Обязательный аудит проводится по решению

Главное в статье: "Обязательный аудит проводится по решению" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Обязательный аудит проводится по решению

Дата публикации 21.01.2020

Как определить, подлежит организация обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год или нет?

При решении вопроса о проведении обязательного аудита организации следует руководствоваться критериями, установленными в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. На текущий момент критерии следующие:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен на сайте Минфина России.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Поправки меняют критерии проведения обязательного аудита, в том числе в части финансовых показателей (выручки и суммы активов бухгалтерского баланса).

Обязательный аудит проводится по решению

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Ранее отчетность организации (ООО) не подлежала обязательному аудиту. Превышение объема выручки, установленного п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», будет допущено по итогам 2018 года.
Каков порядок выбора и привлечения независимого аудитора? Каковы сроки и порядок представления аудиторского заключения?

Порядок привлечения независимого аудитора

Обязательный аудит отчетности организации может быть проведен:
— аудиторской организацией, внесенной в реестр аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр), членом которой такая организация является (ст. 3 Закона N 307-ФЗ),
или
— аудитором — физическим лицом, получившим квалификационный аттестат аудитора и являющимся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (ст. 4 Закона N 307-ФЗ).
Актуальный реестр аудиторских организаций и аудиторов размещен на официальном сайте Минфина России*(3).
При этом аудиторская организация (индивидуальный аудитор) (далее — аудитор), привлекаемая для проведения ежегодного аудита, не должна быть связана имущественными интересами с обществом или его участниками (п. 4 ст. 67.1 ГК РФ).
Решение о назначении аудиторской проверки, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг принимается общим собранием большинством от общего числа голосов участников, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом ООО (пп. 10 п. 2 ст. 33, абзац третий п. 8 ст. 37 Закона N 14-ФЗ).
При формировании в ООО совета директоров (наблюдательного совета) решение указанных вопросов может быть отнесено к его компетенции. Решения принимаются советом директоров в порядке, определенном уставом ООО (абзац четвертый п. 2 и пп. 5 п. 2.1 ст. 32 Закона N 14-ФЗ)*(4).

Срок проведения аудита

Срок и адресаты представления аудиторского заключения

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Адреса и сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

30 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Обязательный аудит проводится по решению

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Какие штрафные санкции предусмотрены для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита?

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО;
— Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики;
— Энциклопедия решений. Аудиторское заключение;
— Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;
— Вопрос: ООО на общей системе налогообложения, выручка за 2018 год составила более 800 млн. руб., численность работников — менее 100 человек. Какая предусмотрена ответственность за непроведение обязательного аудита с 2019 года? Что подразумевает обязательный аудит: проверку бухгалтерской отчетности или налоговой отчетности? Какие документы исследуются в ходе обязательного аудита? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.)
— Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность: порядок представления по принципу одного окна (Т. Маслова, журнал «Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)», N 1, январь 2019 г.);
— Комментарий к Федеральному закону от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (Б.Л. Сваин, журнал «Нормативные акты для бухгалтера», N 1, январь 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

21 августа 2019 г.

Читайте так же:  Внутренний аудит финансово хозяйственной деятельности

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Обязательный аудит в 2019 году: критерии

Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита – обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2019 году, расскажем в нашей консультации.

Общие критерии проведения обязательного аудита 2018

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ . В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .

Так, критерием обязательного аудита являются:

  • организация имеет организационно-правовую форму АО;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2018 год превысил 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2018 превышает 60 миллионов рублей;
  • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

Деятельность аудиторских компаний


Аудиторская компания – это коммерческая организация, целью которой является получение прибыли от оказания бухгалтерских, юридических, аудиторских услуг,

входящая в состав саморегулируемых организаций аудиторов.

Компания может начать свою коммерческую деятельность с момента размещения информации о своем существовании в специализированный реестр аудиторов.

Деятельность аудиторов регламентируется законом №315ФЗ от 01 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях».

Для оказания высококвалифицированных услуг персонал аудиторской компании должен иметь квалификационный аттестат, который выдается саморегулируемой аудиторской организацией после сдачи соответствующего экзамена.

Данный документ подтверждает высокий уровень знаний аудитора и не имеет срока действия (его можно аннулировать лишь по решению суда).

Аудиторы и аудиторские организации, которые осуществляют обязательную проверку, в своей работе должны следовать кодексу аудиторов и руководствоваться следующими приоритетами:

  1. оценивать факты объективно и профессионально;
  2. честно и добросовестно относиться к работе;
  3. соблюдать строгую конфиденциальность и обязательное условие – независимость.

Порядок проведения инициативного аудита компании

Поскольку порядок проведения инициативного аудита (аудита «по желанию») не выделен законодательством РФ в отдельную процедуру, к его проведению могут применяться те же положения, что и к обязательному аудиту.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 30.12.2008 № «Об аудиторской деятельности».

Преимуществом инициативного аудита является свобода в выборе времени и сроков проверки, формы проверки, объектов проверки и аудиторской организации.

Порядок проведения инициативного аудита содержит следующие обязательные процедуры:

  • предварительное планирование — знакомство с проверяемой компанией (по предоставленным документам и информации из открытых источников), определение объема и видов работ, разработка задач проверки, определение стоимости услуг аудита, подписание договора;
  • составление плана проверки, включающего последовательность и характер работ, разработка программы проверки — учитывая систему внутреннего контроля компании;
  • непосредственно проверка — сбор информации и анализ показателей бухгалтерской, налоговой и финансовой отчетности, проверка ее на соответствие нормам и стандартам законодательства с распределением обязанностей между специалистами-аудиторами по утвержденной программе;
  • составление отчета (экспертного заключения) — документа, содержащего полные данные обо всех обнаруженных в ходе проведения инициативного аудита нарушениях, отклонениях, пропусках, ошибках и недостатках, налоговых рисках, а также выводы и рекомендации аудиторов по их устранению и уменьшению;
  • выдача отчета (заключения) заказчику — официальная оценка достоверности проверяемой в ходе аудита информации, представленной в бухгалтерской, налоговой или финансовой отчетности компании.

Представленные рекомендации специалистов-аудиторов по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, отклонений, ошибок и недостатков могут послужить поводом дальнейшего сотрудничества компании-заказчика с аудиторской организацией в виде дополнительных услуг, связанных с исполнением данных рекомендаций.

Критерии обязательного аудита


Проведение обязательной аудиторской проверки

накладывает на аудиторскую организацию определенные обязательства – критерии обязательного аудита.

1. При осуществлении обязательной аудиторской проверки ревизия проводится в полном комплексе:

  • анализируется вся хозяйственная деятельность организации,
  • все ее сектора, имущество, обязательства,
  • запасы ТМЦ,
  • проводится анализ расчетов с бюджетом и фондами, учредителями,
  • активы и пассивы баланса, их расшифровка,
  • предприятия-представители, филиалы;

2. Выводы аудитора должны быть однозначны, а достоверность представленной информации – либо подтверждена, либо нет;

3. При обязательной проверке аудиторы должны соблюдать все стандарты (правила) аудита, которые определяют действия проверяющего в конкретной ситуации.


Как проводится аттестация рабочих мест?
Какие документы подаются в Роспатент на регистрацию товарного знака?

Субъекты обязательного аудита при уклонении от обязательной проверки или препятствовании ее проведению подвергаются взысканиям по решению суда.

Взыскание может быть в виде штрафа:

  • с хозяйствующего субъекта – 100–500-кратный размер МРОТ,
  • с руководителя – 50–100-кратный.

Взысканные суммы направляются в доходы Федерального бюджета.

Кто подлежит обязательному аудиту?

Цель и критерии обязательного аудита — подтверждение правильности предоставляемых данных согласно результатам специализированной проверки финансовых отчетов предприятия. Обращение в независимые аудиторские компании позволит избежать штрафных санкций, а также подтвердить финансовую состоятельность предприятия. Это повысить доверие клиентов, обеспечит хорошую репутацию и имидж при ведении бизнеса.

Читайте так же:  Аудит бухгалтерской финансовой отчетности проводят

Какие предприятия и организации подлежат обязательному аудиту :

  • Акционерные общества (в том числе ООО, ПАО).
  • Банковские организации или прочие финансовые учреждения.
  • Страховые компании.
  • Взаимосвязанные фирмы, предоставляющие совместную финансовую отчетность.
  • Предприятия, публично размещающие ценные бумаги.
  • Кредитные кооперативы со списочной численностью свыше 200 человек.
  • Жилищные накопительные кооперативы.
  • Управляющие компании.
  • Предприятия, чья сфера деятельности затрагивает добывающую отрасль.
  • Негосударственные пенсионные фонды.
  • Товарные и фондовые биржи.

Дополнения, появившиеся в конце 2018 году обязывают также проходить аудиторскую проверку компаниям, чей годовой доход превышает уровень 400 млн. рублей. В случае, если активы компании на конец 2018 года составили более 60 млн. рублей, такие организации также подлежат обязательному аудиту.

По решению надзорных органов, проверку могут использовать по отношению к тем организациям, чья деятельность вызывает определенные сомнения. В каком случае аудит обязателен: для компаний без указанного физического адреса, либо сотрудничающих с так называемыми фирмами-однодневками.

Нормативная информация о том, кто подлежит обязательному аудиту, постоянно меняется и дополняется новыми субъектами хозяйственной деятельности. Изменение организационно – правовой формы либо рода деятельности также может включить вашу компанию в перечень на обязательный аудит уже с 2019 года. Разобраться со всеми нюансами без должной подготовки чрезвычайно трудно, поэтому лучше обратиться в специализированный центр, предоставляющий аудиторские услуги по разным направлениям. Перечень случаев обязательного аудита, правильный алгоритм заполнения необходимых данных и предоставление консультационной помощи по многим важным аспектам обязательно пригодиться при ведении бизнеса.

Этапы проведения обязательной аудиторской проверки


Для организации, которая каждый год проводит обязательный аудит, специалисты рекомендуют поэтапное проведение проверки.

В зависимости от объема работы, проверка осуществляется в конце первого квартала, полугодия или 9 месяцев.

Заключительный этап проводится по окончании отчетного года.

При такой схеме в текущем режиме

  • устраняются обнаруженные ошибки и недочеты,
  • оптимизируются налоговые платежи,
  • заполняется максимально точно отчетность за период,
  • сопоставляется деятельность предприятия с нормами действующего законодательства.

При выполнении процедуры обязательного аудита производятся следующие работы:

  1. Проверка ведения бухгалтерского учета предприятием;
  2. Работа по организации процесса проверки, утверждение заказчиком и согласование с внутренними структурами предприятия плана ревизии;
  3. Оценка достоверности обработки бухгалтерской информации, оценка правильности и соответствия закону всех операций и результатов деятельности;


Для чего нужен налоговый календарь бухгалтеру?
Виды журналов по кадровому делопроизводству, подробнее в статье.
Как провести аудиторскую проверку, рекомендации по выбору услуг: https://buhguru.com/buhgalteria/auditorskaya-proverka-ehtapy-i-metody.html

Аудиторское заключение – окончательный этап деятельности аудитора в рамках договора на проверяемом предприятии.

Это официальный документ, который предоставляется пользователям всех видов отчетности проверяемого предприятия.

Аудиторское заключение содержит субъективное мнение аудитора либо аудиторской организации о достоверности предоставляемой финансовой, управленческой или бухгалтерской отчетности всех уровней.

Экземпляр предоставляется инициатору проверки – лицу, подписавшему договор с аудитором. Форма заполнения, порядок подписи заключения и его содержание отражены в соответствующем нормативном документе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Случаи обязательного аудита: кто подлежит проверке в 2020 году?

Министерство финансов РФ привело свое пояснение об обязательном аудите 2019 года и обозначило список субъектов хозяйственной деятельности, подлежащих проверке. Это организации, по статусу которых необходимо предоставлять и обнародовать консолидированную отчетность совместно с результатами независимого аудита. Также в перечень входят акционерные общества, монопольные компании, внебюджетные фонды и организации. Проведением проверки занимаются независимые компании или частные аудиторы, уровень и квалификация которых подтверждена членством в СРО.

Что дает инициативный аудит компании заказчика

Проведение инициативного аудита дает возможность руководству компании заранее проверить достоверность информации в учете и финансовой отчетности и своевременно принять решение о необходимости конкретных действий, избежав штрафов при проведении плановых, выездных проверок.

«Добровольное» проведение аудита может включать в себя ряд сопутствующих услуг (п. 7 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № «Об аудиторской деятельности»):

  • постановку, восстановление и ведение бухгалтерского и налогового учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых расчетов и деклараций;
  • бухгалтерское, налоговое и управленческое консультирование;
  • юридическую помощь;
  • обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью и т.д.

Инициативный аудит помогает понять правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, отражения учетных операций, при необходимости, принять меры по оптимизации бухгалтерской службы компании.

При продаже бизнеса инициативный аудит организации дает информацию об активах и текущих обязательствах компании, выручке и расходах, дебиторской и кредиторской задолженности и других финансовых показателях, необходимых для оценки рисков и объективной стоимости компании.

Внутренний аудит и его виды


Аудит на постоянной основе может существовать внутри предприятия.
Видео (кликните для воспроизведения).

Это внутренний аудит, который является исключительно добровольным, то есть проводится по инициативе самого хозяйствующего субъекта (учредителя, собственника, директора).

В свою очередь, он подразделяется на обязательный и инициативный аудит (проводятся на организациях любой формы собственности по распоряжению руководства – собственника, учредителей).

Основные этапы, задачи и цели ревизии формулируются инициатором проверки и отражаются в аудиторском договоре на оказание услуг.

Чаще всего инициативный аудит проводят:

  1. для получения экспертного мнения о ведении на предприятии налогового, бухгалтерского учета;
  2. если собственник (учредитель) сомневается в компетенции главного бухгалтера;
  3. в течение отчетного периода возникли изменения в законодательстве, регулирующем деятельность предприятий,
  4. аудит заказывает банк перед кредитованием предприятия.

Иные случаи обязательного аудита, установленные федеральными законами

Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.

Читайте так же:  Обжалование и исполнение решений арбитражного суда

Так, напрмер, обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской отчетности:

Предприятия, подлежащие обязательному аудиту


В нашей стране порядок проведения процедуры

регулируется федеральным законом №307ФЗ от 30 декабря 2008 г. «Об аудиторской деятельности».

В данном законодательном акте прописан ряд предприятий, которые подлежат обязательному аудиту. К ним относятся:

  1. Компании, имеющие организационно-правовую форму ОАО;
  2. Организации-эмитенты ценных бумаг, которые имеют обращение на фондовых биржах, или осуществляющие действия с ценными бумагами;
  3. Банки, кредитные учреждения;
  4. страховые и клиринговые компании;
  5. внебюджетные фонды (за исключением государственных);
  6. фондовые, товарные и валютные биржи;
  7. негосударственный пенсионный фонд, акционерный фонд, паевые инвестиционные фонды;
  8. фирмы, действующие на рынке ценных бумаг профессионально;
  9. Предприятия, (за исключением органов государственной власти, сельскохозяйственных кооперативов, органов местного самоуправления, унитарных предприятий), которые имеют выручку от деятельности (реализация товаров, услуг, выполнение работ), превышающую 400 миллионов руб., или сумму балансовых активов на конец отчетного периода – 60 миллионов руб.;
  10. Организации, публикующие в средствах массовой информации свою отчетность;
  11. Другие случаи.

Для ее осуществления привлекаются квалифицированные частные аудиторы и аудиторские организации, имеющие аттестат.

Обязательному аудиту подлежат организации, в составе уставного капитала которых доля государственного участия – не меньше 25%.

Аудиторская организация для проведения проверки выбирается на конкурсной основе.

Правила проведения и регламент конкурса устанавливаются Правительством РФ.

Сроки сдачи отчетности и проведения проверки

Дата подачи отчетности считается по фактическому предоставлению в структурные органы. При отправке электронной версии отчета, а также предоставление информации по почте, срок подачи считается по фактической дате получения документов. При невозможности личного обращения, этот момент важно учитывать, предоставление отчетности может быть с опозданием.

Согласно законодательству, сроки предоставления финансовой отчетности регулируются следующим образом:

  1. Не позднее 30 апреля следующего за отчетным годом. Для крупных компаний, монопольных организаций, АО разных форм организации или предприятий, занятых в добывающей отрасли.
  2. До 1 июня текущего года, следующего за отчетным периодом. Для крупных предприятий, не имеющих в активах ценных бумаг, средних или малых компаний.

Результаты аудита публикуются на официальном интернет-ресурсе компании не позже 10 дней после получения результатов. Эта информация также вносится в базу данных Единого реестра о деятельности юридических лиц.

Обязательный аудит проводится в случаях перехода на МСФО. Компании должны предоставить публичный доступ к отчетности о финансовой деятельности и результатам аудиторской проверки за период 2018 года, даже если переход осуществляется в текущем (2019) году. Если фактический срок начала деятельности предприятия – позже 1 октября, годовую отчетность можно не предоставлять (кроме случаев, указанных в правках и дополнениях к закону).

Как проводится инициативный аудит

Инициативная проверка компании может охватывать:

  • всю бухгалтерскую, налоговую или финансовую отчетность;
  • ее отдельные направления, например, налогооблагаемую базу по прибыли, НДС, дебиторскую или кредиторскую задолженность, чистые активы компании, краткосрочные или долгосрочные обязательства, нераспределенную прибыль, определенные группы расходов, расчеты с контрагентами, приходные и расходные кассовые операции и др.

Перечень подлежащих проверке участков учета зависит от масштабов компании и того, какие статьи баланса, регистры налогового учета и документы финансовой отчетности в большей степени нуждаются в проверке и подтверждении.

Инициативный аудит налогов (налоговый аудит) как аналог выездной налоговой проверки наиболее актуален в сегодняшнее время. При этом специалисты-аудиторы анализируют и контролируют правильность определения налоговой базы, расчета налогов и налоговую отчетность компании, помогают оптимизировать налогооблагаемую базу.

Инициативная проверка проводится:

  • сплошным способом — изучение и анализ всех совершенных операций, отраженных в первичных документах и отчетах и правильности их отражения в бухгалтерском и налоговом учете;

Этот способ проверки весьма трудоемок и применяется, как правило, на тех участках деятельности компании, которые связанны с движением денежных средств, основных средств и других активов и пассивов организации в соответствии с заданием, указанным в программе инициативного аудита.

  • выборочным способом — проверка содержания части операций (как правило, наиболее крупных по стоимости), отраженных в первичных документах и отчетах определенного периода.

Выборочный способ позволяет делать вывод о качестве учета компании в целом, однако существует риск пропустить ошибки. Поэтому на практике компании чаще заказывают услугу инициативного аудита сплошным способом, несмотря на его трудоемкость и, как следствие, более высокую стоимость.

В процессе проведения инициативного аудита организации специалисты-аудиторы выполняют следующие работы:

  • анализ системы внутреннего контроля компании;
  • анализ ее учетной политики;
  • анализ корректности отображения операций в учете;
  • анализ ведения налогового учета, заполнения налоговых регистров, расчетов и деклараций;
  • анализ расчетов с бюджетом и контрагентами;
  • анализ стоимости активов компании;
  • анализ специфических операций;
  • др. расширенные проверки, требуемые по техническому заданию.

По итогам проверки инициатор аудита вправе получить отчет (заключение) аудиторской организации о проверке. Требования к этому документу при проведении инициативного аудита те же, что и для обязательного.

Аудиторское заключение — документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, который содержит выраженное мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №

Основные отличия инициативного аудита от обязательного

Главным отличием инициативной проверки от обязательной является добровольность ее проведения. Компания не обязана ее проводить, поэтому за отсутствие аудиторского заключения по результатам такой проверки ее невозможно оштрафовать.

Случаи проведения обязательного аудита финансовой отчетности содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № «Об аудиторской деятельности».

Виды инициативного аудита

Проведение «добровольной» проверки может быть внутренним и внешним.

Внутренний аудит проводит собственная служба компании — служба внутреннего аудита. Это деятельность по оценке работы компании и повышению эффективности процессов корпоративного управления организацией, управления рисками, а также процессов внутреннего контроля. Плюсом внутреннего аудита является то, что аудиторы хорошо знают компанию изнутри, консультируют руководителей отдельных подразделений по юридическим, финансовым, организационным вопросам с учетом специфики конкретного производства, помогают устранить неточности в работе.

Читайте так же:  Устав ооо смена наименования

Определение внутреннего аудита компании закреплено в Международном стандарте аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», утвержденном Приказом Минфина РФ от 24.10.2016 № 192н.

Однако для объективного анализа финансово-хозяйственной деятельности компании, состояния ее дел и получения беспристрастного отчета рекомендуем прибегать к услугам независимых аудиторских фирм.

Внешний инициативный аудит проводят привлеченные эксперты: аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, которые являются членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов и обладают квалификационным аттестатом аудитора.

Обязательность вступления в профессиональные сообщества закреплена в Федеральном законе от 30.12.2008 № «Об аудиторской деятельности».

Административная и финансовая ответственность

При нарушении положения о предоставлении и обнародовании результатов хозяйственной деятельности и проведенной проверки, предусмотрена административная ответственность. Сумма штрафов определяется в каждом отдельном случае, может составлять весьма существенную финансовую нагрузку на бизнес.

Размер штрафных санкций:

  • Нарушение сроков подачи отчетности. Штрафы для должностных лиц от 300 до 500 рублей, для юридических: от 3000 до 5000 рублей.
  • Отсутствие отчетности. Штрафы достигают 5000 – 50000 рублей.
  • Отсутствие результатов выездной проверки инспектора ФНС. Размер штрафных санкций от 5 до 10 тыс. рублей.
  • Если результаты аудита не размещены на сайте. Юридическим лицам грозит от 30 до 30 тыс. штрафа. Для организаций суммы будут от 700 тыс. рублей до 1 млн.

В некоторых случаях, когда данные обязательного аудита и отчетности о финансовой деятельности не были обнародованы в срок, может произойти отстранение ответственного лица от своих обязанностей на период до двух лет.

Инициативный аудит как инструмент для принятия правильных управленческих решений

Инициативный аудит — добровольная, «по желанию» собственников или руководства компании, проверка достоверности и правильности бухгалтерского и налогового учета, информации в финансовой отчетности, позволяющая объективно оценить состояние бизнеса. Результаты инициативного аудита позволяют своевременно устранить выявленные недостатки, минимизировать риски штрафных санкций, выявить внутренние резервы компании и принимать верные стратегические решения.

Нормативная база

Порядок предоставления финансовой отчетности, выполнения аудиторской проверки регламентируется законодательством. Все пункты прописаны в Законе №307-ФЗ 2008 года «Об аудиторской деятельности». Порядок подачи и обнародования финансовых отчетов регулируется Законом №402-ФЗ от 2011 года «О бухгалтерском учете». Статья 5 этого закона приводит перечень организаций и предприятий, обязанных предоставлять регулярную финансовую отчетность, а также проходить обязательный аудит ООО.

Кто инициирует проверку

Проведение инициативного аудита не регламентируется законодательством РФ и включает в себя различные проверки по усмотрению и желанию заказчика.

Обычно инициативный аудит как проведение «добровольной» проверки финансовой отчетности компании, эффективности ведения бухгалтерского и налогового учета проводится по инициативе ее собственников (учредителей, участников, акционеров) и руководства (генерального директора, директора, президента, главного бухгалтера) в случаях:

  • смены руководства компании;
  • увольнения главного бухгалтера;
  • реорганизации бизнеса;
  • сомнения в качестве ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • преддверия выездной налоговой проверки и пр.

Кроме того, для понимания реального положения дел в компании инициировать проверку могут и другие заинтересованные лица:

  • государственные органы;
  • потенциальные инвесторы, планирующие вложить средства в развитие бизнеса;
  • банк при решении вопроса о предоставлении крупного кредита;
  • компаньоны при проведении реорганизации (присоединения, слияния) и т.п.

Инициативный аудит проводится по решению общего собрания участников — в обществах с ограниченной ответственностью, общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества — в акционерных обществах.

Обязательный бухгалтерский аудит: куда сдавать аудиторское заключение?

Начиная с отчетности за 2019 год бухгалтерская отчетность представляется только в ИФНС (за некоторым исключением). Причем по общему правилу отчетность нужно будет сдавать в электронном виде (отчетность за 2019 год субъекты малого предпринимательства могут представить на бумаге). Организациям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение нужно подавать либо вместе с бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (ч.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в ред., действ. с 01.01.2020).

Когда проводится обязательный аудит?

Аудит – это процесс независимой оценки деятельности предприятия, индивидуального предпринимателя.

Его цель – определение достоверности отчетности (бухгалтерской и финансовой).

Понятие «аудит» значительно шире, чем просто контрольная функция и ревизия.

Аудиторы, помимо проверочных работ, выполняют задачи по оптимизации налоговой и экономической деятельности предприятия, ориентированные на увеличение прибыли и более рационального использования средств.

Объекты проверки в рамках инициативного аудита нашей аудиторской организацией

Привлечение квалифицированных специалистов — аудиторов, экспертов по налогообложению, трудовому праву и юристов компании «Правовест Аудит» поможет выявить слабые места в системе внутреннего контроля и учета, внести необходимые корректировки, минимизировать риски штрафов налоговых и проверяющих органов с возможностью заранее подготовиться к их визиту.

Некоторый перечень объектов анализа и оценки при проведении инициативного аудита, предлагаемый нашей компанией:

Статья 5. Обязательный аудит

Статья 5. Обязательный аудит

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г. и применяющейся к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 г.

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

Читайте так же:  Проблемы регистрации ооо

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 26 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций (одобрены Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 6 февраля 2018 г., протокол N 76)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. (согласно законодательству Российской Федерации)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 г. (приложение к письму Минфина России от 27 декабря 2019 г. N 07-04-09/102563)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ в часть 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ в часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 октября 2016 г.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

ГАРАНТ:

Видео (кликните для воспроизведения).

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Источники

Обязательный аудит проводится по решению
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here