Аудиторская проверка формирования расходов

Главное в статье: "Аудиторская проверка формирования расходов" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Как проводится аудит прочих доходов и расходов

Все аудиторские проверки ставят своей целью мониторинг и проверку правильности и корректности проведения хозяйственных операций. Некоторые виды финансового учета подлежат отдельным, обособленным аудиторским проверкам.

Рассмотрим, как осуществляется аудит прочих доходов и расходов (ПДиР), какую цель преследуют проверяющие, что именно принимается во внимание при проверке.

Постановка цели и задач аудита прочих доходов и расходов (ПДиР)

Любой финансовый аудит – это проверка того, насколько корректно и достоверно отражены в бухгалтерской документации хозяйственные операции и их результаты за определенный отчетный период.

Целью данного вида аудита является мнение о правильности бухучета прочих доходов и затрат организации, отражением которых, согласно ПБУ, является счет 91 «Прочие доходы и расходы». Правильность определяется относительно действующего законодательства Российской Федерации и принятых нормативных актов.

ВАЖНО! Аудит данного вида прибыли и затрат фирмы является существенным звеном в контроле хозяйственной деятельности и планировании учетной политики.

Для достижения поставленной цели в ходе аудита реализуется решение следующих взаимосвязанных задач:

  • изучается учетная политика организации на предмет организации учета ПДиР, ее соответствие законодательным актам;
  • проверяется дисциплина по договорным обязательствам;
  • анализируется порядок ведения документации по этому виду затрат и расходов;
  • оценивается процедура ведения планового учета по счету 91;
  • формирование мнения относительно правильности, полноты, истинности, своевременности отражения учетных сведений;
  • сопряжение с требованиями налогового законодательства.

Программа проверки учета ПДиР

Порядок данного вида аудита не слишком отличается от общих проверок. Чаще всего аудит прочих доходов и расходов строится по следующей схеме.

  1. Анализ хозяйственных операций по прочим доходам и расходам с точки зрения их правомерности и корректности.
  2. Изучение отражения этих операций на бухгалтерских счетах.
  3. Проверка конкретных цифр, сопоставление источников.

План проверки строится по принципу «от частного к общему», то есть сначала проверяются конкретные документы, на основании которых делается вывод о соблюдении положений учетной политики и требований законодательства. Он может иметь следующий вид:

  1. Фиксация наличия договоров с лицами, несущими материальную ответственность.
  2. Проверка соответствия положениям внутренних нормативных актов:
    • сравнение фактической оценки ПДиР и оценивания их по методике принятого внутреннего учета;
    • обоснованность отнесения расходов и доходов к прочим;
    • методика определения ПДиР, обозначенная в учетной политике, в сравнении с фактически применяемой.
  3. Аудит непосредственно ПДиР (отдельно по прочим доходам и прочим расходам) – производится по первичной документации и учетным регистрам.
  4. Проверка инвентаризации ПДиР.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Источники данных при учете ПДиР

Информация для проверки берется из следующих документов:

  • локальные нормативные акты фирмы;
  • бумаги бухгалтерской отчетности;
  • результаты прошлых аналогичных проверок;
  • данные бесед с представителями фирмы и (иногда) третьими лицами;
  • сведения внутреннего аудита предприятия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Непосредственной проверке учета ПДиР должен предшествовать анализ системы внутреннего контроля, действующей в организации. Его результаты станут фактором достоверности и надежности последующих получаемых данных.

Ошибки и нарушения, обнаруживаемые при аудите

Среди частых ошибок, выявляемых в ходе аудита затрат на производство, встречаются:

  • несоответствие методики распределения трат, по которой производятся операции, указанной во внутреннем документе компании (учетной политике);
  • нарушение сроков добавления в себестоимость по отдельным видам издержек;
  • некорректный учет расходов нормируемого типа;
  • неверное оценивание незавершенного производства и отражение остатков по нему;
  • отсутствие соотношения между тратами организации с ее поступлениями;
  • несоблюдение разграничения трат по отчетным периодам;
  • занесение сумм (издержек) в себестоимость без фактических оснований;
  • неверное формирование трат по бартерным контрактам;
  • некорректное оформление первичной документации;
  • несоблюдение учетной методологии (корреспонденции счетов).

При отсутствии раздельного подсчета расходов по производству (основному, вспомогательным) по основному производству происходит завышение себестоимости для целей бухучета и налогообложения, что влечет искажение при расчетах с бюджетом.

Самостоятельное определение НДС при отсутствии последнего в первичных документах (отдельной строкой) чревато необоснованным предъявлением налога бюджету и занижением налоговых сумм для перечисления в бюджет.

Неразделенный подсчет прямых и общепроизводственных издержек влияет на завышение себестоимости для бухучета и определения суммы налогов, на занижение финансового итога по основной деятельности. Корректировка себестоимости, выполненная не полностью и в следующем за отчетным периоде, ведет к росту себестоимости изделия и понижению налогооблагаемой суммы по прибыли.

Важно! Исправления по нарушениям минувших отчетных периодов, внесенные в учет путем уменьшения трат текущего периода, необоснованно понижают себестоимость и прибыль, подлежащую обложению налогом.

Отсутствие резервных фондов и отчислений или их участие в расходах будущего времени является причиной невозможности подтверждения предстоящих расходов по строке баланса, а также завышения базы для определения налогового платежа на имущество и снижения показателя для определения налога на прибыль.

3.Аудит формирования расходов на продажу предприятия.

Немало проблем у бухгалтеров торговых предприятий вызывает правильность распределения и классификации затрат: на себестоимость товаров либо к расходам на продажу. Учитывая распространение в последнее время крупных торговых сетей, которые выдвигают особые требования к поставщикам товаров (в части возложения на них ряда расходов), часто встают вопросы о правомерности признания в налоговом учете торговых организаций таких расходов, как «взносы за право поставки товаров», или «взнос на открытие магазина», или «плата за введение в ассортимент новых позиций товаров», а также вопросы учета скидок, бонусов, вознаграждений за покупки товаров и т.п.

Принимая во внимание недостаточно четкие формулировки налогового законодательства в части перечня расходов, а также противоположные мнения официальных органов по этим вопросам, высказываемым в письмах и ответах на частные запросы, бухгалтеру зачастую сложно определиться с тем, как учитывать и расценивать подобные затраты.

Читайте так же:  Учредители ооо два юридических лица

Нередко возникают проблемы с надлежащим оформлением тех или иных расходов на продажу товаров, например, расходов на хранение товаров, доработку или упаковку товаров, если эти услуги оказываются сторонними организациями.

Задача аудита на данном подэтапе проверки — выявить все нарушения, проблемные и спорные места в учете расходов и дать обоснованные рекомендацию по признанию затрат в бухгалтерском и налоговом учете.

3.1. Аудит расходов на продажу в разрезе статей затрат. Документальное оформление.

Прежде всего, объектами аудита являются оправдательные документы, которые согласно п. 1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Также наличие правильно оформленных первичных документов важно и с точки зрения подтверждения квалификации затрат как налоговых, руководствуясь статьей 252 НК РФ.

— соответствие применяемых в организации форм первичной документации унифицированным формам, утвержденным на законодательном уровне;

— наличие в документах, не являющихся унифицированными (типовыми), обязательных реквизитов;

— правильность заполнения обязательных реквизитов в документах;

— наличие утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;

— правильность внесения исправлений в документы и наличие в них незаверенных подчисток и помарок;

— правильность отражения документов в учетных регистрах.

В ходе проведения аудита изучаются и исследуются документы, подтверждающие осуществление торговой организацией расходов, а также оценивается их экономическая обоснованность и целесообразность по следующим направлениям:

— материальные расходы: учет расходов на организацию торговли и содержание складского хозяйства;

— расходы на оплату труда: наличие трудовых контрактов и (или) коллективного договора с работниками, правомерность и обоснованность начисления премий и других вознаграждений по результатам работы, компенсаций; оформление документов по расчету и выплате заработной платы;

— прочие расходы: аренда производственных, офисных и складских помещений, расходы на услуги связи, расходы на обучение работников и т.п.

При изучении первичных документов также (что касается практики нашей компании) проводится юридическая экспертиза договоров на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров; изучаются регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность, регистры налогового учета в части учета расходов; анализируется порядок распределения и списания расходов и его соответствие методу, установленному учетной политикой.

3.2. Отраслевые особенности формирования затрат.

Ведение организацией торговой деятельности, безусловно, приводит и к определенной специфике расходов, свойственной этой отрасли.

Так, в составе расходов большинства торговых компаний существенно место занимают:

— транспортные расходы, осуществляемые в процессе приобретения и реализации товаров.

Аудиторы с особой тщательностью изучают и оценивают документы, подтверждающие такие расходы, а также проверяют правомерность «транспортной» составляющей в продажной цене товара в зависимости от базисных условий поставки в договорах с поставщиками или покупателями;

— расходы на предторговую подготовку товара;

— расходы на рекламу, маркетинговые исследования и продвижение товаров.

Прежде всего, изучаются документы, подтверждающие связь расходов с торговой деятельностью предприятия, текущий характер расходов, полноту документов (наличие актов на оказанные услуги, отчетов по маркетинговым исследованиям, образцов рекламной продукции).

Заметим, что в зависимости от целей, которые преследует организация, состав маркетинговых расходов может быть разным. К ним можно отнести: расходы на исследование конъюнктуры рынка; сбор информации, связанной с реализацией товаров; предоставление различных видов скидок и т.д. Все эти цели, а также проводимые для их достижения мероприятия организации целесообразно оформлять одним организационно-распорядительным документом – Положением о маркетинговой политике организации, разработка которого позволяет документально оформить и экономически обосновать маркетинговые расходы.

Следует заметить, что многие организации не считают нужным принимать такой документ, что может сыграть отрицательную роль и привести к дополнительным объяснениям с налоговыми органами при проводимых ими проверках;

— расходы на хранение и складирование товаров (прежде всего, сторонними организациями).

В учете таких расходов выявляется наибольшее количество нарушений в части составления и оформления документов, подтверждающих расходы. Как правило, не оформляются акты приемки-передачи товаров на хранение и обратно по унифицированным формам, в актах не указывается место и период хранения товаров.

Задача аудитора состоит в том, чтобы оценить достаточность или недостаточность, а также правильность документального оформления таких расходов, их направленность на получение доходов, целесообразность несения расходов с учетом масштабов деятельности предприятия.

Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации, поэтому руководство организации и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора не только формальной информацией о своей деятельности, но и фактической.

Аудит формирования расходов

Законодательные и нормативные акты:

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996г.,

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от­четности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 г.);

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной де­ятельности организаций и инструкция по его применению (При­каз Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г.);

Методические указания по инвентаризации имущества и финан­совых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (Приказ Минфина РФ № 33н от 06.05.1999 г.);

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина РФ №64н от 21.12.1998 г.);

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, работ в капитальном строительстве (Поста­новление Госкомстата РФ № 71а от 30.10.1997 г.);

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте (Постановление Госком­стата РФ № 78 от 28.11.1997 г.);

Отраслевые рекомендации (отраслевые инструкции) по составу затрат и калькуляции себестоимости продукции, работ, услуг;

Читайте так же:  Решение генерального директора о смене юридического адреса

Ведомственные акты по определению затрат в строительстве.

Задачи, которые стоят перед аудитором, проверяющим расходы орга­низации:

обоснованность отнесения расходов организации к обычным и про­чим, а также их признания в учете;

последовательность и правильность применения учетной поли­тики в отношении учета расходов;

обоснованность и правильность калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

обоснованность отнесения затрат к расходам будущих периодов, правильность их списания;

обоснованность и правильность образования резервов предстоя­щих расходов и их списания;

ведение аналитического учета расходов;

полнота и правильность раскрытия информации о расходах в бухгалтерской отчетности.

Цели аудита затрат

Учет трат на изготовление продукции имеет важное значение для эффективности деятельности, так как производственные издержки являются основным компонентом при определении цены реализации, служат основой для управления процессом производства и влияют на итоговые показатели деятельности в организации.

При проверке определения затрат на изготовление продукта по счетам бухгалтерского учета главными задачами аудита являются выявление и оценка:

  • корректности отнесения издержек к части трат по изготовлению и реализации товара;
  • аналитического, синтетического подсчета издержек (на производство), учитываемых в составе себестоимости;
  • точности, полноты отображения хозяйственных процессов в бухучете и в отчетности, соответствия применяемой организацией методики принятой по учетной политике (в период проверки);
  • соблюдения компанией налогового законодательства в отношении процедур, касающихся определения себестоимости изделия с позиции критериев налогообложения;
  • точности подсчета себестоимости производимого изделия по типам расходов;
  • правильности осуществления процесса инвентаризации незавершенного производства и отображения итогов процедуры в учете.

При аудите проверяющими анализируются финансовые документы проверяемого субъекта, включая:

  • документ об учетной политике, принятый для исполнения проверяемой организацией (положение);
  • бухгалтерский баланс компании;
  • сведения по убыткам, прибылям;
  • оборотная сальдовая ведомость;
  • регистры бухучета по некоторым производственным счетам;
  • ведомости, отражающие распределение заработка сотрудников, отчислений для решения социальных вопросов;
  • карточки заказов (контрактов);
  • ведомости разноски издержек (общепроизводственных, общехозяйственных), включая предстоящие периоды;
  • подсчет отчислений по амортизации, касающихся активов нематериального типа, основных средств;
  • сводный подсчет затрат;
  • документы по проведенным инвентаризациям, в том числе по незавершенному производству.

Законодательное регулирование

Организация процесса проверки регламентируется различными законодательными актами, в том числе:

  1. Федеральными законами о:
    • бухгалтерском учете (№129, 21.11.1996);
    • аудиторской деятельности (№307, 30.12.2008);
  2. Постановлениями Правительства РФ о:
    • государственном регулировании аудиторской деятельности (№80);
    • лицензировании аудиторской деятельности (№190);
    • обеспечении ведения обязательного аудита (№409);
    • приказом МФ РФ о формах отчетности предприятий (№67, 22.07.2003);
  3. Положением по бухучету (ПБУ 10/99), утвержденным приказом МФ РФ (№33, 06.05.1999).

Итоги проверки ПДиР

Изучая и анализируя документацию по учетной политике, договоры, а также «первичку» и учетные регистры, аудиторы исследуют ее на предмет наличия следующих факторов:

  • со всеми ли матответсвенными лицами по операциям, связанным с прочими доходами и расходами, заключены договоры;
  • точно ли заключенные договоры относятся к видам деятельности, считающимся прочими согласно учетной политике;
  • правильно ли оформлены эти договоры, нет ли существенных нарушений;
  • насколько верно ведется бухучет относительно законодательства (Федерального Закона РФ «О бухучете», Положений о ведении бухучета в России, Плана счетов хоздеятельности, Инструкции по его применении, внутренних нормативных актов фирмы);
  • соответствуют ли данные первичной документации и Главной книги;
  • вовремя ли отражены на счетах синтетического и аналитического учета операции по ПДиР;
  • своевременно ли заполняется и сдается бухгалтерская отчетность;
  • регулярно ли проводится инвентаризация ПДиР, корректно ли ее проведение.

ВНИМАНИЕ! Финансовый результат от прочих видов деятельности организации должен подтверждаться не только документально, но и фактически. Это значит, что, помимо проверок отражения во внутренней документации, результат должен совпадать с внешними подтверждениями хозопераций: банковскими платежными документами, расписками по взаимозачету и т.п.

Результатом проверки является мнение относительно достоверности бухгалтерских данных.

Стадии аудита производственных затрат

Видео (кликните для воспроизведения).

Ведение аудита по тратам на изготовление продукта разделяют на части: ознакомительную, основную и заключительную. Каждой из частей соответствуют определенные процедуры, выполняемые проверяющими.

В ходе ознакомления аудитором изучаются характеристики хозяйственного процесса компании организационного и технологического типа, структура производственной деятельности (по видам) с помощью ряда методов по учету затрат:

  • простого, востребованного для проверки на предприятиях, характеризуемых ограниченной номенклатурой изделий, малым объемом незавершенного производства или же его отсутствием;
  • нормативного, чаще используемого в отраслях обрабатывающей промышленности с серийным или массовым изготовлением;
  • позаказного, анализирующего отдельный производственный заказ (работы ремонтные или экспериментальные, малые партии продукта);
  • попередельного, анализирующего последовательные этапы обработки (переделы) сырья и материалов.

При выявлении несоответствия используемого в деятельности компании метода по распределению расходов методу, определяемому учетной политикой, обнаруженное отклонение фиксируется в документах аудиторов.

Проверкой устанавливается соответствие:

  • сведений об остатках по счетам (незавершенного производства, готового продукта), указанных в оборотной сальдовой ведомости, показателям из бухгалтерского баланса (строка 213);
  • показателей себестоимости реализованного продукта, сформированных согласно законодательству и внесенных в отчетность (отчет о прибылях и убытках, стр. 020);
  • показателям аналитического учета (счетам 20, 21, 23, 25, 26, 29, 44) расходов по обычным видам производства (деятельности), указанным в бухгалтерском балансе (раздел VIII, приложение).

Основной этап включает тестирование, по итогам которого производится оценка внутреннего контроля и бухучета производственных затрат, проверяется группирование издержек по расходным счетам.

Прямые траты, имеющие прямое отношение к выпуску товара и относимые на единицу готового изделия, должны отображаться по счету основного производства (Дт сч.20), а косвенные — предварительно учитываться в общепроизводственных, общехозяйственных издержках (сч. 25, 26) для последующего распределения согласно учетной политике.

Устанавливается соответствие урона (потерь) в результате брака определенной статье расходов и общим затратам на выпуск, а также подсчет себестоимости незавершенного производства. Далее проверяется распределение трат, которые не должны относиться к производству единицы готовой продукции, издержек на обслуживание процесса изготовления и управление.

Читайте так же:  Внутренний финансовый аудит счетная палата

На основе сведений о движении и стоимости готового изделия, включая коммерческие траты (на реализацию готового продукта), сверяются расчеты фактических затрат (себестоимости) на единицу товара и его выпуска за отчетный срок.

Заключительная стадия аудита подразумевает проверку своевременности ведения инвентаризации незавершенного производства и отображения полученных итогов на счетах бухучета. После чего проверяющими готовится аудиторский отчет, который вместе с необходимыми рабочими документами передается руководителю.

Что проверяет аудит прочих доходов и расходов

Применительно к ПДиР для аудита применяется комплекс проверочных мероприятий, который включает в себя такие аспекты:

  • правомерно ли с точки зрения учетной политики распределены финансовые средства на основные и прочие;
  • соблюдена ли целесообразность и обоснованность отнесения финансов к прочим доходам и расходам;
  • правильно ли отражены распределенные финансы в учете основных и прочих доходов и расходов;
  • насколько корректно сформулированы положения учетной политики относительно ПДиР;
  • обоснован ли выбор варианта той или иной политики учета по статье 91 (где закон допускает вариативность);
  • точно ли разнесены понесенные прочие затраты и полученные доходы по времени относительно отчетного периода;
  • как можно оценить операции, относящиеся к ПДИР, относительно их полноты, своевременности, достоверности отражения;
  • ведется ли соответствующая учетная документация согласно действующим требованиям и правилам;
  • эффективны ли принятые на предприятии системы внутреннего учета и аудита;
  • нет ли нарушений со стороны ПДиР относительно формирования налоговой базы.

Почему ПДиР проверяют отдельно

Прочие доходы и расходы по своей природе имеют функциональные отличия от других финансовых поступлений и затрат, особенно от проводимых по основному виду деятельности. Показатели учета ПДиР имеют значимое влияние на формирование учетной политики организации, правильность отображения финансовых результатов, формирование рейтинговых показателей хоздеятельности всей организации.

Поэтому проверку учета ПДиР могут проводить:

  • отдельным звеном в составе общего аудита;
  • как аудит отдельных операций – именно по счету 91.

Выявление нарушений в учете ПДиР

Если в результате проверочных действий на каком-либо этапе выявляются нарушения, нужно уточнить их суть, определить особенности и наметить меры по устранению (чаще всего комплексные).

Наиболее часто выявляются следующие нарушения:

  • порядок признания доходов и расходов прочими не отражен в учетной политике;
  • не вполне правильно закреплены методы оценивания ПДиР;
  • в рабочем плане счетов забыт какой-либо субсчет для учета ПДиР (необходимо наличие трех – 91.1 «Прочие доходы», 91.2 «Прочие расходы», 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов»);
  • не формализована процедура отражения ПДиР в бухгалтерской документации;
  • нет актов по инвентаризации отдельных видов ПДиР.

Если обнаружены эти и другие недочеты, это говорит о том, что в тех или иных аспектах учет прочих доходов и расходов отражается неправильно и/или неполно.

Существенность выявленных нарушений

Не все обнаруженные несоответствия имеют одинаковое значение. При проведении аудита ПДиР проводится оценка их существенности – то есть критического уровня, по достижении которого данные учета перестают нести достоверность и давать данные для прогноза и планирования. Для этого оценивают данные по недостачам и излишним суммам и сравнивают показатели прежних проверок и текущего состояния. Если расхождения значительны, делаются выводы:

  • об ошибках в первичной документации, как следствие, неправильной организации ее ведения;
  • о нарушениях отражения финансовых данных по прочим видам хозяйственной деятельности.

Аудиторская проверка доходов, расходов, начисления и уплаты налогов и формирования финансовых результатов

Планирование проверки

Аудиторская проверка доходов и расходов, а также формирования финансовых результатов включает:

  • аудиторскую проверку расходов (затрат) для целей бухгалтерского учета;
  • аудиторскую проверку расходов для целей налогообложения;
  • проверку расходов будущих периодов;
  • проверку начисления и уплаты налогов;
  • проверку формирования финансовых результатов и распределения прибыли;
  • формирование выводов по результатам проверки.

План аудиторской проверки включает следующие аспекты.

Аудит затрат для целей бухгалтерского учета: проверка и подтверждение достоверности отчетных данных о фактической себестоимости продукции (классификация затрат на производство продукции (работ, услуг), правильности учета и списания (распределения) общепроизводственных и общехозяйственных расходов, правильности ведения синтетического и аналитического сводного учета затрат на производство.

Анализ выполнения плана по себестоимости продукции (работ, услуг).

Аудит себестоимости продукции (работ, услуг) по статьям затрат: анализ структуры затрат на производство основной продукции (работ, услуг), характеристика способов группировки затрат в бухгалтерском учете (по элементам и статьям расходов), анализ исполнения сметы расходов, изучение и краткое описание причин отклонения от плановых показателей, проверка правильности учета затрат на производство продукции по статьям калькулирования, характеристика общецеховых, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, анализ и оценка методики распределения общецеховых, общепроизводственных и общехозяйственных расходов по видам деятельности (видам продукции), анализ и оценка методики определения стоимости незавершенного производства, анализ и оценка методики списания расходов будущих периодов, правильность составления бухгалтерских записей по учету затрат на производство).

Аудит расходов будущих периодов.

Аудит формирования финансовых результатов и распределения прибыли: проверка правильности определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продажи товаров, продукции, работ, услуг; правильности учета операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов; правильности и обоснованности распределения чистой прибыли).

Программа проверки доходов, расходов, налогов, финансовых результатов

Аудиторская программа проверки доходов и расходов, налогов, финансовых результатов включает в себя аудиторские процедуры и рабочие документы аудитора.

При проведении аудиторских процедур обращается внимание на следующие виды расходов (затрат): материальные затраты; затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие производственные, сбытовые, маркетинговые, управленческие расходы; авансовые отчеты; распределение общепроизводственных, общехозяйственных затрат, затрат вспомогательного производства; расходы обслуживающих производств и хозяйств; расходы по деятельности со специальными налоговыми режимами.

Аудиторские процедуры проверки расходов по обычным видам деятельности: ознакомление с опросным листом по планированию проверки расходов от обычных видов деятельности; проведение опроса по оплате труда; ознакомление с опросным листом по планированию проверки учета денежных средств и расчетов с подотчетными лицами; анализ договоров с поставщиками работ, услуг; анализ договоров подряда и трудовых договоров; проверка правильности, полноты, своевременности формирования расходов, соответствия операций ПБУ 10/99, Налоговому кодексу РФ, валютному законодательству; проверка на соответствие фактического учета операций положениям принятой учетной политики; арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса (форма № 2); формирование выводов по результатам проверки.

Читайте так же:  Приказ о смене директора ооо образец

Рабочие документы аудитора: опросный лист по планированию проверки расходов от обычных видов деятельности; опросный лист по планированию проверки расчетов по оплате труда; опросный лист по планированию проверки учета денежных средств и расчетов с подотчетными лицами — в части расчетов с подотчетными лицами; рабочие документы аудитора по разделу аудита; анкета (контрольный лист) по проверке расходов от обычных видов деятельности; анкета (контрольный лист) по проверке расчетов по оплате труда; анкета (контрольный лист) по проверке учета денежных средств и расчетов с подотчетными лицами — в части расчетов с подотчетными лицами.

Аудиторские процедуры проверки прочих операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов: анализ прочих расходов; проверка операций на соответствие законодательству, своевременности и правомерности их отражения в бухгалтерском учете в составе прочих расходов (операционных, внереализационных, чрезвычайных), соответствие ПБУ; формирование выводов по результатам проверки.

Аудиторские процедуры проверки формирования финансовых результатов для целей бухгалтерского и налогового учета: рассмотрение прибыли (убытков) от реализации продукции, товаров, работ, услуг; реализации основных средств; реализации ценных бумаг; деятельности со специальными налоговыми режимами; деятельности объектов обслуживающих производств и хозяйств. Рабочие документы аудитора: опросный лист по проверке правильности применения ПБУ 18/02; рабочие документы аудитора по доходам и расходам организации; анкета (контрольный лист) по проверке доходов от обычных видов деятельности, прочих операционных и внереализационных доходов; анкета (контрольный лист) по проверке расходов от обычных видов деятельности; анкета (контрольный лист) по проверке расчетов по оплате труда; рабочие документы аудитора по разделам аудита.

Аудиторские процедуры проверки доходов организации: проверка доходов по обычным видам деятельности, от продажи основных средств, от продажи ценных бумаг, от продажи прочего имущества; прочих операционных и внереализационных доходов; доходов обслуживающих производств и хозяйств; доходов от деятельности со специальными налоговыми режимами; ознакомление с опросным листом по планированию проверки доходов от обычных видов деятельности, прочих операционных и внереализационных доходов; анализ договоров с покупателями; проверка правильности, полноты, своевременности формирования доходов, соответствия операций ПБУ 9/99, валютному законодательству; арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса (форма № 5); формирование выводов по результатам проверки.

Рабочие документы аудитора: опросный лист по планированию проверки доходов от обычных видов деятельности, прочих операционных и внереализационных доходов; рабочие документы аудитора по разделам аудита; анкета (контрольный лист) по проверке доходов от обычных видов деятельности, прочих операционных и внереализационных доходов.

Аудиторские процедуры проверки системы налогового учета по налогу на прибыль: анализ системы налогового учета на соответствие законодательству; проверка регистров налогового учета; проверка полноты формирования налогооблагаемой базы по прибыли; формирование выводов по результатам проверки.

Рабочие документы аудитора: рабочие документы аудитора по разделам, областям аудита; анкета (контрольный лист) по проверке системы налогового учета организации — в части прибыли.

Аудиторские процедуры проверки прибыли (убытка), рассчитанной по данным налогового учета (проверка отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств): ознакомление с опросным листом по проверке правильности применения ПБУ 18/02; проведение анализа разниц между бухгалтерской прибылью (убытком) и налоговой прибылью (убытком) отчетного периода; проверка правильности расчета и отражения в учете и отчетности постоянного налогового обязательства, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства; формирование выводов по результатам проверки.

Рабочие документы аудитора составляются по каждому разделу, области аудита.

Аудиторские процедуры проверки текущих расходов по налогу на прибыль: проверка правильности расчета текущего налога на прибыль исходя из условного расхода по налогу на прибыль, постоянных налоговых обязательств (активов) и отложенных налогов, полученных по данным аудита, и сверка результата с данными налоговой декларации; проверка правильности заполнения налоговой декларации и расчета по налогу на прибыль; сверка сальдо по счету «Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль» с информацией в отчетности; формирование выводов по результатам проверки.

Рабочие документы аудитора составляются по каждому разделу, области аудита.

Аудиторские процедуры проверки системы налогового учета по НДС: анализ системы налогового учета на соответствие законодательству; проверка журналов регистрации счетов-фактур выданных и полученных, проверка на соответствие данных книги продаж и книги покупок, Главной книги и декларации по НДС; формирование выводов по результатам проверки.

Рабочие документы аудитора: рабочие документы аудитора по разделу, области аудита; анкета (контрольный лист) по проверке системы налогового учета организации — в части НДС.

Аудиторские процедуры проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности — проверка формы № 1 «Бухгалтерский баланс», формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», формы № 3 «Отчет о движении капитала», формы № 4 «Отчет о движении денежных средств», формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», пояснительной записки: проведение опроса; проверка на соответствие данных Главной книги и форм отчетности; проверка состава и содержания форм бухгалтерской отчетности, увязка ее показателей; выражение мнения о достоверности показателей отчетности во всех существенных отношениях; проверка правильности оценки статей отчетности; формулировка предложения о внесении (при необходимости) изменений в отчетность на основе оценки количественного влияния на ее показатели существенных отклонений, выявленных в процессе аудита; формирование выводов по результатам проверки.

Рабочие документы аудитора: опросный лист по планированию проверки наличия аффилированных лиц и раскрытия информации о них; рабочие документы аудитора по разделу, области аудита; анкета (контрольный лист) по проверке наличия аффилированных лиц и раскрытия информации о них; анкета (контрольный лист) по проверке событий после отчетной даты; анкета (контрольный лист) по проверке условных фактов хозяйственной деятельности; сравнение фактических отклонений с уровнем существенности; существенные отклонения; таблица обнаруженных искажений бухгалтерской отчетности.

Читайте так же:  Регистрация кфх как юридического лица

Аудиторские процедуры проверки забалансовых счетов: проверка правомерности применения (неприменения) забалансовых счетов учета, правильности отражения операций на забалансовых счетах учета, раскрытия информации в отчетности организации.

Рабочие документы аудитора составляются по каждому разделу аудита.

Формирование выводов по результатам проверки предусматривает следующие аудиторские процедуры: формирование выводов для написания письменной информации (отчета) руководству о результатах проверки; подготовка проекта письма к руководству; подготовка проекта аудиторского заключения.

Рабочие документы аудитора: рабочие документы аудитора по разделу аудита; перечень существенных проблем, возникших в ходе аудита; перечень отложенных дел, не решенных своевременно в ходе аудита; замечания и рекомендации для следующего этапа аудита; замечания и рекомендации для аудита следующего года; анкета внутренней проверки качества; проект письма к руководству; проект аудиторского заключения.

Особенности проведения аудита затрат на производство

Качество функционирования хозяйствующей организации напрямую связано с эффективностью затрат на производство, их анализом, учетом, определением себестоимости производимого товара. Поэтому в бухгалтерском учете компании уделяется серьезное внимание учету трат на изготовление продукции.

Формирование производственных затрат влияет на образование прибыли, расчет налоговых платежей и размер дивидендов собственникам компании. Поэтому в компаниях востребованы методы обнаружения и снижения ошибок, связанных с определением и подсчетом трат на производство в ходе каждого этапа хозяйственной деятельности.

Обоснованность отнесения расходов организации к обычным и прочим, обоснованность их признания в учете

Текущие расходы организации имеют место при выбытии активов и/или возникновении обязательств, приводящих к уменьшению капитала (за исключением уменьшения вкладов по решению участников). Текущими расходами организации не могут быть признаны:

вложения во внеоборотные активы;

авансы (предварительные оплаты, задатки) выданные;

возврат кредитов и займов;

перечисления сумм, причитающихся комитенту, принципалу и т. п., при расчетах по посредническим договорам.

они произведены в соответствии с договором, требованием зако­нодательного акта, обычаем делового оборота;

сумма расхода определена;

в отношении выбытия актива отсутствует неопределенность.

Определенность суммы расхода в бухгалтерском учете обусловли­вается подтверждающим документом, из которого следует сумма рас­хода. К таким документам могут быть отнесены:

лимитно-заборные карты (форма М-8), требования-накладные (форма М-11), путевые листы (форма 3, 4-е, 6) и пр. — для материальных затрат;

табели учета рабочего времени (форма Т-12, Т-13), расчетные ведомости (форма Т-51) — для расходов на оплату труда;

индивидуальные карточки учета сумм начисленного единого со­циального налога — для отчислений на социальные нужды;

расчеты амортизации основных средств и нематериальных акти­вов — для сумм амортизации;

договоры с исполнителями, подрядчиками; акты выполненных работ (ремонтно-строительных по форме КС-2 и КС-3); доку­менты, свидетельствующие о факте оказания услуг, — для расходов по оплате услуг сторонних организаций;

авансовые отчеты, акты сверок, приказы директора, претензион­ные письма, решения суда и пр. — по прочим расходам.

Если договором предусмотрено, что организация должна исполнить свои обязательства заказчика неденежными средствами, то расходы должны быть признаны в учете исходя из рыночной сто­имости ценностей, подлежащих передаче. При оплате работ, услуг на условиях коммерческого кредита рас­ходы должны быть приняты к учету в полной сумме кредиторской задолженности. При предоставлении организации скидок (бонусов) расходы долж­ны быть признаны с их учетом. При оплате в рублях денежного обязательства, выраженного в ино­странной валюте или условных единицах, расходы должны быть при­знаны с учетом возникающих суммовых разниц.

Кроме определенности суммы расхода в бухгалтерском учете долж­на соблюдаться и временная определенность расхода, т. е. признание (отражение) расхода в том отчетном периоде, в котором он совершен, независимо от времени его оплаты.

Аудитор должен убедиться в определенности (документальной подтвержденности) суммы отраженных в бухгалтерском учете расходов и их временной определенности, правильности их отражения в составе обыч­ных, операционных, внереализационных или чрезвычайных расходов.

карточки и анализ счетов 20-29 (20-39) «Затраты на производ­ство», 44 «Расходы на продажу», 91-2 «Прочие расходы», 99 «При­были и убытки»;

первичные и системные документы, подтверждающие опреде­ленность расходов.

Аудиторские процедуры: аналитические процедуры (например, срав­нение показателей, сформированных на основе отраженных в учете расходов, с плановыми, нормативными, среднеотраслевыми показате­лями или показателями предыдущих отчетных периодов), просмотр документов, сравнение документов, опрос, подтверждение (например, от третьего лица о фактически произведенных расходах).

Характерные ошибки и нарушения при учете расходов организации:

отражение в учете расходов, сумма которых не определена (не имеет документального подтверждения, например отсутствует акт приемки-передачи результата выполненной работы);

нарушение временной определенности (отражение в составе обычных расходов убытков прошлых лет, выявленных в отчет­ном году);

отражение в составе текущих расходов затрат инвестиционного характера (например, капитальных вложений);

списание на текущие расходы затрат по выполненным для орга­низации работам, услугам при отсутствии договора или по договору, который может быть признан ничтожным (отсутствие государственной регистрации, отсутствие лицензии и пр.);

списание на расходы организации материалов по мере их приоб­ретения, минуя счета запасов (например, канцтоваров на основе кассовых и товарных чеков, бензина на основе чеков АЗС и пр.);

списание на расходы материалов по первичным документам, форма которых отлична от установленной Госкомстатом;

Видео (кликните для воспроизведения).

списание на операционные расходы процентов по кредиту, ис­пользованному для выдачи аванса.

Источники

Аудиторская проверка формирования расходов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here