Год в налоговом аудите

Главное в статье: "Год в налоговом аудите" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Порядок проведения налогового аудита в компании

Налоговый аудит: что это, кто и как его проводит

Налоговый аудит (или аудит расчетов с бюджетом по налоговым платежам) — проверка правильности начисления, отражения в учете и отчетности, уплаты налогов, сборов и страховых взносов (п. 2.1 Методики аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги…», одобренной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000, протокол № 1).

Вышеупомянутая методика регламентирует проведение подобных проверок при аудиторском контроле, который может быть обязательным или добровольным для налогоплательщика. Аналогичные методы использует при проверке правильности расчета налоговых платежей налоговый орган. И такую же методику может применять налогоплательщик, самостоятельно осуществляющий налоговый аудит перед направлением отчетности в ИФНС.

Для выполнения подобной проверки аудитору требуется специальное четко сформулированное задание (пп. 2.6, 2.7 Методики), поскольку закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ не относит ее к числу обязательных, упоминая о ней только в связи с прочими услугами, связанными с аудиторской деятельностью (п. 7 ст. 1). Вместе с тем с учетом важности правильного исчисления налогов этот раздел контроля имеет особую значимость для налогоплательщика. Благодаря ему удается не только выявить факт отсутствия ошибок в расчетах, но и своевременно внести исправления в отчетность, имеющую недочеты, а также получить рекомендации по оптимизации налоговых баз и предупреждения о возможных налоговых рисках.

В процессе налогового аудита (пп. 2.9-2.9.4 Методики):

  • ведущаяся налогоплательщиком деятельность и применяемая им система налогообложения анализируются с точки зрения значимости для целей исчисления налогов;
  • проверяются наличие и достоверность исходных данных, необходимых для налоговых расчетов;
  • оцениваются правильность используемой методики исчисления и обоснованность применения налоговых льгот;
  • проводятся дублирующие подсчеты налогов;
  • проверяются правильность применения форм налоговой отчетности и корректность внесения данных в них.

По итогам проверки аудиторы в заключении высказывают свое мнение по кругу вопросов, сформулированных в задании на налоговый аудит (пп. 2.7, 5.6 Методики).

Наводим порядок в бухучете

Даже если организация не согласна с решением ИФНС и собирается его оспаривать (в том числе в суде), лучше сначала уплатить все доначисленные налоги. Ведь если вам удастся отстоять доначисления (полностью или частично), вы потом вернете уплаченные в бюджет суммы или зачтете их в счет будущих платежей. А вот пени начисляются до тех пор, пока за вами числится недоимка по налогу (если только суд не отменит суммы доначислений полность Так что чем раньше вы рассчитаетесь с бюджетом, тем меньшую сумму пеней вам придется уплатить.

Многие бухгалтеры задают вопрос, нужно ли отражать в бухучете доначисленные налоги по итогам камеральных и выездных налоговых проверок с применением ПБУ «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», то есть в зависимости от даты утверждения бухотчетности и от существенности ошибки. Или же можно ПБУ не применять, а отражать все доначисления текущим периодом на дату вступления в силу решения по проверке, поскольку организация считает, что она все операции ранее отражала правильно.

Вот что по этому поводу думают аудиторы.

ОБМЕН ОПЫТОМ

“ В силу п. 2 ПБУ ошибкой признается неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухучете и (или) бухотчетности организации. Это означает, что любое неправильное отражение операций на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» является бухгалтерской ошибкой.

Как указано в ПБУ, ошибка может быть обусловлена, в частности: неправильными классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности; неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухотчетности, и т. д.

То есть если происходит доначисление налога, значит, организация все же нарушила положения налогового законодательства (по крайней мере, либо она не оспаривала мнение налогового органа, либо суд ее не поддержал). Поэтому можно говорить о неправильных действиях бухгалтера при отражении налога в проверяемом периоде.

Можно, конечно, пытаться апеллировать к фразе «Не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельност Но это означает, что на момент проведения проверки и признания налогового нарушения существуют новые требования налогового законодательства, которые организация не применяла и не могла применить при формировании деклараций в проверяемых периодах, чего быть никак не может. Подчеркнем, что ошибкой является любое неправильное отражение операций в учете и отчетности, даже если бухгалтер (физическое лицо) чего-то не знал. Суть в том, что организация в целом имела (опять же по мнению налогового органа) всю информацию для правомерного формирования налоговых баз и сумм налогов.

Таким образом, ответ только один — бухгалтерские записи и действия должны выполняться строго по нормам ПБУ иначе это тоже станет бухгалтерской ошибко

При отражении в бухучете доначислений по налоговой проверке датой обнаружения ошибки будет считаться дата вступления в силу решения по проверке, на которую и надо сделать все исправительные проводки. А кроме того, на порядок отражения записей по счетам также будет влиять такой критерий, как существенность ошибки.

Как правило, налоговые проверки проводятся за предыдущие годы и на дату вступления в силу решения по проверке бухгалтерская отчетность за эти годы уже утверждена.

Если ошибка несущественная и она затронула финансовый результат, тогда используется счет 91, субсчет 2 «Прочие расходы», и все исправительные проводки делаются на дату обнаружения ошибки без ретроспективного пересчет

Ошибка признается существенной, если она в отдельности или вместе с другими ошибками за тот же период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухотчетности этого периода. Критерий существенности организация определяет сама и утверждает его в учетной политик

Если ошибка существенная и она затронула финансовый результат, то в этом случае всегда затрагивается счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и делается ретроспективный пересчет ошибочных показателей бухотчетности за прошлые Но это происходит только в том случае, если доначисления по проверкам очень большие.

Лишь малые предприятия, которые имеют право составлять упрощенную бухотчетность, могут исправлять существенные ошибки так же, как и несущественные, в периоде обнаружения и не делать ретроспективный пересче

Читайте так же:  Порядок государственной регистрации некоммерческой организации

Далее мы рассмотрим порядок отражения доначислений по налоговой проверке, когда они не признаются существенной ошибкой. В этом случае все исправительные записи надо сделать в текущем периоде на дату вступления в силу решения по проверке. Причем отражение сумм в учете будет зависеть от вида доначислений и их причины.

Вид операции Дт Кт
Доначислены налоги, которые учитываются в расходах при налогообложении: налог на имущество, транспортный, земельный налоги 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы») 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет по соответствующему виду налога
Счет 91 используется, когда отчетность за год, в котором выявлены нарушения (не были начислены налоги), на дату вынесения решения уже подписана
Доначислены налог на прибыль/ налог при УСН/ ЕНВД 99 «Прибыли и убытки» 68, субсчет по соответствующему виду налога
Начислены штрафы и пени по налогам 99 «Прибыли и убытки» 68, субсчет по соответствующему виду налога
Доначислен НДФЛ, который можно удержать из доходов работника 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ»
Удержан НДФЛ из выплат работнику 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Проводки по отражению в учете доначисленного НДС приведем в отдельной таблице.

Итоги

Налоговый аудит имеет целью проверку правильности исчисления налоговых платежей. Он проводится либо аудиторами в обязательном или добровольном для налогоплательщика порядке, либо плательщиком налогов самостоятельно. Наиболее сложным для такого контроля является налог на прибыль, данные для расчета которого берутся из системы особых налоговых регистров.

Кто подпадает под обязательный аудит

Проверка расчетов с бюджетом по налогу на прибыль (в т. ч. отложенных обязательств и активов)

Сложность проведения аудита налога на прибыль обусловлена:

  • существованием особой учетной системы, предполагающей ведение большого количества специальных налоговых регистров, отличающихся от регистров бухучета;
  • наличием не только особых методик для внесения сведений в эти регистры, но и своих правил принятия объектов к учету, которые изначально могут приводить к существенным расхождениям между бухгалтерскими и налоговыми учетными данными;
  • необходимостью отражения в бухучете сумм налога, отвечающих расхождениям между бухгалтерским и налоговым учетом.

Последний момент требует выполнения аудита отложенных налоговых активов и обязательств, а также постоянных разниц, возникающих между двумя учетами.

Общие критерии проведения обязательного аудита 2018

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ . В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .

Так, критерием обязательного аудита являются:

  • организация имеет организационно-правовую форму АО;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2018 год превысил 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2018 превышает 60 миллионов рублей;
  • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

Роль контроля правильности ведения учета и составления отчетности

Особую значимость при налоговом аудите приобретает проверка тех исходных данных, на основе которых формируется база для расчета каждого из налогов. При этом следует иметь в виду, что для большинства налогов данные для этой базы берутся из регистров бухгалтерского учета. Это обстоятельство требует контроля за полнотой, достоверностью и своевременностью отражения нужных сведений в бухучете. Именно поэтому до начала налоговых расчетов бухгалтеру необходимо убедиться в том, что все документы приняты к бухучету и все необходимые бухгалтерские учетные операции, влияющие на исчисление соответствующего налога, выполнены, причем корректно.

Говорить об аудите именно налогового учета можно лишь в отношении начислений, требующих ведения специальных налоговых регистров, в которых будут собраны данные, формирующие налоговую базу. Это касается:

  • налогов, начисляемых от прибыли;
  • НДС;
  • налогов при УСН;
  • НДФЛ.

Аудит налоговой отчетности позволяет выявить правильность разнесения данных по строкам отчета, а также обнаружить возможные опечатки и арифметические ошибки.

Обязательный бухгалтерский аудит: куда сдавать аудиторское заключение?

Начиная с отчетности за 2019 год бухгалтерская отчетность представляется только в ИФНС (за некоторым исключением). Причем по общему правилу отчетность нужно будет сдавать в электронном виде (отчетность за 2019 год субъекты малого предпринимательства могут представить на бумаге). Организациям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение нужно подавать либо вместе с бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (ч.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в ред., действ. с 01.01.2020).

Что дает аудит налогообложения и как он проводится

Профессиональный налоговый аудит и экспертиза дают возможность избежать проблем с налоговым законодательством, оптимизировать базу налогообложения и обеспечить эффективную деятельность фирмы.

Рассчитать стоимость проведение аудита можно предварительно и бесплатно, всего за 5 шагов.

Чтобы правильно подготовиться к налоговой проверке, привести в порядок документацию, провести инструктаж специалистов и учесть другие нюансы, можно воспользоваться консалтинговой помощью.

Хотите исключить риск санкций, подготовиться к налоговым проверкам, оптимизировать расходную часть и даже рассчитывать на льготы? Бухгалтерское и налоговое консультирование — оптимальное решение.

Сопровождение налоговых проверок на досудебной и судебной стадиях — эффективный способ защитить интересы фирмы при оспаривании решений налоговых органов.

Точность, надежность, своевременность — очевидные преимущества проведения аудиторской проверки независимой консалтинговой компанией.

Аудит со стороны налоговых органов — не самый приятный момент в жизни компании. Но есть способ подготовиться к нему и избежать штрафов — провести независимую внутреннюю проверку. Заранее выявить все неточности в документах и исправить их до прихода инспекторов поможет добровольный налоговый аудит.

Иные случаи обязательного аудита, установленные федеральными законами

Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.

Читайте так же:  Внесение изменений в устав муп

Так, напрмер, обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской отчетности:

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год в таблице от Минфина России вы можете скачать здесь.

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2019 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года (т. е. с отчетности за 2019 год) они существенно изменились.

Подробнее о новом информресурсе бухотчетности читайте здесь.

Новый порядок сократил вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным их получателем стала налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не менялись.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Для справки приведем также порядок сдачи отчетности за 2018 год и более ранние периоды.

Таким образом, отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте здесь.

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2019 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2019 год и представить аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Новые критерии по финансовым показателям для обязательного аудита бухгалтерской отчетности на 2019,2020, 2021 и последующие годы

За 2019 год обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если выручка за 2018 год превышает 400 млн. руб., а стоимость активов на конец года перед отчетным – 60 млн. руб. Аудиторское заключение по годовой отчетности за 2019 год представляется в ИФНС по месту нахождения организации вместе с годовой отчетностью (до 1 апреля 2020 года), или не позднее 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2020 года.
Читайте так же:  Адвокат по арбитражным спорам адвокаты на третьяковке

Ожидается, что с отчетности за 2021 год организации обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности, если выручка за 2020 год превысит 600 млн. руб. без НДС, а стоимость активов на конец 2020 года – будут более 200 млн. руб. Аудиторское заключение по годовой отчетности с 2019 года представляется в ИФНС по месту нахождению организации.

Ожидается, что с отчетности за 2021 год лимиты обязательного аудита бухгалтерской отчетности по финансовым показателям, по выручке за предыдущий год должны превышать 800 млн. руб., а стоимость активов на конец года больше – 400 млн. руб.

Аудиторская компания «АКАДЕМИЯ АУДИТА» проведет в разумные сроки и по адекватной цене аудит годовой бухгалтерской отчетности. Заполните анкету и пришлите ее нам вместе с оборотной ведомостью или бухгалтерской отчетностью, для получения коммерческого предложения.

Год, за который проверяют аудиторы

Лимит по выручке, млн. руб.

Лимит по активам, млн. руб.

Обязательный аудит в 2019 году: критерии

Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита – обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2019 году, расскажем в нашей консультации.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Re: Аудиторское заключение с 01.01.2020 года в виде электронного документа?

20.12.2019, 18:10

На форуме с: 14.12.2006
Сообщений: 2 597

Отлично, остается понять, вместе с отчетностью, или без нее.
Формулировки

Обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение о ней представляются в виде .
Возможно, в форматах представления это выясниться.

20.12.2019, 21:51

На форуме с: 10.10.2012
Сообщений: 108

24.12.2019, 11:25

На форуме с: 14.12.2006
Сообщений: 2 597

02.01.2020, 12:15

На форуме с: 14.12.2006
Сообщений: 2 597

Минфин дал рекомендации аудиторам, указал

Бухгалтерская отчетность, прилагаемая к аудиторскому заключению

результатах определен федеральными стандартами бухгалтерского учета (либо правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными Минфином России до 1 января 2013 г.), а для кредитных и некредитных финансовых организаций — также утвержденными Банком России отраслевыми стандартами бухгалтерского учета (либо правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными Банком России до 1 января 2013 г.);

годовая бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных этим и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. Состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств определен федеральными стандартами бухгалтерского учета (либо правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными Минфином России до 1 января 2013 г.);

состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности, в том числе образцы форм этой отчетности, установлен федеральными стандартами бухгалтерского учета (либо правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными Минфином России до 1 января 2013 г.), а для кредитных и некредитных финансовых организаций — также утвержденными Банком России отраслевыми стандартами бухгалтерского учета (либо правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными Банком России до 1 января 2013 г.);

бухгалтерская отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;

форматы представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности в виде электронных документов утверждены приказом ФНС России от 13 ноября 2019 г. N ММВ[email protected]

Представление аудиторского заключения

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

Исходя из Федерального закона «О бухгалтерском учете»:

если годовая бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение об этой отчетности представляется вместе с обязательным экземпляром ее в налоговый орган для формирования ГИРБО;

представляемое вместе с обязательным экземпляром годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение включается в ГИРБО;

заинтересованным лицам обеспечивается доступ к аудиторским заключениям, содержащимся в ГИРБО;
представление аудиторского заключения в ГИРБО является обязанностью аудируемого лица, а не аудиторской организации, индивидуального аудитора, проводивших обязательный аудит соответствующей отчетности.
Аудируемое лицо представляет в налоговый орган аудиторское заключение (в том числе приложенную к нему годовую бухгалтерскую отчетность, в отношении которой проведен аудит):

выпущенное (датированное) до даты представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности аудируемым лицом в налоговый орган — вместе (одновременно) с проаудированной годовой бухгалтерской отчетностью;

выпущенное (датированное) после даты представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности аудируемым лицом в налоговый орган — в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. В этом случае аудиторское заключение направляется аудируемым лицом в налоговый орган вместе с сопроводительным документом. Последнее передается в виде электронного документа с применением формата, утвержденного приказом ФНС России от 18 января 2017 г. N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

В соответствии с приказом ФНС России от 13 ноября 2019 г. N ММВ-7-1/[email protected] для представления аудиторского заключения в виде электронного документа применяется формат PDF.

Новые критерии обязательного аудита по финансовым показателям выручки и активов за 2019,2020,2021 и последующие годы: выручка без НДС — 400,600,800 млн руб.; активы — 60, 200, 400 млн. руб.

Налоговый аудит предприятия: что это и зачем он нужен

Налоговый аудит — это проверка финансовой документации на предмет ее соответствия налоговому законодательству. Компания-поставщик или частный аудитор осуществляет мониторинг начисления и уплаты налогов, занимается составлением и ведением необходимой отчетности, дает оценку рисков и консультации по вопросам налогообложения. Цель услуги — оградить клиента от потенциальных штрафов и прочих санкций за нарушение законодательства в данной сфере, а также исключить возможность переплат. Специалисты, осуществляющие аудит налогообложения, проверяют бухгалтерскую отчетность и выявляют в ней какие-либо неточности, которые противоречат закону. Эти неточности могут возникнуть не только по причине недостаточного профессионализма бухгалтеров, но и из-за частых изменений в законодательстве.

Читайте так же:  Споры между учредителями ооо

Услуга аудита налоговых обязательств пользуется наибольшим спросом у крупных компаний, ведущих бизнес в смежных или разных сферах, где большой объем документооборота ведет к возникновению ошибок. Также в налоговом аудите нуждаются компании, имеющие холдинговую или иную многоуровневую структуру. Эта услуга популярна и среди фирм с разветвленной сетью филиалов. Средний и малый бизнес также пользуются налоговым аудитом с целью оптимизации системы отчислений.

Налоговый аудит важно проводить вовремя. Приведение отчетности в порядок непосредственно перед обязательным налоговым аудитом может избавить от многих проблем. А вернуть переплаченные деньги можно не позднее, чем через три года после уплаты, поэтому своевременность услуги определяет ее эффективность. Кроме этих случаев, аудит налогообложения имеет смысл проводить при смене главного бухгалтера или специалиста, ответственного за составление деклараций и осуществление платежей.

Инициативный налоговый аудит предприятия — услуга необязательная и проводится всегда по инициативе клиента (не освобождает от проверок должностными лицами). Но для крупных компаний она зачастую оказывается необходимой, поскольку может значительно снизить затраты. Примеры экономии для организации мы приведем далее.

Результаты аудита налогообложения

Сказать конкретно, сколько денег может сэкономить налоговый аудит для предприятия, нельзя, поскольку ошибки в отчетности бывают разные. Но несколько примеров результативного аудита налогообложения прибыли могут показать общую картину.

Крупный поставщик сырья (полезных ископаемых) решил оспорить налоговую проверку, в результате которой его обязали доплатить более 10-ти млн рублей. Налоговая инспекция требовала доначислений в связи с претензиями к подрядчику клиента, с которыми он был не согласен и по этой причине обратился к компании-аудитору (КСК групп). В результате оспаривания проверки клиенту удалось сохранить 10 млн, а также ему были возмещены судебные расходы в размере 300 тыс. рублей. Аудит правильности налогообложения обошелся в 950 тыс., ROI оценивается в 985%.

При этом аудит налогообложения может не только сохранить средства, но и вернуть их.

Компания-производитель мебели, поставляющая 40% своей продукции за границу, имеет право вернуть НДС из бюджета. Однако реализовать это право не удалось. Клиент обратился за помощью в аудиторскую компанию. Было инициировано судебное разбирательство, в результате которого было возвращено 6 млн рублей, а также отлажена процедура возврата НДС.

Важная задача аудита налогообложения малого бизнеса — оптимизация затрат.

Эта задача была выполнена компанией-аудитором для крупного технопарка. В результате проверки распределения НДС между несколькими видами деятельности клиента была выявлена переплата более 30-ти млн за три года. Компания предложила другую структуру распределения, тем самым избавила клиента от лишних расходов.

Из приведенных примеров видно, что аудит налогообложения — выгодная услуга, в большинстве случаев она окупается сразу же после оказания. Но для наибольшей эффективности необходимо выбирать тот вид налогового аудита, который подходит компании в данной сложившейся ситуации и учитывает специфику бизнеса.

Виды налогового аудита

Традиционно налоговый аудит разделяется на три вида: комплексный, тематический и структурный. Комплексный аудит — это проверка всей налоговой отчетности за год, а тематический — проверка какой-либо определенной налоговой отчетности за выбранный период. Структурный аудит проверяет декларации по отдельным налогам, которые клиент платит по месту нахождения подразделений компании.

Комплексный аудит

требует больших затрат времени со стороны компании-поставщика и больших финансовых затрат со стороны клиента. Кроме того, при такой масштабной проверке могут быть пропущены какие-либо мелочи в документах, которые могут оказаться как незначительными, так и определяющими. В то же время комплексный аудит больше подходит клиенту в преддверии плановой проверки налоговой инспекции. Также он позволяет выявить тенденции затрат и разработать систему их оптимизации.

Тематический аудит

— верный выбор для тех клиентов, которые сами представляют, какая именно область в бизнесе проблемная и чему стоит уделить большее внимание. Тематический аудит позволяет углубиться в детали отчетности, найти слабые места. Обычно он проводится несколько оперативнее, чем комплексный, в чем тоже заключается его плюс.

Структурный аудит

лучше других подходит для предприятий, имеющих разветвленную структуру. Он позволяет охватить всю систему налогообложения предприятия, сравнить налоговую нагрузку на подразделения и сбалансировать ее.

Отдельно выделяют такой вид услуги, как экспресс-аудит

. Этот вид аудита в каком-то смысле объединяет в себе комплексный и тематический. Экспресс-аудит — это экспертиза всей налоговой отчетности в сжатые сроки. Этой услугой пользуются в том случае, когда не хватает времени и средств на комплексный аудит, а тематического оказывается недостаточно, поскольку нужно проанализировать большой объем информации. Кроме того, экспресс-аудит налоговых рисков оказывается незаменимым в том случае, если компания-клиент желает приобрести какую-либо другую компанию или ее часть. В этом случае оцениваются либо все налоговые риски, либо риски по какому-то конкретному направлению деятельности компании, выставленной на продажу.

Методика проведения аудита

Аудит налоговых обязательств разделяется на два этапа — предварительная оценка действующей системы налогообложения и проверка правильности налоговых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды. Эти этапы включают в себя несколько видов работ.

Предварительная оценка действующей системы налогообложения

В рамках первого этапа аудиторы осуществляют:

  • выявление факторов, имеющих влияние на налоговые показатели;
  • проверку методики исчисления платежей;
  • правовую экспертизу внутренней структуры компании;
  • диагностику документооборота и деятельности отделов, ответственных за платежи;
  • расчет налоговых показателей компании.

В результате этой работы специалисты могут понять специфику бизнеса и оценить возможные нарушения законодательства, наметить проблемные зоны. Чтобы сказать, сколько времени понадобится для выполнения этих задач, аудитору нужно 1–1,5 часа на оценку. Сроки будут зависеть от размера компании и объема документооборота.

Проверка правильности налоговых отчислений

Этот этап предполагает под собой анализ налоговых деклараций по НДС, деклараций по налогам на прибыль, справок по авансовым платежам, налоговый аудит по НДФЛ и прочее. Обычно эта процедура занимает не более 5-ти дней на один налог, но при многоуровневой или разветвленной системе бизнеса сроки могут быть больше. По результатам этого этапа делаются выводы о структуре налогообложения, исправляются системные недочеты, предлагаются варианты оптимизации.

Особенности аудита налогообложения

Аудит правильности налогообложения практически на всех предприятиях выполняется по вышеизложенной схеме. Но в зависимости от специфики бизнеса он может иметь некоторые особенности.

Так, добыча полезных ископаемых на территории РФ облагается многими налогами, размеры и процедура уплаты которых различаются в зависимости от ресурса (нефть, металлы, минералы и прочее). Обычно ошибки в уплате НДПИ связаны с адвалорными и специфическими ставками.

Читайте так же:  Устав ооо с исполнительным директором образец

Нарушения в уплате налога на прибыль обычно возникают из-за неправильно составленной налоговой базы, неверного использования налоговых льгот или просто математических неточностей. А ошибки в начислении НДС обычно связаны с применением этого налога к вычету, тем же способом строятся и схемы по уклонению от уплаты.

Ошибки в имущественных платежах чаще всего возникают в связи с неправильно составленными договорами аренды. Аудиторы проверяют их юридическую точность, выявляя недочеты как со стороны клиента, так и со стороны контрагента.

Налоговая правовая база актуализируется очень часто, кроме того, меняется и толкование действующих законов. При такой конъюнктуре налоговый аудит — это хороший способ избежать санкций, которые в некоторых случаях могут не ограничиваться денежными штрафами. Кроме того, аудит правильности налогообложения может избавить компанию не только от существующих переплат, но и предотвратить риск их возникновения в будущем.

Кто проводит налоговый аудит?

В большом разнообразии компаний и частных лиц, предоставляющих услуги налогового аудита, легко запутаться. Как правило, определяющими факторами в выборе являются цена услуги и сроки реализации. Но тот, кто способен провести качественный налоговый аудит, должен соответствовать следующим требованиям: достаточно длительный опыт работы и наличие успешно реализованных кейсов, умение оперативно устранять выявленные несоответствия, знание актуального законодательства и владение информацией о судебной практике (ситуации и решения). Всем этим требованиям соответствует, например, компания КСК групп, которая предоставляет услуги обязательного, инициативного, а также экспресс-аудита, бухгалтерского и налогового консалтинга, осуществляет международное налоговое планирование и подготавливает клиента к налоговым проверкам. В рейтинге RAEX («Эксперт РА») за 2015 год КСК групп заняла третье место в области налогового консалтинга, что также подтверждает высокий уровень качества предоставляемых услуг. Экономьте свое время и деньги — обращайтесь к профессионалам.

Проверка прошла, что дальше?

Отражение результатов налоговой проверки в учете

Самое неприятное, что по итогам проверки (как камеральной, так и выездной) иногда приходится платить доначисленные налоги, штрафы и пени. Результаты проверки организации должны отразить и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

А предпринимателям немного проще, они должны учесть все доначисления только в налоговом учете, поскольку бухучет они не веду

Наводим порядок в налоговом учете

Сначала вас обрадуем: по налогам, доначисленным инспекторами по итогам проверки (выездной или камеральной), подавать уточненные декларации/ расчеты не нужн Ведь ошибки нашли не вы, а налоговики.

Теперь немного огорчим — нельзя учесть в расходах сумм

  • доначисленного налога на прибыль/ налога при УСН/ ЕНВД/ НДФЛ;
  • пеней и штрафов.

А вот доначисленные налоги, которые учитываются при налогообложении (налог на имущество, транспортный, земельный налоги, а также другие налоги, которые в принципе разрешено учитывать), включают в расходы:

  • организации на ОСН — на дату вступления в силу решения по проверк Если потом какие-либо суммы будут отбиты в суде, то их надо включить во внереализационные доходы на дату вступления в силу судебного решени
  • предприниматели на ОСН — на дату уплаты (взыскания налоговой инспекцией) налого
  • организации и предприниматели на УСН — на дату уплаты (взыскания инспекцией) налого

Что же касается доначисленных сумм НДС, то возможность их учета в «прибыльных» или «НДФЛьных» (для ИП) расходах зависит от причины доначисления. По мнению проверяющих, нельзя учесть в расходах:

  • НДС, который вы не начислили при реализации.

По мнению ВАС и арбитражных судов, НДС, доначисленный налоговиками с реализации, можно учесть в прочих расхода Ведь получается, что этот НДС:

  • покупателю не выставлялся/ не предъявлялся, а значит, на него не распространяется ограничение п. 19 ст. 270 НК РФ;
  • исчислен в соответствии с законодательством, будет уплачен за счет собственных средств организации и, следовательно, экономически обоснован.

Имейте в виду, что включать сумму доначисленного с реализации НДС в расходы вы можете, если готовы отстаивать свою позицию в суде;

  • входной НДС, который вы неправомерно приняли к вычету:
  • по дефектному счету-фактуре;
  • по счету-фактуре от недобросовестного контрагента;
  • превышения норматива «прибыльных» расходов.

Напомним, к вычету можно принять только ту сумму входного НДС, которая относится к представительским расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль в пределах норматива — не более 4% от расходов на оплату труда за отчетный/ налоговый перио А поскольку представительские расходы сверх этого норматива в «прибыльные» расходы не включаются, то и сумму НДС, относящуюся к ним, к вычету заявить нельзя;

  • НДС, который вы не восстановили, хотя должны были это сделать в таких случаях:
  • вы передали имущество в качестве вклада в уставный капита
  • НДС принят к вычету с уплаченного аванса, а впоследствии вы приняли к вычету НДС и при оприходовании товаров (работ, услуг), полученных в счет этого аванс

Налоговики теперь реже выезжают. Но несмотря на это, сумма доначислений только растет

Можно учесть в прочих расходах на дату вступления в силу решения по проверке:

  • восстановленный налоговиками НДС во всех случаях, кроме двух вышеуказанны
  • принятый к вычету входной НДС, который надо было учесть в стоимости товаров, работ, услуг (кроме ОС и НМА), при условии, что сама стоимость уже учтена в расхода Если же стоимость товаров (работ, услуг) еще не включена в расходы, тогда на НДС надо увеличить стоимость этих товаров (работ, услуг).
Видео (кликните для воспроизведения).

Если же вы приняли к вычету НДС, который нужно было учитывать в стоимости ОС/ НМА, тогда вам нужно включить его в их первоначальную стоимост После этого надо доначислить амортизацию с даты введения ОС/ НМА в эксплуатацию до даты вступления в силу решения по проверке. И эту сумму амортизации единовременно включить в прочие расходы.

Если организация не согласна с решением налоговиков по проверке и намерена его обжаловать в УФНС или в суде, тогда все доначисления в бухгалтерском и налоговом учете надо делать на дату вступления в силу решения по жалобе (в том числе апелляционной) или решения суда. Но поскольку процесс обжалования может затянуться на длительный период (особенно при оспаривании в суде), то сумму доначисленных налогов в бухучете можно отразить как оценочное обязательство: Дт 91, субсчет 2 «Прочие расходы», – Кт 96 «Резервы предстоящих расходо При этом не забудьте в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах в таблице 7 отразить информацию об оценочном обязательств

Источники

Год в налоговом аудите
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here