Кадровое обеспечение экологического аудита

Главное в статье: "Кадровое обеспечение экологического аудита" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Тема 6. Информационное и кадровое обеспечение экологического аудита

Тема 5. Оценка экономического ущерба от экологических нарушений при экологическом аудировании.

Методы оценки последствий загрязнения окружающей среды. Экологические издержки хозяйственной деятельности и их отражение в процедуре экологического аудита.

Содержание и виды ущерба от загрязнения окружающей среды. Механизм формирования и показатели ущерба от загрязнения окружающей среды. Определение величины экономического ущерба, принципы и методы его оценки. Анализ существующих методических подходов по оценке ущерба от загрязнения окружающей среды и нерационального природопользования.

Классификация ущерба и порядок его компенсации.

Порядок возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями. Особенности определения и возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей природной среды.

Зарубежный опыт оценки и компенсации экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды.

Основные подходы по оценке ущерба и затрат на его ликвидацию, связанного с техногенными авариями и катастрофами.

Правовая основа информационного обеспечения охраны окружающей среды. Основные источники получения экологической информации для проведения экологического аудирования. Информация об объекте аудита. Источники информации о состоянии окружаюшей природной среды. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов и их использование в процессе экоаудитрования. Государственный земельный кадастр. Государственный водный кадастр. Государственный лесной кадастр Государственный кадастр животного мира. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. Красная книга Российской Федерации. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ.

Документация предприятий, организаций и учреждения как источник формирования информационных ресурсов для целей экологического аудита. Применение современных информационных технологий для процедуры экологического аудита.

Экологические аудиторы, экологические аудиторские группы. Задачи, права, обязанности и ответственность. Независимость и компетентность аудиторов, этика поведения. Психологические аспекты деятельности аудиторов (Область применения. Постановка задачи. Основы общения. Анализ сутиации. Поведение при разговоре. Техника опроса. Методика оценки. Стандарты аудиторской деятельности).

Требования к организациям и аудиторам, осуществляющим экологическое аудирование. Внешние и внутренние аудиторы.

Система подготовки экологов-аудиторов в России. Порядок аттестации экологов-аудиторов.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 656 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Введение

К концу ХХ века перед человечеством серьезно встали проблемы сохранения благоприятной среды обитания и объектов природы, которые существенно деградировали под воздействием антропогенной деятельности, сопровождающейся интенсивным развитием различных отраслей промышленности и все большим вовлечением в эксплуатацию природных ресурсов. Все это в совокупности с природными катаклизмами, такими как засуха, землетрясения, наводнения и другие опасные для жизнедеятельности людей и окружающей среды природными явлениями, заставило человечество задуматься о неотложности принятия действенных мер на международном уровне по обеспечению устойчивого развития, под котором понимается соблюдение баланса между деятельностью по обеспечению насущных потребностей общества и мероприятиями по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов [1].

В связи с тем, что тотальный контроль за источниками воздействия на окружающую среду не только невозможен технически и экономически, но и не обеспечивает достижения желаемого результата, а зачастую негативно отражается на многих аспектах деятельности природопользователей, единственно приемлемым путем выхода из создавшегося положения является всемерное стимулирование добровольной экологической деятельности промышленных предприятий, повышение их ответственности за все аспекты экологической деятельности, создание рыночных механизмов регулирования природоохранной деятельности на уровне предприятий.

Решение этих задач на конкретном предприятии может быть достигнуто созданием и обеспечением функционирования системы экологического менеджмента, основная цель которой состоит в достижении последовательного улучшения, совершенствования природоохранной деятельности за счет использования всех реально осуществимых мероприятий различного характера. Важным условием при этом является вовлечение в экологическую деятельность всего персонала предприятия (организации), в том числе и руководства. Считается, что система экологического менеджмента должна быть сориентирована на достижение результатов за счет использования малозатратных методов и средств решения экологических проблем. Предпочтение отдается мероприятиям организационного характера, которые, как правило, дают быструю отдачу, но требуют заинтересованного отношения и соответствующего уровня квалификации всех работников предприятия. Речь идет о создании условий для проявления неограниченного творческого потенциала предпринимательства в разнообразной экологической деятельности предприятия. Внедрение системы экологического менеджмента позволяет в определенной степени снять противоречие между экономическим ростом и защитой (охраной) окружающей среды.

Для выяснения того, в какой степени деятельность предприятия соответствует требованиям нормативно-законодательной базы в области охраны окружающей среды, используется одно из действенных средств управления – экологический аудит, представляющий собой систематическую, периодическую, объективную и документированную оценку системы управления и процессов, установленных для охраны окружающей среды на предприятии.

Решением задач в области управления охраной окружающей среды на предприятии при осуществлении природопользования, выявлению ее соответствия нормативным требованиям, занимается дисциплина «Экологический менеджмент и экологическое аудирование».

Учебная дисциплина «Экологический менеджмент и экологическое аудирование» является специальной дисциплиной в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования при подготовке инженеров-экологов по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» и бакалавров направления «Защита окружающей среды» и «Техносферная безопасность».

В процессе изучения данной дисциплины студентам предлагается ознакомиться с основными понятиями и определениями, характеризующими экологический менеджмент с точки зрения международных стандартов ИСО 14000, узнать в чем особенности экологической политики предприятий, на каких экологических аспектах следует остановиться при разработке экологической политики, познакомиться с этапами системы управления охраной окружающей среды на предприятии.

В учебном пособии рассмотрены особенности проведения экологического аудита на предприятии, какие требования предъявляются к экоаудиторам, какими принципами профессиональной этики они должны руководствоваться в своей деятельности, показано как составляется план, программа проведения экоаудита, экоаудиторское заключение.

Читайте так же:  К основным формам реорганизации юридического лица относятся

Ограниченный объем учебного пособия не позволил более подробно изложить все механизмы регулирования природоохранной деятельности на предприятии, однако литература, приведенная в конце пособия, поможет найти ответы на все вопросы, возникшие в процессе освоения дисциплины.

Для проверки полученных знаний студентам предлагается ответить на контрольные вопросы, прописанные в конце каждой главы.

Глава 4. Нормативно-правовое и методическое обеспечение проведения экологического аудита

4.1. Общие положения

Правовой основой деятельности экоаудиторов и экоаудиторских организаций (фирм) являются соответствующие законодательные и подзаконные нормативные акты Российской Федерации и ее субъектов, а также международные стандарты, нормы, правила, составляющие в совокупности нормативную базу экологического аудита.

В состав нормативной базы экологического аудита включаются документы, имеющие статус:

нормативного правового акта, регулирующего деятельность в области экологического аудита (включая вопросы предпринимательской деятельности) и охраны окружающей природной среды — федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в Минюсте России;

стандарта (государственного, отраслевого), содержание которого затрагивает вопросы экологического аудита и охраны окружающей природной среды;

нормативно-методического документа — нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, касающиеся методических вопросов деятельности в области экологического аудита и охраны окружающей природной среды и не подпадающие под документы, подлежащие в соответствии с действующими правилами государственной регистрации;

строительных норм и правил, санитарных норм и правил, включающих требования по охране окружающей природной среды;

нормативно-технического документа — нормативных документов, устанавливающих ограничения по воздействию на окружающую природную среду технологических процессов и технических средств, требования к очистному оборудованию.

Кроме того, в состав нормативной базы включаются международные документы, ратифицированные и /или/ признанные Российской Федерацией (конвенции, договоры, соглашения, международные правила, включая стандарты ИСО), а также нормативные акты субъектов Российской Федерации (законы, указы, распоряжения и постановления администраций субъектов Российской Федерации).

Общая характеристика экологического аудита

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в правовой оборот было введено понятие «экологический аудит».

Под экологическим аудитом понимается самостоятельная, комплексная, объективная, документированная оценка соблюдения субъектом аудиторской деятельности правил, в том числе нормативных актов, в области охраны окружающей среды и природопользования, а также требований международных положений и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологическая аудиторская деятельность – это вид деятельности, который представляет собой услугу, оказываемую организации, содержащую в себе комплекс специальных мероприятий, которые обеспечивают проведение экологического аудита.

Как и любая услуга, экологическая аудиторская деятельность осуществляется на основании договора между субъектами аудита, в котором содержатся обязательства сторон, способствующие достижению определенных целей.

Отличительными особенностями экологического аудита является его независимость, объективность, системность, компетентность, лицензионная обеспеченность и соответствие целям и задачам, которые определяются сторонами при заключении соглашения о проведении экологического аудита.

Помимо национального законодательства, основные характеристики экологического аудита содержатся в международных стандартах ISO серии 14000, которые включают в себя общие принципы и руководящие указания по экологическому аудиту, а также регламентированную процедуру проведения экологического аудита.

4.2. Нормативно-правовые документы по регулированию деятельности в области экологического аудита

В нашей стране экоаудиторская деятельность впервые официально введена указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий», где в разделе 6 «Отраслевые особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий» за Госкомимуществом России и Минприроды России наряду с прочим закрепляется обязанность по установлению порядка учета экологического фактора и вопросов экологического аудирования.

С целью формированию нормативной базы экологического аудита Госкомэкологией России приняты Приказы:

— «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» от 30 мая 1998 г. №181;

— «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» от 16 июля 1998 г. № 436;

— «Общие требования к центрам по обучению специалистов в области экологического аудита в системе Госкомэкологии России и порядок их аккредитации» от 31 мая 1999 г. №01-22/24-154.

Указанные документы легли в основу деятельности Госкомэкологии России по подготовке экоаудиторов и их аттестации.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ [11] впервые законодательно было дано определение экологического аудита как независимой, комплексной, документированной оценки соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологический аудит как вид деятельности предусмотрен Классификатором правовых актов, принятого Указом Президента РФ № 511 от 15.03.2000 г. «О классификаторе правовых актов», под кодом 110.010.100.

Правомерность экоаудита следует из нормы, закрепленной ст.27 ч.2 ФЗ № 96 от 4.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» — «Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке. вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности».

В Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р, в качестве одной из приоритетных задач в области развития экономических и финансовых механизмов системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием, является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность. Для этого необходимо содействие развитию экологического аудита действующих предприятий, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды и добровольной сертификации.

Государственные стандарты ИСО серии14000 дают правовую основу деятельности по ЭА в РФ.

Читайте так же:  Организационно кадровый аудит

Аудит систем экологического менеджмента предусмотрен Национальным стандартом ГОСТ Р ИСО19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента», аутентичным международному стандарту ISO 19011:2002. В соответствии с п.1стандарта его рекомендации применимы к другим видам аудитов при условии, что особое внимание будет уделено компетентности аудиторов.

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006 г. № 38-р, в рамках совершенствования механизмов природопользования, отмечается, что реализация мер государственного регулирования будет осуществляться с участием бизнеса в рамках реализации экологических программ и проведения сертификации по экологическим требованиям, экологического аудита, экологических рейтингов. Внедрение механизмов подтверждения соответствия будет способствовать замещению для некоторых типов предприятий государственного экологического надзора экологическим аудитом и позволит существенно повысить эффективность государственного экологического надзора.

Комплекс вышеупомянутых документов составляет в настоящее время правовую основу экоаудиторской деятельности в нашей стране.

С позиций системного подхода концепция экологического аудита, элементы которой определяются в настоящее время формирующимся законодательством в этой области, должна основываться на понимании ее места в более общих системах — в данном случае, в системе аудиторской деятельности РФ.

Основным нормативно-правовым актом РФ, определяющим правовые основы регулирования аудиторской деятельности является Федеральный закон № 119 от 7.08.2001 г. «Об аудиторской деятельности»[12]. Однако, этот закон содержит только общее понятие «аудит», не конкретизируя принципы и порядок его проведения в отдельных видах деятельности.

Письмо руководителя Департамента лицензирования МПР России от 20.12.2001 г. № 05-6/1391 «О лицензировании видов деятельности», адресованным департаментам природных ресурсов по регионам, комитетам природных ресурсов по субъектам РФ, сообщалось следующее:

в соответствие с п. 2 ст.18 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» со дня вступления в силу ФЗ (10.02.2002 г.) прекращается лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды, осуществляемое в соответствие с «Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды», утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.02.1996 г. № 168. Указанные виды деятельности можно будет осуществлять без лицензии» (в т.ч. экологическое аудирование).

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (в ред. 04.07.2002 г. № 405) утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696.

Контрольные вопросы

1.Какие нормативные документы составляют нормативную базу экологического аудита?

2. В каком федеральном законе впервые было дано определение экологического аудита?

3. Какие стандарты обеспечивают правовую основу экологического аудита?

4. Каким федеральным законом определяется аудиторская деятельность в России?

5. Как закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» регламентирует экоаудиторскую деятельность?

5.1. Правовая основа информационного обеспечения экологического аудита

Согласно ГОСТ Р ИСО 19 011-2003 аудит возможен только при наличии достаточной и надлежащей информации об объекте аудита.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»[17] определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. При экологическом аудите используется главным образом экологически значимая, так называемая экологическая информация, которая содержит огромное количество данных, в частности:

о состоянии воды, воздуха, фауны, флоры, земли, почвы, недр, природных ландшафтов и комплексов;

об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;

о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;

о мерах по охране окружающей среды и т.п.

В экоаудиторской деятельности должна использоваться документированная информация.

Статья 11 федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» [17] устанавливает следующие положения по документированию информации:

— законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации;

— в федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти;

— электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе;

— в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами;

— право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

Правовая основа доступа к информации в области состояния и охраны окружающей природной среды закреплена в законодательных и подзаконных нормативных актах Российской Федерации. Один из основных принципов охраны окружающей природной среды — гласность в работе по решению природоохранительных задач, который полностью раскрыт в ФЗ «Об охране окружающей среды».

Открытость сведений о состоянии окружающей природной среды следует из Закона РФ «О государственной тайне» [13], который относит информацию о состоянии экологии к разряду сведений, не подлежащих засекречиванию.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» введен запрет на ограничение доступа к документам, содержащим экологическую информацию. Постановлением Правительства РФ «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» установлено, что сведения о загрязнении окружающей среды не могут составлять коммерческую тайну предприятия или предпринимателя. В то же время в отдельных случаях доступ к экологической информации может быть ограничен. Указом Президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», утвержден перечень, в который включены некоторые сведения экологической направленности, относящиеся к военной области, к области экономики, науки и техники.

Читайте так же:  Укажите способы реорганизации юридического лица

Положения, касающиеся информационного обеспечения в сфере окружающей природной среды, имеются и в других законодательных актах Российской Федерации. В частности федеральным законом «О геодезии и картографии» определен порядок передачи гражданами и юридическими лицами имеющейся у них информации об объектах местности на территории Российской Федерации, подлежащей отображению на географических, топографических и иных картах и планах.

Лесной кодекс РФ устанавливает состав информация о лесном фонде, которая включает в себя данные государственного учета лесного фонда, данные государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройства и иные данные, полученные федеральным органом управления лесным хозяйством или организациями, подведомственными ему, при осуществлении ими своих функций.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставляет гражданам право на получение от предприятий и организаций в пределах их компетенции полных и достоверных сведений: о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах; о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает право граждан и общественных объединений на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.

Лекция №9. Нормативно-правовое и методическое обеспечение проведения экологического аудита

Понятие, содержание, сущность и задачи экологического аудирования

Экологическое аудирование

— вид деятельности, включающий в себя комплекс организационных, научных, методических мероприятий (действий), обеспечивающих проведение экологического аудита.

Экологический аудит

— независимая, объективная вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам, методическим и регламентирующим документам в области окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов и состояния окружающей среды — объектов экологического аудирования.

Ближайшими терминологическими эквивалентами понятия экологический аудит в русском языке являются такие термины как экологическое обследование, экологический осмотр, экологическая оценка, проверка правильности проводимой экологической политики. Проведение экологического аудита позволяет установить диагноз «экологического здоровья» предприятия, территории с присущей ей инфраструктурой.

Экологический аудит представляется

как систематизированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления независимой, вневедомственной проверки или несоответствия определенным критериям.

Целью экологического аудита

является оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.

ЦЕЛЯМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

могут быть:

• оказание помощи деловым кругам;

• повышение конкурентоспособности предприятия на мировом рынке;

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

:

• обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

• определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

Видео (кликните для воспроизведения).

• проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;

• повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;

• снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных загрязнением окружающей среды.

Экологический аудит тесно связан с экологическим менеджментом.

Экологический менеджмент и экологический аудит в процессе перехода экономики на новые методы хозяйствования выполняет РЯД ВАЖНЫХФУНКЦИЙ, которые охватывают:

•создание экологически конкурентной среды и рыночного ценообразования с учетом экологических издержек производства,

•функции программно — целевого распределения финансовых ресурсов,

•децентрализации гибкого нормирования,

•налогообложение с учетом экологических факторов.

Экологический аудит позволяет сопоставить декларируемое и фактическое воздействие на окружающую среду и тем самым установить приоритетные факторы, источники воздействия, а также направления по их контролю и управлению.

По виду

экологический аудит можно подразделить на обязательный и инициативный (добровольный).

Инициативный

экологический аудит проводится на добровольной основе по решению руководства хозяйствующего субъекта.

Обязательный

экологический аудит проводится по решению и поручению государственных органов (суд, арбитраж, природоохранные органы) в соответствии с действующим законодательством, при осуществлении деятельности, затрагивающий интересы экологической безопасности, при лицензировании видов деятельности в области охраны окружающей среды и в других случаях.

Следует учитывать, что обязательное экологическое аудирование может осуществляться по решению органов государственной власти для видов деятельности, оказывающих существенное воздействие на состояние экологической обстановки различных объектов, территорий и здоровье населения.

В зависимости от исполнителя экоаудита общепризнанны следующие ВИДЫ ЭКОАУДИТА:

внутренний (аудит «первой стороны»): проводится специалистами из состава персонала проверяемой организации или иной организации от ее имени; экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость только в рамках проверяемой организации;

аудит «второй стороны», проводимый сторонами, заинтересованными в деятельности аудируемой организации предприятия (например: органом управления корпоративного объединения в отношении организации, входящей в корпоративное объединение; органом административного управления юридического лица в отношении его филиала); экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость в рамках корпоративного объединения;

аудит «третьей стороны», проводимый независимой экоаудиторской организацией или индивидуальным аудитором-экологом; экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость во взаимоотношениях проверяемой организации с заинтересованными сторонами, включая природоохранные органы, судебные органы, граждан и их объединения, инвесторами, страховщиками и т.д.;

комплексный: всех видов основной производственной деятельности и деятельности по жизнеобеспечению аудируемой организации;

совместный: проводится одновременно несколькими независимыми экоаудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами-экологами;

плановый (внеплановый).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

на территории Российской Федерации определены Приказом Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. №181 и включают в себя:

объективность и независимость экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;

профессионализм и компетентность экоаудиторов в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;

Читайте так же:  Свидетельство о регистрации ооо не выдают

достоверность и полнота информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;

планирование работ по проведению экологического аудита;

комплексность экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);

конфиденциальность информации, полученной в результате проведения экологического аудита;

ответственность экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

УРОВНИ ПРОВЕДЕНИЯ

экологического аудирования:

государственные структуры;

транснациональные корпорации;

отрасли (структурное — оценивается соответствие общему экологическому курсу отрасли; проблемное — аудит состояния решения конкретной экологической проблемы отрасли);

территории (региона);

муниципальные образования;

ОБЪЕКТАМИ ЭКОАУДИТА

могут быть виды хозяйственной, административной, инвестиционной и других видов деятельности, в т.ч.:

• предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности и подчиненности, хозяйственная деятельность которых связана с экологическом риском для окружающей среды и здоровья населения;

• объекты, системы, комплексы общего природопользования и обеспечения очистки сточных промышленных вод промышленности и коммунально-бытового хозяйства, уменьшения отходов, выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов загрязненных стоков в воде;

• отраслевые и местные хозяйственные и административные решения, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов или отрицательному воздействию на окружающую среду и здоровье населения, хозяйственную и иную деятельность предприятий и территорий;

• экологически опасные действующие объекты, системы, комплексы, в том числе военного и оборонного значения;

• инвестиционные и приватизационные программы и проекты развития предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, деятельность которых связана с экологическим риском для окружающей среды и здоровья населения;

• кредитные соглашения, инвестиционные подрядные контракты, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды и здоровья населения;

• объекты приватизации государственных и муниципальных предприятий и организаций.

СУБЪЕКТАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

являются лица (физические и юридические) и аудиторские фирмы, которым полномочным органом предоставлено право оказания экологических услуг (в форме экоаудита) предприятиям, организациям, учреждениям, территориальным органам управления.

Субъектами экологического аудита

следует считать:

экоаудиторов — специалистов, которые имеют соответствующий квалификационный сертификат (аттестат) на право осуществления экоаудиторской деятельности;

экоаудиторские фирмы — аккредитованные организации, в уставную деятельность которых входит предоставление экологических услуг — экоаудирования.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 695 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Правовая основа информационного обеспечения экологического аудита

Виды и источники экологической информации

Правовая основа информационного обеспечения экологического аудита

Лекция №10. Информационное и кадровое обеспечение экологического аудита

Региональное законодательство в области экоаудита

Нужно отметить, что в настоящее время недостатком правового поля в сфере экологического аудирования в Российской Федерации является отсутствие единого основополагающего закона, призванного законодательно определить субъекты и объекты экологического аудита, его цели, задачи и принципы. В связи с недостаточным нормативно-правовым обеспечением, отдельные регионы приняли свои законодательные акты по экологическому аудиту.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. При экологическом аудите используется главным образом экологически значимая, информация, которая содержит огромное количество данных, в частности:

• о состоянии воды, воздуха, фауны, флоры, земли, почвы, недр, природных ландшафтов и комплексов;

• об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;

• о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;

• о мерах по охране окружающей среды и т.п.

В экоаудиторской деятельности должна использоваться документированная информация.

Правовая основа доступа к информации в области состояния и охраны окружающей природной среды закреплена в законодательных и подзаконных нормативных актах Российской Федерации. Один из основных принципов охраны окружающей природной среды — гласность в работе по решению природоохранительных задач, который полностью раскрыт в ФЗ «Об охране окружающей среды».

Открытость сведений о состоянии окружающей природной среды следует из Закона РФ «О государственной тайне» [13], который относит информацию о состоянии экологии к разряду сведений, не подлежащих засекречиванию.

Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» введен запрет на ограничение доступа к документам, содержащим экологическую информацию. Постановлением Правительства РФ «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» установлено, что сведения о загрязнении окружающей среды не могут составлять коммерческую тайну предприятия или предпринимателя. В то же время в отдельных случаях доступ к экологической информации может быть ограничен. Указом Президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», утвержден перечень, в который включены некоторые сведения экологической направленности, относящиеся к военной области, к области экономики, науки и техники.

Положения, касающиеся информационного обеспечения в сфере окружающей природной среды, имеются и в других законодательных актах Российской Федерации. В частности федеральным законом «О геодезии и картографии» определен порядок передачи гражданами и юридическими лицами имеющейся у них информации об объектах местности на территории Российской Федерации, подлежащей отображению на географических, топографических и иных картах и планах.

Лесной кодекс РФ

устанавливает состав информации о лесном фонде, которая включает в себя данные государственного учета лесного фонда, данные государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройства и иные данные, полученные федеральным органом управления лесным хозяйством или организациями, подведомственными ему, при осуществлении ими своих функций.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

предоставляет гражданам право на получение от предприятий и организаций в пределах их компетенции полных и достоверных сведений: о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах; о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды.

Читайте так же:  Каковы способы реорганизации юридического лица

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

устанавливает право граждан и общественных объединений на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 412 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Экологический аудит

Экологический аудит — это проверка отчетности организации в части соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, анализ экологических рисков, а также в целом деятельности предприятия в области обеспечения экологической безопасности

Глава 5. Информационное и кадровое обеспечение экологического аудита (участники экоаудиторской деятельности: права, обязанности, ответственность)

Виды и принципы экологического аудита

Законодательство РФ предусматривает два вида экологического аудита: инициативный и обязательный.

Инициативный экологический аудит осуществляется в интересах организаций и индивидуальных предпринимателей для получения научно-обоснованных рекомендаций касаемо оптимальной организации деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Особенности добровольного аудита заключаются в представлении аудитором рекомендаций и предложений по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, предложения по развитию системы экологического контроля и управления.

Обязательный экологический аудит является государственным. Проводится такой аудит специально уполномоченными на то государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Данный вид аудита может также проводиться в рамках определенных предписаний, установленных государственными органами в предусмотренном законом порядке, например, в процессе получения лицензии определенного вида или в процессе сертификации качества продукции.

Нужно отметить, что обязательный экологический аудит может быть осуществлен по решению органов государственной власти для отдельных видов деятельности, которые оказывают существенное воздействия на природную среду и здоровье населения.

По характеру деятельности экологический аудит подразделяется на:

  1. Внутренний – проводится собственной аудиторской службой внутри предприятия.
  2. Внешний – проводится аудиторской фирмой, которая не имеет отношения к проверяемой организации.

При осуществлении экологического аудита должен быть соблюден ряд принципов, которые являются общеобязательными и не могут быть нарушены его субъектами. К таким принципам относятся:

  • объективность и независимость аудиторов от проверяемого предприятия и руководства;
  • компетентность аудитора;
  • достоверность и полнота информации, представляемой субъектами аудиторской деятельности;
  • обязательность проведения экологического аудита (в случаях, установленных законодательством);
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологического аудита;
  • научная обоснованность, объективность и законность заключений;
  • учет общественного мнения, участие общественных организаций, открытость;
  • ответственность субъектов экологического аудита, а также третьих лиц за нарушение процедуры проведения аудита.

Объекты, цель и функции экологического аудита

Экологический аудит осуществляется в целях проведения независимой оценки соответствия документов, а также проектов документов требованиям национальных и международных стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, основная цель экологического аудита — помощь субъектам хозяйственной деятельности в установлении надлежащей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, которые направлены на выполнение предусмотренных законодательством экологических требований, а также реализация механизма правомерного регулирования природопользования и обеспечения надлежащего уровня жизни населения.

Для осуществления данных целей экологический аудит выполняет ряд функций, таких, как:

  • оценка экологической безопасности на предприятии (материалов, веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов);
  • оценка соответствия деятельности организации требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользовании;
  • экологическое консультирование;
  • оценка экологического риска;
  • оценка уже причиненного экологического ущерба;
  • составление ряда рекомендаций по природоохранной деятельности;
  • иные независимые действия аудиторов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Объект экологического аудита — это предприятия, их подразделения, организации и учреждения, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В качестве объекта могут выступать проектная документация, планы развития отрасли, хозяйственные и административные решения, воплощение которых сопряжено с экологическим риском, связанным с загрязнением окружающей среды и нанесением вреда здоровью населения.

Также объектами аудита являются состояние окружающей среды на предприятии и в зоне его воздействия, системы экологического менеджмента на предприятии, системы экологического мониторинга, места хранения отходов на производстве и т.п.

Объекты экоаудита определяются в зависимости от целей и задач проверки, которые устанавливает заказчик.

Процедура экологического аудита

Экологическая аудиторская деятельность проводится поэтапно.

На первом этапе происходит планирование экологического аудита, которое подразумевает формулировку его цели, конкретизацию области исследования, объема, методологического обеспечения, критериев и порядка проведения, для выполнения экологического аудита с минимальными затратами, высоким качеством и в надлежащие сроки.

На втором этапе в обязанности аудитора входит составление и документальное оформление программы аудита, которая предусматривает в себе наличие конкретизированного плана проведения аудита.

В процессе разработки программы аудитор обязан учитывать:

  • требования, предусмотренные законодательством в области деятельности организации (если такие имеются);
  • временные рамки, установленные для осуществления деятельности;
  • необходимость взаимодействия с членами организации;
  • разумность привлечения технических экспертов;
  • другие особенности условий деятельности организации.

Заключительный этап деятельности аудитора представляет собой непосредственный анализ проверяемой организации путем проведения аудита «на месте». На этом этапе деятельность аудитора заключается в анализе документации организации, проводимых ей работ; разработке предложений по улучшению деятельности организации; формировании выводов аудитора.

Результатом экологического аудита служит аудиторское заключение – акт, который содержит в себе результаты проверки деятельности организации или индивидуального предпринимателя, а также иную информацию в соответствии с условиями соглашения, заключенного между субъектами аудиторской деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Экологический аудит считается завершенным после предоставления аудиторского заключения хозяйствующему субъекту.

Источники

Кадровое обеспечение экологического аудита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here