Аудиторские услуги обязательный аудит

Главное в статье: "Аудиторские услуги обязательный аудит" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Аудиторские услуги

Мы гарантируем профессиональное проведение аудита в тех сферах, в которых мы компетентны, с учётом интересов клиента, в рамках существующего законодательства. Наша репутация на рынке Москвы – свидетельство доверия со стороны представителей бизнеса.

Наши преимущества

  • Профессиональная компетентность. Аудитор обязан владеть всем необходимым объёмом знаний и навыков, которые позволят оказать услугу качественно и квалифицированно.
  • Объективность. Способность сформировать аудиторские выводы и заключения беспристрастно и непредвзято.
  • Добросовестность. Проведение аудита и оказание услуг предполагают тщательность, внимательность и оперативность.
  • Профессиональное поведение. Аудитору при оказании услуг и выполнении своих профессиональных обязанностей необходимо избегать поступков, способных подорвать престиж и уважение к профессии.
  • Конфиденциальность. Обязательное условие, необходимое для формирования доверия к аудитору. Аудитор обязан обеспечить сохранность документов, которые он получил или составил в ходе оказания услуг, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
  • Независимость. У аудитора не должно быть никакой личной заинтересованности в делах проверяемой организации, он не должен быть связан родственными, имущественными, финансовыми отношениями с проверяемым экономическим субъектом в целях сохранения объективности.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Кроме того, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

С 1 января 2020 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики.

Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

Судебная практика по делам об обязательном аудите

В настоящее время арбитражные суды сходятся во мнении, что налоговики не вправе штрафовать организации, подлежащие обязательному аудиту, за непредставление в составе налоговой отчетности аудиторских заключений.

При этом штрафы за непредставление аудиторских заключений возможны только по статье 15.11 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету. Штрафовать же за отсутствие/непредставление аудиторского заключения по статье 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля налоговики не могут (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № А55-24924/2015).

Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2016 № А55-24924/2015. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.

Суд признал данный штраф необоснованным, а действия налоговиков — незаконными.

Судьи разъяснили, что аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение не является документом, служащим основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.

Следовательно, заключил суд, у налогового органа не было оснований налагать штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения.

Обязательный аудит

Каждое акционерное общество обязано ежегодно проводить аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности, представлять и раскрывать результаты аудиторской проверки (аудиторское заключение) согласно нормативной базе:

  • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ: п.1 ст.5.
  • Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ: п.3 ст.88.
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): п.5 ст. 67.1.
  • «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П): Глава 71.
Читайте так же:  Проверка юридического адреса при регистрации ооо

Для вашего удобства и уверенности в качестве аудита АО «Реестр» отобрало по двадцати специализированным критериям пять надежных аудиторских компаний, к услугам которых вы можете обратиться уже сегодня.

Мы с готовностью рекомендуем аудиторские компании, прошедшие нашу проверку, так как их деятельность соответствует всем нормами и требованиями законодательства в области аудита, а в своей работе они нацелены на практическую пользу для своих клиентов.

Если у вас НЕТ договора с аудиторской компанией

Свяжитесь с нами, и мы сделаем выбор аудитора и заключение договора максимально комфортными.

Если у вас ЕСТЬ договор с аудиторской компанией, с которой вы давно сотрудничаете

Вам будет актуален свежий взгляд на вашу организацию. Если вы уже задумывались о смене аудиторской компании, свяжитесь с нами и мы порекомендуем надежных аудиторов из числа наших партнёров.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Согласно п.3 ст.88 Федерального закона «Об акционерных обществах»: аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности может проводить аудиторская организация, но не индивидуальный аудитор.

Согласно п.2 ст.86 Федерального закона «Об акционерных обществах»: общее собрание акционеров утверждает аудитора общества; размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества.

Согласно ст.3, ст.18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»: аудиторская организация должна являться членом СРО аудиторов.

Внимание: 13 декабря 2019 года в Минфин поступило заявление СРО «Российский Союз Аудиторов» о несоответствии требованию к количеству членов. Через 60 дней сведения об этой некоммерческой организации будут исключены из государственного реестра СРО аудиторов. Аудиторским организациям и аудиторам, являющимся ее членами для продолжения профессиональной деятельности необходимо вступить в члены единственной СРО аудиторов — СРО Ассоциация «Содружество».

Аудиторские организации и аудиторы, не являющиеся членами СРО, не вправе заключать и исполнять договоры по проведению обязательного аудита.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях могут быть наложены штрафы:
Вид нарушения Размеры штрафов
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу).

от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц). Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);
при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет. Статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках
Пункт 1: Непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг.

от 20 тыс. рублей до 30 тыс. рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок до 1 года;
от 500 тыс. рублей до 700 тыс. рублей (на юридических лиц). Статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках
Пункт 2: Нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг.

от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
от 700 тыс. рублей до 1 млн. рублей (на юридических лиц).
Свяжитесь с нами для получения подробной информации об аудиторских компаниях – партнёрах АО «Реестр», а также по любым вопросам проведения аудиторских проверок:

Получите бесплатную консультацию нашего специалиста или сделайте заказ на услугу

Аудит АО

Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3. если организация является:

  • кредитной организацией,
  • бюро кредитных историй,
  • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
  • страховой организацией,
  • клиринговой организацией,
  • обществом взаимного страхования,
  • организатором торговли,
  • негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 290-ФЗ),
  • акционерным инвестиционным фондом,
  • управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций.

Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом». Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.

Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.

Читайте так же:  Фгос финансовый контроль и государственный аудит

Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.

Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.

Стоимость аудита АО в 1 клик

Цены ниже рыночных
До 7-ми рабочих дней
Работаем по всей РФ
Персональный менеджер

Аудит акционерного общества – внешняя независимая проверка бухгалтерского учета, финансовой и налоговой отчетности, другой документации компании. Ее главной целью является формирование экспертного заключения о достоверности предоставляемой в отчетности информации и соответствия учета в организации нормам действующего законодательства и стандартов.

1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки «Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ» в бухгалтерском балансе за 2019 год

Форма бухгалтерского баланса за 2019 год дополнена новой строкой , в которой необходимо указать подлежит организация обязательному аудиту или нет (рис. 1).

Изменения внесены приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган (файл не будет сформирован, выдается соответствующее сообщение об ошибке).

Если организация не подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «НЕТ».

Если организация подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «ДА» и в строках ниже указать данные аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит. Эти данные можно не указывать, если на момент сдачи отчетности они не известны.

Аудиторское заключение предоставляется в виде электронного документа в формате, утв. приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/[email protected], вместе с бухгалтерской отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если аудиторское заключение отправляется вместе с бухгалтерской отчетностью, то слева в содержании отчетности выберите «Дополнительные файлы», справа в строке «Аудиторское заключение» выберите файл (перетащите или выберите с диска) (рис. 2).

Обязательный аудит АО в 2020 году

Проведение аудита АО регламентируется двумя основными законодательными актами: Федеральным законом 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

В соответствии с требованиями законодательства все акционерные общества являются объектами обязательного аудита. В том числе обязательному аудиту подлежат НАО (бывшие ЗАО) и ПАО (бывшие ОАО). При этом требование о проведении аудиторской проверки не зависит ни от каких особенностей деятельности фирмы, в том числе от:

  • режима налогообложения;
  • финансовых показателей;
  • отсутствия активной хозяйственной деятельности в отчетный период;
  • наличия статуса субъекта малого бизнеса.

Таким образом, проходить обязательный аудит, независимо от остальных критериев, должны все без исключения публичные и непубличные акционерные общества. В том числе это касается организаций, которые не ведут активную деятельность, но не были ликвидированы. Проверка проводится в отношении финансовой и налоговой отчетности за прошедший год.

Для проведения обязательного аудита у предприятия есть время до конца года, следующего за отчетным. При этом специалисты не рекомендуют оттягивать сроки проверки до последнего.

Необходимость обязательного аудита акционерных обществ обусловлена п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ, в соответствии с которым предприятие обязано предоставить каждому акционеру годовую отчетности и аудиторское заключение за прошедший год не позднее чем за 20 дней до даты общего собрания акционеров.

Также обязательным является требование по публикации отчетности и аудиторского заключения в интернете. Кроме того, аудиторское заключение сдается в Росстат не позже 10 дней после завершения аудита, а сведения о результатах проверки должны быть внесены в Единый госреестр. За нарушение этих требований предусмотрена административная ответственность вплоть до штрафов 1 000 000 рублей.

В некоторых случаях может проводиться инициативный аудит, который не является обязательным. Его инициаторами могут выступать акционеры, совет директоров, первый руководитель. Он требуется при обнаружении неточностей в учете, при подготовке к плановой проверке налоговой, подготовке к получению кредита, сделкам слияния-поглощения и т.д.

Что будет, если организация не проведет обязательный для нее аудит

Российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Но, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организации должны указывать, подлежат ли они обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган.

Видео (кликните для воспроизведения).

За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

А на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей.

При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Читайте так же:  Номер регистрации предприятия

Кто проводит аудит акционерного общества?

Провести аудит АО имеет право только аудиторская компания или частный аудитор, отвечающий квалификационным требованиям и являющийся членом СРО. Он не должен быть связан имущественными интересами ни с самим обществом, ни с любым из акционеров. Кандидатура аудитора обычно утверждается общим собранием акционеров. При государственном участии в капитале АО не менее 25 % для выбора аудитора обязательно проводится процедура открытых торгов.

Нормативное регулирование аудита АО или ПАО имеет многоуровневую структуру.

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Стоимость аудиторских услуг

Вид деятельности предприятия Стоимость аудита Сроки проведения аудита Отчет по итогам проверки
Услуги от 60 000 руб. 4 дня 2-3 дня Торговля от 70 000 руб. 4-6 дней 2-3 дня Производство от 100 000 руб. 4-8 дней 3-5 дней ВЭД от 120 000 руб. 4-8 дней 3-5 дней Строительство от 100 000 руб. 4-8 дней 3-5 дней Предприятия питания от 120 000 руб. 6-10 дней 5-6 дней ГУП от 100 000 руб. 5-10 дней 5-6 дней

Порядок проведения аудита

Сроки проведения аудита

Сроки проведения аудита зависят от объема проверки. Режим оказания аудиторских услуг для компаний Москвы согласовывается в индивидуальном порядке.

Обязательный аудит – ежегодная проверка, но период и поэтапность ее проведения – частное решение заказчика, основанное на рациональном подходе к организации своей деятельности. Аудиторские услуги нередко взаимосвязаны с процессом подготовки годовой финансовой отчетности, но могут быть разделены на отдельные этапы в течение года для снижения нагрузки на бухгалтерию.

Инициативный аудит может быть проведен нашим Центром в Москве в любое время – тогда, когда заказчик посчитает необходимым и в соответствии с удобным для него режимом и графиком проверки. Конкретные сроки аудиторской проверки определяются после обсуждения с заказчиком предстоящего аудита. Центр Независимых Аудиторов гибко подходит к этому вопросу. Предоставляемые в Москве услуги ориентированы на создание для клиентов комфортных условий взаимодействия. Но важно отталкиваться от объема проверки и ее трудоемкости.

Если аудиторские услуги необходимы срочно и требуют конкретных ответов на конкретные вопросы, рекомендуем рассмотреть услугу экспресс-аудита. Это наиболее оперативный способ проверки, но доступен только для инициативного аудита.

Финансовая проверка всегда оказывает влияние на деятельность компании, поэтому, чтобы его минимизировать, заранее согласуйте с нашими специалистами в Москве все аспекты предстоящего аудита. В этом случае аудиторские услуги будут оказаны четко, оперативно, согласно плану и графику, с учетом всех ваших пожеланий.

Сфера ответственности аудиторской компании

Аудиторы несут ответственность исключительно за качество проверки и достоверность заключения. До и после оказания аудиторских услуг ответственность за состояние бухгалтерского учёта несёт руководство аудируемой компании. Аудиторы лишь высказывают своё мнение о том, насколько достоверна предоставленная отчётность.

Мы гарантируем профессиональное проведение аудита в тех сферах, в которых мы компетентны, с учётом интересов клиента, в рамках существующего законодательства. Наш опыт и наш профессионализм — залог успешного сотрудничества. Наша репутация на рынке Москвы – свидетельство доверия со стороны представителей бизнеса.

Стоимость аудиторских услуг

Новости

Вся свежая информация об изменении сроков подачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, а также возможности объединения этих форм отчетных.

Законодательство, которое касается восстановления НДС, с 2020 года меняется. Отныне у предприятий отсутствуют .

Рекомендуем ознакомиться

Стоимость аудиторских услуг
Наименование услуги Стоимость услуги
Обязательный аудит от 30 000 р. Обязательный аудит организаций по видам деятельности Аудит торговых организаций от 68 000 р. Аудит производственных предприятий от 81 600 р. Аудит в общественном питании от 68 000 р. Аудит в сфере услуг от 50 000 р. Аудит в строительстве от 100 000 р. Аудиторская проверка по Вашему заданию Аудит кредитных операций от 50 000 р. Аудит отдельных налогов Аудит валютных операций Аудит импортных операций Аудит лизинговых операций Аудит экспортных операций Аудит дебиторской, кредиторской задолженности Аудит себестоимости Экспресс-аудит от 30 000 р. Абонентское аудиторское обслуживание от 15 000 р.
  • Статьи по теме
  • Перемены в аудиторской отрасли: выводы, прогнозы, перспективы
  • Причины снижения доходов рынка аудита за прошлый период и их воздействие на отчетный период 2018
  • Изменения в законодательстве: аудиторы обязаны сообщать о подозрениях в отмывании денежных средств
  • Аудиторов за выдачу заведомо ложных заключений ждет уголовная ответственность
  • Новости об услугах, которые имеют право оказывать индивидуальные аудиторы и аудиторские компании
  • Центробанк России будет осуществлять контроль в аудиторской сфере
  • Работа аудиторов под наблюдением АСВ
  • Новая схема проверки компетенции аудиторов
  • В Госдуме состоялось напряженное обсуждение изменений в аудиторской деятельности
  • Реформирование аудиторской сферы пройдет по более мягкому сценарию

Новости

Вся свежая информация об изменении сроков подачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, а также возможности объединения этих форм отчетных.

Законодательство, которое касается восстановления НДС, с 2020 года меняется. Отныне у предприятий отсутствуют .

Читайте так же:  Образцы документов выход учредителей из ооо

Обязательный аудит в 2020 году

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Читайте так же:  Регистрация ооо в течении скольких дней

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

Видео (кликните для воспроизведения).

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Источники

Аудиторские услуги обязательный аудит
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here