Каков порядок государственной регистрации юридических лиц

Главное в статье: "Каков порядок государственной регистрации юридических лиц" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании

Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в пункт 2 статьи 13 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2004 г.

2. Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ пункт 3 статьи 13 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган.

Информация об изменениях:

Статья 13 дополнена пунктом 4 с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 117-ФЗ

4. Государственная регистрация наследственного фонда при его создании осуществляется по заявлению нотариуса, ведущего наследственное дело, по месту нахождения этого нотариуса.

Глава III. Порядок государственной регистрации (ст.ст. 8 — 11)

Глава III. Порядок государственной регистрации

ГАРАНТ:

По вопросам оспаривания решений, действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) регистрирующими органами при реализации функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, см. Обзоры судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов, направленные письмами ФНС России

>
Сроки и место государственной регистрации
Содержание
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Государственная регистрация юридических лиц 4 (стр. 1 из 9)

1. Понятие и правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц. Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц.

2. Единый государственный реестр юридических лиц.

3. Порядок государственной регистрации юридических лиц.

4. Обязанности юридических лиц и последствия их неисполнения.

Ответственность органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.

Одним из важных и многочисленных по своему составу субъектов административного права являются организации, большую часть которых составляют юридические лица. Правоспособность у юридического лица (в соответствии со ст.51 ГК РФ) возникает с момента его государственной регистрации. Порядок государственной регистрации должен регулироваться специальным законом. Однако до недавнего времени такой закон отсутствовал, и регистрация юридических лиц осуществлялась в соответствии с довольно большим количеством нормативных актов.

В своей курсовой работе я хочу рассмотреть порядок государственной регистрации, а также изменения, которые произошли в нем в связи с принятием и вступлением в силу с 1 июля 2002 года Федерального закона от 08.08.01 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц » (далее Закон №129-ФЗ) и Федерального закона от 21.03.02 №31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц «».

Я не буду рассматривать проблемы регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, а также вопросы регистрации отдельных видов юридических лиц (с иностранным участием, субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций, общественных объединений и др.), т.к. особенности их регистрации предусмотрены специальными законами.

Прежде чем начать рассматривать порядок государственной регистрации юридических лиц, необходимо дать понятие » государственной регистрации юридических лиц «.

1. Понятие и правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц. Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц.

В соответствии с п.2 ст.51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Моментом государственной регистрации является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.(п.2 ст.11 Закона №129-ФЗ)

Понятие же самой государственной регистрации юридических лиц дано в ст.1 Закона N 129-ФЗ ФЗ. Государственной регистрацией юридических лиц является акт регистрирующего органа, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Законом N 129-ФЗ.

Ранее в законодательстве РФ не раскрывались понятия «государственная регистрация» и » момент государственной регистрации «[1].

Несмотря на всю важность установления четкого порядка государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, до недавнего времени единообразной системы правовых актов в этой области не существовало, хотя принятие соответствующего федерального закона было предусмотрено п.1 ст.51 ГК РФ, вступившего в силу 1 января 1995 г.

Согласно ст.8 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» до введения в действие Закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации, т.е. предусмотренный статьями 34 и 35 Закона РСФСР от 25.12.90 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». А государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации». В целях реализации названных законов Президент РФ 8 июля 1994 г. издал указ N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» (далее — Указ Президента РФ N 1482), которым утвердил Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Читайте так же:  Образцы документов выход учредителей из ооо

Однако, несмотря на принятие указанных федеральных нормативных актов высокого уровня, единая система органов, уполномоченных осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создана не была.

Так, до недавнего времени регистрацию осуществляли: Министерство юстиции Российской Федерации (в отношении общественных и религиозных объединений, действующих на территории Российской Федерации или за ее пределами); органы юстиции субъектов Российской Федерации (в отношении общественных и религиозных объединений, действующих на территории одного или нескольких (менее половины) субъектов Российской Федерации); Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (в отношении средств массовой информации); Центральный банк Российской Федерации (в отношении кредитных организаций); Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации (в отношении предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, независимо от величины их уставного капитала, а также предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 тыс. рублей); регистрационные палаты, созданные администрациями субъектов Российской Федерации, или специальные подразделения в администрациях субъектов Российской Федерации (в отношении всех остальных юридических лиц, находящихся в субъектах Российской Федерации).

В результате даже Правительство Российской Федерации не располагало достоверными данными о количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории России или в отдельных ее регионах, а сведения о зарегистрированных индивидуальных предпринимателях и вовсе отсутствовали. А поскольку не было единой информационной базы, очень трудно было получить исчерпывающие данные о конкретном юридическом лице[2].

Такое положение способствовало расцвету экономической преступности в стране. Юридические лица чрезвычайно легко создавались — ведь ограничения, связанные с государственной регистрацией предприятий и организаций, практически отсутствовали Часто одно и то же физическое лицо являлось учредителем десятков, а иногда и сотен предприятий и организаций. И в этом не было, на первый взгляд, ничего противозаконного, однако, как правило, новое юридическое лицо создавалось после того, как предыдущее накопило значительную задолженность перед государством. Например, из данных проверок, проведенных налоговыми органами г. Владивостока, следует, что учредителями 2861 предприятия и организации в этом городе являются 392 физических лица, при этом задолженность этих налогоплательщиков только перед федеральным бюджетом составила на конец 1998 г. более 100 млн рублей.

Чтобы избежать такого произвола, в новом законе о регистрации установлен один (единый) орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию юридических лиц в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст.2 Закона N 129-ФЗ)

Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 17.05.02 №319

«Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц » таким органом стало Министерство РФ по налогам и сборам.

Теперь именно данный орган, начиная с 1 июля 2002 года, осуществляет регистрацию путем:

1) принятия решения о государственной регистрации юридического лица;

2) внесения на основании указанного решения соответствующей записи в государственный реестр (ст.11 Закона N 129-ФЗ).

Исключение из указанного правила — «двухзвенный» порядок государственной регистрации юридического лица, когда решение о регистрации принимается одним органом, а внесение сведений в реестр — другим органом (регистрирующим органом, указанным в Законе N 129-ФЗ), — устанавливается в силу ст.10 Закона N 129-ФЗ для отдельных видов юридических лиц.

Так, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»», особый порядок государственной регистрации установлен:

— для общественных организаций (Федеральный закон от 19.05.95 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»);

— торгово-промышленных палат (Закон РФ от 07.07.93 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах Российской Федерации»);

— политических партий (Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях»);

— профсоюзных организаций (Федеральный закон от 12.01.96 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»);

— религиозных организаций (Федеральный закон от 26.09.97 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»);

— кредитных организаций (Федеральный закон от 02.12.90 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 21.03.2002) (далее — Закон о банках).

Государственная регистрация названных выше юридических лиц осуществляется в соответствии Закону N 129-ФЗ с учетом установленного федеральным законом или законом Российской Федерации специального порядка государственной регистрации того или иного вида юридических лиц.

Внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц о создании, реорганизации, ликвидации торгово-промышленных палат, политических партий, общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности, религиозных организаций, а также иных, предусмотренных федеральным законом сведений об этих юридических лицах, осуществляют территориальные регистрирующие органы по месту их нахождения на основании решения, принятого федеральным органом юстиции или его территориальным органом.

Как зарегистрировать юридическое лицо: порядок и сроки

Когда этап принятия стратегического решения о создании юридического лица учредителями пройден, и общим решением одобрена идея открыть новое предприятие, на первый план выходит задача правильно и быстро зарегистрировать субъект предпринимательской деятельности. Порядок регистрации юридических лиц в РФ регулируется Федеральным законом 129-ФЗ. Это основной нормативно-правовой акт, отдельные положения которого уточняются полномочными исполнительными органами.

О мерах, которые необходимо предпринять, чтобы легко пройти все этапы государственной регистрации юридического лица, мы расскажем в данном обзоре.

Читайте так же:  Закрытие ооо смерть учредителя

Этапы учреждения и регистрации юридического лица

Порядок государственной регистрации юридических лиц, закрепленный в соответствующем Федеральном законе, включает четыре последовательных этапа:

  • подача документов заявителем;
  • проверка соответствия заявленных данных законам РФ и фактическим обстоятельствам;
  • внесение сведений о вновь созданном предприятии в государственные реестры;
  • выдача документов, подтверждающих присвоение статуса юр. лица.

Перед тем как зарегистрировать юридическое лицо, до обращения в налоговый орган необходимо провести подготовительные работы: оформить учредительные документы и заполнить регистрационное заявление.

Важно! Полный пакет документов для регистрации ООО и ИП можно создать в бесплатном онлайн-сервисе 1С-Старт (www.regberry.ru).

На практике это займет не больше 20-ти минут. Документы не нужно перепроверять, все требования налоговой к заполнению учтены. Рекомендуем!

Пошаговая инструкция регистрации юридического лица размещена на интернет-ресурсе ФНС www.nalog.ru. Она содержит общие положения, которыми предприниматели должны руководствоваться при прохождении всех этапов получения официального статуса. Более подробные разъяснения в каждом конкретном случае могут дать практикующие юристы.

Перечисленные этапы государственной регистрации юридического лица актуальны и для случаев, когда происходит реорганизация предприятия, как субъекта хозяйственной деятельности РФ.

В 2016 году на законодательном уровне были внесены новые положения в правила регистрации юр. лиц. В целом изменения незначительно повлияли на общую процедуру. Детально о произошедших переменах говорится в следующем видео:

Как правильно оформить документы

Органом, который регистрирует организации, является ФНС.

Требования к пакету документов, кроме тех, которые изложены в вышеупомянутом законе, определяются нормативными актами налоговой службы.

Так, в порядке выполнения своих функций гос. регистратора юридических лиц, ФНС утвердила формы заявлений, которые должны направлять учредители юр. лица или их официальные представители для прохождения процедуры регистрации.

Заявление о государственной регистрации юр. лица достаточно объемное, состоит из одиннадцати страниц. На каждой из них нужно отражать достоверные фактические сведения, согласно которым ФНС сможет принять положительное решение относительно регистрации юр. лица.

Кроме заявления подаются и другие документы:

  • решение об учреждении юр. лица;
  • оригинал или нотариально заверенная копия Устава;
  • оригинал квитанции об оплате пошлины.

Размер госпошлины сообщает сотрудник налоговой службы. На данный момент сумма денежного сбора составляет 4 тысячи рублей.

Оформление заявления

Форма заявления о регистрации представлена пользователям на официальном сайте ФНС, также ее можно получить непосредственно у того регистратора, который будет принимать документы.

Важно! Согласно порядку регистрации юридических лиц по российскому законодательству, вся информация, которая вносится в заявление, должна быть отражена в уставе организации и в решении его учредителей о создании юр. лица.

Следовательно, если в учредительных документах отсутствуют сведения, которые обязательно нужно отразить в заявлении, очевидно, что порядок регистрации юр. лица уже нарушен. В такой ситуации необходимо оперативно внести коррективы в Устав и в решение.

Что должно быть отражено в заявлении:

  • юридический адрес;
  • перечень учредителей, с указанием их статуса, доли в уставном капитале (УК) и идентифицирующих данных;
  • сведения о виде и сумме УК;
  • информация о директоре или другом лице, которое имеет право подписывать документы организации;
  • перечень запланированных для работы видов деятельности;
  • данные о том, кто подает заявление.

Для того чтобы не возникло проблем на этапе подачи документов в ФНС для регистрации юридического лица, учредители должны знать, кто будет подавать заявление и сопутствующие ему документы, еще в момент принятия решения об учреждении организации. Это важно, поскольку, если осуществление регистрации будет поручено третьему лицу по доверенности, тогда оригинальность подписей на учредительных документах подлежит нотариальному удостоверению.

Если же документы подаются одним из учредителей или руководителем исполнительного органа юр. лица (например, директором), тогда такое удостоверение не требуется.

Кто и как принимает решение о регистрации

Правила регистрации юридических лиц обязывают ФНС принять документы, проверить их на соответствие закону и внести сведения в государственные реестры или отказать заявителю в регистрации.

На осуществление всей процедуры законом отводится 5 дней, ФНС обычно осуществляет реализацию этой стадии регистрации юридического лица в течение трех рабочих дней.

Законом предусмотрена следующая схема принятия ФНС решения о регистрации юридического лица:

  • сотрудник налоговой службы принимает у заявителя документы и выдает расписку;
  • ФНС изучает достоверность данных, указанных в заявлении. В рамках этой проверки могут запрашиваться сведения в других органах государственной власти, а также возможны выезды для установления фактических обстоятельств создания нового юридического лица;
  • если нет фактов, указывающих на то, что учредители нарушили закон, уполномоченное лицо принимает решение о гос. регистрации и вносит соответствующие записи в реестр;
  • после того как организация зарегистрирована, заявителю выдается Свидетельство о государственной регистрации юр. лица.

Основания для отказа в регистрации юридического лица ФНС — нарушение общего порядка регистрации юридических лиц:

  • ошибочная подача документов в подразделение ФНС, которое не обслуживает тот регион, где находится организация;
  • нарушение установленных требований при оформлении учредительных документов и заполнении заявления.

Фактически, любая неточность в документации может стать причиной отказа в регистрации.

Каков порядок государственной регистрации юридических лиц

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Каков порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коробейникова Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Читайте так же:  Налоговый аудит лизинговых операций

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Порядок государственной регистрации юридических лиц (стр. 1 из 2)

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок государственной регистрации юридических лиц

Государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанного в заявлении о государственной регистрации, а при отсутствии такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, которые вправе действовать от имени юридического лица без доверенности. Уполномоченное лицо либо представляет документы непосредственно в регистрирующий орган, либо может направить их при пересылке почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Правительство России устанавливает иные способы представления документов в регистрирующий орган, а также требования к оформлению документов.

Уполномоченными лицами могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или другое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредители (учредитель) юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, которое действует на основании доверенности или другого полномочия, предусмотренного действующим законодательством России.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя. Заявитель указывает в заявлении свои паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность, а также при наличии – идентификационный номер налогоплательщика. Подпись заявителя на заявлении удостоверяется нотариально.

Заявителю предоставляется расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения регистрирующим органом. Если в регистрирующий орган документы высылаются по почте, то расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по почтовому адресу, указанному заявителем, с уведомлением о вручении. Необходимо отметить, что регистрирующий орган должен обеспечить учет и хранение предоставляемых документов.

Государственная регистрация юридического лица производится в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение о государственной регистрации является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр, которая (запись) является моментом государственной регистрации юридического лица. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган выдает или направляет заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Правительство России определяет государственные органы, в которые регистрирующий орган предоставляет сведения о регистрации в течение пяти рабочих дней с момента ее осуществления.

Документы для регистрации ООО

1)решение о создании ООО, которое должно содержать сведения о том, кто и когда принял решение о создании общества с ограниченной ответственностью, информацию об утверждении устава, назначении директора, сведения о размере уставного капитала, сроки его оплаты и так далее;

2)заявление унифицированной формы № 11001, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 439 от 19.06.2002. Подписывает заявление уполномоченное лицо, причем подпись заверяется нотариально. Если учредителем нового ООО является другое юридическое лицо, то от его имени заявление Р11001 подписывает руководитель этого юридического лица. Подпись заявителя должна быть обязательно заверена у нотариуса;

3)учредительные документы ООО, то бишь устав. С 1 июля 2009 года учредительный договор отменен. Теперь учредители заключают договор об учреждении ООО, который не является учредительным документом.

4)квитанция о перечислении государственной пошлины, Размер которой составляет четыре тысячи рублей.

По закону, такой перечень документов для регистрации ООО должен считаться исчерпывающим. Но на самом деле регистрирующий орган частенько требует дополнительные сведения. К примеру, он может потребовать документ об уплате уставного капитала (полностью или в размере 50%), договор аренды или свидетельство о государственной регистрации недвижимого имущества, то есть любой документ, который может подтвердить наличие юридического адреса.

правовой статус коммерческих организаций

В соответствии со статьей 69 Гражданского кодекса Российской Федерации — это юридическое лицо, учредительным документом которого является единственный документ — учредительный договор. Участники именуются товарищами. Они обязаны своим трудом участвовать в его деятельности, и при недостаточности средств товарищества несут ответственность по его обязательствам всем лично принадлежащим им имуществом.

Особенностью управления в таком товариществе является то, что оно осуществляется по общему согласию всех участников.

Кроме того, каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам.

Особенность выхода товарища из общества обусловлена тем, что он обязан известить о своем предстоящем выходе из товарищества других товарищей за шесть месяцев до выхода. Досрочный выход допускается лишь по уважительным причинам.

В товариществе каждый участник имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников.

Читайте так же:  Государственная регистрация юридических лиц гражданское право

Товарищество на вере (смешанное, коммандитное)

Как и полное товарищество, оно, в соответствии со статьей 82 ГК РФ создается на основе учредительного договора. В нем, наряду с товарищами участвуют коммандитисты (вкладчики), которые не обязаны работать в товариществе. А в случае наступления ответственности несут ее по обязательствам товарищества в пределах средств, внесенных в уставный капитал товарищества, либо в иных размерах, установленных учредительным договором.

Как в полном, так и в коммандитном товариществе уставный капитал не формируется, поскольку выполнение обязательств обязаны обеспечить сами товарищи своим личным имуществом.

Особенностью данного вида товарищества также является то, что любое лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере.

Также установлено ограничение, согласно которому участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере.

Кроме того, полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества.

Это вызвано тем, что в случае банкротства обоих товариществ, сложно будет обратить взыскание двум разным кредиторам на имущество одного и того же товарища, чем увеличивается кредиторский риск.

Общество с ограниченной ответственностью

В соответствии со статьей 87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами (как физическими так и юридическими) общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

При этом законодательно определен предельный размер уставного капитала — 100 минимальных размеров оплаты труда.

Особенностями данной организационно-правовой формы является то, что в отличие от полных товариществ участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Они также не обязаны своим трудом участвовать в его деятельности.

При этом участники, внесшие вклад не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

Особенностью правового статуса общества с ограниченной ответственностью является также то, что число участников общества не должно превышать предела, установленного законом об обществах с ограниченной ответственностью. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении года — ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законом предела.

Следующей особенностью общества с ограниченной ответственностью является то, что оно не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является единственный документ — устав.

Само общество несет имущественную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, в первую очередь уставным капиталом, формирование которого призвано обеспечить минимальные требования кредиторов.

Общество с дополнительной ответственностью

Правовой статус общества с дополнительной ответственностью определен статьей 95 ГК РФ.

Учредительным документом такого общества является устав.

Особенностями данного общества является то, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом и одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами.

Во всем остальном на общество с дополнительной ответственностью распространяются нормы, регулирующие деятельность общества с ограниченной ответственностью.

2. Порядок государственной регистрации

Юридическим лицом как самостоятельным субъектом права организация может стать лишь при условии её государственной регистрации в данном качестве. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уполномоченными государственными органами. В настоящее время такими органами являются органы Министерства РФ по налогам и сборам.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в целях:

поверки соответствия учредительных документов юридических лиц законодательству;

удостоверения факта создания, реорганизации и ликвидации юридического лица;

учета созданных, реорганизованных, ликвидированных юридических лиц на территории РФ;

учета действующих и прекративших свою деятельность индивидуальных предпринимателей;

ведения Единого государственного реестра;

создания информационного банка данных о юридических лицах и учета индивидуальных предпринимателей.

Регистрация – это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые (реорганизуемые) субъекты хозяйствования, а также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы действующих коммерческих и некоммерческих организаций. Деятельность юридических лиц, осуществляемая без государственной регистрации, запрещается и признаётся незаконной. Доходы, полученные от такой деятельности, и штраф в размере полученных доходов взыскиваются в доход бюджета. В соответствии с законодательством юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения после утверждения фирменного названия на основании документов, представляемых учредителями.

Регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют разнообразные функции, связанные с государственной регистрацией субъектов хозяйствования: саму процедуру регистрации, её техническое и информационное обеспечение, формирование и ведение ЕГРЮЛ.

Для государственной регистрации коммерческих организаций учредители предоставляют в регистрирующий орган:

заявление по форме, установленной Министерством юстиции РФ, о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);

решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;

учредительные документы (учредительный договор, устав);

документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного капитала коммерческой организации;

документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций – физических лицах;

если одним из учредителей выступает иностранное юридическое лицо – документ, подтверждающий его юридический статус;

Читайте так же:  После регистрации ооо не пришли документы

справку налогового органа по месту жительства физического лица – собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации о предоставлении декларации о доходах и имуществе;

гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по месту жительства;

платёжный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию, и др.

Существует дифференцированная система оплаты за государственную регистрацию. За внесение изменений и дополнений в учредительные документы взимается сбор в порядке и размере, установленных Кабинетом Министров РФ.

При отказе в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя сбор, уплаченный за государственную регистрацию, возврату не подлежит. Срок государственной регистрации предприятий – пять дней со дня подачи всех необходимых документов.

До принятия решения о регистрации уполномоченный орган проверяет достоверность представленных данных и имеет право запрашивать дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемых предприятий. В таком случае срок государственной регистрации может быть продлён до двух месяцев с уведомлением об этом собственника имущества предприятия.

Подача документов в соответствующие органы и внесение платы не означает, что предприятие будет зарегистрировано. Существуют законодательные установленные основания для отказа в государственной регистрации предприятия. К ним относятся:

расположение юридического лица в жилом помещении без соответствующего решения исполнительного комитета, принятого в отношении данного юридического лица;

нарушение установленного порядка создания предприятия;

использование юридическим лицом чужого зарегистрированного фирменного наименования

несоответствие учредительных документов требованиям законодательства;

непредставление полного перечня документов, предусмотренных законодательством, и др.

В случае отказа в государственной регистрации орган государственной регистрации обязан в месячный срок со дня подачи заявления выдать мотивированный отказ в письменном виде.

В соответствии со ст. 22 Арбитражно-процессуального кодекса РФ (АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок организации или индивидуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом.

Если арбитражный суд признает отказ в регистрации неправомерным, в решении суда указывается дата, с которой предпринимательская деятельность считается зарегистрированной, а соответствующие органы обязываются в установленный срок выдать предпринимателю Свидетельство о государственной регистрации.

Судебно-арбитражная практика исходит из того, что гражданин должен быть признан зарегистрированным в качестве предпринимателя с момента истечения срока для принятия решения о регистрации.

Отказ в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя по мотивам нецелесообразности их создания не допускается.

По результатам проверки соответствия представленных документов законодательству орган государственной регистрации вносит запись в ЕГРЮЛ и выдает вновь созданному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю Свидетельство о государственной регистрации установленного Министерством юстиции РФ образца.

ЕГРЮЛ является банком данных РФ о созданных, действующих, реорганизованных и ликвидированных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. ЕГРЮЛ включает реестр Регистрационной Палаты Министерства юстиции РФ, реестры территориальных органов государственной регистрации.

Свидетельство о государственной регистрации является официальным документом, подтверждающим факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При организации нового юридического лица предприниматели неизбежно сталкиваются с теми или иными проблемами. Проблемы при регистрации предприятий встречаются, но, скорее, это проблемы не организационного плана, а большой «свободы» законодательства.

Например, в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что юридическое лицо регистрируется по месту нахождения его исполнительного органа. По ранее существовавшему правилу (до вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») при регистрации предприятия лицо, предоставляющее помещение для местонахождения предприятия, должно было предоставить и справку о том, что оно не возражает против нахождения на его территории определенного предприятия.

Сегодня ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» напрямую запрещает регистрирующему органу требовать подобного рода документы. На практике используется понятия «юридический» и «фактический» адрес того или иного предприятия, хотя Федеральный Закон № 129-ФЗ такого понятия не дает. Допускается регистрация нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу, и в результате многие предприятия регистрируются по одному и тому же адресу без должных оснований, не изжита практика недобросовестного предоставления юридических адресов исключительно для целей государственной регистрации. Таким образом, при регистрации можно указать практически любой адрес.

Другой проблемой можно назвать то, что нет компетентного органа, контролирующего наименование того или иного предприятия, что влечет не желательные последствия в случае появления «двойника»

В соответствии с частью 2 статьи 13 главы IV Федерального Закона N 129-ФЗ предоставление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона, которая устанавливает, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, можно сделать вывод, что указанные выше проблемы при государственной регистрации в отношении юридических лиц, требуют немедленного разрешения, так как создают благодатную почву для всевозможного рода злоупотреблений. Например, все решения участников юридических лиц, являющихся основаниями для последующей государственной регистрации сведений в отношении юридических лиц, заверять нотариально.

Источники

Каков порядок государственной регистрации юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here