Финансово инвестиционный аудит

Главное в статье: "Финансово инвестиционный аудит" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Статья 11. Финансово-инвестиционный аудит

Статья 11. Финансово-инвестиционный аудит

1. Финансово-инвестиционный аудит проводится в целях создания условий для принятия решений органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, направленных на привлечение частных инвестиций и минимизацию расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и налоговых расходов публично-правового образования при реализации инвестиционных проектов, на основании заявки на предоставление мер государственной поддержки и (или) на участие Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации в реализации публичных инвестиционных проектов (далее — заявка).

2. При проведении финансово-инвестиционного аудита осуществляются:

составление заявки, необходимой для проведения комплекса аналитических процедур в целях оценки обоснованности вариантов и объемов финансового обеспечения предложений, предусмотренных такой заявкой, и формирования вывода об их обоснованности (финансово-инвестиционная экспертиза);

оценка вариативности (включая соотношение предполагаемых выгод и затрат, в том числе дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или иных издержек) предложений о принятии органами государственной власти и (или) должностными лицами публично-правового образования решений об участии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) инвестора (инвесторов) в реализации публичных инвестиционных проектов, а также решений о предоставлении или непредоставлении мер государственной поддержки реализации инвестиционных проектов, оценка возможности формирования имущественного комплекса и (или) имущественных прав, предусматривающих получение прибыли;

оценка обоснованности предложений об участии Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации в реализации публичных инвестиционных проектов, о предоставлении мер государственной поддержки;

оценка обоснованности проекта декларации о реализации инвестиционного проекта;

формирование предложений о выборе варианта реализации инвестиционного проекта, а также варианта предоставления мер государственной поддержки, предусматривающего максимизацию капиталовложений частного инвестора и минимизацию объема участия Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации в инвестиционных проектах;

составление заключения по результатам финансово-инвестиционного аудита федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, или финансовым органом субъекта Российской Федерации в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3. Под заявками понимаются предложения:

1) о формировании проекта декларации о реализации инвестиционного проекта, а также об участии Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации в реализации публичных инвестиционных проектов;

2) о предоставлении мер государственной поддержки, в том числе в целях реализации одного или нескольких инвестиционных проектов.

4. Составление заявок осуществляется в случаях, установленных настоящим Федеральным законом:

организациями, реализующими проекты;

федеральными органами исполнительной власти;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

организациями с публичным участием;

иными организациям, привлекаемыми для реализации отдельных мероприятий в рамках финансово-инвестиционного аудита в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Составление заявок на предоставление мер государственной поддержки в отношении предложений, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляется в случае, если:

реализация инвестиционного проекта и (или) предоставление меры государственной поддержки предусматривают осуществление капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации в объеме более 1,5 миллиарда рублей в течение срока реализации инвестиционного проекта или срока предоставления меры государственной поддержки;

реализация инвестиционного проекта и (или) предоставление меры государственной поддержки (за исключением осуществления капитальных вложений) осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации в объеме более 1 миллиарда рублей в течение срока реализации инвестиционного проекта или срока предоставления меры государственной поддержки.

6. Заявки составляются в отношении предложений, указанных в части 3 настоящей статьи, предполагающих осуществление расходов в сферах поддержки национальной экономики, топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы, сельского хозяйства и рыболовства, водного и лесного хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики, прикладных научных исследований, охраны окружающей среды, жилищно-коммунального хозяйства, кинематографии, социальной политики, культуры, образования и здравоохранения, физической культуры и спорта, а также средств массовой информации.

7. Составление заявок на предоставление государственной поддержки в отношении предложений, указанных в части 3 настоящей статьи, предполагающих осуществление расходов на общегосударственные вопросы, правоохранительную деятельность, национальную оборону и национальную безопасность, а также предложений, предполагающих осуществление расходов в рамках секретных статей федерального бюджета, не осуществляется.

8. Финансово-инвестиционный аудит проводится:

федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, в отношении заявок, предусматривающих предоставление государственной поддержки федеральными органами исполнительной власти;

финансовым органом субъекта Российской Федерации в отношении заявок, предусматривающих предоставление государственной поддержки исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации.

9. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в абзаце первом части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, финансовый орган субъекта Российской Федерации вправе привлекать для реализации отдельных мероприятий в рамках финансово-инвестиционного аудита органы государственной власти и организации.

10. Органы, уполномоченные на проведение финансово-инвестиционного аудита, после рассмотрения заявки и результатов ее финансово-инвестиционной экспертизы осуществляют подготовку заключения по результатам финансово-инвестиционного аудита, которое учитывается:

1) при планировании бюджетных ассигнований, внесении изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;

2) при принятии решений (правовых актов) о публикации декларации о реализации инвестиционного проекта, а также об участии Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации в реализации публичных инвестиционных проектов.

Читайте так же:  Госпошлина за регистрацию выпуска акций

11. Финансово-инвестиционный аудит проводится с соблюдением порядка обращения с информацией, подлежащей защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

>
Защита от национализации и реквизиции имущества инвестора
Содержание
Проект федерального закона N 828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Программа спецкурса для повышения квалификации аудиторов «Инвестиционный анализ и аудит» (утв. ЦАЛАК Минфина РФ)

Программа спецкурса
для повышения квалификации аудиторов «Инвестиционный анализ и аудит»
(утв. ЦАЛАК Минфина РФ)

ГАРАНТ:

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ программы повышения квалификации аудиторов утверждаются саморегулируемыми организациями аудиторов

Минфином рекомендовано до определения Советом по аудиторской деятельности перечня тем курсов повышения квалификации аудиторов и базовых программ таких курсов саморегулируемым организациям аудиторов утверждать программы повышения квалификации аудиторов исходя из перечня программ, утвержденных Минфином России и ЦАЛАК Минфина России по состоянию на 31 декабря 2009 г.

О программах повышения квалификации аудиторов см. справку

Продолжительность спецкурса — 40 часов

Целью курса «Инвестиционный анализ» является изучение основных методов, приемов, и методик анализа долго- и среднесрочных инвестиционных проектов, понимание особенностей анализа и экономической оценки инвестиционных проектов в разных секторах бизнеса и направленности, получение навыков использования методов инвестиционного анализа при разработке концепций, стратегических и бизнес-планов организации, выработка навыков инвестиционного анализа при проведении аудиторских проверок.

Тема 1. Содержание и цели инвестиционного анализа

Роль инвестиций в развитии экономики. Классификация инвестиций. Особенности и разновидности инвестиций в реальный сектор экономики: создание новых производств, расширение, конструкция, обновление, модернизация. Инвестиции в финансовый сектор экономики: депозитные вложения, государственные и региональные облигации, вторичные инструменты фондового рынка.

Цели и задачи инвестиционного анализа. Место инвестиционного анализа в системе комплексного экономического анализа. Взаимосвязь и особенности анализа производственной, финансовой и инвестиционной деятельности.

Организация аудиторских проверок инвестиционных процессов.

Тема 2. Предмет и метод инвестиционного анализа

Предпосылки формирования инвестиционного анализа как самостоятельного направления экономического анализа. Основные этапы развития инвестиционного анализа. Основные принципы инвестиционного анализа.

Объекты инвестиционного анализа. Экономическое содержание инвестиций. Понятие инвестиционного проекта. Субъекты инвестиционного анализа. Понятийный аппарат инвестиционного анализа. Методы и приемы инвестиционного анализа.

Инвестиционная деятельность предприятия.

Система комплексного анализа долгосрочных инвестиций.

Особенности методики инвестиционного анализа для различных инвестиций коммерческих организаций.

Проектный цикл, бизнес-план и инвестиционный проект, инвестиционная программа, технико-экономическое обоснование; структура бизнес-плана; функции бизнес-плана как инструмента управления проектом; анализ конкретных примеров бизнес-плана.

Применение методов инвестиционного анализа в аудиторских проверках.

Тема 3. Информационная база инвестиционного анализа

Правовое регулирование инвестиционной деятельности.

Роль научно-технической информации для инвестиционного анализа. Информация фондового рынка. Финансовая информация и источники ее получения. Особенности формирования производственной информации для целей инвестиционного анализа.

Технический и фундаментальный анализ как источник финансовой информации для инвестиционного анализа.

Пути совершенствования информационной базы инвестиционного анализа.

Тема 4. Дисконтирование и оценка стоимости капитала

Концепция временной ценности денежных вложений. Факторы, определяющие несопоставимость денежных средств в различных периодах времени. Особенности применения простого и сложного процента при обеспечении сопоставимости денежных средств.

Операции дисконтирования и наращивания капитала. Методы расчета текущей и будущей стоимости денежных средств. Годовая процентная ставка и методы ее обоснования.

Понятие обыкновенного и обязательного аннуитета. Методы расчета текущей и будущей стоимости аннуитета.

Понятие «цены капитала» и «проектной дисконтной ставки». Методы обоснования дисконтной ставки.

Особенности расчета цены собственного и заемного капитала. Методы оценки средневзвешенной цены капитала. Использование средневзвешенной цены капитала в инвестиционном анализе. Предельная (маржинальная) цена капитала. Учет цены капитала при прогнозировании финансовой отчетности.

Тема 5. Анализ и оценка денежных потоков инвестиционного проекта

Концепция денежных потоков. Понятие денежных оттоков и притоков. Косвенный и прямой методы оценки денежных потоков. Взаимозависимость учетной прибыли и денежных потоков.

Информационная база анализа денежных потоков. Роль денежных потоков в реализации долгосрочных инвестиций.

Направления использования, этапы и методы оценки денежных оттоков в инвестиции в реальную экономику. Направления использования, этапы и методы оценки денежных притоков при освоении инвестиций в реальную экономику.

Оценка денежных потоков и направленность по периодам жизненного цикла инвестиционного проекта. Модель зависимости потребности во внешнем финансировании от производственно-технических и организационно-экономических характеристик коммерческой организации.

Прогнозирование проектных денежных потоков. Прогноз будущего объема продаж и притока денежных средств. Обоснование доли прибыли для инвестирования — экономическая рентабельность.

Анализ приращения денежных потоков. Понятие капитальных и организационных затрат.

Особенности расчета денежных потоков при реализации и завершении проекта.

Тема 6. Показатели экономической эффективности и окупаемости долгосрочных инвестиций

Основополагающие принципы оценки эффективности долгосрочных инвестиций. Информационное обеспечение управленческих инвестиционных решений.

Система показателей оценки экономической эффективности долгосрочных инвестиций.

Понятие, принципы и методика расчета, области применения чистой текущей стоимости.

Понятие, принципы и методика расчета, области применения срока окупаемости.

Понятие, принципы и методика расчета, области применения учетной и внутренней нормы рентабельности. Особенности модифицированной внутренней нормы рентабельности.

Методика расчета средних годовых показателей инвестиционной привлекательности проекта.

Срок реализации проекта, методы обоснования его оптимизации.

Методика расчетов индекса рентабельности инвестиций.

Читайте так же:  Особенности регистрации общественной организации по нескольким областям

Методики сравнительного анализа проектов с равными и неравными сроками реализации.

Тема 7. Оценка влияния инфляции на инвестиционные решения

Экономическая природа инфляции. Направления влияния инфляции на финансовые результаты деятельности коммерческой организации. Индексы цен — индикатор инфляции.

Информационная база оценки инфляционных процессов.

Понятие и методы оценки номинальных и реальных результатов деятельности организации. Взаимосвязь процентных ставок и инфляция. Формула Фишера.

Методы расчета годовой инфляционной ставки. Применение ставки инфляции в аналитических расчетах при обосновании инвестиционных решений.

Тема 8. Учет рисков при анализе долгосрочных инвестиций

Экономическая природа рисков и их влияние на показатели эффективности долгосрочного инвестирования. Классификация рисков. Особенности влияния финансовых рисков, внутрихозяйственных рисков, проектных рисков. Методы расчета совокупного риска. Макроэкономические и производственные риски. Типичные и специфические риски.

Управленческое воздействие на риски. Методы анализа условий возникновения и влияния рисков. Учет рисков в принятии управленческих решений.

Имитационное моделирование и новейшие компьютерные технологии, их роль в анализе и прогнозировании рисков.

Приемы и методы анализа и оценки рисков.

Методики использования концепции временной ценности денежных вложений при оценке рисков. Оценка чувствительности при анализе проектного риска и инвестиционном контроле.

Тема 9. Анализ источников средств финансирования инвестиций

Классификация источников средств финансирования долгосрочных инвестиций.

Информационная база анализа структуры и динамики средств финансирования. Система показателей структуры капитала коммерческих организаций.

Эффект финансового рычага, особенности расчета и оценки эффективности собственного и заемного капитала. Использование понятия «цены капитала». Оценка кредитоспособности заемщика.

Методы привлечения финансовых ресурсов: венчурное финансирование, инвестиционное кредитование, стратегическое партнерство, финансовый лизинг. Сравнительная эффективность методов привлечения финансовых ресурсов.

Уровень постоянных финансовых издержек, связанных с обслуживанием долга. Критерии оценки и оптимизации капитала инвестиционного проекта.

Взаимозависимость рентабельности, структуры капитала, финансового риска и срока окупаемости в долгосрочном инвестировании.

Тема 10. Методики сравнительного анализа эффективности инвестиционных проектов

Принципы распределения капитала между альтернативными вариантами инвестиционных проектов. Критерии распределения финансовых ресурсов между проектами.

Использование экономико-математических методов анализа и формирования портфеля прямых инвестиций. Программные продукты для инвестиционного анализа и их сравнительный анализ.

Типы портфелей прямых инвестиций, условия и задачи их формирования.

Тема 11. Анализ долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений

Основные цели инвестирования в ценные бумаги. Долевые и долговые ценные бумаги. Особенности инвестиционных качеств разных видов ценных бумаг.

Анализ вложений в дочерние и зависимые общества. Анализ движения и доходности долевых ценных бумаг в другие организации.

Депозитные вклады как форма финансовых вложений.

Анализ доходности ценных бумаг. Анализ движения и рентабельности операций, осуществляемых с ценными бумагами.

Условия и порядок выпуска облигаций. Права эмитентов и держателей облигаций. Виды доходности облигаций. Анализ и оценка текущей стоимости облигаций.

Условия и порядок выпуска акций. Права эмитентов и держателей акций. Виды доходности акций. Анализ и оценка текущей стоимости акций.

Денежные потоки, связанные с инвестициями в ценные бумаги. Концепция дисконтирования денежных потоков при анализе инвестиционных вложений в ценные бумаги.

Видео (кликните для воспроизведения).

Анализ опционных и фьючерсных сделок. Принципы хеджирования. Оценка эффективности вторичных инструментов фондового рынка.

Фундаментальный и технический анализ как информационная база анализа финансовых вложений.

Механизм вексельного кредитования, его особенности и условия применения. Формы использования векселей в долгосрочных и краткосрочных расчетах. Правила составления и регулирования движения векселей.

Основные показатели, используемые при анализе доходности векселя. Методы обоснования доходности векселя. Эквивалентность ставок. Форфейтное управление вексельным обращением. Сравнительная характеристика доходности вариантов начисления процентов для участников форфейтной операции.

Особенности плана, программы и процедур аудита инвестиционных процессов.

Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: Учебно-практическое пособие. Под общ. ред. В.М. Попова. — М.: Финансы и статистика, 1997.

Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. — М.: Финансы и статистика, 1998.

Беренс В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций. Пер. с англ. — М.: АОЗТ «Интерэксперт», ИНФРА-М, 1995.

Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. Пер. с англ. — М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1997.

Брейли Р., Маерс С. Принципы корпоративных финансов. — М.: Олим-бизнес, 1997.

Блех Ю., Гетце У. Инвестиционные расчеты: модели и методы оценки инвестиционных проектов. Пер. с нем. — Калининград: «Янтарный сказ», 1997.

Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ. — М.: ЮНИТИ, 1998.

Воропаев В.И. Управление проектами в России. — М.: «Аланс», 1995.

Гитмен Л., Джонк М. Основы инвестирования. Пер. с англ. — М.: Дело, 1997.

Гиляровская Л.Т., Ендовицкий Д.А. Финансово-инвестиционный анализ и аудит коммерческих организаций. — Воронеж: Издательство ВГУ, 1997.

Идрисов А.Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.: Филинъ, 1998.

Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. — М.: Финансы и статистика, 1998.

Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа: Учебно-справочное пособие. — М.: Издательство БЕК, 1996.

Норткотт Д. Принятие инвестиционных решений. Пер. с англ. — М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1997.

Подшиваленко Г.П., Клепальская С.Л. Оценка эффективности реальных инвестиций: Учебное пособие / Финансовая академия при Правительстве РФ. — М.: ФА, 1998.

Федеральный закон РФ от 25.02.99 г. N 33-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как «39-ФЗ»

Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг».

Читайте так же:  Работа номинальным директором отзывы

Холт Р., Варне С. Планирование инвестиций. — М.: Дело, 1994.

Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. Пер. с англ./ Под ред. Я.В. Соколова. — М.: ИНФРА-М, 1996.

Чесноков А.С. Инвестиционная стратегия, опционы и фьючерсы. — М.: 1993.

Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. — М.: Дело, 1998.

Шарп У.Ф., Александер Г. Дж., Бэйли Дж. Инвестиции. Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1997.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Программа спецкурса для повышения квалификации аудиторов «Инвестиционный анализ и аудит» (утв. ЦАЛАК Минфина РФ)

Текст программы опубликован в журнале «Аудиторские ведомости», октябрь 2000 г., N 10

Понятие инвестиционного аудита

Инвестиционный аудит представляет собой комплексную проверку определенного инвестиционного проекта.

До того как заключить сделку и приобрести выбранный актив, инвестор стремится выполнить аналитическую проверку целесообразности запланированных финансовых вложений. На прединвестиционном этапе подобный аудит проекта позволяет получить достоверные исчерпывающие сведения, касающиеся рассматриваемого объекта инвестирования.

Сущность явления

Инвестиционный аудит помогает потенциальным инвесторам удостовериться в правдивости доступных для общественности отчетных показателей. Полученные результаты позволяют говорить о качественной экспертной оценке существующих рисков и доходности проекта.

Проще всего разбирать данное понятие на конкретном примере. Давайте рассмотрим ситуацию с возможностью приобретения инвестором предприятия или компании. В этом случае аудиторская проверка подразумевает проведение аналитической работы по следующим направлениям:

  • учредительная документация;
  • учетная политика;
  • динамика формирования уставного капитала;
  • достоверность отображения активов;
  • источники формирования активов;
  • платежеспособность компании;
  • обязательства, кредитная и дебиторская задолженность;
  • риски при осуществлении профильной деятельности.

Инвестиционный аудит может производиться не только до, но и после фактического подписания документов и совершения сделки. Это связано с возможностью изменения первоначальных условий и показателей рентабельности купленного актива. Таким образом, инвестор получает возможность взглянуть на данную ситуацию в динамике.

Аудит инвестиций подразумевает под собой целый комплекс мероприятий. В этом случае целесообразно говорить о проверке достоверности отражения всех финансовых операций, соответствии реального расходования денег поставленным инвестиционным задачам. Основная цель аудитора связана с выявлением любых несоответствий, в частности, нецелевого расходования денежных средств. В этом случае специалист формирует несколько рекомендаций, которые позволят устранить обнаруженные нарушения.

Проведение независимой объективной оценки может осуществляться как по всей деятельности компании, так и по отдельным финансовым операциям.

Таким образом, инвестиционный аудит – это скрупулёзный анализ выбранного объекта инвестирования в его прошлом, настоящем и будущем.

Ни один уважающий себя частный инвестор не станет инвестировать собственные деньги в конкретный актив без проведения объективного анализа его фактического состояния, перспектив дальнейшего развития и возможности окупаемости произведенных вложений. В ситуации когда потенциальные риски выше ожидаемой доходности, инвестиции не могут быть признаны целесообразными.

Внутренний финансовый аудит организации

В нашей стране внутреннему аудиту финансовой отчетности уделяется пока меньше внимания, чем он заслуживает. Внутренний финансовый аудит — вид деятельности организации, который на основе внутренней документации контролирует звенья управления и различные сферы финансовой деятельности компании.

Осуществлением внутреннего финансового аудита занимается специальный отдел, который работает в составе проверяемой компании. Такая проверка необходима руководству, чтобы иметь возможность изучить и проанализировать реальное состояние дел в их организации. На основе полученной в ходе финансового аудита информации руководство разрабатывает пути улучшения работы организации. Деятельность внутренних аудиторов носит консультационный характер.

Значимость аудиторского заключения для компании

Лучшим подтверждением надежности и честности компании в современном деловом мире служит заключение независимого аудитора о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности. Кроме того, аудиторское заключение необходимо для подтверждения имиджа и деловой репутации компании при заключении договоров и соглашений с партнерами или различными кредитными организациями.

По результатам аудиторского заключения руководитель организации принимает решение о необходимости конкретных действий. Как правило, после принятых мер налоговые органы не налагают штрафы при проведении плановых проверок. Таким образом, компаниям удается избежать значительных финансовых потерь.

Кто вправе заказывать финансовый аудит организации

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг — руководству (собственникам) компании. В зависимости от формы деятельности организации это могут быть:

  • участники собрания акционеров;
  • совет директоров;
  • члены производственного кооператива;
  • наблюдательный совет;
  • исполнительные органы.

Независимый финансовый аудит необходим руководителям организаций для объективной оценки эффективности финансовой деятельности и бизнеса.

Если компания подлежит обязательному аудиту финансовой и бухгалтерской отчетности, получить аудиторское заключение является ее обязанностью.

В частности, организации, которые требуют периодического обязательного проведения финансового аудита:

  • организации, которые имеют организационно-правовую форму акционерного общества;
  • организации, которые ведут кредитную или страховую деятельность;
  • общества взаимного страхования;
  • товарные или фондовые биржи;
  • инвестиционные государственные внебюджетные фонды;
  • организации, в отношении которых периодическое проведение обязательного финансового аудита и отчет перед контролирующими органами предусмотрены законодательством;
  • организации, которые осуществляют эмиссию ценных бумаг.

Необходимость проведения финансового аудита

Кроме обязательного аудита финансовой отчетности, на практике часто бывают ситуации, при которых проведение финансового аудита компании является желательным:

  • чтобы оценить компетентность и работу штатных бухгалтеров в разрезе правильного ведения бухгалтерского учета;
  • в случае смены финансового директора, главного бухгалтера или директора организации;
  • для проверки экономической финансовой отчетности перед сдачей ее в государственные органы и управление статистики;
  • в преддверии налоговой проверки;
  • при желании уменьшить судебные риски;
  • при возникновении долгов и больших издержек производства;
  • если руководство планирует продать или приобрести работающий бизнес;
  • перед привлечением дополнительных сторонних инвестиций.
Читайте так же:  Проверить учредителей ооо

Аудит фондов

Каждый паевой инвестиционный фонд (ПИФ) имеет управляющую компанию. Ее деятельность время от времени должна быть предметом для независимой аудиторской проверки. При этом аудиторами не могут становиться аффилированные лица.

Инвестиционный аудит проводится на предмет достоверности и соответствия деятельности управляющей компании требованиям действующего законодательства. В рамках такой проверки производится комплексная проверка:

  • состава и структуры имущества, которое и составляет ПИФ;
  • расчета стоимости чистых активов;
  • соблюдения требований, которые предъявляются к порядку сохранения имущества фонда;
  • сделок, которые совершены с активами ПИФа.

Результатом проведения подобной проверки становится выдача заключения, подготовленного аудитором. Зачастую этот документ считается обязательным приложением к ежегодной отчетности об эффективности деятельности управляющей компании.

Аудит финансово-инвестиционного цикла

Инвестиционный аудит – это комплексная проверка инвестиционного проекта.

Инвестиционный аудит позволяет инвестору убедиться в достоверности публичных отчетных показателей. На основании результатов аудита вы получаетеэкспертную оценку инвестиционных рисков, а также практические рекомендации по их снижению.

Аудит объектов инвестирования и инвестиционный консалтинг проводятся с целью уточнения информации об юридических лицах при принятии решенияоб осуществлении инвестиций – финансирования развития производственной базы, приобретения предприятия. Аналогичная процедура может быть выполнена как обоснование целесообразности выдачи заемных средств.

Аудиторская проверка инвестиционных институтов проходит в строгом соответствии с требованиями, установленными для аудита Минфином РФ, ФКЦБ РФи рекомендациями саморегулирующихся организаций, работающих для финансового рынка, это означает, что программа аудиторской проверки содержит обязательные разделы и этапы, которые не могут быть сокращены.

Аудит инвестиционного цикла (оценка инвестиций) проводится в несколько этапов:

-экспертиза учредительных документов, состава собственников, формирования уставного капитала и операций с уставным капиталом;

-анализ основных договоров по хозяйственной деятельности и правоустанавливающих документов на основное имущество;

-анализ бухгалтерской отчетности с целью проверки полноты и правильности отражения основных активов и обязательств;

-оценка налоговых рисков по уже проведенным и планируемым сделкам в случае выявления на предыдущих этапах нарушений законодательства или сомнительных операций;

-подготовка отчета с рекомендациями заказчику.

В инвестиционном аудите проверки не ограничиваются бухгалтерским учетом, они могут включать оценку организационной структуры, компьютерных операций, методов производства, маркетинга и любой другой области, в которой аудитор квалифицирован.

Инвестиционный аудит позволяет выявить потенциальные убытки инвестора, которые могут возникнуть из-за некомпетентности или недобросовестности руководителей предприятия – объекта инвестирования. Это могут быть и убытки от признания недействительными прав собственности на имущество, и убытки от крупных санкций налоговых органов, и убытки от наличия нереальной к взысканию, но не списанной своевременно дебиторской задолженности, и убыткиот признания сделок недействительными в силу превышения должностных полномочий при их совершении.

При проведении аудита инвестиционного цикла предприятия инвестиционная компания составляет договор, который, как правило, состоит из следующихпунктов:

1. Предмет договора.

Включает в себя:

-Срок проведения проверки.

2. Обязанности сторон.

-Исполнитель при проведении инвестиционного аудита обязуется:

-Произвести ознакомление с бухгалтерской, финансовой, проектно-сметной, разрешительной, договорной документацией в отношении объекта проверки.

-Осуществить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, системы бухгалтерского учета, применяемой Заказчиком, на основаниипредставленной учетной документации и бухгалтерских регистров, проектно-сметной документации в отношении объекта проверки.

-Произвести проведение контрольных обмеров на предмет соответствия договора подряда проектам, сметным расчетам.

-Осуществить контроль качества выполненных работ.

-Оформить результаты проведенных работ и выдать Заказчику итоговое заключение.

-Предоставить Исполнителю информацию, необходимую для осуществления работ, предусмотренных договором, в полном объеме и в сроки,обеспечивающие план работ.

-Оформить приказ о сроках проведения проверки и составе комиссии.

-Оплатить выполненные работы.

3. Стоимость работ и порядок расчетов.

4. Порядок сдачи и приемки работ.

При завершении работ Исполнитель представляет Заказчику акт сдачи-приемки работ, являющийся основанием для оплаты.

В случае мотивированного отказа Заказчика сторонами составляется двухсторонний акт с перечнем необходимых доработок и сроков их исполнения.

5. Ответственность сторон.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору Заказчик и Исполнитель несут имущественную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

6. Разрешение споров.

7. Срок действия договора.

К договору прилагаются план проверки и расчет договорной цены.

Финансово-технический аудит и мониторинг

За последние годы командой «Делойта» реализован ряд проектов по финансово-техническому аудиту и надзору за ходом выполнения инвестиционных проектов в различных отраслях.

Нашими клиентами являются промышленные компании, инвестиционные группы, реализующие проекты в горнодобывающей отрасли, нефтегазовом секторе, дорожном строительстве, телекоммуникационные компании, а также компании других отраслей, в том числе реализующие проекты в секторе коммерческой недвижимости (складские комплексы, торгово-развлекательные центры, гостиницы и т. д.).

Потребность в проведении финансово-технического аудита может возникнуть в следующих случаях:

  • необходимость мониторинга использования заемных средств на выполнение работ капитального характера;
  • превышение бюджета на строительные работы, кроме того, отсутствие данных об окончательной стоимости строительства;
  • значительный сдвиг сроков окончания строительства, отсутствие контроля и возможности следить за сроками;
  • неконтролируемый рост дополнительных объемов работ;
  • подозрения в мошеннических действиях персонала.

В этой связи привлечение независимого эксперта для контроля хода строительства и расходования бюджетных средств необходимо с самого начала реализации проекта.

Также проведение финансово-технического аудита и осуществление надзора за ходом реализации проекта является стандартной практикой при привлечении заемного финансирования со стороны фондов и банков. Наша команда, помимо подготовки отчета для выполнения формальных требований со стороны кредитора, готова обеспечить заблаговременное выявление возможных рисков при реализации проекта и разработать план реагирования на них.

Читайте так же:  Регистрация юридического лица в другом регионе

Стандартными процедурами в рамках проведения финансово-технического аудита и мониторинга за ходом реализации проекта являются:

  • анализ полноты и качества исходно-разрешительной и проектно-сметной документации;
  • анализ наличия и полноты исполнительной документации;
  • анализ достоверности определения сметной стоимости строительства;
  • анализ графика строительства, причин отклонения от сроков, разработка мер по устранению отставаний;
  • оценка качества, объема и стоимости работ, представляемых к оплате;
  • сопоставление рыночной и выставляемой подрядчиком стоимости работ и материалов;
  • анализ причин, повлекших за собой изменение стоимости и сроков строительства объектов;
  • определение перечня работ и материалов, не предусмотренных проектно-сметной документацией, но учтенных при производстве;
  • проверка соответствия поставляемых материалов требованиям проекта и реальным потребностям;
  • оценка целесообразности и стоимости проведения дополнительных работ.

В результате работы нашей команды клиенты получают объективную информацию о ходе реализации проекта, что позволяет разработать ряд мероприятий по минимизации рисков, связанных со сроками и стоимостью проекта.

Консультант на периодической основе формирует отчет о проведенной работе и полученных результатах. Отчет может выполняться на ежемесячной или ежеквартальной основе.

В рамках финансово-технического мониторинга наша команда не заменяет собой технического заказчика, а выполняет вспомогательную функцию надзорного органа с комплексом требуемых услуг на усмотрение клиента.

Финансовый аудит как способ оценки состояния и перспектив развития компании

Профессионально проведенная аудиторская проверка финансовой отчетности зачастую выявляет резервы, благодаря которым организация может рассчитывать на дополнительную прибыль. Поэтому, актуально проведение финансового аудита, с помощью которого прослеживается состояние системы документооборота и ликвидируются слабые места .

Понятие финансового аудита

Финансовый аудит — это комплексная проверка экономического и финансового состояния организации, проверка достоверности информации в финансовой отчетности организации, а также анализ и оценка перспектив ее развития, которая может проводиться как специалистами самой организации (внутренний аудит), так и сторонними аудиторскими компаниями по заказу руководства (независимый аудит).

На практике финансовый аудит чаще рассматривается как весьма узкое понятие, обычно включающее в себя классический обязательный аудит финансовой бухгалтерской отчетности.

В ходе аудита финансовой деятельности организации:

  • выявляются финансовые риски (налоговые, правовые, административные, хозяйственные);
  • выдаются рекомендации по их снижению.

Задача проведения аудиторской проверки — проанализировать доходность и эффективность основной, финансовой и инвестиционной деятельности компании. Для выполнения этой задачи необходимы детальные изучение, анализ и оценка информации, представленной в финансовой отчетности организации.

Кто вправе проводить аудит финансовой отчетности

Аудиторские услуги могут осуществлять:

  • аудиторские организации — коммерческие юридические лица;
  • индивидуальные аудиторы —индивидуальные предприниматели с квалификационным аттестатом аудитора.

При этом для того, чтобы заниматься аудитом, такие компании и ИП должны быть членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторские услуги можно будет оказывать с даты внесения сведений о соответствующем юрлице или ИП в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.

Состав и результаты финансового аудита организации

Компания, взявшая на себя обязательства по проведению финансового аудита, обеспечивает проверяемой организации следующие услуги:

  • полное исследование структуры активов и пассивов проверяемой компании, доходов и расходов по каждому их типу и отдельно по каждому виду финансовой деятельности;
  • анализ финансовых коэффициентов, стоимостных оценок и признания обязательств и активов;
  • изучение положений учетной политики, включая условные значения и оценки;
  • выявление элементов, лежащих в основе финансовых итогов компании за последние годы и оказывающих существенное влияние на ее финансовые результаты;
  • анализ движения финансовых средств за последнее время, а также факторов, оказывающих на него значительное влияние;
  • выработка комментариев к прогнозам руководства компании относительно перспектив развития ее финансовой деятельности;
  • соотнесение этих прогнозов с объемом продаж и общим финансовым состоянием компании.

По результатам финансового аудита отчетности организации ее руководство получает:

  • независимое экспертное мнение о платежеспособности, доходности компании, оборачиваемости ее капитала;
  • полный отчет обо всех интересующих его факторах (стоимости чистых активов компании, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе по займам и кредитам, долгосрочных и краткосрочных финансовых инвестициях, операциях с взаимозависимыми лицами, неучтенных обязательствах, объеме продаж и материальных запасов и др.).

Таким образом, аудит финансовой деятельности компании позволяет объективно оценить общую финансовую эффективность бизнеса, определить, куда и в каких объемах уходят денежные потоки компании, оптимизировать финансовую деятельность, а также оценить компетентность внутренней финансовой службы, устранить недостатки.

Порядок проведения аудита финансовой деятельности компании

Видео (кликните для воспроизведения).

При проведении финансового аудита организации можно выделить основные этапы:

  • предварительное планирование — знакомство с проверяемой компанией, определение объема и видов работ, разработка задач проверки, определение стоимости услуг аудита, подписание договора;
  • составление плана аудита, включающего последовательность и характер работ, разработку программы проверки;
  • непосредственно аудит — анализ бухгалтерской и финансовой отчетности, проверка ее на соответствие нормам и стандартам законодательства с распределением обязанностей между специалистами-аудиторами по утвержденной программе;
  • составление аудиторского отчета — документа, содержащего полные данные обо всех обнаруженных в ходе проведения финансового аудита нарушениях, отклонениях, пропусках, ошибках и недостатках, налоговых рисках, а также выводы и рекомендации аудиторов по их устранению и уменьшению;
  • выдача аудиторского заключения — официальная оценка достоверности информации, представленной в финансовой отчетности компании.

Источники

Финансово инвестиционный аудит
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here