Обязательный аудит малых предприятий критерии

Главное в статье: "Обязательный аудит малых предприятий критерии" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Обязательный аудит малых предприятий критерии

Дата публикации 21.01.2020

Как определить, подлежит организация обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год или нет?

При решении вопроса о проведении обязательного аудита организации следует руководствоваться критериями, установленными в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. На текущий момент критерии следующие:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен на сайте Минфина России.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Поправки меняют критерии проведения обязательного аудита, в том числе в части финансовых показателей (выручки и суммы активов бухгалтерского баланса).

Обязательный аудит малых предприятий критерии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Какие штрафные санкции предусмотрены для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита?

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО;
— Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики;
— Энциклопедия решений. Аудиторское заключение;
— Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;
— Вопрос: ООО на общей системе налогообложения, выручка за 2018 год составила более 800 млн. руб., численность работников — менее 100 человек. Какая предусмотрена ответственность за непроведение обязательного аудита с 2019 года? Что подразумевает обязательный аудит: проверку бухгалтерской отчетности или налоговой отчетности? Какие документы исследуются в ходе обязательного аудита? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.)
— Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность: порядок представления по принципу одного окна (Т. Маслова, журнал «Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)», N 1, январь 2019 г.);
— Комментарий к Федеральному закону от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (Б.Л. Сваин, журнал «Нормативные акты для бухгалтера», N 1, январь 2019 г.).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

21 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Какие критерии обязательного аудита для малых предприятий в 2020 году

Процесс проверки малого бизнеса может быть осуществлен разными способами. Существует множество различных нюансов, касающихся аудита.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Важно заранее разобраться с тем, как именно должны осуществляться проверки подобного рода.

Общие сведения

Ведение бизнеса, любой коммерческой деятельности подразумевает отчетность. Это касается бухгалтерской, а также налоговой. Но важно отметить, что процесс проверки имеет ряд особенностей.

В первую очередь нужно ознакомиться со всеми нормами законодательства. Это позволит не допустить стандартных ошибок.

Если руководитель считает, что права его были нарушены каким-либо образом – то ему следует обратиться в контролирующие организации.

Отчетность проверяется достаточно подробно. Причем таковая обязательно подразумевает соблюдение законодательных норм – в соответствии с которыми осуществляется составление отчетности.

Большая часть проблем имеет место как раз в силу непонимания гражданами режима, в котором осуществляется работа предприятия.

Юридическая подкованность позволяет избежать многих проблем. Ошибки в отчетности, выявляемые уже в последствии при аудите, имеют место как раз в силу незнания законодательства.

Что это такое

Под аудитом, как правило, подразумевается деятельность по поводу проверке бухгалтерской отчетности, налоговой в коммерческой деятельности.

Основная черта проведения подобной проверки – это как раз полная независимость. Аудит может применяться:

  • к индивидуальным предпринимателям;
  • коммерческим предприятия – малого, среднего и крупного бизнеса;
  • в иных сферах, где затрагивается каким-либо образом финансовая составляющая.

Важно заметить, что существует множество разновидностей аудита. На некоторые критерии он делится в зависимости от назначения.

Пользователями финансовой отчетности, как правило, являются следующие лица:

  • инвесторы, а также их представители;
  • непосредственно сотрудники, иные заинтересованные лица;
  • заимодавцы – если дело касается кредитной деятельности;
  • подрядчики, поставщики;
  • покупатели, заказчики на предприятии;
  • органы государственной власти;
  • иные.

Основное назначение процесса аудита – это проверка достоверности формируемой отчетности, объективности.

Нередко случается, что руководитель предприятия, иные лица по какой-то причине отражают неверные, ложные данные в рассматриваемом документе.

В таком случае могут возникнуть некоторые проблемы в законом. Зачастую причиной «мухлежа» становится желание уйти от налогов.

Читайте так же:  Юридическое лицо подлежит обязательной государственной регистрации

Но нужно отметить, что подобного рода решения подразумевают ответственность уголовного характера. Важно заметить, что сам аудит бывает различного типа.

Согласно практике, имеющей место за пределами Российской Федерации, его обычно делят на следующие основные разновидности:

Финансовый При проведении подобного проводится оценка отчетности бухгалтерской
Операционного характера Проведение процедур касающихся ведения хозяйственной деятельности, оценка производительности предприятия
Проверка соблюдения Норм законодательства
Специальный Проверка надежности представленной информации

В свою очередь аудит может иметь место иной, применяющийся в практике на территории РФ:

Аудит финансовой деятельности Процесс проверки оценки деятельности финансового характера
Аудит для проверки соблюдения налогового законодательства Осуществляется расчет размера налоговых отчислений, которые имеют место в данной отрасли
Соответствие требований на определение правильности Отчетности хозяйственной деятельности
Ценового характера Обоснованность установленной стоимости конкретного заказа

В свою очередь аудит может быть различных типов по характеру самой проверки:

  • независимого характера;
  • государственного типа;
  • внутренний.

В законодательстве вопрос аудита также рассматривается достаточно подробно. В зависимости от того, что именно является причиной проведения, разделяется на следующие типы:

Сегодня существует специальный законодательный документ – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Про возврат денежных средств покупателю по безналичному расчету по закону, читайте здесь.

В нем перечисляются помимо требований к проведению аудита случаи, когда процесс проведения подобного строго обязателен. Проверка, проводимая в таком случае, является как раз обязательным аудитом.

Инициативный – не являющийся обязательным в конкретном случае, но все равно требуемый на предприятии.

Помимо обозначенных выше моментов существует ещё ряд нюансов, с которыми связано проведения подобного рода отчетности. Со всеми тонкостями, особенностями важно предварительно ознакомиться.

Нарушение закона в данной сфере может стать причиной достаточно серьезных неприятностей, вплоть до запрета ведения определенной коммерческой деятельности.

Кто может попасть под проверку

Проверка фактически может быть назначена на любом предприятии. Отдельно нужно отметить ситуации, когда аудит проводится в обязательном порядке.

П.1 данного раздела включает следующие основные позиции:

  • если организационная форма конкретного предприятия – акционерное общество;
  • ценные бумаги предприятия были допущены к проведению торгов;
  • само предприятие является кредитной компанией – либо относится к группе предприятий, которые подпадают под аналогичные правила;
  • если в результате проведения коммерческой деятельности объем выручки составляет 400 млн. рублей и более того – за целый год;
  • имеет место раскрытие бухгалтерской отчетности;
  • имеются иные основания, предусмотренные федеральным законодательством.

Со всеми тонкостями процедуры важно разобраться. Кроме того, аудит должен быть обязательно назначен в случае, если проводится ликвидация предприятия.

Процесс банкротства подразумевает проверку достоверности всех финансовых процедур, важно отметить все основные тонкости такового. Обычно назначается кризисный управляющий.

Проведение подобных мероприятий подразумевает ответственность. При наличии ошибок, даже не преднамеренных, может назначаться существенный штраф.

Определяется величина такового в КоАП РФ. размер выручки, как правило, влияет на процесс проведения аудита. Важно все таковые моменты изучить в законодательстве.

Видео: годовая бухгалтерская отчетность

Особенно это касается ситуаций, когда аудит обязательно должен проводиться, без каких-либо исключений. Полный перечень обстоятельств отражается в законодательстве.

Действующая нормативная база

Основным нормативным документом, определяющим процесс проведения аудита для компаний различного типа, является Федеральный закон №307-ФЗ от 30.12.08 г. «Об аудиторской деятельности».

Он включает в себя достаточно широкий перечень различных нормативных документов. Основные статьи проработать содержимое желательно:

ст.№1 Аудиторская деятельность
ст.№2 Определяет полный перечень нормативных актов, которые осуществляют регулирование соответствующей деятельности
ст.№3 Организация, которая проводит аудит, основные требования к таковой
ст.№5 Что такое аудит обязательного характера

Стоит отметить, что лица, которые занимаются проведением аудита, обязаны осуществлять его не просто в рамках закона. Но и сами быть квалифицированными специалистами.

Момент этот затрагивается в законодательстве. Ст.№7 определяет, как именно и в каком формате должна проводиться аудиторская деятельность.

Важно также разобраться, как именно осуществляется ведение таковой деятельности – вопрос рассматривается в ст.№8.

Квалификационный аттестат – также важный момент, он рассматривается как основание для проведения процедуры определенным специалистом. Он должен быть действительным, иное попросту не допускается.

Ст.№11 – это специальный документ, который определяет все основные моменты. Все важные тонкости, нюансы нужно будет разобрать заранее.

Знание нормативной документации позволит не допустить ошибок, а также самостоятельно осуществлять контроль выполнения всех требований норм законодательства.

Со всеми ними нужно будет внимательно ознакомиться. Это позволит избежать проблем. Отдельно нужно отметить, что процедура данная осуществляется разными способами.

Аудит может быть выездной или же нет – когда документы предоставляются почтой. Вне зависимости от способам проведения, иных моментов все вопросы нужно будет проработать заранее.

Только так можно не допустить стандартных ошибок, которые имеют место в таких случаях. Нередко организация допускает ошибки непреднамеренно, достоверность данных проверяется и выявляются несоответствия.

Штраф в таком случае все равно назначается. Потому компаниям, особенно крупным, важно ознакомиться со всеми организационными моментами касательно составления отчетной документации.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Обязательный аудит для ООО

В каких случаях проведение аудита является обязательным для ООО?

Читайте так же:  Открытие автомойки самообслуживания бизнес план

Отдельных требований именно для аудита ООО законом не предусмотрено. Критерии обязательного аудита прописаны в ст.5 Закона №307-ФЗ. Аудит является обязательным для ООО, если:

1) ООО осуществляет определенные виды деятельности.

  • обязательному аудиту подлежат кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ). Основание — пп.3 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ.

2) по установленным показателям финансово-экономической деятельности:

  • обязательному аудиту подлежат ООО:
  • с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Основание — пп.5 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ.

3) при осуществлении ООО определенных действий:

  • ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
  • представляющих и (или) публикующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Основание — пп.2 и пп.5 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ.

4) в иных случаях, установленных федеральными законами:

  • обязанность проведения аудита в ряде случаев закреплена положениями федерального закона. Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность ГУПов и МУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником такого имущества. Так, согласно п.1 ст.26 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. При этом собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (пп.16 п.1 ст.20 Закона №161-ФЗ). Практически это означает, что независимо от показателей финансово-экономической деятельности (по объему выручки и сумме активов), бухгалтерская отчетность МУПов и ГУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником имущества.

Это означает, что если организация в форме ООО соответствует хотя бы одному из данных критериев, то необходимо проведение обязательного аудита.

Малое предприятие: обязательный аудит?

Учитывая, что малые предприятия (кроме ИП), не освобождены от ведения бухгалтерского учета, составляют они и бухгалтерскую отчетность. А потому важно обеспечить достоверность сведений о финансовом положении малого предприятия, его финансовых результатах и движении денежных средств. Аудит как на раз направлен на то, чтобы представить пользователям квалифицированное мнение о достоверности составленной отчетности.

Конечно, малое предприятие всегда может провести аудит на добровольных началах. Однако в некоторых случаях заказывать аудит своей финансовой отчетности малые предприятия обязаны. Ведь сам по себе статус малого предприятия не является основанием для освобождения от аудита.

Критерии обязательного аудита в 2018 году мы приводили здесь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы малые предприятия в 2018 году подлежали обязательному аудиту, достаточно, например, чтобы объем выручки за 2017 год превысил 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2017 оказалась выше 60 млн. рублей.

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2019 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года (т. е. с отчетности за 2019 год) они существенно изменились.

Подробнее о новом информресурсе бухотчетности читайте здесь.

Новый порядок сократил вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным их получателем стала налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не менялись.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Для справки приведем также порядок сдачи отчетности за 2018 год и более ранние периоды.

Таким образом, отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте здесь.

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

Читайте так же:  Судебный юрист по арбитражным спорам

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год в таблице от Минфина России вы можете скачать здесь.

Аудит субъектов малого предпринимательства

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ не предусматривает какие-либо особенности аудита в отношении малых предприятий. В то же время, такие особенности могут содержаться в стандартах аудиторской деятельности саморегулируемой организации, членом которой является аудиторская компания, или даже в правилах самой аудиторской компании. Ведь некоторые особенности аудита малых предприятий при проведении проверки стоит учитывать. Так, для малого предприятия может быть особенно характерно, например:

  • ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, которые отвечают за ведение бухучета и подготовку отчетности;
  • преобладающее влияние владельца или руководителя на все стороны деятельности малого предприятия.

Принятие во внимание таких особенностей может повлиять на планирование аудита малого предприятия, порядок оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств.

Несмотря на то, что с 01.01.2017 аудиторская деятельность в РФ ведется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), при планировании аудита субъекта малого предпринимательства можно обратиться также к Правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол № 1).

Что касается МСА, то особенности аудита малых предприятий часто включаются в качестве отдельных подразделов в стандарты.

Например, в МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» особенности малых организаций рассматриваются с точки зрения планирования общей стратегии аудита, руководства, контроля, обзорной проверки и документации.

В частности, указывается, что при аудите малых организаций весь аудит может проводиться очень небольшой аудиторской группой. Во многих случаях аудит проводится руководителем задания совместно лишь с одним членом аудиторской группы (или вообще без членов аудиторской группы). В условиях небольшой аудиторской группы проще координировать совместную работу ее членов и организовать информационное взаимодействие между ними.

В МСА 230 «Аудиторская документация» в качестве особенностей малых организаций, в частности, указывается, что аудиторская документация по аудиту малой организации обычно не так обширна, как при аудите крупной организации.

А, например, в МСА 570 «Непрерывность деятельности» отмечается, в частности, что размер организации может влиять на ее способность противостоять воздействию неблагоприятных факторов. Малые организации могут оперативно принимать меры и использовать открывающиеся возможности, однако они могут испытывать нехватку ресурсов, необходимых для продолжения деятельности.

Что нужно знать при проведении аудиторской проверки на малых и средних предприятиях

Российское гражданское и налоговое законодательство предоставляет субъектам малого предпринимательства самостоятельно решать вопрос о выборе конкретной формы финансовой отчётности, системы налогообложения, а также способах бухгалтерского учёта. Таким образом, наряду с классическими (общими) формами, ими могут быть выбраны формы упрощённые.

а) для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: — от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; — до ста человек включительно для малых предприятий; — до пятнадцати человек для микропредприятий.

в) выручка от реализации товаров без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Особенности аудита малых экономических субъектов” аудитор в обязательном порядке следует учесть “специальные” риски такого аудита, среди которых особо стоит выделить следующие:

1) Учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;

2) Руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;

Читайте так же:  Курс акций татнефть привилегированные на сегодня динамика

3) Вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;

4) В условиях малых экономических субъектов возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений.

С учётом данных рисков, работа аудиторов по сбору и оценке доказательственной базы строится исходя из обстоятельств упрощённой процедуры регистрации малых предприятий, использования на предприятиях самостоятельно разработанных форм документирования хозяйственных операций, полного или частичного отсутствия систем внутреннего контроля, большого влияния местного и регионального законодательства на деятельность малых предприятий и так далее.

Кроме того, аудиторам следует помнить, что процедура проведения проверки в организациях, использующих упрощённые формы учета и отчётности, имеет свои “специфические” отличительные особенности. Разумеется, это обстоятельство не затрагивает основ профессиональной техники, общепринятых принципов и этических норм аудита. Тем не менее, во избежание недоразумений, назначения дополнительных процедур и неверных выводов аудитору очень важно знать, какими именно субъективными правами и обязанностями по составлению и ведению отчётности и учёта обладают организации, применяющие УНС, упрощённую форму учёта и бухгалтерской отчётности.

Так, налогоплательщики, перешедшие на УСН, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество организаций, ЕСН, а в некоторых случаях и НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). Учёт в таких организациях осуществляется с помощью книги учёта доходов и расходов по форме, утверждённой Минфином РФ. Согласно статье 4 ФЗ “О бухгалтерском учёте” организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности по ведению бухгалтерского учёта, что буквально означает упрощение его формы.

Однако, даже в том случае, когда малые предприятия не перешли на УСН, это не мешает им избрать в качестве формы бухгалтерского учёта упрощённую: журнально-ордерную для небольших предприятий, либо упрощённую форму учёта для малых предприятий. Нормативными актами на этот счёт не предусмотрено никаких ограничений для субъектов, так как упрощённые формы учёта ни коим образом не могут повлиять на порядок предоставления в учётные органы финансовой отчётности. С другой стороны, упрощение формы финансовой отчётности может свидетельствовать о сокращении (законном уменьшении) её внутреннего содержания, а также об изменении периодичности ее представления.

Спорным является вопрос об объёме бухгалтерской документации предоставляемой к аудиту субъектами малого предпринимательства. В пункте 3 Указаний об объёме форм бухгалтерской отчётности говорится о возможности “усечения” состава отчётности малых предприятий.

Российское законодательство в соответствии с критерием обязательности аудиторской проверки, различает организации, обязанные проводить аудит и организации, аудит в отношении которых необязателен. Данное правило распространяется и на субъекты малого предпринимательства. Так, исходя из смысла статьи 7 ФЗ “Об аудиторской деятельности” 2001 года, малое предприятие считается обязанным провести аудиторскую проверку в том случае, например, если объем выручки организации от реализации продукции за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда. Также обязательный аудит распространяется на предприятия в случае прямого на то указания федерального законодательства.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством, могут воспользоваться правом представления бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок и пояснительной записки. При этом не будет считаться нарушением непредставление в составе бухгалтерской отчетности отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, а также приложения к бухгалтерскому балансу.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством, имеют почти аналогичное по своему содержанию право, за тем небольшим исключением, что ими должна быть представлена пояснительная записка, в которой указываются причины, обосновывающие отсутствие соответствующих данных. Таким образом, отмеченные субъекты при должном обосновании могут обойтись без заполнения формы № 3 (отчёт об изменении капитала), формы № 4 (отчёт о движении денежных средств) и формы № 5 (приложения к бухгалтерскому балансу).

Представляется, что данное обстоятельство некоторым образом противоречит сложившейся практике, так как непредставление в составе отчётности всех перечисленных данных будет свидетельствовать о том, что предприятие вообще не функционирует в качестве субъекта гражданского оборота – у неё отсутствуют доходы и расходы, имущество не поддаётся стоимостной оценке, а предпринимательская деятельность не ведётся.

Кто подпадает под обязательный аудит

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2019 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2019 год и представить аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Читайте так же:  Лимиты для обязательного аудита в

Критерии обязательного аудита для малых предприятий в 2020 году

Обязательный аудит, который должен проводиться в соответствии со ст.№5 Федерального закона «Об аудите», имеет определенные критерии.

К таковым относится в первую очередь следующее:

Основные критерии Базовые условия
Выбранная организационно-правовая форма предприятия В АО;
Кредитная компания;
БКИ;
РЦБ – профессиональный участник;
Страховая компания;
Компания клиринговая;
Общество взаимного страхования;
Организатор торговли;
Пенсионный фонд негосударственного характера;
Акционерный фонд – инвестиционный;
Управляющая компания
Имеет место обращение ценных бумаг Допущены таковые к торговле
Выручка от продажи продукции Допущение в проведению торгов
Сумма активов Составляет более чем 60 млн. рублей

Помимо обозначенных выше аудит может проводиться в следующих случаях:

  • если компания занимается застройкой;
  • государственное предприятие;
  • компания государственного значения;
  • СРО.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

Куда сдается заключение

Заключение может передаваться в Росстат, ФНС, иной государственный контролирующий орган. Но подобное имеет место лишь в случае, когда осуществляется процесс обязательной проверки.

Во всех иных случаях пользователем является заказчик проведения подобного типа аудита. Это может быть инвестор, акционер или учредитель.

Как правильно выдавать форму расчетных листков по зарплате в 2020 году, читайте здесь.

Про управленческую отчетность и что в нее входит, смотрите здесь.

В каждом случае вопрос рассматривается в индивидуальном порядке. Важно заранее проработать таковые моменты и изучить нормы законодательства.

Только так можно не допустить стандартных ошибок, а также начисления штрафов. Превышение сроков выплаты налогов также может стать основанием для проведения аудита – как и процесс банкротства предприятия, иные сложные ситуации в бизнесе.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Особенности аудита малых предприятий

О критериях малых предприятий в 2018 году мы рассказывали в нашей консультации. А подлежат ли субъекты малого предпринимательства обязательному аудиту и существуют ли особенности аудита малого бизнеса?

Обязательный аудит малого предприятия

Любая компания — независимый и уникальный «организм». У каждой есть свои особенности, связанные с направлениями деятельности, численностью сотрудников, целевой аудиторией, размером капитала, прибыли и так далее. Это предопределяет специфику ведения бизнес-деятельности.

Так, например, малые предприятия функционируют в том же правовом поле, что и крупные компании, однако имеют свои особенности. Они влияют и на процесс проведения аудита.

Как определить относится ли компания к субъектам малого предпринимательства?

Для этого необходимо обратиться к ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

К субъектам малого предпринимательства относятся помимо хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Хозяйственными обществами являются акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью (п.4 ст.66 ГК РФ).

Одним из критериев малого предприятия является размер дохода.

Величина предельного размера дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, должна составлять:

  • для микропредприятий — 120 млн рублей;
  • для малых предприятий — 800 млн рублей;
  • для средних предприятий — 2 млрд рублей.
Видео (кликните для воспроизведения).

Малые компании также могут попасть под обязательный аудит, если соответствуют критериям, изложенным в ст.5 Закона №307-ФЗ.

Источники

Обязательный аудит малых предприятий критерии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here