Аудиторские проверки по внутреннему финансовому контролю

Главное в статье: "Аудиторские проверки по внутреннему финансовому контролю" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Аудиторские проверки по внутреннему финансовому контролю

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Письмо Минфина России от 22 июня 2018 г. N 02-02-05/43273 Об осуществлении внутреннего финансового аудита

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев письмо Федерального государственного бюджетного учреждения культуры (далее — ФГБУК) о порядке осуществления внутреннего финансового аудита, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.

Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленным в письме вопросам.

Согласно пункту 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 28 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее — Правила, постановление) внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.

Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.

На основании пункта 36 Правил ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, который обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.

Как указано в заключении Федерального казначейства от 16 апреля 2018 г., в ФГБУК ответственность за организацию внутреннего финансового аудита возложена на председателя комиссии, осуществляющего внутренний финансовый аудит в ФГБУК, что не соответствует пункту 36 Правил. Внутренний финансовый аудит в ФГБУК осуществляет комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер, начальник планово-финансового отдела, то есть сотрудники, возглавляющие структурные подразделения ФГБУК и осуществляющие внутренние бюджетные процедуры. В связи с этим в ФГБУК функциональная независимость при осуществлении внутреннего финансового аудита фактически не обеспечена.

Таким образом, статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предусмотрено, что внутренний финансовый аудит является бюджетным полномочием главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и осуществляется его структурным подразделением и (или) уполномоченным должностным лицом, работником (субъектом внутреннего финансового аудита).

При этом Правилами не установлены требования к профессиональному образованию должностных лиц, работников главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляющих внутренний финансовый аудит. Однако, обращаем внимание на то, что при организации внутреннего финансового аудита руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств должны быть приняты меры по обеспечению установленных пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципов деятельности субъекта внутреннего финансового аудита — законность, объективность, эффективность, независимость и профессиональная компетентность, а также системность, ответственность и стандартизация.

Исходя из положений пункта 28 Правил, полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита включаются в должностные обязанности сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита. При этом в случае привлечения к осуществлению внутреннего финансового аудита сотрудников иных структурных подразделений, иных работников главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, в должностные обязанности привлеченных к осуществлению внутреннего финансового аудита сотрудников (работников) полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита не включаются.

Согласно пунктам 44, 45 Правил аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа. Правилами не предусмотрено исключений из данного требования. В связи с этим главный администратор бюджетных средств, администратор бюджетных средств обязаны формировать аудиторскую группу в целях проведения каждой аудиторской проверки. Как указано в заключении Федерального казначейства от 16 апреля 2018 г., в ФГБУК при составлении программы аудиторской проверки формирование аудиторской группы, а также распределение обязанностей между членами аудиторской группы не осуществлялось.

По вопросу привлечения внешних экспертов для осуществления внутреннего финансового аудита сообщаем.

На основании пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения федеральными государственными учреждениями государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) осуществляется посредством предоставления из федерального бюджета субсидии (далее — государственное задание, субсидия на государственное задание), объем которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее — Положение N 640), объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

Читайте так же:  Форма 14001 выход из состава учредителей ооо

Направления использования субсидии на государственное задание определяются в плане финансово-хозяйственной деятельности, составляемом и утверждаемом федеральным государственным учреждением в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 81н.

Согласно положениям подпункта «ж» пункта 20 и подпункта «к» пункта 29 Положения N 640 в базовый норматив затрат на оказание государственной услуги и нормативные затраты на выполнение работы, на основании которых рассчитывается субсидия на государственное задание, включаются, в том числе затраты на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (выполнении работы), включая административно-управленческий персонал (в том числе сотрудники субъекта внутреннего финансового аудита).

Это означает, что в целях привлечения в соответствии Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внешних экспертов (исполнителей) для осуществления в ФГБУК внутреннего финансового аудита могут быть направлены средства экономии субсидии на государственное задание.

При этом такое определение направления расходов не должно повлиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в государственном задании.

Врио директора Департамента С.С. Бычков

В чем состоит назначение внутреннего финансового аудита

Проверка организуется надзорными органами, по принятому законодательству, либо в согласии с поправками в нормативных актах. Поскольку компания получает средства из госбюджета, соответствующие структуры вправе проверить порядок их освоения.

Сроки и процедуры ведения проверок внутреннего контроля установлены главным администратором и организатором аудита. Но стоит помнить, что контрольная деятельность связана с некоторой подготовкой к ней. Это значит, что предварительно должна быть создана, подготовлена и утверждена программа данного мониторинга.

Суть его состоит в следующем:

  • Прописывается тема.
  • Определяется наименование предмета проверок внутренним контролем.
  • Намечаются соответствующие вопросы, которые важно изучить в процессе мониторинга.
  • Устанавливаются сроки проведения исследования.

В течение некоторого количества времени проходит инспектирование всех документов и бумаг, которые связаны с процессом внутренних бюджетных процедур. Специалисты изучают уже совершенные действия должностных лиц и иных сотрудников, имеющих отношение к проверкам.

Сотрудники аудиторской компании вправе делать запросы, адресованные лицам, имеющим отношение к таким процедурам, но находящимся за пределами данного дела и не принадлежащим к служащим той или иной компании. Именно такие данные эксперты считают наиболее достоверными.

Нужную информацию для проведения внутреннего аудита специалист вправе получать и из реестра бюджетного учета, а также пересчитывать необходимые показатели для того что бы провести внутренний финансовый контроль самостоятельно. В этом плане приветствуется тщательная проверка точности расчетов.

Важно проводить предписанные процедуры аналитического характера. При этом анализировать соотношения закономерностей и фактов, основанных на ведении внутренней отчетности, касающейся бюджета предприятия.

Желательно замечать отклонения от принятого плана или установленных операций. Нужно указывать причины, по которым возникли такие разногласия, и предписывать пути их устранения. Важно следовать изменениям,вносимым в законодательство.

Проверки касаются также автоматизированных информационных систем, действующих в порядке осуществления внутренних бюджетных процедур. Под эти же характеристики попадают вопросы к руководителям объектов. Следуя советующим ответам, аудиторы принимают решения, опираясь на мнения авторитетных экспертов.

Аудиторы получают доступ к базам данных, бюджетной отчетности, регистрам учета, а также любой информации из компьютерных систем, касающейся осуществления бюджетных полномочий.

В то время как проходит внутренний финансовый контроль аудитору необходимо получить соответствующие сведения и весомые доказательства правомерности ведения деятельности тем или иным предприятием. К таким данным эксперты относят:фактическую информацию, полученную из рабочей документации с подтверждением нарушений и предписаниями.

Как оформляются результаты проверок внутреннего контроля?

Задокументированные материалы обязательно должны быть полностью под контролем процессу аудита. Этот порядок соответствует п. 49 Правил № 193. Предоставляются акты контрольного мероприятия, документы рабочего плана.

Каковы права должностных лиц

Им, по закону, руководство и бухгалтеры не вправе отказывать в предоставлении соответствующей информации, касающейся отчетности о ведении хозяйственной деятельности. Также не возбраняется доступ к финансовым отчетам и реестровым книгам. Аудиторам всего лишь предоставляют документы для проверок и вынесения соответствующих результатов с выводами об успешной, либо не очень продуктивной деятельности.

Данные о самой организации или внутренняя отчетность предприятия для аудиторов не должны являться секретными. Это касается порядка проведения проверок.

Аудиторы вправе прийти в любое из помещений проверяемого учреждения, а также привлечь для соответствующих оценок независимых экспертов. Те, в свою очередь, могут изучать, составлять акты о превышении допускаемого законодательством, давать предписания для устранения недостатков.

Письмо Минфина России от 17 декабря 2019 г. № 02-02-05/98727 Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 г.

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами главных администраторов средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (далее — главные администраторы (администраторы) бюджетных средств) по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 года сообщает следующее.

В целях совершенствования организации и осуществления внутреннего финансового контроля и аудита были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) (26 июля 2019 года принят Федеральный закон N 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

В соответствии с внесенными в Бюджетный кодекс изменениями:

1) пункт 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) вступит в силу с 1 января 2020 года. Это означает, что действующие в настоящее время порядки осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, принятые соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее — Порядки), должны быть признаны утратившими силу с 1 января 2020 года;

2) бюджетное полномочие главного администратора (администратора) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля в качестве отдельного бюджетного полномочия исключено из состава бюджетных полномочий, определяемых Бюджетным кодексом.

Читайте так же:  Регистрация непубличного акционерного общества

Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется, в том числе, в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.

Таким образом, внутренний финансовый контроль, определяемый Бюджетным кодексом в качестве внутреннего процесса главного администратора (администратора) бюджетных средств и осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, является составной частью каждого бюджетного полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Минфин России в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса продолжит осуществлять методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля, однако издание нормативного правового акта, в котором будут установлены обязательные и единые для всей бюджетной системы Российской Федерации требования к организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, не предусмотрено.

Таким образом, в части правового регулирования осуществления внутреннего финансового контроля исключается обязанность главных администраторов (администраторов) бюджетных средств издания (использования) нормативных правовых актов по внутреннему финансовому контролю.

Это означает, что главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок осуществления внутреннего финансового контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий.

Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе издать ведомственный (внутренний) акт, обеспечивающий осуществление внутреннего финансового контроля, в том числе определяющий особенности совершения контрольных действий (указанный акт может быть (но не обязан) издан с учетом подходов, действующих в ранее изданном правовом акте главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующем осуществление внутреннего финансового контроля), либо главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе пользоваться ведомственными (внутренними) актами, определяющими порядок выполнения бюджетных процедур, с учетом их актуализации (при необходимости) в части определения совершаемых контрольных действий при выполнении бюджетных процедур.

С 1 января 2020 года внутренний финансовый аудит будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

В настоящее время федеральные стандарты внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» и «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» утверждены приказами Минфина России от 21 ноября 2019 года N 196н и от 21 ноября 2019 года N 195н, а федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» подготовлен для представления на государственную регистрацию. Указанные документы размещены на официальном сайте Минфина России в разделе: «Бюджет/Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе / Нормативные правовые акты и методические рекомендации».

Кроме того, до конца текущего года планируется утверждение федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Планирование внутреннего финансового аудита» (в настоящее время проект приказа размещен на официальном сайте www.regulation.gov.ru).

Исходя из пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита принимают и издают только главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит.

Это означает, что главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, передавшие полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита и (или) принявшие решение об упрощенной организации внутреннего финансового аудита с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита не издают.

До завершения государственной регистрации федеральных стандартов внутреннего финансового аудита главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе продолжить пользоваться своими ведомственными (внутренними) актами, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита, и (или) Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822, с одновременным проведением работы по признанию утратившими силу нормативных правовых актов главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита.

Ранее изданные внутренние акты (стандарты) главных администраторов (администраторов) бюджетных средств по осуществлению ими внутреннего финансового аудита подлежат уточнению с учетом положений пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса.

Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в федеральном стандарте внутреннего финансового аудита «Планирование внутреннего финансового аудита».

Также сообщаем, что в проекте федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации внутреннего финансового аудита, а также случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» учтены особенности организации и осуществления внутреннего финансового аудита на уровне субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), исходя из которых определены несколько возможных форм организации внутреннего финансового аудита, в том числе упрощенная организация внутреннего финансового аудита.

Обращаем внимание, что объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры (операции) главного администратора (администратора) бюджетных средств, что не подразумевает проведения выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных этому главному администратору (администратору) бюджетных средств учреждений (администраторов бюджетных средств) в рамках осуществления внутреннего финансового аудита.

При этом в связи с признанием утратившими силу с 1 января 2020 года Порядков, по мнению Минфина России, план проведения аудиторских мероприятий на 2020 год может быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» (в части указанного содержания плана).

Годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за 2019 год рекомендуется сформировать с учетом положений Порядков.

Минфин России просит финансовые органы субъектов Российской Федерации довести указанное письмо до главных администраторов бюджетных средств субъекта Российской Федерации, а также до финансовых органов муниципальных образований (главных администраторов средств местного бюджета).

A.M. Лавров

Методики проведения внутреннего финансового аудита

Соответствующие проверки проводят разными методами. Они могут иметь плановый или произвольный порядки. Первые ведут в строгом соответствии с нормами предоставления соответствующей отчетности. Бумаги утверждаются генеральным директором предприятия.

Проведение анализа иного типа тоже согласуется и разрешен законом, ведется на порядок реже остальных. В документах указываются наименования объектов, самих процедур, предметы деятельности предприятий, а также временные рамки. В течение таковых как раз и проводится мониторинг. Не обойтись без ответственных лиц. К тому же их координаты также вносятся в соответствующие бумаги.

Читайте так же:  Открытие шиномонтажа с нуля бизнес план

Согласно нормативам, план проверок составляется,утверждается и подписывается задолго до начала финансового года. Это предписано законодательными актами и нормами права в этой сфере.

Обзор документа

Проанализировано соответствие установленным требованиям процедуры проведения внутреннего финансового аудита в учреждении культуры.

Было установлено, что ответственность за организацию внутреннего финансового аудита возложена на председателя комиссии, осуществляющего внутренний финансовый аудит в учреждении. Однако это не соответствует общим правилам.

Внутренний финансовый аудит проводит комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер, начальник планово-финансового отдела, т. е. сотрудники, возглавляющие структурные подразделения учреждения и выполняющие внутренние бюджетные процедуры. Таким образом, функциональная независимость при реализации мероприятий фактически не обеспечена.

В силу БК РФ внутренний финансовый аудит является бюджетным полномочием главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и осуществляется его структурным подразделением и (или) уполномоченным должностным лицом, работником.

При этом не установлены требования к профобразованию упомянутых лиц. Однако должны быть приняты меры по обеспечению принципов деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.

Также отмечено, что главный администратор (администратор) бюджетных средств обязан формировать аудиторскую группу в целях проведения каждой проверки.

В целях привлечения внешних экспертов (исполнителей) для проведения внутреннего финансового аудита могут быть направлены средства экономии субсидии на госзадание.

При этом такое определение направления расходов не должно повлиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в госзадании.

Аудиторские проверки по внутреннему финансовому контролю

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

В чем суть внутреннего финансового аудита?

Она заключается в объединении деятельности, касающейся операций, совершенных административными персоналиями, либо распорядителями бюджета, которые подведомственны контрольным органам. Их деятельность согласуется лишь с нормативными актами и отчетностью перед структурами государства.

Прайс-лист на бухгалтерские услуги

ООО Общая система налогообложения до 45 операций

ООО Упрощенная система, ЕНВД до 25 операций

ИП УСН, ЕНВД с работниками

Нулевая отчетность ООО

Бухгалтерское сопровождение ООО

Финансовый контроль внутри учреждения или предприятия отчетами в надзорные органы не ограничивается. Важно вести внутренний финансовый контроль. Тут дело касается ряда бумаг, которые пригодятся для просмотра представителями контролирующих структур. Данное предписание согласуется с законом.

Обсудим данную тему в контексте методик проведения финансового аудита и главных правовых обязательств ответственных лиц, порядка осуществления проверок, процесса оформления итоговых решений.

Обзор документа

Минфин выпустил разъяснения по вопросам внутреннего финансового контроля и аудита с учетом изменений в законодательство, вступающих в силу с 1 января 2020 г., и указал:

— главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий;

— аудит нужно будет проводить в соответствии с федеральными стандартами.

Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в стандарте «Планирование внутреннего финансового аудита».

Отправить по почте

Нормативные правовые акты и методические рекомендации

Приказ Минфина России

Видео (кликните для воспроизведения).

от 18.12.2019 № 237н

Приказ Минфина России от 18.12.2019 № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита»

Дата публикации: 14.01.2020

Приказ Минфина России

от 27.12.2019 № 1657

Приказ Минфина России от 27.12.2019 № 1657 «Об утверждении методики проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита»

Дата публикации: 31.12.2019

Приказ Минфина России

от 27.12.2019 № 1656

Приказ Минфина России от 27.12.2019 № 1656 «О совете по вопросам внутреннего финансового аудита и совершенствования качества финансового менеджмента организаций бюджетной сферы»

Дата публикации: 31.12.2019

Приказ Минфина России

от 21.11.2019 № 195н

Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 195н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должно.

Зарегистрирован в Минюсте России от 18.12.2019 № 56862

Дата публикации: 20.12.2019

от 21.11.2019 № 196н

Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 196н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и за.

Зарегистрирован в Минюсте России от 18.12.2019 № 56863

Дата публикации: 20.12.2019

Письмо Минфина России

от 17.12.2019 № 02-02-05/98727

Письмо Минфина России от 17.12.2019 № 02-02-05/98727 «По ВФК и ВФА финансовым органам субъектов РФ»

Дата публикации: 19.12.2019

Письмо Минфина России

от 17.12.2019 № 02-02-05/98728

Письмо Минфина России от 17.12.2019 № 02-02-05/98728 «По вопросам ВФК и ВФА главным администраторам средств федерального бюджета»

Дата публикации: 19.12.2019

Приказ Минфина России

от 18.12.2019 № 237н

Приказ Минфина России от 18.12.2019 № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок органи.

Направлен на государственную регистрацию в Минюст России

Дата публикации: 19.12.2019

Приказ Минфина России

от 30.11.2018 № 3179

Приказ Минфина России от 30.11.2018 № 3179 «О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. № 356»

Дата публикации: 20.02.2019

Приказ Минфина России

от 27.07.2018 № 1668

Приказ Минфина России от 27.07.2018 № 1668 «О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2016 № 822»

Внутренний финансовый аудит

Содержание:

Что такое внутренний финансовый аудит?

Довольно весомая деятельность лиц, в ведении которых находится процесс ведения проверок независимых подразделений, согласно объективным подходам и применению специализированных методик и практик в части данной темы. Тут следует соблюдать профессионализм. Немаловажны также системный и объективный подходы. Такая сфера контролируется действующим законодательством России.

Читайте так же:  Надо внести изменения в устав ооо

Особенности проведения аудиторской деятельности на предприятиях

В число обязанностей руководства учреждений и организаций любых форм собственности, согласно законам, входят:

  • Соблюдение порядка, кающегося требований и норм в той или иной области.
  • Содействие осуществлению внутреннего аудита в соответствии с установленным правом.
  • Ознакомление с соответствующим ходом внутреннего аудита и его итогами.
  • Запрещение допуска к проверкам лиц, организующих и выполнявших бюджетные процедуры внутри фирмы.

Нарушение вышеперечисленных пунктов ведет к наступлению финансовых санкций в виде череды штрафов. Для каждого из руководителей, даже весьма крупных предприятий, такая мера неприемлема. Поэтому стоит соблюдать законы и следовать их нормам. Чтобы не попасть впросак, а заодно не понести издержки, желательно обращаться к проверенным специалистам, профессионалам своего дела. Они все подготовят в соответствии с принятыми нормами и законами РФ.

Как верно составлять аудиторские бумаги?

Все прописано в вышеназванном пункте закона. Итоги прописываются в соответствующем акте и даются на подпись организатору проверки проводящего внутренний финансовый контроль и генеральному директору предприятия. Документ выдают представителю проверяемого объекта, уполномоченного получать эти ценные бумаги.

На основании представленного, можно сделать выводы и составить отчет о проверке. Если возникли возражения, желательно представить в надзорный орган заявки и претензии об опровержении результатов. Они уместны в случаях, когда проверяемый руководитель не согласен с предъявленными предписаниями, которые касаются денежных средств или количества несоответствующего товара.

Часто начальники компаний направляют в суд иски несогласия с причинами предъявленных нареканий, либо фактов, влияющих на возможные риски. Желательно соответствовать нормам законодательства.

Информацию стоит предъявлять достоверную, чтобы эксперты делали соответствующие выводы после того как был проведён внутренний финансовый контроль.

Отчет передается главе ведомства, организующего мониторинг. Второй экземпляр направляют директорам проверяемого предприятия. Ведущий вправе принять соответствующие решения. Они касаются процесса реализации аудиторских выводов, либо заявления о недостаточной обоснованности представленных результатов проверок. Также администратор выносит решения о применении ответственности и разного типа санкций в случаях, когда были допущены серьезные нарушения в том случае когда проводился внутренний финансовый контроль. Их как можно раньше нужно устранить.

Если дело важное, информация о превышении полномочий или перечень нарушений могут быть направлены в вышестоящие органы надзорного типа. Вплоть до суда. В случае, когда подозрения подтверждаются, объект внимания наказывается или ему выдают предупредительные документы о наличии штрафов и санкций иного вида. В целом лучше не допускать применения претензий. Если таковые имеют место, важно тут же их устранять.

Часто предприниматели не подозревают насколько важен внутренний финансовый аудит предприятия и относятся к данной теме халатно. Между тем, стоит обратить пристальное внимание на эту сферу деятельности, найти соответствующих консультантов и заручиться их поддержкой. В ином случае генерального директора будут преследовать санкции со стороны надзорных органов и государственных структур.

НОВОСТИ

Как заплатить налог на имущество с капитальных вложений в арендованные объекты
25 октября 2019

Вычеты на взносы ИИС стали использовать чаще
14 октября 2019

Внутренний финансовый контроль и аудит (Бычков С.С.)

Дата размещения статьи: 13.01.2015

27 марта 2014 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. N 193 об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Анализ правоприменительной практики в этой сфере выявил наличие у органов государственной власти ряда вопросов по внедрению и развитию эффективных инструментов внутреннего финансового контроля и аудита.

Цели и задачи

Организация внутреннего финансового контроля

Организация внутреннего финансового аудита

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Анализ осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

Заключение по результатам контрольного мероприятия «Анализ осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными администраторами (распорядителями) средств городского бюджета за 2018 год»

Заключение по результатам анализа осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

Заключение по результатам анализа осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

Вопрос об «отмене» внутреннего финансового контроля (ст. 160.2-1 БК РФ)

ВОПРОС:

Добрый день! Вопрос по внутреннему финансовому контролю и аудиту. В Бюджетный кодекс ст. 160.2-1 внесены изменения и исключена информация по внутреннему финансовому контролю. Однако ч. 5 звучит в следующей редакции: «5. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.».

Отменили или нет внутренний финансовый контроль?

ОТВЕТ:

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, как управленческие инструменты главных администраторов (администраторов) бюджетных средств (далее – ГА (А)БС), применяются в Российской Федерации уже более пять лет. За это время стало ясно, что применение изначально установленных норм законодательства, регулирующих вопросы организации и осуществления внутреннего финансового контроля как отдельного бюджетного полномочия, привело не только к получению положительного эффекта, но и повлекло чрезмерную формализацию процедур внутреннего контроля.

Ранее действующая редакция статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) не содержала определения понятия «внутренний финансовый контроль». Согласно БК РФ, осуществляемый внутренний финансовый контроль должен был быть направлен на:

  • соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

С учетом изложенного, внутренний финансовый контроль должен представлять собой контрольный механизм, осуществляемый на постоянной основе в ходе формирования любого юридически значимого документа и (или) совершения операции и действий, направленных на выполнение бюджетного полномочия (внутренней бюджетной процедуры). Следует отметить, что фактически внутренний финансовый контроль представляет собой составную часть цикла осуществления любого процесса, включая осуществление бюджетных полномочий (внутренних бюджетных процедур).

Читайте так же:  Ликвидация ооо с несколькими учредителями

Цикл осуществления бюджетного полномочия приведён на рисунке 1.

Рисунок 1 — Цикл осуществления бюджетного полномочия (внутренней бюджетной процедуры)

В этой связи, а также в целях устранения излишней формализации осуществляемых процедур внутреннего финансового контроля (далее – ВФК), была осуществлена реорганизация норм статьи 160.2-1 БК РФ.

Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» из БК РФ исключено понятие ВФК как отдельного самостоятельного бюджетного полномочия.

Одновременно были внесены правки, в соответствии с которыми изменены как подходы к организации ВФК, так и к его осуществлению.

Во-первых, в БК РФ косвенно появилось определение ВФК. Так, п.п.1) п.2 статьи 160.2-1 БК РФ установлено, что внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:

«1) оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее — внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.».

Таким образом, исходя из обновленных норм БК РФ, под внутренним финансовым контролем понимается внутренний процесс ГА(А)БС, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий.

В соответствии с новой редакцией статьи 160.2-1 БК РФ, деятельность по осуществлению внутреннего финансового аудита регламентируется на федеральном уровне и должна с 1 января 2020 года осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита. При этом, деятельность по ВФК не регулируется нормативными правовыми актами федерального уровня. Согласно обновленной редакции абзаца сорокового статьи 165 БК РФ Минфин России осуществляет только методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля.

Как указано в п.5 ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Таким образом, ГА(А)БС получили возможность самостоятельно определять порядок осуществления ВФК. В этой ситуации руководители ГА(А)БС смогут действовать более свободно и обеспечить увязку систем внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля, необходимую для исполнения новых полномочий по организации и проведению мониторинга качества финансового

менеджмента с учетом существующей специфики. Это позволит, с одной стороны, организовать эффективную систему внутреннего финансового контроля в организациях государственного сектора, отвечающую потребностям конкретного главного администратора (администратора) бюджетных средств, а с другой, избавит сотрудников ГА (А)БС от необходимости «механического» соблюдения норм, не отражающих существующие реалии и потребности.

В соответствии с Программой разработки федеральных стандартов внутреннего финансового аудита на 2018-2020 гг., утверждённой Минфином России 14.11.2018, планируется разработка девяти федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

К настоящему времени в открытом доступе опубликованы проекты трёх федеральных стандартов внутреннего финансового аудита (ФС ВФА). Перечень ФС ВФА с указанием сфер регулирования приведён на рисунке 2.

Рисунок 2 – Перечень опубликованных проектов федеральных стандартов внутреннего финансового аудита по состоянию на 28.10.2019 года

Указанные проекты размещены на сайте Минфина России в разделе «Деятельность / Бюджет / Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе / Нормативные правовые акты и методические рекомендации»: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/gov_control/legistation/

Анализ текстов проектов ФС ВФА, а также комментарии представителей Минфина России по данному вопросу, свидетельствуют о том, что с 1 января 2020 года организация ВФК и анализ его осуществления возлагаются на подразделения внутреннего финансового аудита (далее – ВФА).

При этом, устанавливается, что внутренний финансовый контроль представляет собой внутренний процесс главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, который является составной частью бюджетных процедур и осуществляется посредством совершения контрольных действий (см. п. 3 раздела II проекта ФС ВФА «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита»).

Следует отметить, что первый из обозначенных стандартов (ФС ВФА «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита») 14 октября т.г. размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов — https://regulation.gov.ru/projects#npa=95859, срок завершения общественного обсуждения документа – 28 октября т.г.

В целом представляется, что принятие соответствующих федеральных стандартов внутреннего финансового аудита будет обеспечено до конца текущего года, что, в свою очередь, повлечет необходимость актуализации действующих документов, устанавливающих порядки осуществления внутреннего финансового аудита и, соответственно, внутреннего финансового контроля, на региональном и муниципальном уровнях.

Однако, даже если этого не произойдёт, на наш взгляд, в настоящее время нет препятствий для «прекращения» деятельности по осуществлению внутреннего финансового контроля по причине «неясности» норм законодательства. Продолжает действовать приказ Минфина России от 07.09.2016 № 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля». Сохраняет действие и постановление Правительства РФ от 17.03.2014 № 193, устанавливающее порядок осуществления ВФК в отношении ГА (А)БС – федеральных органов исполнительной власти. Это даёт возможность сориентироваться соответствующим субъектам внутреннего финансового контроля при решении вопросов об организации и осуществлении ВФК.

Вместе с тем, нельзя не учитывать тот факт, что новации, внесённые в БК РФ Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ, уже сейчас предоставляют реальную возможность отказаться от отдельных «формальных» элементов при осуществлении ВФК, сохранив наиболее эффективные наработки, и превратить ВФК в эффективный управленческий инструмент руководителя.

РЕЗЮМЕ:

Внутренний финансовый контроль исключен из БК РФ как отдельное бюджетное полномочие, однако:

  • сохранил свою роль в качестве управленческого инструмента, позволяющего:
  • обеспечить своевременное выявление (минимизацию) бюджетных рисков при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
  • достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента.
  • в соответствии с БК РФ должен осуществляться ГА(А)БС федерального, регионального и муниципального уровня в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ подготовила:
Заместитель директора Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК) Зенцова Елена

Источники

Аудиторские проверки по внутреннему финансовому контролю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here