Чем отличается аудиторская проверка от проверки кру

Главное в статье: "Чем отличается аудиторская проверка от проверки кру" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Разница между аудитом и ревизией

Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал такие слова как аудит или ревизия. Большинство людей считает, что эти понятия идентичны, а потому они преследуют одинаковые цели. Однако профессионалы финансовой сферы знают основные отличия, которые существенным образом разделяют эти два понятия. Попробуем и мы разобраться в этом вопросе более подробно.

Определение

Аудит представляет собой оценку деятельности компании с разных сторон, таких как финансовая, производственная, техническая, проектная, энергетическая, ресурсная. Таким образом, существует несколько направлений аудита, каждое из которых сосредоточено на оценке определенной сферы деятельности предприятия. Аудиторскую деятельность проводят внешние специализированные аудиторские фирмы и контролирующие органы, сотрудники которых обязаны иметь профессиональное образование и соответствующий опыт работы. По итогам проведения анализа составляется аудиторское заключение по установленному образцу.

Ревизия является частью финансового аудита, основная цель которой — проверить законность проводимых финансовых операций в компании и их правильное отражение на счетах бухгалтерского учета. Ревизию проводят как независимые контролирующие органы, так и сотрудники, входящие в штат компании. Анализу подвергаются первичные бухгалтерские документы, денежные средства, имущество, ценные бумаги, разнообразные формы отчетности. Ревизия, проводимая собственными силами компании, позволяет выявить и устранить в будущем недостатки, которые возникают в ходе осуществления сотрудниками своей работы. Эта деятельность способна повысить эффективность внутреннего контроля на предприятии.

Что такое аудит и его виды

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской или финансовой отчетности на предмет соответствия требованиям законодательства и достоверности описания реальных дел на предприятии. Инспектированию подлежат все юридические лица, независимо от формы собственности. На основании проведенного аудита составляется аудиторское заключение об эффективности работы фирмы и правдивости отчетности. Также в нем есть предложения по оптимизации ведения учета.

В Российской Федерации выделяют следующие виды аудита:
  1. финансовый (бухгалтерский);
  2. налоговый;
  3. ценовой;
  4. хозяйственной деятельности;
  5. управленческий;
  6. специальный (экологический, юридический и другие).

Каждый из видов можно разделить на подвиды по различным критериям. По степени обязательности проведения выделяют:

  • обязательный — регламентируется законодательными нормами;
  • инициативный — проводится по решению руководителя предприятия.

Обязательному аудиту подлежат все акционерные общества, а также фирмы, выручка которых более 400 миллионов или активы более 60 миллионов в год.

По отношению к обследуемой компании:

  1. внутренний — осуществляется отделом внутреннего контроля;
  2. внешний — проводится сторонней организацией на договорной основе.

По времени проведения:

  1. первоначальный;
  2. повторный.

По сфере деятельности:

  1. общий;
  2. банковский;
  3. страховой;
  4. прочий.

Аудит помогает выявить недостатки в работе предприятия, что в дальнейшем помогает увеличить прибыль и избежать штрафных санкций со стороны государственных контролирующих органов.

Отличие ревизии от аудита:

1) Цель ревизии – проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии. Потребность в аудиторских проверках наиболее актуальна в организациях, в которых работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами. Аудитор по документам выявляет отклонения в действиях работников при выполнении операций конкретного бизнес процесса.

2) Ревизор выявляет ответственность должностного лица. По итогам работы ревизора могут быть собраны материалы для принятия решения о соответствии лица занимаемой должности, его материальной и уголовной ответственности. Аудитор выявляет слабые стороны бизнес процессов. По итогам его работы ставится задача изменения правил ведения процессов или ужесточения требований к их соблюдению. Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования к действиям ревизора, нет. Деятельность аудитора регламентирована специальными документами, которые получили название стандартов аудиторской деятельности.

3) Ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность. Аудитор проверяет бухгалтерскую и финансовую отчетность.

4) Обязанность ревизора – определить обоснованность и целесообразность действий должностных лиц. Обязанность аудитора – представить квалифицированное мнение об отчетности организации.

5) Ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных действий и нарушения законодательства. По итогам ревизии принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы. В ходе аудита проверяется соответствие процессов нормам и правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими нормативными документами. По аудиторским документам, содержащим отрицательное мнение, принимаются решения об изменении процессов в учетном органе и движении первичных документов. Этические нормы аудита запрещают высказывать свое мнение о должностных лицах, определять их виновность. Ревизор может высказать строго обоснованное мнение о должностных лицах.

Оглавление

3. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы

Контроль наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной из функций системы управления любого хозяйствующего субъекта. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначением является обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций.-бухгалтерской экспертизы

Развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм предприятий и форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы финансового контроля в стране и вызвали необходимость проведения независимых аудиторских проверок.

В первую очередь независимый аудит отличается от государственного финансового контроля субъектами проведения. Кроме того, различие заключается в задачах этих видов деятельности и, соответственно, в объектах наблюдения.

Читайте так же:  Бух проводки уставной капитал ооо на усн

Внешний, или ведомственный, финансовый контроль представляет собой общегосударственный финансовый контроль деятельности экономических субъектов. Его осуществляют государственные контрольные учреждения, финансовые органы, правоохранительные и налоговые органы, ведомственные организации, а также банки.

Внутренний финансовый контроль проводится внутренними ревизионными органами экономических субъектов, их аудиторскими подразделениями, бухгалтериями, финансовыми отделами, а также общественными организациями.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации на высшем уровне осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, деятельность которой определяется Федеральным законом от 11.01.95 № 4-ФЗ «О Счетной палате в Российской Федерации». Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Контрольные полномочия Счетной палаты Российской Федерации распространяются на все государственные органы и их аппараты, на учреждения Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, а также на всех экономических субъектов, пользующихся целевыми бюджетными средствами, имеющими льготы по уплате налогов, имеющих в распоряжении федеральную собственность, и в других случаях.

В государственном финансовом контроле существует понятие «аудит», которое имеет иное содержание и значение, чем независимый аудит бухгалтерской финансовой отчетности. Счетная палата Российской Федерации обеспечивает единую систему контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает проведение проверок, называемых аудитом, в отношении ряда доходных или расходных статей федерального бюджета. Должностные лица, являющиеся членами коллегии Счетной палаты Российской Федерации и возглавляющие ее определенные направления деятельности, называются аудиторами Счетной палаты.

Собственно аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются, прежде всего, организации негосударственного сектора экономики. Они не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. И в отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта, помощника всем специалистам, занимающимся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудиторы не только оценивают достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогают выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендуют построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

Таким образом, аудит существенно отличается от государственного (ведомственного) финансового контроля. Принципиальные отличия аудита от ведомственного финансового контроля представлены в табл. 1.

В экономических субъектах, в которых существуют структуры ведомственного контроля, не исключается привлечение независимых аудиторских служб. При этом каждый вид контроля выполняет свойственные ему функции. Так, в структурах с развитыми формами ведомственного аудита контроль деятельности осуществляется как внутриведомственными ревизорами и аудиторами, так и независимыми аудиторскими фирмами. Если ревизоры уделяют основное внимание проверке тех вопросов, по которым идут распоряжения со стороны головной организации (цены, направления реализации, вопросы собственности, сохранность имущества, кассовая дисциплина), то аудиторы наиболее тщательно анализируют вопросы, связанные с формированием себестоимости, прибыли, налогообложения, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. При этом каждый субъект контроля играет свою важную роль для обеспечения законности, предотвращения штрафных санкций, минимизации потерь и налоговых выплат.

Независимый аудит существует наряду с государственным финансовым контролем, основное назначение которого заключается в проверке целевого использования государственных средств и имущества.

Следует отметить, что аудит имеет значительные отличия от ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы.

Аудит отличается от ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы по своей сущности, подходу к проверке документации, взаимоотношениям между проверяющим и клиентом, выводам, сделанным по результатам проверки, и т. д.

Так, аудит отличается от такого вида финансового контроля, как ревизия по следующим признакам:

  • своими целями, составом методов и приемов работы;
  • взаимоотношениями между проверяющим и проверяемым субъектами;
  • выводами, сделанными по результатам проверки;
  • методами реализации мероприятий, направленных на исправление выявленных недостатков в работе экономического субъекта.

Ревизия — форма последующего контроля, представляющая собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Целью ревизии является обеспечение сохранности активов, пресечение и профилактика злоупотреблений, в том числе выявление лиц, виновных в злоупотреблениях, и подготовка доказательств для установления их вины. Ревизию проводят работники контрольно-ревизионного аппарата, а ее проведение инициирует и организует собственник имущества. Таковым может быть и вышестоящая организация или государственный орган. Инициаторы проведения ревизии (вышестоящая организация или государственный орган) оплачивают работу членов ревизионной комиссии. В процессе ревизии выявляются факты хищений имущества собственника и неправильного ведения бухгалтерского учета в организации, определяется величина нанесенного ущерба.

Ревизия проводится на основе инструкций Министерства финансов Российской Федерации, внутренних инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов. Акт ревизии — документ, предназначенный ограниченному кругу лиц, в котором фиксируются все выявленные (даже незначительные) недостатки.

По окончании ревизии акт ревизии и сопутствующая информация передаются собственнику, в том числе государственным организациям, а также государственным контролирующим органам, вышестоящей организации для принятия организационных выводов, применения взысканий.

Ревизор приходит в организацию с установкой: определить законность хозяйственных операций и выявить те из них, которые выходят за рамки требований действующих регулятивов. Задача же аудитора состоит в том, чтобы определить, насколько верны данные бухгалтерской отчетности с точки зрения их соответствия фактическим действиям и событиям, имевшим место в прошлом, а также в том, чтобы, определив ошибки или злоупотребления, довести сведения о них до заинтересованных пользователей и предложить рекомендации по их устранению. Если при проведении ревизии процедуры проверки выполняются в определенной последовательности, то в аудите существует лишь рекомендуемая схема. По своему усмотрению аудитор определяет, какие шаги ему следует предпринять при обнаружении отклонений в документах по тем или иным операциям: если отклонения незначительны (несущественны), то на них можно не акцентировать внимание, если же аудитор подозревает, что за этим фактом кроются крупные злоупотребления, то он обязан их детально изучить.

Читайте так же:  Внутренний финансовый аудит отменили и опять приняли

В ревизии все должно быть выверено «до копейки», в аудите же большинство операций проверяется приблизительно, исходя из установленной степени существенности и степени риска.

Ревизор получает заработную плату от своего руководства, а гонорар аудитора обычно зависит от суммы, выплаченной клиентом. По данным ревизии действия, нарушающие закон, предполагают наложение взыскания. Аудитор же, выявив подобные факты, только сообщает о них собственникам клиента.

Ревизор требует максимальной гласности, в то время как аудитор должен сохранять конфиденциальность.

Клиент не выбирает ревизора, действия которого подпадают под административное право, выражая вертикальные связи, и который является «глазами и ушами» начальника; аудитора клиент выбирает сам, их отношения регулируются гражданским правом, выражающим горизонтальные связи.

Несмотря на существенные различия между аудитом и ревизией, целый ряд ревизорских методов, приемов, подходов к проверке рационально используется в аудите. В свою очередь, аудитор может быть привлечен по поручению государственного органа в качестве эксперта-бухгалтера для проведения ревизии или судебно-бухгалтерской экспертизы. При этом он как высококвалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Более детально различия между аудитом и ревизией характеризуют отличительные признаки, представленные в табл. 1.

Таблица 1 — Отличия аудита от ведомственного финансового контроля, ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы

Отличительные признаки

Аудит

Ведомственный финансовый контроль

Ревизия

Судебно-бухгалтерская экспертиза

Отличие аудита от ревизии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 11:17, доклад

Краткое описание

Однако, есть авторы, придерживающиеся другого мнения. Так, Ю.А. Данилевский и Л.Н. Овсянников, говоря о различиях между ревизией и тематической проверкой, аудит относят к последней. Задача осложняется тем, что ревизия бывает как внешняя (вневедомственная), так и внутренняя (ведомственная, и внутрихозяйственная). В зависимости от того, какие органы ее проводят, несколько меняется ее сущность. То же самое с аудитом

Файлы: 1 файл

Сравнение

Таким образом, можно сказать, что аудит является более широким понятием, нежели ревизия. Он затрагивает все сферы компании, а его результаты отражают общую картину деятельности фирмы. В итоге они могут повлиять на стратегические решения, принимаемые руководством, например, на изменение политики компании, внедрение современных технологий энергосбережения, привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, разработку новых проектов. Ревизия обладает узконаправленным действием, изучая лишь финансовую сторону. Ее результаты могут быть использованы при принятии решений об имуществе и обязательствах компании, разработке финансовой политики, устранении ошибок, возникших при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности.

Различия аудита и ревизии

В зависимости от приемов и способов контроля и системы контрольных процедур различают аудит, ревизию, судебно-бухгалтерскую экспертизу. Они являет составными элементами финансово-хозяйственного контроля. Аудит, ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза рассматривают один предмет (хозяйственно-финансовую деятельность организаций), а также используют совместные методические приемы и процедуры контроля.

Объектами контроля для них являются одинаковые источники информации, законодательные и нормативно-инструктивные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичная учетная документация, регистры бухгалтерского финансового и управленческого учета, финансовая отчетность хозяйничающих субъектов. Совместное для них также и то, что они обосновываются свои выводы документально проверенными доказательствами. Вместе с тем между аудитом, ревизией и судебно-бухгалтерской экспертизой существуют отличия.

Отличие самого понятия ревизия и аудит

Понятие аудита значительно шире понятий ревизии и контроля. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса. Общим между аудитом и ревизией прежде всего является то, что они проводятся на основе документально проверенных показателей. Однако между ними есть и существенные отличия, которые можно рассматривать с их сущностью, целями, характером, правовым регулированием, объектами, связями, принципу оплаты работы, практическими задачами и результатами.

Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах и других центральных органах исполнительной власти, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают (получали) средства из бюджетов всех уровней, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем.

Выводы

Инвентаризация — это самостоятельное выявления нарушений в учете, которое не несет серьезных последствий;

Аудит — обязательная или инициативная проверка на платной основе, в результате которой компания получает рекомендации по устранению нарушений;

Ревизия — проверка уполномоченными органами, по итогам которой могут возбудить уголовное дело;

Экспертиза — может быть назначена в процессе расследования уголовного дела.

Читайте так же:  Дивиденды по выпущенным акциям

Видео: все о понятии аудита.

Основы аудита (УМК). Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы

Факты о ревизиях

Ревизия, как и проверка, также является методом контроля деятельности организации. Но ее особенность в том, что контролирующие органы могут не только смотреть документы и отчетность фирмы, но и изучать фактическое содержание ее хозяйственных операций. При ревизии нередко используется большое количество инструментов — начиная от формальной сверки документов и заканчивая контрольной закупкой товаров.

Главные цели ревизии — выявление ошибок в системе финансового и хозяйственного управления организацией, а также допущенных нарушений норм законов, под юрисдикцию которых попадает коммерческая деятельность фирмы. При этом для их достижения в числе прочих мер, как правило, применяется анализ документов — то есть производится проверка, которая становится частью ревизии.

Как и проверки, ревизии также могут быть плановыми и внеплановыми. Но практически всегда они выездные, поскольку контролирующим органам, как правило, требуется доступ в производственные помещения проверяемых организаций.

Сравнение

Основное отличие проверки от ревизии в том, что первый метод контроля — в достаточной мере узкий по содержанию, а второй — широкий. При проверках исследуются главным образом документы. При ревизии — могут изучаться также и хозяйственные процессы, фактическое содержание хозяйственной деятельности фирмы.

Но стоит отметить, что на практике содержание проверок (особенно если речь идет о работе государственных контролирующих органов) может быть очень емким. Например, визит инспекторов Роспотребнадзора нередко бывает весьма обстоятельным. Ведомство способно проверить не только документы, но также, как вариант, и качество товаров или оказываемых компанией услуг. Проверка Роспотребнадзора будет, таким образом, фактически ревизией.

Видео (кликните для воспроизведения).

Еще один важный нюанс, на который полезно обратить внимание, — разграничение контрольных мероприятий на проверки и ревизии свойственно главным образом бюджетной сфере. То есть если речь идет о контроле над деятельностью частных предприятий (со стороны государственных, аудиторских или внутрикорпоративных структур), для обозначения соответствующих ему мероприятий почти всегда используется термин «проверка».

Изучив то, в чем разница между проверкой и ревизией, отразим выявленные нами критерии в небольшой таблице.

Аудит, ревизия, инвентаризация и экспертизы: признаки различия

Понятия «аудит», «ревизия» и «инвентаризация» являются разновидностями финансового контроля над деятельностью организации. Между этими понятиями существует ряд фундаментальных отличий.

Аудит это предпринимательская деятельность а ревизия нет

Аудит является видом предпринимательской деятельности, тогда как ревизия представляет собой исполнительную деятельность. Контрольно-ревизионный аппарат и аудиторы используют во время проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий одинаковые методические приемы, источники информации, в частности, законодательные и нормативно-правовые акты, первичные документы и регистры бухгалтерского учета, баланс и отчетность. Правовое регулирование ревизии и аудита также разное. Аудит как независимая форма контроля добровольно выбирается владельцем, который формулирует вопросы, на которые аудиторы должны дать обоснованные выводы для дальнейшего усовершенствования работы предприятия. Кредиторы, акционеры, учредители, владельцы ценных бумаг и другие субъекты заинтересованы, чтобы проверка достоверности отчетности была проведена надлежащим образом, чтобы правильно были начислены и уплачены налоги в бюджет, ибо в этом случае, если будут конфликтные ситуации с налоговой администрацией, они будут иметь надежная защита в лице аудитора или аудиторской фирмы.

Факты о проверках

Проверка — это метод контроля деятельности организации, который заключается в изучении ее документов и оценке качества отчетности за конкретный период. Главная цель контролирующих органов в данном случае — выявить формальные несоответствия источников, отражающих финансовые и хозяйственные операции фирмы, требованиям законодательства и локальных нормативных актов.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, выездными и камеральными. В чем особенности каждого их типа?

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, который заранее известен проверяемой фирме. Если данные мероприятия выполняются государственными органами, то их расписание обычно заблаговременно опубликовывается — например, на сайте ведомства.

Внеплановые проверки, в свою очередь, проводятся не по графику, а по причине объективной необходимости. К примеру, если в контролирующее ведомство поступила информация о том, что предприятие что-то нарушает.

Выездные проверки предполагают визит контролирующих лиц на территорию проверяемого объекта, требуют обеспечения доступа инспекторов к документам, которые находятся в архиве организации и в общем случае не передаются за пределы фирмы.

Камеральные проверки — те, которые проводятся без выезда контролирующих лиц на территорию проверяемой организации. В этом случае изучаются документы, находящиеся в распоряжении ведомства, осуществляющего контроль.

Понятие ревизии

Ревизия — это система мероприятий по документальной и фактической проверке законности и правильности финансово-хозяйственных процессов.

Она осуществляется по ряду направлений:

  • согласованность между осуществляемой деятельностью и учредительными документами;
  • выполнение плана доходов и расходов;
  • обоснование сметных расчетов;
  • своевременность и полнота расчетов с физическими лицами и бюджетом;
  • достоверность финансовой отчетности;
  • правильность и своевременность отражения операций в бухгалтерском учете;
  • целевое использование бюджетных дотаций;
  • обоснованность затрат.

Мероприятия осуществляются уполномоченными государственными органами, ответственными за контроль над капиталом предприятий. Надзорные органы могут привлекать сторонние экспертные организации. По итогам составляется акт о выявленных нарушениях либо отсутствии таковых. При выявлении нарушений виновные сотрудники компании могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Отличия аудита от ревизии по организационным формам проведения

Аудит отличается от ревизии не только целями, но и организационными формами проведения. Аудит выполняют независимые аудиторские фирмы или лица, осуществляющие частную предпринимательскую деятельность, имеют сертификат и включены в Национальный реестр на проведение аудита, причем на платной основе по договорам с администрацией различных предпринимательских структур.

Читайте так же:  Юла регистрация юридического лица

Аудитор и аудиторские фирмы несут ответственность перед внешними потребителями (акционерами, кредиторами) относительно качества сделанного заключения в соответствии с заключенным договором и действующим законодательством. Существенным отличием аудита от ревизии является не только перечень выявленных недостатков, но и подробные инструкции аудитора относительно того, как их исправлять.

Разница между проверкой и ревизией

Работа государственных контролирующих органов, аудиторов или подобных им структур, создаваемых внутри компаний, может выражаться в проведении проверок и ревизий. Что они собой представляют?

Чем отличается ревизия от инвентаризации?

Инвентаризация — это обязательная проверка имущества и финансовых обязательств компании. Она проводится путем сличения бухгалтерских данных и фактического наличия товарно-материальных ценностей. Порядок и срок проведения инвентаризации закреплены в учетной политике предприятия. Она проводится собственными силами сотрудников фирмы и носит плановый характер. Если по результатам инвентаризации выявлена недостача, то она компенсируется за счет заработной платы виновного сотрудника.

В чем разница между ревизией и инвентаризацией? Основные отличия приведены в таблице:

Признак Инвентаризация Ревизия
1 Кто проводит проверку Сотрудники предприятия Контролирующие органы
2 Частота проведения Планово Внезапно
3 Цель Выявление ошибок в учете Проверка законности операций
4 Ответственность за нарушения Материальная Административная или уголовная

Таким образом, ревизия — это более значительная проверка, чем инвентаризация, которая, в случае выявления нарушений, может повлечь за собой серьезные последствия.

Различие между экспертизой, ревизией и аудитом

Экспертиза — это рассмотрение вопросов, требующих узкоспециальных знаний в области экономики. Она проводится в случае возникновения спорных ситуаций, которые стали объектом расследования правоохранительных органов.

В отличие от ревизии и аудита, экспертиза не является разновидностью финансового контроля. Экспертиза регламентируется процессуальным законодательством, и основанием для её назначения является решение следственных органов или суда.

Читайте также: совместная собственность и долевая собственность — в чем разница?

Чем отличается ссуда от кредита в банке? Ответ здесь.

отличие аудита от ревизии.docx

Отличие аудита от ревизии.

Отечественные ученые ведут споры о соотношении аудита и ревизии.

Так, Е.С. Дубоносов придерживается мнения, что аудиторская проверка является специальным случаем проведения ревизии. В свою очередь, А.В. Румянцев говорит о том, что “ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (департаментом финансового контроля и аудита Минфина РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора Минфина РФ, Центральным банком РФ, аудиторскими фирмами)”.

Отличие внешнего аудита от ревизии: 1. Цели.

Аудит – это выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности; оказание услуги, помощь, сотрудничество с клиентом. Ревизия – выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.

Аудит – предпринимательская деятельность. Ревизия – исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

3. Основа взаимоотношений.

Аудит – добровольное осуществление на основе договоров. Ревизия – принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих (или государственных) органов.

4. Управленческие связи.

Аудит – горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним. Ревизия – вертикальные связи, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

5. Принцип оплаты услуг.

Аудит – платит клиент. Ревизию – оплачивает вышестоящее звено или государственный орган.

6. Практические задачи.

Аудит – улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента. Ревизия – сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

Аудит – аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована.

Ревизия – акт ревизии – внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам. В акте отмечаются все выявленные недостатки, включая незначительные.

Далее рассмотрим отличие внутреннего аудита от внутрихозяйственной ревизии.

Хотя члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров общества, а также занимать иные должности в органах управления обществом, на них возложен ряд функций, сходных с теми, которые выполняют внутренние аудиторы, в том числе:

1 составление заключения, в котором должны содержаться подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества, и информация о фактах нарушения законов и нормативных актов;

2 осуществление контроля за выполнением требований документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность общества;

3 установление полноты, своевременности и достоверности отражения хозяйственных и финансовых операций, контроль ха оптимизацией и автоматизацией учетных работ;

4 совершенствование бухгалтерского учета в рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, изучение существующего контроля за сохранностью собственности общества.

Вместе с тем основная цель и фактическое содержание деятельности ревизионной комиссии являются более узкими, чем функции и полномочия внутреннего аудита и заключаются лишь в осуществлении контроля за соответствием финансово-хозяйственной деятельности общества требованиям российского законодательства.

Сравнение внутреннего аудита и внутрихозяйственной ревизии можно провести по следующим характеристикам:

1. По цели создания контрольного органа.

Цель создания внутреннего аудита определяется советом директоров либо исполнительным органом управления организации. В принципе целью внутреннего аудита является обеспечение удовлетворения потребностей менеджеров в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить исполнение управленческих решений и часто не обладают управленческими инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения. Внутренние аудиторы помогают им – обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют “зоны риска” и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогаю идентифицировать и “усилить” слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Внутренние аудиторы обеспечивают управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов.

Читайте так же:  Регистрация устава акционерного общества

При этом задачи внутреннего аудита определяются советом директоров либо исполнительным органом управления исходя из потребностей в части контрольной информации (информации для принятия управленческих решений), а также самостоятельно внутренними аудиторами исходя из специфики их работ.

Цель создания же ревизии определяется законодательством (Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ “Об акционерных обществах”, Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ “О производственных кооперативах”, Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”); либо исключительно по решению участников общества (в обществах, имеющих менее пятнадцати участников) с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Задачи ревизии также определяются законодательством, высшим органом управления (общим собранием участников хозяйственного общества или членов производственного кооператива), по решению совета директоров (наблюдательного совета), по решению не менее чем 10 % участников общества (членов кооператива), а также самостоятельно ревизором или ревизионной комиссией (на заседаниях).

2. Субъекты, проводящие финансовый контроль.

Внутренними аудиторами всегда являются работники, находящиеся в штате организации. Численность внутренних аудиторов определяется советом директоров или контрольным органом.

Ревизором же могут быт лица, как состоящие, так инее состоящие в штате организации (не связанные служебными отношениями с руководством). Но, в производственных кооперативах при числе членов более двадцати в состав ревизионной комиссии могут быть включены только члены кооператива. Численность ревизоров определяется исключительно общим собранием акционеров.

3. Взаимоотношения контрольного органа с советом директоров и исполнительным органом и оплата труда.

Внутренние аудиторы могут подчиняться либо исполнительному органу, либо аудиторскому комитету совета директоров. Начисление заработной платы аудиторам производится по штатному расписанию.

Орган же внутрихозяйственной ревизии (ревизионная комиссия или ревизор) не подчинен не совету директоров, ни исполнительному органу. Размеры и порядок оплаты труда ревизорам определяются общим собранием собственников.

4. Компетенция и порядок деятельности контрольного органа.

Компетенция и требования к квалификации внутренних аудиторов определяются советом директоров либо исполнительным органом управления, документально закрепляются в Уставе и детализируются в Положении об отделе (бюро, секторе и т.п.) внутреннего аудита, а также в Стандартах внутреннего аудита. Порядок деятельности внутреннего аудита определяется, документально закрепляется и утверждается советом директоров либо исполнительным органом.

Компетенция же ревизоров определяется законодательством, а также высшим органом управления (требования к квалификации персонала определяются исключительно общим собранием), закрепляется в Уставе и детализируется в Положении ревизионной комиссии (ревизоре). Порядок деятельности ревизоров определяется высшим органом управления, документально закрепляется и им же утверждается. Например, ревизионная комиссия (ревизор) имеет право требовать наложения взысканий на работников за выявленные нарушения.

5. Отчетность и срок полномочий контрольного органа.

Внутренние аудиторы отчитываются только перед советом директоров либо перед исполнительным органом компании. Срок полномочий внутренних аудиторов определяется советом директоров либо исполнительным органом. Например, отдел внутреннего аудита может быть ликвидирован в любой момент по решению совета директоров либо исполнительного органа.

Ревизоры же отчитываются перед общим собранием участников акционерного общества либо общим собранием членов или наблюдательным советом производственного кооператива. Срок полномочий органа ревизии в его определенном составе (т.е. период до переизбрания его субъектов) определяется общим собранием участников общества или членов производственного кооператива ( обычно от 1 года до 5 лет), закрепляется в Уставе и Положении о ревизионной комиссии (ревизоре). В любое время высший орган управления вправе изменить состав (кадровый, структурный, количественный) органа внутрихозяйственной ревизии, внеся соответствующие поправки в Устав.

6. Ответственность контрольного органа.

Внутренние аудиторы несут ответственность только перед советом директоров либо исполнительным органом за качество и своевременность выполнения должностных обязанностей, а также за превышение полномочий.

Ревизоры же несут ответственность перед общим собранием участников акционерного общества (членов производственного кооператива) за качество и своевременность выполнения своих служебных функций, и превышение полномочий.

7. Планирование и организация деятельности контрольного органа.

Планы и порядок работ внутренних аудиторов определяются главным внутренним аудитором по согласованию с аудиторским комитетом совета директоров либо исполнительным органом (либо исключительно органами управления). Утверждает планы работ совет директоров либо исполнительный орган.

Планы и порядок работ внутренних ревизоров определяются на заседаниях ревизионной комиссии, утверждаются председателем ревизионной комиссии. Проверка по итогам финансово-хозяйственной деятельности за год обязательна.

8. Основные результаты деятельности контрольного органа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Результаты деятельности внутренних аудиторов отражаются в отчетах и заключениях по форме, утверждаемой советом директоров либо исполнительным органом. Содержание отчетов (заключений) отвечает целям и задачам проведенных проверок. Представляются рекомендации по устранению недостатков и совершенствованию различных сторон управления организацией.Результаты деятельности ревизоров определяются следующим образом. По итогам проверок финансово-хозяйственной деятельности за год на основании акта ревизии составляется заключение, в котором должны содержаться:

Источники

Чем отличается аудиторская проверка от проверки кру
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here