Методика аудиторской проверки отчетности экономического субъекта

Главное в статье: "Методика аудиторской проверки отчетности экономического субъекта" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Тема 3.10 Аудиторская проверка отчётности экономического субъекта.

Отчётность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Она является завершающим этапом учётной работы. К основным законодательным и нормативным документам, на основании которых составляется отчетность, относятся:

1. Ф З «О бухгалтерском учёте» № 129 – ФЗ от 21.11.1996г.

2. Положение о ведении бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утверждённое приказом Минфина РФ № 34 н от 29.07.1998г.

3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» утв. Приказом МФ РФ № 43 н от 6.07.1999г.

4. Гражданский кодекс РФ.

5. Налоговый кодекс РФ.

По периодичности составления различают квартальную и годовую бухгалтерскую отчётность. Квартальная отчетность состоит из двух форм:

1. Бухгалтерского баланса форма № 1,

2. Отчёта о прибылях и убытках форма № 2.

Годовая бухгалтерская отчётность включает в себя:

1. Бухгалтерский баланс ф. № 1

2. Отчёт о прибылях и убытках ф. № 2

3. Отчет о движении капитала ф. № 3

4. Отчёт о движении денежных средств ф. № 4

5. Приложение к бухгалтерскому балансу ф. № 5

6. Пояснительная записка

7. Аудиторское заключение, если организация подлежит обязательной аудиторской проверке, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчётности.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации и представляется учредителям, собственникам её имущества, органам государственной статистики, государственной налоговой службе, банкам, и другим органам в соответствии с законодательством РФ. Срок сдачи квартального отчета в течение 30 дней по окончании квартала, а годовой – в течение 90 дней по окончании года.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении. Проверка должна проводиться по двум направлениям:

1. Взаимоувязка показателей отчетности между собой по всем формам отчётности.

2. Правильность заполнения форм отчётности на основании Главной книги и других регистров бухгалтерского учёта.

Бухгалтерский баланс является основой бухгалтерской отчётности. В нём отражаются на первое число каждого квартала в денежном выражении состав и размещение средств (имущества) организации – Актив, и источники их образования – Пассив. Актив = Пассиву – это валюта баланса.

Актив баланса состоит из двух разделов:

1. Внеоборотные активы

2. Оборотные активы.

Пассив включает три раздела:

1. Капитал и резервы

2. Долгосрочные обязательства

3. Краткосрочные обязательства.

Для анализа финансового положения аудитор использует систему абсолютных и относительных показателей, отражающих интересы и цели различных пользователей.

Нормируемые показатели — это ликвидность, финансовая устойчивость, прогнозирование банкротства, платежеспособности.

Ненормируемые показатели – это рентабельность чистых активов, рентабельность продаж, коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, собственного капитала.

Показатели оценки экономического потенциала субъекта хозяйствования:

1. оценка имущественного положения (доля основных средств в общей сумме активов, коэффициент износа основных средств),

2. оценка финансового положения ( величина собственных средств, доля собственных средств в общей сумме источников, коэффициент текущей ликвидности, доля собственных оборотных средств в общей их сумме)

3. оценка прибыльности ( чистая прибыль, рентабельность общая, рентабельность основной деятельности)

4. оценка динамичности (оборачиваемость активов, коэффициент погашаемой дебиторской задолженности )

5. оценка эффективности использования экономического потенциала ( доходность собственного капитала, авансированного капитала)

В случае выявления искажения бухгалтерской отчётности аудитор должен оценить их влияние на достоверность проверяемой отчётности во всех отношениях. Аудитор должен включить сведения о выявленных искажениях отчетности в аудиторское заключение. Если аудитор не обнаружил нарушений или обнаружил нарушения, которые не наносят ущерб государству, учредителям или акционерам, он выдает положительное заключение. Если аудитор обнаружил нарушения, которые наносят ущерб государству, учредителям или акционерам, то он даёт время для устранения выявленных нарушений. Если нарушения не исправлены, то аудитор не выдает положительного заключения.

1.Назовите нормируемые показатели для анализа финансового положения;

2. Назовите ненормируемые показатели для анализа финансового положения;

3. Назовите показатели оценки экономического потенциала субъекта хозяйствования:

4. Какие источники информации используются при аудите отчётности экономического субъекта?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9055 —

| 7681 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Аудиторская проверка отчетности экономического субъекта

Нормативные документы

1. Постановление Правительства РФ «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» от 23 сентября 2002 г. стандарт № 1.

2. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации РФ» от 08 февраля 1996 г. № 10.

3. Правила (стандарт) аудиторской деятельности «Действия аудитора при выявлении искажений в бухгалтерской отчетности».

4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

Документы, используемые для проведения аудита

1. Форма № 1 – «Бухгалтерский баланс»; форма № 2 –«Отчет о прибылях и убытках»; форма № 3 – «Отчет об изменениях капитала»; форма № 4 – «Отчет о движении денежных средств»; форма № 5 – «Приложение к бухгалтерскому балансу»; форма № 6 – «Отчет о целевом использовании полученных средств», пояснительная записка.

2. Источник информации принимается во внимание в зависимости от проверяемых статей отчетности.

Объекты проверки отчетности:

  • дебиторская и кредиторская задолженность;
  • наличие и состояние ТМЦ;
  • наличие и состояние ОС;
  • оценка формирования прибыли;
  • формирование фондов и их использование;

Следует помнить, что при проверке отдельных статей отчетности существует взаимосвязь между ними.

В процессе аудита оценивается сопоставимость данных бухгалтерского учета по статьям.

Читайте так же:  Регистрация ооо в налоговом органе

В заключении аудиторской проверки аудиторы должны ознакомиться с предыдущим заключением аудиторской проверки в части достоверности бухгалтерской отчетности за аналогичный период.

В заключении аудитор должен выразить мнение о соответствии методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учета нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет на аудируемом предприятии.

Методика аудиторской проверки отчетности экономического субъекта

Законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки Аудит отчетности на соответствие нормативным документам Аудит отчетности, представляемой в государственные органы и другим пользователям Аудиторская проверка отчетности экономических субъектов Аудит отчетности при реорганизации и ликвидации экономических субъектов Аудит отчетности субъектов малого предпринимательства Действия аудитора при выявлении нарушений законодательства по отчетности [c.375]

Аудиторская проверка отчетности экономических субъектов [c.399]

Первоначально согласно первому критерию — организационно-правовой форме экономического субъекта — обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежали экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества открытого типа (в настоящее время открытого акционерного общества) при наличии на конец отчетного года свыше 100 участников (акционеров). [c.70]

Руководители и иные должностные лица проверяемого экономического субъекта обязаны создать все условия аудитору для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставить всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Запрещается принимать любые меры с целью ограничения круга вопросов, под-. лежащих выяснению при проведении аудиторской проверки. Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудиторской фирмы (аудитора) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с аудиторским заключением — о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудиторской фирмы (аудитора). Аудиторская фирма (аудитор) обязана предоставить экономическому субъекту данную информацию. [c.15]

Обстоятельства, исключающие возможность проведения частнопрактикующим аудитором аудиторской проверки конкретного экономического субъекта, также в соответствии с Временными правилами аудитор является учредителем, собственником, акционером, руководителем или иным должностным лицом экономического субъекта, несущим ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящим с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов). [c.158]

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1355 от 07.12.94 Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке с последующими изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ № 408 от 25.04.95, установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке по следующим критериям (системе показателей). [c.69]

В ходе обязательного аудита все действия аудиторов направлены на достижение главной цели аудиторской проверки — формирование объективного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Это мнение и составляет содержание аудиторского заключения. [c.290]

Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. [c.292]

Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме. Однако для облегчения работы аудиторов и аудиторов-ассистентов для этой цели целесообразно разработать внутрифирменный стандарт, в котором конкретизировать рассмотренные положения и привести примерную форму отчета аудиторской фирмы. [c.294]

Аудитору следует принять во внимание, что проверку данного участка целесообразно осуществлять на соответствие составленных форм отчетности экономического субъекта, приложений к ним и пояснительной записки, а также всех необходимых расчетов, деклараций, справок и т.д. законодательным и нормативным документам. Тем более, что согласно Временным правилам аудиторской деятельности в РФ основная цель аудита состоит в подтверждении достоверности отчетности, а также ее соответствия по составу и формам действующему законодательству. [c.376]

Как правило, аудиторской проверке подвергается отчетность экономического субъекта, которая включает [c.396]

В таблице приводятся показатели, содержащиеся в бухгалтерской отчетности экономического субъекта, источниками формирования которых, являются остатки и обороты по счетам бухгалтерского учета, составляющим объект аудита, в соответствии с Программой аудиторской проверки. При этом в таблице приводятся только те формы бухгалтерской отчетности, которые содержат показатели, относящиеся к соответствующему объекту аудита. Например с стандарте «Методика аудита операций по учету основных средств, нематериальных активов и капитальных вложений» объектами аудита являются [c.54]

В ходе аудита должно быть получено достаточное количество качественных аудиторских доказательств (как правило, из нескольких источников и разными методами), которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При проведении аудита следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Тем не менее сложность и трудоемкость осуществления той или иной процедуры не могут считаться основанием для отказа от нее, если необходимость проведения данной процедуры обусловлена обстоятельствами проверки. [c.26]

К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом контролю ведения учета и составления отчетности контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта. [c.41]

Бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке по критериям (системе показателей) деятельности, о которых говорилось в п. 1.8. [c.63]

Существует предположение о том, что финансовая отчетность экономического субъекта содержит искажения, которые способны повлиять на достоверность финансовой отчетности и стать причиной ее фактического непредставления в соответствии с законодательно установленными принципами бухгалтерского учета и отчетности. Обнаруженные при проведении аудиторской проверки искажения могут считаться материальными в том случае, если их сущность и значение по отношению к другим статьям финансовой отчетности являются достаточными для того, чтобы повлиять на представление или непредставление финансовой отчетности в соответствии с законодательно установленными принципами ведения бухгалтерского учета. Материальность (существенность), таким образом, служит критерием, позволяющим судить о влиянии обнаруженных искажений на финансовую отчетность экономического субъекта. [c.117]

Читайте так же:  Привилегированные акции лукойл

На этапе непосредственного проведения аудиторской проверки аудитор может выполнять аналитические процедуры при исследовании необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности экономического субъекта. [c.167]

Правилом (стандартом) аудиторской деятельности в Российской Федерации Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита устанавливаются требования к аудиторской фирме или аудитору, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя при осуществлении проверки выполнения экономическим субъектом положений законодательных и других нормативных актов, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта. [c.206]

Аудиторские доказательства. В ходе проверки аудитор должен получить достаточное количество качественных аудиторских доказательств, позволяющих сформировать мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При этом виды аудиторских доказательств, источники и методы их получения могут быть разными. Собирая аудиторские доказательства, аудитор должен следовать требованиям, установленным Правилом (стандартом) Аудиторские доказательства [26]. Получение аудиторских доказательств у клиента, использующего АИС, значительно упрощает процесс их получения. Аудитор может при получении доказательств опираться на саму систему обработки, максимально используя ее возможности для получения нужной ему информации. Он активно применяет такие методы, как тестирование данных, сплошной либо выборочный перерасчет, прослеживания движения хозяйственной операции от регистрации ее в документе до отражения на счетах бухгалтерского учета, аналитические процедуры для анализа и оценки полученной информации, исследования важнейших финансовых и экономических показателей работы проверяемого субъекта, составление альтернативных балансов и т.д. При этом, чем больше автоматически формируемых отчетов позволяет получать используемая клиентом АЙС-БУ, тем больше различных тестов на согласованность [c.346]

ОШИБКА ВЫБОРКИ ДОПУСТИМАЯ — в аудите максимальное значение ошибки (ошибок) в бухгалтерском учете или отчетности экономического субъекта, обнаруженной аудитором в ходе аудиторской выборки, в пределах которой аудитор все еще может сделать вывод о достоверности в целом данных, подлежащих проверке в ходе этой выборки. [c.219]

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРОВ. Заключение аудиторской фирмы (аудитора) о бухгалтерской отчетности экономического субъекта — это документ, который а) является результатом аудиторской проверки, представляет мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности этой отчетности б) имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов гос. власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов [c.17]

Если в результате проведения аудиторской проверки были выявлены какие-либо существенные искажения бухгалтерской отчетности, то в прилагаемой к аудиторскому заключению бухгалтерской отчетности экономический субъект должен устранить эти искажения, т.е. она составляется с учетом поправок, предложенных аудиторской фирмой. [c.253]

На этапе непосредственного проведения аудиторской проверки аудитор может выполнять аналитические процедуры в сочетании с другими аудиторскими процедурами (тестирования контрольных моментов, проверок хозяйственных операций по существу и т. д.). Такое сочетание дает особо ценные результаты при исследовании необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности экономического субъекта. [c.72]

На этапе непосредственного проведения аудиторской проверки аудитор может выполнять аналитические процедуры в сочетании с другими аудиторскими процедурами при исследовании необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности экономического субъекта. [c.115]

Видео (кликните для воспроизведения).

Целью Правила (Стандарта) является установление требований к аудиторской фирме или аудитору, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, при осуществлении проверки выполнения экономическим субъектом положений законодательных и других нормативных актов, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта. [c.151]

При проведении первичного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторской организации следует провести проверку достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности. [c.171]

При проверке операций экономического субъекта со связанными сторонами аудиторская организация должна получить достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие достичь приемлемой уверенности в отношении того, правильно ли существенные операции такого рода отражены и раскрыты в учете и бухгалтерской отчетности экономического субъекта. [c.204]

В случае невозможности использовать результаты работы другой аудиторской организации и осуществить необходимые дополнительные процедуры в отношении показателей подразделения, аудит которых проводит другая аудиторская организация, основная аудиторская организация может рассмотреть вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта условно положительного аудиторского заключения или отказе от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в связи с ограничением объема аудиторской проверки. [c.220]

АУДИТ ПЕРВИЧНЫЙ — аудит бухгалтерской отчетности экономического субъекта, если он впервые подлежит аудиту или прошел предыдущую аудиторскую проверку у другой аудиторской организации. [c.238]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ АУДИТОРА ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ — заключение аудитора, которое составляется в том случае, если аудитор считает, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта содержит существенные искажения и может ввести в заблуждение пользователя бухгалтерской отчетности и (или) в случае, если в ходе аудиторской проверки аудитором были отмечены существенные отклонения порядка ведения бухгалтерского учета от предусмотренного нормативными актами, действующими в Российской Федерации, и при этом аудитор считает, что по итогам аудита не может быть составлено условно положительное заключение аудитора. [c.243]

Аудит отчетности экономического субъекта

Основным нормативным документом, регулирующим аудиторскую деятельность, является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008г. В нем дается определение аудита. Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Задачами проверки являются:

1. формулировка целей аудита бухгалтерской отчетности;

2. описание основополагающих принципов, связанных с аудитом бухгалтерской отчетности;

3. установление порядка определения объема аудиторской проверки и характеристика основных мероприятий, проводимых в ходе аудита бухгалтерской отчетности;

4. обозначение уровня аудиторских гарантий и рамок ответственности проверяемого экономического субъекта аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в отношении бухгалтерской отчетности указанного субъекта.

Читайте так же:  Перечень документов для государственной регистрации юридического лица

В ходе проверки аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Цели аудита бухгалтерской отчетности

1. Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

2. Целями аудита бухгалтерской отчетности являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

3. В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

— соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

— соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

4. Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.

5. Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

При проведении ауд. проверки, в т.ч. при планировании аудита, ауд. организация должна учитывать возможное наличие искажений бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта. В то же время ауд. орг-ии не следует в процессе аудита специально вести поиск фактов, указывающих на наличие искажений Бухгалтерской отчетности.

Виды нарушений, ведущие к появлению искажений, такие, как:

а) отклонения от установленных законодательством правил ведения бухгалтерского учета;

б) отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики;

в) нарушения гражданского, налогового и валютного законодательства

г) прочие виды нарушений, влияющих на искажение Бухгалтерской отчетности.

Ауд. орг-ия должна включить сведения о выявленных искажениях Бухгалтерской отчетности в ауд. заключение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9055 —

| 7681 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Внутренний финансовый аудит: подтверждение достоверности бюджетной отчетности

Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии бюджетного учета, установленной Минфином России, Бюджетный кодекс выделяет в отдельную цель внутреннего финансового аудита. Это делает соответствующую проверку обязательной к проведению. В статье даны рекомендации, каким образом осуществить это контрольное мероприятие с использованием риск-ориентированного подхода.

Елена Олеговна МЕТЕЛЬКОВА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации класса

Екатерина Васильевна ПОНОМАРЕВА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации класса

Смарта 2018 года в связи с утверждением постановления Правительства РФ от 24 марта 2018 года № 325 субъект внутреннего финансового аудита обязан проводить аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности с применением основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита. Кроме того, аудитор должен проверять соблюдение главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности.

В этой связи перед участниками бюджетного процесса, на которых в соответствии со статьей Бюджетного кодекса возложены бюджетные полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, стоит задача по применению риск-ориентированного подхода при организации аудиторской проверки подтверждения достоверности отчетности. Сама по себе эта проверка является наиболее сложной ввиду отсутствия единой методологии ее проведения.

Без учета рисков

До применения риск-ориентированного подхода аудит заключался в выборочной или сплошной проверке фактов финансово-хозяйственной жизни, совершаемых экономическим субъектом, а также своевременности и правильности их отражения в бюджетном учете и отчетности. Объем данных отчетности, подлежащих проверке, определялся исходя из профессионального суждения аудитора, что не позволяло четко систематизировать проверку, предварительно определив основные этапы ее проведения. Выводы о достоверности бюджетной отчетности аудитор также делал на основании своего профессионального суждения по результатам аудиторской проверки. По срокам аудиторская проверка начиналась уже после официальной сдачи бюджетной отчетности в органы внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Это, безусловно, снижало ее эффективность с точки зрения минимизации рисков, связанных с выполнением внутренней бюджетной процедуры по формированию бюджетной отчетности, а следовательно, и эффективность самого внутреннего финансового аудита.

Задачей внутреннего финансового аудита должна быть не только констатация свершившегося факта нарушения — указание недостоверных данных в бюджетной отчетности, — но и подготовка предложений по принятию мер, направленных на предотвращение риска искажения показателя, которое может быть выявлено в ходе проверок государственного финансового контроля. Определение методологии проведения аудиторской проверки достоверности отчетности, основанной на риск-ориентированном подходе, как раз и должно быть направлено на решение вышеуказанной задачи.

Вероятность и существенность

Риск искажения бюджетной отчетности, как и любой другой бюджетный риск, имеет два критерия оценки — вероятность допущения ошибки и существенность ошибки.

Вероятность представляет собой степень возможности наступления какого-либо события, в нашем случае искажения показателя. Предлагается определять ее на основе анализа организации ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности. То есть нужно смотреть, насколько документы учетной политики соответствуют методологии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, достаточно ли их количества для совершения операций. Необходимо определить своевременность и полноту предоставления этих документов, проводится ли инвентаризация активов и обязательств, какова степень автоматизации бюджетного учета операций. Кроме того, для ответа на вопрос о вероятности риска используется информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также результаты оценки качества финансового менеджмента в части показателей, характеризующих процедуру ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

Читайте так же:  Заявление на ликвидацию ооо образец один учредитель

Важно

Принятие Федерального закона от 29 мая 2019 года № 113?ФЗ, которым внесены изменения в статью 15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях, позволило определить четкие критерии установления существенности ошибок, допущенных при составлении бюджетной отчетности. Указанная статья теперь дает конкретные определения для нарушения требований к ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. Предполагается возможным применять соответствующие этим определениям критерии при выведении оценочного значения существенности ошибки.

Существенность ошибки определяет оценочную (прогнозируемую) величину искажения показателя и ее влияние на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений. Соответственно, существенность предлагается оценивать по наличию первичных учетных документов, правильности ведения бюджетного учета, отклонениям, выявленным по контрольным соотношениям в ходе проводимой камеральной проверки.

Выбор показателей

Аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности можно разделить на два блока:

  • формирование суждения о достоверности показателей отчетности экономического субъекта как получателя бюджетных средств;
  • проверка соблюдения порядка составления консолидированной отчетности, установленного Минфином России, в том числе положений СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года № 260н (рисунок 1).

Рисунок 1. Этапы подтверждения достоверности бюджетной отчетности

Ограниченность сроков проведения проверки и трудовых ресурсов субъекта внутреннего финансового аудита не позволяет провести полную проверку бюджетной отчетности экономического субъекта, в связи с чем формирование суждения о достоверности бюджетной отчетности осуществляется на основе оценки рисков искажения ее показателей. Но прежде, чем приступить к оценке риска, субъекту аудита необходимо осуществить выборку показателей, а также определить, на предмет чего в обязательном порядке будут проверяться факты финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, отраженные в бюджетном учете и отчетности.

Нужна методология

Вопрос о том, каким образом приметить риск-ориентированный подход при проведении аудиторской проверки достоверности отчетности, недостаточно регламентирован. В Методических рекомендациях по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Минфина России от 30 декабря 2016 года № 822, дано определение бюджетного риска и критерии, по которым оценивается риск искажения бюджетной отчетности. При этом не определены критерии выборки и отбора данных, подлежащих проверке.

Таким образом, методика применения риск-ориентированного подхода при подтверждении достоверности отчетности должна описывать:

  • порядок осуществления выборки данных, подлежащих обязательной проверке, с учетом оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
  • порядок определения предмета проверки отобранных данных;
  • порядок оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
  • алгоритм формирования профессионального суждения о достоверности бюджетной отчетности субъектом аудита с учетом указанной оценки рисков.

Подтверждение достоверности отчетности является одной из целей внутреннего финансового аудита, осуществляемого участниками бюджетного процесса, определенными положениями статьи Бюджетного кодекса. Это значит, что методология подтверждения достоверности отчетности должна либо предусматривать этап консолидации бюджетной отчетности (для участников бюджетного процесса, имеющих подведомственных получателей бюджетных средств) либо его не учитывать (в случае отсутствия подведомственных получателей бюджетных средств).

Нами будет рассмотрена методология подтверждения бюджетной отчетности, предусматривающая этап консолидации бюджетной отчетности участниками бюджетного процесса, имеющими подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств.

Нечисловые значения

При осуществлении субъектом аудита оценки рисков искажения показателей бюджетной отчетности может возникнуть сложность с показателями, которые не имеют числового значения. Это показатели, которые, например, раскрывают особенности ведения бюджетного учета, указывают перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъекта отчетности, и другую информацию, раскрываемую в пояснительной записке к бюджетной отчетности, определенной требованиями СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». В этом случае определение значения критерия существенности ошибки субъектом аудита должно формироваться на основании его профессионального суждения с учетом требований СГС «Концептуальные основы».

Полноту информации мы рассматриваем как степень раскрытия в бюджетной отчетности сведений, наличие которых предусмотрено Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ ( Утверждена приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н.), и подтверждения фактов осуществления контрольных действий при формировании соответствующих сведений.

Информация соответствует признакам нейтральности, если она позволяет принимать объективные (непредвзятые) управленческие решения или формировать объективные (непредвзятые) профессиональные суждения.

В целях определения итогового значения существенности ошибки также предполагается использовать критерии искажения бюджетной отчетности, предусмотренные статьей 15.15.6 КоАП РФ.

Оценка рисков искажения показателей консолидированной бюджетной отчетности предлагается проводить на основе критерия существенности ошибки. При этом его оценка производится на предмет соблюдения порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности в соответствии с методологией, установленной Минфином России, с учетом результатов внутриформенного и межформенного контроля. Также необходимо учесть результаты ранее проведенных контрольных мероприятий органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Период проверки

Что касается периода, в отношении которого проводится аудиторская проверка, то известны случаи, когда субъекты внутреннего финансового аудита предпочитали проводить аудит отчетности за девять месяцев текущего года. При этом аудитору необходимо помнить о возможности ретроспективного применения измененной учетной политики согласно СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденному приказом Минфина России от 30 декабря 2017 года № 274н. Использование этой возможности объектом аудита может отразиться на корректности и достаточности выводов по результатам аудита. Представляется более целесообразным проводить аудит достоверности годовой бюджетной отчетности в срок до окончания контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля. Такой срок предлагается не случайно. Необходимо понимать, что выявление нарушений не является самоцелью внутреннего финансового аудита. В качестве одной из главных его задач мы рассматриваем снижение бюджетных рисков, для чего результаты аудита должны передаваться объектам в сроки, когда они действительно актуальны, в том числе в период, в котором допускается внесение экономическим субъектом исправлений в бюджетную отчетность.

Читайте так же:  Смена генерального директора сколько дней

В ходе проведения проверки представляется возможным сообщать структурным подразделениям экономического субъекта о выявленных недостатках и нарушениях в целях их своевременного реагирования и исправления ошибок до направления бюджетной отчетности органам государственного финансового контроля. При этом в документах, формируемых по результатам проверки, рекомендуется отражать результаты аудита в полной мере, с указанием на то, что недостатки или нарушения были устранены в ходе проведения проверки (рисунок 2).

Рисунок 2. Исправление ошибок в период проведения аудиторской проверки при риск-ориентированном подходе

Таким образом, рассмотренные выше рекомендации по подтверждению достоверности отчетности с применением риск-ориентированного подхода позволяют структурировать проведение соответствующей проверки и определить основные вопросы программы контрольного мероприятия.

Методика аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности малых предприятий

Профессиональное суждение

В настоящее время четкого определения понятия «профессиональное суждение» нет. Вместе с тем оно является основополагающим при формировании выводов о достоверности бюджетной отчетности. Поэтому главный вопрос, которым задается субъект внутреннего финансового аудита при проведении проверки: на основании каких данных и оценок формируется суждение о достоверности бюджетной отчетности?

Утвержденный 31 декабря 2016 года СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» определил в качестве критериев, на которые должно опираться профессиональное суждение, полноту, нейтральность и отсутствие существенных ошибок данных бюджетной отчетности.

При передаче полномочий

Особенности системы бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства

Аудит малых предприятий проводится с применением всех правил проведения аудиторских проверок, но малые экономические субъекты имеют свои специфические особенности, которые оказывают влияние на порядок проведения аудита таких субъектов. Данные особенности вызваны следующими факторами:

ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;

преобладающее влияние владельца или единоначального руководителя на все стороны деятельноститакого экономического субъекта.

При планировании соответствующих аудиторских процедур аудиторские организации, выбирая методику аудита, руководствуются в первую очередь соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких экономических субъектов, а не только критериями отнесения организации к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами Российской Федерации.

Во время аудита малых экономических субъектов особое внимание уделяется следующим потенциальным факторам риска:

учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;

руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;

вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;

в условиях малых экономических субъектов возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;

если малый экономический субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги, возможна ситуация, когда выручка не фиксируется или занижается (с целью нарушения требований налогового законодательства), а расходы завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников);

при ограниченном числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.

В малых экономических субъектах дополнительный риск средств контроля возникает в области использования систем компьютерной обработки данных. Если в таком экономическом субъекте применяется единичный компьютер с упрощенной программой учета, для единичного бухгалтера или ограниченного числа учетных работников появляется возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом менять программную оболочку и базы данных, вносить в систему операции «задним числом», проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке.

Преобладающее влияние владельца и (или) единственного руководителя на все стороны деятельности малого экономического субъекта может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достоверность бухгалтерской отчетности такого субъекта. С одной стороны, персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета экономического субъекта в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным причинам затруднены или невозможны. С другой стороны, преобладающее влияние руководителя может способствовать нарушению общеустановленных контрольных процедур, повышать риск нарушения законодательства, способствовать появлению преднамеренных существенных искажений бухгалтерской отчетности.

Аудиторской организации добивается того, чтобы система бухгалтерского учета малого экономического субъекта отвечала следующим требованиям: [п. 3.4 правила (стандарта) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита»]

операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;

операции в учете зафиксированы в правильных суммах;

операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета;

зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности;

ограничена возможность появления злоупотреблений.

В результате изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля малого предприятия аудитор может оформить полученные результаты в виде таблицы (Приложение А).

Видео (кликните для воспроизведения).

Поскольку документирование изучения и оценки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должно соответствовать масштабу проверяемого экономического субъекта, для малых экономических субъектов такое документирование может проводиться в упрощенном виде по сравнению с документированием иных экономических субъектов.

Источники

Методика аудиторской проверки отчетности экономического субъекта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here