Мса аудиторской проверки планирование

Главное в статье: "Мса аудиторской проверки планирование" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Международный стандарт аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» устанавливает обязанности аудитора по планированию аудита финансовой отчетности

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии аудита по заданию и составление плана аудита.

При разработке общей стратегии аудита аудитор должен:

выявить особенности аудиторского задания, имеющие определяющее значение для его объема;

подтвердить цели отчетности по аудиторскому заданию для планирования сроков проведения аудита и характера необходимого информационного взаимодействия;

проанализировать факторы, которые в соответствии с суждением аудитора являются значимыми для определения направления деятельности аудиторской группы;

изучить результаты предварительной работы по аудиторскому заданию;

установить характер, сроки использования и объем ресурсов, необходимых для проведения данного аудита.

Международный стандарт аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

Надежность. Ответственность. Качество.

интеллектуальные услуги для вашего бизнеса


АКЦИИ!

Специальные предложения и скидки постоянным клиентам

Специальные предложения и скидки потенциальным клиентам

Скидка 5% на все услуги при заявке с сайта!

Компания «Аудит-Сервис» занимает 33 место в рейтинге «50 крупнейших аудиторских компаний России за 2015 год» (по данным интернет-журнала «Деньги»)

По итогам деятельности за 2017 год компания «Аудит-Сервис» входит в число пятнадцати компаний, имеющих наибольший объем совокупной выручки от аудиторско-консалтинговых услуг (по данным аналитического центра «Эксперт-Урал»)

Компания «Аудит-Сервис» Занимает 6 место по совокупной выручки от аудиторских проверок (по данным аналитического центра «Эксперт-Урал»)

Компания «Аудит-Сервис» входит в число десяти компаний, имеющих наибольший объем совокупной выручки от аудиторско-консалтинговых услуг, работающих на территории Большого Урала и Западной Сибири (по данным аналитического центра «Эксперт-Урал»)

Отчет о специальной оценке труда:

  • Новости
  • /
  • Бизнеса
  • /
  • Международный стандарт аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» устанавливает обязанности аудитора по планированию аудита финансовой отчетности

Международный стандарт аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» устанавливает обязанности аудитора по планированию аудита финансовой отчетности

«Международный стандарт аудита 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 N 192н)

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии аудита по заданию и составление плана аудита.

При разработке общей стратегии аудита аудитор должен:

— выявить особенности аудиторского задания, имеющие определяющее значение для его объема;

— подтвердить цели отчетности по аудиторскому заданию для планирования сроков проведения аудита и характера необходимого информационного взаимодействия;

— проанализировать факторы, которые в соответствии с суждением аудитора являются значимыми для определения направления деятельности аудиторской группы;

— изучить результаты предварительной работы по аудиторскому заданию;

— установить характер, сроки использования и объем ресурсов, необходимых для проведения данного аудита.

Международный стандарт аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

Уровень существенности и уровень точности аудиторской проверки

Существенность и точность в аудите по МСА

Определение существенности является основополагающим при планировании и проведении аудиторской проверки, а также оценке выявленных искажений отчетности при выдаче аудиторского заключения. Международные стандарты дают лишь теоретическое руководство, однако, анализируя их, можно вывести алгоритмы определения уровня существенности, которое является предметом профессионального суждения аудитора.

Два основных Международных стандарта, посвященные вопросам существенности в аудите, — это МСА (ISA) 320 «Существенность в планировании и проведении аудита» и МСА (ISA) 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита». Первый посвящен оценке существенности на этапе планирования проверки и в ходе ее проведения. Второй сводится к оценке влияния неисправленных искажений на отчетность с целью сформировать мнение в аудиторском заключении. Тех, кто надеялся почерпнуть из данных Стандартов конкретные методики или алгоритмы расчета существенности, ждет разочарование: в Стандартах сделан акцент на субъективном суждении аудитора, хотя они и содержат практические рекомендации.

МСА (ISA) 320 указывает, что та концепция существенности, которая используется для целей подготовки финансовой отчетности, применима аудиторами и при ее проверке. И это логично, так как аудитор должен сделать вывод о достоверности отчетности с учетом применимых правил ее подготовки и представления.

Как указывает МСА (ISA) 320, обычно данная концепция включает следующие положения:

1) искажения, в том числе пропуски информации, являются существенными, если они по отдельности или в совокупности могут оказать влияние на принятие экономических решений на основе этой отчетности;

2) оценивать существенность необходимо с учетом сопутствующих обстоятельств, исходя из размера и (или) характера искажения;

3) при определении, что является существенным для пользователей отчетности, необходимо рассматривать их как группу лиц, не принимая во внимание потребности отдельных пользователей, которые могут значительно варьироваться.

МСА (ISA) 320 устанавливает, что определение существенности является предметом профессионального суждения аудитора. При вынесении суждения аудитор должен исходить из определенного представления о потребностях пользователей отчетности в информации. Так, аудитору целесообразно предположить, что эти пользователи:

— обладают достаточными знаниями в области бизнеса, экономики, бухгалтерского учета и готовы с должной тщательностью изучать информацию, представленную в отчетности;

— понимают, что отчетность составлена и аудирована с использованием уровней существенности;

— признают существование неопределенностей, присущих оценочным значениям, основанным в том числе на использовании субъективных суждений и прогнозов на будущее;

— принимают разумные экономические решения на основе информации, представленной в финансовой отчетности.

МСА (ISA) 320 предписывает на этапе планирования аудита определять конкретные размеры искажений, которые будут расцениваться как существенные. Эти уровни существенности будут служить основой для:

— определения процедур оценки аудиторских рисков (по характеру, времени и объему);

— идентификации и оценки рисков наличия существенных искажений;

— определения характера, времени и объема последующих аудиторских процедур.

На основании принципа существенности аудитор планирует проведение аудита, в том числе определяет методы отбора подлежащих проверке элементов. Оценка существенности помогает аудитору определить, какие показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности требуют более тщательной проверки и как использовать выборочную проверку и аналитические процедуры. Во многих методиках аудита предусмотрено определение уровня точности, который обычно составляет около 75 процентов уровня существенности. Это помогает достаточно детально спланировать и провести аудиторскую проверку и сделать более точные выводы. При разработке аудиторских процедур аудитор должен определить надлежащие методы отбора элементов для проверки. Он может отобрать и все элементы (при сплошной проверке), и только специфические (определенные), и отдельные элементы (когда необходимо сформировать аудиторскую выборку).

Читайте так же:  Восстановление устава ооо при утере

Статья: Планирование аудита в соответствии с российскими и международными стандартами

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА В СООТВЕТСТВИИ С РОССИЙСКИМИ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ

В статье рассматриваются основные подходы к планированию аудита, которое заключается в определении его стратегии и тактики, выборе процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели — подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности.

При планировании аудита, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие основные этапы: предварительное планирование; подготовка и составление общего плана; подготовка и составление программы.

Заметим, что ни Международный стандарт аудиторской деятельности МСА 300 «Планирование» (далее — МСА 300), ни Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 3 «Планирование аудита» (далее — ПСАД N 3) не содержат указаний относительно предварительного планирования. Однако на практике этот этап, как правило, применяется. Целесообразно также предусмотреть в составе внутрифирменных стандартов аудиторской организации этап предварительного планирования аудита.

После официального обращения экономического субъекта с просьбой об оказании ему аудиторских услуг (письмо-предложение) аудиторская организация составляет и направляет клиенту письмо о проведении аудита. К письму о проведении аудита можно приложить предварительный план аудита для согласования его с руководством клиента. В этом документе нужно отразить предлагаемые виды аудиторских услуг, планируемые виды работ, источники информации, необходимые для проведения аудита, общий план аудита.

Получив письменное согласие субъекта на проведение аудита, следует приступить к определению аудируемости бухгалтерской отчетности. Данный процесс называется предварительным планированием. На этапе предварительного планирования происходит знакомство потенциальных партнеров (аудиторской организации и экономического субъекта) и обмен информацией, что позволяет каждой из сторон принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества в области аудита.

Серьезность последствий решений, принимаемых по завершении этого этапа, требует изучения большого объема информации (данные о состоянии внешней среды экономического субъекта и его индивидуальных особенностях). Для получения такой информации аудитор должен иметь доступ ко многим источникам информации, в число которых входят:

— учредительные документы; протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров и иных аналогичных органов управления;

— документы, регулирующие учетную политику; бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность;

— документы, связанные с планированием деятельности экономического субъекта; контракты, договоры, соглашения;

— документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних предприятий;

— внутренние отчеты аудиторов, консультантов;

— материалы налоговых проверок;

— материалы судебных и арбитражных исков.

На практике экономические субъекты иногда возражают против предоставления информации, пока не будет заключен договор оказания аудиторских услуг. При этом, если аудитор заинтересован в клиенте, не следует отказываться от проведения проверки, но необходимо отметить данный факт в договоре, а также письменно оговорить возможность пересмотра по этой причине плана проверки отдельных, ранее составленных соглашений и принятых условий и обязательств.

По итогам предварительного планирования аудиторская организация должна решить, согласна ли она работать с клиентом. На решение по этому вопросу влияет ряд факторов. Во-первых, аудиторская организация должна убедиться в принципиальной возможности проведения аудита (например, убедиться в том, что для проведения аудита не требуется восстановление бухгалтерского учета; отсутствуют факты, ставящие под сомнение возможность подготовки положительного аудиторского заключения). Во-вторых, аудитор должен оценить такие субъективные факторы, как репутация клиента, легальность его деятельности, наличие судебных процессов и конфликтных ситуаций, платежеспособность. В-третьих, аудитор должен оценить потребность в человеческих ресурсах, необходимых для выполнения проверки. Соглашаясь на проведение аудиторской проверки, аудиторская организация должна быть уверена в том, что она сможет качественно его провести.

На этапе предварительного планирования обычно решают также организационные вопросы, связанные, в частности, с созданием нормальных условий для работы аудиторов. Аудиторам должны быть предоставлены отдельное помещение, сейф для хранения документов, аппарат для снятия копий с первичных документов, розетки для подключения ноутбуков, принтер клиента для вывода аудиторских документов на печать, средства телефонной и факсимильной связи и т.п. При необходимости следует обсудить вопросы размещения, проживания и питания, пользования транспортом специалистов аудиторской организации. По окончании этапа предварительного планирования аудитор должен принять решение, оценив принципиальную возможность аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, наличие в аудиторской организации необходимых ресурсов для качественного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта. В случае принятия положительного решения о проведении аудиторской проверки отчетности клиента с ним заключается договор оказания аудиторских услуг. После его подписания составляется общий план аудита, объем и содержание которого зависят от размеров экономического субъекта, сложности аудиторской проверки, а также от конкретных методик и технологий, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание деятельность аудируемого лица, в том числе:

— общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

— особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

— общий уровень компетентности руководства;

— организацию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

— влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

— количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга.

Для качественной работы аудитору следует:

— разработать тесты средств контроля и процедур проверки по существу;

— оценить риск и существенность, в том числе ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;

— установить уровни существенности для аудита;

— определить (в том числе на основе аудита прошлых лет), возможны ли существенные искажения или мошеннические действия;

— выявить сложные области бухгалтерского учета, в том числе те, в которых результат зависит от субъективного суждения бухгалтера (например, при подготовке оценочных показателей);

— оценить характер, временные рамки и объем процедур, в том числе относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

— принять во внимание наличие или отсутствие компьютерной системы ведения учета и ее специфические особенности;

— учесть существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

— осуществить координацию, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе решить вопрос о привлечении других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; экспертов;

— определить количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудиторским лицом. При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать: бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита; предполагаемые сроки работы группы; количественный состав группы; должностной уровень членов группы; преемственность персонала группы; квалификационный уровень членов группы.

Кроме того, целесообразно проанализировать, может ли допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица оказаться под вопросом; обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц; особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства; срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу; форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Аудитор должен пересматривать общий план аудита по мере необходимости. Пересмотр может быть осуществлен, например, в следующих ситуациях:

— при выявлении аудитором значительного объема договоров о совместной деятельности (если проверка по данному направлению не была запланирована);

— в результате применения аналитической процедуры выявлено неверное отражение фактов хозяйственной деятельности (например, арифметический расчет входного сальдо по бухгалтерскому балансу на начало отчетного периода не подтвержден регистрами бухгалтерского учета по статье «Прочие активы»). В этом случае аудитор имеет право включить в план проверку данного направления по предыдущему отчетному периоду за дополнительную плату.

Если пересмотр общего плана увеличивает работу в незначительной степени, изменения в план могут вноситься ведущим аудитором без сообщения руководству экономического субъекта. В тех случаях, когда пересмотр общего плана приводит к значительному росту объема работ, изменения в план должны быть внесены исключительно по согласованию с руководством организации.

Отказ руководства экономического субъекта от дополнительной оплаты аудиторских услуг, связанных с пересмотром плана, должен найти отражение в аудиторском отчете с соответствующей формулировкой.

Процесс планирования завершается составлением программы аудита, в которой определяют характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для реализации общего плана аудита, и которую руководители аудиторской группы используют как для инструктирования ассистентов аудитора, так и для контроля качества их работы. Программа аудита должна пересматриваться в процессе аудита по мере необходимости. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения.

В разделе «Планирование работы» МСА 300 указано, что объем планирования аудита в основном зависит от размеров экономического субъекта, сложности аудиторской проверки, уровня квалификации лиц, принимающих участие в аудите. Важной частью планирования является приобретение информации о бизнесе клиента, способствующей выявлению событий и операций, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую отчетность.

Согласно разделу «Общий план аудита» аудитор в ходе планирования должен разработать общий план аудита и оформить его документально, описав предполагаемый объем и порядок ведения аудиторской проверки. Здесь должны быть отражены вопросы, касающиеся знания бизнеса, понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риска и существенности, характера, сроков, объема процедур, координации направления работы, надзора за ней и анализа, а также прочих аспектов.

В этом разделе термин «знание бизнеса» определен как получение информации об общих экономических факторах и условиях в отрасли, влияющих на бизнес клиента, о важных показателях, характеризующих результаты бизнеса, об общем уровне компетентности руководства. Подчеркнуто, что понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля достигается путем ознакомления с учетной политикой клиента, с системой его бухгалтерского учета и внутреннего контроля с помощью применения тестов контроля и процедур проверок по существу.

К прочим аспектам аудита, которые следует учесть при разработке общего плана аудита, в МСА 300 отнесено выявление обстоятельств, требующих особого внимания (существование связанных сторон, возможность банкротства и т.п.).

В разделе «Программа аудита» указывается, что наряду с общим планом аудитор должен разработать и оформить программу аудита.

В разделе «Изменения в общем плане и программе аудита» допускается возможность того, что в ходе аудита по мере необходимости общий план аудита и программа аудита могут быть пересмотрены. В этом разделе говорится, что планирование осуществляется непрерывно на протяжении всего срока аудита с учетом меняющихся обстоятельств и неожиданных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур, с документированием причин внесения значительных изменений.

Российским аналогом МСА 300 является ПСАД N 3, которым устанавливаются единые требования к планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности и который применяется прежде всего к проверкам, проводимым аудитором не в первый раз в отношении данного аудируемого лица. Для проведения первой аудиторской проверки аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в Стандарте.

План аудита по МСА

При подготовке плана аудита по МСА используются более 400 аудиторских процедур, включенных в методику аудита программы IT Audit. В методику программы включены:

  • процедуры по планированию аудита
  • аналитические процедуры
  • процедуры по существу по разделам аудита
  • процедуры по оценке рисков
  • процедуры по тестированию средств контроля
  • процедуры по завершении аудита

Разработка общей стратегии планирования аудита по МСА

В процессе разработки общей стратегии учитываются результаты подготовительного этапа планирования и проводится следующая работа:

1. Определяются характеристики задания, влияющие на его объем: применяемые основы финансовой отчетности, специфические отраслевые требования, наличие обособленных подразделений и др.

2. Устанавливаются требования к отчетности по результатам выполнения задания, включающие сроки окончания проверки, промежуточного и окончательного отчетов, даты сообщения информации по результатам аудита представителям руководства клиента.

3. Рассматриваются важные факторы, которые могут оказать влияние на направление действий аудиторской группы. Среди этих факторов – уровень существенности, выявление участков, наиболее подверженных риску возникновения существенных искажений, предварительная оценка эффективности внутреннего контроля аудируемой организации, определение значительных специфических особенностей деятельности предприятия и его отчетности. Планируемые аспекты общей стратегии аудита охватывают:

– кадровый потенциал и его распределение по направлениям, этапам проверки – учитывается наличие специалистов, имеющих опыт работы с данным клиентом; способных справиться с повышенными областями риска, отвечающих требованиям, предъявляемым к экспертам, для решения сложных вопросов; определяется очередность привлечения данных специалистов на начальном, промежуточном и заключительном этапах аудита;

– руководство кадрами – планируется инструктаж персонала, обсуждение вопросов с членами аудиторской группы, текущий очный и заочный контроль проведения проверки и обзорная проверка качества выполнения задания.

При аудите малых предприятий в проведении проверки участвует небольшая группа; как правило, это может быть партнер, он же единоличный исполнитель или партнер и еще один член аудиторской группы. Естественно, в таких ситуациях вопросы планирования общей стратегии, описанные выше, носят облегченный характер. Достаточно меморандума, составленного по итогам ранее проводимых проверок на основе рассмотрения рабочих документов и заключений в который вносятся дополнительные вопросы по результатам обсуждения с менеджером – собственником предприятия.

Составление плана аудита не является каким-то отдельным этапом планирования. Он тесно связан с разработкой общей стратегии и начинает формироваться именно в период ее рассмотрения, но отличается тем, что в плане, оформленном документально, конкретизируются характер, сроки и объем аудиторских процедур, которые необходимо выполнить, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемого уровня.

СОДЕРЖАНИЕ

МСА 300 Планирование аудита финансовой отчетности. 3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 13

МСА 300 Планирование аудита финансовой отчетности

На территории РФ применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством РФ, что соответствует требованиям Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 307-ФЗ от 30.12.2008 (в ред. от 02.10.2016).

Более того, с 2017 года для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды, необходимо будет применение международных стандартов аудита, введенных Приказами Минфина России от 24.10.2016 № 192н, от 09.11.2016 № 207н, при этом, если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен до 01.01.2017 года, аудит может проводиться в соответствии со стандартами, действовавшими до вступления в силу данных МСА.

Отметим, что федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) и ранее разрабатывались в соответствии с МСА, но гораздо медленнее, чем происходил процесс совершенствования самих МСА. Так, 24 ФПСАД из 38, действующих в настоящее время, соответствуют устаревшей редакции МСА, действовавшей для аудитов отчетности за периоды, начинающиеся на или после 15.12.2004г., девять — действовавшей для аудитов отчетности за периоды, начинающиеся на или после 15.12.2009г., пять — действовавшей для отчетности за периоды, начинающиеся на или после 15.06.2005г. или 15.12.2006г., [6, с. 9].

Напомним, что в настоящее время, комплект документов МСА состоит из 49 Стандартов, включая стандарт контроля качества, стандарты по аудиту, стандарты по обзорным проверкам, стандарты по прочим заданиям, обеспечивающим уверенность, а также стандарты по оказанию сопутствующих услуг, [6, с. 10].

Порядок планирования аудита определяется МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» и ФСАД №3 «Планирование аудита».

МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» включает: введение, планирование аудита, план (программа аудита) регулирует вопросы планирования аудита финансовой отчетности. Необходимость планирования обусловлена целью эффективности проведения аудита, [3].

Международный стандарт аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

Название: Планирование аудита в соответствии с российскими и международными стандартами
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: статья Добавлен 20:01:04 20 апреля 2007 Похожие работы
Просмотров: 246 Комментариев: 14 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, отметим, что одним из главных практических преимуществ МСА является наличие перекрестных ссылок, включенных в сами тексты МСА или в сноски в них, которые позволяют аудитору выстроить очередность применения того или иного стандарта в ходе аудита, в то время как в ФПСАД перекрестные ссылки отсутствуют, поскольку в нормативных документах, действующих в РФ, делать перекрестные ссылки не принято.

Как правило, каждый ФПСАД содержит требования и рекомендации, касающиеся какой-то одной области аудита, без указания очередности его применения в ходе выполнения задания, например, отдельные стандарты, регламентирующие документирование, выборки, аналитические процедуры, внешние подтверждения, связанные стороны, существенность и другие области аудита. В МСА же привязка ко времени применения аудитором того или иного стандарта реализована через перекрестные ссылки в них (рисунок):

Рис. Риск-ориентированный подход при планировании аудита финансовой отчетности (на основании МСА 300 и др. МСА), [8, с. 18]

На рисунке схематично проиллюстрировано, требования и рекомендации каких международных стандартов, кроме МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» следует выполнять в ходе планирования аудита.

Следование риск-ориентированному подходу позволяет аудиторам осуществлять аудит более эффективно и качественно. Понимание аудитором рисков хозяйственной деятельности аудируемого лица значительно повышает вероятность выявления рисков существенного искажения информации в отчетности. До того, как риск-ориентированный подход нашел свое отражение в МСА, аудиторы, исходя из своего профессионального суждения, как правило, отбирали для проверки области отчетности, являющиеся наиболее существенными с количественной точки зрения, что в корне было неверно, поскольку всегда существовала и существует вероятность нарушения предпосылки «полноты», т.е. отражения не в полном объеме остатков по счетам бухгалтерского учета, хозяйственных операций и раскрытий. В результате не отобранные для проверки области в силу несущественности величины их стоимостной оценки могли содержать существенное искажение, которое уходило от внимания аудитора, [8, с. 19].

В МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» отражена сфера применения данного стандарта, где указано, что данный стандарт относится к повторным аудиторским заданиям, кроме того, отдельно представлены дополнительные замечания, относящиеся к аудиторскому заданию, выполняемому впервые. Указаны роль (разработка общей стратегии аудита по заданию и составление плана аудита), сроки планирования, дата вступления в силу (с 15.12.2009г.).

В данном МСА отражена следующая цель — цель аудитора состоит в том, чтобы спланировать проведение аудита таким образом, чтобы он был проведен эффективно [3].

Перечислены требования, в т.ч. действия аудитора по предварительной работе по заданию; перечислены работы по планированию; документация, в т.ч. указаны ссылки на МСА 230 «Аудиторская документация», МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности».

Представлено руководство по применению и прочие пояснительные материалы, представлено Приложение — соображения по разработке общей стратегии аудита.

Отметим, что МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности», изложен на 12 страницах, ему соответствует российский аудиторский стандарт, а именно, правило-стандарт аудиторской деятельности 3 «Планирование аудита», который изложен всего на 2 страницах. Т.е. результаты формального сравнения данных стандартов показывают, что российский аналог международного стандарта значительно более лаконичен, в итоге он в шесть раз короче. Для того чтобы разобраться в причинах такой разницы, рассмотрим сопоставим строение и содержание данных стандартов в виде аналитической таблицы (табл.), [8, с. 20]:

Сопоставление стандартов планирования согласно МСА 300 и ПСАД 3

МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»

Планирование аудиторской проверки по МСА

МСА 300 Планирование аудита

Планирование аудита – это разработка общей стратегии и детального подхода применительно к ожидаемому характеру, срокам и масштабам аудиторской проверки.

Процесс планирования аудита по МСА

Процесс планирования подразделяется на два этапа.

1. Этап предварительного планирования, включающий в себя знакомство аудитора с аудируемым лицом, составление и направление ему письма-обязательства, а также заключение договора.

При знакомстве с организацией уделяется внимание вопросам:

— понимания ее бизнеса и его организации, масштабов, надежности;

— проверки соблюдения принципа непрерывности деятельности;

— тестирования системы внутреннего контроля.

2. Этап непосредственного планирования, состоящий из процессов составления общего плана и программы аудита.

Целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, а также подготовка информационной базы для последующего этапа планирования.

Процесс предварительного планирования начинается с общего знакомства проверяемого субъекта и заканчивается заключением с ним договора.

Цель планирования аудита по МСА

Цель планирования – эффективное и своевременное проведение аудита. В МСА 300 «Планирование» установлены стандарты и предоставлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Данный МСА предназначен для повторного аудита, а для первоначальной проверки необходимо расширить круг рассматриваемых вопросов, о чем будет сказано ниже.

Планирование призвано помочь в правильном распределении работы между членами аудиторской группы и координации работы других специалистов. Объем планирования зависит от:

– размера проверяемого субъекта;

– сложности предстоящей проверки;

– опыта работы аудитора, в том числе с данным субъектом;

– знания бизнеса клиента.

Планирование не является этапом аудита, отделенным от основного процесса. Это продолжающийся и повторяющийся процесс, который начинается вскоре после окончания предыдущего задания и продолжается до завершения текущей проверки. Тем не менее, планируя аудит, аудитор рассматривает временные рамки окончания процесса планирования и аудиторские процедуры, которые необходимо завершить в первую очередь для того, чтобы продолжить аудиторскую проверку. Например, аудитор планирует обсуждение с членами аудиторской группы аналитических процедур оценки аудиторского риска, достижение общего понимания нормативных актов, регулирующих деятельность клиента, определение существенности, необходимости привлечения эксперта и других процедур оценки риска с тем, чтобы определить риск существенных искажений отчетности и дальнейшие процедуры по ее проверке.

В программе IT Audit заложен риск-ориентированный подход

По результатам оценки рисков на уровне отчетности и видам операций в План аудита добавляются аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски. Оценка рисков производится на уровне отчетности и по видам операций.

По риску можно посмотреть и перейти к аудиторской процедуре, выполняемой в ответ на выявленный риск. Информация о процедурах в ответ на оцененные риски выгружается в рабочие документы аудитора.

В программе IT Audit предусмотрено, что по одному риску может быть запланировано несколько процедур. И наоборот, одна процедура может быть выполнена и задокументирована по нескольким выявленным рискам.

Планирование аудита | Аудиторские процедуры

Понимание деятельности аудируемого лица

Подготовка письма-соглашения об условиях аудиторского задания

Информация об обособленных подразделениях

Подготовка договора на проведение аудиторской проверки

Протокол встречи с сотрудниками обслуживающей организации

Протокол встречи с предыдущим аудитором

Подтверждение от аудитора компонента

Протокол обсуждения вопросов членами аудиторской группы

Протокол обсуждения вопросов членами группы по проверке консолидированной финансовой отчетности

Изучение влияния законодательства на деятельность предприятия

Анализ остатков на начало периода

Бесплатные обучающие вебинары по IT Audit

Ответим на вопросы действующих и потенциальных пользователей. Покажем работу программы и рабочие документы по МСА.

Общая стратегия аудита по МСА

Рабочий документ Общая стратегия аудита разработан в соответствии с требованиями п. 7 МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности».

В рабочем документе приведены вопросы и возможные ответы по следующим направлениям проверки:

  • Особенности аудиторского задания
  • Цели отчетности, сроки аудита и характер информационного взаимодействия
  • Существенные факторы, предварительная работа по заданию и информация, полученная в ходе выполнения других заданий
  • Характер, сроки использования и объем ресурсов

Рабочий документ Общая стратегия аудита приводится в разделе Планирование аудита. По завершении разработки общей стратегии аудитор формирует план аудита.

Значимые изменения в общей стратегии аудита

Значимые изменения в общей стратегии аудита в программе IT Audit документируются в соответствующем рабочем документе.

В рамках разработки общей стратегии аудита аудитор также выполняет и документирует выполнение следующих аудиторских процедур:

  • Расчет уровня существенности
  • Оценка риска существенного искажения на уровне отчетности
  • Информация об обособленных подразделениях
  • Ключевые элементы понимания деятельности организации и ее окружения
  • Протокол встречи с ЛОКУ на этапе планирования
  • Формирует запросы в адрес аудируемого лица
  • Изучает систему внутреннего контроля аудируемого лица

Рабочий документ Общая стратегия аудита автоматически заполняется переменными

При создании рабочего документа программа автоматически заполняет переменные (наименование клиента, наименование проекта, руководитель задания, логотип аудиторской компании и т.д.), выделенные серым цветом

В столбце «Содержание ответа» выбирается необходимый вариант или вносится собственный. При необходимости документ изменяется в текстовом редакторе.

Порядок заполнения документа переменными приведен на странице Справки:

Использование перекрестных ссылок при подготовке общей стратегии аудита

В качестве доказательств при подготовке ответа могут использоваться ссылки на другие аудиторские доказательства (процедуры, файлы рабочих документов) с использованием перекрестных ссылок.

Контрольная работа: МСА 300 Планирование аудита финансовой отчетности

Тема: МСА 300 Планирование аудита финансовой отчетности

Тип: Контрольная работа | Размер: 83.73K | Скачано: 59 | Добавлен 03.04.17 в 10:14 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Москва 2016

Элементы планирования аудита по МСА

Планирование состоит из следующих элементов, изложенных в МСА 300:

– выработка общей стратегии проверки;

– составление плана аудита;

– внесение изменений в план в ходе проверки;

– осуществление руководства, контроля и надзора;

– документирование действий, связанных с вышеперечисленными аспектами.

Процесс планирования начинается с подготовительной работы по заданию. При этом аудитор должен выполнить следующие действия:

– согласно МСА 220 провести процедуры, касающиеся продолжения работы с клиентом и специфики аудиторского задания, и оценить соблюдение этических требований;

– обеспечить понимание условий задания в соответствии с МСА 210.

Данные установки МСА 300, в частности, означают, что аудитор должен определить, не существует ли каких-либо причин отказа от продолжения работы с данным клиентом (например, если клиент начал деятельность, не входящую в компетенцию аудиторской группы) или отказа от принятия задания (так, может быть выявлено, что руководство клиента и назначенный партнер состоят в близких родственных отношениях, что нарушает принцип независимости). После этого требуется обратиться к письму о проведении аудита, чтобы определить ожидания клиента от предполагаемой проверки и уяснить, насколько клиент осведомлен о требованиях, предъявляемых к нему при проведении аудита.

Разработка общей стратегии аудита. Общая стратегия аудиторской проверки включает в себя определение объема аудита, его сроков и направлений проверки. Стратегия служит основой для дальнейшего детального составления плана аудита.

Состав плана аудита по МСА

План должен содержать:

– детальную информацию о характере, сроках проведения и объеме процедур оценки рисков существенных искажений в соответствии с МСА 315;

– подробную информацию о характере, временных рамках и объеме аудиторских процедур в отношении каждой существенной группы операций, остатков по счетам, раскрытия информации в отчетности в соответствии с МСА 330;

– перечень других процедур, которые необходимо выполнить для того, чтобы проведенный аудит соответствовал МСА.

В приложении к МСА 300 перечисляются аспекты, которые могут приниматься во внимание при выборе общей стратегии и составлении плана аудита:

– применяемые основы финансовой отчетности, подлежащей аудиту;

– отраслевые особенности составления финансовой отчетности;

– планируемый объем аудита, рассчитанный с учетом работы с обособленными подразделениями;

– характер контроля, осуществляемого головной организацией в отношении дочерних обществ, знание о котором необходимо для определения порядка составления консолидированной отчетности группы;

– использование работы других аудиторов при проведении аудита обособленных подразделений;

– характер операционных сегментов деятельности, которые подлежат аудиту, в том числе и для определения потребности аудитора в специальных знаниях;

– валюта представления финансовой отчетности, включая необходимость любого валютного пересчета в ходе аудита;

– необходимость проведения обязательного аудита индивидуальной финансовой отчетности, помимо аудита консолидированной отчетности;

– наличие службы внутреннего аудита и возможности использования ее работы;

– использование аудируемым лицом услуг специализированных обслуживающих организаций, а также способ, каким аудитор может получить доказательства относительно организации и функционирования соответствующих средств контроля;

– возможность использования доказательств, полученных в ходе предыдущих проверок;

– влияние информационных систем на аудиторские процедуры, в том числе на доступность баз данных, а также ожидаемая польза от применения методов аудита с использованием компьютеров;

– соотнесение планируемого объема и временных рамок аудита с рассмотрением промежуточной финансовой отчетности;

– обсуждение вопросов, которые могут повлиять на аудит, с персоналом аудиторской фирмы, ответственным за оказание данному аудируемому лицу других видов услуг;

– возможность общения с сотрудниками аудируемого лица и доступность данных.

Внесение изменений в план в ходе проверки. Как уже говорилось, планирование – непрерывный процесс, обновляемый по мере выполнения отдельных пунктов плана аудита. Выполнив процедуры оценки риска, аудитор переходит к уточнению и выполнению процедур проверки по существу, а потребность в проведении процедур проверки одних операций может проявиться ранее, чем ранее запланированная одновременная проверка других операций. Это происходит из-за получения информации в ходе аудита, которая требует корректировки характера, сроков и объема ранее намеченных процедур. В таких случаях аудитор определяет новые направления стратегии аудита, изменяет детали плана проверки и документирует их.

Осуществление руководства, контроля и надзора. В процессе разработки плана аудитором учитываются необходимые контрольные мероприятия, зависящие от множества факторов: размера и структуры аудируемого лица, областей аудита, риска существенных искажений, способностей и компетентности персонала, проводящего проверку. Указания по осуществлению руководства, контроля и надзора в процессе аудита содержатся в МСА 220.

Пример планирования аудиторской проверки из практики

Аудиторская фирма заключила договор на проведение аудита с оптово-розничной организацией. При разработке общего плана и программы аудита старший аудитор решил сократить объем аудиторских процедур, мотивируя свои действия следующими фактами:

а. высокая квалификация аудиторов;

б. однотипность и массовость товарных операций;

Читайте так же:  Общественная организация без образования юридического лица регистрация

в. простота учетной политики клиента.

Определите правомерность действий аудитора и дайте им оценку.

Планирование аудиторского задания является непрерывным процессом. Предварительное планирование должно обеспечить уверенность в том, что аудитор рассмотрел разные события и обстоятельства, которые могут отрицательно повлиять на возможности выполнения аудита, таким образом, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. По результатам предварительного планирования разрабатывается общая стратегия аудита, помогающая аудитору определить характер, сроки и объем ресурсов, необходимых для выполнения всех условий аудиторского задания.

После принятия стратегии аудита разрабатывается тактика проверки в виде детального плана (программы). В соответствии с МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности», планирование аудиторской проверки позволяет:

— обозначить наиболее важные области аудита;

— эффективно распределить объем работ среди аудиторов;

— определить размеры субъекта, сложность аудиторской проверки;

— приобрести знания о бизнесе клиента;

— обозначить существенные события, операции, влияющие на финансовую отчетность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Форма и содержание плана аудита может изменяться в зависимости от размеров бизнеса экономического субъекта; сложности аудиторской проверки; конкретных методик и технологий, применяемых аудитором в процессе аудита. Аудитор может обсудить элементы плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством клиента в целях координации своих действий с работой персонала клиента для обеспечения эффективности проверки. Однако за аудитором сохраняется ответственность за план и программу аудита.

Источники

Мса аудиторской проверки планирование
Оценка 5 проголосовавших: 1