Этапы аудиторской проверки и аудиторские стандарты

Главное в статье: "Этапы аудиторской проверки и аудиторские стандарты" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

ТЕМА 6. Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры

Этапы аудиторской проверки

Аудиторская проверка ¾ это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения аудируемого лица, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности. 1

К основным этапам аудиторской проверки в соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности относятся:

1) организация и планирование:

· официальное предложение клиента о проведении аудита,

· знакомство с финансово-хозяйственной деятельностью (изучение внешних, внутренних факторов, влияющих на деятельность аудируемого лица, получение представления о системе внутреннего контроля, оценка существенности, аудиторского риска и т. д.),

· разработка и согласование общего плана и программы аудита,

· составление письма о проведении аудита,

· подписание договора на проведение аудита;

2) сбор аудиторских доказательств:

· тестирование средств контроля,

· проведение процедур проверки по существу;

3) завершение аудита:

· обобщение, систематизация аудиторских доказательств,

· сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника,

· составление аудиторского заключения.

Официальному предложению аудиторской организации о проведении аудита предшествует выбор аудитора. Экономические субъекты, финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту, прежде чем обращаться с официальным предложением о проведении аудита, осуществляют выбор аудиторской организации. В акционерных обществах независимого аудитора выбирает собрание акционеров, в пределах установленной советом директоров суммы для оплаты за аудит. Для аудируемых лиц, имеющих в уставном капитале долю государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации не менее 25%, аудитор определяется по результатам открытого конкурса, порядок проведения которого утверждается Правительством РФ. В учредительных документах экономического субъекта могут быть введены дополнительные ограничения в отношении независимого аудита, не противоречащие действующим нормативным актам.

При выборе аудиторской организации экономический субъект имеет право ознакомиться с содержанием лицензии, числом аттестованных аудиторов в области специализации заказа, другой информацией, характеризующей квалификацию аудиторского персонала, ее деятельность. Особое внимание уделяется требованиям к условиям проведения аудита, правам, обязанностям сторон, которые предполагаются в договоре, ответственности аудиторской организации, срокам проведения аудита, предоставлению аудиторского заключения, а также привлечению других специалистов. Возможно рассмотрение репутации аудиторской организации, а также аккредитованного профессионального объединения, в котором она состоит. При необходимости экономический субъект знакомится с финансовой отчетностью аудиторской организации для оценки ее финансового положения. Экономический субъект имеет право обращаться к аудиторской организации за получением сопутствующих услуг, кроме услуг, несовместимых с аудитом финансовой отчетности (восстановление, ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности).

Аудиторская организация должна разрабатывать и применять на постоянной основе критерии оценки экономических субъектов для соблюдения требований нормативных актов, правил (стандартов) аудиторской деятельности, профессиональной этики. Она обязана оценить соблюдение принципа независимости, другие ограничения, установленные законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит не может проводиться индивидуальным аудитором. Необходимо определить влияние на деятельность экономического субъекта следующих факторов: а) внешних (общеэкономических, отраслевых); б) внутренних (связанных с индивидуальными особенностями, в том числе с репутацией руководства экономического субъекта). Аудитор оценивает основную и инвестиционную деятельность экономического субъекта, прочие операции.

К основным процедурам отбора клиентов аудиторскими организациями относятся:

· оценка цели аудиторской проверки и возможного использования ее результатов;

· стиль и принципы управления;

· предварительная оценка потенциальной трудоемкости, сложности аудита и аудиторского риска;

· оценка причины смены (смен) аудитора;

· характер и проблемы взаимоотношений с внешними пользователями финансовой отчетности (налоговыми органами, банками, партнерами и т. д.);

· аналитическая проверка отчетности;

· предварительная оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

· самооценка способности аудиторской организации к выполнению работы (наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента и т. д.).

По результатам анализа определяется возможность проведения аудита, сопутствующих услуг на профессиональном уровне.

Аудиторская выборка

Аудиторская выборка ¾ это применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций. Она дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка. 1

Требования по аудиторской выборке раскрыты в Федеральном правиле (стандарте) № 16 «Аудиторская выборка», утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532.

Для рассмотрения выборки в аудите необходимо определиться с применяемой терминологией по данному вопросу в отношении видов ошибок (табл. 6.1), изучаемой совокупности, риска выборки.

В отношении изучаемой совокупности в аудите различают понятия генеральной совокупности, элементов выборки и стратификации.

Генеральная совокупность представляет собой полный набор элементов, из которых аудитор проводит выборку для того, чтобы сделать выводы. Она должна быть надлежащей с точки зрения цели процедуры выборки, а также полной.

Элементы выборки ¾ индивидуальные элементы, отражаемые в учете и составляющие генеральную совокупность (прил. 9).

Аудитор может подразделить генеральную совокупность на страты, т. е. подмножества. В таком случае каждая страта проверяется отдельно. Процесс деления генеральной совокупности на страты, каждая из которых представляет собой группу элементов выборки со сходными характеристиками, называется стратификацией. При стратификации аудитору необходимо обеспечить, чтобы каждый элемент выборки мог быть включен только в одну страту.

Таблица 6.1

Ошибки, различаемые в аудиторской выборке*

* Аннотировано по Федеральному правилу (стандарту) № 16 «Аудиторская выборка», утвержденному постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532. 2

Риск выборки возникает, когда вывод аудитора, сделанный на основе отобранной совокупности, отличается от вывода при применении идентичных процедур аудита к генеральной совокупности в целом. 3

В аудите различают два типа рисков выборки. Риск первого типа представляет собой риск того, что аудитор сделает следующие заключения:

Читайте так же:  Виды реорганизации юридических лиц таблица

· риск средств внутреннего контроля ниже, чем в действительности (при выполнении тестов средств внутреннего контроля);

· существенной ошибки не существует, вопреки тому, что в действительности она есть (при выполнении аудиторских процедур проверки по существу).

Риск данного типа оказывает влияние на надежность аудита и с большой степенью вероятности может привести к ненадлежащему аудиторскому мнению.

Риск второго типа представляет собой риск того, что аудитор придет к следующим выводам:

· риск средств внутреннего контроля выше, чем в действительности (при выполнении тестов средств внутреннего контроля);

· имеет место существенная ошибка, тогда как в действительности ее не существует (при выполнении аудиторских процедур проверки по существу).

Риск такого типа оказывает влияние на эффективность аудита, поскольку он обычно приводит к дополнительной работе по установлению того, что первоначальные выводы были неверны.

Риск, не зависящий от аудиторской выборки, является следствием факторов, которые приводят аудитора к ошибочному выводу по любым причинам, кроме тех, которые связаны с объемом выборки (т. е. числом отбираемых для проверки элементов). Риск, связанный с выборкой, может быть снижен путем увеличения объема отбираемой совокупности, а не связанный ¾ путем надлежащего планирования задания, текущего контроля за работой аудиторов и проверки выполнения процедур.

Различают следующие виды выборки:

представительная (репрезентативная) ¾ элементы ее генеральной совокупности имеют равную вероятность быть отобранными;

непредставительная (нерепрезентативная) ¾ элементы ее генеральной совокупности не имеют равную вероятность быть отобранными. Аудитор полагается на свое профессиональное суждение при отборе элементов.

Элементами выборки могут быть натуральные объекты (например, первичные учетные документы) или показатели в денежном выражении. Аудитор должен стараться сформировать репрезентативную совокупность путем отбора элементов выборки, которые обладают характеристиками, типичными для генеральной совокупности, так как целью выборки является получение выводов по всей генеральной совокупности. При формировании проверяемой совокупности необходимо исключать предвзятость.

Для построения выборки аудитор определяет метод отбора элементов, который будет использоваться при тестировании с целью получения аудиторских доказательств. В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 16 «Аудиторская выборка» различают следующие методы отбора элементов:

1) отбор всех элементов (сплошная проверка);

2) отбор специфических (определенных) элементов;

3) отбор отдельных элементов (формирование аудиторской выборки).

Первый метод отбора не применяют при проведении тестов средств внутреннего контроля, его используют в отношении аудиторских процедур проверок по существу. Сплошная проверка целесообразна в следующих случаях:

а) генеральная совокупность состоит из небольшого числа элементов наибольшей стоимости;

б) неотьемлемый риск и риск средств контроля являются высокими, а другие средства не позволяют получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства;

в) повторяющийся характер расчетов или иных процессов, осуществляемых с помощью компьютерной системы бухгалтерского учета, делает сплошную проверку эффективной с точки зрения соотношения затрат и результатов.

Второй метод предполагает отбор специфических элементов. Различают специфические элементы наибольшей стоимости и ключевые элементы. К элементам наибольшей стоимости относят суммы сальдо счетов, которые превышают планируемую степень точности, т. е. уровень существенности. При определении ключевых элементов аудитор отбирает сальдо счетов, существенных качественно, т. е. элементы, по которым возможна наибольшая вероятность наличия ошибки или искажения, и элементы существенные количественно, т. е. элементы (например, месяцы), имеющие наибольший оборот по данному счету в отчетном периоде. При использовании данного метода осуществляется построение непредставительной выборки, в связи с чем результаты, полученные по отобранным элементам, не могут быть экстраполированы на всю совокупность.

Третий метод представляет собой отбор элементов для построения представительной выборки. Прежде чем отобрать элементы, необходимо определить объем выборки.

Выбор метода или сочетания методов отбора элементов зависит от обстоятельств проверки, в частности аудиторского риска и эффективности аудита.

Объем выборки определяют с применением специальных формул теории вероятности и математической статистики либо на основе профессионального суждения аудитора. В этом случае аудитор должен проанализировать, снижен ли риск выборки до приемлемо низкого уровня. Чем ниже риск, связанный с использованием выборочного метода, который готов принять аудитор, тем больше необходимый объем выборки (табл. 6.2).

Планирование аудиторской проверки по МСА

МСА 300 Планирование аудита

Планирование аудита – это разработка общей стратегии и детального подхода применительно к ожидаемому характеру, срокам и масштабам аудиторской проверки.

Цель планирования аудита по МСА

Цель планирования – эффективное и своевременное проведение аудита. В МСА 300 «Планирование» установлены стандарты и предоставлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Данный МСА предназначен для повторного аудита, а для первоначальной проверки необходимо расширить круг рассматриваемых вопросов, о чем будет сказано ниже.

Планирование призвано помочь в правильном распределении работы между членами аудиторской группы и координации работы других специалистов. Объем планирования зависит от:

– размера проверяемого субъекта;

– сложности предстоящей проверки;

– опыта работы аудитора, в том числе с данным субъектом;

– знания бизнеса клиента.

Планирование не является этапом аудита, отделенным от основного процесса. Это продолжающийся и повторяющийся процесс, который начинается вскоре после окончания предыдущего задания и продолжается до завершения текущей проверки. Тем не менее, планируя аудит, аудитор рассматривает временные рамки окончания процесса планирования и аудиторские процедуры, которые необходимо завершить в первую очередь для того, чтобы продолжить аудиторскую проверку. Например, аудитор планирует обсуждение с членами аудиторской группы аналитических процедур оценки аудиторского риска, достижение общего понимания нормативных актов, регулирующих деятельность клиента, определение существенности, необходимости привлечения эксперта и других процедур оценки риска с тем, чтобы определить риск существенных искажений отчетности и дальнейшие процедуры по ее проверке.

Состав плана аудита по МСА

План должен содержать:

– детальную информацию о характере, сроках проведения и объеме процедур оценки рисков существенных искажений в соответствии с МСА 315;

Читайте так же:  Выездная аудиторская проверка

– подробную информацию о характере, временных рамках и объеме аудиторских процедур в отношении каждой существенной группы операций, остатков по счетам, раскрытия информации в отчетности в соответствии с МСА 330;

– перечень других процедур, которые необходимо выполнить для того, чтобы проведенный аудит соответствовал МСА.

В приложении к МСА 300 перечисляются аспекты, которые могут приниматься во внимание при выборе общей стратегии и составлении плана аудита:

– применяемые основы финансовой отчетности, подлежащей аудиту;

– отраслевые особенности составления финансовой отчетности;

– планируемый объем аудита, рассчитанный с учетом работы с обособленными подразделениями;

– характер контроля, осуществляемого головной организацией в отношении дочерних обществ, знание о котором необходимо для определения порядка составления консолидированной отчетности группы;

– использование работы других аудиторов при проведении аудита обособленных подразделений;

– характер операционных сегментов деятельности, которые подлежат аудиту, в том числе и для определения потребности аудитора в специальных знаниях;

– валюта представления финансовой отчетности, включая необходимость любого валютного пересчета в ходе аудита;

– необходимость проведения обязательного аудита индивидуальной финансовой отчетности, помимо аудита консолидированной отчетности;

– наличие службы внутреннего аудита и возможности использования ее работы;

– использование аудируемым лицом услуг специализированных обслуживающих организаций, а также способ, каким аудитор может получить доказательства относительно организации и функционирования соответствующих средств контроля;

– возможность использования доказательств, полученных в ходе предыдущих проверок;

– влияние информационных систем на аудиторские процедуры, в том числе на доступность баз данных, а также ожидаемая польза от применения методов аудита с использованием компьютеров;

– соотнесение планируемого объема и временных рамок аудита с рассмотрением промежуточной финансовой отчетности;

– обсуждение вопросов, которые могут повлиять на аудит, с персоналом аудиторской фирмы, ответственным за оказание данному аудируемому лицу других видов услуг;

– возможность общения с сотрудниками аудируемого лица и доступность данных.

Внесение изменений в план в ходе проверки. Как уже говорилось, планирование – непрерывный процесс, обновляемый по мере выполнения отдельных пунктов плана аудита. Выполнив процедуры оценки риска, аудитор переходит к уточнению и выполнению процедур проверки по существу, а потребность в проведении процедур проверки одних операций может проявиться ранее, чем ранее запланированная одновременная проверка других операций. Это происходит из-за получения информации в ходе аудита, которая требует корректировки характера, сроков и объема ранее намеченных процедур. В таких случаях аудитор определяет новые направления стратегии аудита, изменяет детали плана проверки и документирует их.

Осуществление руководства, контроля и надзора. В процессе разработки плана аудитором учитываются необходимые контрольные мероприятия, зависящие от множества факторов: размера и структуры аудируемого лица, областей аудита, риска существенных искажений, способностей и компетентности персонала, проводящего проверку. Указания по осуществлению руководства, контроля и надзора в процессе аудита содержатся в МСА 220.

Процесс планирования аудита по МСА

Процесс планирования подразделяется на два этапа.

1. Этап предварительного планирования, включающий в себя знакомство аудитора с аудируемым лицом, составление и направление ему письма-обязательства, а также заключение договора.

При знакомстве с организацией уделяется внимание вопросам:

— понимания ее бизнеса и его организации, масштабов, надежности;

— проверки соблюдения принципа непрерывности деятельности;

— тестирования системы внутреннего контроля.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Этап непосредственного планирования, состоящий из процессов составления общего плана и программы аудита.

Целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, а также подготовка информационной базы для последующего этапа планирования.

Процесс предварительного планирования начинается с общего знакомства проверяемого субъекта и заканчивается заключением с ним договора.

Разработка общей стратегии планирования аудита по МСА

В процессе разработки общей стратегии учитываются результаты подготовительного этапа планирования и проводится следующая работа:

1. Определяются характеристики задания, влияющие на его объем: применяемые основы финансовой отчетности, специфические отраслевые требования, наличие обособленных подразделений и др.

2. Устанавливаются требования к отчетности по результатам выполнения задания, включающие сроки окончания проверки, промежуточного и окончательного отчетов, даты сообщения информации по результатам аудита представителям руководства клиента.

3. Рассматриваются важные факторы, которые могут оказать влияние на направление действий аудиторской группы. Среди этих факторов – уровень существенности, выявление участков, наиболее подверженных риску возникновения существенных искажений, предварительная оценка эффективности внутреннего контроля аудируемой организации, определение значительных специфических особенностей деятельности предприятия и его отчетности. Планируемые аспекты общей стратегии аудита охватывают:

– кадровый потенциал и его распределение по направлениям, этапам проверки – учитывается наличие специалистов, имеющих опыт работы с данным клиентом; способных справиться с повышенными областями риска, отвечающих требованиям, предъявляемым к экспертам, для решения сложных вопросов; определяется очередность привлечения данных специалистов на начальном, промежуточном и заключительном этапах аудита;

– руководство кадрами – планируется инструктаж персонала, обсуждение вопросов с членами аудиторской группы, текущий очный и заочный контроль проведения проверки и обзорная проверка качества выполнения задания.

При аудите малых предприятий в проведении проверки участвует небольшая группа; как правило, это может быть партнер, он же единоличный исполнитель или партнер и еще один член аудиторской группы. Естественно, в таких ситуациях вопросы планирования общей стратегии, описанные выше, носят облегченный характер. Достаточно меморандума, составленного по итогам ранее проводимых проверок на основе рассмотрения рабочих документов и заключений в который вносятся дополнительные вопросы по результатам обсуждения с менеджером – собственником предприятия.

Составление плана аудита не является каким-то отдельным этапом планирования. Он тесно связан с разработкой общей стратегии и начинает формироваться именно в период ее рассмотрения, но отличается тем, что в плане, оформленном документально, конкретизируются характер, сроки и объем аудиторских процедур, которые необходимо выполнить, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемого уровня.

Элементы планирования аудита по МСА

Планирование состоит из следующих элементов, изложенных в МСА 300:

Читайте так же:  Стадии регистрации юридического лица

– выработка общей стратегии проверки;

– составление плана аудита;

– внесение изменений в план в ходе проверки;

– осуществление руководства, контроля и надзора;

– документирование действий, связанных с вышеперечисленными аспектами.

Процесс планирования начинается с подготовительной работы по заданию. При этом аудитор должен выполнить следующие действия:

– согласно МСА 220 провести процедуры, касающиеся продолжения работы с клиентом и специфики аудиторского задания, и оценить соблюдение этических требований;

– обеспечить понимание условий задания в соответствии с МСА 210.

Данные установки МСА 300, в частности, означают, что аудитор должен определить, не существует ли каких-либо причин отказа от продолжения работы с данным клиентом (например, если клиент начал деятельность, не входящую в компетенцию аудиторской группы) или отказа от принятия задания (так, может быть выявлено, что руководство клиента и назначенный партнер состоят в близких родственных отношениях, что нарушает принцип независимости). После этого требуется обратиться к письму о проведении аудита, чтобы определить ожидания клиента от предполагаемой проверки и уяснить, насколько клиент осведомлен о требованиях, предъявляемых к нему при проведении аудита.

Разработка общей стратегии аудита. Общая стратегия аудиторской проверки включает в себя определение объема аудита, его сроков и направлений проверки. Стратегия служит основой для дальнейшего детального составления плана аудита.

Пример планирования аудиторской проверки из практики

Аудиторская фирма заключила договор на проведение аудита с оптово-розничной организацией. При разработке общего плана и программы аудита старший аудитор решил сократить объем аудиторских процедур, мотивируя свои действия следующими фактами:

а. высокая квалификация аудиторов;

б. однотипность и массовость товарных операций;

в. простота учетной политики клиента.

Определите правомерность действий аудитора и дайте им оценку.

Планирование аудиторского задания является непрерывным процессом. Предварительное планирование должно обеспечить уверенность в том, что аудитор рассмотрел разные события и обстоятельства, которые могут отрицательно повлиять на возможности выполнения аудита, таким образом, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. По результатам предварительного планирования разрабатывается общая стратегия аудита, помогающая аудитору определить характер, сроки и объем ресурсов, необходимых для выполнения всех условий аудиторского задания.

После принятия стратегии аудита разрабатывается тактика проверки в виде детального плана (программы). В соответствии с МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности», планирование аудиторской проверки позволяет:

— обозначить наиболее важные области аудита;

— эффективно распределить объем работ среди аудиторов;

— определить размеры субъекта, сложность аудиторской проверки;

— приобрести знания о бизнесе клиента;

— обозначить существенные события, операции, влияющие на финансовую отчетность.

Форма и содержание плана аудита может изменяться в зависимости от размеров бизнеса экономического субъекта; сложности аудиторской проверки; конкретных методик и технологий, применяемых аудитором в процессе аудита. Аудитор может обсудить элементы плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством клиента в целях координации своих действий с работой персонала клиента для обеспечения эффективности проверки. Однако за аудитором сохраняется ответственность за план и программу аудита.

Аудит. Шпаргалка (В. С. Аркадьева, 2009)

Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Аудит». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Объем и качество изложенного материала поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично». Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Оглавление

  • 1. Возникновение аудита
  • 2. Сущность аудита
  • 3. Виды, цели и задачи аудита
  • 4. Аттестация аудитора
  • 5. Лицензирование аудиторской деятельности
  • 6. Документирование аудита
  • 7. Права и обязанности аудиторов
  • 8. Основные этапы, сущность техники и технологии проведения аудиторских проверок
  • 9. Аудиторские стандарты и нормы
  • 10. Отличие аудита от других форм экономического контроля
  • 11. Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности
  • 12. Договор об оказании аудиторских услуг
  • 13. Оплата услуг аудитора
  • 14. Международные стандарты аудиторской деятельности

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аудит. Шпаргалка (В. С. Аркадьева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

9. Аудиторские стандарты и нормы

Деятельность аудиторов регламентируется стандартами и нормами. Под стандартами аудита в теории и практике аудита понимают основные правила или основополагающие принципы аудиторских процедур. Эти правила помогают аудитору определить масштаб ревизионных мероприятий и методику их проведения, являются критерием оценки результатов проверки. Стандарты должны выполняться независимо от условий, в которых проводится аудит.

В отличие от стандартов нормы аудита не предусматривают основных принципов, но содержат руководство по процедурам, которые могут применяться при проверке специфических проблем, подготовке неаудиторских отчетов, в отдельных отраслях промышленности. Нормы должны быть убедительными, но они не имеют директивного характера. Аудиторы могут отклоняться в своей деятельности от норм, но всегда должны быть готовы объяснить причины их несоблюдения.

Стандарты аудиторской деятельности могут быть подразделены на три группы:

1) общие стандарты – это определение качества и степени квалификации, которыми должен обладать аудитор;

2) рабочие – правила, которыми руководствуется аудитор при выполнении задач, проверки;

3) стандарты отчетности – стандарты, используемые на заключительном этапе аудита.

Международные нормативы аудита включают 29 стандартов аудита и четыре сопутствующих стандарта.

К числу основных относятся:

1) цель и объем проверки финансовых отчетов;

2) письмо на согласие о проведении аудита;

3) принципы проведения аудита;

4) использование результатов работы других аудиторов;

5) заключение аудитора по финансовым отчетам;

6) проведение аудита в условиях применения электронной обработки данных;

7) компьютерные методы анализа.

Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме. Определение целей соглашения: каждая аудиторская проверка должна быть тщательно спланирована. Обзор бизнеса: знакомство с клиентом или дополнение знаний о нем.

Оценка возможного риска. Используя информацию о клиенте и структурированный подход к выявлению риска, определяют риск злоумышленных и обычных ошибок и оценивают их значимость.

Читайте так же:  Внесение изменений в учредительные документы некоммерческой организации

Разработка стратегии аудиторской проверки: обобщение частных оценок главных рисков и определение необходимых аудиторских процедур.

Оценка эффективности системы контроля включает расширенную оценку системы внутреннего контроля для разработки плана проверки и обобщающей оценки системы контроля.

План независимых обследований – описание сущности, применения и продолжительности независимых обследований. Независимые обследования проводятся в соответствии с планом.

Завершение аудиторской проверки – составление обзора финансовой отчетности и изложение заключительных выводов.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аудит. Шпаргалка (В. С. Аркадьева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТА

магистрант, кафедра государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО ВятГУ,

Аннотация. В статье рассматривается процесс организации и проведения аудита финансовой отчётности в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита, а также подготовка и предоставление аудиторского заключения.

Ключевые слова: аудит, стратегия аудита, аудиторское заключение, Международные стандарты аудита, МСА.

Аудит – независимая проверка финансовой отчётности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчётности.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Согласно поправкам, внесенным в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудитор должен планировать и проводить аудит в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), которые содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также сопутствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного и иного материала.

В России решение о переходе на МСА было принято в конце 2014 года. Но этому противостояли следующие причины:

  1. Перевод разработанных стандартов на другие языки;
  2. Сложное содержание стандартов, а так же их структуры;
  3. Большой объём изменений в стандартах;
  4. Малым и средним аудиторским и бухгалтерским фирмам трудно применять МСА;
  5. Компетентность российских специалистов.

Порядок признания МСА для применения на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации»

Согласно приказу Минфина России от 24.10.2016 N 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» вступают в силу следующие МСА: 200, 240, 250, 265, 300, 315, 320, 330, 402, 450, 500, 501, 505, 520, 530, 550, 560, 610, 620. А уже с 1 января 2017 г. международные стандарты аудита стали обязательны к применению всеми аудитор­скими организациями и аудиторами, за исключением аудиторских проверок «переходного периода».

Каждая аудиторская проверка включает в себя ряд последовательных аудиторских процедур. Можно выделить следующие три основных этапа аудиторской проверки:

  1. Планирование аудита
  2. Сбор аудиторских доказательств
  3. Оформление результатов проверки

Перед этапом планирования аудитору необходимо познакомиться с клиентом. Аудитор должен получить максимально полную и правдивую информацию о деятельности потенци­ального заказчика. Это необходимо, в первую очередь, для оценки возможности исполнения заказа, расчёта временных и материальных затрат на проведение аудита. Предварительный сбор информации осуществляется в рабочих таблицах, куда заносятся следующие сведения:

  • региональные и отраслевые особенности деятельности клиента;
  • финансовое положение клиента;
  • организационные и технологические особенности деятельности клиента;
  • информация об уровне квалификации сотрудников, отвечающих за формирование финансовой отчётности;
  • уровень автоматизации учётных процессов;
  • деятельность клиента на рынке ценных бумаг;
  • организация системы внутреннего контроля;
  • информация о финансовых обязательствах клиента;
  • материалы судебных разбирательств, в которых участвует клиент.

Данная информация необходима для определения объёма аудита, возможных рисков и, соответственно, стоимости аудиторской проверки. Далее аудитор направляет в адрес предполагаемой аудируемой компании письмо о проведении аудита в соответствии с МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий»

В конечном итоге аудитор и руководство аудируемой компании должны достичь определенных договоренностей в части условий проведения аудита. Согласованные условия отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.

1 этап – Планирование аудита

Целью планирования аудита является определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

Для подготовки данного этапа необходимо руководствоваться Международным стандартом аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчётности».

Разработанная стратегия аудита должна отражать объём, сроки проведения и общую направленность аудита, а также являться основой для разработки плана аудита. Поэтому при разработке общей стратегии аудита аудитор должен ознакомится с информацией об организации, в которой будет проводиться проверка.

Далее необходимо разработать план аудита, который включает характер, сроки и объём планируемых процедур оценки рисков, запланированных последующих аудиторских процедур на уровне предпосылок и прочих запланированных аудиторских процедур.

Планирование должно помочь аудитору должным образом организовать свою работу и осуществлять надзор за работой ассистентов, участвующих в проверке, а также координи­ровать работу, которая выполняется другими аудиторами и специалистами других профессий.

Планирование и подготовка аудита осуществляется таким образом, чтобы гаранти­ровать его высокое качество, эффективность и своевременность выполнения всех процедур. В зависимости от этого аудитору необходимо документально оформить общий план проверки, определить в нем существенность ошибок, а затем осуществить аудит по этому плану.

Существенность – максимально допустимый размер суммы ошибки, которая может быть рассматриваться как несущественная, т. е. не вводящая пользователей в заблуждение. Уровень существенности в аудите регламентируется МСА 320 «Существенность при плани­ровании и проведении аудита». Определение аудитором существенности является предметом профессионального суждения и зависит от понимания аудитором потребностей в финансовой информации пользователей финансовой отчётности.

В настоящее время считается, что незначительным является отклонение показателя отчётности до 5%, а более 10% – материальным (существенным). Однако не все искажения будут оцениваться как несущественные. Конкретные обстоятельства, относящиеся к тем или иным искажениям, могут служить основанием для оценки аудитором таких искажений как существенных, даже если они оказались меньше установленной величины существенности.

Существенность находится в обратной зависимости от аудиторского риска, таким образом, чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. При оценке достоверности аудитору следует определить, является ли совокупность неисправленных искажений, выявленных в ходе аудита, существенной.

Читайте так же:  Типовой устав ооо с одним учредителем

Если аудитор приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться существенными, ему необходимо снизить аудиторский риск путем проведения дополнительных аудиторских процедур или потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую отчётность.

Записи и выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы фиксируются в рабочей документации и является тем фактическим материалом, который используется аудитором в процессе подготовки аудиторского отчёта.

2 этап – Сбор аудиторских доказательств

На втором этапе аудиторской проверки необходимо получить достаточные доказательства в целях обоснования своего мнения. Для этого необходимо отобрать элементы, подлежащих проверке при сборе аудиторских доказательств.

Аудиторская выборка – способ применения аудиторских процедур, при котором аудитор проверяет документацию финансовой отчётности субъекта выборочно так, чтобы все элементы выборки могли быть включены выборку для более достоверного формирования выводов. Требования к формированию аудиторской выборки установлены МСА 530 «Аудиторская выборка»

Аудитор делает точный расчёт: сколько документов необходимо ему проверить, основываясь на генеральной совокупности всех представленных для проверки первичных документов. В процессе проверки процент выборки может быть изменен в большую сторону. Уменьшать количество выборки аудитор не имеет права.

Необходимый объём выборки определяется приемлемым для аудитора уровнем риска выборки. Чем ниже степень такого риска, тем больше должен быть объём выборки.

Существует несколько методов отбора элементов для формирования выборок. Наиболее часто используются методы случайного, систематического, произвольного, блочного отбора, а также монетарная выборка.

Чтобы выразить мнение о достоверности финансовой отчётности, аудитор должен собрать достаточные и необходимые аудиторские доказательства и выполнить необходимые процедуры. Целенаправленный подход к сбору аудиторских доказательств может быть реализован через систему предпосылок подготовки финансовой отчётности. На это указывается в МСА 500 «Аудиторские доказательства».

Для сбора доказательств используется информационная база, которая формируется из различных источников. В соответствии с требованиями и разъяснениями МСА 315 (пересмотренного) и МСА 330 аудиторские доказательства для формирования выводов, на которых будет основано аудиторское мнение, собираются путем проведения процедур оценки рисков и дальнейших аудиторских процедур.

Все аудиторские процедуры отражаются в соответствующих отчётах аудитора, в которых отражается, что проверялось, каким образом делалась проверка, какие документы запрашивались у организации, корреспонденция каких счётов анализировалась аудитором. То есть на каждый пункт аудиторского задания аудитор должен написать способ и результат проверки, указать на существование какого-либо риска материального искажения, сообщить материальную существенность данного искажения, по возможности определить сумму искажения и превышает ли данная сумма барьер, указать рекомендуемые корректировки. Если какая-либо информация не была предоставлена аудитору, необходимо указать, каким образом непредставление запрашиваемой информации влияет на возможность судить о наличии или отсутствии существенных искажений.

Все отраженное по данной проверке в отчётах аудитора будет иметь место в аудиторском заключении.

3 этап – Оформление результатов проверки

Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой отчётности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности финансовой отчётности аудируемого лица.

С учётом требований применимой концепции подготовки финансовой отчётности в организации аудитор оценивает:

  1. раскрытие в финансовой отчётности выбранных и применяемых основных положений учётной политики, соответствуют ли они применяемой концепции и являются ли они надлежащими;
  2. обоснованность оценочных значений, рассчитанных руководством;
  3. уместность, надежность, сопоставимость и понятность информации, представленной в финансовой отчётности;
  4. надлежащее раскрытие информации, которое позволит предполагаемым пользователям понять влияние существенных операций и событий на информацию, представленную в финансовой отчётности;
  5. использование в финансовой отчётности надлежащей терминологии, включая наиме­нование каждого отчёта в составе финансовой отчётности.

Если на основании полученных аудиторских доказательств аудитор делает вывод о том, что финансовая отчётность, содержит существенные искажения, или он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, то в соответствии с МСА 705 аудитор должен выразить модифицировать мнение. В противном случае выражается немодифициро­ванное мнение.

В результате оформляется аудиторское заключение, которое должно включать следующую информацию:

  1. Наименование «Аудиторское заключение»
  2. Мнение
  3. Основание для выражения мнения
  4. Ключевые вопросы аудита
  5. Прочая информация
  6. Ответственность руководства аудируемого лица за годовую финансовую отчётность
  7. Ответственность аудитора за аудит годовой финансовой отчётности
  8. Сведения об аудируемом лице
  9. Сведения об аудиторской организации или индивидуальном аудиторе
  10. Указание даты заключения

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

Таким образом, качество проведения аудита достигается за счёт выполнения всех техно­логических процессов на каждом этапе проверки. Во избежание неоднозначного понимания того, какие действия следует предпринять и какое мнение аудитору выразить, необходимы подробные инструкции, которые сейчас прописаны в Международных стандартах аудита.

Видео (кликните для воспроизведения).

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  2. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации».
  3. Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации».
  4. МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий».
  5. МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчётности».
  6. МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения».
  7. МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита».
  8. МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски».
  9. МСА 500 «Аудиторские доказательства».
  10. МСА 530 «Аудиторская выборка».
  11. МСА 705 (пересмотренного) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении».

Источники

Этапы аудиторской проверки и аудиторские стандарты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here