Международные стандарты аудиторской проверки

Главное в статье: "Международные стандарты аудиторской проверки" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Международные стандарты аудиторской проверки

ФСАД и МСА

Стандарты аудиторской деятельности являются общепризнанным механизмом регулирования профессиональной деятельности, как на государственном, так и на негосударственном уровне.

Очевидно, что грядущее упразднение Федеральных Стандартов Аудиторской Деятельности (ФСАД) и применение Международных Стандартов Аудита (МСА) не может не сказаться на работе каждого аудитора.

Для того, чтобы объективно оценить масштаб и сложность предстоящих перемен, необходимо понять суть МСА, а также сопоставить российские и международные стандарты.

МСА и ФСАД: в чем различия?

Так ли сильно российские стандарты аудита отличаются от международных?

На самом деле, принципиальных отличий не так много. Национальные стандарты разрабатывались на основе международных и близки к ним, но разница в том, что в нынешнем процессе национальные стандарты все равно всегда выступают в роли догоняющих. Это стандарты, которые следуют за развитием Международных стандартов аудита.

Российские стандарты отличаются от МСА по структуре и логике изложения, они базируются на положениях российского гражданского права, в них содержатся образцы типичных для российской юридической практики договорных документов и пр. В этом смысле российские стандарты по форме достаточно сильно отличаются от МСА. Тем не менее, они весьма близки по сути, а имеющиеся расхождения связаны, в первую очередь, со спецификой российской правовой практики.

На основе действующих международных стандартов аудита разработан ряд отечественных аналогов – Федеральных Стандартов Аудиторской Деятельности(ФСАД).

В целом ФСАД можно подразделить на несколько групп:

— российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди международных стандартов аудита;

— российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от международных стандартов аудита;

— российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе международных стандартов аудита;

— международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита.

Стоит отметить, что значительная часть российских стандартов аудита в существенных аспектах близка к международным стандартам аудита. Имеющиеся расхождения обусловлены различиями в подходах к аудиту, формальными различиями — стиль и оформление документов, реформой международных стандартов аудита.

МСА: ключевые факты и структура

Разработкой и внедрением международных стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров (IFAC). В настоящее время IFAC (подробная информация о федерации в соответствующем разделе сайта) объединяет 146 действительных членов из 117 стран, в том числе и России. (http://www.ifac.org/ru/about-ifac/membership/members )

Применять международные стандарты аудита в качестве национальных могут только страны, представители которых являются членами Международной Федерации Бухгалтеров.

В настоящее время Международные стандарты аудита состоят из 43 стандартов, включая:

  • 36 МСА по аудиту
  • 1 МСА по контролю качества
  • 2 МСА по обзорным проверкам ( ISRE- IS on Review Engagements)
  • 2 МСА по прочим аудиторским заданиям (ISAE-IS on Assuarance Engagements)
  • 2 МСА по сопутствующим аудиту услугам (ISRS- IS on Related Services).

Они структурированы и сгруппированы по следующим темам:

Сопоставление российских и международных стандартов, равно как и проблематика, представлено в презентации, подготовленной Т.Н. Михайлович.

Применение международных стандартов аудита

Современные тенденции ведения бизнеса предусматривают все более тесное международного сотрудничество. Финансовая и бухгалтерская отчетность должна быть понятна контрагентам, прежде всего, по своему содержанию.

В 2017 году в Российской Федерации произошли масштабные изменения в отечественном аудите в сторону увеличения прозрачности, объективности и сближения с международными нормами и стандартами.

Рассмотрим особенности применения международных стандартов аудита (МСА) на отечественных предприятиях.

Возрастание рисков потери финансовой устойчивости для аудируемых лиц в связи с отражением в аудиторском заключении наиболее существенных рисков для бизнеса

Следует отметить, что акционерные общества, чьи акции можно купить на бирже, давно применяют риск-ориентированный подход при формировании бухгалтерской отчетности: аудируемое лицо самостоятельно раскрывает все существенные риски для бизнеса.

Поэтому говорить о том, что сообщение в аудиторском заключении дополнительной информации о ключевых факторах деятельности, может привести к возрастанию рисков потери финансовой устойчивости для бизнеса, не совсем верно. Аудиторское заключение существует не самостоятельно, а только в совокупности с бухгалтерской отчетностью в отношении которой выказывается мнение. При этом именно в отчетности и раскрывается вся необходимая информация, в т.ч. и об имеющихся бизнес-рисках.

Изменения

В 2017 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2016 года № 192н и от 9 ноября 2016 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.

Их необходимо применять, если договор на проведение аудиторской проверки заключался не раньше 1 января 2017 года (в таком случае можно проводить аудит еще по старым стандартам).

Основные цели Международных стандартов аудита

Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.

Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.

Главная цель разработки международных стандартов:

объединение бизнес-деятельности государств со схожими экономическими принципами в рамках мировой экономики.

Она реализуется в двух основных направлениях:

  • гармонизация принятых в отдельных странах правил и требований для возможности лучшей интеграции в мировую экономику;
  • повышение уровня аудиторской деятельности до общеэкономического (если в том или ином государстве он снижен).
Читайте так же:  Внесение изменений в учредительные документы через мфц

Что собой представляют МСА

Международные стандарты аудита (МСА), или в международной транскрипции (англ.) International Standards on Auditing (ISA) – свод документации, содержащей профессиональные требования и условия проведения аудиторской деятельности. Их издает Международная бухгалтерская ассоциация, проводя через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

В Российской Федерации используется только часть этих стандартов, но постепенно свод их для применения в отечественном аудите расширяется, особенно масштабная динамика произошла в 2017 году.

ВАЖНО! Главное отличие МСА в приоритете содержания над формой: они основаны не на жестком регламенте, а на гибких принципах уместности, достоверности, полноты и нейтральности.

Договор на аудит выгоднее заключить в 2016 году, чтобы не переплачивать за применение МСА

Кроме того, введение МСА на территории РФ имеет переходный период: если договор на аудит заключен в 2016 году, аудиторские компании могут проводить аудит по стандартам, действующим в настоящее время. Это означает, что аудиторские компании сами выбирают порядок проведения аудита по договорам, заключенным в 2016 году. Следует отметить, что практически невозможно избежать заключения договоров на аудит в 2017 году. Соответственно, у аудиторской компании портфель заказов будет состоять как из договоров, заключенных в 2016 году, так и заключенных в 2017 году. При таких обстоятельствах у аудитора возникнет дилемма: применять в одном и том же периоде разные стандарты (ФСАД и МСА) или одинаковые (только МСА). Любой человек, даже не имеющий специального экономического образования скажет, что применение одного типа стандартов выгоднее, т.к. создает меньше трудностей, в т.ч. требует меньших трудозатрат и приводит к уменьшению ошибок в их применении.

Введение МСА приводит к большей публичности аудиторского заключения

Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ внесены дополнения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которые вступили в силу с 1 октября 2016 года. Согласно вновь введенной ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ в реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц необходимо среди прочих сведений внести информацию о результатах обязательного аудита, проведенного в отношении акционерных обществ, кредитных организаций и пр. При этом информацию обязан внести сам экономический субъект – заказчик аудита. Данные о бухгалтерской отчетности также отражаются в таком реестре, если это установлено действующим законодательством. Особенностью указанного реестра является его открытость и общедоступность (абз.2 п. 2 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, действующее российское законодательство обеспечивает достаточную публичность аудиторского заключения в отношении бухгалтерской отчетности. Соответственно, введение МСА никоим образом не оказывает дополнительного влияния на публичность результатов аудита

Классификация МСА

Свод международных аудиторских стандартов состоит из документов, освещающих такие аспекты аудита:

  • вводная часть – основы подхода к аудиту и другим мероприятиям по подтверждению качества услуг и достоверности информации, обзор терминологии;
  • общие принципы проведения контроля качества, обязанности аудитора, основная документация, информационный обмен с владельцем бизнеса;
  • стандарты, направленные на оценку рисков и противодействие обнаруженным рискам;
  • стандарты, направленные на доказательства и подтверждение аудиторских сведений;
  • стандарты, регламентирующие услуги привлеченных аудиторов;
  • стандарты, согласно которым формулируются итоги аудита;
  • особые аспекты аудита: анализ финансовой отчетности по принципам спецназначения.

Если сравнивать МСА с российскими аудиторскими стандартами, то можно их классифицировать следующим образом:

  1. Международные стандарты, применяемые в РФ или близкие к таковым.
  2. Международные стандарты, чьи аналоги в РФ значительно отличаются.
  3. МСА, совершенно не употребляемые в РФ.
  4. Отечественные стандарты, аналогов которым в МСА нет.

Применение аудита по МСА на предприятиях

Предприятия ведут финансовую отчетность, и если это происходит по требованиям МСФО (международной системы финансовой отчетности), то и проверка ее должна осуществляться по международным требованиям. Как правило, такую отчетность ведут, а значит, и будут являться объектами международного аудита, следующие организации:

  • компании, у которых есть активные зарубежные партнеры;
  • юрлица, планирующие свой выход на международную экономическую арену;
  • предприниматели, ищущие зарубежных инвесторов;
  • организации, кредитующиеся у иностранных банков;
  • предприятия, исповедующие корпоративные ценности международных финансовых объединений.

К СВЕДЕНИЮ! В рамках отечественного законодательства в этот перечень обязательно входят кредитные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, федеральные унитарные предприятия (по перечню, утвержденному Правительством), акционерные общества, чьи акции принадлежат государству, и любые предприятия, торгующие на международных фондовых биржах.

Зачем проводить аудит по МСА

Для обеспечения принципа достоверности финансовой отчетности законодательство требует проведение проверки не менее чем 1 раз в год. Если компания ведет и публикует отчетность по международным финансовым стандартам, то аудит также должен проводиться в соответствии с международным регламентом.

Этапы проведения аудита по МСА

Поскольку аудит является стандартизированной процедурой, он должен проводиться по определенному регламенту:

  1. Подготовительный этап аудита включает в себя:
    • оценку поля деятельности аудитора – количества и состава исследуемой отчетности;
    • согласование условий аудита (сроков, стоимости и др.);
    • заключение договора на проведение аудита;
    • оформление предварительного плана проверки;
    • подготовку ответов и документации в соответствии с аудиторскими запросами.
  2. Аудиторское исследование (сбор и оценка доказательств). Собственно проверка, включающая исследование отчетности за предыдущий год (для объективного сравнения показателей) и за отчетный. Изучению подлежат:
    • бухгалтерские отчеты;
    • финансовая документация;
    • управленческая информация.

Процедура аудита предусматривает не только анализ документов, но и интервью с сотрудниками и руководством, наблюдение, обследование производственных помещений и складов и т.п.

ВНИМАНИЕ! Обязательно фиксировать всю информацию, могущую повлиять на доказательность аудиторского мнения при формулировке выводов.

  • Формулировка заключения. Корректируются данные, составляется отчет и формируется окончательное аудиторское заключение. Оно предоставляется заинтересованным в результате получателям: контрагентам, потенциальным инвесторам, высшему руководству, кредитным организациям и др.
  • ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отчет о результатах аудита, проведенного по отечественным стандартам, может значительно отличаться от итогов аудита по МСА. Это объясняется несовпадением принципов и подходов к оценке.

    Читайте так же:  Новые формы регистрации юридических лиц

    Кто вправе провести аудит по МСА

    На российских предприятиях аудит в соответствии с международными стандартами могут проводить только аудиторские компании. Требования к ним определены законодательно (Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

    • организация не должна иметь иной сферы деятельности, кроме аудиторской и сопутствующих услуг;
    • компания должна значиться в реестрах СРО (саморегулируемых организаций);
    • проводить аудит должны исключительно сертифицированные специалисты.

    Важно выбирать для проведения аудита по МСА специалистов с учетом отраслевой специфики предприятия.

    Мифы и правда о Международных стандартах аудита

    С 1 января 2017 года на территории РФ вводятся в действие Международные стандарты аудита (МСА). При этом применение на практике указанных стандартов вызывает у многих экономических субъектов некоторую обеспокоенность, связанную с устойчивостью их бизнеса. Попробуем разобраться с правдой и мифами о МСА.

    Правда о стандартах аудита

    Сложности для аудируемого лица заключаются в том, что бухгалтерское законодательство не стоит на месте: в него постоянно вносятся изменения. Бухгалтер при своей загруженности не всегда успевает своевременно отследить все новшества, соответственно, в отчетности возникают огрехи, которые могут послужить основанием как для появления оговорок в аудиторском заключении, так и выдачи отрицательного заключения.

    Чтобы избежать появления ошибок в бухгалтерской отчетности необходимо проводить аудиторскую проверку заранее, а не в последние дни перед ее сдачей. Еще более выгодным вариантом проведения аудита для организации является поэтапный аудит: проверка проводится не за год, а по периодам (например, за 9 месяцев). При таких обстоятельствах вероятность появления ошибок в отчетности существенно снижается. Кроме того, исключается «авральность» работы бухгалтерии, что также способствует уменьшению ошибок. Именно поэтому рекомендуется не откладывать заключение договора на аудит «в долгий ящик», а заключать договор заранее, в т.ч. и в 2016 году.

    Международные стандарты аудиторской проверки

    Дополнительные документы.
    Публикация нижеуказанных документов на русском языке является официальной публикацией для применения на территории Российской Федерации. Данные документы применяются в контексте документов, содержащих международные стандарты аудита и признанных в установленном порядке применимыми на территории Российской Федерации, и во взаимосвязи с ними.

    МСА, признанные для применения в России

    Авторские права на документы международных стандартов аудита (ISA™, ISAE™, ISRE™, ISRS™, ISQC™ и IAPN™), изданные Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB), принадлежат Международной федерации бухгалтеров (МФБ). Утвержденный текст документов международных стандартов аудита (ISA, ISAE, ISRE, ISRS, ISQC и IAPN) опубликован МФБ на английском языке. МФБ не несет ответственность за точность и полноту перевода, а также за действия, которые могли быть предприняты в результате применения этого перевода.

    Воспроизведение текста документов международных стандартов аудита (ISA, ISAE, ISRE, ISRS, ISQC и IAPN) на русском языке допускается в пределах территории Российской Федерации исключительно в некоммерческих целях. Все иные права в отношении указанного текста защищены в Российской Федерации и за ее пределами.
    Дополнительная информация может быть получена на официальном Интернет-сайте МФБ www.ifac.org или по запросу на адрес [email protected] .

    Приказ Минфина России от 09.01.2019 года №2н «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПРИКАЗОВ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»:

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТА

    магистрант, кафедра государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО ВятГУ,

    Аннотация. В статье рассматривается процесс организации и проведения аудита финансовой отчётности в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита, а также подготовка и предоставление аудиторского заключения.

    Ключевые слова: аудит, стратегия аудита, аудиторское заключение, Международные стандарты аудита, МСА.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Аудит – независимая проверка финансовой отчётности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчётности.

    Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

    Согласно поправкам, внесенным в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудитор должен планировать и проводить аудит в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), которые содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также сопутствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного и иного материала.

    В России решение о переходе на МСА было принято в конце 2014 года. Но этому противостояли следующие причины:

    1. Перевод разработанных стандартов на другие языки;
    2. Сложное содержание стандартов, а так же их структуры;
    3. Большой объём изменений в стандартах;
    4. Малым и средним аудиторским и бухгалтерским фирмам трудно применять МСА;
    5. Компетентность российских специалистов.

    Порядок признания МСА для применения на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации»

    Согласно приказу Минфина России от 24.10.2016 N 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» вступают в силу следующие МСА: 200, 240, 250, 265, 300, 315, 320, 330, 402, 450, 500, 501, 505, 520, 530, 550, 560, 610, 620. А уже с 1 января 2017 г. международные стандарты аудита стали обязательны к применению всеми аудитор­скими организациями и аудиторами, за исключением аудиторских проверок «переходного периода».

    Каждая аудиторская проверка включает в себя ряд последовательных аудиторских процедур. Можно выделить следующие три основных этапа аудиторской проверки:

    1. Планирование аудита
    2. Сбор аудиторских доказательств
    3. Оформление результатов проверки

    Перед этапом планирования аудитору необходимо познакомиться с клиентом. Аудитор должен получить максимально полную и правдивую информацию о деятельности потенци­ального заказчика. Это необходимо, в первую очередь, для оценки возможности исполнения заказа, расчёта временных и материальных затрат на проведение аудита. Предварительный сбор информации осуществляется в рабочих таблицах, куда заносятся следующие сведения:

    • региональные и отраслевые особенности деятельности клиента;
    • финансовое положение клиента;
    • организационные и технологические особенности деятельности клиента;
    • информация об уровне квалификации сотрудников, отвечающих за формирование финансовой отчётности;
    • уровень автоматизации учётных процессов;
    • деятельность клиента на рынке ценных бумаг;
    • организация системы внутреннего контроля;
    • информация о финансовых обязательствах клиента;
    • материалы судебных разбирательств, в которых участвует клиент.
    Читайте так же:  Бизнес план открытия такси

    Данная информация необходима для определения объёма аудита, возможных рисков и, соответственно, стоимости аудиторской проверки. Далее аудитор направляет в адрес предполагаемой аудируемой компании письмо о проведении аудита в соответствии с МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий»

    В конечном итоге аудитор и руководство аудируемой компании должны достичь определенных договоренностей в части условий проведения аудита. Согласованные условия отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.

    1 этап – Планирование аудита

    Целью планирования аудита является определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

    Для подготовки данного этапа необходимо руководствоваться Международным стандартом аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчётности».

    Разработанная стратегия аудита должна отражать объём, сроки проведения и общую направленность аудита, а также являться основой для разработки плана аудита. Поэтому при разработке общей стратегии аудита аудитор должен ознакомится с информацией об организации, в которой будет проводиться проверка.

    Далее необходимо разработать план аудита, который включает характер, сроки и объём планируемых процедур оценки рисков, запланированных последующих аудиторских процедур на уровне предпосылок и прочих запланированных аудиторских процедур.

    Планирование должно помочь аудитору должным образом организовать свою работу и осуществлять надзор за работой ассистентов, участвующих в проверке, а также координи­ровать работу, которая выполняется другими аудиторами и специалистами других профессий.

    Планирование и подготовка аудита осуществляется таким образом, чтобы гаранти­ровать его высокое качество, эффективность и своевременность выполнения всех процедур. В зависимости от этого аудитору необходимо документально оформить общий план проверки, определить в нем существенность ошибок, а затем осуществить аудит по этому плану.

    Существенность – максимально допустимый размер суммы ошибки, которая может быть рассматриваться как несущественная, т. е. не вводящая пользователей в заблуждение. Уровень существенности в аудите регламентируется МСА 320 «Существенность при плани­ровании и проведении аудита». Определение аудитором существенности является предметом профессионального суждения и зависит от понимания аудитором потребностей в финансовой информации пользователей финансовой отчётности.

    В настоящее время считается, что незначительным является отклонение показателя отчётности до 5%, а более 10% – материальным (существенным). Однако не все искажения будут оцениваться как несущественные. Конкретные обстоятельства, относящиеся к тем или иным искажениям, могут служить основанием для оценки аудитором таких искажений как существенных, даже если они оказались меньше установленной величины существенности.

    Существенность находится в обратной зависимости от аудиторского риска, таким образом, чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. При оценке достоверности аудитору следует определить, является ли совокупность неисправленных искажений, выявленных в ходе аудита, существенной.

    Если аудитор приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться существенными, ему необходимо снизить аудиторский риск путем проведения дополнительных аудиторских процедур или потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую отчётность.

    Записи и выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы фиксируются в рабочей документации и является тем фактическим материалом, который используется аудитором в процессе подготовки аудиторского отчёта.

    2 этап – Сбор аудиторских доказательств

    На втором этапе аудиторской проверки необходимо получить достаточные доказательства в целях обоснования своего мнения. Для этого необходимо отобрать элементы, подлежащих проверке при сборе аудиторских доказательств.

    Аудиторская выборка – способ применения аудиторских процедур, при котором аудитор проверяет документацию финансовой отчётности субъекта выборочно так, чтобы все элементы выборки могли быть включены выборку для более достоверного формирования выводов. Требования к формированию аудиторской выборки установлены МСА 530 «Аудиторская выборка»

    Аудитор делает точный расчёт: сколько документов необходимо ему проверить, основываясь на генеральной совокупности всех представленных для проверки первичных документов. В процессе проверки процент выборки может быть изменен в большую сторону. Уменьшать количество выборки аудитор не имеет права.

    Необходимый объём выборки определяется приемлемым для аудитора уровнем риска выборки. Чем ниже степень такого риска, тем больше должен быть объём выборки.

    Существует несколько методов отбора элементов для формирования выборок. Наиболее часто используются методы случайного, систематического, произвольного, блочного отбора, а также монетарная выборка.

    Чтобы выразить мнение о достоверности финансовой отчётности, аудитор должен собрать достаточные и необходимые аудиторские доказательства и выполнить необходимые процедуры. Целенаправленный подход к сбору аудиторских доказательств может быть реализован через систему предпосылок подготовки финансовой отчётности. На это указывается в МСА 500 «Аудиторские доказательства».

    Для сбора доказательств используется информационная база, которая формируется из различных источников. В соответствии с требованиями и разъяснениями МСА 315 (пересмотренного) и МСА 330 аудиторские доказательства для формирования выводов, на которых будет основано аудиторское мнение, собираются путем проведения процедур оценки рисков и дальнейших аудиторских процедур.

    Все аудиторские процедуры отражаются в соответствующих отчётах аудитора, в которых отражается, что проверялось, каким образом делалась проверка, какие документы запрашивались у организации, корреспонденция каких счётов анализировалась аудитором. То есть на каждый пункт аудиторского задания аудитор должен написать способ и результат проверки, указать на существование какого-либо риска материального искажения, сообщить материальную существенность данного искажения, по возможности определить сумму искажения и превышает ли данная сумма барьер, указать рекомендуемые корректировки. Если какая-либо информация не была предоставлена аудитору, необходимо указать, каким образом непредставление запрашиваемой информации влияет на возможность судить о наличии или отсутствии существенных искажений.

    Все отраженное по данной проверке в отчётах аудитора будет иметь место в аудиторском заключении.

    Читайте так же:  Учредители ооо муж и жена

    3 этап – Оформление результатов проверки

    Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой отчётности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности финансовой отчётности аудируемого лица.

    С учётом требований применимой концепции подготовки финансовой отчётности в организации аудитор оценивает:

    1. раскрытие в финансовой отчётности выбранных и применяемых основных положений учётной политики, соответствуют ли они применяемой концепции и являются ли они надлежащими;
    2. обоснованность оценочных значений, рассчитанных руководством;
    3. уместность, надежность, сопоставимость и понятность информации, представленной в финансовой отчётности;
    4. надлежащее раскрытие информации, которое позволит предполагаемым пользователям понять влияние существенных операций и событий на информацию, представленную в финансовой отчётности;
    5. использование в финансовой отчётности надлежащей терминологии, включая наиме­нование каждого отчёта в составе финансовой отчётности.

    Если на основании полученных аудиторских доказательств аудитор делает вывод о том, что финансовая отчётность, содержит существенные искажения, или он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, то в соответствии с МСА 705 аудитор должен выразить модифицировать мнение. В противном случае выражается немодифициро­ванное мнение.

    В результате оформляется аудиторское заключение, которое должно включать следующую информацию:

    1. Наименование «Аудиторское заключение»
    2. Мнение
    3. Основание для выражения мнения
    4. Ключевые вопросы аудита
    5. Прочая информация
    6. Ответственность руководства аудируемого лица за годовую финансовую отчётность
    7. Ответственность аудитора за аудит годовой финансовой отчётности
    8. Сведения об аудируемом лице
    9. Сведения об аудиторской организации или индивидуальном аудиторе
    10. Указание даты заключения

    Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

    Таким образом, качество проведения аудита достигается за счёт выполнения всех техно­логических процессов на каждом этапе проверки. Во избежание неоднозначного понимания того, какие действия следует предпринять и какое мнение аудитору выразить, необходимы подробные инструкции, которые сейчас прописаны в Международных стандартах аудита.

    Список литературы:

    1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
    2. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации».
    3. Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации».
    4. МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий».
    5. МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчётности».
    6. МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения».
    7. МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита».
    8. МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски».
    9. МСА 500 «Аудиторские доказательства».
    10. МСА 530 «Аудиторская выборка».
    11. МСА 705 (пересмотренного) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении».

    Когда и как проводится аудит по МСФО: задачи, основания и этапы процедуры

    Сервис по МСФО дает очевидные преимущества при ведении бизнеса:

    • детализация финансовой информации;
    • прогрессивность менеджмента;
    • единая отчетность холдинга по всем видам деятельности;
    • cнижение процентов по кредитам.

    Посмотреть перечень актуальных услуг.

    Аудит отчетности по МСФО позволит повысить доверие к отчетности компании, использовать отчетность в качестве весомого аргумента в переговорах с партнерами, в том числе с зарубежными.

    Подготовка МСФО-отчетности методом трансформации поможет привести финансовую отчетность в соответствие с международными стандартами и наладить процесс взаимодействия с зарубежными кредиторами и инвесторами.

    Требуется провести грамотное сложение показателей отдельных компаний в рамках МСФО? Консолидация отчетности — оптимальное решение.

    При необходимости получить в строго определенные сроки данные от каждой дочерней компании в едином формате и на базе единой учетной политики — выручают услуги подготовки и аудита отчетности по МСФО дочерних компаний.

    Помощь независимой консалтинговой компании с солидным опытом и проверенной репутаций — возможность грамотно и безошибочно провести аудиторские проверки любого типа.

    Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) с каждым годом все больше используются в работе российских компаний. В нашей стране применение МСФО поддерживается на государственном уровне: стандарты МСФО в России вступают в силу после соответствующего Приказа Министерства финансов РФ. Проведение аудита отчетности по МСФО крупными российскими компаниями является немаловажным фактором вхождения России в международное экономическое сообщество и привлечения иностранных инвесторов.

    Давайте вместе рассмотрим, как проводится аудит финансовой отчетности организации по МСФО и в каких случаях он необходим.

    Применение и реализация требований МСФО в России

    Разработкой Международных стандартов финансовой отчетности (МФСО; IFRS — International Financial Reporting Standards) занимается международная профессиональная неправительственная организация СМСФО (Совет по международным стандартам финансовой отчётности; IASB — International Accounting Standards Board). Цель создания этих стандартов — унификация бухгалтерских документов разных стран, необходимость в которой возникла в связи с активной экономической интеграцией. Стандарты МСФО позволяют эффективно и объективно сравнивать финансовую деятельность различных компаний на международном уровне.

    Особенность стандартов МСФО заключается в том, что они основаны на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Базовые принципы МСФО перечислены в документе «Концептуальные основы финансовой отчетности» (на территории РФ введен в действие с 9 июня 2014 года). Согласно данному документу финансовая отчетность должна быть уместной и достоверной, полной, нейтральной, отражающей сущность экономических явлений, а не просто представляющей их юридическую форму. Основные пользователи МСФО — компании-партнеры, кредиторы, а также существующие и потенциальные инвесторы.

    Какие организации заинтересованы во внедрении стандартов международной финансовой отчетности?

    В России отчетность по МСФО не является обязательной для всех предприятий, однако для некоторых организаций она крайне необходима:

    • Во-первых, это компании, имеющие зарубежных партнеров или планирующие выход на международный рынок.
    • Во-вторых — те, кто заинтересован в поиске зарубежных инвесторов.
    • В-третьих — организации, финансовое обеспечение которых завязано на получении кредитов у западных банков.

    В целом МСФО внедряются организациями, которые ведут бизнес в соответствии с духом и ценностями крупных транснациональных корпораций, для которых важен конечный финансовой результат бизнеса и его капитализация. В связи с тем, что российские предприятия все интенсивней интегрируются в международную экономическую модель, консалтинговые услуги по трансформации отчетности в МСФО сейчас являются крайне востребованными.

    Читайте так же:  Судебная защита прав акционера

    Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Закон № 208-ФЗ), отчетность по МСФО в обязательном порядке обязаны предоставлять кредитные, страховые и клиринговые организации, негосударственные пенсионные фонды, компании, управляющие инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами, федеральные государственные унитарные предприятия (перечень которых утверждается Правительством РФ), открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, а также любые организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах на фондовых биржах.

    Особенности аудита по МСФО

    Согласно статье 5 Закона № 208-ФЗ, годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному ежегодному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с отчетностью по МСФО. Таким образом, аудит отчетности по МСФО необходим для официального подтверждения достоверности представленной отчетности.

    Аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ), а также иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами, включая ГК РФ. Аудиторская организация должна являться членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов, а сведения о ней должны быть внесены в реестр СРО.

    Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», общими принципами аудита являются:

    • независимость;
    • честность;
    • объективность;
    • профессиональная компетентность и добросовестность;
    • конфиденциальность;
    • профессиональное поведение.

    Стоит отметить, что в скором времени федеральные стандарты аудиторской деятельности будут заменены Международными стандартами аудита (МСА), согласно постановлению Правительства Российской федерации от 11 июня 2015 г. № 576 «Об утверждении положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории российской федерации». МСА, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров, прежде чем вступить в силу на территории РФ, должны пройти экспертизу и быть признаны в порядке, установленном в вышеназванном Постановлении. На данный момент утвержден порядок проведения экспертизы (Приказ Минфина России от 5 августа 2015 г. № 122н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации»).

    Основания для проведения аудита по МСФО

    Согласно Закону № 307-ФЗ, обязательный аудит должен проводиться во всех организациях, которые представляют и (или) публикуют финансовую отчетность по МСФО. Данное требование не касается органов государственной власти и местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также государственных и муниципальных учреждений.

    Под финансовой отчетностью в соответствии со статьей 1 Закона № 208-ФЗ понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации как являющейся группой, то есть имеющей дочерние и/или ассоциированные компании (в этом случае речь идет о консолидированной финансовой отчетности), так и не образующей группу.

    Этапы аудита финансовой отчетности по международным стандартам

    Аудит — процесс, требующий внимания к деталям и создания корректного экспертного заключения, поэтому он проводится по утвержденному плану.

    Аудит отчетности по МСФО для компаний, ранее не проводивших его, часто кажется затратным мероприятием. Однако организации, регулярно отчитывающиеся по МСФО, давно включили данную статью расходов в свой бюджет, поскольку роль этого типа аудита в развитии бизнеса может оказаться весьма существенной. Грамотно проведенный аудит позволит повысить качество бизнес-процессов в целом, снизить налоговые риски, выявить и оперативно устранить пробелы в квалификации сотрудников бухгалтерии и отдела МСФО. При этом важно понимать, что результативность аудита во многом зависит от квалификации аудитора и надежности организации, которую он представляет.

    Какие организации могут оказать услуги по аудиту и трансформации отчетности по МСФО

    В отношении консолидированной финансовой отчетности (отчетности по МСФО) обязательный аудит проводится исключительно аудиторскими организациями. Согласно российскому законодательству (Закон № 307-ФЗ), аудиторские компании должны:

    • заниматься только проведением аудита и оказанием сопутствующих ему услуг;
    • являться действительными членами саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов и значиться в их реестрах;
    • поручать аудит только специалистам с подтвержденной квалификацией (аттестатом аудитора);
    • осуществлять свою деятельность в соответствии с международными стандартами аудита, а также со стандартами аудиторской деятельности СРО аудиторов.

    Таким образом, при выборе аудиторской организации необходимо проверить ее участие в СРО, репутацию и срок работы на рынке аудиторских услуг. Также будет важна отраслевая специфика ее клиентов.

    Рекомендуем обратить внимание на одного из лидеров на рынке аудиторско-консалтинговых услуг в России — компанию КСК групп. Она занимает 14-е место в списке крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний согласно рейтингам «Эксперт РА». При этом в области юридического консалтинга КСК групп располагается на 1-м месте, в области налогового консалтинга — на 3-м месте. Компания работает на рынке более 20-ти лет, в течение которых было реализовано более 4000 проектов для более чем 1000 клиентов. Штат КСК групп насчитывает более 350 специалистов, обладающих высокими экспертными навыками. Компания работает с представителями следующих отраслей: производство, торговля, строительство и девелопмент, транспорт, услуги и сервис (В2В).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    При­со­еди­не­ние Рос­сии к ВТО и ак­тив­ная ин­тег­ра­ция оте­чест­вен­но­го биз­не­са в гло­баль­ную эко­но­ми­ку обу­с­ло­ви­ли не­из­беж­ность при­ме­не­ния уни­вер­саль­ных фи­нан­со­вых язы­ков — МС­ФО и МСА, — спо­соб­ных обес­пе­чить мак­си­маль­ную по­лез­ность фи­нан­со­вой от­чет­нос­ти для са­мых ши­ро­ких де­ло­вых кру­гов. Бла­го­да­ря меж­ду­на­род­ным стан­дар­там все поль­зо­ва­те­ли фи­нан­со­вой ин­фор­ма­ции мо­гут по­лу­чить ее в до­ста­точ­ном для при­ня­тия об­ос­но­ван­ных ре­ше­ний объ­еме, что, не­со­мнен­но, луч­шим об­ра­зом ска­зы­ва­ет­ся на воз­мож­нос­тях при­вле­че­ния ино­стран­но­го ка­пи­та­ла, вы­хо­да на ми­ро­вой ры­нок, и в це­лом — на кон­ку­рен­то­с­по­соб­нос­ти рос­сий­ско­го биз­не­са.

    Источники

    Международные стандарты аудиторской проверки
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here