Экологический аудит обязательный и добровольный

Главное в статье: "Экологический аудит обязательный и добровольный" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Экологический кодекс Российской Федерации

В Российской Федерации возможно проведение двух видов аудита: обязательного и добровольного.

Из вышесказанного выделяют следующие его виды:

  • определение соответствия деятельности аудируемого субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям законодательства Российской Федерации;
  • установление и оценка нанесенного экономического ущерба от загрязнения;
  • оценка эффективности системы экологического менеджмента;
  • оценка экологической безопасности используемых компонентов производственной деятельности;
  • оценка опасности образующихся отходов и определение путей их утилизации;
  • определение путей рационализации природопользования на конкретной территории;
  • оценка потребления энергоресурсов, выявление возможностей по снижению и оптимизации в данном вопросе;
  • оценка экологического риска от каких либо чрезвычайных ситуаций, катаклизмов, нарушений технологического процесса;
  • выделение возможных экологических проблем и установление мер по их устранению и восстановлению нарушенных экосистем.

Обязательный экологический аудит

Проводится в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми документами Российской Федерации относительно экологически опасных предприятий или видов деятельности при:

  • приватизации и банкротстве граждан и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность или деятельность, которая представляет особую экологическую опасность;
  • оценке деятельности, касаемо устранения последствий стихийных бедствий, аварий, вызвавших экологически опасную ситуацию;
  • проведении экологического страхования с целью установления объемов страховых выплат или ставки возмещений;
  • принятии решений о продлении срока действия лицензий, гражданам или юридическим лицам, ведущим деятельность, которая связана с каким либо уровнем экологического риска;
  • выполнение международных обязательств Российской Федерации в отношении рационального использования природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды;
  • иных случаях, предусмотренных нормативными актами.

Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436. Обязательный аудит может быть осуществлен только аттестованным специалистом, прошедшим необходимую подготовку, имеющим высшее образование в данной области и опыт работы в данной сфере.

Формы аудита экологической направленности

Проверка может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольный экологический аудит инициирует руководство компаний, деятельность которых может быть опасной для окружающей среды. Вероятные поводы для обследования:

  • смена владельца фирмы;
  • заключение нового договора на аренду имущественных активов.

Предпосылки для запуска аудита также могут быть обозначены потенциальным увеличением угрозы экологической безопасности в результате переоснащения технологических линий или при зафиксированном факте превышения лимита выбросов.

Фактор обязательности проверки срабатывает при наличии таких условий:

  • предприятие, деятельность которого представляет потенциальную опасность для окружающей среды, запустило процедуру ликвидации или находится на стадии банкротства, приватизации;
  • необходимо оценить уровень риска при покупке страхового полиса экологического типа;
  • выполнение требования финансового учреждения при подаче заявки на получение кредита;
  • ликвидация последствий экологических катастроф;
  • на компанию международными правовыми актами возложены дополнительные обязательства по выполнению экологических программ.

Итоги аудиторской проверки могут быть положены в основу разрабатываемой политики компании в отношении природоохранной деятельности. На полученные результаты также можно опираться при оформлении налоговых льгот, если компания применяет ресурсосберегающие технологии. Дополнительным преимуществом будет облегчение процесса поиска способов для минимизации рисков негативного воздействия на природу.

Последовательность действий при проверке

Стадии аудита подразделяют на 3 группы:

1 – Подготовка На подготовительном этапе экологического аудита производят систематизацию общей информации о проверяемой компании. Аудитор выделяет ключевые задачи и круг проблемных вопросов.

Комплекс предстоящих работ разбивают на сегменты, на выполнение которых назначают ответственных лиц. По каждому участку исследования обозначают крайние сроки реализации.

2 – Основные исследования На втором этапе аудитор проверяет наличие разрешительной документации и ее содержание. Для этого заказчик аудита должен предоставить имеющиеся у него лицензии, сертификаты.

Следующий шаг – анализ первичной документации и отчетности, локальных актов в сфере экологической безопасности, проведение анкетного опроса персонала. На этой стадии оценивают:

  • уровень эффективности применяемых предприятием способов управления в сфере экологии;
  • степень квалификации ответственных должностных лиц.
3– Заключительный блок Риски возникновения очагов загрязнения определяют путем осмотра и тестирования эксплуатируемого компанией оборудования.

Изучают данные спецоценки рабочих мест, проверяют работу энергоблока.

Заключительная стадия предполагает систематизацию собранного материала и отражение итогов в аудиторском отчете. Все выявленные недочеты приводят в выводах аудитора, проверяющий также дает рекомендации по их устранению. На основе этих данных составляют график мероприятий по минимизации экологических рисков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Экологическое право России

Добровольный экологический аудит

Реализуется по желанию собственников, осуществляющих любой вид хозяйственной деятельности, связанный с негативным воздействием на окружающую среду, при изменении собственника, передаче объекта в аренду, при модернизации производства, изменении производственного и технологического циклов, изменения ресурсной базы, переориентации производства или в иных случаях.

В необходимости проведения добровольного экологического аудита заинтересованы собственники и управляющие предприятий, так как в результате будет получено независимое заключение, актуально отражающее настоящую ситуацию, сформулированы рекомендации относительно оптимизации работы, экономии, рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению эффективности данной деятельности до уровня, соответствующего требованиям законодательства РФ.

Решаемые задачи, требуют от аудитора высокого уровня профессиональной теоретической и практической подготовки. Особенно сложной задачей является анализ и подробный разбор деятельности предприятия, которое является технологически сложным, многоуровневым объектом. Итогом будет результат анализа и рекомендации по оптимизации его деятельности. Большое значение имеет аудиторская этика, все данные должны быть строго конфиденциальны и не должны быть разглашены без согласия заказчика.

Читайте так же:  Надо внести изменения в устав ооо

Порядок выполнения работ меняется от того, какие цели ставятся перед проведением аудированием. Наиболее эффективно и надежно будет, если аудит будет проводиться уполномоченной комиссией, в соответствие с разработанной программой проверки.

Разработка программы аудита ведется с учетом:

  • задания заказчика на основе предварительного изучения документов и отчетности;
  • любой документации, описывающей деятельность предприятия или предпринимателя в сфере охраны природы и грамотному природопользованию;
  • результатов прошлых проверок;
  • экологического паспорта предприятия.

В итоге, по окончании работ составляется заключение с рекомендациями и планом действий.

Экологический аудит хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, предлагается сделать обязательным

Согласно проекту экологическим аудитом является независимая, документированная оценка соответствия объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды.

Проектом законодательно закрепляются единые требования
к процедуре проведения экологического аудита, в том числе:

объекты и субъекты экологического аудита;

цели и принципы экологического аудита (в том числе квалифицированность и беспристрастность экологических аудиторов, обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления экологического аудита);

случаи и периодичность проведения обязательного экологического аудита (такими случаями являются, в частности, осуществление деятельности по утилизации отходов I — III классов опасности, выполнение мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории);

разновидности добровольного экологического аудита — комплексный и специальный (покомпонентный экологический аудит и экологический аудит комплексного экологического разрешения);

требования к заключению экологического аудита, к государственному реестру заключений экологического аудита;

права и обязанности экологических аудиторских организаций, а также заказчика экологического аудита;

перечень ограничений на проведение экологического аудита экологическими аудиторскими организациями;

требования к порядку лицензирования экологической аудиторской деятельности и к порядку аттестации экологического аудитора.

По мнению разработчиков, экологический аудит позволит проводить независимую оценку природоохранной деятельности организаций, выявлять факты и причины нарушений законодательства в области охраны окружающей среды предприятиями, предотвращать наложение штрафных санкций.

Вступление федерального закона в силу запланировано с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений.

Экологический аудит

Все предприятия и ИП, действующие в правовом поле России, обязаны обеспечивать соблюдение норм экологической безопасности. Результаты работы компании не должны наносить ущерб окружающей среде. Если будет выявлено обратное, субъекта хозяйствования привлекают к ответственности. Для своевременного реагирования на возможные недочеты в организации внутренней системы контроля влияния на природу проводят экологический аудит.

Основной нормативный документ

Такую проверку должны проводить независимые эксперты. Она носит комплексный характер. Все этапы анализа обязательно документируют.

При аудите за основу берутся положения Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ. Обозначенные в данном правовом акте стандарты экологической безопасности принимают за норматив, с которым сравнивают текущие показатели деятельности компании.

Экологический аудит

Во многих странах, в том числе в России, в результате нарастающей озабоченности общества состоянием окружающей среды, нехватки достоверной информации в этой области начал развиваться такой вид услуг, как экологический аудит.

Экологический аудит определяется Федеральным законом «Об охране окружающей среды» как «независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности».

Характер этой деятельности предполагает обеспечение аудитору доступа к конфиденциальной информации аудируемой организации, в частности, информации об используемых технологиях, объемах выпускаемой продукции, затратах на природоохранные мероприятия и пр. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность этих сведений и получаемых при проведении аудита документов, они не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия лиц, в отношении которых осуществлялся аудит. Рассматриваемый вид аудита способствует повышению конкурентоспособности и рентабельности продукции аудируемого предприятия с позиции роста экономической эффективности его хозяйственной, в том числе природоохранной, деятельности, дает возможность правильно сформировать учетную политику организации, способствует эффективному решению вопросов льготного налогообложения при внедрении ресурсосберегающих технологий, предотвращению возможных производственных аварий.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не содержит дефиниции «экологическое аудирование», «экологический аудит». Тем не менее к настоящему времени принят ряд нормативных правовых актов, которые не только закрепляют экологический аудит как правовую категорию, но и могут рассматриваться в качестве основы правового регулирования данного вида деятельности.

Экологический аудит предусмотрен Классификатором правовых актов (110.010.100). Правомерность экологического аудита следует из нормы, закрепленной ст. 27 (ч. 2) Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в которой устанавливается, что государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр «главный государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю и его заместители, старший государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю, главные государственные инспекторы, их заместители и старшие государственные инспекторы по геологическому контролю на соответствующих территориях имеют право привлекать в установленном порядке аудиторские организации для проверки деятельности пользователей недр» 1 Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» // СЗ РФ. 2005. № 20. Ст. 1885. .

Читайте так же:  Протокол собрания учредителей ооо смена адреса

Существуют обязательный экологический аудит, например, при страховании экологических рисков, и добровольный. Благодаря добровольному экологическому аудиту происходит устранение административных барьеров для входа организаций на рынок, что способствует конкуренции и оказывает положительный эффект на потребителя. После положительного заключения экоаудитора предприятие имеет возможность получить экологический сертификат на продукцию, т.е. сделать ее конкурентоспособной не только на национальном рынке страны, но и в международном масштабе, следовательно, вывести предприятие на более высокий рыночный уровень, а также повысить инвестиционную привлекательность. Юридическое лицо, которое эффективно внедряет программы экологического аудита, тем самым показывает, что ведет открытую экологическую политику, предоставляя потребителям гарантии в наличии обязательства в отношении управления охраной окружающей среды.

Экологический аудит — это предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

В основе проведения экологического аудита лежат следующие принципы:

  • объективность и независимость экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  • профессионализм и компетентность экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  • достоверность и полнота информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  • планирование работ по проведению экологического аудита;
  • комплексность экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  • конфиденциальность информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  • ответственность экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Экоаудитор осуществляет свою деятельность только при наличии соответствующего удостоверения, полученного после специального обучения. Сведения об экоаудиторе, прошедшем аттестацию, заносятся в Реестр аттестованных экоаудиторов Минприроды России, который ведется комиссией.

Порядок проведения экологического аудита . Экологический аудит проводится на основании договора, который заключается между экоаудитором или экоаудиторской организацией и лицом, деятельность которого подлежит аудиту. В этих случаях применяется Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг», одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол № 6. На основании Правила (стандарта) определяются взаимоотношения аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, и экономического субъекта на этапе подготовки и заключения договора об оказании аудиторских услуг.

Правило (стандарт) определяет условия и порядок подготовки договора на оказание аудиторских услуг (проведение аудита и (или) оказание сопутствующих аудиту услуг) между аудиторской организацией и экономическим субъектом и определяет права, обязательства и ответственность аудиторской организации и экономического субъекта при заключении договора на оказание аудиторских услуг. При этом требования Правила (стандарта) носят для аудиторских организаций и экономических субъектов рекомендательный характер.

Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций и проверяемых лиц общего характера содержатся в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов», одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол № 6.

Экологическая аудиторская организация вправе самостоятельно определять формы и методы экологического аудита, исходя из требований нормативных правовых актов РФ, а также конкретных условий договора с аудируемым объектом. Аудиторская организация может формировать группы экоаудиторов, привлекать на договорной основе экоаудиторов, экспертов или других специалистов с опытом работы в области охраны окружающей среды и природопользования; запрашивать необходимую документацию на аудируемом объекта.

В круг обязанностей экологической аудиторской организации входит предоставление информации о наличии лицензии и аттестованных экоаудиторов до заключения договора о проведении аудита; систематическое повышение квалификации экоаудиторов организации; обеспечение экоаудиторов нормативной правовой документацией.

На основании проведения аудита составляется заключение по экологическому аудиту, которое, как правило, состоит из трех частей; вводной, аналитической и итоговой. Во вводной части указываются юридический адрес, расчетный счет и телефоны экологической аудиторской организации, личные данные экоаудиторов, принимавших участие в проверке, порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление экологического аудита, срок ее действия, а также срок проведения экологического аудита. В аналитической части указываются наименование субъекта хозяйственной деятельности, период деятельности, за который проводится экологический аудит; результаты анализа природоохранной деятельности, соответствие ее экологическим требованиям; факты выявленных в ходе проверки существенных нарушений законодательства РФ об охране окружающей среды, которые нанесли или могут нанести ущерб окружающей природной среде и здоровью населения.

В итоговой части содержатся обоснованные выводы о воздействии субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду; анализ действующего законодательства в данной сфере, конкретные и приемлемые меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду; последствия непринятия субъектом хозяйственной деятельности соответствующих мер.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет взыскание с указанных лиц на основании решения суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции; 1) доходов, полученных в результате незаконной деятельности, — в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов; 2) штрафа в пределах от 500- до 1000-кратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ) — в доход республиканского бюджета РФ.

Читайте так же:  При выходе из учредителей ооо согласие супруга

До настоящего времени на законодательном уровне не урегулированы основные вопросы, возникающие в связи с назначением и проведением экологического аудита:

  • отсутствуют указания на возможность, основания и правовые последствия обязательного назначения и проведения экологического аудита;
  • не определены меры по защите конфиденциальной информации и порядок использования такой информации, полученной при проведении аудита;
  • не закреплены квалификационные требования к аудиторам;
  • не установлен порядок отнесения расходов, связанных с проведением экологического аудита, на цели налогообложения;
  • оказание услуг по проведению экологического аудита не обозначено в качестве самостоятельного вида экономической деятельности в действующих классификаторах видов экономической деятельности и др.

Использование экологического аудита как инструмента экологической политики России в рамках проводимых административных преобразований требует законодательного регулирования. В частности, для достижения стратегических целей экологической политики России в рамках устойчивого развития Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» предусмотрено: экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; неистощительное использование возобновимых природных ресурсов; рациональное использование невозобновимых природных ресурсов; расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов; предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов; необходимо эффективное управление качеством окружающей среды как на федеральном, так и на региональном уровне.

Отсутствие экологического аудита в перечне лицензируемых видов деятельности объясняется неопределенным предназначением данного инструмента в рамках экологического законодательства. Статья I Федерального закона «Об охране окружающей среды» содержит правовое определение экологического аудита, но не дает представления относительно его места в правовом механизме охраны окружающей среды. В целях внедрения механизма экологического аудита, в первую очередь государственного, разработан соответствующий законопроект, который пока не принимается. Одна из причин — обязательный экологический аудит дублирует государственный экологический контроль.

Субъекты РФ могут осуществлять собственное правовое регулирование в области экологического аудита. Так, Законом Санкт-Петербурга от 26 декабря 2005 г. «О городском экологическом контроле в Санкт-Петербурге и административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды» установлено, что плановой проверке государственного экологического контроля не подлежат следующие объекты городского экологического контроля: внедрившие и поддерживающие на предприятии систему управления окружающей средой (систему экологического менеджмента) и представившие соответствующие документы в исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий городской экологический контроль; один раз в два года представляющие положительное заключение экологического аудита в исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий городской экологический контроль. Попытки внедрения экологического аудита предпринимаются и в других субъектах РФ, например, в г. Москве.

Виды, формы и принципы экологического аудита

? В каких случаях проводится обязательный и добровольный экологический аудит?

! Экологический аудит подразделяется по форме проведения на обязательный и добровольный .

В соответствии с приказом Госкомэкологии РФ от 30.03.1998 № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии Российской Федерации» обязательный аудит проводят в случаях, прямо установленных нормативно-правовыми актами РФ.

В России предполагается обязательное экологическое аудирование:

— при реализации международных обязательств России, предусмотренных Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;

— по поручению государственных органов РФ;

— для учета экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

— при реализации процедуры банкротства хозяйствующих субъектов;

— при проведении обязательного экологического страхования;

— при подготовке инвестиционных проектов и программ;

— при обосновании и реализации экологических программ, финансируемых за счет бюджетных и внебюджетных источников;

— при организации экологической санации предприятий;

— по решению прокурора, суда, арбитражного суда, органа дознания, следователя, при наличии санкции прокурора в соответствии с процессуальным законодательством при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, подведомственного арбитражному суду;

Видео (кликните для воспроизведения).

— по решению лицензионных органов при лицензировании видов деятельности в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов, если заявители иностранные юридические и физические лица;

— по решению природоохранных и других государственных органов при выдаче разрешений экономическим субъектам на осуществление деятельности;

— по решению федеральных, региональных и местных органов государственной власти при наличии деятельности, оказывающей существенные воздействия на окружающую среду.

Однако, в настоящее время на федеральном уровне не установлено случаев, при которых проводят обязательный экологический аудит. В тоже время, например, в соответствии со ст. 4 Закона Томской области «Об экологическом аудите в Томской области» обязательный экологический аудит проводят при обосновании инвестиционных проектов и программ в случае, если это предусмотрено условиями инвестирования, при обосновании и реализации экологических программ, а также по решению лицензионных органов при лицензировании и сертификации видов деятельности в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

? В каких случаях проводится внешний и внутренний экологический аудит?

! Кроме обязательного и добровольного аудита, различают экологический аудит внешний и внутренний (по виду).

Читайте так же:  Найти юридическое лицо по адресу регистрации

Внешний аудит проводится на договорной основе с экономическим субъектом аудиторской фирмой (аудитором) с целью объективной оценки достоверности состояния экологического учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению экологического положения этого субъекта, повышению эффективности его деятельности в сфере повышения эффективности природопользования и защиты окружающей среды, изысканию неиспользованных резервов производства.

Внутренний аудит проводится штатными аудиторами — работниками этого субъекта, которые подчиняются руководителю, назначившему его, и представляет собой независимую деятельность по проверке и оценке работы юридического лица в экологической сфере в интересах его руководителей. Цель такого аудита — помочь сотрудникам эффективно выполнять свои функции, а главная задача — осуществление постоянного контроля за корпоративными расходами и выработка мер по их снижению. Если в штате отсутствуют аудиторы, внутренний аудит можно поручить аудиторской фирме на договорных началах.

? Каким экологический аудит может быть по масштабу?

! Экологический аудит может быть различного масштаба и проводится на уровнях:

— отрасли (структурное – оценивается соответствие общему экологическому курсу отрасли; проблемное – аудит состояния решения конкретной экологической проблемы отрасли);

? Какие виды экологического аудита могут быть в зависимости от достигаемой им цели?

! В связи с огромным разнообразием путей антропогенного воздействия на окружающую среду сформировался целый ряд видов экологического аудита в отечественной и международной практике, каждый из которых ориентирован на достижение определенных целей. Назовем некоторые из них:

— определение соответствия хозяйственной деятельности предприятия природоохранному законодательству (аудит соответствия);

— оценка эффективности управления, соответствия сформированной внутренней системы управления и корпоративной политики, установление степени экологического риска, связанного с деятельностью предприятия (аудит управления);

— оценка экологической безопасности сырья, материалов и оборудования, используемых при производстве продукции; выявление альтернативных ресурсосберегающих технологий, способствующих, кроме того, снижению себестоимости производимого товара или услуг (аудит снабжения);

— оценка прошлого экономического ущерба от загрязнения, а также потенциальной экологической ответственности при осуществлении приватизационной стоимости предприятия или земельных участков с расположенными на них объектами (аудит недвижимости);

— оценка опасности отходов производства путем их рекуперации, утилизации, размещения и захоронения (аудит обращения с отходами);

— оценка рационального использования территории под различные объекты с целью создания оптимальной экологической ситуации (аудит территорий);

— оценка энергопотребления и возможных путей его снижения (аудит энергосбережения);

— оценка перспективной стратегии бизнеса с учетом экологических характеристик предприятия и выявления потенциальных деловых партнеров с экологически ориентированной системой управления (стратегический аудит);

— оценка риска и размера ущерба в результате возможных техногенных аварий, технологических сбоев, стихийных природных процессов и т. п. для обоснования и осуществления экологического страхования (страховой экологический аудит);

— оценка экологической опасности за прошлые накопленные ущербы на предприятии или объекте при переходе на другой вид собственности (аудит накопленных ущербов);

— оценка необходимых затрат на экологические аспекты деятельности при инвестировании реконструкции, расширения, перепрофилирования, закрытии предприятия (инвестиционный экологический аудит).

! Проведение экологического аудита основано на принципах:

— объективности и независимости аудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности;

— профессионализма и компетентности экологических аудиторов в области охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;

— планирования работ по проведению экологического аудита;

— комплексности экологического аудита (охвата всех аспектов воздействия на окружающую среду);

— конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;

— ответственности аудиторов за результаты проводимых исследований;

— поддержки экоаудита и реагирование на его результаты со стороны руководства предприятия;

— обоснованности подбора экоаудиторов;

— определенности целей, сроков, ресурсов и периодичности экоаудита;

— адекватности сбора, анализа, интерпретации и документирования результатов целям аудирования;

— наличия процедур, обеспечивающих беспристрастное, четкое и ясное изложение результатов экоаудирования в заключении;

— презумпции потенциальной экологической опасности хозяйственной и иной деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10356 —

| 7642 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение обязательного и добровольного экологического аудита. Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обязательный экологический аудит целесообразно проводить в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

а) приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;

б) проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;

в) кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;

г) оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;

д) принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам- предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;

е) выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;

ж) в иных случаях, установленных нормативными актами.

Согласно ст. 4 Закона Томской области «Об экологическом аудите в Томской области» обязательный экологический аудит проводится экологической аудиторской организацией по решению органов государственной власти. С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден Приказом Госкомэкологии России от 16 июля 1998 г. N 436.

Читайте так же:  Ак барс открыть расчетный счет для ооо

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ, и в иных целях.

Поэтому добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.

Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность («инициативный аудит»). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же — это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.

Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

По мнению специалистов, развитие экологического аудита в России позволит в короткие сроки решить многие не только экологические, но и социально-экономические задачи, касающиеся:

— разработки необходимых основ для повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и соответственно уменьшения отрицательного воздействия на природу;

— обоснования концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с приватизацией и инвестициями в экономику страны;

— предотвращения развития острых локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций и разработки предложений по их своевременному разрешению;

— инициирования создания необходимой информационной основы для развития и повышения эффективности других видов экологической деятельности: мониторинга источников вредного воздействия на природу, экологического контроля, экологической экспертизы и т.п.

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно проведение аудита аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.

Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности, экологического паспорта предприятия, разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение. В соответствии с Временным положением о порядке проведения экологического аудита в Республике Башкортостан заключение состоит из вводной, аналитической и итоговой частей. Аналитическая часть включает, в частности, оценку соблюдения требований экологического законодательства и выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки, если она проводилась.

В состав аналитической части рекомендуется включать:

— оценку имеющейся на аудируемом объекте отчетности по охране окружающей среды и природопользованию;

— наличие разрешений на природопользование и результаты проверки выполнения их условий;

— анализ начисления и полноты перечисления платы за загрязнение окружающей среды и штрафов за нарушение экологического законодательства;

— анализ соблюдения технологических режимов, эффективности работы очистных сооружений;

— оценку состояния основных фондов, эксплуатируемого оборудования;

— оценку эффективности производственного экологического контроля;

— расчет экономической целесообразности и экологической эффективности проводимых и планируемых природоохранных мероприятий;

— расчет ущерба, причиненного окружающей среде при эксплуатации аудируемого объекта;

— рекомендации по разработке мероприятий для снижения отрицательного воздействия аудируемого объекта на окружающую среду.

Экологическое аудиторское заключение подписывается (утверждается) руководителем аудиторской организации и заверяется печатью.

Поскольку в процессе проведения экологического аудита аудиторы могут иметь доступ к конфиденциальной информации, на нее распространяется соответствующий правовой режим.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9227 —

| 7344 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники

Экологический аудит обязательный и добровольный
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here