Методика аудиторской проверки учета расчетов с бюджетом

Главное в статье: "Методика аудиторской проверки учета расчетов с бюджетом" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Методика аудиторской проверки учета расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами — подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Этот объект проверки имеет особое значение, поскольку определяет полноту выполнения обязательств хозяйствующего субъекта перед государством

По каждому виду расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами аудитор должен проверить:

· состояние внутреннего контроля этих расчетов (путем тестирования);

· правильность определения налогооблагаемой базы (с помощью таких приемов контроля, как прослеживание, сканирование, сверка документов и регистров учета);

· правильность применения ставок налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, пересчета);

· правильность применения льгот при расчете и уплате налогов (путем прослеживания, сверки с нормативными материалами, изучения особенностей организации и т.д.);

· правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ресурсам (путем прослеживания, изучения первичных документов, пересчета арифметических данных);

· полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности (путем проверки платежных документов, налоговых расчетов и т.д.);

· правильность оформления первичных платежно-расчетных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей (путем сканирования, сверки данных различных регистров учета).

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются расчетные ведомости по начислению заработной платы, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 68, 69, 70, 76, 84, 90, 91, 99 и др.. Главная книга, «Баланс» (ф. № 1), «Отчет о прибылях и убытках» (ф. № 2), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам и пр.

Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, аудитор должен помнить, что налогооблагаемая база, ставки и другие параметры начисления налогов в предыдущем периоде могли меняться, вследствие чего необходимо пользоваться нормативными материалами, учитывающими все внесенные в них изменения и дополнения.

Учитывая нестабильность налогового законодательства РФ еще на стадии предварительного этапа аудиторской проверки аудитор должен выяснить какие налоги должен платить аудируемый объект, на сколько полно он выполняет свои обязательства и какими нормативными документами пользуется при расчете налогов.

Полезно также ознакомиться с результатами предыдущих налоговых проверок предприятия органами Государственной налоговой инспекции. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущенные в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.

Детальной проверки требуют расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, НДС, акцизам, налогу на доходы физических лиц, налогам, сборам во внебюджетные государственные фонды. Именно на долю этих налогов приходится основная масса платежей предприятия в бюджет, а также нарушений налогового законодательства и обусловленных этими нарушениями финансовых санкций (штрафов, пеней и др.).

Аудитору следует помнить, что учет расчетов с бюджетом по налогам ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», по сборам во внебюджетные фонды (социальному страхованию, с Фондом социального страхования, Пенсионным фондом. Фондом обязательного медицинского страхования) — на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет организуется по каждому налогу и сбору на соответствующих субсчетах указанных счетов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/3_161229_metodika-auditorskoy-proverki-ucheta-raschetov-s-byudzhetom-i-gosudarstvennimi-vnebyudzhetnimi-fondami.html

Вопрос 14: Аудит учета расчетов с бюджетом по налогообложению

Методика аудита налогообложения — это перечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в процессе аудита налогообложения.

Аудит расчетов по налогам и сборам – является одним из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Сегодня задачами бухгалтерского учета являются не только регистрации фактов хозяйственной деятельности, а также предоставление иноформации для принятия решений финансовых служб предприятия. Это относится и к учету расчетов по налогам и сборам — раньше бухгалтер производил лишь несколько бухгалтерских записей, в настоящее время кроме этого требуется выполнить налоговые расчеты с учетом различных вариантов исчисления налогов, а также отразить текущие и отложенные налоги.

Целью аудита расчетов с бюджетом является высказывание аудитором мнения о соответствии этих расчетов по всем налогам и сборам, во всех существенных аспектах, нормативным документам, которые регламентируют порядок их начисления и уплаты соответствующим уровням бюджета.

Аудит расчетов по налогам и сборам имеет следующие задачи:

— проверка состояния расчетов с бюджетом;

— проверка правильности налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов;

— проверка соответствия систем бухгалтерского и налогового учета предприятия действующему законодательству.

Аудит расчетов по налогам и сборам является сложным видом аудита и требует тщательной проверки каждого налога. В процессе проведения аудита расчетов по налогам и сборам проверяются налоговые базы по проверяемым налогам, проверяется система налогового учета и налоговая отчетность предприятия. В ходе проводимого аудита производится сбор информации для дальнейшей оптимизации налогообложения предприятия. Аудит расчетов по налогам и сборам даёт возможность полностью оценить систему налогового учета в компании.

Аудитор прежде всего должен установить, по каким платежам и налогам предприятие ведет расчеты с бюджетом. Аудит расчетов по налогам и сборам включает следующие процедуры:

— проверка исчисления налогооблагаемых баз;

— проверка правильности применения ставки налогов и платежей;

— проверка расчетов с бюджетом;

— проверка правильности применения льгот;

— проверка 68-го счета «Расчеты по налогам и сборам».

Для проверок необходимо иметь в распоряжении нормативную базу (инструкции, положения, ставки налогов и др.) либо в компьютере (информационно-справочные системы типа “Гарант” “Консультант-плюс” и др.), либо в виде справочников и специальных таблиц. Это значительно сокращает трудоемкость, проверок.

Читайте так же:  Фнс срок регистрации ооо

Синтетический учет по счету 68 ведется в журнале-ордере по счету 68, а аналитический (по видам налогов и платежей) – в ведомости по счету 68 или на карточках (при журнально-ордерной форме учета).

Аудитору также следует проверить отражение расчетов с бюджетом по налогам в отчетных формах: балансе (форма № 1), отчете о финансовых результатах (форма № 2). Так, в балансе (форма № 1) дебиторская задолженность показывается по стр. 236 (прочие дебиторы), а кредиторская задолженность – по стр. 626 (задолженность перед бюджетом). В отчете о финансовых результатах (форма № 2) по стр. 150 проверяется, как отражен налог на прибыль.

Вопрос 15: Аудит учета движения денежных средств

Целью аудиторской проверки учета движения денежных средств яв­ляется установление соответствия применяемой в органи­зации методики учета операций по дви­жению денежных средств, действующим в Рос­сийской Федерации в проверяемом периоде, нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

Источники проверки

: Положение об учетной полити­ке предприятия, кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, выписки банка, учетные регистры к счету 50, 51, 52, 55, журнал-ордер по счету 50, 51, 52, 55, Главная книга, баланс, отчет о движении денежных средств.

Учет движения денежных средств целесообразно проверять сплошным методом.

Аудиторская проверка операций по движению денежных средств организует­ся в такой последовательности:

— инвентаризация кассы и обследование условий хране­ния денежных средств;

— проверка правильности документального оформления операций;

— проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

— аудиторская проверка правильности списания денег в расход;

— проверка соблюдения кассовой и финансовой дисцип­лины;

— проверка правильности отражения операций на сче­тах бухгалтерского учета;

— оформление результатов проверки.

При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и со­хранностью денежных средств и других ценностей в организации. С помощью тестирования аудитор произво­дит предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые учас­тки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации.

Прибыв на место проверки, аудитор сразу проводит инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе.

Результаты инвентаризации оформляют актом, кото­рый подписывает кассир и главный бухгалтер организа­ции. Акт является письменным аудиторским доказатель­ством, и его данные необходимы для дальнейшей проверки.

Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой ауди­тор выясняет: обеспечена ли сохранность денег при дос­тавке из банка и во время выдачи заработной платы; име­ется для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф; застрахована ли касса организа­ции; соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа); соблюдается ли установленный ли­мит хранения денежной наличности по отдельным датам.

По организации, не представившей расчет на установ­ление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность –сверхлимитной (п. 2.5 Положения).

Превышение установленных лимитов в кассе допуска­ется лишь в течение 3 рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетру­доспособности работникам организации (в районах Край­него Севера – 5 дней).

Если отсутствует справка банка об установлении ли­мита остатка кассы или выявлены случаи превышения лимита остатка кассы, аудитор предупреждает клиента о возможных штрафных санкциях, установленных Указом Президента РФ

Денежные средства поступают в кассу из банка, от ра­ботников организации в оплату каких-то услуг, как ос­татки неиспользованных авансов и др.

Аудитор проверяет полноту и своевременность оприхо­дования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему по­лучению наличных денег). Чековые книжки, корешки ис­пользованных чеков, а также неиспользованные чеки хра­нятся у главного бухгалтера предприятия в условиях, ис­ключающих возможность их утери. Испорченные чеки должны быть погашены надписью «аннулировано» и хра­нятся подклеенными к корешкам чеков.

Направления использования денежных средств и их целевое назначение организация определяет по своему ус­мотрению. Однако, коммерческие банки могут проверять целевое использование организациями полученных в бан­ках денежных средств и при необходимости предъявлять к ним соответствующие требования.

Аудитор тщательно проверяет полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производ­ства, общественного питания, услуг вспомогательных и обслуживающих производств, жилищно-коммунального хозяйства, если данные хозяйства имеют место на иссле­дуемом предприятии. При этом он сверяет записи в кассо­вой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, на­кладными и счетами (счетами-фактурами) по реализации продукции (работ, услуг).

Типичные ошибки:

отсутствие договора о полной материальной ответствен­ности с лицом, исполняющим обязанности кассира;

— несоблюдение установленного лимита расчетов налич­ными деньгами между юридическими лицами;

— отсутствие первичных кассовых документов;

— оформление кассовых документов с нарушением уста­новленных требований;

— некорректное отражение операций с денежными средствами в учет­ных регистрах;

— формальное проведение инвентаризации кассы;

— арифметические ошибки при подсчете оборотов и ос­татков;

— арифметические ошибки и нестыковка данных при за­полнении формы № 4 «Отчет о движении денежных средств».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11005 —

| 7446 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/1_128888_vopros—audit-ucheta-raschetov-s-byudzhetom-po-nalogooblozheniyu.html

80 Аудит расчетов с бюджетом

Цель аудита расчётов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами подтверждение правильности расчётов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Источники информации: Положение об учётной политике предприятия;

Бухгалтерский баланс (ф. № 1); Отчёт о прибылях и убытках (ф. № 2); Декларации по отдельным налогам и платежам; Расчётные ведомости по начислению з/п; Журналы учёта полученных и выставленных счетов-фактур; Книга покупок; Книга продаж; Учётные регистры (карточки, ведомости, Ж-О, машинограммы) по сч. 19 «НДС», 68 «Расчёты по налогам и сборам », 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчёты с разными Дт и Кт», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»; Гл. книга.

Читайте так же:  Форма р13001 образец заполнения при смене учредителя

Проверка взаимоотношений с бюджетом является для аудитора объектом особого внимания, так как его за­ключение, подтверждающее правильность расчетов и реальность задолженности, может быть принято нало­говой инспекцией, а может быть и поставлено под сомне­ние. Налоговая инспекция имеет право перепроверить правильность представленного аудиторами заключения в случаях, если ею будет установлена недоброкачествен­ность аудита, приведшая к ущемлению интересов бюд­жета.

Аудитору необходимо проверить:

— правильно ли исчислены налогооблагаемые базы;

— правильность исчисления прибыли переходного периода;

— правильно ли применены ставки налогов и пла­тежей;

— своевременно ли и полностью уплачены платежи в бюджет;

— правильно ли и обоснованно применены льготы;

— правильно ли ведется аналитический и синтети­ческий учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сбо­рам»;

— соответствуют ли записи аналитического и синте­тического учета записям в Главной книге и балансе пред­приятия.

неверное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

неправомерное возмещение «входящего» НДС;

ненадлежащее ведение учёта (искажение выручки от реализации, издержек);

неправильное определение налоговых льгот;

несоответствие данных аналитического учёта по отдельным налогам , данным синтетического учёта и показателям отчётности;

нарушение сроков платежей по налогам;

несоблюдение финансовой дисциплины по налогам.

http://studfile.net/preview/8977603/page:37/

Ревизия (аудит) учета расчетов с бюджетом

Целью проверки расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей.

Проверка данных видов расчетов должна осуществляться по следующим направлениям:

– проверка правильности начисления, полноты и своевременности перечисления отчислений в государственные целевые бюджетные фонды;

– проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты республиканских налогов и сборов;

– проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты областей и г. Минска;

– проверка местных налогов и сборов;

– проверка расчетов с государственным внебюджетным Фондом социальной защиты населения Республики Беларусь.

По каждому виду расчетов с бюджетом ревизор (аудитор) должен проверить:

– состояние внутреннего контроля этих расчетов;

– правильность определения налогооблагаемой базы;

– правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

– правильность применения ставок налогов, сборов и отчислений;

– правильность применения льгот при расчете и уплате налогов;

– правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ценностям;

– полноту и своевременность начисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности;

– причины просрочки платежей и на чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременности перечисления средств, и по предотвращению допущенных нарушений;

– правильность оформления первичных расчетно-платежных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей.

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам являются: расчетные ведомости по начислению заработной платы, выписки банка с приложенными к ним документами, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 90, 91, 92, 68, 69, 70, 99 и др., Главная книга, бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам, акты проверок, проведенных налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения, регистры налогового учета и др.

При проверке расчетов с бюджетом следует руководствоваться действующей законодательной и нормативной правовой базой Республики Беларусь в области налогообложения (Указы, Декреты Президента Республики Беларусь, Законы о бюджете, о налогах, постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, инструкции областных Советов депутатов и др.).

На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким налогам и платежам организация ведет расчеты с бюджетом, а также ознакомиться с результатами предыдущих налоговых проверок инспекцией Министерства по налогам и сборам. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.

На следующем этапе контроля целесообразно установить достоверность сальдо расчетов по каждому виду уплачиваемых налогов. Для этого необходимо сопоставить данные аналитического учета по каждому налогу, отраженного в ведомостях-машинограммах, с налоговыми декларациями, с записями в Главной книге по отдельным субсчетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этой цели можно также использовать материалы актов сверки расчетов с налоговыми службами.

В ходе проверки особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли организации, заработной платы персонала).

При проверке правильности исчисления НДС особое внимание необходимо обратить на расчет НДС по недостачам, хищениям и порче товаров сверх норм естественной убыли, прочему выбытию основных средств и нематериальных активов, по излишкам основных средств и нематериальных активов, принятым на учет по результатам инвентаризации, и обоснованность налоговых вычетов по НДС, так как исходя из анализа материалов проверок налоговых органов наибольшее число ошибок, допускаемых организациями, приходится на эти ситуации.

При проверке исчисления налога на прибыль детальной проверке должны быть подвергнуты состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, а также обоснованность применения льгот по суммам прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного и жилищного назначения.

25. Ревизия (аудит) удержаний, производимых
из заработной платы

Основными задачами контроля расчетов с рабочими и служащими по оплате труда являются проверки: правильности и своевременности расчетов с работниками и служащими по оплате труда на предприятиях и в организациях; соблюдения действующего законодательства о труде; правильности применения должностных окладов, тарифных ставок, сдельных расценок и ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

Читайте так же:  Документы для регистрации юридического лица ооо

Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам 70, 76, первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда, листки о временной нетрудоспособности, нормативно-правовая документация, регулирующая эти операции.

Видео (кликните для воспроизведения).

Проверяющие должны руководствоваться действующим законодательством о труде, учредительными документами и уставом предприятия.

Начинать проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда следует с установления соответствия показателей аналитического учета по оплате труда данным синтетического учета по счету 70 в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70 на первое число месяца в Главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами расчетно-платежных ведомостей.

Затем изучаются достоверность первичных сведений, порядок и последовательность их заполнения. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени и графиков работы.

При повременной оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной – выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок.

На следующем этапе контроля выборочно проверяется правильность начисления оплаты труда. Особое внимание уделяется проверке правильности начисления дополнительной оплаты труда, одним из основных видов которой является оплата отпусков.

Проверяется правильность произведенных удержаний из оплаты труда. При этом нужно установить их документальную обоснованность и законность, своевременность перечисления удержанных сумм по назначению: бюджету, торговым организациям, истцам.

В процессе контроля проверяется также расходование средств Фонда социальной защиты населения, и прежде всего на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Эти пособия начисляются на основании листков нетрудоспособности.

При проверке положения по оплате труда на предприятии большое значение имеет проверка обоснованности установленной численности управленческого персонала предприятий, правильности применения должностных окладов и установленных надбавок к ним. Проверка расчетно-платежных ведомостей, табелей учета рабочего времени, приказов о назначении работников определяет соблюдение штатной дисциплины.

Следует проверить правильность арифметических подсчетов в документах на начисление и выплату заработной платы. Обычно правильность начисления и выплаты заработной платы проверяется выборочным путем.

Необходимо тщательно проанализировать соблюдение сроков и полноту выдачи зарплаты, причины несвоевременности этих расчетов и меры, принимаемые субъектом хозяйствования по улучшению расчетной дисциплины по оплате труда. Обязательной является выборочная проверка правильности отнесения расходов по заработной плате на определенный вид затрат. Неправильное отражение производственных расходов на счетах бухгалтерского учета может иметь место из-за низкой квалификации бухгалтерских работников. При этом ставится вопрос об исправлении отчетности, а ошибки, допущенные бухгалтерией в расчетно-платежной ведомости, могут быть исправлены в течение месяца.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8623 —

| 7455 — или читать все.

http://studopedia.ru/7_87802_reviziya-audit-ucheta-raschetov-s-byudzhetom.html

1.3 Методика аудита расчета с бюджетом по налогам и сборам

Методика аудита налогообложения — это перечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в процессе аудита налогообложения. Целью методики аудита налогообложения является представление руководства по практическому применению основных принципов и стандартов аудита на базе конкретного рабочего материала в области аудита налогообложения.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Задачами методики аудита налогообложения является определение:

подходов к проведению проверки на различных этапах аудита налогообложения;

основ взаимоотношений аудиторской организации с аудируемым лицом и третьей стороной в ходе аудита налогообложения;

ответственности сторон при проведении аудита налогообложения;

порядка проведения конкретных процедур проверки;

порядка оформления рабочих документов и результатов аудита налогообложения.

При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам выполняются все этапы аудита:

предварительное планирование аудита налогообложения;

непосредственное планирование аудита налогообложения;

оценка системы внутреннего контроля организации по правильности, своевременности и полноте исчисления налогов;

проведение аналитических процедур (аудит по существу);

оценка результатов аудиторской выборки;

оценка влияния результатов аудита налогообложения на мнение аудитора о степени достоверности финансовой отчетности.

Методика аудита налогообложения разрабатывается по той же схеме, что и методика аудита отдельных участков бухгалтерского учета и включает в себя шесть разделов.

Аудит расчетов по налогам и сборам даёт возможность избежать налоговых рисков и штрафов. Вы сможете заблаговременно предупредить возможные последствия проверок налоговых органов. После проведенного аудита специалистами нашей компании будет произведена оценка налоговых рисков, будут даны рекомендации для сведения к минимуму таких рисков, а также Вы получите профессиональные рекомендации по исправлению обнаруженных ошибок.

Методика аудита налогообложения разрабатывается по той же схеме, что и методика аудита отдельных участков бухгалтерского учета и включает в себя шесть разделов:

Раздел 1 «Цель и задачи проверки отдельных налогов и сборов» раскрывает цели и задачи аудиторской проверки соответствующего налога.

Раздел 2 «Перечень основных нормативных документов, регулирующих порядок исчисления и уплаты соответствующих налогов и сборов»содержит все нормативные акты, регулирующие установленные правила ведения бухгалтерского и налогового учета, порядок налогообложения проверяемых налогов и хозяйственных операций, связанных с объектом проверки.

Раздел 3 «Источники информации для проверки» содержит документы, служащие основанием для отражения в учете операций, которые формируют налоговые базы проверяемых налогов. Перечень первичных документов приводится по каждому налогу. Аудиторы, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну, за ее разглашение они несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

http://studfile.net/preview/2462719/

Глава 11

АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ

11.1. ЦЕЛЬ АУДИТА

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами – подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Читайте так же:  Разница между обыкновенными и привилегированными акциями

Этот объект проверки имеет особое значение, поскольку определяет полноту выполнения обязательств хозяйствующего субъекта перед государством.

По каждому виду расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами аудитор должен проверить:

• состояние внутреннего контроля этих расчетов (путем тестирования);

• правильность определения налогооблагаемой базы (с помощью таких приемов контроля, как прослеживание, сканирование, сверка документов и регистров учета);

• правильность применения ставок налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, пересчета);

• правильность применения льгот при расчете и уплате налогов (путем прослеживания, сверки с нормативными материалами, изучения особенностей организации и т.д.);

• правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ресурсам (путем прослеживания, изучения первичных документов, пересчета арифметических данных);

• полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности (путем проверки платежных документов, налоговых расчетов и т.д.);

• правильность оформления первичных платежно-расчетных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей (путем сканирования, сверки данных различных регистров учета).

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются расчетные ведомости по начислению заработной платы, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 68, 69, 70, 76, 84, 90, 91, 99 и др., Главная книга, Баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам и пр.

Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, аудитор должен помнить, что налогооблагаемая база, ставки и другие параметры начисления налогов в предыдущем периоде могли меняться, вследствие чего необходимо пользоваться нормативными материалами, учитывающими все внесенные в них изменения и дополнения.

Учитывая нестабильность налогового законодательства РФ, аудитор еще на стадии предварительного этапа аудиторской проверки должен выяснить, какие налоги должен платить аудируемый объект, насколько полно он выполняет свои обязательства и какими нормативными документами пользуется при расчете налогов.

Полезно также ознакомиться с результатами предыдущих налоговых проверок предприятия налоговыми органами. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.

Детальной проверки требуют расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, НДС, акцизам, налогам с продаж, налогу на доходы физических лиц, налогам, сборам во внебюджетные государственные фонды. Именно на долю этих налогов приходится основная масса платежей предприятия в бюджет, а также нарушений налогового законодательства и обусловленных этими нарушениями финансовых санкций (штрафов, пеней и др.). Если предприятие является участником внешнеэкономической деятельности, то углубленному анализу должно быть подвергнуто и налогообложение экспортно-импортных операций.

Аудитору следует помнить, что учет расчетов с бюджетом по налогам ведется на счете 68 «Расчеты с бюджетом»; по сборам во внебюджетные фонды (социальное страхование, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования) осуществляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет организуется по каждому налогу и сбору на соответствующих субсчетах указанных счетов.

11.2. АУДИТ РАСЧЕТОВ И УПЛАТЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ

Поскольку налогооблагаемая база для косвенных налогов (акцизов и НДС) связана с оценкой реализации продукции, то при аудите косвенных налогов проверяющий опирается на данные проверки учета реализации продукции.

Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли предприятия, заработной платы персонала).

В соответствии с действующим налоговым законодательством учет реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения может осуществляться одним из двух методов: по начислению или кассовым методом. Доходы от внереализационных операций подлежат включению в налогооблагаемую базу преимущественно по моменту их начисления (признания) независимо от поступления денежных средств. Расходы по этим операциям учитываются для целей налогообложения, как правило, при условии фактической оплаты.

В заключение аудитор должен установить соответствие данных аналитического учета по счетам 68 и 69 с данными синтетического учета в Главной книге и в отчетности.

При проведении налоговых расчетов выявляются следующие типичные ошибки:

• неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

• неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии указания на него в расчетно-платежных документах отдельной строкой.

Выявленные в ходе проверки нарушения регистрируются в рабочей документации аудитора.

11.3. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Налогооблагаемой базой для расчета сборов во внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц является фонд начисленной заработной платы. При проверке правильности учета этих налогов необходимо, во-первых, проверить правильность учета заработной платы и выделения той ее части, которая облагается соответствующими начислениями. Аудитор руководствуется правилом, что начисления на заработную плату проводятся по всем основаниям, которые учитываются при исчислении средней заработной платы, используемой для расчета пенсий, выплат отпускных пособий и больничного листа.

При аудите начисления сборов во внебюджетные фонды аудитор учитывает формы договора, заключенного с физическим лицом и как следствие – те социальные гарантии, за предоставление которых организация несет ответственность. Например, выплаты по договору подряда не учитываются при определении базы для начислений в фонд социального страхования.

11.4. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

С введением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организации» учет расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), должен обеспечиваться системой налогового учета организации.

Основным источником информации являются налоговая декларация и регистры налогового учета.

При проверке аудитору следует учитывать наличие различий между правилами бухгалтерского и налогового учета. В этой связи основными источниками информации на данном этапе проверки являются аналитические регистры учета.

Перечень расходов, связанных с производством и реализацией, определен ст. 253 Налогового кодекса РФ. К данным расходам относятся расходы, связанные с изготовлением, производством, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на их поддержание в исправном состоянии; расходы на освоение природных ресурсов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, обязательное и добровольное страхование, прочие расходы.

Читайте так же:  Решение генерального директора о смене юридического адреса

Проверяя расходы, связанные с производством и реализацией, аудитор должен знать, какие расходы учитываются для целей налогообложения, а какие не принимают участия в расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Кроме перечисленных, к прочим расходам относятся суммы налогов и сборов, начисленные в соответствии с законодательством РФ; расходы на сертификацию продукции и услуг; расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию; расходы на оплату услуг по охране имущества; расходы на оплату юридических, информационных, аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ; расходы на канцелярские товары; расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты и информационных систем; расходы на текущие исследования конъюнктуры рынка и другие расходы.

Определенная группа расходов, которая связана с производством и реализацией продукции (работ, услуг), учитывается при налогообложении в пределах установленных законодательством норм и условий. Такие ограничения действуют в отношении командировочных и представительских расходов, некоторых видов расходов на рекламу, расходов работодателей по договорам долгосрочного страхования жизни работников, по пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению, а также расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.

Расходы на подготовку и переподготовку кадров учитываются для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:

а) услуги должны оказываться российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию;

б) подготовку, переподготовку проходят работники, которые числятся в штате организации;

в) программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации работника и соответствует деятельности организации.

В ходе аудита особого внимания заслуживают расходы предприятия, которые в соответствии со ст. 270 Налогового кодекса не учитываются для целей налогообложения. К ним относятся расходы, связанные с приобретением и созданием амортизируемого имущества; материальная помощь, премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения; оплата дополнительно предоставляемых (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам; надбавки к пенсиям; единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда; расходы, связанные с организацией развлечений, отдыха, лечения сотрудников; платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, и некоторые другие расходы.

По итогам проверки аудитор формулирует выводы о качестве организации налогового учета расходов, связанных с производством, реализацией продукции (работ, услуг); соблюдении норм налогового законодательства в части определения расходов, участвующих в расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

При проведении налоговых расчетов выявляются следующие типичные ошибки:

• неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

• ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек, неправильное отнесение отдельных налогов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др.);

• нарушение сроков платежей по налогам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Задачи аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

2. Тестирование средств внутреннего контроля при аудите расчетных операций с бюджетом и внебюджетными фондами.

3. Аудит системы бухгалтерского учета расчетов с бюджетом.

4. Оценка и факторы внутрихозяйственного риска при аудите расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

5. Аудиторские процедуры при аудите расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

6. Аудит платежей налога на добавленную стоимость.

7. Аудит платежей налога на прибыль.

8. Аудит платежей в государственный пенсионный фонд.

ТЕСТЫ

1. При проверке правильности расчета налога на прибыль основным источником информации являются:

а) данные отчета о прибылях и убытках;

б) регистры налогового учета;

в) регистры бухгалтерского учета.

2. Учет расчетов по уплате налогов ведется на счете:

3. При проверке правильности начислений в государственные внебюджетные фонды аудитор использует в качестве базы для пересчета начислений:

а) общую величину фонда оплаты труда;

б) общую величину фонда оплаты труда за минусом сумм, выплачиваемых за счет чистой прибыли организации;

в) только ту часть фонда оплаты труда, которая является базой для начислений.

4. Для проверки правильности уплаты косвенных налогов аудитор должен изучить данные, характеризующие:

а) величину имущества организации;

б) реализацию продукции (работ, услуг);

в) величину расходов на оплату труда.

5. В учетной политике организации выбран метод начисления налога на добавленную стоимость по оплате. В этом случае сумма налога на добавленную стоимость с реализованной, но не оплаченной покупателем продукции в бухгалтерском учете:

а) не учитывается;

б) отражается на счете 68;

в) отражается на счете 76.

6. При проверке правильности начислений в государственные внебюджетные фонды аудитор учитывает:

а) форму договора, заключенного с работником;

б) срок договора, заключенного с работником;

в) трудовые функции работника, предусмотренные договором.

7. Из перечисленных ниже налогов к косвенным относятся:

а) налог на прибыль;

б) налог на добавленную стоимость;

б) налог на имущество.

8. Для исчисления налога на прибыль установлены нормативы для включения в расходы:

а) всех расходов на рекламу;

б) некоторых видов расходов на рекламу;

в) расходов на рекламу в прессе, радио– и телевещании.

9. Какие из перечисленных видов расходов принимаются для исчисления прибыли в полном объеме:

а) сумма компенсации за неиспользованный отпуск;

б) сумма компенсации командировочных расходов;

в) сумма компенсации за использование личных легковых автомобилей.

10. Суммы выплаченной работнику материальной помощи при расчете налога на прибыль организации:

а) учитываются в полном объеме;

б) учитываются в пределах установленного норматива;

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.nnre.ru/delovaja_literatura/prakticheskii_audit_uchebnoe_posobie/p13.php

Методика аудиторской проверки учета расчетов с бюджетом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here