Институт реорганизации юридических лиц это

Главное в статье: "Институт реорганизации юридических лиц это" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Правовая природа института реорганизации юридического лица

Дата размещения статьи: 12.08.2012

В.В. ЕРЕМИН

На протяжении нескольких десятилетий ученые пытаются выработать определение понятия «реорганизация». В действующем законодательстве данное понятие не раскрывается. Более того, подготовленный проект нового Гражданского кодекса Российской Федерации также не внес каких-либо изменений .
———————————
Проект подготовлен на основании и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // URL: http:// www.consultant.ru/ law/ hotdocs/ 11059.html (дата обращения 01.02.2011).

В юридической литературе существует множество мнений относительно того, как следует легально трактовать реорганизацию.
Приведу наиболее часто встречающиеся определения реорганизации.
Реорганизация юридических лиц — это процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях, прекращение или изменение организации, связанное с изменением ее организационно-правовой формы, имущественного состава и состава участников, характеризующийся изменением комплекса их прав и обязанностей и влекущий универсальное правопреемство .
———————————
Аксенова Е.В. Реорганизация юридических лиц по законодательству Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф. дис. . к.ю.н. М., 2006. С. 8.

Реорганизация юридического лица — это прекращение его деятельности, характеризующееся общим (универсальным) правопреемством, поскольку единоличное правопреемство при реорганизации невозможно .
———————————
Тебряев А.А. Некоторые вопросы правопреемства при реорганизации юридических лиц // СПС «КонсультантПлюс».

Понятие «реорганизация» означает прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам .
———————————
Тихомиров М.Ю. Общество с ограниченной ответственностью: реорганизация // СПС «КонсультантПлюс».

Реорганизация мною традиционно рассматривается с точки зрения последствий прекращения юридических лиц: относительное прекращение при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам .
———————————
Долинская В.В. Реорганизация юридических лиц // СПС «КонсультантПлюс».

Под реорганизацией принято понимать установленную законом процедуру перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства .
———————————
Ломакин Д.В. Некоторые вопросы размещения акций при реорганизации обществ // Законодательство. 2000. N 4.

Реорганизация означает прекращение юридического лица с переводом прав и обязанностей. При этом предполагается, что деятельность данной организации продолжают другие юридические лица .
———————————
Брагинский М.И. Юридические лица // Хозяйство и право. 1998. N 3.

Реорганизация юридического лица всегда является его прекращением и учреждением нового, вне зависимости от того, как это отражено документально, и влечет переход прав, принадлежащих юридическому лицу, его правопреемникам .
———————————
Долинская В.В. Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ: Дис. . к.ю.н. М., 1993. С. 34.

Реорганизация юридического лица является его прекращением и учреждением нового, к которому переходят права и обязанности ранее существовавшего лица .
———————————
Суханов Е.А. Реорганизация акционерных обществ и других юридических лиц // Хозяйство и право. 1996. N 1.

Реорганизация представляет собой только прекращение существования организации в ее прежнем виде без прекращения ее дел и имущества на основании правопреемства .
———————————
Мартемьянова В.С. Хозяйственное право. Курс лекций. Т. 1. М., 1994.

Ранее существовавшее предприятие как производственно-хозяйственный комплекс может при реорганизации не подвергнуться никакому изменению, но с правовой точки зрения это предприятие либо прекращает свое существование как субъект права, либо сохраняется, но в измененном виде — с иными составом имущества, уставным фондом и т.п. .
———————————
Лаптев В.В. Правовое положение государственных промышленных предприятий в СССР: Дис. . д.ю.н. 1963.

Е.В. Рудяк понимает реорганизацию как направленный на обеспечение универсального правопреемства в результате создания либо прекращения акционерного общества процесс, имеющий целью правовые и социально-экономические преобразования общества, выраженные в активных волевых действиях органов акционерного общества в виде решений, сделок, действий иных лиц и разработки документов, опосредующих реорганизацию .
———————————
Рудяк Е.В. Правовое регулирование деятельности органов акционерных обществ в процессе реорганизации: Дис. . к.ю.н. Краснодар, 2009.

Е.В. Бакулина видит основной задачей реорганизации не установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а изменение субъектного состава существующих гражданских правоотношений .
———————————
Бакулина Е.В. Совершенствование правового регулирования реорганизации хозяйственных обществ: Автореф. дис. . к.ю.н. М., 2004. С. 4 — 5.

До сих пор институт реорганизации толкуется экономистами и юристами с разных точек зрения. Так, Е.М. Сегаль пишет в своей диссертации: «. одним из современных способов реструктуризации, который характеризуется существенными преобразованиями организационной структуры, является реорганизация предприятия. » , «. на уровне корпорации процессы слияния и поглощения предприятий и компаний приводят к реорганизации или структурной трансформации организационно-производственной, технологической, управленческой и прочей структуры. Это, как правило, сопровождается изменением специализации и объемов производства продукции (услуг) ряда хозяйственных единиц и их функциональных подразделений» .
———————————
Сегаль Е.М. Учет и анализ процессов реорганизации федеральных государственных предприятий: Дис. . к.э.н. Саратов, 2005. С. 5.
Там же. С. 33.

Остается дискуссионным вопрос о том, является ли реорганизация сделкой. Отдельные исследователи выступают за подобную трактовку сути реорганизации . Другие считают, что реорганизация представляет собой не сделку, а юридический состав — совокупность юридических фактов, некоторые из которых действительно являются сделками . Судебная практика, несмотря на свою неоднородность, в последнее время склоняется именно ко второй точке зрения .
———————————
Наумов О.А. О защите прав кредиторов при реорганизации должников // Арбитражная практика. 2001. N 3. С. 4 — 7; Архипов Б.П. Юридическая природа фактического состава, опосредующего реорганизацию акционерного общества // Законодательство. 2002. N 3. С. 46 — 55.
Габов А., Федорчук Д. Реорганизация акционерных обществ // Журнал для акционеров. 2003. N 3. С. 33 — 34; Карлин А.А. Реорганизация акционерного общества. С. 17 — 19.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 января 2005 г. N Ф04-9453/2004; Постановление ФАС Уральского округа от 14 июля 2005 г. N Ф09-2162/05-С3; Постановление ФАС Московского округа от 9 августа 2002 г. N КГ-А41/5085-02.

Думается, что нельзя согласиться с авторами, рассматривающими реорганизацию как сделку. Для этого отсутствуют законодательные и правовые условия. Реорганизация как сложный юридический состав может включать в себя такой юридический факт, как сделка — договор присоединения (слияния), однако это не служит достаточным основанием для того, чтобы отождествлять реорганизацию, которая прежде всего является процедурой, с такой правовой конструкцией, как сделка. Поэтому нельзя также согласиться и с возможностью признания недействительной реорганизации как таковой и применения к реорганизации последствий недействительности сделок. В отличие от сделки реорганизация представляет собой не одно, а ряд юридически значимых действий. Совершение некоторых из них соединено с собственными самостоятельными гражданско-правовыми последствиями (например, заключение договора о присоединении или слиянии), в то время как другие действия (например, составление передаточного акта или разделительного баланса) сами по себе гражданско-правовых последствий не влекут .
———————————
Корпоративное право: Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт, 2009. С. 483.

Читайте так же:  Ликвидация ооо с несколькими учредителями

Однако следует признать возможность оспаривания реорганизации юридического лица при установлении судом фактов злонамеренного ее проведения с существенными нарушениями действующего законодательства и, как следствие, постановки перед судом вопроса об «обратной» реорганизации, что, по сути, отчасти будет означать приведение сторон в первоначальное состояние (аналогично ст. 167 ГК РФ). При этом записи в едином государственном реестре юридических лиц относительно реорганизованного общества следует изменять также на основании судебного акта.
Рассмотрев различные точки зрения на понятие и сущность реорганизации юридического лица, необходимо отметить еще один подход, который встречается в российской научной литературе.
Некоторые авторы, учитывая, что в ходе процедуры реорганизации, как правило, происходит прекращение юридического лица, прибегают к помощи легального определения ликвидации, сводя реорганизацию к прекращению деятельности юридического лица .
———————————
Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах» (постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 97.

Однако с таким подходом нельзя согласиться хотя бы потому, что подобное определение не может быть использовано для всех случаев реорганизации (например, в ходе выделения по действующему законодательству прекращения юридического лица не происходит).
Опираясь на исследования С.В. Мартышкина , представляется возможным дать следующее определение понятия реорганизации.
———————————
Мартышкин С.В. Понятие и признаки реорганизации юридического лица: Дис. . к.ю.н. Самара, 2000. С. 40 — 41.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Институт законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации

Институт

  • Об институте:
    1. Основные направления
    2. Структура
    3. История института
    4. Библиографические жемчужины Института
    5. 90-летний юбилей Института
    6. Музей истории Института
  • Правовые основы:
    1. Устав
    2. Лицензия
    3. Геральдика
    4. Локальные акты Института
    5. План финансово-хозяйственной деятельности
  • Правовые заключения для Правительства Российской Федерации. Участие в законотворческой деятельности
  • Координация научно-методического обеспечения противодействия коррупции
  • Секретариат делегации Российской Федерации в Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия)
  • Награды и заслуги
  • События
  • Анонсы
  • СМИ о нас
  • Контакты:
    1. Телефонный справочник
    2. Схема проезда
    3. Реквизиты
    4. Образцы баннеров
    5. Обратная связь

Издания

  • Журнал Российского права:
    1. Подписка
    2. Редакционный совет
    3. Сведения для авторов
    4. Содержание
    5. О Журнале
  • Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения:
    1. Подписка
    2. Редакционный совет
    3. Сведения для авторов
    4. Содержание
    5. О Журнале
  • Книги
  • Правила цитирования

Наука

  • Научная деятельность
  • Основные направления
  • Школа молодых ученых
  • Совет молодых ученых
  • Аналитика
  • Замещение должностей научных работников
  • Диссертационные советы::
    1. Информация о работе
    2. Диссертации
    3. Диссертационный совет Д503.001.01
    4. Диссертационный совет Д503.001.02
    5. Диссертационный совет Д503.001.03
    6. Диссертационный совет Д503.001.04
  • У нас учились и защищались:
    1. Список диссертаций с 1939 года по настоящее время
    2. У нас учились и защищались
  • Гранты

Образование

  • Сведения об образовательной организации:
    1. Основные сведения
    2. Структура и органы управления образовательной организацией
    3. Документы
    4. Образовательные стандарты
    5. Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    6. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    7. Стипендии и иные виды материальной поддержки
    8. Платные образовательные услуги
    9. Финансово-хозяйственная деятельность
    10. Вакантные места для приема (перевода)
  • Перечень образовательных программ
  • Магистратура:
    1. Перечень направлений подготовки
    2. Расписание
    3. Государственная итоговая аттестация
    4. Приемная кампания 2019
    5. Приемная кампания 2020
  • Аспирантура:
    1. Перечень направлений подготовки
    2. Приемная кампания 2019
    3. Приемная кампания 2020
    4. Экзамены кандидатского минимума
    5. Формы документов
    6. Расписание
    7. Государственная итоговая аттестация
  • Докторантура
  • Прикрепление для подготовки кандидатской диссертации без обучения в аспирантуре. Прикрепление для сдачи экзаменов кандидатского минимума
  • Замещение должностей педагогических работников
  • Повышение квалификации:
    1. Направление программ
    2. Расписание курсов
    3. Юридический английский язык – Legal English Course
    4. Подготовительные курсы для поступающих в магистратуру и аспирантуру
  • Летние школы:
    1. Летняя школа 2019
    2. Архив
  • Электронная-информационная образовательная среда:
    1. Информационные ресурсы
  • Замещение должностей педагогических работников

Конференции

Правовые заключения

  • Основные формы сотрудничества::
    1. Информация для заказчиков
    2. Фандрейзинговая деятельность
    3. Консультационные услуги
    4. Заказать исследование
  • Аннотация услуг:
    1. От научных исследований до практической реализации
    2. Правовая экспертиза
    3. Предложения по совершенствованию законодательства
  • Наши партнеры:
    1. Партнерство с адвокатскими образованиями
    2. Партнерство с коммерческими и некоммерческими организациями

Институт законодательства
и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации

Дата: 23 Ноября 2015 года

Автор: Галазова Залина Викторовна

«Институт реорганизации юридического лица»

Защита Галазовой Залиной Викторовной диссертации на тему «Институт реорганизации юридического лица» на соискание ученой степени кандидата юридических наук (специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право).

Работа выполнена в федеральном государственном научно-исследовательском учреждении «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации».

Научный руководитель:

Гутников О.В., кандидат юридических наук, заместитель заведующего отделом гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Адрес: 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 34

Тел.: 8 (499) 724-12-79

Официальные оппоненты:

Ломакин Д.В., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права юридического факультета федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Адрес: 119991, ГСП-1, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13 (14-й учебный корпус)

Тел.: 8 (495) 939-29-03

Забитов К.С., кандидат юридических наук, главный специалист Департамента собственности открытого акционерного общества «НК «Роснефть»

Адрес: 111997, г. Москва, Софийская наб., д. 26/1

Тел.: 8 (499) 517-88-88

Ведущая организация: федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт государства и права Российской академии наук (ИГП РАН)

Адрес: 119091, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10, стр. 1

Тел.: 8 (495) 691-88-16

Решение диссертационного совета о принятии диссертации к защите от 21.09.2015 г., протокол № 12

В соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации объявление размещено на сайте Института 22 сентября 2015 года.

Реорганизация юридических лиц: общие положения

Реорганизация юридических лиц — это способ прекращения юридического лица без прекращения его прав и обязанностей. Юридическое лицо перестает существовать, но одновременно с этим его права и обязанности в полном объеме переходят к иному юридическому лицу, уже существующему на момент реорганизации или созданному в результате такой реорганизации.

В этом состоит основное отличие реорганизации от ликвидации юридического лица:

при ликвидации права и обязанности организации прекращаются и в порядке универсального правопреемства не переходят, а оставшееся после ликвидации имущество распределяется между учредителями. При реорганизации права и обязанности, а также имущество реорганизуемого юридического лица переходят к правопреемникам.

В каких формах может быть проведена реорганизация?

Кто принимает решение о реорганизации?

Кроме того, в установленных законом случаях, реорганизация в форме разделения или выделения осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Такие случаи предусмотрены, например, законодательством о защите конкуренции — в частности, антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации или реорганизации коммерческой организации, занимающей доминирующее положение на рынке, в связи с систематическим осуществлением ею монополистической деятельности.

Также, согласно ГК РФ, законом могут быть установлены случаи, когда реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования требует согласия уполномоченных государственных органов. В настоящее время такой случай установлен опять же законом о защите конкуренции – например, слияние организаций, общая стоимость активов которых превышает определенный размер, требует предварительного согласия антимонопольного органа.

Читайте так же:  Учредители общественной организации права и обязанности

В каком порядке проводится реорганизация по решению суда?

Согласно пункту 2 статьи 57 ГК РФ, принудительная реорганизация юридического лица включает следующие этапы:

  1. Уполномоченный государственный орган, по решению которого может проводиться принудительная реорганизация, выносит решение о такой реорганизации и устанавливает срок для её проведения.
  2. Если в вышеуказанный срок учредители не проведут реорганизацию – государственный орган обращается в суд с соответствующим иском.
  3. Суд по иску о реорганизации назначает арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию.
  4. Арбитражный управляющий составляет документы о реорганизации (в том числе передаточный акт) и передает их на рассмотрение суда. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц в форме преобразования

Дата публикации: 26.11.2018 2018-11-26

Статья просмотрена: 1074 раза

Библиографическое описание:

Мандрик Д. А. Правопреемство при реорганизации юридических лиц в форме преобразования // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 94-95. — URL https://moluch.ru/archive/233/54094/ (дата обращения: 13.02.2020).

В соответствии с ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Российским законодательством не закреплено понятие реорганизации; юридическая наука понимает под реорганизацией «вид универсального правопреемства, выражающийся в совокупности юридических фактов, направленных на переход от одного или нескольких юридических лиц (правопредшественников) в порядке преемства прав и обязанностей к другому или другим юридическим лицам (правопреемникам), и влекущих прекращение правопредшественников и (или) создание правопреемников» [1, с. 14].

Одним из главных признаков реорганизации является наличие правопреемства — переход от одного лица к другому прав и обязанностей (отдельных прав), который осуществляется в силу закона, договора или других юридических оснований.

По вопросу о том, происходит ли правопреемство в процессе преобразования, в юридической науке существует две позиции.

С точки зрения первой позиции, правопреемство в форме преобразования отсутствует, так как в п. 5 ст. 58 ГК РФ определяет, что «права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются» [2, с. 4].

Такой же позиции придерживается Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации, отметив, что «особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица, когда нет изменений в правах и обязанностях его учредителей (участников)» [3, с. 5].

Противоположная позиция состоит в том, что при преобразовании общества происходит правопреемство. Так, Д. В. Ломакин отмечает, что «в случае реорганизации в формах преобразования, слияния и присоединения у кредиторов подобного вопроса [о том, какими конкретно активами и пассивами будут наделены вновь создаваемые субъекты права] не возникает, поскольку по итогам реорганизационных процедур они будут иметь в качестве единственного должника субъекта, к которому в порядке универсального правопреемства перейдут все активы и пассивы участвовавших в реорганизации юридических лиц» [4, с. 5].

Представляется верной вторая позиция, поскольку при реорганизации в форме преобразования происходит создание нового общества и прекращение реорганизуемого; для того, чтобы созданное общество могло существовать, к нему должны перейти права и обязанности ликвидированного общества, что и происходит в порядке универсального правопреемства.

Одновременно с этим, из ст. 58 ГК РФ следует, что для целей определения правопреемника по правам и обязанностям общества, переставшего существовать в результате реорганизации в форме преобразования не требуется обязательное составление передаточного акта, поскольку после завершения реорганизации остается одно общество — универсальный правопреемник всех прав и обязанностей реорганизованных юридических лиц, существовавших до реорганизации.

Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики указал, что в отличие от других форм реорганизации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, как указано в п. 5 ст. 58 ГК РФ, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. Из приведенных положений закона следует, что особенностью реорганизации в форме преобразования является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица в отношении третьих лиц, не являющихся его учредителями (участниками). Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет свои права и обязанности в неизменном виде, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного ст. 59 ГК РФ [5, с. 25].

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ в деле N А33–19123/2013 отметила, что «в рассматриваемом случае реорганизация была осуществлена в форме преобразования, которая предполагает неизменность прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в отношении других лиц. Поэтому Законом N 99-ФЗ из пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации исключена обязанность по составлению передаточного акта при преобразовании. Несмотря на смену организационно-правовой формы имущественная сфера общества как хозяйственной единицы и субъекта предпринимательской деятельности, по сути, не претерпела никаких изменений» [6, с. 4].

Таким образом, можно сделать вывод, что при преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, в результате которой к вновь созданному юридическому лицу одной формы передаются все права и обязанности реорганизуемого юридического лица другой формы в порядке универсального правопреемства, с ликвидацией последнего.

35694 (Реорганизация юридических лиц)

Текст из документа «35694»

Кафедра гражданское право и процесс

Курсовая работа по учебной дисциплине «Гражданское право»

на тему: «РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

1. Понятие реорганизации юридического лица

1.1 Правопреемство юридических лиц

1.2 Процедура реорганизации юридического лица

1.3 Гарантии кредиторов при реорганизации юридического лица

2. Формы реорганизации юридического лица

Реорганизация юридических лиц – это особый правовой институт, заключающийся в прекращение деятельности юридического лица в его прежнем виде и его реорганизации путем слияния, разделения, присоединения, преобразования в иную организационно-правовую форму, в иное юридическое лицо без прекращения его дел и имущества на основе правопреемства.

Выбор темы данной работы обусловлен актуальностью и востребованостью данного правового института. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано большое количество юридических лиц, которые, конечно, нацелены на привлечение прибыли и повышение своей конкурентоспособности, поэтому такое явление как реорганизация среди них не редкость, т.к., к примеру, слияние капиталов при реорганизации в форме «слияния» позволяет улучшить экономическое положение двух юридических лиц, предприятий, а это значит, избежать банкротство (в случае, если была такая проблема), расплатиться с долгами кредитору, наладить своё производство. Но это лишь единичный пример, который можно привести из многолетней практики реорганизации юридических лиц.

Читайте так же:  При выходе из учредителей ооо согласие супруга

В связи с вышеуказанным, целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия, а вследствие этого и содержания правового институт реорганизации юридического лица, и форм её осуществления.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Определение понятие реорганизация юридического лица, характеристика основных элементов его структурообразующих;

Проведение подробного анализа процедуры, мер защищенности кредитора при реорганизации и обобщение исследований ученых-цивилистов, сделанных в области определения понятия реорганизации юридического лица.

Рассмотрение каждой формы реорганизации юридического лица с выявлением их отличительных признаков и способов осуществления.

Работая над данной курсовой работой, я обращалась к многочисленным источникам, в которых затрагивалась тема реорганизации юридического лица:

В первую очередь, это нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации 1 , Гражданский Кодекс Российской Федерации 2 , Налоговой Кодекс Российской Федерации 3 , Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 4 , Федеральный Закон «Об акционерных обществах» 5 и другие;

Видео (кликните для воспроизведения).

Второй вид источников, используемых в курсовой работе – это различные учебные пособия и учебники для студентов ВУЗов, так как здесь дается относительно вся информация, касающаяся реорганизации юридического лица, однако, в сжатом виде, с целью её дальнейшего раскрытия с помощью нормативно-правовых актов, статей, сборников, словарей, монографий и др.

И, наконец, третий вид источников, наиболее используемый в курсовой работе – это статьи из юридических газет и журналов, труды ученых и аспирантов юридических факультетов, а также ведущих юристов различных фирм, предприятий: Мартемьянов В.С., Долинская В.В., Вагайцева Т.В., Суханов Е.А. Залесский В.В., Герасимова Е.А., Крылова. Ю.А. Саввионова Ю.А, Суханов Е.А. и др.

Такое количество работ, посвященных теме реорганизации юридических лиц подтверждает актуальность и интересе к данной теме, о которых говорилось в начале данного введения.

Положения, выносимые на защиту данной курсовой работы:

Формулирование понятия юридического лица, установление элементов его структурообразующих, процесса осуществления реорганизации и выявление гарантий кредитора при реорганизации;

Раскрытие содержания установленных форм реорганизации юридического лица, подробный анализ каждого из них:

1. ПОНЯТИЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

В настоящее время Российское законодательство не закрепляет точного определения понятия «реорганизация юридического лица», а дает лишь характеризующие его признаки: устанавливает круг лиц, имеющих право принимать решение о реорганизации, определяет момент завершения реорганизации, а также порядок оформления правопреемства и гарантии прав кредиторов юридического лица при ее проведении.

На протяжении долгого времени ученые-цивилисты пытаются восполнить подобный пробел в законодательстве, предлагая свои научные определения понятию реорганизация.

Так, М. Хаймович предлагает понимать под реорганизацией «прекращение коммерческой организации, связанное с изменением ее имущественного комплекса или организационно-правовой формы, направленное на достижение цели, для которой организация создавалась» 6 .

С.В. Мартышкин видит в реорганизации «особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающееся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства другому юридическому лицу (правопреемнику)» 7 .

С точки зрения В.С. Мартемьянова, «реорганизация представляет собой только прекращение существования организации в ее прежнем виде (путем слияния, разделения, присоединения, преобразования в иную организационно — правовую форму) без прекращения ее дел и имущества на основании правопреемства» 8 .

Е.А. Суханов называет реорганизацией юридических лиц их прекращение, влекущее, однако, «переход прав и обязанностей ранее существовавших юридических лиц к другим юридическим лицам, т.е. правопреемство» 9 .

Однако с учетом вышеуказанных определений ученых я считаю необходимым попытаться самостоятельно дать определение понятию «реорганизация юридических лиц» через анализ характеризующих данное понятие признаков и принципов его образующих:

правопреемство юридических лиц;

круг лиц, имеющих право принимать решение о реорганизации;

процедура реорганизации юридического лица;

гарантии кредиторов при реорганизации юридического лица;

момент завершения реорганизации юридического лица

ПРАВОПРЕЕМСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается большое количество юридических лиц, и время большинства из них не ограничено какими-либо временными рамками. Тем не менее, в определенных случаях деятельность их может быть прекращена, и в дальнейшем реорганизована по различным основаниям.

«Основания прекращения — это поводы, определенные фактические обстоятельства, с которыми закон связывает прекращение деятельности юридического лица, к примеру, достижение цели, истечение срока и др.

Формы прекращения — это предусмотренные законодательством приемы прекращения деятельности юридических лиц, связанные с ликвидацией и реорганизацией» 10 .

В соответствии со ст. 58 Гражданского Кодекса РФ существует пять форм реорганизации юридического лица:

1) выделение и разделение. Реорганизация и в том и в другом случае направлена на появление новых субъектов права; происходит по инициативе учредителей юридического лица, его органа, либо независимо от воли юридического лица по решению уполномоченного государственного органа;

2) слияние, присоединение, преобразование. При данных формах реорганизация происходит по решению самого юридического лица в случаях, установленных законом, — с предварительного согласия, уполномоченного государственного органа.

Таким образом, реорганизацию можно назвать «относительным прекращением деятельности юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам» 11 , что и отличает реорганизацию юридического лица от ликвидации, при которой происходит абсолютное прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Вывод, при реорганизации юридического лица происходит правопреемство, т.е. «переход прав и обязанностей от одного лица — правопредшественника к другому лицу — правопреемнику, заменяющему его в правоотношении» 12 .

В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

1) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);

2) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);

3) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении), т.е. «определенная часть прав и обязанностей сохраняется за реорганизованным юридическим лицом, другая же часть передается выделяемой организации» 13 .

В ГК РФ и специальных законах особое внимание уделяется передаточному акту и разделительному балансу как документам о правопреемстве.

«Передаточный акт – документ, который отражает передачу активов и обязательств в порядке правопреемства» 14 .

Разделительный баланс- документ, закрепляющий правопреемство по всем обязательствам (основные его положения), в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства оспариваемые сторонами.

Моментом перехода прав и обязанностей в отношении имущества к вновь возникшему в результате реорганизации юридическому лицу считается дата подписания и утверждения передаточного акта и разделительного баланса учредителем или органом, принявшим решение о реорганизации.

В передаточном акте или в разделительном балансе должны быть отражены: перечень передаваемого имущества, порядок и пропорции изменения, раздела имущества, в связи, с чем составлению передаточного акта или разделительного баланса должна предшествовать инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемого юридического лица.

Читайте так же:  Создание ооо решением учредителя юридического лица

Таким образом, акт реализации – акт правопреемственности, при котором все права и обязанности, задолженности, налоги (в соответствии со ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации) реорганизуемого юридического лица переходят к вновь образуемому лицу, которое принимает на себя все обязательства по исполнению прав и обязанностей предшественника и выплаты всех задолжностей. Надо учитывать, что это общее определение понятия «правопреемственности юридических лиц», а при различных формах реорганизации и правопреемственность, как было показано выше, может видоизменяться в отношении разделения прав и обязанностей, переходящих от предшественника к правопреемнику. Однако, эту будет более подробно разобрано во главе 2 данной курсовой работы.

ПРОЦЕДУРА РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Реорганизация любого юридического лица осуществляется в строго установленном законом порядке, поэтому правопреемство наступает только при наличии предусмотренного законом состава юридических фактов, соблюдения процедуры реорганизации.

Изначально, надо выделить два вида реорганизации: вынужденная и принудительная:

При добровольной реорганизации, согласно с п. 1 57 ГК РФ учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами, самостоятельно, на основе добровольного волеизъявления принимают решение о реорганизации юридического лица в форме, как правило слияния и присоединения, когда разделение, выделение, и преобразование могут иметь иной характер;

При вынужденной реорганизации решение также принимается либо учредителями (участниками), либо органом юридического лица, но к этому их обязывают нормы действующего законодательства.

К примеру, в соответствии с п.3 ст.7 Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» 15 , в случае, если число участников общества с ограниченной ответственностью станет более 50, то общество обязано в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.

Однако вернемся к процедуре реорганизации юридического лица.

1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» 16 . Данный закон внес серьезные коррективы в общий порядок реорганизации юридических лиц.

Так, Новым Законом на реорганизуемое юридическое лицо возложена обязанность в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации письменно уведомить, об этом, а также о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации, в регистрирующий орган по месту своего нахождения, в случае же участия в реорганизации двух или более юридических лиц уведомление о начале процедуры реорганизации представляется по месту нахождения лица, последним принявшего решение о реорганизации.

Реорганизация юридических лиц

Описание файла

Видео (кликните для воспроизведения).

Документ из архива «Реорганизация юридических лиц», который расположен в категории «рефераты». Всё это находится в предмете «государство и право» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «государство и право» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «35694»

Понятие и формы реорганизации юридических лиц

Реорганизация — специфический способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц. Процесс реорганизации основан на так называемом универсальном правопреемстве. То есть переходе имущества, имущественных прав и обязательств хозяйствующего субъекта к его преемнику на основании передаточного акта или разделительного баланса. Принцип универсального правопреемства требует перехода всех прав и обязанностей (в том числе и налоговых) к правопреемнику или правопреемникам.

Реорганизация юридического лица может быть проведена путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст.57 ГК РФ 1 ). От формы реорганизации зависит порядок ее проведения и состав оформляемой документации. В процессе реорганизации одни компании прекращают свое существование, другие же либо возникают в виде новых фирм, либо предстают в ином качестве.

Реорганизация юридического лица может быть добровольной или принудительной. Добровольная реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ряде случаев реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Принудительная реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения осуществляется в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или суда.

1. Преобразование наряду со слиянием, присоединением, разделением и выделением является одной из форм реорганизации юридического лица. В соответствии с п.5 ст.58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Анализ указанной нормы ГК РФ позволяет выделить следующие отличительные черты преобразования как формы реорганизации юридического лица. Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершении. Во-вторых, на месте реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо-правопреемник иной организационно-правовой формы. Наконец, в-третьих, правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному оформляется отдельным документом — передаточным актом. Таким образом, преобразование можно считать самой простой формой реорганизации, поскольку в отличие от слияния, присоединения, разделения и выделения в нем участвует только одно юридическое лицо и только одно юридическое лицо возникает в ходе его проведения. Однако отмеченные признаки преобразования принимаются не всеми учеными. Так, в литературе высказывалось мнение о том, что при проведении преобразования сохраняется реорганизуемое юридическое лицо, у которого изменяется организационно-правовая форма, и, соответственно, новое юридическое лицо не возникает 2 .

Круг возможных вариантов преобразования ограничивается законом, который определяет, в какие организационно-правовые формы могут преобразовываться те или иные виды юридических лиц. Применительно к коммерческим организациям подобное правило установлено п.1 ст.68 ГК РФ, предусматривающим, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Ограничения для преобразования акционерных обществ в иные коммерческие организации установлены п.2 ст.104 ГК РФ, предусматривающим для юридических лиц данной организационно-правовой формы лишь возможность преобразования в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Вместе с тем положения п.2 ст.104 ГК РФ расширяют формулировку ст.68 ГК РФ за счет включения в перечень юридических лиц, в которые может быть преобразовано акционерное общество, некоммерческих организаций, при этом порядок проведения такого преобразования должен быть установлен законом.

Порядок проведения преобразования акционерного общества регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах). Он конкретизирует положения ГК РФ о преобразовании акционерного общества, в частности, устанавливает, что общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство (абз.2 п.1 ст.20 Закона).

Закон об акционерных обществах предусматривает и иные особенности процедуры преобразования. Отличительной чертой названного Закона является то, что термин «преобразование» в нем применяется не только для обозначения одной из разновидностей реорганизации: под преобразованием понимается также изменение типа акционерного общества — с открытого на закрытое и наоборот. При превышении в закрытом обществе установленного Законом предельного числа участников оно обязано провести такое преобразование в течение года, в противном случае общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

2. Выделение.Одной из форм реорганизации, предусмотренной российским законодательством, является выделение. Решение о выделении могут принять либо учредители (участники), либо орган, уполномоченный на то учредительными документами. На это указывает пункт 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ.

При выделении из состава организации одного или нескольких юридических лиц к каждому их них переходят права и обязанности реорганизованного предприятия в соответствии с разделительным балансом (п.4 ст.58 Гражданского кодекса РФ). При этом реорганизуемое предприятие продолжает свою деятельность.

В отношении акционерных обществ реорганизацией в форме выделения признается создание одного или нескольких обществ с передачей части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего 3 , аналогичное определение применимо к обществам с ограниченной ответственностью 4 .

В определении термина «выделение» содержатся ключевые положения, которые характеризуют данную форму реорганизации, а именно:

а) создается одно или несколько новых обществ;

б) новым обществам передается часть прав и обязанностей реорганизуемого общества;

в) само реорганизуемое общество продолжает существовать.

Первая из указанных характеристик является отличительной чертой реорганизации в целом и может быть применена ко всем формам реорганизации, за исключением присоединения. Остальные характеристики присущи исключительно реорганизации в форме выделения.

Выделение характеризуется сингулярным (частным) правопреемством, при котором, в отличие от универсального (общего) правопреемства, правопреемник занимает место правопредшественника не во всех, а только в некоторых правоотношениях. Необходимо иметь в виду, что правопреемство не допускается в случаях, когда права и обязанности носят личный характер (право на имя, авторство, обязанность по возмещению вреда) либо имеется прямой запрет закона 5 .

Выделение отличается от прочих форм реорганизации также тем, что реорганизуемое общество не ликвидируется, в то время как при остальных формах реорганизации прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица.

Решение о принудительной реорганизации в форме выделения из коммерческой организации принимается при наличии определенных условий:

а) возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

б) отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи;

в) возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение федерального антимонопольного органа о принудительном выделении подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц (ст.57. п.2 ГК РФ).

3. Разделение. Такая форма реорганизации предполагает прекращение существования юридического лица и создание двух или более новых. К последним переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Другими словами, при разделении реорганизуемое юридическое лицо прекращает свое существование и передает все свои активы и пассивы новым юридическим лицам, возникшим по решению учредителей (участников) и на основе материальной базы старого предприятия. Разделительный баланс реорганизуемого предприятия является важным документом, на основании которого определяется перечень имущества и обязательств, переходящих к вновь образованным предприятиям. По мнению Т.П. Шишмаревой, в соответствии с частями передаваемого имущества осуществляется переход прав и обязанностей. 6

Важным вопросом реорганизации юридических лиц в форме разделения является вопрос о возможности создания в результате разделения юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Так, например, в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» разделение акционерного общества предполагает возникновение на базе одного — реорганизуемого нескольких акционерных обществ. Другими словами, при разделении юридического лица вновь образованные субъекты наделяются той же организационно-правовой формой, что и реорганизуемое лицо. Данное положение прямо не закреплено в действующем законодательстве, однако косвенное подтверждение сказанному можно найти в существующей нормативной базе.

Таким образом, буквальное толкование акционерного законодательства приводит к выводу о невозможности разделения акционерного общества, приводящего к возникновению юридических лиц иной организационно-правовой формы.

4. Присоединение. В этом случае одно или несколько юридических лиц прекращают деятельность, а их права и обязанности переходят другому юридическому лицу. Согласно Гражданскому кодексу при реорганизации в форме присоединения присоединяющая организация считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемой организации, права и обязанности которой переходят в соответствии с передаточным актом к присоединяющей организации. При этом, как установлено Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», государственной регистрации подлежит не вновь созданное юридическое лицо, а изменения, вносимые в его учредительные документы.

Российское законодательство не содержит запретов на присоединение различных организационно-правовых форм хозяйственных обществ. Для реализации своего права они должны совершить действия в определенном порядке.

5. Слияние. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Слияние характеризуется тем, что несколько предприятий образуют одно новое юридическое лицо, а ранее существовавшие субъекты права прекращают свою деятельность. Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает число юридических лиц, которые могут выступить субъектами реорганизации в форме слияния. В соответствии со ст. 16 Закона об АО слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Подобное определение содержит и ст. 52 Закона об ООО, согласно которой слиянием обществ признается создание общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних.

Источники

Поделитесь ссылкой пожалуйста:
Читайте так же:  Регистрация нового устава ооо пошаговая инструкция
Институт реорганизации юридических лиц это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here