Аудиторская проверка выделенных субсидий на капитальные вложения

Главное в статье: "Аудиторская проверка выделенных субсидий на капитальные вложения" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Аудиторская проверка выделенных субсидий на капитальные вложения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Бюджетному учреждению предоставляется субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности — строительство ледового дворца (КФО «6»). В целях подготовки площадки к строительству учреждение должно оплатить в доход муниципалитета компенсационную плату в денежной форме за вырубку леса. Оплата осуществляется в добровольном порядке.
Может ли бюджетное учреждение осуществить такие расходы за счет КФО «6»? Если да, то по какому коду видов расходов (орган казначейства предлагает КВР 414)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на оплату возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам, бюджетное учреждение сможет оплатить по КФО 6 в случае, если в соглашении о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства данное направление расходов будет предусмотрено.
Если подобные расходы являются неотъемлемой частью расходов, связанных со строительством объекта, и средства на их выплату доведены в рамках субсидий на капитальные вложения, то в бухгалтерском учете такие расходы могут быть отражены по коду видов расходов 407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями» при условии их оплаты по КФО 6.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

21 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

http://www.garant.ru/consult/budget/1222419/

Порядок отражения в учете операций по капитальному строительству объектов недвижимости и его финансирования

Структура бюджетных и автономных образовательных учреждений может изменяться за счет введения в действие новых учебных корпусов, филиалов, объектов соцкультбыта, вспомогательных и обслуживающих объектов и т. д. В этой статье рассмотрим, за счет какого источника финансирования может осуществляться их строительство, как определяется подрядчик, а также порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных со строительством объекта недвижимости и постановкой его на учет.

Источники финансирования капитального строительства

1) осуществление бюджетных инвестиций в объекты:

  • путем заключения и исполнения государственных контрактов, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, связанных со строительством объектов государственными заказчиками, являющимися получателями средств федерального бюджета;
  • путем заключения и исполнения государственных контрактов, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, связанных со строительством объектов, федеральными бюджетными или автономными учреждениями (далее – учреждения), которым федеральный орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий функции и полномочия учредителя или права собственника имущества организации (далее – орган власти), передал на основании соглашения свои полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов от лица указанного органа (далее – передача полномочий, соглашение о передаче полномочий);

2) предоставление учреждениям из федерального бюджета субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты на основании соглашений, заключенных между получателем средств федерального бюджета, предоставляющим субсидии, и учреждениями (далее – субсидии, соглашения о предоставлении субсидий).

В то же время из п. 2.3 Письма № 02-02-005/58618, № 42-7.4-05/5.1-897 следует, что наиболее значимые учреждения образования, наделенные в соответствии с БК РФ полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета, осуществляют капитальные вложения в объекты за счет субсидий (при этом заключение соглашений о предоставлении субсидий не требуется). По­этому в статье будем рассматривать такой источник финансирования капитального строительства, как субсидия на цели осуществления капитальных вложений (далее – субсидия).

В Письме № 02-02-005/58618, 42-7.4-05/5.1-897 указано, что предоставление учреждениям субсидий производится в соответствии со ст. 78.2 БК РФ и разд. III Правил № 13 (п. 2.4).

Субсидии предоставляются учреждениям в размере средств, предусмотренных актом (решением), в пределах бюджетных средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке получателю средств федерального бюджета на цели предоставления субсидий (п. 16 Правил № 13).

Пунктом 3 Правил № 13 установлено, что при осуществлении капитальных вложений в объекты не допускается:

  • предоставление субсидий в отношении объектов, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций;
  • предоставление бюджетных инвестиций в объекты, по которым принято решение о предоставлении субсидий.

Счета для учета операций со средствами субсидий

Операции с субсидиями, поступающими учреждениям, учитываются на отдельных лицевых счетах, открываемых учреждениям в органах Федерального казначейства в соответствии с Порядком № 24 .

Согласно п. 21 Инструкции № 157н субсидии на цели осуществления капитальных вложений отражаются по КВФО 6.

Поступление субсидии на открытые учреждениям отдельные лицевые счета отражается следующей проводкой:

http://www.klerk.ru/buh/articles/375979/

Особенности аудита отчетности за 2019 год. На что обращается внимание в Рекомендациях Минфина

В них на основе обобщения практики применения законодательства РФ об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете рекомендуется обратить внимание на важные для бухгалтерской отчетности за 2019 год моменты. Мы анализируем общие вопросы составления отчетности и вопросы, относящиеся, главным образом, к бухгалтерскому балансу.

Читайте так же:  Учредители общественной организации права и обязанности

В Рекомендациях, направленных аудиторам, отмечается, что настоящий документ не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер. Последнее означает, что аудитор не может основывать свои замечания по поводу аудируемой бухгалтерской отчетности исключительно на положениях Рекомендаций, поскольку достоверной и полной считается отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н).

Кроме того, у Минфина России отсутствует функция по разъяснению этих нормативных актов в силу утверждения их его собственными приказами: как сказано в п. 11.8 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина от 14.09.2018 № 194н, министерством не осуществляется разъяснение практики применения приказов министерства. И это не чья-то «злая воля» или нежелание делать дополнительную работу, а отражение того факта, что Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) не наделил Минфин России функцией разъяснять порядок применения бухгалтерского законодательства и нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету (в отличие от права давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, предоставленного Минфину России п. 1 ст. 34.2 НК РФ).

Федеральные стандарты бухучета

В связи с отнесением в Рекомендациях к Федеральным стандартам бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) наряду с ФСБУ 25/2018 также и ПБУ 13/2000, ПБУ 16/02 и ПБУ 18/02 напомним, что согласно п. 1.1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ ПБУ, утвержденные Минфином России в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются для целей настоящего Федерального закона федеральными стандартами.

Обратить же внимание хотелось бы на другой момент. На то, можно ли применять новые ФСБУ или новые версии ПБУ-ФСБУ не с начала года. В числе документов, решение о досрочном применении которых с 1 января 2019 года могла принять организация, в Рекомендациях названы ПБУ 16/02 в редакции приказа Минфина России от 05.04.2019 № 54н и приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» в редакции приказа Минфина России от 19.04.2019 № 61н. И это соответствует формулировке самих приказов № 54н и № 61н.

С учетом принятия их в 2019 году и обязательного применения с первой же промежуточной (в случае ее составления) отчетности за 2020 год начать досрочно применять утвержденные этими приказами версии документов можно было только в рамках уже идущего 2019 года, то есть не с самого его начала. Но при этом в первой же отчетности за 2019 год (за полугодие, за 9 месяцев, за год), при составлении которой были бы применены измененные правила ПБУ 13/2000 или составления отчета о финансовых результатах, они должны были быть применены ко всем соответствующим фактам хозяйственные жизни, имевшим место с начала года. Именно это последнее и означает в Рекомендациях фраза о досрочном применении рассматриваемых документов с 1 января 2019 года.

При применении новых правил с 2020 года организации в силу необходимости ретроспективного представления последствий изменения учетной политики все равно придется применять эти правила к соответствующим фактам хозяйственной жизни за 2019 год (п. 14, 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). Поэтому при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2019 год вполне стоит применить досрочно те новые правила бухгалтерского учета, которые позволят снизить налоговую базу по налогу на имущество в виде среднегодовой стоимости.

А это как минимум п. 10.1 новой версии ПБУ 16/02, что подтверждается письмом Минфина России от 29.10.2019 № 03-05-05-01/83284. Возможная «цена» этого в виде необходимости применить новые правила и к соответствующим фактам хозяйственной жизни за один дополнительный год (если они тогда имели место) явно перекрывается достигаемым за счет ее финансовым эффектом.

Сформулированная здесь (не впервые, но в более развернутом виде) позиция нацелена на снятие противоречия, возникшего с 6 августа 2017 года (и не только в части учета аренды) в связи с буквальным содержанием введенного тогда п. 7.1 ПБУ 1/2008.

Согласно данному пункту в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ, исходя в первую очередь из требований МСФО. Нынешний порядок учета аренды (условно его можно назвать «забалансовым») установлен не ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, которое признается ФСБУ, а имеющими более низкий правовой статус Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10. 2003 № 91н.

Соответственно, получалось, что с 6 августа 2017 года российские организации должны вести бухгалтерский учет аренды по правилам МСФО (на тот момент – МСФО (IAS) 17 «Аренда»). Аналогичная ситуация сложилась и с лизингом, порядок учета которого также установлен не ПБУ-ФСБУ, а имеющими более низкий правовой статус Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденными Приказом Минфина России от 17.02.97 № 15. Ситуация усугублялась еще и тем, что как минимум дискуссионным являлся сам вопрос о возможности применения с 2013 года методических указаний по бухгалтерскому учету как документов, не содержащих правил бухучет.

Те организации, у которых до 6 августа уже были договоры аренды и лизинга, могли не менять порядок их учета, опираясь на мнение Минфина России о том, что вступление в силу п. 7.1 ПБУ 1/2008 не предполагает обязательное внесение изменений в учетную политику организации. В том числе в части способов ведения бухгалтерского учета, разработанных самостоятельно (Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год (приложение к Письму от 19.01.2018 № 07-04-09/2694).

А что было делать тем, кто впервые вступил в арендные или лизинговые отношения после 6 августа 2017 года, например, с 1 января 2019 года? Они, выходило, должны были бы вести учет или по МСФО (IFRS) 16 «Аренда», или досрочно применить ФСБУ 25/2018. Выбор, скорее всего, был бы в пользу ФСБУ 25/2018, поскольку, во-первых, в некоторых моментах (хотя их и немного) оно все-таки проще, а во-вторых, написано более привычным языком, не являясь переводом английского текста. Но тогда для многих организаций досрочное применение ФСБУ 25/2018, декларированное как добровольное, по сути, становилось обязательным.

Читайте так же:  Частное предприятие регистрация

Официальная позиция Минфина России по этому вопросу была выражена Приказом от 25.04.2019 № 199, которым Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга были признаны не утрачивающими силу до 2022 года. Имея в виду одинаковый правовой статус всех методических указаний по бухгалтерскому учету (которых всего семь), эта позиция, конечно, распространяется и на Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.

Тем самым всем организациям независимо от даты вступления в арендные или лизинговые отношения была дана возможность спокойно оставаться в забалансовом учете аренды до 2022 года, то есть не применять к этому участку бухгалтерского учета п. 7.1 ПБУ 1/2008. Затем эта позиция была подтверждена в Письме Минфина России от 29.10.2019 № 03-05-05-01/83284 и наконец развернуто сформулирована в Рекомендациях:

· «В соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете” до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные в установленном порядке до дня вступления в силу этого Федерального закона (до 1 января 2013 года). При этом указанные правила применяются в части, не противоречащей нормативным правовым актам, принятым позднее.

Исходя из этого, если организация не воспользовалась правом применять ФСБУ 25/2018 досрочно с 1 января 2019 года, то при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2019 год формирование информации об объектах, возникающих при получении (предоставлении) в аренду имущества, должно производиться в соответствии с применимыми правилами (требованиями) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными до 1 января 2013 года».

Подразумеваемая здесь характеристика методических указаний по бухгалтерскому учету как документов, содержащих его правила, не соответствует их противоположной квалификации в п. 2 ст. 5 прежнего закона «О бухгалтерском учете», согласно которому эти указания принимались. Но ради удобства большинства организаций, имеющих аренду и лизинг, такая нормативная неточность, по-видимому, простительна.

Вся эта история убедительно, на мой взгляд, показывает заведомую нереальность планов сделать обязательными к применению с 2021 года ФСБУ «Основные средства» (п. 1.3 Программы разработки Федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019–2021 годы, утв. Приказом Минфина России от 05.06.2019 № 83н). Потому что в этом случае с того же 2021 года перестанет действовать ПБУ 6/01, а значит, и принятые в соответствии с ним Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. В результате в РСБУ не останется норм, оправдывающих ведение забалансового учета аренды и всем придется досрочно применять с 2021 года ФСБУ 25/2018. То есть делать то, в противодействии чему состоит на сегодня официальная позиция Минфина России.

Ну а вслед за ФСБУ «Основные средства» до 2022 года отодвинется и запланированное на 2021 год обязательное применение ФСБУ «Незавершенные капитальные вложения» (п. 1.4 указанной программы Минфина России), поскольку в силу их тесной взаимосвязи вводиться в качестве обязательных к применению они должны одновременно.

Тем, кто решит начать применять ФСБУ 25/2018 досрочно (а при применении его в срок – и всем остальным организациям), будут полезны Рекомендации НРБУ БМЦ от 05.10.2018 № Р-92/2018-КпР «Право пользования активом», от 17.12.2018 № Р-97/2018-КпР «Первое применение ФСБУ 25», а также проекты Рекомендаций «Примеры объектов с низкой стоимостью в целях применения ФСБУ 25» и «Арендный платеж, привязанный к кадастровой стоимости» (все эти документы размещены на сайте http://bmcenter.ru/, а принятые Рекомендации – и в СПС «КонсультантПлюс»).

Досрочное применение ФСБУ 25/2018, причем, как показано выше, необязательно с начала 2020 года или 2021-го позволяет, как представляется, избежать при определенных условиях уплаты по налогу на имущество со стоимости неотделимых улучшений арендованных основных средств (подробно об этом будет сказано в следующей статье автора).

Субсидии на капвложения в объекты капстроительства

Рассматривается ситуация, когда в соответствии с п. 8 ст. 78 Бюджетного кодекса (БК) РФ бюджетные субсидии (инвестиции) на капитальные вложения организации с условием последующего увеличения ее уставного капитала в пользу публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства, получены организацией, 100% акций (долей) которой принадлежит РФ, ее субъекту или муниципальному образованию.

В этом случае, указывается в Рекомендациях, до отражения средств указанной субсидии в составе уставного капитала, то есть как минимум до завершения осуществляемых за счет ее капитальных вложений, средства субсидии считаются остатками по расчетам с учредителем по вкладам в уставный капитал организации и потому не признаются доходами организации, а могут быть показаны в разделе III «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса с раскрытием информации в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Исходя из ПБУ 4/99 указанные остатки представляются с учетом существенности отдельной статьей.

Здесь напрашиваются три комментария:

1) Полагаю, что требование инструкции к Плану счетов, чтобы сальдо по счету 80 «Уставный капитал» соответствовало размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах организации, относится не столько к бухучету, сколько к бухгалтерской отчетности. Поэтому в бухгалтерском учете получение указанных средств, по-видимому, следует все равно отражать записью Дебет 75, субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 80, но по отдельному субсчету к счету 80 с отражением его данных в балансе не в составе уставного капитала.

3) К рассматриваемой ситуации не применяется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н (абзац 4 п. 3 данного ПБУ в ред. действующей и до 2020 года, и с отчетности за него). Поэтому в данном случае бюджетные субсидии не могут отражаться в учете и отчетности не только в качестве доходов, но и как доходы будущих периодов, как это могло бы иметь место при применении ПБУ 13/2000 (ни в каких других случаях такой объект учета как доходы будущих периодов вообще не может возникнуть в силу п. 7 ст. 5 Закона № 402-ФЗ). Напомним заодно, что применение (в том числе досрочно в годовой отчетности за 2019 год) нового способа представления в балансе бюджетных субсидий в качестве регулирующей величины, уменьшающей балансовую стоимость внеоборотных активов, созданных за счет субсидий (подп. «б» п. 21 ПБУ 13/2000, Информационное сообщение Минфина от 04.02.2019 № ИС-учет-16), неизбежно ставит вопрос о возможности не облагать налогом на имущество не отражаемую в балансе стоимость соответствующих основных средств, если налоговая база по ним определяется как их среднегодовая стоимость.

Читайте так же:  Чем отличается аудиторская проверка от проверки кру

http://fingazeta.ru/opinion/eksperty/459961/

Аудиторская проверка выделенных субсидий на капитальные вложения

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться учредителем субсидии на капитальные вложения, а также субсидии на иные цели. Остатки целевых субсидий, образовавшиеся на конец года, нужно возвращать в бюджет или предоставлять учредителю и в орган Федерального казначейства сведения, подтверждающие потребность в данном остатке.

Субсидии на капитальные вложения и на иные цели

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Цели выделения данных субсидий определяются учредителями.
Наиболее распространенными направлениями, на которые выделяются целевые субсидии согласно приказам различных ведомств, являются:

капитальный ремонт, реконструкция, реставрация, консервация объектов основных средств;
природоохранные мероприятия;
стипендиальное обеспечение;
компенсация расходов на проезд к месту отпуска и обратно работникам учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера;
выплаты спортсменам-призерам соревнований и тренерам команд;
выплаты академикам;
приобретение дорогостоящего оборудования и др.

Предоставление субсидий на иные цели осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми учредителями и бюджетными или автономными учреждениями по типовой форме.
В соответствии с п. 1 ст. 78.2 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ бюджетным и автономным учреждениям могут предусматриваться субсидии на осуществление ими капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение недвижимости в государственную (муниципальную) собственность (субсидии на капитальные вложения) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений.
Субсидии на капитальные вложения также предоставляются на основании соглашения.
Соглашение о выделении указанной субсидии должно содержать, в том числе:

обязанность автономного учреждения открыть лицевой счет для учета операций с субсидиями в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ или финансовом органе муниципального образования;
порядок возврата бюджетным или автономным учреждением средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года субсидии в случае отсутствия решения получателя бюджетных средств, предоставляющего ее, о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии.

Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий на иные цели и субсидий на капитальные вложения, предоставленных бюджетным учреждениям, подлежат возврату в соответствующий бюджет. Указанные остатки могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учредителя (п. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений). Для автономных учреждений предусмотрены те же правила в случае осуществления операций с иными субсидиями на лицевых счетах в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК) или финансовых органах (части 3.17, 3.18 ст.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

Видео (кликните для воспроизведения).

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

http://www.referent.ru/40/12386

Аудит капитальных вложений предприятия

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 25.08.2016 2016-08-25

Статья просмотрена: 1363 раза

Библиографическое описание:

Рысина В. А., Ломеко Е. И. Аудит капитальных вложений предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 463-466. — URL https://moluch.ru/archive/121/33382/ (дата обращения: 13.02.2020).

В Федеральном законе № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» дается определение понятия капитальных вложений:капитальные вложения — это реальные инвестиции (вложения) в основной капитал (основные фонды), в том числе затраты на новое строительство, на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, проектно-изыскательские работы и другие затраты, а также затраты на жилищное и культурно-бытовое строительство [1]. В настоящий момент, когда большинство российских предприятий имеют, как правило, устаревшие основные средства с высокой степенью износа, капитальные вложения имеют огромное значение для обновления материально-технической базы предприятия.

Капитальные вложения — это, как правило, денежные средства, вкладываемые в определенные объекты для получения прибыли. Для признания денежных средств вложениями достаточно их передачи или перечисления на установленные цели. Учитывая, что капитальные вложения — это уже произведенные затраты, повышается роль постоянного контроля за расходованием средств, которые направлены в инвестиционную деятельность предприятия.

Цель аудита капитальных вложений состоит в составлении аудиторского заключения о достоверности и полноте информации о капитальных вложениях, отраженной в финансовой отчетности предприятия. Для достижения поставленной цели аудитору, прежде всего, необходимо осуществить оценку системы внутреннего контроля заказчика, определить методы проверки и разработать программу проведения аудита.

Оценка системы внутреннего контроля осуществляется на стадии планирования аудита. На данном этапе аудитор осуществляет несколько аудиторских процедур:

− проверяет достоверность оформления договоров на проведение капитальных вложений;

− проверяет порядок формирования и использования источников финансирования капитальных вложений;

− проверяет порядок определения стоимости объектов капитальных вложений и отражения в их учете;

− обобщает результаты аудита.

В процессе аудиторской проверки достоверности оформления договоров на осуществление капитальных вложений аудитор должен изучить правильность оформления и отражения в учете договоров между заказчиками, подрядчиками и инвесторами.

Инвесторами считаются физические или юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты. Инвесторы могут финансировать капитальное строительство оплатой счетов проектных и подрядных строительных организаций, поставщиков оборудования и материалов на основании писем заказчиков и подрядчиков.

Заказчики, как правило, — физические и юридические лица, уполномоченные на то инвесторами и осуществляющие реализацию различных инвестиционных проектов.

Подрядчики — физические и юридические лица, осуществляющие работы по договорам подряда, которые заключены с заказчиками согласно нормам Гражданского Кодекса РФ. Аудитор при этом проверяет наличие лицензии на осуществление подрядчиками своих видов деятельности, а также договоры на капитальные вложения и организацию учета капитальных вложений.

Читайте так же:  Регистрация ооо по месту собственности учредителя

При проверке капитальных вложений перед аудитором стоит важный вопрос –порядок организации финансирования данных вложений. Капитальные вложения заказчики могут финансировать как за счет собственных средств, так и за счет заемных средств.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 39-Ф3 осуществление капитальных вложений по объектам строительства может происходить как за счет одного, так и за счет нескольких источников одновременно [1]. Согласно ст. 421 Гражданского Кодекса РФ с организациями соинвесторами заключаются договоры на привлечение денежных средств для инвестирования долевого участия в строительстве [2].

Аудитору при этом необходимо проверить систему организации бухгалтерского учета источников финансирования.

Собственные средства на финансирование капитальных вложений могут быть сформированы из уставного капитала, за счет амортизационных отчислений, за счет чистой прибыли предприятия, за счет специальных фондов, из сумм возмещений, полученных предприятием в результате возникновения страховых случаев, связанных с внеоборотными активами, за счет дохода от реализации основных средств, созданных или приобретенных предприятием в процессе строительства объекта.

К заемным средствам финансирования капитальных вложений относятся займы и кредиты банков. Возврат заемных средств осуществляется в установленные договорами займа сроки. Аудитор проверяет порядок оформления кредитных договоров финансирования капитальных вложений на соответствие требованиям российского законодательства. При этом внимание проверяющего уделяется оформлению в бухгалтерском и налоговом учете начисленных процентов за пользование банковским кредитом.

Если заказчик создает объект собственными силами, то предприятие обязано вести раздельный оперативный учет текущих затрат на производство продукции и капитальных вложений. При этом аудитор должен уделить внимание методам распределения общехозяйственных расходов, которые отражены в учетной политике.

Если финансирование капитальных вложений производится за счет средств других лиц, то по окончании строительства или создания объекты, введенные в эксплуатацию, становятся собственностью данных лиц, предоставивших данные средства.

Кроме банковских кредитов источниками финансирования капитальных вложений могут быть средства долевого участия. При осуществлении такого вида финансирования объекта создания внеоборотного актива предприятие-застройщик при согласии всех участников строительства накапливает денежные средства, которые оно получило от других участников. Участники строительства могут оформить передачу своих долей в строительстве по его окончании как вклад в уставный капитал застройщика. Аудитор при этом проверяет полноту и правильность оформления документов учредителей в виде взносов в уставный капитал.

Инвентаризация объектов капитальных вложений является важной процедурой аудиторского контроля. Аудитор при проведении проверки должен убедиться в том, что инвентаризация была проведена в указанные сроки; при этом были соблюдены необходимые правила, которые бы исключили фальсификацию ее результатов.

Присутствие аудитора при инвентаризации капитальных вложений повышает достоверность данной проверки. Отсутствие аудитора при инвентаризации — основание для внесения оговорки в аудиторское заключение из-за того, что аудитор не может убедиться в фактическом наличии капитальных вложений. Аудитор должен удостовериться в том, что фактические произведенные расходы на капитальные вложения соответствуют действующим российским нормативным документам в области капитальных вложений, учетной политике предприятия и первичной документации.

При этом аудитору необходимо убедиться в том, что порядок проведения инвентаризации позволит обеспечить полноту охвата объектов капитальных вложений. Во-первых, аудитор должен иметь возможность доступа к строящимся объектам внеоборотных активов (помещения, где находятся объекты возводимых капитальных вложений, должны быть опечатаны на время отсутствия членов инвентаризационной комиссии).

Во-вторых, аудитор должен удостовериться, что имеющиеся в наличии инвентарные объекты внеоборотных активов внесены в инвентаризационные описи и, наоборот.

Во время проведения инвентаризации аудитор в составе комиссии выезжает на объект строительства и производит фактические обмеры постройки. В результате данной проверки может быть обнаружено несоответствие фактических данных строительства данным бухгалтерского учета. Такие расхождения, как правило, приводят к искажению себестоимости строительства, а также инвентарной стоимости объекта внеоборотных активов.

Для получения аудиторских доказательств аудитор должен проанализировать такие источники, предоставленные клиентом для проверки:

− журнал учета выполненных работ (форма № КС-6) по каждому объекту строительства;

− отчет (форма № М-19) материально ответственного лица;

− ежемесячный отчет о расходе основных и вспомогательных материалов в строительстве;

− формы № КС-2 и № КС-3;

− учетные регистры бухгалтерского учета по счету 10.

Затем в ходе аудиторских процедур аудитор должен выяснить, что все проверенные объекты капитальных вложений правильно отражены в бухгалтерском учете предприятия. При этом необходимо провести обратную процедуру: выбрать по карточкам аналитического учета, по иным учетным регистрам бухгалтерского учета определенное количество инвентарных объектов внеоборотных активов и при инвентаризации путем подсчета убедиться в том, что они действительно имеются в наличии.

Аудитор должен определить стоимость строящихся объектов капитальных вложений путем арифметического пересчета, контрольных замеров. Проверяющий должен выяснить, что объемы работ, указанные по данным бухгалтерского учета в инвентаризационных описях, соответствуют фактическим данным, выявленным в результате инвентаризации.

В тех случаях когда, по данным аудитора, сведения контрольных фактических замеров не соответствуют данным в бухгалтерском учете, аудитору следует отразить это в рабочей документации и внести данные в инвентаризационные описи. Также аудитору необходимо обратить внимание на физическое состояние не введенных в эксплуатацию объектов капитальных вложений внеоборотных активов: непригодные по своим физическим свойствам объекты внеоборотных активов должны быть списаны по акту по причине невозможности их использования.

Для того чтобы убедиться в том, что капитальные вложения отражены в отчетности правильно и достоверно, аудитору следует провести аудиторские процедуры в процессе инвентаризации по отношению к капитальным вложениям, которые находятся на стадии строительства, возведения, монтажа, реконструкции, восстановления и т. д. После окончания проведения инвентаризации аудитор выясняет, что результаты инвентаризации достоверно и правильно отражены в бухгалтерском и налоговом учете, причины выявленных недостач изучены руководством и к виновным лицам приняты необходимые меры.

При завершении проверки капитальных вложений, аудитор выяснить, что они правильно отражены в отчетности и вся необходимая существенная информация о них раскрыта. К такой информации можно отнести:

− учетную политику предприятия;

− стоимость капитальных вложений;

− другую информацию о капитальных вложениях, раскрытие которой в отчетности необходимо согласно действующим российским нормативным документам.

Полнота и правильность раскрытия существенной информации в отчетности аудитором проверяется путем ее рассмотрения, анализа и сопоставления отраженной в отчетности информации с доказательствами, которые получены аудитором.

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 28.12.2013).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
Читайте так же:  Смена генерального директора в ооо ифнс

http://moluch.ru/archive/121/33382/

Как учредителю проверить учет «капитальных» субсидий на иные цели: 4 основных момента

-pa№ya- / Depositphotos.com

С 2019 года финансовое ведомство разграничило безвозмездные перечисления, а в их числе и субсидии на иные цели, на текущие и капитальные. Поступления/ перечисления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов, формирующих или увеличивающих стоимость объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов.

По окончании финансового года орган-учредитель вправе организовать проверку правильности учета и расходования целевых субсидий, в том числе и предоставленных подведомственным АУ и БУ в истекшем периоде на капитальные цели. В письме от 28 октября 2019 г. № 02-02-08/82595 Минфин подчеркнул, что главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно определяет методы и формы проведения проверок в отношении получателей субсидий. Это позволяет учредителю реализовать контрольные действия двумя способами:

  • камерально – путем рассмотрения представленных получателем субсидии отчетов о расходах за счет средств субсидии, отчетов о достижении показателей эффективности и результативности представления субсидии;
  • осредством проведения выездной проверки в целях фактического подтверждения соблюдения учреждением условий, целей и порядка предоставления этих субсидий и достижения показателей результативности использования указанных средств.

На что обратят внимание ревизоры в ходе проверки «капитальной» субсидии, какие показатели сверят и что нужно сделать учреждению, чтобы к нему не было претензий, – разберем пошагово:

Шаг 1. Соответствие классификации операций сектора государственного управления при доведении и получении субсидий капитального характера

Классификация перечислений/поступлений производится по характеру расходования ее получателем, а значит, субсидия на иные цели классифицируется в качестве текущей или капитальной одинаково у учредителя и у учреждения – получателя субсидии. Следовательно, в учете обеих сторон перечисление/ получение субсидии капитального характера должно быть отражено по кодам КОСГУ и счетам, предназначенным для учета именно таких субсидий:

У учредителя – при перечислении

У бюджетного/ автономного учреждения – при получении

Дебет КРБ 1 206 81 562 – Кредит КРБ 1 304 05 281

Шаг 2. Применение КОСГУ при осуществлении расходов за счет «капитальной» субсидии

Капитальный характер в этом случае будет и у расходов, произведенных в целях, например, приобретения основного средства. «Капитальность» затрат подтверждается применением соответствующих элементов КОСГУ. В отношении основных средств наряду со статьей 310 с 2019 года для этих целей применяются новые расходные подстатьи – 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» и 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений». Таким образом, приобретение основного средства у учреждения может быть отражено:

1. только по КОСГУ 310 – если условиями договора предусмотрена поставка основных средств, сопровождаемая накладной, в том числе с включенными в стоимость поставки работами по монтажу;

2. по КОСГУ 310 и КОСГУ 228 – если на поставку и на выполнение работ, оказание услуг, формирующих стоимость основного средства (монтаж, иные работы по приведению объекта в состояние, пригодное для использования) заключены разные договоры. В этом случае в стоимость объекта могут быть включены и расходы по КОСГУ 347.

О необходимости отнесения расходов, которые впоследствии увеличат стоимость объекта основных средств, на подстатью 228 с отражением на счете 0 106 01 000 напоминал Минфин в письме от 10 июля 2019 г. об отражении в учете установки и монтажа системы пожарной сигнализации № 02-08-10/51224

Убедитесь, что расходы по «капитальной» субсидии на приобретение объекта ОС отражены только с применением КОСГУ 310, КОСГУ 228, КОСГУ347 и отнесены в дебет счета 5 106 01 310 – проведенные за счет КФО 5 расходы обычно НЕ формируют себестоимость работ, услуг и НЕ подлежат отнесению в дебет счета 109 00.

Шаг 3. Отражение капвложений в отчетности

Учитывать основные средства по КФО 5 нельзя – соответствующие вложения с КФО 5 обязательно надо перевести на КФО 4. Как это сделать – смотрите здесь.

И если все операции учтены верно, в годовой форме Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503768) по строке 070 должно быть отражено движение по счету 0 106 00 000 между разными КФО: по «4» – в графе «Поступление», а по «5» – в графах «Поступление» и «Выбытие (уменьшение)».

В таком случае у учредителя не должно быть вопросов к порядку учета основных средств, приобретенных за счет «капитальной» субсидии.

Шаг 4. Правильность учета «смешанных» субсидий

В отличие от «капитальных», субсидии на цели текущего характера, как правило, НЕ предусматривают приобретение/создание ОС или НМА. Но есть исключение – так называемые «смешанные» субсидии. Условия предоставления таких субсидий предусматривают одновременно капитальные и некапитальные расходы. Наглядный пример: субсидия на проведение спортивного мероприятия, для которого требуется покупка основных средств (оборудования, мебели, спортинвентаря и т.д.), оплата услуг по организации питания и транспортных услуг, приобретение материальных запасов (шары, цветы, ленты, наградной материал и пр). Несмотря на частичную направленность на приобретение основных средств, «смешанные» субсидии классифицируются как безвозмездные поступления текущего характера и отражаются у учредителя по КОСГУ 241, а у учреждения – по КОСГУ 152.

При этом на часть суммы «смешанной» субсидии, направленную на приобретение основных средств, в учете и отчетности учреждения будут отражены обороты по счету 5 106 00 000 и увеличится показатель счета 4 101 00 000 – картина, характерная для учета операций со средствами субсидий капитального характера и, как исключение, «смешанных» субсидий.

Обратите внимание: предоставление «смешанной» субсидии обоснованно в тех случаях, когда планируется комплексное мероприятие, из обеспечения которого невозможно выделить конкретные суммы на расходы на приобретение основных средств и оплату услуг, как в вышеприведенном примере. Если же условия Соглашения изначально предусматривают размер средств для каждого направления расходов, правомерность выделения в таком случае «смешанной» субсидии может быть поставлена под сомнение. На сегодняшний день Минфин не давал никаких разъяснений по этому вопросу, однако до урегулирования всех нюансов относительно порядка предоставления «смешанных» субсидий целесообразно придерживаться указанного принципа.

Проанализируйте условия предоставления «смешанной» субсидии по Соглашению и КОСГУ, по которым эта субсидия была доведена учредителем и принята к учету учреждением, – в случае выявления несоответствий проще уточнить и исправить их в текущем году.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.garant.ru/news/1303828/

Аудиторская проверка выделенных субсидий на капитальные вложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here