Критерием обязательного аудита является

Главное в статье: "Критерием обязательного аудита является" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Критерием обязательного аудита является

Дата публикации 21.01.2020

Как определить, подлежит организация обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год или нет?

При решении вопроса о проведении обязательного аудита организации следует руководствоваться критериями, установленными в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. На текущий момент критерии следующие:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен на сайте Минфина России.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Поправки меняют критерии проведения обязательного аудита, в том числе в части финансовых показателей (выручки и суммы активов бухгалтерского баланса).

Критерием обязательного аудита является

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Какие штрафные санкции предусмотрены для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита?

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО;
— Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики;
— Энциклопедия решений. Аудиторское заключение;
— Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;
— Вопрос: ООО на общей системе налогообложения, выручка за 2018 год составила более 800 млн. руб., численность работников — менее 100 человек. Какая предусмотрена ответственность за непроведение обязательного аудита с 2019 года? Что подразумевает обязательный аудит: проверку бухгалтерской отчетности или налоговой отчетности? Какие документы исследуются в ходе обязательного аудита? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.)
— Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность: порядок представления по принципу одного окна (Т. Маслова, журнал «Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)», N 1, январь 2019 г.);
— Комментарий к Федеральному закону от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (Б.Л. Сваин, журнал «Нормативные акты для бухгалтера», N 1, январь 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

21 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Обязательный аудит — кому нужно проходить? Критерии, штрафы, ответы на вопросы

Обязательный аудит проходят организации, которые соответствуют определенным критериям.

Аудиторская проверка — это мероприятие, которое позволяет оценить правильность ведения бухгалтерского и налогового учета.

Аудиторское заключение — подтверждает правильное составление бухгалтерской и налоговой отчетности.

Какие организаций проходят обязательный аудит по закону № 307-ФЗ

Согласно Федеральному закону № 307-ФЗ от 30.12.2008г. обязательный аудит проводят следующие компании:

  • Акционерные общества — АО (ОАО, ЗАО, ПАО);
  • Кредитные организации;
  • Страховые компании;
  • Фонды НПФ (Негосударственные пенсионные фонды);
  • Компании с объемом выручки за предыдущий год свыше 400 млн. рублей;
  • Сумма активов по бухгалтерскому балансу (валюта баланса) за предыдущий год более 60 млн. рублей;
  • Компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Обязательный аудит для компаний по другим Федеральным законам

  • Государственные корпорации (№ 7-ФЗ от 12.01.1996г., ст.7.1, п.2 и ст.7.2, п.8);
  • Микрофинансовые организации (№ 151-ФЗ от 02.07.2010г., ст.15, п.4);
  • Операторы лотереи (№ 138-ФЗ от 11.11.2003г., ст.23)
  • Организаторы азартных игр (№ 244-ФЗ от 29.12.2006г., ст.6, п.12);
  • Управляющие компании и специализированные депозитарии (№ 117-ФЗ от 20.08.2014г., ст.29, п.1-2);
  • Кредитные кооперативы с численностью свыше 2000 человек (№ 190-ФЗ от 18.07.2009г., ст.31, п.1);
  • Жилищные накопительные кооперативы (№ 215-ФЗ от 30.12.2004г., ст.54, п.1);
  • Организации-застройщики многоквартирных домов, привлекающие денежные средства участников долевого строительства (№214-ФЗ от 30.12.2004г., ст.3, п.5);
  • Туроператоры, осуществляющие продажу туров в сфере выездного туризма, если сумма от продажи таких туров за предыдущий год составила более 400 млн.рублей. (№ 132-ФЗ от 24.11.1996г., ст.17.7);
  • Другие прочие организации в случаях, установленных Федеральным законодательством.

Полный перечень случает для проведения обязательного аудита смотрите здесь.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Как рассчитать сумму активов по бухгалтерскому балансу для обязательного аудита?

Сумма активов по бухгалтерскому балансу для обязательного аудита — это валюта баланса (сумма активов), которая указана в строке 1600 бухгалтерского баланса.

Можно ли использовать свернутое сальдо по активно-пассивным счетам, чтобы избежать обязательную аудиторскую проверку?

Нет, так поступать нельзя. Например, нельзя из дебиторской задолженности вычитать кредиторскую даже по одному контрагенту (если у Вас нет акта взаимозачета задолженности). Все показатели в Дебете и Кредите баланса отражаются развернуто. Это прямо говорится в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» , пункт 34:

В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

За какой год нужно проводить обязательный аудит компании, если сумма выручки или активов превысила лимиты?

По Федеральному закону № 307-ФЗ критерием для проведения обязательного аудита являются превышение выручки в 400 млн. руб. или валюты баланса (активов) в 60 млн. руб. за предыдущий год.

Читайте так же:  Документы для перерегистрации юридического адреса ооо

Например, по итогам 2019 года произошло превышение. Значит, организации нужно будет проводить аудиторскую проверку за 2020 год, то есть в начале 2021 года и получить аудиторское заключение за 2020 год.

Нужно ли проводить обязательный аудит только что зарегистрированному ООО за первый год деятельности, если сумма выручки или активов превысила лимиты?

Для новых организаций существуют особые правила определения отчетного года. Первым отчетным годом вновь созданной организации является период (№ 402-ФЗ от 06.12.2011г., ст.15, ч.2 и 3):

  • С даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
  • С даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.

Новые критерии обязательного аудита по финансовым показателям выручки и активов за 2019,2020,2021 и последующие годы: выручка без НДС — 400,600,800 млн руб.; активы — 60, 200, 400 млн. руб.

Малое предприятие: обязательный аудит?

Учитывая, что малые предприятия (кроме ИП), не освобождены от ведения бухгалтерского учета, составляют они и бухгалтерскую отчетность. А потому важно обеспечить достоверность сведений о финансовом положении малого предприятия, его финансовых результатах и движении денежных средств. Аудит как на раз направлен на то, чтобы представить пользователям квалифицированное мнение о достоверности составленной отчетности.

Конечно, малое предприятие всегда может провести аудит на добровольных началах. Однако в некоторых случаях заказывать аудит своей финансовой отчетности малые предприятия обязаны. Ведь сам по себе статус малого предприятия не является основанием для освобождения от аудита.

Критерии обязательного аудита в 2018 году мы приводили здесь.

Чтобы малые предприятия в 2018 году подлежали обязательному аудиту, достаточно, например, чтобы объем выручки за 2017 год превысил 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2017 оказалась выше 60 млн. рублей.

Аудит субъектов малого предпринимательства

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ не предусматривает какие-либо особенности аудита в отношении малых предприятий. В то же время, такие особенности могут содержаться в стандартах аудиторской деятельности саморегулируемой организации, членом которой является аудиторская компания, или даже в правилах самой аудиторской компании. Ведь некоторые особенности аудита малых предприятий при проведении проверки стоит учитывать. Так, для малого предприятия может быть особенно характерно, например:

  • ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, которые отвечают за ведение бухучета и подготовку отчетности;
  • преобладающее влияние владельца или руководителя на все стороны деятельности малого предприятия.

Принятие во внимание таких особенностей может повлиять на планирование аудита малого предприятия, порядок оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств.

Несмотря на то, что с 01.01.2017 аудиторская деятельность в РФ ведется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), при планировании аудита субъекта малого предпринимательства можно обратиться также к Правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол № 1).

Что касается МСА, то особенности аудита малых предприятий часто включаются в качестве отдельных подразделов в стандарты.

Например, в МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» особенности малых организаций рассматриваются с точки зрения планирования общей стратегии аудита, руководства, контроля, обзорной проверки и документации.

В частности, указывается, что при аудите малых организаций весь аудит может проводиться очень небольшой аудиторской группой. Во многих случаях аудит проводится руководителем задания совместно лишь с одним членом аудиторской группы (или вообще без членов аудиторской группы). В условиях небольшой аудиторской группы проще координировать совместную работу ее членов и организовать информационное взаимодействие между ними.

В МСА 230 «Аудиторская документация» в качестве особенностей малых организаций, в частности, указывается, что аудиторская документация по аудиту малой организации обычно не так обширна, как при аудите крупной организации.

А, например, в МСА 570 «Непрерывность деятельности» отмечается, в частности, что размер организации может влиять на ее способность противостоять воздействию неблагоприятных факторов. Малые организации могут оперативно принимать меры и использовать открывающиеся возможности, однако они могут испытывать нехватку ресурсов, необходимых для продолжения деятельности.

Обязательный аудит должен быть обязательным

Пресс-служба НП ААС и НП «ИПАР»

Ряд организаций, обязанных в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ и требованиями других нормативных правовых актов пройти аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, требования закона игнорируют.

Почему это происходит? Как можно исправить ситуацию? Нужен ли аудит самим организациям? Как повысить заинтересованность организаций в обязательном аудите? Стоит ли расширять или сужать перечень случаев проведения обязательного аудита? С какими проблемами при проведении обязательной аудиторской проверки сталкиваются аудиторы. За экспертным мнением мы обратились к Татьяне Михайлович, члену Экспертно-консультативного Совета НП ААС, Председателю Комитета по Международным стандартам аудита НП ААС, генеральному директору ООО «Аудит-Бизнес-Платформа».

Кто и когда проводит обязательный аудит

Согласно Федеральному закону № 307-ФЗ от 30.12.2018г. «Об аудиторской деятельности» проводить обязательный аудит могут:

  1. Аудиторские компании;
  2. Индивидуальные аудиторы.

Обязательный аудит проводится ежегодно. Аудиторское заключение должно быть готово к моменту сдачи бухгалтерской отчетности в срок до 31 марта следующего за проверяемым годом.

При выборе аудиторской компании (индивидуального аудитора) нужно:

  • Удостовериться в ее независимости (№ 307-ФЗ от 30.12.2008г., ст.8, ч.1)
  • Удостовериться в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. У аудиторов должен быть документ, свидетельствующий о членстве в СРО. С государственным реестром саморегулируемых организаций можно ознакомиться на сайте Минфина РФ .

Аудит не может проводиться

В статье о независимости аудиторских организаций, аудиторов в Законе № 307-ФЗ от 30.12.2008г., ст.8 сказано, что аудит не может осуществляться в некоторых случаях, когда

Читайте так же:  Смена учредителя без изменения устава

Аудиторским организациями, руководители которых являются:

  1. Учредителями аудируемого лица;
  2. Близкими родственниками;
  3. Когда аудиторская служба выполняла восстановление бухучета этой компании;
  4. Когда аудиторы сами ведут бухучет этой организации на аутсорсинге.

Обязательный аудит должен быть обязательным

Решение проблемы лежит на поверхности. Безотносительно того, чем руководствовались законодатели, принимавшие подобные поправки, очевидно, что текущую ситуацию необходимо срочно изменить, вернуть ее в русло правовой целесообразности и экономической рациональности. Ситуация, когда наличие требований закона нивелируется отсутствием реальной ответственности за их невыполнение, контрпродуктивна. Обязательный аудит должен быть обязательным! В противном случае, все остальные меры и действия не принесут результата и будут лишь имитацией деятельности.

Я полностью поддерживаю те размеры санкций, которые сейчас предлагаются в рамках обсуждаемого проекта нового КоАП (от 100 000 до 200 000 руб.). Такая мера ответствен- ности за уклонение от проведения обязательного аудита представляется мне адекватной, поскольку Государство заинтересовано в аудите, как в единственном институте независимого контроля в России, тем более, в столь непростой экономической ситуации. Аудит служит общественным интересам, а значит, ответственность за уклонение от него не может быть формальной.

Требование закона не должно нивелироваться необязательностью его выполнения

Уклонение организаций от проведения обязательного аудита, к сожалению, стало тенденцией. Что еще печальнее, эта тенденция спровоцирована ошибочными решениями, закрепленными на законодательном уровне. За «точку отсчета» стоит принять 2001 год. Согласно первоначальной редакции ст.21 Федерального закона от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» неисполнение лицом требования об обязательном аудите влечет применение мер уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В первоначальной редакции ст.21 Федерального закона от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» была установлена ответственность организаций, подлежащих обязательному аудиту, за уклонение от его проведения или воспрепятствование обязательному аудиту в виде штрафа в размере от 500 до 1000 МРОТ. Однако с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ данные положения утратили силу (ст.2 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ). При этом, принятым КоАП ответственность за уклонение экономических субъектов от проведения обязательного аудита не была установлена.

Таким образом, уже 15 лет в российском законодательстве отсутствуют нормы об ответственности экономических субъектов и их руководителей за уклонение от прохождения обязательного аудита.

Росстат – единственный государственный орган, которому следует представлять аудиторское заключение по результатам обязательного аудита. Однако, какая ответственность предусмотрена за неисполнение этого требования? Непредставление аудиторского заключения определяется только как административное правонарушение. Максимальная величина возможного штрафа для должностных лиц составляет 500 руб., а для юридических лиц – 5000 руб.

Таким образом, требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ, по сути, нивелированы отсутствием сколько-нибудь реальной ответственности за их неисполнение.

Стоит ли тогда удивляться, что ряд организаций не проводят обязательный аудит, а число «уклонистов» за последние четыре года только увеличивается?

Новые критерии по финансовым показателям для обязательного аудита бухгалтерской отчетности на 2019,2020, 2021 и последующие годы

За 2019 год обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если выручка за 2018 год превышает 400 млн. руб., а стоимость активов на конец года перед отчетным – 60 млн. руб. Аудиторское заключение по годовой отчетности за 2019 год представляется в ИФНС по месту нахождения организации вместе с годовой отчетностью (до 1 апреля 2020 года), или не позднее 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2020 года.

Ожидается, что с отчетности за 2021 год организации обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности, если выручка за 2020 год превысит 600 млн. руб. без НДС, а стоимость активов на конец 2020 года – будут более 200 млн. руб. Аудиторское заключение по годовой отчетности с 2019 года представляется в ИФНС по месту нахождению организации.

Ожидается, что с отчетности за 2021 год лимиты обязательного аудита бухгалтерской отчетности по финансовым показателям, по выручке за предыдущий год должны превышать 800 млн. руб., а стоимость активов на конец года больше – 400 млн. руб.

Аудиторская компания «АКАДЕМИЯ АУДИТА» проведет в разумные сроки и по адекватной цене аудит годовой бухгалтерской отчетности. Заполните анкету и пришлите ее нам вместе с оборотной ведомостью или бухгалтерской отчетностью, для получения коммерческого предложения.

Год, за который проверяют аудиторы

Лимит по выручке, млн. руб.

Лимит по активам, млн. руб.

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Видео (кликните для воспроизведения).

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Критерии обязательного аудита

Говоря о практике обязательного аудита, нельзя обойти другой важный вопрос – стоит ли менять критерии, определяющие требования к проведению обязательного аудита, насколько адекватны эти критерии сегодняшней экономической ситуации?

Начиная с 2011 года, были существенно повышены финансовые критерии для проведения обязательного аудита (годовая выручка и валюта баланса), что уменьшило количество организаций, попадающих под проведение обязательного аудита более, чем в два раза.

Анализируя заявленные основания для внесения в закон таких изменений, следует признать несостоятельными доводы о том, что проведение обязательного аудита является серьезным обременением для малого и среднего бизнеса. Более того, ни для кого не секрет, что до сих пор широко распространены использование схем вывода активов в аффилированные и внешне неаффилированные организации, включая офшорные юрисдикции; широко применяются схемы, имеющие целью минимизировать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и т.п. То, что контроль по линии корпоративного управления, равно как и корпоративное законодательство, далеки от совершенства — тоже ни для кого не тайна.

Читайте так же:  Человек получает дивиденды на принадлежащие ему акции

В таких условиях аудиторская проверка нередко становится механизмом обеспечения прозрачности финансовой отчетности и сдерживающим фактором для менеджмента компаний в отношении ее «приукрашивания». Способствовал ли произошедший в 2011 году пересмотр критериев обязательного аудита «обелению» бизнеса и повышению уровня корпоративного управления? Чтобы ответить на этот положительно, нужно очень сильно покривить душой.

Важно понимать, что сокращение круга организаций, обязанных проходить аудиторскую проверку, не только не соответствует интересам аудиторского сообщества, но и интересам государства. Если посмотреть на ситуацию несколько шире, то это также не в интересах самого бизнеса. Если посредством независимого аудита удастся добиться большей прозрачности бизнеса, от этого выиграет бизнес-сообщество. Безусловно, изменение уровня потребительских цен и показатели инфляции являются основанием для изменения финансовых критериев проведения обязательного аудита. При этом изменение показателей не должно приводить к тому, чтобы хозяйствующие субъекты, оказывающие значительное влияние на экономику страны, оказались за рамками требований о проведении обязательных аудиторских проверок.

В целях повышения достоверности и прозрачности финансовой отчетности организаций представляется целесообразным дополнить перечень организаций, финансовая отчетность которых должна подлежать обязательному аудиту, следующими:

— организации, получающие бюджетное финансирование независимо от видов деятельности,

— организации с участием иностранного капитала вне зависимости от показателей выручки и валюты баланса,

— организации, в уставном капитале которых есть любая доля государственной собственности.

Куда сдавать аудиторское заключение

Компания, которая обязана проходить аудиторскую проверку должна сдать заключение в налоговую инспекцию.

Срок сдачи Аудиторского заключения об отчетности компании, требующей обязательный аудит:

  1. Одновременно с бухгалтерской отчетностью;
  2. В течение 10 дней после составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря следующего за отчетным года (№ 402-ФЗ, ст.18, п.5)

Изменились правила сдачи бухгалтерской отчетности за 2019 год. Отменена обязанность сдавать бухгалтерскую отчетность за 2019г. и аудиторское заключение в статистику.

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

Читайте так же:  Может ли предприятие сделать временную регистрацию

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Читайте так же:  Письмо обязательство на проведение аудиторской проверки

Особенности аудита малых предприятий

О критериях малых предприятий в 2018 году мы рассказывали в нашей консультации. А подлежат ли субъекты малого предпринимательства обязательному аудиту и существуют ли особенности аудита малого бизнеса?

Штраф за отсутствие аудиторского заключения

1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), — (в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 113-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как заинтересовать бизнес – сообщество?

К сожалению, типичной является ситуация, когда органы управления организаций утверждают на общих собраниях годовую бухгалтерскую отчетность при отсутствии аудиторского заключения (при этом аудиторская проверка для этого субъекта является обязательной), а также даже при наличии заключения, в котором выражено отрицательное мнение или заявлен отказ от его выражения. Зачастую требования ряда собственников в части превалирования налогового учета над бухгалтерским учетом ведут к низведению роли бухгалтерского учета и годовой бухгалтерской отчетности до уровня «формальной бумажки».

Можно ли заинтересовать в независимом аудите бизнес-сообщество? Реальная польза от обязательного аудита зачастую неочевидна для руководителей организаций и даже для бухгалтеров. Руководители нередко воспринимают обязательный аудит как обременение, главный бухгалтер зачастую рассматривает аудит исключительно как ревизию, создающую для него дополнительные риски.

Можно ли добиться такого результата, когда организации перестанут уклоняться от проведения обязательного аудита не только из страха перед существенными штрафами, но также исходя из понимания, что независимый аудит может быть полезен для их бизнеса? Можно и нужно. У собственника, руководителя, главного бухгалтера есть своя абсолютно объективная заинтересованность в качественном аудите. Разве не заинтересован собственник в том, чтобы иметь объективную, проверенную независимым экспертом информацию о состоянии дел предприятия, достоверных ключевых финансово-экономических показателях? Безусловно, заинтересован. Важно ли для руководителя быть уверенным в адекватности применяемой учетной политики в целях подготовки бухгалтерской отчетности, в качестве организованной системы внутреннего контроля? Несомненно. Заинтересован ли главный бухгалтер в том, чтобы минимизировать свои риски, усовершенствовать систему внутреннего контроля, получить профессиональные, аргументированные ответы по наиболее сложным вопросам бухгалтерского и налогового учета? Разумеется, заинтересован.

Между тем, решение этих задач и собственник, и руководитель, и главный бухгалтер далеко не всегда связывают с аудитом. Более того, существует ряд распространенных заблуждений. Например, некоторые руководители исходят из того, что аудиторское заключение, не содержащее модификаций, – это гарантия от претензий налоговых органов. Также распространенное заблуждение заключается в том, что аудитор участвует или может участвовать в составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности организации. Подобные заблуждения, конечно, осложняют работу аудиторов.

Впрочем, если быть объективными, в некоторых сложившихся стереотипах во многом виноваты сами аудиторы. К примеру, некоторые главные бухгалтеры и руководители отмечают незнание аудиторами отраслевого законодательства, что не способствует повышению эффективности аудита. Таким образом, у руководителей организаций создается представление об аудите как о формальной процедуре, не приносящей ощутимой пользы бизнесу.

Другой пример – жалобы бухгалтеров на то, что некоторые аудиторы работают «как налоговые инспекторы, если не хуже», что зачастую они настроены не столько на проверку ведения учета как таковую, сколько на то, чтобы «разоблачить», «уличить», и т.д.

По этой причине популяризация профессии аудитора, разъяснение бизнес-сообществу сути и предмета аудита является одной из приоритетных задач. Необходимо правильно позиционировать институт независимого аудита, востребованного государством и работающего в интересах бизнес-сообщества. Решение этой задачи поможет не только исключить уклонение от обязательного аудита, но и существенно повысить спрос на аудиторские услуги.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подводя итоги вышесказанного, следует признать, что на сегодняшний день аудит может и должен укрепить свои позиции в качестве наиболее эффективного механизма в общенациональной системе финансового контроля.

Источники

Критерием обязательного аудита является
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here