Содержание
- 1 Источники информации аудиторской проверки
- 2 7.2 Цель, общие принципы и источники информации аудита финансовой отчетности
- 3 2.2. Источники информации и методы аудиторской проверки.
- 4 Этапы проведения проверки и источники информации, необходимые для аудиторской проверки
- 5 2.4 Источники информации для проведения аудиторской проверки
- 6 6.2 Источники аудиторской информации и их классификация
Источники информации аудиторской проверки
Источниками информации при аудите налогообложения являются:
1. Учредительные документы. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица и содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида, а также должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в сто деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
2. Приказ об учетной политике. Каждая организация должна самостоятельно формировать свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет.
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
— правила документооборота и технология обработки учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности.
3. Приказ об учетной политике в целях налогообложения. В соответствии со ст. 313 НК каждая организация должна самостоятельно организовать систему налогового учета, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Данные налогового учета должны отражать:
— порядок формирования суммы доходов и расходов;
— порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
— сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
— порядок формирования сумм создаваемых резервов;
— сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется организацией в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
4. Первичные документы аудируемого лица. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Если указано в учетной политике для целей налогообложения, бухгалтерские первичные документы могут использоваться и в качестве налоговых первичных документов.
При проведении проверки согласно п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы будут приниматься к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
— дату составления документа;
— наименование организации, от имени которой составлен документ;
— содержание хозяйственной операции;
— измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
— наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
— личные подписи указанных лиц.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания.
5. Регистры бухгалтерского и налогового учета экономического субъекта. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.
Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
В соответствии со ст. 313 НК в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
6. Результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
— при смене материально ответственных лиц;
— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
— при реорганизации или ликвидации организации;
— в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
7. Акты проверок контрольных органов. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.
Налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
8. Решения органов законодательной и исполнительной власти. Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своих полномочий могут давать свои комментарии и разъяснения в области применения действующего налогового законодательства.
9. Решения, постановления и определения судебных органов. Судебные органы (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный Суд РФ) в пределах своих полномочий могут выносить решения, издавать постановления, определения и толкования, изменяющие и дополняющие действующие нормативные акты в области налогообложения.
10. Материалы предыдущих аудиторских проверок, акты и заключения экспертиз. Действующая аудиторская организация вправе испрашивать у аудируемого субъекта отчеты и письменную информацию, составленную и переданную по результатам предыдущих проверок, а также акты, заключения, особые мнения и прочую информацию от привлекаемых в прошлом экспертов и внешних специалистов, касающиеся предмета проверки налогообложения аудируемого субъекта.
11. Устные высказывания и письменные подтверждения сотрудников экономического субъекта и третьих лиц. Устный и письменный опросы сотрудников, руководства экономического субъекта и независимых (третьих) лиц может проводиться на всех этапах аудиторской проверки налогообложения. Результаты опросов должны записываться в виде протокола или краткого конспекта с обязательным указанием фамилии аудитора, проводившего опрос и фамилии, имени, отчества опрошенного лица.
12. Ответы на запросы. Запрос (в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 5) представляет собой поиск информации осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица.
Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства.
Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов).
13. Бухгалтерская и налоговая отчетность. В соответствии со ст. 13 Закона о бухгалтерском учете «все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность».
Бухгалтерская отчетность организаций, состоит из:
— отчета о прибылях и убытках;
— приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
— аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
В соответствии со ст. 23 НК налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
http://geum.ru/kurs/istochniki_informatsii_dlya_auditorskoy_proverki.php
7.2 Цель, общие принципы и источники информации аудита финансовой отчетности
Подтверждение остатков на счетах активов и обязательств путем проведения инвентаризации перед составлением годовой финансовой отчетности строго обязательно. Инвентаризации подлежат все активы и обязательства предприятия, кроме имущества, ценностей, средств и обязательств, инвентаризация которых проводится не раньше 1 октября отчетного года. По итогам инвентаризации осуществляется корректировка данных учета.
Аудитор, проверяя достоверность отражения в отчетности остатков ТМЦ на конец отчетного периода, устанавливает, насколько на предприятии соблюдается избранная учетная политика.
Аудитор, используя нормативные акты, проверяет правильность оценки статей баланса и других форм финансовой отчетности. При этом он руководствуется ISA 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности».
Цель аудиторской проверки финансовых отчетов заключается в предоставлении аудитору возможности выразить свое мнение относительно того, отвечают ли подготовленные финансовые отчеты во всех существенных аспектах концептуальной основе финансовой отчетности. Другими словами, цель аудиторской проверки финансовой отчетности — независимая экспертиза для установления ее реальности и достоверности, своевременности и точности показателей.
Для высказывания аудиторского мнения используются формулировки: «справедливо и достоверно отображает» или «отображает достоверно во всех существенных аспектах», которые являются эквивалентными срокам.
Аудитору следует соблюдать «Кодекс этики профессиональных бухгалтеров», разработанный Международной федерацией бухгалтеров (МФБ), то есть руководствоваться этическими принципами: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность и т.п.
Аудиторская фирма во время подготовки аудиторского вывода должна:
— провести проверку достоверности начальных и сравниваемых показателей финансовой отчетности;
— направить письменные запросы для подтверждения соответствующей информации руководству предприятия и третьим лицам;
— ознакомиться с аудиторским заключением и письменной информацией о результатах аудита, подготовленным предыдущей аудиторской фирмой;
— организовать отправку письменных запросов (от предприятия предыдущей аудиторской фирме относительно необходимой информации);
— требовать в случае необходимости первичные документы, которые относятся к предыдущему отчетному период;
— отразить в итоговой части аудиторского заключения все выявленные существенные обстоятельства относительно не достоверности начальных и сравниваемых показателей финансовой отчетности и т.п. Руководители предприятия должны:
— предоставить на запрос аудиторской фирмы первичные документы, регистры бухучета и т.п.
— направить по требованию аудиторской фирмы письменный запрос от своего имени предыдущей аудиторской фирме с просьбой предоставления необходимой информации.
— при необходимости предоставить аудитору Инструкцию о порядке заполнения форм финансовой отчетности.
Для того чтобы удостовериться, что финансовая отчетность реальна и доступна пользователям, аудитору необходимо выяснить, содержит ли она следующие данные:
— информацию относительно отчетного и предыдущего периода;
— дату отчетности и отчетный период;
— валюту отчетности и единицу ее измерения;
— учетную политику предприятия (с учетом ее изменений);
— обнаруженные отклонения от заданных параметров (недостатки) за прошлые годы и внесенные соответствующие корректировки;
— внесенные изменения в учредительные документы (устав) и их перерегистрация в органах местного самоуправления и т.п.
Финансовая информация (отчетность) должна быть достоверной, для чего аудитор проверяет:
— согласованность идентичных данных баланса и финансовых отчетов других форм;
— правильность расчетов финансовых показателей;
— полноту охвата всех структурных подразделений предприятия.
Аудитор должен установить соответствие данных каждой статьи баланса (отчета) данным аналитического учета, оборотам и остаткам (сальдо) синтетических счетов главной книги. При этом следует выяснить, каждая ли статья баланса проинвентаризирована и подтверждена актами, справочниками и др.
Основными источниками информации для аудита финансовой отчетности являются:
1) финансовая отчетность: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале;
2) расшифровка дебиторов и кредиторов;
3) расчет норматива собственных оборотных средств;
5) главная книга и регистры финансового учета;
6) первичные документы;
7) статистическая отчетность и прочие внутренние объекты.
Пользователями финансовой отчетности могут быть уполномоченные на основании законов Украины представители органов государственной власти, юридические и физические лица, заинтересованные в результатах хозяйственной деятельности субъектов, в том числе:
— собственники и учредители хозяйствующего субъекта; кредиторы, инвесторы;
— другие лица, которые согласно с действующим законодательством имеют право на получение информации, содержащейся в финансовой отчетности.
Пользователи финансовой отчетности имеют право выступать заказчиками на проведение аудита и выполнение других аудиторских услуг, определять объемы и направления аудиторских проверок в пределах полномочий, предоставленных законодательством, » учредительными документами или отдельными договорами.
Годовая финансовая отчетность и информация, содержащаяся в ней, необходима широкому кругу потребителей. Большое количество потребителей финансовой отчетности, что подтверждается аудитором, Использует ее как основной источник получения доказательной информации о бизнесе предприятия, поскольку он не имеет практической возможности получить нужную дополнительную более детальную информацию. Аудитор подтверждает финансовую отчетность, которая составляется согласно с одним из таких правил, или несколькими правилами:
а) действующим в Украине стандартам и нормативным документам отраслевых министерств по составлению финансовой отчетности;
б) международными учетными стандартами;
в) другими утвержденными общими требованиями к финансовой отчетности, которая должна быть представлена ее пользователям и будет расцениваться как финансовая отчетность.
Во время окончательной формулировки аудиторского заключения аудитор получает аудиторские доказательства, которые позволят ему выработать окончательное мнение, которое будет положено в основу аудиторского заключения.
Согласно Международным стандартам, аудит предусматривает обеспечение обоснованной, но не абсолютной гарантии того, что отчетность, которая официально обнародовалась, в целом не содержит в себе существенных искажений. Обоснованная гарантия — это процесс сбора доказательств, необходимых аудитору для подготовки заключения о том, что в целом нет существенных искажений в отчетности. Обоснованная гарантия касается всего процесса аудита.
Абсолютная аудиторская гарантия недосягаемая по таким причинам:
— использование выборочных тестов;
— неполная гарантированность самой системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
— большинство имеющихся аудиторских доказательств имеют скорее убедительный, чем окончательно подтвердительный характер.
Несмотря на то, что аудиторское заключение служит основой доверия к финансовой отчетности, для пользователя это не может быть достаточным основанием для составления им оценки экономической стабильности предприятия в ближайшем будущем или эффективности работы его руководства. Так как, существуют причины, которые мешают аудитору выявить существенные неточности и искажения, а именно:
— использование тестов во время проверки;
— ограничительные факторы, присущие всем системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля (например, возможность заговора должностных лиц);
— факт того, что большинство аудиторских доказательств носят скорее убедительный, чем окончательно подтвердительный характер.
Во время подготовки аудиторского заключения важное значение имеет отношение аудитора к таким моментам, как:
а) сбор необходимых свидетельств об объекте аудита с целью определения характера аудита, срока его проведения и масштаба аудиторских процедур;
б) подготовка выводов на основе собранных свидетельств.
http://studfile.net/preview/5125506/page:34/
2.2. Источники информации и методы аудиторской проверки.
Аудитор использует данные годовой бухгалтерской отчетности, которая представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.
Источники получения аудиторских доказательств являются:
первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;
результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;
сопоставление одних документов экономического субъекта и другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;
результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;
Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций.
Метод аудита — это совокупность приемов, с помощью которых оценивается состояние изучаемых объектов. Приемы можно объединить в три группы:
определение реального состояния объектов — это осмотр, пересчет, измерение, позволяющие определять количественное состояние объекта;
анализ — лабораторный анализ, цель которого, определение качественного состояния объекта;
оценка — запрос, документальная проверка.
2.3. Этапы аудита бухгалтерской отчетности.
Работы при проведении аудита бухгалтерской отчетности можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный; основной; заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки.
2.3.1. Ознакомительный этап
На данном этапе аудита необходимо установить, были ли проведены организацией определенные учетные работы, которые предшествуют составлению бухгалтерской отчетности.
Перед составлением годового отчета в каждой организации проводятся инвентаризация основных видов ценностей и обязательств, списание выявленных отклонений по назначению и корректировке затрат со списанием калькуляционных разниц и закрытием ряда операционных счетов.
В ходе проверки закрытия счетов необходимо установить:
— сделаны ли корректировочные записи по суммам цеховых расходов ремонтной мастерской, исчислена ли себестоимость услуг вспомогательного производства, сделаны ли корректировочные записи по каждому производству и закрыты ли аналитические счета по счету 23 «Вспомогательные производства»;
— распределены ли расходы будущих периодов, сделана ли корректировка общепроизводственных и общехозяйственных расходов и закрыты ли счета 97 «Расходы будущих периодов» (по затратам, относимым на издержки текущего года), 25 «Общепроизводственные расходы»;
— исчислена ли себестоимость продукции основных отраслей производства и списаны ли выявленные отклонения. Сделана ли корректировка затрат и закрыты ли субсчета к счету 20 «Основное производство»;
— произведена ли корректировка затрат и закрыты ли счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (по субсчетам собственно обслуживающих производств);
— списаны ли затраты по завершенным процессам и сделаны ли корректировочные записи на счетах вложений во внеоборотные активы и основные средства;
— определены ли финансовые результаты, сделаны ли корректировочные записи и закрыты ли счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»;
— распределена ли прибыль и списан ли убыток на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и закрыт ли счет 99 «Прибыли и убытки».
http://studfile.net/preview/377920/page:5/
Этапы проведения проверки и источники информации, необходимые для аудиторской проверки
Целью аудита при проверке расчетов по оплате труда является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения, а так же выявить степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
К основным задачам аудиторской проверки расчетов по оплате труда относятся:
— оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;
— соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;
— оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;
— оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
— проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
— проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.
К источникам информации, используемой в процессе аудиторской проверки, относят документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации.
Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности. Так, по учету личного состава используются: приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма № Т-1), личная карточка (№ Т-2), учетная карточка научного работника (№ Т-4), приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (№ Т-5), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (№ Т-6), приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (№ Т-8).
По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (№ Т-12), расчетно-платежная ведомость (№ Т-49), расчетная ведомость (№ Т-53), лицевой счет (№ Т-54).
Бухгалтерский баланс (форма № 1);
Отчет о финансовых результатах (форма № 2);
Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
Прежде всего целесообразно проконтролировать, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства. В этой связи аудитор может проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, учет рабочего времени сотрудников, построение системы оплаты труда и др.
Правильность оформления работников (прием на работу и увольнение) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Из применяемых систем оплаты труда в основном используются сдельная и повременная системы, что должно быть отмечено в соответствующих документах работников предприятия. При повышенной оплате труда необходимо проверить правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной – правильность применения норм и расценок.
Аудиторскую проверку на практике можно условно разделить на ряд этапов.
1. Оценка потребностей клиента, формирование групп по проведению аудита и определение ее задан.
Важно получить более четкое представление о потребностях и запросах клиента и оптимальных способах удовлетворения этих потребностей. Руководящие сотрудники, задействованные в осуществлении проекта (включая партнера и старшего менеджера или менеджера), должны обеспечить максимально эффективное выполнение этой задачи путем проведения собеседований с соответствующими сотрудниками клиента (при личных встречах с ними или при помощи использования автоматизированного средства оценки потребностей клиента).
Кроме того, необходимо привлечь к выполнению первого этапа аудиторской проверки соответствующих сотрудников (из отделов налогообложения, аудита и управленческого консультирования) с учетом их предыдущего опыта работы с клиентами и специальных навыков, чтобы обеспечить обслуживание клиента исходя из его потребностей и запросов. Для получения более четкого представления о клиенте и его деятельности каждый член группы после выполнения проекта должен представить соответствующую информацию.
2. Совещание по планированию проекта аудиторской проверки.
Необходимо разработать общую стратегию аудита, которая соответствовала бы потребностям и запросам клиента и учитывала его хозяйственный риск. Одновременно такая стратегия должна учитывать аудиторский риск и экономические аспекты проекта.
На совещании, посвященном разработке стратегии аудита, должны присутствовать соответствующие сотрудники клиента и члены группы по выполнению проекта, которые по окончании совещания должны прийти к единому пониманию графика, конечных сроков и результатов аудита, своих обязанностей, затронутых проблем и сделанных выводов, а также других вопросов, которые они сочтут необходимым рассмотреть. Во всех случаях такое совещание должно проводиться с участием партнера и старшего менеджера/ менеджера до начала осуществляемых этапов и до конца отчетного года клиента, а его итоги необходимо документировать в рабочей аудиторской документации, которая включает в себя повестку дня совещания, список присутствовавших на нем лиц, протокол или краткое изложение состоявшегося обсуждения.
3. Получение представления о конъюнктуре рынка, деловой среде и т.д.
Необходимо получить представление о конъюнктуре рынка, деловой среде, целях бизнеса и акционерах, оказывающих влияние на хозяйственный риск клиента и, соответственно, на связанный с ним аудиторский риск.
4. Оценка существенных процедур внутреннего контроля.
Необходимо получить представление об используемых клиентом существенных процедурах внутреннего контроля (включая процесс закрытия финансовой отчетности и системы контроля в области информационных технологий), а также определить процедуры контроля, оказывающие влияние на существенные счета (статьи) финансовой отчетности. Необходимо с минимальными затратами подготовить (или обновить по сравнению с предыдущими годами) документацию, включая описание или блок-схемы систем, формы анализа систем контроля или равнозначные им формы, а также подготовить сквозной анализ для всех существенных процедур.
Необходимо провести оценку эффективности (по принципу «эффективны или неэффективны») средств контроля, выявленных в существенных процедурах внутреннего контроля, а также выборочную проверку таких средств контроля, которые, как считается, носят всеобъемлющий характер, с тем чтобы определить, в какой степени на них можно полагаться (по принципу «можно полагаться — нельзя полагаться») для уменьшения объема осуществляемых аудиторских процедур.
6. Существенные и общие аудиторские процедуры.
Необходимо осуществить остальные аудиторские процедуры для дальнейшего уменьшения аудиторского риска до приемлемого уровня, исходя из результатов оценок и выборочных проверок средств внутреннего контроля, а также стратегии аудита. Процедуры могут включать в себя выборочную проверку детальных данных или аналитические процедуры в тех случаях, когда первичные учетные данные были оценены как надежные.
7. Создание сводного отчета по аудиту (проведение анализа достоинств и недостатков экономического субъекта, возможностей и рисков).
Необходимо обобщить результаты проведенного аудита, что, как минимум, включает в себя:
обсуждение и решение существенных вопросов, выявленных в ходе аудита;
урегулирование всех аудиторских рисков, выявленных в ходе планирования и проведения оценки средств внутреннего контроля; описание дополнений, которые должны быть сделаны в финансовой отчетности клиента;
проведение общей аналитической проверки финансовой отчетности; подготовку общего аудиторского заключения.
8. Проведение заключительного совещания.
Для эффективного завершения и подведения итогов аудита необходимо провести совещание с участием соответствующих сотрудников клиента и членов группы по выполнению проекта. На этом совещании следует обсудить и проанализировать:
· проекты финансовой отчетности;
· вопросы, выявленные в ходе аудита, и пути их решения;
· нерешенные проблемы (если таковые имеются).
Ко времени окончания совещания все указанные лица должны прийти к единому пониманию этих вопросов. Кроме того, на совещании необходимо представить клиенту окончательно утвержденный список исправительных проводок с необходимыми пояснениями и расчетами, а также пояснения относительно трансформации отчетности, составленной по российским нормам, в отчетность, составленную по международным стандартам бухучета. Лучше всего проводить такое совещание до подписания и выпуска заключения.
9. Оценка результатов работы и разработка плана усовершенствований.
Необходимо оценить результаты работы членов группы по выполнению проекта с точки зрения эффективности управления проектом и проведения аудита. Выводы, сделанные по итогам этой оценки, впоследствии включаются в служебную аттестацию, составляемую на каждого члена группы.
3.2 Составление плана и программы проверки расчетов с персоналом по оплате труда
Начальным этапом проведения аудита является планирование аудиторской проверки. Аудитор планирует свою работу так, чтобы своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, законности и достоверности хозяйственных операций и правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета. Планирование аудита включает в себя составление плана ожидаемых работ, определение объема и времени проведения аудиторских процедур, а также разработку аудиторской программы.
Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации
Проверяемая организация Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Новгородской области
Период аудита 09.12.2015 – 20.12.2015
Количество человеко-часов 15
Руководитель аудиторской группы Андреева Елена Николаевна
Состав аудиторской группы___________________________________________
Планируемый аудиторский риск______________________________________
Планируемый уровень существенности __________________________________
Перечень аудиторских процедур по разделам аудита, рабочая документация | Рабочая документация | |
1. | Аудит оформления первичных учетных документов | Аналитический обзор |
2. | Аудит организации хозяйственной деятельности предприятия и методики расчета и учета з/пл | Аналитический обзор |
3. | Разработка аналитических таблиц для пересчета начисленной з/пл | Аналитические таблицы |
4. | Аудит состава ФОТ, его распределения и тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета | Аналитические таблицы |
5. | Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды | Аналитические таблицы |
6. | Обобщение пересчета за проверяемый период | Аналитические таблицы |
7. | Подготовка и печать отчета | Отчет |
Руководитель аудиторской организации _____________________________
Руководитель аудиторской группы ______________________________
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы.
Программа документально оформляется, т.е. обозначается номер или код каждой проводимой аудиторской процедуры. Аудиторская программа может составляться в виде программы тестов контроля (содержит процедуры для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия) и в виде программы проверки оборотов и остатков на бухгалтерских счетах (содержит процедуры сбора информации об оборотах и остатках на счетах). Порядок составления и оформления плана и программы проверки аудитор определяет самостоятельно.
Проверяемая организация Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Новгородской области
Период аудита 09.12.2015 – 20.12.2015
Количество человеко-часов 15
Руководитель аудиторской группы Андреева Елена Николаевна
Состав аудиторской группы__________________________________________
Планируемый аудиторский риск______________________________________
Планируемый уровень существенности_________________________________
После составления программы и плана проведения аудиторской проверки, определяющих объемы проводимых работ, формируется и утверждается состав группы, осуществляющей проверку, назначается руководитель группы, отвечающий за проведение и результаты аудита.
Общий план и программа проведения аудита подписываются руководителем аудиторской проверки и подлежат утверждению руководителем аудиторской организации.
Аудитор планирует свою работу непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторской проверки. Общий план аудита и его программа по мере необходимости могут уточняться и пересматриваться в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы и могут являться основанием для изменения условий договора на проведение аудиторской проверки.
http://lektsia.com/2×8189.html
2.4 Источники информации для проведения аудиторской проверки
Информация о изготовлении и продаже продукции может содержаться:
1. в Бухгалтерском балансе (форма № 1):
— раздел 2, строка «Запасы».
2. Отчете о прибылях и убытках (форма № 2):
— раздел «Доходы и расходы по обычным видам деятельности», строки:
— «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)»;
— «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг»;
— «Прибыль (убыток от продаж)».
Для проверки операций по учету затрат на производство и реализацию продукции используются как внешние, так и внутренние источники информации.
Внешними источниками информации могут быть письма, сообщения третьих лиц (покупателей) о проведении расчетов с аудируемым предприятием.
Внутренними источниками информации для аудита учета затрат на производство могут быть:
— положение об учетной политике;
— ПБУ 10/99 «Расходы организации»;
— ведомости распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов;
— ведомости сводного учета затрат на производство;
— учетные регистры по счетам 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29;
Внутренними источниками информации для учета затрат на реализацию:
— положение об учетной политике организации;
— акты сдачи готовой продукции на склад;
— карточки складского учета готовой продукции;
— ведомости выпуска готовой продукции;
— ведомости отгрузки и реализации готовой продукции;
— выписки с расчетных счетов в банках с приложенными первичными документами;
— первичные учетные документы, отражающие операции по выпуску, отгрузке и продаже продукции;
— договоры, заключенные с покупателями на реализацию продукции;
— учетные регистры по счетам 40, 43, 45, 46, 90, 99;
— письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица.
Основным нормативным документом, регулирующим ведение бухгалтерского учета, является Федеральный закон Российской Федерации от 21,11,1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
6.2 Источники аудиторской информации и их классификация
ISA 500 «Аудиторские доказательства», ISA 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» предусмотрено, что аудитор должен проанализировать и оценить информацию, полученную на основании аудиторских доказательств, для формирования заключения.
Источниками информации о хозяйственных операциях на предприятии являются: учетная система, первичная документация, материальные активы, администрация и персонал предприятия (их объяснения, устные беседы), третьи лица (покупатели, поставщики и т.п.).
Информация, подготовленная и собранная аудитором для установления объективной истины является аудиторской информацией. По степени точности аудиторская информация подразделятся на:
1) категоричную информацию — абсолютно точная, так как формируется в результате исследования аудитором первичных документов, натуральных объектов и других явлений;
2) условно-точная — формируется, если аудитор не может самостоятельно доказать ее абсолютную точность (например, из-за отсутствия определенных документов);
3) ориентировочная информация — формируется аудитором путем расчетов возможных потерь, недополученных доходов; полезна при принятии управленческих решений.
Выделяют и другие классификационные признаки, и виды аудиторской информации, приведенные в таблице 6.1.
Таблица 6.1 − Классификация информации, используемой в аудите
Виды аудиторской информации
В зависимости от содержания информации
В зависимости от характера оценки объектов аудита
В зависимости от субъекта аудита
В зависимости от познания информации
В зависимости от способа отображения
В зависимости от способа подачи
В зависимости от периода формирования информации
В зависимости от степени информационной детализации
В зависимости от степени изменения информации в процессе обработки
В зависимости от источника получения
1. Оперативного учета
2. Бухгалтерского учета и отчетности
3. Статистического учета и отчетности
4. Внутреннего контроля
5. Внешнего контроля
6. Ведомственного контроля
7. Предыдущего аудиторского контроля
В зависимости от степени доказательности
В зависимости от степени детализации
В зависимости от продолжительности хранения
1. Продолжительного хранения
2. Непродолжительного хранения
В зависимости от способа формирования информации
1. Сформированная вручную
2. В полуавтоматическом режиме
3. В автоматическом режиме
Руководство отвечает за представление достоверной информации о деятельности организации в ее финансовой отчетности. Таким образом, финансовая отчетность включает сделанные в явной или неявной форме утверждения руководства, касающиеся признания, измерения, представления и раскрытия фактов хозяйственной деятельности организации. На практике за такими утверждениями закрепился термин «предпосылки».
Предпосылки, рассматриваемые аудитором, в ISA 500 «Аудиторские доказательства» разделены на следующие категории:
1. Касающиеся групп операций и событий:
— возникновение — хозяйственная операция или событие, отраженные в бухгалтерском учете, имели место в течение соответствующего периода и относятся к деятельности организации;
— полнота — хозяйственные операции или события, информация о которых обязательно должна присутствовать в бухгалтерском учете организации, действительно отражены в учете;
— точность — числовые значения и прочая информация, относящиеся к хозяйственным операциям или событиям, определены и зафиксированы правильно;
— прекращение — хозяйственные операции и события отражены в соответствующем периоде;
— классификация — информация о хозяйственных операциях и событиях формируется на правильных счетах.
2. Касающиеся сальдо по счетам бухгалтерского учета:
— существование — наличие активов и обязательств, получение доходов от использования собственного капитала, отраженных в финансовой отчетности;
— права и обязанности — принадлежность организации актива или обязательства, отраженного в финансовой отчетности;
— полнота — активы, обязательства, доходы от собственного капитала, информация о которых обязательно должна присутствовать в бухгалтерском учете организации, действительно, отражены в учете;
— оценка и распределение — активы, обязательства, доходы от собственного капитала отражены в финансовой отчетности в правильных суммах, и любое изменение в оценке или распределении зафиксировано должным образом.
3. Касающиеся представления и раскрытия информации в финансовой отчетности:
— возникновение и права, и обязанности — отраженные события и хозяйственные операции имели место в течение соответствующего периода и относятся к деятельности организации;
— полнота — все раскрытия информации, которые должны присутствовать в финансовой отчетности, в нее включены;
— классификация и понятность — информация в финансовой отчетности изложена четко и представлена и раскрыта в соответствии с принятым порядком;
— точность и оценка — финансовая и прочая информация представлена достоверно и в правильных суммах.
Аудитор использует предпосылки применительно к группам операций, счетов и случаев раскрытия информации, чтобы оценить риски существенных искажений и разработать и выполнить дальнейшие аудиторские процедуры.
Согласно ISA 500 допустимо переформулировать определения предпосылок, например, объединив некоторые из них. При этом обязательным условием должно быть сохранение указаний на аспекты, которые должны быть исследованы аудитором.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
http://studfile.net/preview/5125506/page:28/
Здравствуйте, я юрист и хочу поделиться с Вами своим опытом.