Инвестиционный фонд обязательный аудит

Главное в статье: "Инвестиционный фонд обязательный аудит" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Разработаны поправки проведения обязательного аудита деятельности благотворительных фондов

racorn / Depositphotos.com

В Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий ряд поправок в механизм проведения обязательного аудита финансово-хозяйственной деятельности благотворительных фондов.

В настоящее время законодательством установлена общая норма, согласно которой обязательный аудит проводится в отношении любой организации, являющейся фондом (подп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3). А значит любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд», в том числе и благотворительная, обязана проводить аудит независимо от размера годового оборота средств и состояния баланса.

Вместе с тем Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ (далее – Закон № 275-ФЗ) устанавливает особые условия проведения обязательного аудита бухотчетности некоммерческих организаций-собственников целевого капитала и некоммерческих организаций-получателей дохода от целевого капитала. Так, годовая отчетность подлежит ежегодному обязательному аудиту, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн. руб. (п. 6 ст. 6 Закона № 275-ФЗ). Получатель доходов должен проводить ежегодную аудиторскую проверку своей отчетности, если размер финансирования от целевого капитала за счет дохода от него в течение отчетного года составляет более 5 млн. руб. (п. 2 ст. 7 Закона № 275-ФЗ).

В связи с наличием правовых разногласий по вопросу обязательности проведения аудита в фондах с меньшим размером годового оборота и баланса и был разработан законопроект, устанавливающий нижние границы финансовых показателей, при которых обязательный аудит может фондом не проводиться.

Так, предлагается 1 установить, что расширенную отчетность в органы юстиции некоммерческая организация представляет в случае, если сумма стоимости имущества и объема денежных средств, поступивших в фонд (за исключением фонда, являющегося специализированной организацией управления целевым капиталом) в течение года, предшествовавшего отчетному, превышает 3 млн руб.

1 С текстом законопроекта № 840046-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Инвестиционный фонд обязательный аудит

Дата публикации 21.01.2020

Как определить, подлежит организация обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год или нет?

При решении вопроса о проведении обязательного аудита организации следует руководствоваться критериями, установленными в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. На текущий момент критерии следующие:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен на сайте Минфина России.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Поправки меняют критерии проведения обязательного аудита, в том числе в части финансовых показателей (выручки и суммы активов бухгалтерского баланса).

Подписан Закон, направленный на повышение инвестиционной привлекательности паевых инвестиционных фондов

снят запрет на доверительное управление имуществом ПИФа при его прекращении;

введена возможность получения текущего дохода по паям для владельцев паев любых ПИФов, а не только владельцев паев биржевого и закрытого ПИФов, как это было предусмотрено ранее;

обязанность регистрации Банком России правил доверительного управления ПИФ для квалифицированных инвесторов заменена на процедуру согласования указанных правил специализированным депозитарием;

предусмотрена возможность выдела имущества в натуре при погашении паев для квалифицированных инвесторов;

отменена обязательность аудита ПИФ;

предусмотрено право на получение текущего дохода по паям для владельцев паев любых ПИФ, а не только для владельцев паев биржевого и закрытого ПИФ, имеющих такое право в настоящее время.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки их вступления в силу.

Аудит некоммерческих организаций

Что дает аудит фонда ?

Мы проводим инициативный и обязательный аудит общественных организаций, образовательного учреждения (НОУ),благотворительного фонда и других некоммерческих организаций. Аудит некоммерческой организации (НКО) заказывается, как правило, или спонсором, или директором НКО.

НКО: Подготовится к налоговой проверке и снизить риски доначислений по налогу на прибыль, штрафов и пеней из-за некорректного учета средств целевого финансирования

Ассоциации (объединения): Выводы аудитора позволяют спонсору вновь обрести уверенность в том, что выделенные им средства тратятся только на поставленные им же цели;

Благотворительного фонда: Предоставить спонсору отчет независимой аудиторской организации о целевом использовании выделенных средств

Удовлетворить требования Минюста России об обязательном аудите Некоммерческих организаций, в том числе фондов, имеющих статус иностранного агента.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Кроме того, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

С 1 января 2020 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики.

Список случаев, когда нужен обязательный аудит за 2019 год

Начался отчетный период, скоро организациям предстоит сдать бухгалтерскую отчетность в новую систему — ГИР БО. Вместе с бухотчетностью надо сдать и аудиторское заключение, если юрлицо попадает под обязательный аудит.

Читайте так же:  Аудиторские услуги обязательный аудит

Ответы на часто задаваемые вопросы

Обязательному аудиту подлежат (п. 1 ст. 5 Федерального Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):
— все акционерные общества;
— компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
— кредитные организации;
— бюро кредитных историй;
— организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг;
— страховые организации;
— клиринговые организации;
— общества взаимного страхования;
— организаторы торговли;
— негосударственные пенсионные и иные фонды;
— акционерные инвестиционные фонды;
— управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственного пенсионного фонда;
-организации, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.;
— иные организации в случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит должен проводится ежегодно (п. 2 ст. 5 Федерального Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Аудиторская проверка может быть проведена в несколько этапов по желанию аудируемого лица.

Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение 3 рабочих дней с даты аудиторского заключения (п. 9 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Инвестиционный фонд обязательный аудит

Обязательный аудит фондов подразумевает регулярную проверку сертифицированными аудиторами финансовой отчетности, бухгалтерского учета некоммерческих организаций, сформированных на базе добровольных платежей и преследующих цели, направленные на культурное просвещение либо на развитие образования, благотворительность и другие социально направленные задачи.

Какую цель преследует аудит благотворительного фонда?

  • Снижение рисков доначислений по налогу на прибыль, а также штрафов за неправильный учет средств целевого финансирования.
  • Представление спонсору информации о целевом использовании выделенных сумм.
  • Возможность продления финансирования.

Малые предприятия освободят от обязательного аудита

Порог обязательного аудита должен быть увеличен.

Какие планируются изменения, читайте в блоге ИПБ России.

Мы создали раздел «Блоги компаний» для того, чтобы вы могли общаться напрямую с компаниями, которые работают для бухгалтеров.

И если вы не подпишетесь, то в вашу ленту не будут попадать важные статьи для бухгалтеров. Потому что наша редакция обсуждает с блогерами каждый пост, чтобы они были только самыми полезными для вас.

Подписаться можно в этом списке :

Содержание аудита благотворительного фонда

Аудиторы, которые оценивают деятельность благотворительных фондов, в процессе работы:

  • выявляют правильность ведения учета выделенных средств;
  • проверяют соблюдение требований, прописанных в контрактах и соглашениях;
  • определяют качество отражения в отчетах результатов хозяйственной деятельности;
  • выявляют случаи неэкономного расходования средств;
  • проверяют результативность приобретения и использования ресурсов;
  • оценивают аналитический и синтетический учеты расходной и доходной частей;
  • отслеживают соблюдение режима налоговых отчислений;
  • готовят рекомендации по устранению обнаруженных нарушений для повышения эффективности работы фонда.

Кому обязательно нужно провести аудит бухотчетности за 2018 год: 73 случая

Все причины в одной таблице. Проверьте, нет ли такой обязанности у вас.

Обязательный аудит НКО (некоммерческих организаций)

Согласно ФЗ, годовой аудит НКО подразумевает анализ расходного и доходного сегментов бюджета в строгом соответствии с утвержденной сметой некоммерческой организации.

В процессе аудита сотрудники нашей фирмы проводят следующие действия:

  • контроль правильности бухгалтерской отчетности и учета ресурсов целевого финансирования по отчетному периоду;
  • проверяют соблюдение критериев соглашений в области расходования финансов;
  • оценивают отчетность на предмет достоверности отображения хозяйственных действий;
  • выявляют факты нерационального расходования средств;
  • подготавливают аудиторское заключение и рекомендации по коррекции вскрытых недочетов для последующей эффективной работы.

Когда нужно проводить обязательный аудит НКО

Закон предусматривает следующие критерии обязательности проведения аудита в НКО (ст. 6 закона № 275-ФЗ):

  • стоимость имущества, состоящего на балансе, из которого формируется целевой капитал НКО, превышает на последнюю дату проверяемого года 20 миллионов рублей,
  • размер финансирования НКО превышает 5 миллионов рублей,
  • НКО имеет статус саморегулируемой организации,
  • НКО осуществляет функции иностранного агента,
  • НКО является политической партией, которая получила в отчетный период финансирование по государственной программе или любое финансирование на сумму более 60 млн. руб., или израсходовала денег на сумму свыше 60 млн. руб.

Нами гарантируется качественное проведение аудиторских проверок и дополнительное консультирование в разработке методов эффективного контроля.

Оставьте заявку на нашем сайте, и мы оперативно проведем аудиторскую проверку Вашей компании и дадим рекомендации по оптимизации ее деятельности.

Обязательный аудит в 2020 году

Требуется ли обязательный аудит фондов?

В соответствии с действующим законодательством фонды относятся к организациям, которые подлежат обязательному аудиту. Так, в соответствии со статьей 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» необходимость обязательных независимых проверок определена для профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных, инвестиционных фондов, фондов взаимного страхования и т.д., а также для организаций с годовым объемом выручки не менее 400 миллионов рублей.

Обязательный аудит благотворительного или другого фонда должен быть проведен не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. При этом аудиторское заключение необходимо предоставить в органы Росстата не позднее чем через 10 дней после завершения проверки.

Помимо обязательного, возможен и инициативный аудит, который проводится по инициативе основателей, участников или руководящих органов государственного или негосударственного фонда с целью контроля правильности и достоверности составления отчетности, выявления злоупотреблений и нарушений.

Минфин напомнил, для кого обязателен аудит

Данный перечень структурирован в зависимости от организационно-правовой формы организации, осуществления определённых видов деятельности, наличия определённых финансовых показателей (выручка за предшествовавший отчётному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчётному года превышает 60 млн руб.), составления консолидированной отчётности.

Также в перечень включены конкретные организации, отчётность которых подлежит обязательному аудиту. В их числе: Банк России, Агентство по страхованию вкладов, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», «Роскосмос».

Особенности аудиторской проверки инвестиционных фондов

Перейдем к следующему вопросу. Подлежит ли инвестиционный фонд обязательному аудиту? Ответ снова положительный. При этом конкретная последовательность проверки зависит от специфики ведения бухгалтерского учета на предприятии, а также направления его деятельности.

Основные задачи, которые решает обязательный аудит:

  • определение правильности отражения фактов в бухучете;
  • проверка особенностей формирования уставного капитала;
  • проверка поступления и использования финансовых средств;
  • контроль начисления и выплат дивидендов акционерам;
  • оценка начисления и уплаты налогов.
Читайте так же:  Перерегистрация ооо на новый юридический адрес

Это далеко не исчерпывающий перечень процедур при аудите инвестиционного фонда. Масштабность проверки объясняется большим объемом финансовой документации в общем документообороте предприятия. Задача аудитора в процессе проведения обязательного аудита — проверить всю документацию, выявить несоответствия и устранить нарушения.

Минфин помогает разобраться

Чтобы собственники бизнеса и владельцы предприятий могли чётко для себя уяснить, бухгалтерская отчетность какой организации подлежит обязательному аудиту и есть ли они в этом списке, Минфин России периодически публикует у себя на сайте полный перечень таких организаций. Обычно – в виде собранной воедино из разных законодательных актов «Информации». И чиновники настаивают, что перечень имеет чисто информационный характер. Хотя на практике – совсем наоборот.

Какие-то организации в этом перечне названы напрямую. В основном это крупные государственные и окологосударственные структуры, решающие специфические и довольно масштабные задачи.

Свой перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, Министерство очень логично и понятно сгруппировало:

  • по организационно-правовой форме;
  • по роду деятельности;
  • конкретным организациям;
  • предприятиям с определенными финансовыми показатели;
  • организациям, составляющим консолидированную отчетность.

СТАТИСТИКА

Количество организаций, для которых проведение аудита бухгалтерской отчетности обязательно, последнее время постоянно растёт. Так, в 2013 и 2014 годах в законодательстве было 56 оснований для обязательного аудита в различных организациях. В 2015 году – уже 60, а в 2016-м – 69.

Например, из этого перечня можно понять, подлежит ли обязательному аудиту микрофинансовая организация. Ответ – да. Причем все без исключений.

Далее в таблице по версии Минфина представлены организации, подлежащие обязательному аудиту.

В 2018 году Минфин опубликовал перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год.Перечень традиционно оформлен в виде таблицы, в которой указаны:

  • случаи, в которых проводится аудит;
  • реквизиты документа, устанавливающего проведение обязательного аудита в каждом конкретном случае;
  • вид отчетности, подлежащей аудиту.

Также в списке указано, кто вправе проводить аудит в той или иной ситуации (аудиторская организация, отвечающая определенным параметрам, или индивидуальный аудитор).

Актуальный на 2018 год перечень содержит 71 пункт. Для сравнения в прошлогодний перечень попало только 69 случаев, когда аудит обязателен

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

обязательный аудит

Какие фонды освободят от обязательного аудита

Благотворительные фонды, чей оборот не превышает 3 млн рублей, могут быть освобождены от обязательного финансового аудита, пишет «Парламентская газета».

Комитет Совфеда по Регламенту и организации парламентской деятельности 10 декабря с рядом замечаний поддержал к первому чтению соответствующий правительственный законопроект.

По словам члена комитета Мухарбека Барахоева, проект закона совершенствует механизм проведения обязательного аудита финансово-хозяйственной деятельности благотворительных фондов.

«В настоящее время любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме „фонд“, в том числе благотворительная, обязана проводить аудит независимо от годового оборота средств и состояния баланса, — пояснил сенатор. — Но следует отметить, что проведение аудиторской проверки для небольшого благотворительного фонда требует существенных затрат и является значительным финансовым бременем».

Тех, кому надо проводить обязательный аудит отчетности, стало больше

Минфин обновил Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год.

В Перечень включен 71 случай обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 г. По сравнению с 2016 годом список включает три новых случая обязательного аудита:

  • организация, которая является туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 миллионов рублей (пункт 51);
  • организация является фондом, созданным в соответствии с Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 52);
  • публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» (пункт 69).

Кого освободят от обязательного аудита

В Госдуму поступил законопроект № 840046-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

В настоящее время любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд», в том числе благотворительная, обязана проводить аудит независимо от годового оборота средств и состояния баланса.

Однако дело это затратное и является значительным финансовым бременем для указанных организаций.

В связи с этим существует необходимость установления нижней границы финансовых показателей, при которых обязательный аудит может фондом не проводиться, отмечается в пояснительной записке к проекту.

Законопроектом предлагается устранить имеющуюся правовую коллизию и закрепить требования к проведению обязательного аудита фондов нижней границы финансовых показателей в размере 3 млн. рублей.

Имеется в виду сумма стоимости имущества и объема денежных средств, поступивших в фонд.

Судебная практика по делам об обязательном аудите

В настоящее время арбитражные суды сходятся во мнении, что налоговики не вправе штрафовать организации, подлежащие обязательному аудиту, за непредставление в составе налоговой отчетности аудиторских заключений.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом штрафы за непредставление аудиторских заключений возможны только по статье 15.11 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету. Штрафовать же за отсутствие/непредставление аудиторского заключения по статье 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля налоговики не могут (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № А55-24924/2015).

Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2016 № А55-24924/2015. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.

Суд признал данный штраф необоснованным, а действия налоговиков — незаконными.

Судьи разъяснили, что аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение не является документом, служащим основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.

Следовательно, заключил суд, у налогового органа не было оснований налагать штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения.

Какие фонды освободят от обязательного аудита

Благотворительные фонды, чей оборот не превышает 3 млн рублей, могут быть освобождены от обязательного финансового аудита, пишет «Парламентская газета».

Комитет Совфеда по Регламенту и организации парламентской деятельности 10 декабря с рядом замечаний поддержал к первому чтению соответствующий правительственный законопроект.

По словам члена комитета Мухарбека Барахоева, проект закона совершенствует механизм проведения обязательного аудита финансово-хозяйственной деятельности благотворительных фондов.

«В настоящее время любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме „фонд“, в том числе благотворительная, обязана проводить аудит независимо от годового оборота средств и состояния баланса, — пояснил сенатор. — Но следует отметить, что проведение аудиторской проверки для небольшого благотворительного фонда требует существенных затрат и является значительным финансовым бременем».

Барахоев отметил, что законопроект устанавливает, что обязательный аудит может фондом не проводиться, если годовой оборот организации составил менее 3 млн рублей.

Читайте так же:  Положительность аудита в налоговой

Аудит фондов

Обязательный аудит благотворительного фонда

Иногда встает вопрос о неотвратимости обязательного аудита в конкретных организациях, а, в частности, – в благотворительных фондах. Ключевое отличие НКО от иных юридических объектов в том, что зарабатывание прибыли — не главная ее цель, а извлеченный доход тратится на реализацию уставной миссии. То есть НКО может заниматься коммерческой деятельностью, но исключительно для достижения тех задач, ради которых она образована в рамках существующей схемы государственной регистрации.

Когда нужно проводить обязательный аудит фонда

ФЗ предусмотрено, что непременный аудиторский контроль осуществляется исключительно аудиторскими фирмами. Если вы нашли свой фонд в перечисленном ниже списке, то обязательно проведение аудита, который осуществляется каждый год.

Кроме того, аудит фонда вправе потребовать грантодатель либо благотоворитель в отношении учреждений, получивших от него субсидии.

Кому нужно проводить обязательный аудит

  • негосударственным пенсионным фондам,
  • акционерным инвестиционным фондам,
  • управляющим компаниям акционерного инвестиционного фонда,
  • управляющим компаниям паевого инвестиционного фонда,
  • специализированным депозитариям негосударственного пенсионного фонда,
  • паевым инвестиционным фондам (кроме государственных внебюджетных фондов),
  • фондам содействия кредитованию (гарантийный фонд, фонд поручительств),
  • иным фондам (например, фонд венчурных инвестиций, благотворительный фонд, фонд перспективных исследований, Российский научный фонд и т.д.)

Минфин РФ: Письмо № 07-04-09/78875 от 28.12.2016

Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год

Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3. если организация является:

  • кредитной организацией,
  • бюро кредитных историй,
  • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
  • страховой организацией,
  • клиринговой организацией,
  • обществом взаимного страхования,
  • организатором торговли,
  • негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 290-ФЗ),
  • акционерным инвестиционным фондом,
  • управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций.

Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом». Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.

Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.

Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.

Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.

Стоимость услуг

₽ от 80 000 до 280 000 рублей

По нашей практике, стоимость обязательного аудита НКО составляет от 80 000 до 280 000 рублей. Цена зависит от объема работ, т.е. от активности НКО: количества доноров, активности трат их средств на цели, прописанные в уставе НКО. Такой разброс цен обусловлен тем, что стоимость напрямую зависит от объема работ.

В зависимости от поставленных целей, наши аудиторы:

1. Проверяют соблюдение требований соглашений, контрактов с донором , расход средств.

2. Контролируют корректность ведения учета средств целевого финансирования, в том числе и иностранного, средств, полученных из-за рубежа.

3. Проверяют эффективность в приобретении, использовании организацией ее ресурсов.

4. Выявляют случаи неэффективного и неэкономного, нецелевого расходования средств.

Некоторые фонды освободят от обязательного аудита

Обязательный аудит фондов предлагается проводить только в случае, если годовой объём их дохода превышает три миллиона рублей. Такой законопроект прошел первое чтение в Госдуме.

«Проведение аудиторской проверки для небольшой некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме „фонд“, требует существенных затрат и является значительным финансовым бременем для указанных организаций», — говорится в пояснительной записке.

Кроме того, изменения не коснутся негосударственных пенсионных фондов и акционерных инвестиционных фондов.

Стоимость аудита фондов в 1 клик

Цены ниже рыночных
До 7-ми рабочих дней
Работаем по всей РФ
Персональный менеджер

Аудит фондов – независимая внешняя проверка финансовой деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, которой подвергаются различные виды НКО и целевых фондов. В том числе может проводиться аудит благотворительных фондов, пенсионных инвестиционных и других фондов.

Обязателен ли аудит благотворительного фонда?

Многих руководителей волнует вопрос, подлежит ли государственный внебюджетный фонд обязательному аудиту. Не менее интересна проблема аудиторских проверок в благотворительных организациях. Ответ дает законодательство РФ.

Так, в соответствии с 5 статьей ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности», к организациям, требующим обязательного аудита, относят благотворительные фонды:

  • которые одновременно являются кредитными организациями, профессионально участвуют в торговле ценными бумагами, относятся к числу клиринговых компаний или фондов взаимного страхования, а также ПИФы и негосударственные ПФР;
  • если выручка за оказание услуг за год, который предшествует отчетному, составила 400 млн. рублей.

Аудит благотворительного фонда предполагает проведение мероприятий по соотношению доходной и расходной частей бюджета.

Наша ответственность застрахована !

Профессиональная ответственность дополнительно застрахована страховой группой, лимит ответственности 12.000.000 рублей. Аудиторские услуги оказывают налоговые юристы и аудиторы с многолетним опытом работы в профильных учреждениях, в том числе налоговых органах.

Читайте так же:  Права акционера зао

20 лет помогаем строить успешный бизнес!

Заполните простейшую анкету , и мы в течение 24 часов подготовим Вам коммерческое предложение, описывающее что мы для вас сделаем, сколько это будет стоить, в какие сроки мы проведем проверку и кто будет для вас работать.

Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

Кто вправе проводить обязательный аудит инвестиционного фонда?

Проводить обязательную проверку может только крупная аудиторская компания. При этом организация должна быть укомплектована штатом специалистов разного профиля (аналитики, специалисты в области инвестиционной деятельности, экономисты и финансовые эксперты).

Какие организации подлежат обязательному аудиту

Не все знают, что организации, подлежащие обязательному аудиту, есть в специальном перечне. Рассказываем о нем и даём полный список.

Что будет, если организация не проведет обязательный для нее аудит

Российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Но, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организации должны указывать, подлежат ли они обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган.

За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

А на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей.

При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

В каких случаях нужен обязательный аудит отчетности за 2017 год

Минфин опубликовал Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год.

Кого будут проверять аудиторы и кто будет контролировать их

В Госдуму сегодня внесен законопроект № 273179-7 о наделении ЦБ полномочиями в сфере аудиторской деятельности.

Законопроектом предлагается уточнить круг организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Так, с учетом изменений критериев малого предпринимательства предлагается увеличить порог обязательного аудита по значению объема выручки до800 млн. рублей, активов бухгалтерского баланса — до 400 млн. рублей, ввести критерий среднесписочной численности работников (100 человек) и условие соответствия хотя бы двум из трех указанных показателей в течение двух последовательных лет, предшествующих отчетному году.

Законопроектом устанавливаются требования к аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги организациям, подпадающим под категорию «общественно значимая организация» (это определение описано в законе).

Аудиторские услуги общественно значимым организациям будут вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены в реестр, ведение которого будет осуществляться Банком России. К руководителю аудита в этом случае предъявляются определенные требования в части опыта работы, повышения квалификации и деловой репутации.

В части осуществления контроля и надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций законопроект предполагает осуществление Банком России прямого контроля и надзора за саморегулируемыми организациями аудиторов, а также за аудиторскими организациями, осуществляющими аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций.

Особенности аудита благотворительных фондов и НКО

Аудит благотворительного фонда проводится в два основных этапа:

Обязателен ли аудит для внебюджетного фонда?

Проверка в некоммерческих организациях и внебюджетных фондах имеет свою специфику и серьезно отличается от мероприятий, проводимых в компаниях, цель работы которых состоит в извлечении прибыли. Обязателен ли аудит для фонда? Да, и это прописано в законодательных актах. Кроме того, важно учитывать, что проверка проводится по двум основным направлениям.

  1. Оценка деятельности компании, вариантов формирования и применения имущества целям, ради достижения которых она была зарегистрирована.
  2. Проверка доходов некоммерческой организации на соответствие исходным целям, сверка запланированных и израсходованных сумм и проведение их качественной оценки.

В рамках двух этих мероприятий удается обнаружить, соответствуют ли перечисленные на счет фонда суммы целевым программам, которые были утверждены высшим органом НКО.

Специалисты, которые проводят аудит, нередко сталкиваются с такими ситуациями, когда решения органов управления, определяющего направление деятельности организации, нет в наличии. Из прочих сложностей — часто отсутствие смет о расходовании средств на отдельные целевые программы НКО.

Как понять, подлежит ли организация обязательному аудиту

Один из нюансов нашего законодательства заключается в том, что нет какого-либо одного нормативного документа, который говорил бы о том, что обязательному аудиту подлежат организации, которые перечислены в нём.

То есть, какие организации подлежат обязательному аудиту, надо буквально выуживать из различных законодательных актов.

Более того: организации, подлежащие обязательному аудиту в 2018 году и позже, не приведены даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.

Хотя в этом Федеральном законе есть открытый перечень, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту.

Вот, какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году и, скорее всего, последующие периоды (ст. 5 Закона № 307-ФЗ):

1 Компания функционирует в форме акционерного общества (все без исключения)
2 Ценные бумаги предприятия допущены к организованным торгам 3 Кредитные организации, бюро кредитных историй, организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые фирмы, клиринговые компании, общества взаимного страхования, организаторы торговли, частные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестфонды и их УК, УК ПИФов или частных пенсионных фондов 4 Размер выручки от продаж (кроме госструктур, с/х кооперативов и их союзов) за минувший год перевалил отметку в 400 млн рублей 5 Размер активов по балансу на конец года – от 60 млн рублей 6 Предприятие представляет и/или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кого МСФО признают группами)

Однако, чтобы понять, подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность организации, мало обращения только к данному перечню. Другие критерии обязательного проведения аудита могут быть установлены отдельными федеральными законами. И таких законов достаточно много.

Читайте так же:  Зарегистрировать ооо по месту прописки учредителя

1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки «Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ» в бухгалтерском балансе за 2019 год

Форма бухгалтерского баланса за 2019 год дополнена новой строкой , в которой необходимо указать подлежит организация обязательному аудиту или нет (рис. 1).

Изменения внесены приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган (файл не будет сформирован, выдается соответствующее сообщение об ошибке).

Если организация не подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «НЕТ».

Если организация подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «ДА» и в строках ниже указать данные аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит. Эти данные можно не указывать, если на момент сдачи отчетности они не известны.

Аудиторское заключение предоставляется в виде электронного документа в формате, утв. приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/[email protected], вместе с бухгалтерской отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если аудиторское заключение отправляется вместе с бухгалтерской отчетностью, то слева в содержании отчетности выберите «Дополнительные файлы», справа в строке «Аудиторское заключение» выберите файл (перетащите или выберите с диска) (рис. 2).

ЦБ планирует ужесточить требования к аудиторам

ЦБ подготовил предложения для доработки законопроекта об аудиторской деятельности в рамках передачи ему полномочий по надзору за значительной частью этого рынка, сейчас подконтрольной Минфину и Федеральному казначейству.

В сферу ответственности Банка России перейдут компании, оказывающие услуги обязательного аудита, напоминает РБК. Поручение передать часть полномочий Мифина и казначейства к Центробанку было дано 29 марта на совещании у первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова. ЦБ РФ рассчитывают начать работать в качестве регулятора на этом рынке с 1 января 2018 года.

В настоящий момент согласно закону «Об аудиторской деятельности» обязательному аудиту подлежат акционерные общества, фирмы, торгующиеся на бирже, все финансовые организации, подконтрольные ЦБ (банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды и пр.), компании с годовой выручкой от 400 млн руб. или активами от 60 млн руб., гос- и квазигосструктуры. Минфину останется контроль за аудиторами, оказывающими услуги необязательного аудита.

Каким планирует взаимодействовать регулятор с новыми подопечными, рассказало агентство РБК, корреспонденты которого побывали на пресс-конференции директора департамента корпоративных отношений ЦБ Елены Курицыной.

Для начала ЦБ предлагает сузить круг компаний, подлежащих обязательному аудиту. По словам Курицыной, речь идет об исключении из закона пункта об обязательном аудите предприятий с определенной величиной выручки и активов вне зависимости от их статуса. «Мы так и не выявили, кто является потребителем такого аудита, если компания не является общественно значимой: публичной, торгующейся, финансовой или государственной. К сожалению, отсутствие мотивированного заказчика приводит к формированию на рынке аудита в кавычках, который осуществляется за небольшую плату и является не проведением нормальных аудиторских услуг, а продажей подписи под аудиторским заключением», — пояснила она предложенное нововведение.

Также ЦБ собирается ужесточить требования ко входу на аудиторский рынок. Сейчас работать на нем можно при включении аудиторской компании в реестр одной из действующих на рынке саморегулируемых организаций. «Сейчас аудиторская организация имеет право быть включенной в реестр СРО, если она предоставит информацию, что у нее есть три аудитора с аттестатами, которые работают по трудовому договору. Но эти аудиторы могут работать в нескольких аудиторских организациях. Это приводит к тому, что аудиторы числятся в 15–20 компаниях, что позволяет всем им получить свой статус», — пояснила Курицына. ЦБ же предлагает зафиксировать, что аудитор со своим аттестатом может работать только в одной аудиторской организации и только там он может подписывать аудиторское заключение.

Еще одно ужесточение затронет аудиторов, которые планируют заверять отчетность банков и прочих поднадзорных ЦБ организаций. Вместо трех аудиторов с аттестатами ЦБ потребует у аудиторской компании иметь 12 таких специалистов, рассказала представитель ЦБ.

Допускать аудиторов к подтверждению отчетности общественно-значимых компаний ЦБ намерен не сразу, как сейчас, а последовательно, в два этапа. ​«Сначала аудиторская организация попадает в реестр одной из СРО, потом, набрав необходимый опыт, она имеет право обратиться в Банк России, чтобы быть допущенной к аудиту общественно значимой организации (через включение в отдельный реестр, который, как предполагается, будет вести сам ЦБ. — РБК)», — говорит Курицына. По ее словам, сейчас ЦБ предлагает аудиторским компаниям подать заявки на​ добровольное тестирование по прохождению в реестр ЦБ.

Еще одним пунктом будут идти квалификационные и репутационные требования к организациям, которые допустят в реестр ЦБ. Такие организации должны иметь опыт работы с компаниями, поднадзорными ЦБ, не менее трех лет и не иметь в течение этого периода случаев, когда подписанная ими отчетность была признана Банком России недостоверной. «Естественно, не должно быть фактов признания аудиторского заключения заведомо ложным, несоблюдения кодекса профессиональной этики или требований независимости аудиторов за последние три года», — пояснила Елена Курицына. Руководителям таких организаций необходим будет опыт работы не менее пяти лет с поднадзорными ЦБ компаниями, говорит она. — Также им предстоит постоянно проходить повышение квалификации».

Кроме того, ЦБ планирует ввести ротацию аудиторов из реестра при работе с одним клиентом. По словам Курицыной, лицо, которое подписывает аудиторское заключение, не сможет работать с одной компанией более семи лет. После этого срока оно должно сделать перерыв на два года.

ЦБ также думает об изменении модели саморегулирования на финансовом рынке, потому что «она не отвечает вызовам, которые стоят перед саморегулированием». Сейчас СРО должна объединять не менее 2 тыс. аудиторских организаций и не менее 10 тыс. аудиторов-физлиц. «Эти цифры загоняют СРО в регуляторную ловушку — там понимают, что некоторые организации не соблюдают стандарты, но, чтобы выжить, берегут каждого члена», — поясняет проблему Курицына.

Видео (кликните для воспроизведения).

ЦБ считает, что количественные требования для СРО должны быть относительными, например привязанными не к числу аудиторов — членов СРО, а к доле услуг, которые члены СРО совместно оказывают на рынке. Также ЦБ думает о создании отдельной саморегулируемой организации, которая будет включать в себя компании из будущего реестра Банка России.

Источники

Инвестиционный фонд обязательный аудит
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here