Камеральная аудиторская проверка

Главное в статье: "Камеральная аудиторская проверка" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Приложение N 4. Порядок формирования и направления акта аудиторской проверки и сроки его рассмотрения объектом внутреннего финансового аудита

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 1 августа 2016 г. N 130н приложение изложено в новой редакции

Приложение N 4
к Положению об осуществлении Министерством
финансов Российской Федерации внутреннего
финансового аудита, утвержденному приказом
Министерства финансов Российской Федерации
России от 21 сентября 2015 г. N 143н

Порядок формирования и направления акта аудиторской проверки и сроки его рассмотрения объектом внутреннего финансового аудита

С изменениями и дополнениями от:

1 августа 2016 г., 4 декабря 2017 г.

1. Результаты аудиторской проверки оформляются в письменном виде актом аудиторской проверки (далее — Акт), который подписывается должностным лицом подразделения Министерства финансов Российской Федерации (далее — Министерство), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — уполномоченное подразделение), назначенным приказом Министерства о проведении аудиторской проверки ответственным (далее — проверяющий), а в случае проведения аудиторской проверки группой должностных лиц субъекта аудита (далее — аудиторская группа) — руководителем аудиторской группы, назначенным приказом Министерства о проведении аудиторской проверки.

2. В Акте указываются:

а) наименование аудиторской проверки;

б) наименование объекта внутреннего финансового аудита;

в) номер Акта, дата и место его составления;

г) основания для проведения аудиторской проверки: номер и дата приказа о назначении аудиторской проверки; номер пункта годового плана внутреннего финансового аудита, в соответствии с которым осуществляется аудиторская проверка; программа аудиторской проверки с указанием даты ее утверждения;

д) фамилии, имена, отчества руководителя аудиторской группы (проверяющего), аудиторской группы уполномоченного подразделения и их должности;

е) период, за который проведена аудиторская проверка;

ж) даты начала и окончания аудиторской проверки;

з) вид аудиторской проверки (камеральная проверка, выездная проверка, комбинированная проверка);

и) краткая информация об объекте внутреннего финансового аудита;

к) перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки по проверяемой теме (внутренней бюджетной процедуре).

3. Акт содержит краткое изложение результатов аудиторской проверки в разрезе исследуемых вопросов со ссылкой на документы, прилагаемые к Акту, и на заключения экспертов (в случае привлечения независимых экспертов для проведения экспертизы).

При наличии по проверяемой теме (внутренней бюджетной процедуре) указаний в актах, заключениях, представлениях и предписаниях Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства (его территориальных органов) на соответствующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, в акте приводятся результаты внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом внутреннего финансового аудита по данной внутренней бюджетной процедуре, и оценка его надежности.

4. При выявлении нарушений и недостатков в Акте указываются:

положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требования которых нарушены:

виды выявленных нарушений с указанием кодов и видов средств (бюджетные, поступившие от приносящей доход деятельности);

причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;

сумма ущерба, выявленного в ходе аудиторской проверки.

Не допускается включение в Акт предположений и сведений, не подтвержденных документами.

5. Выводы по результатам аудиторской проверки должны содержать:

а) оценку надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом внутреннего финансового аудита;

б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности объекта внутреннего финансового аудита по главе 092 «Министерство финансов Российской Федерации» и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством.

6. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, а также иных нарушений, которые могут быть исчислены в денежном выражении, суммы нецелевого использования средств (иных нарушений) указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

7. Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр — для уполномоченного подразделения; один экземпляр — для объекта внутреннего финансового аудита. При проведении аудиторской проверки обособленного подразделения федерального казенного учреждения, подведомственного Министерству, Акт составляется в трех экземплярах: один экземпляр — для уполномоченного подразделения; один экземпляр — для объекта внутреннего финансового аудита; один экземпляр — для вышестоящей организации объекта внутреннего финансового аудита. При проведении аудиторской проверки по мотивированному обращению контрольного или правоохранительного органа для указанного органа составляется дополнительный экземпляр Акта.

8. Каждый экземпляр Акта подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы.

Подписанный руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы Акт направляется руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.

Документ, подтверждающий факт направления Акта объекту внутреннего финансового аудита, приобщается к материалам аудиторской проверки.

9. Датой окончания аудиторской проверки считается день вручения под роспись руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) одного экземпляра Акта либо день получения объектом внутреннего финансового аудита Акта, направленного в адрес объекта внутреннего финансового аудита заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

О получении Акта руководитель объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное им лицо) делает запись в экземпляре Акта, который остается у руководителя аудиторской группы (проверяющего), содержащую дату получения Акта, подпись и расшифровку этой подписи.

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 7 января 2018 г. — Приказ Минфина России от 4 декабря 2017 г. N 215н

10. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) устанавливает срок для ознакомления руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) с Актом, но не менее 5 рабочих дней со дня вручения (получения) Акта.

Если у руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) имеются замечания и возражения по Акту, об этом делается отметка в Акте, письменные замечания и возражения вместе с подписанным Актом представляются руководителю аудиторской группы (проверяющему). Данные замечания и возражения приобщаются к материалам аудиторской проверки.

Если от руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) не поступили замечания и возражения по Акту в течение срока, установленного для ознакомления с Актом руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица), Акт считается согласованным без замечаний и возражений со стороны объекта внутреннего финансового аудита.

11. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по Акту рассматривает их и дает по ним письменное заключение (далее — заключение). Один экземпляр заключения направляется объекту внутреннего финансового аудита, один экземпляр заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.

Читайте так же:  Внесение изменений в текст устава

Заключение направляется объекту внутреннего финансового аудита по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) под роспись.

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Читайте так же:  Документы для регистрации юридического лица ооо

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Камеральная проверка превращается.

Требованиями представить к каждой сданной декларации кипу первичных документов налоговики уже порядком замучили бухгалтеров. В одной из питерских фирм решили оспорить законность подобных требований в суде. Арбитры ее поддержали – во всех трех инстанциях.

Статья 88 Налогового кодекса говорит, что инспекторы проводят камеральные проверки на основе налоговых деклараций и других документов, служащих для исчисления и уплаты налогов. Там же сказано, что налоговики вправе потребовать у фирм дополнительные документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. И инспекторы активно этим своим правом пользуются. Получив от фирмы налоговую декларацию, чиновники сразу просят в дополнение к ней представить договоры, акты, накладные, счета-фактуры и другие документы. Некоторые доходят до настоящего бюрократического садизма, требуя у фирм абсолютно всю первичку за проверяемый период.

Читайте так же:  Дата увеличения уставного капитала в ооо
Видео (кликните для воспроизведения).

Инспектор ходит к документам, а не наоборот

Вообще-то обследовать первичные документы нужно во время выездных налоговых проверок. Но выехать на каждое предприятие налоговики не могут: не хватит ни времени, ни сотрудников.

Поэтому инспекторы стараются проверить деятельность своих подопечных, не покидая родного кабинета. И правда: зачем куда-то ехать, если можно заставить бухгалтера привести все, что нужно?

Ну а если не представите документы – штраф. По 50 рублей за каждый документ (ст. 126 НК).

Но этот штраф еще не самое страшное. Вот, например, не сдаст бухгалтер фирмы документы, которые подтверждают заявленные в декларации расходы, а инспекторы доначислят ей налог на прибыль. И в придачу еще пени и штраф за неуплату налогов. Или откажут в вычете по НДС, скажем, из-за непредставления счетов-фактур по указанным в декларации вычетам.

Одна питерская фирма как раз и оказалась в подобной ситуации. При проведении камеральной проверки у нее затребовали все счета-фактуры, полученные от поставщиков за отчетный период, а также договоры и платежки.

Справедливости ради нужно отметить, что с точки зрения инспекторов у этой фирмы просто грех было не затребовать документы: она заявила к возмещению из бюджета НДС на сумму более 600 тысяч рублей.

Какие добрые судьи!

Итак, фирма сдала декларацию по НДС. В дополнение к ней налоговики потребовали принести счета-фактуры, чтобы удостовериться в обоснованности вычетов. Предприятие документы не представило, и, как следовало ожидать, в вычетах инспекция ему отказала. Да еще и штраф за неполную уплату налога начислила.

Не согласившись с подобным решением налоговиков, фирма обратилась в суд. И не напрасно. И в первой, и в апелляционной инстанциях судьи были единодушны: требования налоговиков незаконны и нужно возместить предприятию НДС из бюджета.

Не успокоившись, налоговики обратились в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой. В ней инспекция потребовала отменить эти судебные решения. Налоговики сослались на ту самую статью 88 Налогового кодекса – в ней, дескать, ясно сказано, что при проведении камеральной проверки они имеют право затребовать у фирм документы, необходимые им для контроля. Ну а если организация документы не представила, значит, она не подтвердила правильность заполнения налоговых деклараций. Раз так, ей нужно заплатить недоимку, пени и два штрафа: один за неполную уплату налога, а второй – собственно за непредставление документов.

Но и окружные судьи налоговиков не поддержали. В своем постановлении от 15 июня 2004 г. № А56-28520/03 они четко указали: инспекция при проведении камеральной проверки не имеет права требовать у фирмы первичные учетные документы. Иначе камеральная проверка превратилась бы в выездную, у которой совсем иные правила.

Аргументы у судей всех трех инстанций были примерно одинаковыми. Из статьи 88 Налогового кодекса следует, что камеральную проверку проводят на основе налоговых деклараций и документов, которые служат основанием для расчета и уплаты налогов. По статье 54 кодекса фирмы и предприниматели рассчитывают налоговую базу на основе регистров бухгалтерского учета и других данных, связанных с налогообложением.

Из этого судьи сделали вывод, что налоговую базу нужно определять на основе регистров бухгалтерского и налогового учета. Но никак не на основе первичных документов.

По мнению окружных арбитров, толкование статей 23, 54 и 88 Налогового кодекса позволяет сделать вывод, что цель камеральной проверки сводится лишь к «проверке правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета». И далее по тексту: «именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок». Так что налоговики, которые требуют первичку во время камеральной проверки, поступают не по закону.

Ладно еще, если инспектор-камеральщик обнаружит ошибку в ходе сверки бухгалтерских регистров и налоговой отчетности. Тогда он может потребовать документы, подтверждающие правильность расчета налогов. Но если никаких ошибок и противоречий не выявлено, то на этом инспектор должен закончить камеральную проверку, а не превращать ее в выездную в собственном кабинете.

Иными словами, питерские арбитры решили, что налоговики искажают цели и смысл камеральных проверок. Если камеральная проверка – это та же выездная проверка, но с выездом инспектора к «клиенту», то тогда зачем в Налоговом кодексе закреплены ограничения в отношении выездных проверок? Зачем предусмотрены гарантии прав налогоплательщиков при проведении выездной проверки, в частности, установлен запрет на повторную проверку одного и по одному и тому же налогу в течение календарного года (ст. 89 НК)?

Это, конечно, решение всего лишь одного из десяти окружных судов. Неизвестно, поддержат ли его позицию в других арбитражных судах.

По мнению Станислава Деркачева, начальника юридического отдела аудиторской компании «ПРАДО Аудит», от арбитров в других регионах вполне можно ожидать абсолютно противоположных решений. Ничто не мешает судьям толковать статью 88 Налогового кодекса чисто формально, то есть примерно так: написано в ней, что при камеральной проверке налоговики имеют право требовать документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, значит, нужно такие требование выполнять. К тому же в статье 54 кодекса закреплено, что налоговую базу исчисляют на основе не только регистров бухгалтерского учета, но и других документально подтвержденных сведений об объектах налогообложения.

Первичные документы как раз и предназначены для документального подтверждения данных об объектах налогообложения. По крайней мере налоговики, вероятно, будут придерживаться именно этой точки зрения. И переубедить их будет не- просто. Особенно если речь пойдет о возврате налогов из бюджета.

Этапы аудиторской проверки

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Читайте так же:  Уставной капитал ооо 100 рублей

Для достижения основной цели аудита – проверки достоверности формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности, необходимо грамотно спланировать проведение аудиторской проверки.

В процессе проведения проверки аудиторы определяют формы и методы аудита в соответствии с федеральными и внутрифирменными стандартами аудита. Аудиторская проверка включает в себя следующие основные этапы.

Права и обязанности организации или предприятия

Субъект обязан:

  1. Создать нужные условия.
  2. Предоставить аудитору всю нужную документацию.
  3. Обеспечить доступ к компьютерной обработке материалов.
  4. Разъяснять по просьбе аудитора волнующие его вопросы, в устной или письменной форме.
  5. При наличии нарушений в порядке ведения бухучёта, быстро их устранить.

Стоимость аудиторских услуг

В этом разделе указывается:

  1. Стоимость.
  2. Сроки оплаты, порядок выплат.

Уровень ответственности сторон и процедура разрешения конфликтов

Заключает в себе такие условия:

  1. Мера наказания за несоблюдение возложенных обязательств.
  2. Возможные обстоятельства, которые исключают ответственность за отступление от основных положений договора.
  3. Разрешение возможных конфликтов путём переговоров или в суде.

В договоре также указывается срок его действия и юридические адреса субъектов.

1 этап. Подготовительный (предварительный) этап.

На данном этапе происходит знакомство аудитора с клиентом. Аудитор должен получить максимально полную и правдивую информацию о деятельности потенциального заказчика. Это необходимо, в первую очередь, для оценки возможности исполнения заказа (наличие квалифицированных кадров в компании либо привлечение со стороны), расчета временных и материальных затрат на проведение аудита.

Методы проведения аудиторской проверки

  1. Сплошная проверка. Охватывает все финансовые документы, которые относятся к учётам банковских операций, ценных бумаг и т.п.
  2. Выборочная проверка. Этот метод позволяет проверить документы по определённой выборке. При условии нахождения серьёзных нарушений в отчётах, она заменяется на сплошную проверку.
  3. Комбинированная проверка. Получила широкое распространение недавно. Применяется на больших предприятиях со сложными процессами производства. В процессе её подключается большое количество специалистов аудиторской деятельности.
  4. Документальная проверка. Включает в себя проверку документов, записей операций. Используют методы: математические, логические и формальные.
  5. Фактическая проверка. Допускает проверку наличия денежных и материальных средств, для сравнения с данными, которые указаны в отчётах.

2 этап. Планирование.

Для того чтобы в установленные сроки качественно провести аудиторскую проверку клиента, необходимо составить продуманный план предстоящих работ.

Планирование аудита – трудоемкий процесс, который может занимать до 20% общего времени, затраченного на проверку.

Данный этап включает в себя:

— предварительное планирование аудита;

— подготовку и составление общего плана аудита;

— подготовку и составление программы аудиторской проверки.

При разработке общего плана аудита необходимо принимать во внимание особенности деятельности аудируемого лица, систему бухгалтерского учета, наличие сложных областей бухгалтерского учета (например, подготовка оценочных показателей) и систему внутреннего контроля, риск и существенность, временные затраты в зависимости от объема операций и уровня автоматизации бухгалтерского учета, необходимость в привлечении экспертов (п.9 стандарта №3 «Планирование аудита»).

На этапе планирования составляется график проведения проверки (по согласованию с аудируемой компанией), формируется состав специалистов, входящих в аудиторскую группу.

Затем формируется программа аудита, в которой учитывается характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. В программу аудита включаются проверяемые задачи финансовой (бухгалтерской) отчетности и время, запланированное на выполнение процедуры аудита.

Общий план аудита и, соответствующая ему программа аудита, могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться.

3 этап. Проведение аудита.

Проведение аудита включает в себя сбор, оценку и анализ аудиторских доказательств, касающихся деятельности аудируемой компании. Аудит проводится на основе федеральных и разработанных внутрифирменных стандартов аудита, в которых содержатся процедуры, приемы аудиторской проверки.

Важно!

В процессе аудита используются следующие процедуры сбора информации: -пересчет; -осмотр (как правило, осмотр осуществляется в процессе проведения инвентаризации); -подтверждения (для получения информации об остатках на банковских счетах, о состоянии расчетов с контрагентами и пр.); -устный опрос; -инспектирование — проверка документов; -аналитические процедуры (т.е. методы оценки финансовой отчетности путем сопоставления отдельных ее показателей).

Целью применения аналитических процедур является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов, требующих особого внимания аудитора.

Что входит в договор на проведение аудиторской проверки

В договоре согласовываются положения, по которым будет проводиться аудиторская проверка и вероятность их изменения.

Может меняться стоимость ревизии, если появляются обстоятельства, которые предполагают более низкий уровень достоверности отчётов.

Опираясь на нормы Гражданского кодекса РФ, а именно на главу № 39 “Договор возмездного оказания услуг”, договор строится, опираясь на следующие аспекты:

  • Предмет договора.
  • Условия оказания услуг.
  • Права и обязанности аудитора.

Права:

  1. Определить форму и метод аудиторской проверки.
  2. Иметь доступ к необходимой документации объекта и получать вспомогательные сведения, которые пригодятся для качественного оказания услуг.
  3. Отказаться от проверки или от заключения, при условии несоблюдения предприятием возложенных на них обязанностей.

Обязанности:

  1. Соблюдать требования законодательных норм РФ, касающихся аудита.
  2. На должном уровне провести ауд. проверку и не разглашать коммерческих тайн.
  3. Обеспечить сохранность полученной документации.

4 этап. Заключительный этап. Составление аудиторского заключения.

Для установления достоверности отчетности во всех существенных отношениях аудиторами проводится расчет количественного значения уровня существенности по данным бухгалтерской отчетности аудируемой компании.

Завершающим этапом аудита является составление отчета и выдача заключения с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение бывает немодифицированным и модифицированным.

Для получения немодифицированного заключения необходимо, чтобы все отчетные регистры достоверно отражали финансовое положение и результаты деятельности аудируемой компании.

Заключение второго типа выдается клиенту в случае появления существенных факторов, которые способны оказать влияние на суждение проверяющего либо когда у аудитора отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская (финансовая) отчетность клиента не содержит существенных искажений.

Аудиторская проверка – ключевые этапы

Аудиторская проверка – система мероприятий, которая проводятся аудитором или аудиторской компанией, для ревизии финансовой сферы деятельности экономического субъекта (предприятия или организации) на основании предоставленной документации.

Чтобы поддерживать положительную динамику развития, необходимо своевременно проводить различные мероприятия, направленные на сбор и анализ всевозможных данных о работе предприятия.

Аудиторские проверки представляют собой один из наиболее распространенных способов наблюдения и контроля над экономической деятельностью компании.

Подобное инспектирование позволяет выделить соответствие отчетов бухгалтерского отдела имеющимся нормативным актам, которые установлены законодательными органами власти, а также выполнение всех правил, описанных в хозяйственной и юридической документации. О том, что такое аудиторская проверка мы расскажем в нашей статье.

Читайте так же:  Открытие бизнеса 100 тысяч

Основные подходы к разработке методики аудита

Перед началом аудита важно правильно подобрать методику, которая позволит за короткое время провести качественную проверку. Аудитор держит в секрете методы, благодаря которым он изучает документацию, ведь на методику оказывает влияние его опыт и квалификация.

Существует четыре подхода к разработке методик:

  1. Бухгалтерский подход. Есть традиционным. Для проверки разделов бух. учёта. В аудите это называют методом проверки оборотов по счетам бухучётов.
  2. Юридический подход. Просмотр документов на их соответствие с правовыми актами и их воздействие на промышленные операции. По стандарту, называется методом проверки системы контроля.
  3. Отраслевой подход. Учитывает отраслевые особенности клиентов аудита. Делится на такие методики, как: страховые, строительные, банковские, предприятий торговли и т.п.
  4. Специальный подход. Его разрабатывают, если группы субъектов имеют совокупные показатели – строение капитала, налоговый устав, количество сотрудников и т.п.

Ключевые этапы аудиторской проверки

Организация и планирование

Состоит из:

  1. Публичного предложения экономического субъекта к ауд. организации о желании осуществить аудит.
  2. Ознакомление аудитора с деятельностью предприятия (оценка аудиторского риска, изучение факторов, которые могут влиять на аудиторскую деятельность).
  3. Совместное согласование плана аудита.
  4. Оформление, а после подписание договора.

Сбор аудиторских доказательств

Аудиторы работают с такими направлениям:

  1. «Ауд. доказательства» (сбор и мониторинг доказательств);
  2. «Ауд. выборка» (оценивание выборки и сопоставление результатов на данную совокупность);
  3. «Аналитические исследования» (поиск необычных расхождений в бух. отчётности);
  4. «Первичный аудит» (разбор достоверности данных);
  5. «Работа эксперта»;
  6. «Документирование аудита»;
  7. «Проверка учёта требований, описанных в нормативных актах РФ»;
  8. «Получение нужных разъяснений от руководства аудита»;
  9. «Аффилированные лица» (анализ правильности проверки отчётов);
  10. «Аудит компьютерных данных»;
  11. «Внутреннее оценивание качества аудита».

Завершение аудита

Сложен из таких разделов:

  1. Суммирование и систематизация ауд. доказательств.
  2. Разглашение итогов проверки.
  3. Создание письменного заключения.

Зачем организации проводят аудиторские проверки

Не считая обязательного аудита, руководители организаций часто пользуются услугами аудиторов. Причин для этого много:

  1. Проверка документации позволит избежать возможных штрафных санкций после ревизии налоговой.
  2. Проверить качество работы сотрудников.
  3. Положительная аудиторская проверка может привлечь инвесторов.
  4. Результативность работы организации повышается, при своевременном устранении возможных проблем документации.

Цели аудиторской проверки

Основные цели аудита:

  1. Исследование бухгалтерских отчётов за основными параметрами.
  2. Оценка соответствия предоставленных документов законодательным нормам, которые установлены органами власти.
  3. Проверка состояния учредительных контрактов, уставов.

Виды аудиторской проверки

Обязательные

Ежегодная проверка, проводящаяся согласно статье 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности». Её проводят организации:

  • Открытые акционерные общества.
  • Государственные фонды; банки; страховые организации; фондовые и товарные биржи.
  • Субъекты, имеющие хотя бы один из ниже перечисленных показателей: объём прибыли за год более 500 тыс. рублей; минимальный размер зарплаты под конец года превышает в 200 тыс. установленный государством.
  • Муниципальные предприятия, которые имеют выше перечисленные показатели.

Проверка может производиться только аудиторскими организациями. Если капитал организации состоит не менее из 25% гос. собственности – заключение договора проходит по итогам открытого конкурса.

Если в документации организации есть информация, которая содержит в себе государственную тайну, то проверку не могут проводить аудиторские учреждения, которые имеют долю иностранных инвестиций.

Чтобы провести обязательный аудит, экономический субъект обязан заключить договор с ауд. организацией, оплатить услугу и в сроки предоставить нужную документацию.

Инициативные

Инициатором является организация. Проверка касается исключительно финансовой и хозяйственной деятельности. По желанию руководства, аудиторы могут проверить любую конкретную деятельность, не охватывая всей документации учреждения.

Данный вид аудита важен для самого предприятия, так как в результате руководство получает возможность усовершенствовать бух.отчётность и улучшить показатели своей деятельности.

Предварительный сбор информации осуществляется в рабочих таблицах, куда заносятся следующие сведения:

региональные и отраслевые особенности деятельности клиента (географические, экономические, налоговые условия региона);

финансовое положение клиента (платежеспособность, возможности преодоления экономического кризиса);

организационные и технологические особенности деятельности клиента (для понимания формирования себестоимости выпускаемой продукции);

информация об уровне квалификации сотрудников, отвечающих за формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;

уровень автоматизации учетных процессов (какая бухгалтерская либо управленческая компьютерная система используется для управленческого и бухгалтерского учета);

деятельность клиента на рынке ценных бумаг (операции с финансовыми векселями, акциями);

организация системы внутреннего контроля;

информация о финансовых обязательствах клиента;

материалы судебных разбирательств, в которых участвует клиент.

Данная информация необходима для определения объема аудита, возможных рисков и, соответственно, стоимости аудиторской проверки.

Далее аудитор направляет в адрес предполагаемой аудируемой компании письмо о проведении аудита (п.2 стандарта №12 «Согласование условий проведения аудита»).

Форма и содержание письма определяются особенностями предстоящей аудиторской проверки.

В конечном итоге аудитор и руководство аудируемой компании должны достичь определенных договоренностей в части условий проведения аудита. Согласованные условия отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.

Как выбрать аудиторскую организацию

На акционерном предприятии аудитор выбирается путём голосования собрания акционеров. Как раньше упоминалось, если в компании капитал состоит из более четверти гос. собственности – то аудиторская организация выбирается путём проведения конкурса.

Если вы директор предприятия, и вы желаете найти хорошую аудиторскую фирму, обратите внимание на две основные характеристики: профессиональные и формальные.

Профессиональная характеристика состоит их трёх основных пунктов:

  1. Хорошая система контроля, которая позволяет чётко и правильно выполнять собственные функции.
  2. Присутствие определённых стандартов проверки.
  3. Квалифицированный персонал.Формальная характеристика касается соответствия деятельности организации с установленным законодательством. За ним аудиторская фирма должна.
  4. Не быть открытым акционерным обществом.
  5. Иметь 50% сотрудников – граждан РФ, которые постоянно проживают на территории России.
  6. При условии, что директор организации – иностранец, то не менее 75%.
  7. Компания должна иметь не меньше 5 профессиональных аудиторов.
  8. Иметь лицензию.
  9. Должна быть застрахована на случай риска нарушения договора.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не имеют права проводить аудит:

  1. Аудиторы, ведущие в данной фирме финансовую отчётность.
  2. Аудиторы, которые состоят в близком родстве с кем-то из руководства или бухгалтеров организации.
  3. Аудиторы, которые в течение трёх лет помогали составлять бухгалтерскую и экономическую отчётность.

Источники

Камеральная аудиторская проверка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here