Обязательный аудит куда сдавать заключение

Главное в статье: "Обязательный аудит куда сдавать заключение" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Куда необходимо предоставить аудиторское заключение за 2018 год ?

Аудиторское заключение необходимо предоставить в Росстат. В том случае, если аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности у вас готово до сдачи баланса, то оно может быть представлено вместе бухгалтерской отчетностью.

Если по каким то причинам, Вы получаете аудиторское заключение уже после сдачи бухгалтерской отчетности в отделение статистики, то в этом случае вы должны предоставить аудиторское заключение в течении 10 рабочих дней с даты выдачи аудитоского заключения. При этом без штрафа можно предоставить аудиторское заключение в срок не позднее 31 декабря года следующего за отчетным.

Таким образом, за 2018 год аудиторское заключение необходимо предоставить в Росстат в срок не позднее 31 декабря 2019 года.

В Росстат можно предоставить аудиторское заключение лично, направив ценное письмо с описью вложения или отправив скан аудиторского заключение по ТКС через спецоператора связи.

Важно учесть, что при отправке аудиторского заключения в электронном виде файл должен иметь расширения — pdf, tif, jpg. Имя файла должно начинаться с кода ОКПО вашей организации (пример 04436855_AZ2016_OOOCVET.pdf).

Если аудиторское заключение представляется в территориальное отделение Росстата по месту нахождения организации лично, то имеет смысл составить сопроводительное письмо в двух экземплярах, на котором вам проставят отметку о получении, что будет является подтверждением своевременной сдачи.

Бухгалтерская отчетность вместе с аудиторским заключением за 2019 год будет представляться только в ИФНС по месту нахождения организации в форме электронного документа. В 2020 году в Росстат ни бухгалтерская отчетность, ни аудиторское заключение представляться не будут !

Аудиторская проверка проводится не только для статистики и налоговой инспекции! Аудит необходим собственникам организации для того, что бы понять насколько можно доверять бухгалтерской отчетности и принимать управленческие решения.

Нужно ли представлять аудиторское заключение в налоговую ?

Обязанность представлять аудиторское заключение в ИФНС по месту нахождения организации на

сегодняшний день в НК РФ не содержится. Организация должна представить только годовую бухгалтерскую отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах и др.). В то же время, ИФНС может запросить аудиторское заключение при проведении камеральной или выездной проверки. И в этом случае, ваша организация должна будет представить аудиторское заключение в установленный срок для представления документов (информации).

Обратите внимание, что с отчетности за 2019 год — бухгалтерская отчетности и аудиторское заключение обязательно будет для представления в ИФНС по месту нахождения организации. Организации подлежащие обязательному аудиту будут представлять бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение в форме электронного документа по ТКС подписанного ЭЦП.

За 2018 год и ранее в ИФНС аудиторское заключение представляется только по требованию налогового органа.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год приведен в Письме Минфина РФ от 15.01.2019 г. №б/н.

Так, обязательному аудиту подлежат:

государственные корпорации и компании, государственные компании (п.2 ст.7.1 и п.8 ст.7.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ);

микрофинансовые компании (п.4 ст.15 Федерального закона от 02.07.2010 г. №151-ФЗ);

операторы лотереи (ст.23 Федерального закона от 11.11.2003 г. №138-ФЗ);

организаторы азартных игр (п.12 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ);

управляющие компании и специализированные депозитарии, осуществляющие деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 20.08.2004 г. №117-ФЗ (п.1 и п.2 ст.29 Закона №117-ФЗ);

жилищные накопительные кооперативы (п.1 ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г.
№215-ФЗ);

кредитные кооперативы, если количество физических лиц, являющихся его членами, превышает 2 000 человек (п.1 ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ);

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

организации, являющиеся саморегулируемыми организациями (п.4 ст.12 Федерального закона от 01.12.2007 г. №315-ФЗ);

организации, являющиеся застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
(за исключением объектов производственного назначения) (п.5 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ);

туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма (если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 миллионов рублей) (ст.17.7 Федерального закона от 24.11. 1996 г. №132-ФЗ);

прочие организации в случаях, установленных Федеральными законами.

Что нужно, чтобы аудиторское заключение приняли?

При отправке аудиторского заключения нужно обязательно соблюсти 3 правила: куда отправить, как и в каком формате.

Заключение аудитора представляют:

  • в ИФНС по месту нахождения организации;
  • в электронном виде через операторов ЭДО (подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью);
  • в формате PDF вместе с отчетностью либо в формате, утвержденном Приказом ФНС № ММВ-7-6/[email protected] (если документ направляется отдельно).

Для малого бизнеса в текущем году сделано исключение: аудиторское заключение за 2019 год можно сдать в бумажном виде.

Для остальных компаний при несоблюдении вышеуказанных правил налоговая откажет в принятии заключения. А это может повлечь за собой нарушение установленных законом сроков, если организация не успеет исправить недочеты.

Чем подтвердить факт сдачи аудиторского заключения, поданного в электронном виде? По аудиторскому заключению, направленному электронно, налоговая сформирует и направит квитанцию о приемке в течение 1 рабочего дня. Квитанция, подписанная усиленной квалифицированной ЭП налогового органа, — это и есть подтверждение того, что документ принят ФНС.

Какая именно ответственность за обязательный аудит

Самое интересное, что действующими правовыми нормами не предусмотрен штраф за непроведение обязательного аудита. То есть за сам факт отсутствия. Но не стоит расслабляться. Поскольку, если не проведен обязательный аудит, штраф положен за несколько иное.

Читайте так же:  Инвестмент дивиденды трендовых акций

В основном штраф за обязательный аудит в 2018 году связан с таким документом, как аудиторское заключение. В этом контексте санкции за уклонение от обязательного аудита предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В итоге получается замкнутый круг: как такового штрафа за непрохождение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено. Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности.

Таким образом, нет ответственности за непрохождение обязательного аудита, а также ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита.

Сроки сдачи аудиторского заключения за 2019 год в ИФНС

Вместе с годовой бухотчетностью за 2019 год, если она подлежит обязательному аудиту, организация предоставляет в налоговый орган и аудиторское заключение.

При этом в новой форме бухгалтерского баланса компания ставит отметку, обязателен ли для нее аудит (да / нет), и если это так — заполняет в соответствующих полях наименование аудитора, ИНН и ОГРН.

Однако даты направления отчетности и результатов проведения аудиторской проверки могут не совпадать. Срок подачи аудиторского заключения (п. 5 ст. 18 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • либо вместе с годовой бухотчетностью;
  • либо не позднее 10 рабочих дней после даты, которой подписано аудиторское заключение (крайний срок — 31 декабря года, следующего за отчетным).

Это означает, что если к моменту направления в ИФНС отчетности за 2019 год аудиторская проверка не окончена, ее результаты в налоговый орган можно представить позже. На это у организации есть 10 рабочих дней после утверждения аудиторского заключения, но успеть надо до 31 декабря 2020 года.

Статус субъекта малого предпринимательства не всегда спасает от аудита

Напомним, что еще 20 июня 2016 г. вступил в силу приказ Минфина России от 16.05.2016 г. №64н, изменяющий упрощенные способы ведения бухучета для малых и некоммерческих организаций. Это означает, что малые компании смогут составлять отчетность за 2018 г. по упрощенным формам. Упрощенный порядок составления отчетности может применяться организациями, которым разрешено вести бухучет упрощенным способом.

К таким организациям относятся (ст.7 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

субъекты малого предпринимательства;

организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

размер выручки за предыдущий год от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не превышает 800 млн. руб.;

средняя численность работников не более 100 человек;

доля сторонних организаций в уставном капитале компании не более 49 процентов.

Такие малые компании могут вести бухгалтерский учет упрощенным способом. От выбранного способа ведения учета зависит и показатели статей бухгалтерской отчетности.

Но ситуация кардинально меняется, если малая компания подлежит обязательному аудиту. В этом случае компания сталкивается с необходимостью формировать полный комплект бухгалтерской отчетности, обеспечить ведение на счетах различий между бухгалтерским и налоговым учетом (т.е. применять ПБУ 18/02*, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №114н), формировать резерв на оплату отпусков (т.е. применять ПБУ 8/2010, утв. Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 г. №167) и т.п.

Отказаться от применения ПБУ 18/02 можно, только если малое предприятие вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. А «малыши», подлежащие обязательному аудиту, сделать это не вправе (пп.1 п.5 ст.6 Закона №402-ФЗ).

Если компания применяет специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСНО, единый сельхозналог), то ПБУ 18/02 можно не применять, прописав об этом в учетной политике.

Как правило, таких упрощенных льгот лишается малое предприятие с организационно-правовой формой АО (пп.1 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее по тексту – Закон №307-ФЗ). При этом законодательством РФ предусмотрен особый порядок проведения обязательного аудита в АО, в уставном капитале которого есть определенная доля участия государства (п.4 ст.5 Закона №307-ФЗ).

У «малыша» может объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному году составить более 400 млн рублей либо сумма активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года — более 60 млн рублей (пп.5 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ). И в этом случае малое предприятие подлежит обязательному аудиту и об упрощенных формах бухгалтерской отчетности можно забыть.

Штрафы за отсутствие аудиторского заключения

Штрафы для организаций, подлежащих обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита законодательством не предусмотрены. Штрафы могут быть за непредставление аудиторского заключения.

1) Штрафы со стороны налоговиков

Аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (Постановление АС Поволжского округа от 25.07.2016 г. №А55-24924/2015).

Кроме того, аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2014 г. №13-11/030545, от 20.01.2014 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ, письма Росстата РФ от 16.02.2016 г. №13-13-2/28-СМИ, от 16.12.2013 г. №1578/ОГ ):

Читайте так же:  Номинальный директор налоговая

от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);

от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

3) Штрафы со стороны Банка России

Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту – Закон №208-ФЗ). Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения).

Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ (п.2.13 Положения).

Так, раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

от 30 тыс.рублей до 50 тыс.рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;

от 700 тыс.рублей до 1 млн рублей (на юридических лиц).

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, размер минимального штрафа может быть снижен судом. Например, за неразмещение аудиторского заключения на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судом был снижен штраф до 350 тыс. рублей (Постановления АС Северо-Западного округа от 10.02.2016 г. №А56-30455/2015, КС РФ от 25.02.2014 г. №4-П).

Сроки подачи аудиторского заключения за 2019 год

Аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью за 2019 год организации сдают не в Росстат, а в налоговую. Разберемся, изменились ли сроки подачи аудиторского заключения в 2020 году.

Штрафы за аудиторское заключение

Если аудиторское заключение в налоговый орган не предоставлено (либо это сделано не вовремя), могут применяться штрафные санкции согласно ст. 19.7 КоАП РФ. Это тот случай, когда обязательный аудит проведен, есть заключение, но документ не поступил в ИФНС в установленные сроки. Минимальный штраф — 500 руб., максимальный — 5 000 руб.

За непроведение обязательного аудита отдельный штраф в настоящий момент не установлен (за исключением политических партий). Однако если контролирующий орган обнаружит отсутствие аудиторского заключения, например, при проведении выездной проверки, санкции применят согласно ст. 15.11 КоАП за грубое нарушение бухучета:

  • от 5 000 руб. до 10 000 руб. за первичное нарушение;
  • в 2 раза выше, если нарушение допущено повторно.

Ранее Минфин выступал с инициативой о значительном повышении размера штрафных санкций, но законопроект (ID 02/04/06-18/00081866) получил отрицательную оценку Минэкономразвития, и пока санкции остались на прежнем уровне.

Выполнение требований о наличии и предоставлении аудиторского заключения теперь контролирует ИФНС, поэтому рассчитывать, что нарушение останется незамеченным, не стоит.

Грубое нарушение бухгалтерских правил

Когда аудиторское заключение не приложено к годовой отчетности, а его наличие обязательно в силу закона, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).

В этом случае штраф больше – от 5 до 10 тысяч рублей. А при повторном нарушении он возрастает ровно в 2 раза. Либо лишат права на профессию на период от 1 года до 2-х лет.

Раскрытие аудиторского заключения

Это касается только акционерных компаний. Для них пунктом 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрен крупный штраф. В том числе – и за нарушение правил раскрытия (обнародования) заключения по аудиту:

  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (или лишение права на профессию от 1 года до 2-х лет);
  • на АО в целом – от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Учтите, что для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно. Например, в 2018 году это должно было произойти до 03 апреля включительно. (п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).

Обязательный аудит куда сдавать заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Какие штрафные санкции предусмотрены для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита?

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО;
— Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики;
— Энциклопедия решений. Аудиторское заключение;
— Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;
— Вопрос: ООО на общей системе налогообложения, выручка за 2018 год составила более 800 млн. руб., численность работников — менее 100 человек. Какая предусмотрена ответственность за непроведение обязательного аудита с 2019 года? Что подразумевает обязательный аудит: проверку бухгалтерской отчетности или налоговой отчетности? Какие документы исследуются в ходе обязательного аудита? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.)
— Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность: порядок представления по принципу одного окна (Т. Маслова, журнал «Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)», N 1, январь 2019 г.);
— Комментарий к Федеральному закону от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (Б.Л. Сваин, журнал «Нормативные акты для бухгалтера», N 1, январь 2019 г.).

Читайте так же:  Сколько рассматривается апелляционная жалоба в арбитражном суде

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

21 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Какие организации подлежат обязательному аудиту

Не все знают, что организации, подлежащие обязательному аудиту, есть в специальном перечне. Рассказываем о нем и даём полный список.

Как понять, подлежит ли организация обязательному аудиту

Один из нюансов нашего законодательства заключается в том, что нет какого-либо одного нормативного документа, который говорил бы о том, что обязательному аудиту подлежат организации, которые перечислены в нём.

То есть, какие организации подлежат обязательному аудиту, надо буквально выуживать из различных законодательных актов.

Более того: организации, подлежащие обязательному аудиту в 2018 году и позже, не приведены даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.

Хотя в этом Федеральном законе есть открытый перечень, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту.

Вот, какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году и, скорее всего, последующие периоды (ст. 5 Закона № 307-ФЗ):

1 Компания функционирует в форме акционерного общества (все без исключения)
2 Ценные бумаги предприятия допущены к организованным торгам 3 Кредитные организации, бюро кредитных историй, организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые фирмы, клиринговые компании, общества взаимного страхования, организаторы торговли, частные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестфонды и их УК, УК ПИФов или частных пенсионных фондов 4 Размер выручки от продаж (кроме госструктур, с/х кооперативов и их союзов) за минувший год перевалил отметку в 400 млн рублей 5 Размер активов по балансу на конец года – от 60 млн рублей 6 Предприятие представляет и/или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кого МСФО признают группами)

Однако, чтобы понять, подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность организации, мало обращения только к данному перечню. Другие критерии обязательного проведения аудита могут быть установлены отдельными федеральными законами. И таких законов достаточно много.

Как рассчитывается сумма штрафа?

При расчете штрафа принимается во внимание полный перечень документов, которые должна представлять компания (письма ФНС РФ от 16.11.2012 г. №АС-4-2/19309, Минфина РФ от 23.05.2013 г. №03-02-07/2/18285).

Так, в составе бухгалтерской отчетности за 2018 год компания должна сдать:

отчет о финансовых результатах;

отчет об изменениях капитала;

отчет о движении денежных средств;

пояснения в табличной и текстовой формах.

Если компания не сдала в срок бухгалтерскую отчетность, то размер штрафа составит 1 000 рублей (200 рублей × 5).

Если же сдать в Росстат РФ бухгалтерскую отчетность не в полном объеме, то будет взыскан административный штраф.

Руководителю компании грозит штраф от 300 до 500 рублей, а саму компанию могут оштрафовать на сумму от 3 000 до 5 000 рублей (ст.19.7 КоАП, письмо Росстата РФ от 16.02.2016 г. №13-13-2/28-СМИ).

Минфин помогает разобраться

Чтобы собственники бизнеса и владельцы предприятий могли чётко для себя уяснить, бухгалтерская отчетность какой организации подлежит обязательному аудиту и есть ли они в этом списке, Минфин России периодически публикует у себя на сайте полный перечень таких организаций. Обычно – в виде собранной воедино из разных законодательных актов «Информации». И чиновники настаивают, что перечень имеет чисто информационный характер. Хотя на практике – совсем наоборот.

Какие-то организации в этом перечне названы напрямую. В основном это крупные государственные и окологосударственные структуры, решающие специфические и довольно масштабные задачи.

Свой перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, Министерство очень логично и понятно сгруппировало:

  • по организационно-правовой форме;
  • по роду деятельности;
  • конкретным организациям;
  • предприятиям с определенными финансовыми показатели;
  • организациям, составляющим консолидированную отчетность.

СТАТИСТИКА

Количество организаций, для которых проведение аудита бухгалтерской отчетности обязательно, последнее время постоянно растёт. Так, в 2013 и 2014 годах в законодательстве было 56 оснований для обязательного аудита в различных организациях. В 2015 году – уже 60, а в 2016-м – 69.

Например, из этого перечня можно понять, подлежит ли обязательному аудиту микрофинансовая организация. Ответ – да. Причем все без исключений.

Далее в таблице по версии Минфина представлены организации, подлежащие обязательному аудиту.

В 2018 году Минфин опубликовал перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год.Перечень традиционно оформлен в виде таблицы, в которой указаны:

  • случаи, в которых проводится аудит;
  • реквизиты документа, устанавливающего проведение обязательного аудита в каждом конкретном случае;
  • вид отчетности, подлежащей аудиту.

Также в списке указано, кто вправе проводить аудит в той или иной ситуации (аудиторская организация, отвечающая определенным параметрам, или индивидуальный аудитор).

Актуальный на 2018 год перечень содержит 71 пункт. Для сравнения в прошлогодний перечень попало только 69 случаев, когда аудит обязателен

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кто должен пройти аудит за 2018 год

Близится срок сдачи годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год. В каких случаях проведение аудиторской проверки является обязательной?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ).

Читайте так же:  Выход учредителя ооо распределение доли

Так, обязательному аудиту подлежат:

все без исключения АО (независимо от типа – ЗАО, ОАО, ПАО и АО);

кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ);

компании с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей;

компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключения составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения;

компании в иных случаях, установленных федеральными законами.

А если вопреки законодательству компания сдаст отчетность по упрощенным формам?

В случае представление бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах по упрощенным формам вместо общеустановленных (полных) форм или непредставление отдельных форм отчетов (приложений) может повлечь привлечение компании и ее должностных лиц к ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ, ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.

А согласно п.1 ст.126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ.

Росстат: штраф за обязательный аудит в 2018 году

Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.

Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона Читайте также Стало ясно, зачем ФНС ввела две формы справки 2-НДФЛ и в чём между ними разница

Причем статья 19.7 КоАП РФ охватывает сразу 2 нарушения (письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ):

  1. Неподача в неполном объеме бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Неподача аудиторского заключения о такой отчетности.

Также намекнём, что срок давности по этой статье составляет всего 3 месяца.

Кто представляет аудиторское заключение в Минюст ?

Некоммерческие организации призанные иностранными агентами обязаны предоставить в Министерство юстиции РФ аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такие организации представляют аудиторское заключение не позднее 15 апреля года следующего за отчетным.

Кроме того, в Министерство юстиции РФ обязаны представить аудиторское заключение филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций осуществляющих дейтельность на территории РФ. Такие представительства и филиалы представляют аудиторское заключение в срок до 1 апреля года следующего за отчетным. обратите внимание, что филиалы и представительства иностранных НКО вправе не вести бухгалтерский учет по российским стандартам. В этом случае, обязательный аудит может проводится отчености составленной по специальным правилам. Как правило аудит проводится в отношении годового отчета составляемого по правилам налогового законодательства.

Кто обязан предоставить аудиторское заключение в Центризбирком ?

Организации зарегистрированные как политические партии обязаны предоставлять в Центральную избирательную комиссию РФ аудиторское заключение.

Обязательному аудиту подлежит годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и сводный финансовый отчет политической партии в случае, если:
а) в отчетный период политическая партия получала государственное финансирование;
б) в отчетный период общая сумма пожертвований политической партии составила 60 млн. руб. и более;
в) в отчетный период общая сумма расходов политической партии в сводном финансовом отчете политической партии, превысила 60 000 000 рублей.

Срок представление аудиторского заключения в Центризбирком в течение 10 рабочих дней со дня подписания аудиторского заключения.

Стоит ли «забывать» об обязательном аудите?

Существует ли в настоящее время какая-либо ответственность за непроведение обязательного аудита и непредставление аудиторского заключения в налоговые органы и органы статистики?

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – закон об аудите) аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица, для целей указанного закона, понимается отчетность, предусмотренная ранее действовавшим Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Обязательный аудит проводится, в соответствии с ч. 1 ст. 5 закона об аудите, в случаях, перечисленных в п.п. 1-5 этой части, и в иных случаях, установленных федеральными законами (п. 6 ч. 1 ст. 5 закона об аудите). В частности, его проведение предусмотрено для бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 5 закона об аудите).

Читайте так же:  Форма р13001 образец заполнения при смене учредителя

Обязательный аудит проводится ежегодно (ч. 2 ст. 5 закона об аудите).

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Отметим, что аудиторское заключение ранее входило в состав бухгалтерской отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту (пп. «г» п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако в 2013 году вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ аудиторское заключение перестало входить в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. «д» раздела «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 г.» информации Минфина России от 4 декабря 2012 года № ПЗ-10/2012, а также письмо Минфина РФ от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724).

Таким образом, первоначальная редакция Закона № 402-ФЗ не устанавливала обязанности представления аудиторского заключения по итогам отчетного периода ни для каких экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежала обязательному аудиту. Только для обществ, публикующих свою отчетность, была предусмотрена обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью (ч. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Поэтому изначально с 1 января 2013 года для экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежала обязательному аудиту, обязанность представлять аудиторское заключение в налоговые органы и органы государственной статистики была упразднена.

Однако Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ с 1 сентября 2013 года в ч. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ были внесены поправки, в соответствии с которыми отчетность, подлежащая обязательной публикации, а также обязательному аудиту, должна не только публиковаться вместе с аудиторским заключением, но и представляться вместе с ним.

Затем Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 357-ФЗ (далее – Закон № 357-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2014 года, эти поправки были исключены, и ч. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ вернулась в первоначальную редакцию. Одновременно этим же законом ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ дополнена нормой, предусматривающей, что при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, необходимо представлять и аудиторское заключение о ней.

Определены и сроки представления аудиторского заключения:

  • либо вместе с отчетностью не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода;
  • либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Таким образом, экономические субъекты, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны представить в органы статистики аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год в установленные ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ сроки, но не позднее 31 декабря 2014 года.

Непредставление или несвоевременное представление в органы статистики аудиторского заключения экономическими субъектами, для которых проведение аудита является обязательным, влечет ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц – от 300 до 500 руб.; на юридических лиц – от трех тыс. руб. до пяти тыс. руб. (письмо Федеральной службы государственной статистики от 16 декабря 2013 года № 1578/ОГ).

Обязанность представлять аудиторское заключение в налоговый орган в настоящее время Законом № 402-ФЗ не предусмотрена. НК РФ также не содержит такого требования. На это, в частности, обращает внимание и Минфин России в письме от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724.

Непосредственно за непроведение обязательного аудита законодательство ответственности не предусматривает. Для отдельных категорий лиц (например, для открытых акционерных обществ) непроведение обязательного аудита и, как следствие, неисполнение обязанности по опубликованию аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Если предприятие подпадает под обязательный аудит, штрафы могут быть очень существенные. За что именно, узнаете из нашего обзора.

Подводим итоги

Если отчетность организации подлежит обязательному аудиту:

  • Аудиторское заключение за 2019 год необходимо сдать в ИФНС вместе с годовой бухотчетностью. Если к этому моменту оно не готово, — то в течение 10 рабочих дней после его подписания, но не позднее 31.12.2020.
  • В случае нарушения сроков подачи заключения организации грозит штраф до 5 000 руб., должностному лицу — до 500 руб.
  • Если будет выявлено отсутствие аудиторского заключения, могут оштрафовать на сумму до 10 000 руб. (либо до 20 000 руб. при повторном нарушении).
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источники

Обязательный аудит куда сдавать заключение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here