные взносы в соответствии с установленным графиком, а также не имеет права задерживать процесс перечисления взносов. В случаях нарушения данной нормы законодательства должен быть составлен иск от имени прокурора или профсоюзной организации для дальнейшего рассмотрения в арбитражном суде. Спор между профсоюзной организацией и работодателем, который вовремя не перечислил деньги на счет организации, имеет экономический характер, поэтому подлежит рассмотрению в арбитражных судебных органах.

Подведомственность экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений. Понятие экономического спора, подведомственного арбитражному суду

Арбитражные суды должны рассматривать экономические споры, которые возникают на почве гражданских правовых отношений, а также любые иные судебные дела, которые связаны с проведением экономической и предпринимательской деятельности со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные судебные разбирательства должны рассматриваться в порядке искового судебного производства. Также подведомственность арбитражных судебных органов включает все предусмотренные законодательством случаи, когда участниками дел выступают любые организации или граждане. Исключением является круг дел, которые рассматривают столичные суды. Рассматривая подведомственность арбитражных судов, стоит уточнить понятие экономических споров. К классу экономических судебных споров, подведомственных арбитражным судебным органам, относятся все судебные разбирательства, которые возникают на почве гражданских или иных правовых отношений. Данные споры связаны с процессами осуществления гражданами и организациями экономической и предпринимательской деятельности. Поэтому арбитражные судебные органы обязаны разрешать все экономические споры и рассматривать другие судебные дела при участии следующих лиц:

  • организаций, которые официально являются юридическими лицами;
  • граждан, которые имеют статус индивидуального предпринимателя;
  • лиц, которые занимаются экономической или предпринимательской деятельностью без прохождения процедуры регистрации юридического лица.

Понятие, виды и правила о подсудности

Институт подсудности разграничивает подведомственные арбитражным судам дела между различными звеньями судебно-арбитражной системы. Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности — родовая и территориальная.

Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу все споры, подведомственные арбитражному суду, разрешаются арбитражными судами субъектов РФ, за исключением споров, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ и федеральных арбитражных судов округов.

Подсудность Высшему Арбитражному Суду РФ согласно ч. 2 ст. 34 АПК РФ заключается в следующем. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции:

  1. дела об оспаривании нормативных правовых актовПрезидента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  3. экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов рассматривают в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 3 ст. 34 АПК РФ).

Читайте так же:  Как узнать закрыта ли организация в налоговой

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т. е. краевых, областных и приравненных к ним арбитражных судов субъектов РФ. Территориальная подсудность может быть общей, альтернативной, исключительной, по связи дел и договорной.

В соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ). Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Правила альтернативной подсудности по выбору истца установлены ст. 36 АПК РФ. Например, иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.

Исключительная подсудность характеризуется тем, что дело должно быть рассмотрено только строго определенным в АПК РФ арбитражным судом (ст. 38 АПК РФ). Например, иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.

Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ). В этот же арбитражный суд предъявляется исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора (ст. 50 АПК РФ).

В соответствии с правилами договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная в АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторон (пророгационные соглашения).

Дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду.

Арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если:

  1. ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в арбитражный суд по месту его нахождения или месту жительства;
  2. обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
  3. при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
  4. при рассмотрении дела в суде было установлено, что одной из сторон в споре является тот же арбитражный суд;
  5. после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможно сформировать состав суда для рассмотрения данного дела.

О передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда выносится определение, которое может быть обжаловано. Споры о подсудности между арбитражными судами в РФ не допускаются.

Процессуально-правовые последствия неподсудности дела арбитражному суду являются основанием для возвращения искового заявления (п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ). По смыслу закона (ст. 39 АПК РФ) дело, принятое арбитражным судом к своему производству с нарушением правил о подсудности, должно быть передано для рассмотрения в другой суд.

Правовое регулирование экономических отношений

Споры о возмещении убытков, причиненных актами государственных и иных органов, а также действиями должностных лиц, не соответствующими законодательству, разрешаются в арбитражном суде, если требования предъявлены организацией или гражданином-предпринимателем

Граждане, организации и учреждения имеют право на обжалование любых нормативных актов государственных или муниципальных органов, а также таких действий должностных лиц, которые нарушают их права и интересы в арбитражных судебных органах. Предметом споров является дальнейшее признание государственных и прочих нормативных актов недействительными, если они:

  • не соответствуют действующему законодательству;
  • нарушают права граждан;
  • касаются интересов организаций и предпринимателей.

Подобные споры рассматриваются в арбитражных судебных органах. Судебные споры о дальнейшем возмещении убытков, участниками которых выступают организации или предприниматели, подлежат рассмотрению в арбитражных судах. К числу подобных дел относятся споры, которые касаются возмещения убытков, причиненных следующими действиями:

  • выдачей незаконных актов государственными или иными органами;
  • действиями должностных лиц, которые противоречат закону.

Споры между гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между указанными гражданами и юридическими лицами

Рассмотрению в арбитражных судебных органах подлежат все споры, касающиеся осуществления экономической и предпринимательской деятельности граждан, которые имеют следующий состав:

  • между зарегистрированными индивидуальными предпринимателями;
  • между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

В процессе рассмотрения и разрешения подобных споров арбитражные суды должны использовать законодательные нормы, которые регламентируют деятельность юридических лиц, которые являются коммерческими организациями. Если же в судебном деле участвует гражданин, который занимается предпринимательством, но не прошел процесс государственной регистрации и не получил статус индивидуального предпринимателя, то такие дела должны рассматриваться в судах общей юрисдикции.

Дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций

В судебный арбитражный орган с заявлением о требовании взыскания определенных законом санкций и платежей, при условии что законодательством не устанавливается другой порядок взыскания, могут обратиться любые государственные органы, учреждения, которые занимаются местным самоуправлением, а также прочие органы, которые наделены функциями финансового контроля.

Такое взыскание может осуществляться в отношении любых лиц, которые осуществляют любые виды предпринимательской или экономической деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заявление с требованием о взыскании должно предоставляться в арбитражный судебный орган, при условии, если ранее не было выполнено требование заявителя об добровольной уплате задолженности или срок для внесения данной суммы был упущен. Заявление, в котором выражены требования о взыскании с граждан и предприятий задолженностей или санкций, должно полностью соответствовать требованиям действующего законодательства.

Источники

Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here