Аудит годовой финансовой отчетности

Главное в статье: "Аудит годовой финансовой отчетности" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Когда и как проводится аудит по МСФО: задачи, основания и этапы процедуры

Сервис по МСФО дает очевидные преимущества при ведении бизнеса:

  • детализация финансовой информации;
  • прогрессивность менеджмента;
  • единая отчетность холдинга по всем видам деятельности;
  • cнижение процентов по кредитам.

Посмотреть перечень актуальных услуг.

Аудит отчетности по МСФО позволит повысить доверие к отчетности компании, использовать отчетность в качестве весомого аргумента в переговорах с партнерами, в том числе с зарубежными.

Подготовка МСФО-отчетности методом трансформации поможет привести финансовую отчетность в соответствие с международными стандартами и наладить процесс взаимодействия с зарубежными кредиторами и инвесторами.

Требуется провести грамотное сложение показателей отдельных компаний в рамках МСФО? Консолидация отчетности — оптимальное решение.

При необходимости получить в строго определенные сроки данные от каждой дочерней компании в едином формате и на базе единой учетной политики — выручают услуги подготовки и аудита отчетности по МСФО дочерних компаний.

Помощь независимой консалтинговой компании с солидным опытом и проверенной репутаций — возможность грамотно и безошибочно провести аудиторские проверки любого типа.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) с каждым годом все больше используются в работе российских компаний. В нашей стране применение МСФО поддерживается на государственном уровне: стандарты МСФО в России вступают в силу после соответствующего Приказа Министерства финансов РФ. Проведение аудита отчетности по МСФО крупными российскими компаниями является немаловажным фактором вхождения России в международное экономическое сообщество и привлечения иностранных инвесторов.

Давайте вместе рассмотрим, как проводится аудит финансовой отчетности организации по МСФО и в каких случаях он необходим.

Применение и реализация требований МСФО в России

Разработкой Международных стандартов финансовой отчетности (МФСО; IFRS — International Financial Reporting Standards) занимается международная профессиональная неправительственная организация СМСФО (Совет по международным стандартам финансовой отчётности; IASB — International Accounting Standards Board). Цель создания этих стандартов — унификация бухгалтерских документов разных стран, необходимость в которой возникла в связи с активной экономической интеграцией. Стандарты МСФО позволяют эффективно и объективно сравнивать финансовую деятельность различных компаний на международном уровне.

Особенность стандартов МСФО заключается в том, что они основаны на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Базовые принципы МСФО перечислены в документе «Концептуальные основы финансовой отчетности» (на территории РФ введен в действие с 9 июня 2014 года). Согласно данному документу финансовая отчетность должна быть уместной и достоверной, полной, нейтральной, отражающей сущность экономических явлений, а не просто представляющей их юридическую форму. Основные пользователи МСФО — компании-партнеры, кредиторы, а также существующие и потенциальные инвесторы.

Какие организации заинтересованы во внедрении стандартов международной финансовой отчетности?

В России отчетность по МСФО не является обязательной для всех предприятий, однако для некоторых организаций она крайне необходима:

  • Во-первых, это компании, имеющие зарубежных партнеров или планирующие выход на международный рынок.
  • Во-вторых — те, кто заинтересован в поиске зарубежных инвесторов.
  • В-третьих — организации, финансовое обеспечение которых завязано на получении кредитов у западных банков.

В целом МСФО внедряются организациями, которые ведут бизнес в соответствии с духом и ценностями крупных транснациональных корпораций, для которых важен конечный финансовой результат бизнеса и его капитализация. В связи с тем, что российские предприятия все интенсивней интегрируются в международную экономическую модель, консалтинговые услуги по трансформации отчетности в МСФО сейчас являются крайне востребованными.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Закон № 208-ФЗ), отчетность по МСФО в обязательном порядке обязаны предоставлять кредитные, страховые и клиринговые организации, негосударственные пенсионные фонды, компании, управляющие инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами, федеральные государственные унитарные предприятия (перечень которых утверждается Правительством РФ), открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, а также любые организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах на фондовых биржах.

Особенности аудита по МСФО

Согласно статье 5 Закона № 208-ФЗ, годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному ежегодному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с отчетностью по МСФО. Таким образом, аудит отчетности по МСФО необходим для официального подтверждения достоверности представленной отчетности.

Аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ), а также иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами, включая ГК РФ. Аудиторская организация должна являться членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов, а сведения о ней должны быть внесены в реестр СРО.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», общими принципами аудита являются:

  • независимость;
  • честность;
  • объективность;
  • профессиональная компетентность и добросовестность;
  • конфиденциальность;
  • профессиональное поведение.

Стоит отметить, что в скором времени федеральные стандарты аудиторской деятельности будут заменены Международными стандартами аудита (МСА), согласно постановлению Правительства Российской федерации от 11 июня 2015 г. № 576 «Об утверждении положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории российской федерации». МСА, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров, прежде чем вступить в силу на территории РФ, должны пройти экспертизу и быть признаны в порядке, установленном в вышеназванном Постановлении. На данный момент утвержден порядок проведения экспертизы (Приказ Минфина России от 5 августа 2015 г. № 122н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации»).

Читайте так же:  Аудиторская проверка выделенных субсидий на капитальные вложения

Основания для проведения аудита по МСФО

Согласно Закону № 307-ФЗ, обязательный аудит должен проводиться во всех организациях, которые представляют и (или) публикуют финансовую отчетность по МСФО. Данное требование не касается органов государственной власти и местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также государственных и муниципальных учреждений.

Под финансовой отчетностью в соответствии со статьей 1 Закона № 208-ФЗ понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации как являющейся группой, то есть имеющей дочерние и/или ассоциированные компании (в этом случае речь идет о консолидированной финансовой отчетности), так и не образующей группу.

Этапы аудита финансовой отчетности по международным стандартам

Аудит — процесс, требующий внимания к деталям и создания корректного экспертного заключения, поэтому он проводится по утвержденному плану.

Аудит отчетности по МСФО для компаний, ранее не проводивших его, часто кажется затратным мероприятием. Однако организации, регулярно отчитывающиеся по МСФО, давно включили данную статью расходов в свой бюджет, поскольку роль этого типа аудита в развитии бизнеса может оказаться весьма существенной. Грамотно проведенный аудит позволит повысить качество бизнес-процессов в целом, снизить налоговые риски, выявить и оперативно устранить пробелы в квалификации сотрудников бухгалтерии и отдела МСФО. При этом важно понимать, что результативность аудита во многом зависит от квалификации аудитора и надежности организации, которую он представляет.

Какие организации могут оказать услуги по аудиту и трансформации отчетности по МСФО

В отношении консолидированной финансовой отчетности (отчетности по МСФО) обязательный аудит проводится исключительно аудиторскими организациями. Согласно российскому законодательству (Закон № 307-ФЗ), аудиторские компании должны:

  • заниматься только проведением аудита и оказанием сопутствующих ему услуг;
  • являться действительными членами саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов и значиться в их реестрах;
  • поручать аудит только специалистам с подтвержденной квалификацией (аттестатом аудитора);
  • осуществлять свою деятельность в соответствии с международными стандартами аудита, а также со стандартами аудиторской деятельности СРО аудиторов.

Таким образом, при выборе аудиторской организации необходимо проверить ее участие в СРО, репутацию и срок работы на рынке аудиторских услуг. Также будет важна отраслевая специфика ее клиентов.

Рекомендуем обратить внимание на одного из лидеров на рынке аудиторско-консалтинговых услуг в России — компанию КСК групп. Она занимает 14-е место в списке крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний согласно рейтингам «Эксперт РА». При этом в области юридического консалтинга КСК групп располагается на 1-м месте, в области налогового консалтинга — на 3-м месте. Компания работает на рынке более 20-ти лет, в течение которых было реализовано более 4000 проектов для более чем 1000 клиентов. Штат КСК групп насчитывает более 350 специалистов, обладающих высокими экспертными навыками. Компания работает с представителями следующих отраслей: производство, торговля, строительство и девелопмент, транспорт, услуги и сервис (В2В).

При­со­еди­не­ние Рос­сии к ВТО и ак­тив­ная ин­тег­ра­ция оте­чест­вен­но­го биз­не­са в гло­баль­ную эко­но­ми­ку обу­с­ло­ви­ли не­из­беж­ность при­ме­не­ния уни­вер­саль­ных фи­нан­со­вых язы­ков — МС­ФО и МСА, — спо­соб­ных обес­пе­чить мак­си­маль­ную по­лез­ность фи­нан­со­вой от­чет­нос­ти для са­мых ши­ро­ких де­ло­вых кру­гов. Бла­го­да­ря меж­ду­на­род­ным стан­дар­там все поль­зо­ва­те­ли фи­нан­со­вой ин­фор­ма­ции мо­гут по­лу­чить ее в до­ста­точ­ном для при­ня­тия об­ос­но­ван­ных ре­ше­ний объ­еме, что, не­со­мнен­но, луч­шим об­ра­зом ска­зы­ва­ет­ся на воз­мож­нос­тях при­вле­че­ния ино­стран­но­го ка­пи­та­ла, вы­хо­да на ми­ро­вой ры­нок, и в це­лом — на кон­ку­рен­то­с­по­соб­нос­ти рос­сий­ско­го биз­не­са.

Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Критерии для оценки достоверности сведений

Существуют следующие критерии достоверности, которые применяются при проверке документов:

  • Существование. Аудитор должен убедиться, что материнская фирма действительно владеет дочерними организациями на отчетный период.
  • Права компании. Материнская фирма владеет некоторой долей чистых активов дочерних фирм.
  • Образование. На протяжении отчетного периода в дочерние фирмы инвестировались средства.
  • Полнота. В отчетности должен содержаться полный комплекс сведений.
  • Стоимостная оценка. Балансовая стоимость инвестиций в дочернюю фирму, которые зафиксированы в отчетности, прописана верно.
Читайте так же:  Заявление 13001 на смену учредителя муниципального образования

Существенность этих критериев связана с тем, что главная цель проверки – контроль над правильностью консолидации отчетности, проводимой материнской фирмой.

Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности

Формы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены:

для упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности — приложением № 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н;

для бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в общем порядке — приложениями №№ 1 и 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется по формам, установленным законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Какие бумаги проверяются в процессе аудита

В рамках аудита применяются эти источники информации:

  • Организационно-распорядительные бумаги. К ним относится устав материнской и дочерних фирм, учетная политика, план счетов.
  • Отчетность группы организаций. Бухгалтерская, финансовая (в том числе консолидированная) отчетности.
  • Подтверждающие сведения. Утверждения управленцев группы фирм в письменной и устной форме, рабочая документация, переписка с контрагентами, клиентами, налоговыми структурами, договоры и первичная документация. Во внимание также принимаются заключения аудиторов, актуальные для прошлых периодов.

Специалист проверяет не только основную, но и дополнительную документацию. Последняя нужна для формирования полной картины.

Адреса и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется заинтересованным лицам в сроки, установленные законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется всеми организациями (за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ):

в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в порядке, установленном Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Определение

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – необходимая пользователям этой отчетности для принятия экономических решений информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законом «О бухгалтерском учете», представленная в удобном пользователям, стандартизированном формате (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности

Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается ПБУ 4/99, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н).

Содержание Отчета о движении денежных средств установлено ПБУ 23/2011.

Планирование аудита консолидированной отчетности

В нормативных актах отсутствуют положения, касающиеся именно проверки консолидированной отчетности. По этой причине порядок процедуры формируется практическим путем. Первый шаг в рамках проверки – планирование мероприятия. План зависит от специфики проверяемой компании, системы рисков. Планирование выполняется по этим направлениям:

  • Изучение специфики работы компании.
  • Исследование системы локального контроля.
  • Анализ элементов риска.
  • Создание программы проверки.

Особенности аудита определяются спецификой деятельности субъекта. Если проверка не будет отличаться индивидуальным характером, она не станет эффективной. Чем больше сведений получит аудитор об организации, тем лучше. Рассмотрим аспекты, которые следует проверить в ходе предварительного изучения:

  • Формирование перечня фирм, которые входят в группу компаний. Если в группу входит много организаций, определяются наиболее значимые из них.
  • Сбор информации о компаниях, которые не будут проверяться. Нельзя анализировать только те фирмы, которые подлежат аудиту. Это не даст полного представления о специфике бизнеса.
  • Оценка влияния на бизнес того или иного внешнего фактора.
  • Анализ главных поставщиков и потребителей.
  • Анализ свойств продукции или услуг (в зависимости от того, чем занимается фирма).

К СВЕДЕНИЮ! В рамках предварительного анализа используется такой инструмент, как опросник сотрудников.

Типичные ошибки и нарушения

Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  • расходы и доходы отражены неправильно;
  • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  • неверно рассчитаны суммы налогов;
  • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
  • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

Порядок осуществления аудита

Аудит отчетности включает в себя следующие этапы:

  1. Исследование финансовой отчетности, принадлежащей дочерним организациям. Нужно для того, чтобы подтвердить правильность корректировки балансов организаций, выполненной до консолидации. Глубина исследования зависит от степени существенности конкретной фирмы. Отчетность, которая будет консолидирована, может быть или неполной, или частично неверной. Если обнаружатся ошибки, нужно откорректировать документ. На этом этапе исполняется анализ дивидендов, корректировок, которые не были учтены.
  2. Исследование данных о дочерних компаниях. Изучаются документы об аудиторских проверках дочерних фирм. Особое внимание обращается на существенные выводы, доказательства и оговорки, содержащиеся в аудиторском заключении.
  3. Изучение статей консолидированной отчетности. Длительность и сложность этой процедуры будут зависеть от особенностей конкретной фирмы. Как правило, информация проверяется выборочно.
Читайте так же:  Приказ учредителя о назначении директора ооо образец

Проверка консолидированной отчетности включает в себя все формы аудиторских мероприятий: тестирование инструментов внутреннего контроля, аналитические меры, исследование сальдо и оборотов по счетам.

Внесение исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

при реорганизации юрлица – установлены ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

при ликвидации юрлица – установлены ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается Бюджетным кодексом, Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ЦБ устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Где бесплатно получить бухгалтерскую отчетность конкретной фирмы?

Бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций собирает и публикует Росстат. На сайте Audit-it.ru есть специальный раздел, где можно получить бухгалтерскую отчетность более чем 2 млн. российских организаций, достаточно ввести ИНН искомой фирмы.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Что делать дальше

Аудиторская проверка заказывается руководством для того, чтобы своевременно выявить недочеты и исправить их. Устранение ошибок позволит не допустить штрафов со стороны надзорных органов, исключает дальнейшую путаницу. Для исправления ошибок в консолидированной отчетности рекомендуется нанять специалиста.

Как проводится аудит бухгалтерской отчетности

Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.

Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).

Читайте так же:  Открытие строительного бизнеса

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Основные ошибки, выявляемые аудиторами

Рассмотрим распространенные ошибки, которые выявляются в ходе аудита:

  • В группу фирм включены исключительно национальные организации.
  • Из перечня дочерних компаний исключены субъекты, менее 50% акций которых принадлежит материнской фирме, но при этом сохраняется контроль над ними.
  • В группу включены субъекты, контрольный пакет акций которых принадлежит материнской фирме, но при этом отсутствует контроль.
  • Неверное начисление амортизации.
  • При учете запасов не осуществлены перерасчеты корректировок, нужные в рамках консолидации.
  • Неверное установление элементов отложенного налога.
  • Операции отражаются не в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены фактически.
  • Дочерние фирмы не осуществляют суммирование выверки остатков, содержавшихся на счетах общих расчетов.
  • В примечании к КФО не содержится достаточных сведений.

Знание типичных ошибок нужно для ускорения проверки. Аудит наиболее проблемных направлений поможет легко обнаружить недочеты.

Ответственность за нарушение законодательства в области бухгалтерской (финансовой) отчетности

За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган налагается штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) форму (составляющую) бухгалтерской (финансовой отчетности). Также на должностное лицо такой организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики на организацию может быть наложен административный штраф по ст. 19.7 КоАП РФ от 3 000 до 5 000 руб., на должностное лицо такой организации — в размере от 300 до 500 руб.

Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., за исключением случая исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (ст. 15.11 КоАП РФ).

Результаты аудиторской проверки

После окончания проверки формируется общее мнение о состоянии группы компаний. Затем составляется аудиторское заключение. В нем содержатся следующие сведения:

  • Мнение аудитора по поводу состояния консолидированной отчетности.
  • Перечень объектов, которые подверглись проверке.
  • Основания для выражения мнения.
  • Инструменты, использованные в рамках аудита.
  • Ключевые вопросы, поставленные при выполнении аудита.
  • Определение объема выполненного аудита.
  • Прочие сведения (различная дополнительная информация).

В заключении должны быть указаны все доказательства, собранные в процессе проверки. На их основании формируется общее мнение.

Инструменты для работы с отчетностью

Самыми популярными в России программами для ведения бухгалтерского учета являются продукты фирмы 1С.

Для финансового анализа по данным бухгалтерской отчетности существует инструмент «Ваш финансовый аналитик». Программа выдает готовый отчет о финансовом состоянии предприятия, анализируя ключевые формы бухгалтерской отчетности: Баланс и Отчет о финансовых результатах.

Для трансформации российской отчетности в отчетность, подготовленную в соответствии с международными стандартами (МСФО) существует онлайн-программа «Отчетность по МСФО + трансформация».

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Особенности проведения аудита консолидированной отчетности

Консолидированная отчетность представляет собой совокупность всех отчетностей фирм, которые входят в единую группу компаний. Эта документация включает в себя информацию о прибылях, убытках, активах, обязательствах. При этом не учитываются задолженности одной компании перед другой, переводы и прибыли. То есть это общая информация. Консолидированная отчетность предполагает большой объем документов. Поэтому аудит в данном случае очень сложен.

Анализ элементов аудиторского риска

Специалисту нужно провести оценку элементов сопутствующего риска. Эта процедура предполагает оценку следующих направлений:

  • Неотъемлемый риск. Подразумевает учет наличия естественных искажений в бухгалтерских счетах и прочих документах.
  • Риск необнаружения. Инструменты, используемые в рамках проверки, не всегда позволяют выявить существенные искажения.

Степень рисков можно оценивать как для одной-двух компаний, так и для всей группы.

Какие документы проверяют

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации;
  • первичная документация;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

Читайте так же:  Дивиденды по выпущенным акциям

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Периодичность составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Экономический субъект в обязательном порядке составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность (за отчетный период менее года) составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности зависит от категории экономического субъекта:

  • ИП, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством – могут не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
  • субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (за исключением организаций, указанных ниже) – могут составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

прочие организации, включая организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, ЖСК, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента – должны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Упрощенная годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н):

отчета о финансовых результатах;

отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Общий порядок предусматривает оформление в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.п. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п.п. 28 – 31 ПБУ 4/99):

отчета о финансовых результатах;

отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

отчета об изменениях капитала;

отчета о движении денежных средств;

приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Источники

Аудит годовой финансовой отчетности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here