Объект финансового аудита

Главное в статье: "Объект финансового аудита" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Финансовый внутренний аудит

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором

Вернуться назад на Внутренний аудит

Вступило в силу постановление Правительства РФ № 193 об утверждении правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Анализ правоприменительной практики в этой сфере выявил наличие у органов государственной власти ряда вопросов по внедрению и развитию эффективных инструментов внутреннего финансового контроля и аудита.

В соответствии с Бюджетным кодексом госфинконтроль — это контрольная деятельность, которая направлена на установление, подтверждение законности исполнения финансово-хозяйственных операций, с применением административной (уголовной) ответственности и мер принуждения в случаях выявления финансовых нарушений или пресечением их незаконного проведения до момента использования бюджетных средств.

Такой контроль в принципе является последующим, поскольку его предмет — результаты исполнения объектами контроля бюджетных процедур вне зависимости от времени их проведения: в отчетном или текущем периоде, до или после списания бюджетных средств со счетов бюджетов. В итоге исследуются законность уже проведенных финансово-хозяйственных операций и качество их выполнения, которое непосредственно влияет на эффективность использования бюджетных средств.

Таким образом, органы госфинконтроля через фиксацию финансовых нарушений, по сути, только сигнализируют о недостатках в системе превентивных мер на ведомственном уровне, выдают обязательные для исполнения предписания по их устранению, а также пресекают финансовые нарушения путем наказания должностных лиц, намеренно совершивших соответствующие противоправные действия. Поэтому на ведомственном уровне в дополнение к госфинконтролю должен быть организован внутренний финансовый контроль и аудит как собственная система предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере.

Бюджетный кодекс наделяет главных администраторов бюджетных средств полномочиями по организации и проведению внутреннего финансового контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и отчетности.

Задачами внутреннего финансового контроля являются:

• устранение (недопущение) недочетов в сроках и качестве предоставления информации (документов), необходимой для составления и исполнения бюджета;

• управление бюджетными рисками — событиями, негативно влияющими на осуществление внутренних процедур составления и исполнения бюджета;

• своевременное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ;

• обеспечение полной и достоверной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.

Кроме того, главные администраторы полномочны проводить внутренний финансовый аудит в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и подготовки рекомендаций по повышению эффективности бюджетных расходов.

В отличие от контролера-ревизора задачей аудитора является не простое подтверждение законности исполнения финансово-хозяйственных процедур, проверенных в ходе аудиторской проверки, а формирование рекомендаций по совершенствованию внутреннего финансового контроля.

Организация внутреннего финансового контроля

Статья 160.2-1 Бюджетного кодекса устанавливает, что внутренний финансовый контроль осуществляет главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в отношении своих действий, реализующих полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а также в отношении подведомственных ему получателей бюджетных средств. Получатель бюджетных средств организует собственный внутренний контроль совершаемых им фактов хозяйственной жизни, ведения учета и отчетности в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 402-ФЗ«О бухгалтерском учете». Положения об организации такого контроля фиксируются в актах учетной политики.

Разделение сфер внутреннего контроля связано с тем, что отдельные хозяйственные процедуры и операции, такие как составление табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, расчет отпускного пособия, оформление командировки сотрудника, ведение кассовых операций и т. д., находятся вне сферы бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Вместе с тем подходы к организации и проведению контрольных действий в рамках внутреннего финансового контроля вне зависимости от субъекта контроля, на наш взгляд, должны быть едиными.

Предлагается внедрить сбалансированную систему контрольных действий, осуществляемых в ходе исполнения финансово-хозяйственных процедур и операций. Для этого во внутренних актах, регламентах нужно четко установить сферы ответственности всех должностных лиц, принимающих участие в исполнении финансово-хозяйственных процедур и операций, сроки и периодичность их проведения. Разграничение ответственности является необходимым базисом планирования контрольных действий, поскольку они выполняются как самими исполнителями в ходе самоконтроля, так и вышестоящими должностными лицами, а также должностными лицами иных подразделений (например, проверки оформления первичных документов до формирования платежных документов, отражения соответствующих операций в учете).

К контрольным действиям относятся проверка оформления документов, авторизация операций, сверка данных, осмотр, замеры, экспертизы, инвентаризации, пересчет. В плане (карте) контроля также отражаются периодичность, сроки и способы проведения контрольных действий (выборочный или сплошной контроль). В целях недопущения издержек на проведение контрольных действий рекомендуется включать в план (карту) контроля только процедуры и операции, подверженные существенным рискам.

Так как контрольные действия встраиваются в процедуры и операции, их основным результатом является выявление причин и условий возникновения нарушений и недочетов либо оперативное устранение нарушений до проявления их последствий. Результаты контроля должны быть запротоколированы в целях дальнейшего их анализа, по итогам которого актуализируются правовые акты, регламенты (внутренние стандарты), программное обеспечение проведения процедур и операций, а также планы (карты) внутреннего контроля, что последовательно снижает риски нарушений.

Читайте так же:  Аудиторская проверка приложения к бухгалтерскому балансу

Исходя из положений статьи 160.2 1 Бюджетного кодекса главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в отношении подведомственных ему получателей бюджетных средств также осуществляет контроль по подведомственности. Такой контроль может быть как предварительным (текущим), например поверки составления (оформления) документов подведомственных получателей бюджетных средств до представления в финансовый орган, казначейство сводных документов, так и последующим, подтверждающим законность проведения отдельных финансово-хозяйственных операций получателей бюджетных средств, определяемых в плане контроля либо при поступлении информации о признаках нарушений. Методами последующего контроля являются документарные и выездные проверки (ревизии).

При этом необходимо взвешенно подходить к организации ведомственного контроля — он должен давать своевременные сигналы руководству о наличии проблем в осуществлении подведомственными получателями средств финансово-хозяйственных операций, о ходе их решения, а также о виновных должностных лицах, допустивших нарушения. То есть контроль осуществляется с акцентом на операции текущего года, а не прошлых лет. В противном случае нет необходимости в проведении ведомственных проверок (ревизий).

В рамках последующего контроля рекомендуется также организовать мониторинг — регулярный сбор и анализ сведений, необходимых для расчета показателей, характеризующих результаты выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными получателями бюджетных средств. По итогам мониторинга формируются отчеты, содержащие анализ причин отклонения от целевых значений. Специфичность последующего контроля по подведомственности диктует особую форму его организации: рекомендуется утвердить отдельный ведомственный регламент осуществления такого контроля, определяющий порядок назначения контрольных мероприятий, их планирования, проведения, реализации результатов, составления и представления отчетов о результатах контроля.

В условиях применения различных инструментов контроля на разных уровнях управления и исполнения особой задачей является организация составления и представления сводной отчетности о результатах контроля. Такая отчетность необходима для принятия своевременных управленческих решений, направленных на обеспечение законности и эффективности проведения финансово-хозяйственных операций в системе главного администратора бюджетных средств. С этой точки зрения, на наш взгляд, сводную отчетность должно формировать и представлять руководству финансово-экономическое подразделение главного администратора бюджетных средств.

Постановление Правительства РФ № 193 в целом формализует вышеуказанные подходы к осуществлению внутреннего финансового контроля. Вместе с тем требуется уточнение положений данного постановления, в том числе в части организации контроля по подведомственности. В соответствии с постановлением № 193 главный администратор средств федерального бюджета устанавливает порядок осуществления внутреннего финансового контроля, регулирующий вопросы планирования контрольных действий, протоколирования результатов контроля, составления отчетности о результатах контроля.

Организация внутреннего финансового аудита

Внутренний финансовый аудит — это деятельность функционально независимых подразделений, уполномоченных лиц, осуществляемая с соблюдением принципов объективности, системности и профессиональной компетентности. Целью аудиторских проверок является не просто фиксация нарушения бюджетного законодательства, неэффективных расходов, а оценка степени надежности бюджетных процедур, определение того, насколько они четко организованы и контролируются в целях недопущения нарушений бюджетного законодательства и неэффективных расходов.

Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора бюджетных средств. При этом исходя из задач внутреннего финансового аудита численность внутренних аудиторов незначительная (до десяти человек) вне зависимости от размера подведомственной сети главного администратора бюджетных средств. Исходя из учета общих требований законодательства к организационной структуре органа власти и ограничений по численности внутренних аудиторов рекомендуется создать комиссию по внутреннему финансовому аудиту, члены которой не являются сотрудниками финансово-экономических и (или) бухгалтерских подразделений.

Основным предметом внутреннего финансового аудита является деятельность по внутреннему финансовому контролю в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, совершенных в системе главного администратора бюджетных средств в отчетном периоде. В этой связи годовой план внутреннего финансового аудита должен отражать планируемое по году последовательное обследование всех финансово-хозяйственных систем на предмет определения надежности осуществляемого в отношении них внутреннего контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности, выявления системных недостатков, влекущих несоблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств.

Примерами аудиторских проверок являются аудит администрирования доходов, аудит составления и исполнения бюджетной сметы, аудит предоставления межбюджетных трансфертов или субсидий юридическим лицам, аудит ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности, аудит контрактуемых расходов и т. д. В плане по каждой проверке также указываются объекты аудита и сроки ее проведения.

По каждой аудиторской проверке составляется программа, в которой указывается тема проверки, наименование конкретных объектов аудита, вопросы изучения, к которым прежде всего относятся состояние внутреннего контроля по данной теме проверки, организация бюджетного учета, состояние информационных систем, сопровождающих выполнение процедур и операций. По итогам аудиторской проверки должны быть получены достаточные надежные доказательства, подтверждающие выводы об эффективности организации проверяемой системы (в том числе на основе данных первичных документов, регистров бухгалтерского учета, представленных для тестирования внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности).

Результаты аудита оформляются актом. На основании актов аудиторских проверок составляются отчеты, которые направляются руководителю и в которых обязательно представляются выводы о состоянии внутреннего финансового контроля по предмету проверки. Если выявляются нарушения, то внутренний аудитор обязан отражать все это в отчетах. По результатам рассмотрения отчетов принимается решение о целесообразности реализации выводов внутреннего финансового аудита, проведении служебных расследований, направлении материалов в компетентные органы в случае обнаружения нарушений, за которые предусматривается административная или уголовная ответственность. В свою очередь, отчеты консолидируются в состав годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита.

Читайте так же:  Привилегированные акции зао

Финансовый аудит
Аудиторское заключение
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности
Аудит денежных средств
Аудиторская проверка расчетных операций

Объекты аудита. Международные стандарты аудита. Основная цель аудита

Предмет аудита в наиболее широком варианте трактовки понятия – события, процессы, происходящие в экономике и интересные обществу, лицам. Объекты аудита таковы, что нуждаются в проверке, а вот цели могут быть различными – изучение, исследование, оценивание достоверности, соответствия реальности информации.

Кроме того, подобная экспертиза позволяет добиться оптимизации управленческой системы и улучшения регулирования деятельности с помощью нормативных актов и правовых норм. Корректная и правильно организованная проверка – отличный метод повышения эффективности рабочего процесса. Кроме того, объекты аудита по итогам проверки получают рекомендации, которые помогут развивать компанию. Такие консультационные услуги, аналитические и контрольные – неотъемлемая часть проводимой экспертизы.

Теория и практика

В современной экономической литературе пока нет точного определения, что проверка собой представляет, нет и понятия «объекты аудита» как единого определения, применимого широко в различных регионах, на самых разных предприятиях. Справедливо говорят, что теоретическую базу еще предстоит разработать, расширить и углубить, а пока есть лишь «вершки».

Если рассматривать понятие аудиторской проверки в довольно узком смысле, тогда необходимо конкретизировать особенности объектов, подлежащих контролю. Основные будут рассмотрены в статье.

Возможен аудит бухгалтерской отчетности или финансовой деятельности, тогда мероприятие организуют так, чтобы подробно проверить финансовые отчёты и либо подтвердить полноту информации, либо выявить ее недостатки, недостоверность. Заказчик в результате таких мероприятий получает документально оформленное экспертное мнение о том, насколько финансовое состояние в его представлении и реальность соответствуют друг другу.

Прокуратура и аудит

Проведение проверки деятельности предприятия в обязательном порядке может быть вызвано вниманием к компании прокуратуры или других инстанций, надзорных ведомств, органов государства. При этом именно от инстанции, судебного органа аудиторская компания получает поручение провести мероприятия по проверке деятельности конкретной компании, и заказ фактически выполняется государственный.

Если предприниматель пытается уклониться от обязательной проверки, вполне вероятно, тем самым он спровоцирует выписывание в адрес компании немалого штрафа. Это происходит в рамках арбитражного разбирательства по иску, написанному от лица прокурора или казначейства страны. Наконец, можно получить штраф от ИФНС.

Проверка: денежный аспект

Среди прочих подвидов проводимых проверок особенного внимания по праву заслуживает та, что фокусирует внимание на финансах компании. Таковая призвана контролировать бухгалтерскую документацию, связанную с расчетами, а также ведущийся в компании учет. В ходе проверки объект финансового аудита – это отчеты, факт их достоверности. Эксперты выявляют, насколько компания работает в соответствии с действующими правовыми, законными актами.

При аудиторской проверке допускается анализировать работу внутренней контрольной системы и проводить проверку объектов контроля, настроенных внутри организации. Данные, получаемые таким образом, позволяют определить факторы, провоцирующие ошибочное, недостаточное ведение бухгалтерской отчетности, финансовой документации, хозяйственной деятельности.

Важные аспекты

Международные стандарты аудита – это требования, предъявляемые к рабочему процессу экспертов, проводящих проверку предприятия. Соответствие им позволяет добиться точности результатов, эффективности работы, минимальных затрат времени и других ресурсов.

Анализ, проводимый в соответствии с международными стандартами, – более точный, объективный. Заключение, подготовленное в ходе такой проверки, будет актуальным не только в России, его примут и на предприятиях в других странах.

  • единство нормативной базы;
  • общепризнанные требования к квалификации, аттестации экспертов;
  • применение новейших методологий анализа;
  • регламент работы;
  • легитимность результатов;
  • точное отражение реальности в отчетах и заключениях.

Стандарты России

Всего сейчас в стране актуальны порядка 40 стандартов, регламентирующих аудиторские проверки. Из них два относятся к первому поколению, ко второму – 29, а остальные – это третье поколение, то есть утвержденные в 2010 году. Занимается вопросами утверждения аудиторских стандартов ответственная за этот вопрос комиссия, организованная при президенте. Кроме того, правительство принимает постановления. Все последние документы разрабатывались с оглядкой на международные практики, поэтому учитывают те стандарты, которые справедливы за границей, в ведущих державах мира.

Предполагается, что в ближайшем будущем аудит в стране полностью будет аналогичен стандартам МСА, без исключений. Такие нововведения обязывают специалистов ориентироваться в больших информационных базах. В последние годы были подготовлены переводы на русский язык полных текстов стандартов международного уровня. Эта информация наиболее актуальна для самих экспертов, но ознакомление с ней рекомендовано и для руководителей, желающих, чтобы на их предприятии аудиторская проверка была организована по новейшим нормативам.

Недвижимость: аудит

Нередко объект технологического аудита при изучении недвижимости во владении предприятия – это документация, имеющаяся в компании на различные объекты в ее распоряжении. При проведении проверки эксперты анализируют, насколько точна и правильна инженерная, разрешительная, распорядительная документация, корректны ли затраты компании на поддержание имеющегося капитального строительства.

Читайте так же:  Регистрация эмблемы некоммерческой организации

В целом аудит объектов недвижимости считается довольно сложной задачей, так как подразумевает работу с очень большими объемами данных. Зато корректно проведённая процедура дает представление о технических рисках, что необходимо для принятия решения в пользу вложения денег в некоторый объект или отказа от инвестирования. Также аудит необходим, чтобы в перспективе оценить бюджет, проанализировать траты, которые вызовет содержание и ремонт объекта.

Объект обязательного аудита

Проверка может быть инициативной и обязательной. Второй вариант регламентируется законом. В соответствии с действующими в наши дни нормативами, в обязательном порядке необходимо проводить аудит финансовой отчетности в тех случаях, которые прописаны в законах.

Критерии отчетности, позволяющие причислить объект к тем, проверка которых по закону неизбежна:

  • Форма работы предприятия – ОАО.
  • Деятельность организации – это сфера, связанная с кредитованием, деньгами, финансированием, в том числе банковские структуры, фондовые биржи. Обязательна проверка для фирм, занимающихся инвестициями, а также фондов не инвестиционных, работающих с благотворительными проектами, внебюджетных организаций.
  • Уставной капитал сформирован с участием девелоперов из-за границы.

В некоторых случаях также финансовые показатели являются условием, превращающим аудиторскую проверку в обязательное мероприятие.

Основные преимущества нового метода

Новейший подход позволил:

  • привлекать больший объем инвестиций;
  • создать прозрачные условия ведения предпринимательства в стране.

МСА стали базой, на которой можно принимать корректные управленческие решения. Заказав аудит в соответствии с этими стандартами, руководитель получает полное представление о рисках предпринимательской деятельности и методиках их устранения. Но важно доверять работу профессионалам, которые действительно хорошо владеют всеми технологиями МСА.

Бухгалтерия и проверки

Если запланирован аудит бухгалтерской отчетности, нужно понимать, что в ходе проверки особенное внимание придется уделить законам страны и соответствию отчетности, учета в компании нормативным актам, правилам, внедренным на государственном и региональном уровне. Кроме того, в ходе аудита выявляют, насколько реальная практика в компании соответствуют принятой в этой фирме учетной политике. В ходе анализа эксперты изучают первичные документы, регистры, формируемые в бухгалтерии, а также иную информацию, отражающую хозяйственные операции.

Кадры и проверки

Видео (кликните для воспроизведения).

Не обойтись на современном предприятии и без проверок, связанных с персоналом. Объект кадрового аудита – это документация, которую ведет отдел, ответственный за персонал. В небольших компаниях это может быть задача бухгалтерии, в крупных фирмах есть специальное подразделение, ответственное за документальное оформление отношений с сотрудниками.

Кадровый аудит – это тот подвид проверки, который категорически не рекомендовано проводить собственными силами. Всякий работник фирмы так или иначе сотрудничает с кадровым отделом, со специалистами по подбору персонала, а значит, может оказаться в ситуации давления на него или ином некорректном положении. Избежать этого можно лишь одним методом – приглашением сторонних проверяющих.

Международные стандарты аудита

В последние несколько лет стандарты, разработанные и применяемые на международном уровне, нашли свое место и в аудиторских практиках на территории России. Предприниматели поняли, что наиболее качественные услуги оказывают те эксперты, которые применяют в своей работе именно международные правила. Еще несколько десятилетий назад особенной актуальности в этом не было, но ситуация сильно изменилась, когда российские компании начали активно работать с иностранными партнёрами, а что еще более важно – с инвесторами. Только в такую фирму станет вкладывать деньги бизнесмен из-за границы, которая с успехом прошла аудиторскую проверку, организованную в соответствии с общепринятыми на мировом уровне стандартами.


Не так давно Министерство финансов опубликовало документ, включив в него 18 международных стандартов и рекомендовав их к применению в аудиторских практиках на территории Российской Федерации. Все они официально одобрены и признаны актуальными, важными, необходимыми для высокого уровня качества.

Проверки и хозяйственная деятельность

Нередко объекты аудита – это аспекты, связанные с хозяйствованием компании. Тогда собирают максимально полную информацию о состоянии фирмы и анализируют ее комплексно. Экспертиза предполагает поиск путей снижения затрат и повышения рабочей производительности, рентабельности, окупаемости. Аудиторы по итогам проведенных проверок предлагают руководителям компаний меры, которые помогут добиться лучших показателей в работе.

За границей такая рабочая практика, равно как и аудит основных средств, – это обязательные мероприятия, регулярно проводимые любыми более-менее основательно работающими компаниями. Изучение экспертами хозяйственной деятельности предприятия обычно классифицируется как операционный аудит.

Цели и задачи

Наиболее полно основная цель аудита рассматривается в МСА 200, стандартах, действующих на международном уровне. Из данных документов можно узнать, как организуются мероприятия, дабы аудитор мог оценить финансовую отчетность, проанализировать все важные аспекты, проведя работу в соответствии с принятыми нормами, и продемонстрировал результаты заинтересованным лицам, организовавшим проверку.

Впрочем, главная задача не обязана быть единственной. Обычно основная цель аудита сопровождается дополнительными, несколько менее масштабными. Таковые фиксируются в договоре между заказчиком и экспертом и являются условиями, определяющими процесс проверки. Например, речь может идти об изучении потенциалов компании: аудитор должен выявить такие резервы, за счёт которых можно увеличить производительность или снизить затраты. Возможно, проверке придется заняться налогами, чтобы выявить, правильно ли они начисляются и уплачиваются. Довольно часто на проверяющего возлагают задачи разработки таких мероприятий, которые финансовое положение стабилизируют и улучшают за счет изменения баланса расходов и доходов.

Читайте так же:  Обжалование решения по упрощенному производству арбитражного суда

Особенности и отличия

Плавный и постепенный переход от российских стандартов к международным не случаен. Применяемые ранее в стране практики были рамочными, в то время как МСА предполагает буквально по шагам расписанную инструкцию, четко регламентирующую весь процесс аудиторской проверки. При этом МСА дает точное понимание нюансов, свойственных различным областям. Из документации можно узнать, в какой последовательности рекомендовано организовывать действия экспертов, как их увязывать с различными стандартами и особенностями функционирования предприятия.

Рассматривая международные стандарты, нужно понимать, что таковые произведены ассоциацией бухгалтеров, действующей на международном уровне. Это некоммерческая организация. Ее же силами организован перевод бумаг на русский язык. И по сей день в России есть определенные проблемы с юридическим статусом документа и особенностями обладания правами на него.

Внутренний финансовый аудит

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором

Вернуться назад на Финансовый аудит

Помимо внутреннего финансового контроля учредитель на основе функциональной независимости должен осуществлять внутренний финансовый аудит (часть 4 статьи 160.2-1 БК РФ, пункт 29 Правил № 193 утв. Постановлением Правительства). Рассмотрим далее методы проведения финансового аудита, права и обязанности должностях лиц при его проведении, а так же порядок проведения аудиторских проверок и оформление результатов.

Внутренний финансовый аудит — это деятельность функционально независимых подразделений, уполномоченных лиц, осуществляемая с соблюдением принципов объективности, системности и профессиональной компетентности.

Предмет финансового аудита

Предметом внутреннего финансового аудита являются совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, подведомственными распорядителями и получателями средств федерального бюджета, администраторами доходов федерального бюджета, администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также организация и проведение внутреннего финансового контроля.

Методы проведения финансового аудита

Согласно пункту 31 Правил № 193 внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.

Плановые проверки ведутся в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые проводятся в очередном финансовом году. По каждой аудиторской проверке в плане указываются проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители. План должен быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года.

Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

— запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в т. ч. информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;

— посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

— привлекать независимых экспертов.

Помимо прав субъект внутреннего финансового аудита имеет обязанности.

К ним относятся:

• соблюдение требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

• проведение аудиторских проверок в соответствии с программой аудиторской проверки;

• ознакомление руководителя или уполномоченного должностного лица объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями);

• не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

Учредителем могут быть проведены следующие виды аудиторских проверок:

• камеральные проверки, которые осуществляются по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
• выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;

• комбинированные проверки, которые ведутся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливает главный администратор (администратор) средств федерального бюджета.

Проведению контрольного мероприятия должен предшествовать период подготовки к его проведению, в ходе которого, в частности, должна быть составлена и утверждена программа проведения контрольного мероприятия.

Программа аудиторской проверки должна содержать:

• тему аудиторской проверки;

• наименование объектов аудита;

• перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
• сроки проведения этой проверки.

Аудиторская проверка проводится путем выполнения:

— инспектирования (изучения записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов);

— наблюдения (систематического изучения действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры);

— запроса (обращения к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения проверки);

Читайте так же:  Электронная регистрация предприятий

— подтверждения (получения ответа на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета);

— пересчета (проверки точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита);

— аналитических процедур (анализа соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а так-же изучения связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур).

Согласно пункту 46 Правил № 193 в ходе аудиторской проверки проводится исследование:

— осуществления внутреннего финансового контроля;
— законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;
— ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
— применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
— вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
— наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
— формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
— бюджетной отчетности.

В ходе аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К таковым относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

Оформление результатов аудиторской проверки

В соответствии с пунктом 49 Правил № 193 проведение контрольного мероприятия подлежит обязательному документированию, т. е. к материалам аудита должны прилагаться не только акт контрольного мероприятия, но и рабочие документы. Требования к их содержанию установлены в указанном пункте Правил.

Результаты аудиторской проверки оформляются актом, который подписывает руководитель аудиторской группы и вручает его представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.

На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в т. ч.:

— информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном, денежном выражении), об условиях и о причинах этих нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
— информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
— выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
— выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
— выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

Указанный отчет с приложением акта проверки направляется руководителю главного администратора (администратора) средств федерального бюджета.

По результатам рассмотрения данного отчета руководитель главного администратора (администратора) средств федерального бюджета вправе принять одно или несколько из решений:

• о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
• о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
• о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
• о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

Отчетность о результатах аудита

В соответствии с пунктом 55 Правил № 193 субъекты внутреннего финансового аудита обеспечивают составление годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита. Порядок составления и представления годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита устанавливается главным распорядителем средств федерального бюджета, главным администратором — доходов федерального бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств федерального бюджета.

Видео (кликните для воспроизведения).

Аудиторское заключение
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности
Аудит денежных средств
Аудиторская проверка расчетных операций
Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Источники

Объект финансового аудита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here