Государственный аудит финансовой отчетности

Главное в статье: "Государственный аудит финансовой отчетности" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Как проводится аудит бухгалтерской отчетности

Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.

Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Аудит финансовой отчетности предприятия – оформление результатов

Официальное аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями ст. 6 Закона № 307-ФЗ. Этот документ предназначен для всех пользователей финотчетности аудируемого предприятия и, наравне с другими реквизитами, содержит независимое мнение аудитора о достоверности бухгалтерских форм. Предоставлять экземпляр аудиторского заключения вместе с бухотчетностью обязаны все подлежащие обязательному аудиту организации (п. 2 стат. 18 Закона № 402-ФЗ).

Контрольный орган подачи – Росстат по месту учета юрлица. Срок подачи – не позже, чем в 10-дневный период с даты выписки заключения; максимально – до 31 декабря следующего за проверяемым года. Оптимальным будет предоставить аудиторское заключение в сроки, установленные для сдачи финотчетности за год, то есть до 31 марта. Отчитаться за 2017 год необходимо до 2 апреля 2018 г. Срок удлинен по причине того, что 31.03.18 г. приходится по календарю на субботу.

Аудит финансовой отчетности

В экономическом плане бизнес обязан сочетать и прибыльность, и законность. Оценить эти составляющие помогают проверки, в частности аудит финансовой отчетности. В ходе мероприятий удается подтвердить (или нет), что документы отражают реальное положение дел, фирма соблюдает нормы закона и при этом работает эффективно.

Аудиторская проверка бухгалтерской финансовой отчетности может быть обязательной и добровольной.

Обязательный аудит предусмотрен для целого ряда субъектов, например, для всех акционерных обществ, госкомпаний, крупных коммерческих фирм, кредитных и страховых организаций – актуальный перечень приведен на официальном сайте Минфина. Аудиторское заключение нужно ежегодно сдавать в Росстат. Сама процедура проводится разово перед сдачей отчетности или поэтапно, например, каждое полугодие или квартал. Последний вариант оптимален для компаний с интенсивным документооборотом – удается уложиться в сроки, а при необходимости своевременно устранить недочеты.

Добровольный аудит проводится по инициативе собственников/руководства предприятия или третьих лиц. Основная цель инициативной проверки для внутренних потребностей – оценка достоверности документов, контроль бухгалтерского персонала, выявление и последующее устранение слабых мест, повышение экономической эффективности. Официальное заключение о фактическом финансовом состоянии может понадобиться при продаже фирмы, получении крупного кредита, привлечении инвестора – третьим лицам необходимо экспертное подтверждение достоверности и законности экономических дел.

Как проходит аудит финансовой отчетности организации

Во время проверочных мероприятий нужно комплексно оценить аудируемые направления, учесть все факторы и обстоятельства. Поэтому аудит проводится последовательно, по заранее разработанному и согласованному с руководством плану. Участки, объемы и сроки работ фиксируются в договоре.

Основные этапы проверки:

сбор необходимой информации;

аудит финансовой отчетности;

составление заключения (мнения).

Непосредственная аудиторская проверка бухгалтерской финансовой отчетности – изучение цифр и фактов – проводится разными методами.

Сплошной аудит. Изучаются все первичные бухгалтерские документы, данные сверяются с информацией из регистров аналитического учета, которые в свою очередь сопоставляются с остатками и оборотами синтетических регистров. Здесь удается собрать максимально точные доказательства достоверности или недостоверности финансовых документов. Из-за трудоемкости такая проверка редко применяется в крупных компаниях с большим количеством лицевых счетов (например, сплошной метод нецелесообразен в банках).

Камеральный аудит. Как правило, эксперт не выезжает на объект, то есть проверка проходит без контроля над инвентаризацией и опроса персонала фирмы – изучаются только запрошенные документы. Такой метод актуален перед сдачей налоговой отчетности – предварительная оценка учетных документов и деклараций поможет выявить и своевременно устранить ошибки.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Какие документы проверяют

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации;
  • первичная документация;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Какие бумаги проверяются в процессе аудита

В рамках аудита применяются эти источники информации:

  • Организационно-распорядительные бумаги. К ним относится устав материнской и дочерних фирм, учетная политика, план счетов.
  • Отчетность группы организаций. Бухгалтерская, финансовая (в том числе консолидированная) отчетности.
  • Подтверждающие сведения. Утверждения управленцев группы фирм в письменной и устной форме, рабочая документация, переписка с контрагентами, клиентами, налоговыми структурами, договоры и первичная документация. Во внимание также принимаются заключения аудиторов, актуальные для прошлых периодов.

Специалист проверяет не только основную, но и дополнительную документацию. Последняя нужна для формирования полной картины.

Читайте так же:  Химпром акции привилегированные сколько в лоте

Аудит финансовой отчетности

Похожие публикации

С введением в силу Закона № 402-ФЗ от 06.12.11 г., в состав обязательной годовой отчетности с 2013 года более не входит аудиторское заключение (п. 1 стат. 14). Напомним, ранее такой документ предоставлялся в налоговые органы согласно подп. «г» п. 2 стат. 13 Закона № 129-ФЗ от 21.11.96 г. Однако изменение нормативных требований вовсе не отменяет аудит финансовой отчетности для ряда предприятий, равно как и своевременное опубликование сведений (п. 10 стат. 13 Закона № 402-ФЗ). Разберемся, в каком порядке проводится такой аудит и ради каких целей.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Что такое аудит бухгалтерской финансовой отчетности

В соответствии с п. 6 ПБУ 4/99 бухотчетность должна предоставлять пользователям полные и достоверные данные о хоздеятельности организации за определенный период времени. Чтобы подтвердить корректность составления отчетных форм, необходима специальная проверка документов с помощью аудита. Точное определение процедуры дано в п. 3 стат. 1 Закона № 307-ФЗ от 30.12.08 г.

В соответствии с указанной нормой аудит бухгалтерской финансовой отчетности организации – это независимое мероприятие, направленное на формирование квалифицированного мнения о правдивости отчетности аудируемого лица. При этом рассматриваются отчетные формы по Закону № 402-ФЗ, а также финансовые документы, предусмотренные требованиями других федеральных законов. Кто должен проводить аудит? Данное мероприятие обязательно не для всех предприятий, а только ряда хозяйствующих субъектов (п. 1 стат. 5 Закона № 307-ФЗ).

В частности, аудит проводят:

  • Акционерные общества.
  • Юрлица при размещении ценных бумаг на организованных торгах.
  • Кредитные учреждения.
  • Страховые компании.
  • НПФ, ПИФ, АИФ.
  • Компании при получении годовой выручки свыше 400 млн руб.
  • Фирмы при наличии на балансе активов на сумму свыше 60 млн руб.
  • Предприятия при составлении годовых консолидированных отчетных форм.
  • В других случаях по нормам федерального законодательства.

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Порядок осуществления аудита

Аудит отчетности включает в себя следующие этапы:

  1. Исследование финансовой отчетности, принадлежащей дочерним организациям. Нужно для того, чтобы подтвердить правильность корректировки балансов организаций, выполненной до консолидации. Глубина исследования зависит от степени существенности конкретной фирмы. Отчетность, которая будет консолидирована, может быть или неполной, или частично неверной. Если обнаружатся ошибки, нужно откорректировать документ. На этом этапе исполняется анализ дивидендов, корректировок, которые не были учтены.
  2. Исследование данных о дочерних компаниях. Изучаются документы об аудиторских проверках дочерних фирм. Особое внимание обращается на существенные выводы, доказательства и оговорки, содержащиеся в аудиторском заключении.
  3. Изучение статей консолидированной отчетности. Длительность и сложность этой процедуры будут зависеть от особенностей конкретной фирмы. Как правило, информация проверяется выборочно.

Проверка консолидированной отчетности включает в себя все формы аудиторских мероприятий: тестирование инструментов внутреннего контроля, аналитические меры, исследование сальдо и оборотов по счетам.

Результаты аудиторской проверки

После окончания проверки формируется общее мнение о состоянии группы компаний. Затем составляется аудиторское заключение. В нем содержатся следующие сведения:

  • Мнение аудитора по поводу состояния консолидированной отчетности.
  • Перечень объектов, которые подверглись проверке.
  • Основания для выражения мнения.
  • Инструменты, использованные в рамках аудита.
  • Ключевые вопросы, поставленные при выполнении аудита.
  • Определение объема выполненного аудита.
  • Прочие сведения (различная дополнительная информация).

В заключении должны быть указаны все доказательства, собранные в процессе проверки. На их основании формируется общее мнение.

Критерии для оценки достоверности сведений

Существуют следующие критерии достоверности, которые применяются при проверке документов:

  • Существование. Аудитор должен убедиться, что материнская фирма действительно владеет дочерними организациями на отчетный период.
  • Права компании. Материнская фирма владеет некоторой долей чистых активов дочерних фирм.
  • Образование. На протяжении отчетного периода в дочерние фирмы инвестировались средства.
  • Полнота. В отчетности должен содержаться полный комплекс сведений.
  • Стоимостная оценка. Балансовая стоимость инвестиций в дочернюю фирму, которые зафиксированы в отчетности, прописана верно.

Существенность этих критериев связана с тем, что главная цель проверки – контроль над правильностью консолидации отчетности, проводимой материнской фирмой.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Читайте так же:  Устав ооо с одним учредителем год

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Особенности проведения аудита консолидированной отчетности

Консолидированная отчетность представляет собой совокупность всех отчетностей фирм, которые входят в единую группу компаний. Эта документация включает в себя информацию о прибылях, убытках, активах, обязательствах. При этом не учитываются задолженности одной компании перед другой, переводы и прибыли. То есть это общая информация. Консолидированная отчетность предполагает большой объем документов. Поэтому аудит в данном случае очень сложен.

Анализ элементов аудиторского риска

Специалисту нужно провести оценку элементов сопутствующего риска. Эта процедура предполагает оценку следующих направлений:

  • Неотъемлемый риск. Подразумевает учет наличия естественных искажений в бухгалтерских счетах и прочих документах.
  • Риск необнаружения. Инструменты, используемые в рамках проверки, не всегда позволяют выявить существенные искажения.

Степень рисков можно оценивать как для одной-двух компаний, так и для всей группы.

Типичные ошибки и нарушения

Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  • расходы и доходы отражены неправильно;
  • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  • неверно рассчитаны суммы налогов;
  • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
  • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

Основные ошибки, выявляемые аудиторами

Рассмотрим распространенные ошибки, которые выявляются в ходе аудита:

  • В группу фирм включены исключительно национальные организации.
  • Из перечня дочерних компаний исключены субъекты, менее 50% акций которых принадлежит материнской фирме, но при этом сохраняется контроль над ними.
  • В группу включены субъекты, контрольный пакет акций которых принадлежит материнской фирме, но при этом отсутствует контроль.
  • Неверное начисление амортизации.
  • При учете запасов не осуществлены перерасчеты корректировок, нужные в рамках консолидации.
  • Неверное установление элементов отложенного налога.
  • Операции отражаются не в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены фактически.
  • Дочерние фирмы не осуществляют суммирование выверки остатков, содержавшихся на счетах общих расчетов.
  • В примечании к КФО не содержится достаточных сведений.

Знание типичных ошибок нужно для ускорения проверки. Аудит наиболее проблемных направлений поможет легко обнаружить недочеты.

Что делать дальше

Аудиторская проверка заказывается руководством для того, чтобы своевременно выявить недочеты и исправить их. Устранение ошибок позволит не допустить штрафов со стороны надзорных органов, исключает дальнейшую путаницу. Для исправления ошибок в консолидированной отчетности рекомендуется нанять специалиста.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ

Государственный аудит — это вид профессиональной деятельности, направленный на повышение эффективности управления национальными ресурсами, важнейшими из которых являются государственные финансы, собственность, природные богатства, интеллектуальный капитал. Государственный аудит не сводится исключительно к проверке финансовой отчетности государственных структур: его миссией и основной задачей является обеспечение от имени государства и общества независимого объективного публичного контроля деятельности органов власти по управлению вверенными им общественными ресурсами.

Область профессиональной деятельности выпускников включает обеспечение контроля и аудита финансовых и иных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных и муниципальных органов власти, организаций и учреждений различных форм собственности, процессов формирования и использования данных ресурсов.

Основные виды профессиональной деятельности магистра связаны с работой в качестве сотрудника контрольно-счетных органов, эксперта и аналитика в органах государственного управления и местного самоуправления, аудиторских, финансовых, банковских и страховых компаний всех форм собственности.

Выпускник магистратуры получает степень магистра и может продолжить обучение в аспирантуре.

Вступительные испытания

  • Комплексный междисциплинарный экзамен по государственному аудит
    Программы вступительных испытаний Расписание вступительных испытаний

Рекомендуем посмотреть

Формы и сроки обучения

Форма обучения

Нормативные сроки обучения

Системный государственный аудит: содержание и проблемы развития в РФ

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.12.2015 2015-12-14

Статья просмотрена: 1667 раз

Библиографическое описание:

Булетова Н. Е., Ким Д. В. Системный государственный аудит: содержание и проблемы развития в РФ // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 393-396. — URL https://moluch.ru/archive/104/24261/ (дата обращения: 13.02.2020).

Повышение роли и разнообразие видов государственного аудита в современной модели государственного управления по результатам требует исследования экспертных оценок и формулировка авторских выводов о системном подходе к такой профессиональной деятельности и ее эффективном применении в государственном стратегическом управлении. Отнесение к системному аудиту триаду — финансовый, стратегический аудит и аудит эффективности, позволяет оценить место и содержание каждого из них в общегосударственной концепции аудита всех исполнителей государственных и муниципальных услуг.

Ключевые слова: системный государственный аудит, финансовый аудит, стратегический аудит, аудит эффективности, Счетная палата РФ.

Государственный аудит — деятельность, которая направлена на повышение эффективности управления ресурсами, такими как государственные финансы, природные богатства, интеллектуальный капитал, объекты собственности. Это обеспечение от имени государства независимого объективного общественного контроля за деятельностью органов власти, ее эффективностью и достижимостью установленных целевых показателей развития. В различных регионах Российской Федерации государственный аудит имеет свои характерные черты осуществления, они зависят от систем целеполагания и механизмов принятия решений, реализации задач для максимально высокого достижения целей территориального развития. При этом стоит не забывать о различии в структурах экономики разных регионов страны и развитостью социальной, политической и духовной сфер.

Появление аудиторского финансового контроля достаточно новое явление в странах с развитой рыночной экономикой. Понятие «государственного аудита» находится в сфере дискуссий относительно его участия в государственном финансовом контроле [4]. Мнения ученых в данном вопросе являются разными. Существуют разные трактовки государственного аудита:

Читайте так же:  Топ привилегированных акций

 разновидность государственного финансового контроля;

 метод государственного финансового контроля;

 форма государственного финансового контроля;

Видео (кликните для воспроизведения).

 самостоятельный и независимый от государственного контроля институт в системе государственного управления [5, c.58].

По нашему мнению, наиболее емкое определение понятию «государственный аудит» дает Степашин С.В. Он рассматривает государственный аудит как «внешний и независимый публичный аудит деятельности органов государственной власти по управлению общественными ресурсами (финансовыми, материальными, интеллектуальными)» [7]. В настоящее время в Российской Федерации действует системный аудит, состоящий из:

 финансового аудита, цель которого — проверить законность расходов бюджетных средств. Основной и наиболее распространенный вид деятельности контролирующих органов;

 стратегического аудита, цель которого — оценить достижимость параметров развития регионов страны;

 аудита эффективности, цель которого — дать оценку результатов эффективности расходования бюджетных средств по тем или иным направлениям.

При этом именно стратегический аудит — самое новое направление системного государственного аудита Счетной палаты РФ, которое только начинает внедряться в практику деятельности органов КСП российских регионов (рис.1).

Рис.1. Место стратегического аудита с системной аудиторской деятельности Счетной палаты РФ

Одной из причин резко возросшей актуальности, востребованности в деятельности Счетной палаты РФ и региональных КСП, приведшей и к роста разнообразия видов системного аудита, стало внедрение инновационных технологий в рамках модели государственного управления по результатам. С 2004 по 2013 гг. были запущены различные подходы и инструменты в рамках бюджетной и административной реформ. Однако результаты не превзошли ожидания, так как не были соблюдены необходимые условия. Поэтому в настоящий момент повышение результативности деятельности органов власти является важной задачей в следующих условиях:

 необходимость сократить государственные расходы;

 растущий спрос общественности на рост прозрачности в использовании государственных ресурсов.

Практическое применение управления по результатам зародилось в новых подходах государственного управления — Нового государственного менеджмента и впервые примененное в странах Новой Зеландии, Австралии и Великобритании в 1980-х гг. В основе НГМ лежит представление о сходстве механизмов управления в государственных и частных организациях и о потенциале повысить эффективность государственного управления с помощью введения рыночных принципов. Всемирный банк поддерживал инициативы внедрить управление по результатам в России с помощью предоставления консультативных услуг Министерству экономического развития. Банк продолжает оказывать помощь по внедрению государственных программ как новой стадии в развитии УПР. В России в этой сфере можно увидеть как положительные, так и отрицательные примеры. К положительным относится: осознание важности внедрения управления по результатам на самом высоком уровне. Среди негативных факторов можно выделить:

 отсутствие целостного подхода;

 преобладание подходов, спускаемых «сверху»;

 задержка с внедрением инструментов, позволяющих связать результаты с бюджетным процессом.

Важным принципом управления по результатам является открытость данных о финансовых поступлениях и расходах бюджета, так как это содействует формированию системы подотчетности власти перед обществом и стимулирует повышение эффективности ее работы в условиях ограниченных финансовых ресурсов.

Определяя место Счетной палаты РФ в системе государственного аудита, данный орган можно отнести в постоянно действующего высшему органу внешнего государственного аудита (контроля), статус независимости деятельности которого достигается подотчетностью Федеральному Собранию РФ. При этом термин «внешний государственный аудит (контроль)» соотносятся с «общественным контролем за расходованием национальных ресурсов», который намного шире и глобальнее в применении инструментов аудиторской деятельности к долгосрочным стратегическим программам и результатам социально-экономического развития государства.

Много значит и определение миссии Счетной палаты РФ — это контроль управления и распоряжения государственными ресурсами в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. И если финансовый аудит — самый традиционный вид государственного аудита (контроля), история внедрения методов аудита эффективности в РФ имеет свою историю за последние 10-15 лет развития государственного аудита Счетной палаты России, по инструментам стратегического аудита, применяемого в государственном управлении, возникает много вопросов, предложений и методов, ряд которых берется из коммерческого стратегического аудита.

В контексте этого спроецируем элементы системы стратегического аудита, выявленные и систематизированные для коммерческих структур на государственный стратегический аудит, проводимый Счетной палатой РФ или региональными контрольно-счетными органами России:

 если в системе стратегического аудита выделяют аудит стратегии развития, аудит инвестиций, аудит прибыли, аудит затрат, аудит собственности, то необходимо признать, что все эти элементы очень близки аудиту эффективности стратегии, и если проецировать их содержание на государственный стратегический аудит, то в соответствии с масштабно-инвариантным подходом (фрактальным подходом подобия систем разного масштаба по структуре и траектории развития) похожую структуру можно представить и наполнить соответствующим содержанием и в масштабах государственного финансового контроля, когда меняется масштаб, но не меняется сущность процедур стратегического аудита;

 если стратегический аудит на уровне государственного управления и финансового контроля начинает восприниматься как функция системы управления — регионом, его развитием и потенциалом, то универсальность методов и результатов такого аудита позволяет вписывать его не только в закон о Счетной палате РФ, но и в любые государственные программы и стратегии как обязательный пункт исполнения, мониторинга и диагностики самых документов развития территории, и результатов их реализации как с финансовой, так и с управленческой позиций.

Именно Счетная палата РФ является наиболее подходящим органом для решения задач стратегического аудита. Не ставя под сомнение стратегические цели, в рамках стратегического аудита можно обеспечивать надежную обратную связь в контуре управления, которая будет помогать политическому руководству на каждом этапе принимать адекватные решения.

Аудит финансовой отчетности

Аудит финансовой отчетности предприятия – цели и задачи

Ежегодный обязательный аудит (п. 2 стат. 5 Закона № 307-ФЗ) позволяет получить квалифицированное мнение о корректности составления отчетности за год, сделать соответствующие выводы на основе рекомендаций. Основная цель аудита финансовой отчетности заключается в выражении независимого мнения об уровне достоверности проверяемых документов и проверке соответствия их формирования актуальным требованиям бухгалтерского российского законодательства (п. 2 Постановления Правительства России № 696 от 23.09.02 г.).

Задачи аудита отчетности предприятия (на основе международного стандарта 200 по приказу Минфина РФ № 192н от 24.10.16 г.):

  • Во время оценочных мероприятий получать достоверные сведения о бизнесе.
  • Выявлять намеренные и ненамеренные действия, вызвавшие появление ошибок в отчетности.
  • Получать на основе аудиторских доказательств и внедрения аудиторских процедур данные о достоверности/недостоверности отчетности.
  • Разрабатывать выводы с выявленными в процессе аудита замечаниями и рекомендациями по исправлению ошибок.
  • Составлять по результатам проверочных мероприятий письменное аудиторское заключение.

Планирование аудита консолидированной отчетности

В нормативных актах отсутствуют положения, касающиеся именно проверки консолидированной отчетности. По этой причине порядок процедуры формируется практическим путем. Первый шаг в рамках проверки – планирование мероприятия. План зависит от специфики проверяемой компании, системы рисков. Планирование выполняется по этим направлениям:

  • Изучение специфики работы компании.
  • Исследование системы локального контроля.
  • Анализ элементов риска.
  • Создание программы проверки.
Читайте так же:  Ао концерн гермес акции получить дивиденды

Особенности аудита определяются спецификой деятельности субъекта. Если проверка не будет отличаться индивидуальным характером, она не станет эффективной. Чем больше сведений получит аудитор об организации, тем лучше. Рассмотрим аспекты, которые следует проверить в ходе предварительного изучения:

  • Формирование перечня фирм, которые входят в группу компаний. Если в группу входит много организаций, определяются наиболее значимые из них.
  • Сбор информации о компаниях, которые не будут проверяться. Нельзя анализировать только те фирмы, которые подлежат аудиту. Это не даст полного представления о специфике бизнеса.
  • Оценка влияния на бизнес того или иного внешнего фактора.
  • Анализ главных поставщиков и потребителей.
  • Анализ свойств продукции или услуг (в зависимости от того, чем занимается фирма).

К СВЕДЕНИЮ! В рамках предварительного анализа используется такой инструмент, как опросник сотрудников.

Какие цели преследует аудит финансовой отчетности

Официальная задача обязательного аудита – получить итоговое заключение. Компания должна предоставить его в Росстат в установленные сроки, иначе придется заплатить штраф и все равно провести проверку. Акционерные общества ежегодно раскрывают свою бухгалтерию, причем в публикацию должно входить и заключение аудитора – штраф за нарушение может достигать 1 млн рублей. Для предприятий, которые не раскрывают финансовую информацию, наличие официального мнения тоже необходимо – в случае налоговой проверки его нужно предъявить (срок хранения каждого годичного документа составляет 5 лет). Кроме того, аудит финансовой отчетности организации способен принести реальную пользу. В ходе проверки выявляются сознательные и непреднамеренные ошибки, по итогам можно разработать и внедрить мероприятия по восстановлению слабых участков.

Целью инициативного аудита может быть и экспертное заключение для сторонних лиц (кредитора, инвестора, партера, покупателя фирмы), и достоверная оценка фактического положения дел. При выявлении недочетов актуально продолжить сотрудничество с аудитором – специалист поможет оперативно восстановить «хромающее» направление. В зависимости от ситуации может понадобиться частичное или полное восстановление бухучета, автоматизация финансовых процессов, регулярное информационное сопровождение и т.д.

Аудит финансовой отчетности – прерогатива профессионалов. Компания «РосКо» работает с 2004 года, имеются эксперты по всем финансовым направлениям. Беремся за проверки любого масштаба, оказываем прочие аудиторские услуги – от восстановления учетов до консалтинга.

Особенности аудита за рубежом

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 17389 раз

Библиографическое описание:

Кучеров А. В., Козичева Я. М. Особенности аудита за рубежом // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 339-343. — URL https://moluch.ru/archive/52/6908/ (дата обращения: 13.02.2020).

Зарубежные авторы, к примеру, Д. Рой, говорят о том, что первоначально на Западе аудит представлял собой лишь проверку и подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности и других документов. Позже аудит принял форму системно-ориентированного, практикующие аудиторы-профессионалы более внимательно стали изучать взаимоотношения между организаторами и исполнителями бизнеса своих клиентов. Что же касается современного аудита, то можно сказать, что сегодня аудиторская деятельность основана на риске. В процессе аудиторской деятельности могут быть использованы положительные стороны не только подтверждающего и системно-ориентированного аудита, но и аудита, который основывается, преимущественно на статистических либо нестатистических выборочных исследованиях. [2]

В любой стране аудит представляет собой элемент ее финансово-экономической системы, что определяет его содержание и функции. В разных странах используются различные определения термина «аудит».

С точки зрения Комитета по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров в США аудит представляет собой процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения соответствия этих утверждений установленным критериям и представления результатов проверки заинтересованным пользователям. [7]

Комитет по аудиторской практике в Великобритании дает более простое определение аудита, здесь под аудитом понимается деятельность по независимому рассмотрению специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражению мнения о них при соблюдении правил, установленных законом. [5]

Понятие «аудит» за рубежом в настоящее время в специализированной литературе и на практике, как правило, применяют в широком смысле: к аудиту относят различные виды деятельности, основными, среди которых, являются независимая проверка, оценка, экспертиза достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности и других документов.

В зарубежной литературе можно встретить и более узкую трактовку данного понятия, согласно которому под аудитом понимается проверка, результатом которой является формирование мнения о верности и объективности финансовой отчетности. [1] Таким образом, за рубежом в определении «аудит» делается большой акцент на проверку финансовой отчетности.

Следует отметить, что профессия аудитора в зарубежных странах имеет различные названия. Например, в США бухгалтер-аудитор называется общественным или дипломированным бухгалтером, аудиторы во Франции называются бухгалтерами-экспертами или комиссарами по счетам, в Германии аудиторы это контролеры хозяйства или контролеры книг, в Великобритании и многих других европейских странах аудитор это ревизор или присяжный бухгалтер и т. п. [6]

Независимые аудиторы за рубежом, имеют право работать индивидуально, но, как правило, они объединяются в отдельные организации или фирмы, так как это более эффективно. В современной практике примером таких объединений являются широко известные фирмы присяжных бухгалтеров в Великобритании, фирмы дипломированных общественных бухгалтеров в США и др.

За рубежом, в частности в развитых странах, функционируют десятки тысяч аудиторских фирм (только в США их более 45 тысяч [7]). Иностранные аудиторские фирмы группируются в четыре категории, рисунок 1:

Рис. 1. Категории аудиторских фирм за рубежом

«Большая четверка»: (KPMG, Ernst&Young, PricewaterhouseCoopersи DeloitteLLP) — крупнейшие иностранные аудиторские фирмы. Практически во всех крупных странах и городах мира имеется хотя бы один офис данных фирм. Их деятельность характеризуется получением больших доходов, значительной долей мирового рынка аудиторских услуг. По данным 2012 года, фирмы большой четверки проводят аудит почти во всех (более 85 %) крупнейших компаниях.

Другие национальные фирмы — существуют и другие фирмы, кроме «большой четверки», которые фирмы считаются национальными. Они выполняют те же услуги, что и фирмы «большой четверки», а так же являются их прямыми конкурентами.

Крупные местные и региональные фирмы — эти фирмы конкурируют с национальными фирмами. Они проводят аудит в масштабах региона. Их главной особенностью является то, что профессиональный штат в них должен быть более 50 человек. Некоторые из данных фирм вступили в ассоциации аудиторских фирм, чтобы поделиться ресурсами в таких областях, как техническая информация и непрерывное обучение.

Малые местные фирмы — фирмы, которые проводят аудит и оказывают другие связанные с этим услуги в основном для мелких предприятий в рамках отдельного региона. Численность профессионального штата данных фирм, как правило, не превышает 25 человек. Таких фирм насчитывают порядка 95 %.

Для всех аудиторов на Западе обязательно соблюдение стандартов GAAР (принципы бухгалтерского учета), а также GAAS (стандартов аудита).

Сравнивая нормативно-правовые акты различных зарубежных стран об организации аудита, можно обнаружить определенное сходство в принятии решений по многим вопросам относительно данной сферы предпринимательской деятельности. К примеру, в нормативно-правовых актах почти всех государств имеется положение о необходимости проведения аудита годовой финансовой отчетности предприятия. Для каждой страны установлены квалификационные требования для разрешения осуществления аудиторской практики. В Англии, например, если лицо не является членом какого-либо бухгалтерского органа, признанного полномочным Государственным секретарем, оно не имеет права быть аудитором. Еще одним сходством в аудиторской деятельности зарубежных стран является право аудиторов присутствовать и выступать на всех собраниях проверяемого предприятия. Что касается ответственности аудиторов за рубежом: за небрежность в работе, упущения, заведомо ложную оценку деятельности, наряду с моральной и дисциплинарной ответственностью, иностранные аудиторы несут материальную и даже уголовную ответственность.

Читайте так же:  Могут ли приставы арестовать ооо учредителя

Еще одной особенностью зарубежного аудита является то, что в зарубежном законодательстве дается более детальная классификация видов аудита. Например, в законодательных актах США, выделяют такие разновидности аудита, как внутренний, государственный аудит, управленческий и аудит регулирующих органов. Внутренний аудит представляет собой осуществляемую в интересах организации независимую деятельность внутренних аудиторов по проверке и оценке работы организации.

Так же, в зарубежной практике принято выделять три вида аудита, рисунок 2.:

Рис. 2. Виды аудита в зарубежной практике

Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) — это оценка достоверности информации, которая содержится в финансовой отчетности. Как правило, данный аудит проводят аудиторские организации, которые по результатам проверки выдают заключение, относительно финансовой отчетности организации. По своей форме и содержанию данный вид аудита наиболее близок к российскому аудиту.

Операционный аудит — это оценка эффективности отдельных видов деятельности организации. Его особенностью является то, что в рамках данного аудита проверка не ограничивается бухгалтерским учетом, она включает изучение организационной структуры фирмы, методов ее производственной деятельности, кредитной, инвестиционной, маркетинговой политик. На данным момент, операционный аудит имеет широкое распространение в государственном секторе.

Понятие «управленческий аудит» имеет множество трактовок, английский ученый Ч. Т. Хонгрен, определяет управленческий аудит как «обзор, предназначенный для выяснения того, исполняются ли политики и процедуры, определенные высшим руководством».

Выдающиеся американские аудиторы Дж. С. Робертсон и Т. Дж. Лоуверс трактуют его как «изучение деловых операций с целью разработки рекомендаций относительно более экономного и эффективного использования ресурсов, результативности в достижении целей бизнеса и соответствия политике компании». [2]

Кроме того, управленческий аудит является одним из самых действенных инструментов обеспечения выполнения заданий, определенных высшим руководством компании.

Рассматривая современные особенности аудита отдельных стран, можно отметить, что в США аудиторы сертифицируются по трем специализациям:

— присяжный внутренний аудитор

— присяжный аудитор информационных систем

Чтобы получить лицензию на ведение практики аудита, необходимо сдать достаточно сложный экзамен.

Большой акцент в США делается на контроль качества независимого аудита, он проводится на нескольких уровнях: государственно-общественном, корпоративном и общественном.

Одной из стран-основателей аудита считается Великобритания. Основываясь на вековом опыте, современный аудит в Великобритании имеет следующие особенности.

Главная цель аудита- дать заключение относительно того, составлены ли директорами компаний финансовые отчеты точно и беспристрастно. Аудиторы, обычно проводят выборочный письменный опрос дебиторов, чтобы проверить, что они действительно существуют. Для банков в Великобритании аудит обязателен. Квалификация аудиторов должна подтверждаться членством в одном из четырех институтов Консультативного комитета бухгалтерских органов. Необходимо так же, сдать экзамен на аудитора.

В Канаде главным органом, государственного финансового контроля является Управление Генерального Аудитора. Во главе управления стоит Генеральный аудитор, который избирается на 10 лет и является должностным лицом парламента. В свою очередь, персонал (порядка 600 человек) Управления Генерального аудитора оказывает содействие Генеральному аудитору при осуществлении возложенных на него законом полномочий. Управление проводит 3 вида аудита: финансовый, специфический и управленческий (ежегодно около 30 проверок в субъектах государственного управления). Любая проводимая Управлением проверка длится до 18 месяцев.

Италия относится к числу стран, где сильно развито государственное регулирование аудита. Законодательство обязывает компании издавать детализированные, подтвержденные аудиторами финансовые отчеты.

Главной особенностью аудиторская деятельность в Германии является то, что все аудиторы и аудиторские фирмы должны быть в обязательном порядке членами Аудиторской палаты. Аудиторский контроль в Германии осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, аудиторский контроль предприятия в конце финансового года. Во-вторых, специальный аудиторский контроль (в период образования, по поручения общего собрания директоров и т. п.).

В Японии наблюдается не очень хорошее состояние аудита. Это характеризуется неадекватностью системы независимого аудита и внутреннего контроля в японских корпорациях уровню экономического развития. Министерство финансов Японии оказывает слишком большое влияние на аудит, что вредит независимости аудиторов. И даже попытки внедрить в Японию западные модели бухгалтерского учета и аудита удались далеко не полностью. Внутренний аудит в японских корпорациях не прижился вообще.

Правительство Китая, наоборот поддерживает рост числа дипломированных общественных бухгалтеров и аудиторов. В стране существует более 50 тысяч аудиторских организаций и 70 тысяч внутренних аудиторов.

Во Франции вопросы, связанные с аудитом, регулирует министерство юстиции. Аудитора во Франции называют комиссаром по счетам, он назначается собственниками предприятия (акционерами) сроком на шесть лет для проведения аудита.

Подводя итог, можно сказать, что в зарубежных странах аудит достаточно развит.

Количество аудиторских служб за рубежом достаточно велико в каждой стране. Их деятельность настолько распространена, что привела к созданию международных аудиторских фирм. Невозможно не заметить, что развитие аудита в западных странах принимает характер постепенных улучшений.

Стоит отметить, что квалифицированные аудиторы востребованы всегда и везде, и спрос на данную профессию с каждым годом увеличивается. И основная задача аудиторских служб на современном этапе состоит в контроле за соблюдением законодательства, регулирующего финансово-хозяйственную деятельность предприятий, ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности, и в обеспечении государственных органов и частных предпринимателей, и всех собственников объективной информацией о финансовом положении той или иной фирмы, банка, кооператива и т. д.

1. Адамс Р. Основы аудита: пер.с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009. — 398 с.;

2. Лещенко И. Б. Современные виды аудита в международной практике. Экономика, управление, финансы: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 79–81.;

3. Международный аудит: Учебное пособие / Т. В. Ножкина. — Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ. 2011–127 с.;

4. Европейский аудит // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://world.eizvestia.com/full/evropa-atakuet-auditorov

5. Основы аудита // [Электронный ресурс]. 28.03.2012- Режим доступа: http://knigi-uchebniki.ru/osnovy-audita;

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Мазуренко А. А. Зарубежный бухгалтерский учет и аудит: Учебн. пособие / А. А. Мазуренко. — М.: КНОРУС, 2010. — 240с.;

Источники

Государственный аудит финансовой отчетности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here