Орган осуществивший регистрацию прав ооо

Главное в статье: "Орган осуществивший регистрацию прав ооо" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Статья 3. Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав

Статья 3 . Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее — орган регистрации прав).

2. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи:

1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;

2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;

3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;

5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ часть 3 статьи 3 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в часть 4 статьи 3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

4. Предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 — 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений настоящего Федерального закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. При этом на такое федеральное государственное бюджетное учреждение распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. Положения настоящего Федерального закона применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ статья 3 дополнена частью 5, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

5. Предусмотренные частью 3 настоящей статьи полномочия органа регистрации прав могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В целях применения положений настоящего Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с настоящей частью переданы полномочия органа регистрации прав, считается органом регистрации прав.

Орган осуществивший регистрацию прав ооо

ЗАКОН ОТМЕНЕН
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г.
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

21 июля 1997 года N 122-ФЗ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ

Принят Государственной Думой 17 июня 1997 года
Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года

Глава I. Общие положения

Глава II. Органы в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Глава III. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Глава IV. Государственная регистрация отдельных видов прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Глава V. Ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Глава VI. Заключительные и переходные положения

Отделы регистрации прав на недвижимое имущество Управления ФРС г. Москвы

Государственная регистрация недвижимости в Москве осуществляется в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (ФРС).

Права на имущество, по закону подлежащее государственной регистрации, возникают только с момента регистрации этих прав. Собственно акт государственной регистрации сделок заключается во внесении соответствующих записей в Единый Государственный Реестр Прав и сделок с недвижимым имуществом. С этого момента сделка считается завершенной.

Если право не было зарегистрировано надлежащим образом, то оно не считается возникшим и распоряжение имуществом становится невозможным. Таким образом, государственная регистрация прав на недвижимость является единственным доказательством существования соответствующих прав. С момента государственной регистрации права на недвижимость (недвижимое имущество) может быть оспорено только в судебном порядке.

Читайте так же:  Регистрация фактического адреса юридического лица

Государственная регистрация подтверждает факт законного оформления прав на недвижимое имущество, в случаях возникновения, прекращения, обременения или перехода прав на недвижимость. Государственной регистрации подлежат право собственности, ипотека, хозяйственное пользование, пожизненно наследуемое владение, право постоянного пользования и др. Регистрация прав осуществляется на основании договоров дарения, мены, купли — продажи, наследства.

Зарегистрировать права на недвижимое имущество можно в окружных или специализированных отделах регистрации. узнать больше

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав: структура, правовое регулирование деятельности

Структурно Росреестр состоит из центрального аппарата, находящегося в Москве, и территориальных органов в субъектах РФ. На территории РФ функционируют 83 территориальных органа Росреестра. Возглавляет Росреестр заместитель министра экономического развития РФ.

Основным нормативным актом, регламентирующим работу службы, является:

  • Положение о федеральной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (далее — Положение);
  • Регламент федеральной службы, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 28.02.2011 № П/52.

Подзаконные нормативные акты, которыми руководствуется в своей деятельности Росреестр, издает Минэкономразвития, в ведении которого находится служба.

Подчиненными по отношению к службе организациями являются:

  • ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») с территориальными подразделениями в субъектах РФ (83 филиала).
  • ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии…» (24 отделения).

Отношения с другими органами и организациями строятся на основе соглашений. Примером такого документа является соглашение о сотрудничестве с Федеральной нотариальной палатой от 20.03.2014 № 28, определяющее основные аспекты взаимодействия (обмен информацией и т. д.).

Кто осуществляет регистрацию прав на недвижимое имущество

Важную государственную функцию — учет и регистрацию объектов недвижимости выполняют территориальные подразделения Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ).

Служба была образована в 2004 году под наименованием Росрегистрация (Федеральная регистрационная служба). Ей были переданы полномочия работавших с 1998 года учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В результате издания Указа Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 с 01.03.2009 Росреестр приобрел современное название.

К числу основных функций службы относятся:

  1. Ведение системы кадастрового учета недвижимости, земельный и геодезический надзор, контроль за землеустройством, государственная кадастровая оценка.
  2. Осуществление государственной регистрации сделок с недвижимостью.
  3. Поддержка пространственно-навигационных данных (государственных навигационных карт), которая перешла по наследству от упраздненного Федерального агентства геодезии и картографии.
  4. Надзор за некоторыми саморегулируемыми организациями.

Из них только первые 2 затрагивают интересы всех субъектов гражданского оборота и входят в предмет нашего рассмотрения.

Росреестр представляет большой объем информации о своей работе, а также выполняет свои функции путем размещения информации и предоставления доступа к электронным сервисам на своем официальном сайте. Состав информации, подлежащей опубликованию на этом сетевом ресурсе, установлен приказом Росреестра «Об официальном сайте…» от 26.07.2016 № П/0359.

Ответственность органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество

Ст. 66 закона № 218-ФЗ устанавливает ответственность Росреестра за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, например:

    • за нарушение порядка регистрации прав или осуществления кадастрового учета;
    • искажение, неполноту или недостоверность данных, содержащихся в ЕГРН;
    • технические ошибки в ЕГРН;
    • необоснованный отказ в выполнении действий или предоставлении сведений и другие нарушения.

    Обратите внимание! В случае такого нарушения убытки возмещаются за счет государства (п. 2 ст. 66 закона № 218-ФЗ).

    Важно! К регрессной ответственности с 01.01.2020 могут быть привлечены государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица, а также организации, выполнившие кадастровые работы, в результате действий которых РФ возместила ущерб вследствие нарушений при госрегистрации (ч. 4 ст. 66 закона № 218-ФЗ).

    Ст. 67 закона № 218-ФЗ устанавливает персональную ответственность государственного регистратора за необоснованное приостановление, уклонение, отказ в государственной регистрации.

    Важно! Государство взяло на себя повышенную ответственность за действия третьих лиц. С 01.01.2020 должна вступить в силу ст. 68 закона № 218-ФЗ, предусматривающая выплату компенсации добросовестному приобретателю или собственнику, не по своей вине утратившему право собственности на единственное пригодное для проживания жилое помещение.

    Обратите внимание! Размер компенсации устанавливается судом и не может быть более 1 млн руб.

    Итак, Росреестр — это уполномоченный государственный орган, в обязанности которого входит государственная регистрация прав на недвижимость, ведение ЕГРН и осуществление иных процедур, связанных с недвижимым имуществом. Отделения Росреестра имеются на всей территории РФ. Для удобства граждан и юридических лиц часть полномочий Росреестра осуществляют МФЦ по соглашению между двумя организациями. Законом установлена ответственность за совершаемые действия Росреестра не только для юридического лица, но и персональная ответственность сотрудников службы.

    Орган осуществивший регистрацию прав ооо

    Орган государственной регистрации – это не МФЦ

    В течение нескольких последних лет государством успешно реализуется принцип одного окна, когда заявитель обращается в ближайший к нему государственный многофункциональный центр «Мои документы» (МФЦ) и получает там же документы, не взаимодействуя напрямую с соответствующим органом власти.

    Важно! Учитывая, что документы по постановке на кадастровый учет и регистрации сделок с недвижимостью оформляются в МФЦ, может сложиться впечатление, что это регистрирующий орган или его подразделение. Но это не так. МФЦ функционируют на основании норм гл. 4 закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210.

    Что касается работы по приему и выдаче документов для Росреестра, деятельность сотрудников МФЦ регламентируется их должностными обязанностями. В целом же работа этого органа в регионе определяется трехсторонним соглашением о взаимодействии, заключенным между МФЦ, управлением Росреестра и филиалом Федеральной кадастровой палаты. На это указывается, в частности, в п. 47 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 23.12.2015 № 968.

    Специализированные отделы

    Название Адрес Метро
    Управление Федеральной регистрационной службы по Москве Тульская Большая улица, 15
    Читайте так же:  Как взять грант на открытие бизнеса
    Отдел регистрации прав на жилые помещения Зеленый проспект, 20 Обособленный межмуниципальный отдел регистрации ипотеки Зеленый проспект, 20 Обособленный межмуниципальный отдел регистрации ипотеки Сивцев Вражек улица, 29/16 Отдел регистрации прав при долевом строительстве и других видах инвестиций Зеленый проспект, 20 Отдел выдачи информации о зарегестрированных правах Автозаводский 2-й проезд, 5 Отдел регистрации арестов Тульская Большая улица, 15

    Вышестоящей организацией для окружных и специализированных отделов регистрации прав на недвижимое имущество является Управление регистрационной службы по г. Москве, расположенное по адресу: ул. Б. Тульская, 15. Тел.: 957-69-83, 957-68-16, 957-69-57

    Согласно Федеральному закону, срок, установленный для регистрации недвижимого имущества, не должен превышать 1 месяц, со дня подачи заявителем документов.

    Регистрацию прав на недвижимое имущество можно разделить на три этапа:

      Сбор необходимого пакета документов, составленных и оформленных согласно требованиям законодательства. Документы не должны содержать помарок, подчисток, исправлений, ошибок, юридических противоречий. Документы должны содержать только достоверную информацию, справки не должны быть просроченными, а предполагаемые сделки должны проводиться в рамках закона.
  1. Подача документов заявителем в регистрирующий орган — Федеральную регистрационную службу, которая, в свою очередь, проводит правовую экспертизу документов, и проверяет законность сделки.
  2. Внесение сведений в Единый государственный реестр прав, с соответствующей записью о регистрации, выполнение записей на правоустанавливающих документах (на основании которых проводилась сделка с недвижимостью), и выдача свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимость.
  3. Регистрирующий орган имеет право приостановить регистрацию или вынести решение об отказе в регистрации, но только по обоснованным причинам, установленным законодательством.

    В соответствие с п. 2 ст. 8 Гражданского Кодекса РФ, права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают только с момента регистрации соответствующих прав. В соответствии со ст. 131 Гражданского Кодекса РФ государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

    Ускоренная государственная регистрация прав на недвижимость.

    Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

    Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (далее — орган по государственной регистрации), обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

    Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав установлен Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Согласно статье 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в частности, правовая экспертиза документов, проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с названным Федеральным законом.

    Статьей 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что в случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права.

    В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (статья 86.2; далее — Основы) нотариус, удостоверивший сделку, выдавший свидетельство или совершивший исполнительную надпись об оставлении залогодержателем заложенного имущества за собой, на основании которых подлежит государственной регистрации право на недвижимое имущество или сделка с ним, по просьбе лиц, обратившихся за совершением соответствующего нотариального действия, представляет заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с приложением иных необходимых для совершения регистрационных действий документов в орган по государственной регистрации. Если иное не согласовано с лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, нотариус, совершивший нотариальное действие, получает документы, выдаваемые органом по государственной регистрации, и передает их указанным лицам.

    Документы, необходимые для представления на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляются нотариусу лицами, обратившимися за совершением нотариального действия.

    Порядок представления документов на государственную регистрацию установлен вышеназванным Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (статья 16).

    При подписании заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также осуществлении иных действий, предусмотренных статьей 86.2 Основ, нотариус выступает от своего имени в интересах лиц, от имени и по поручению которых совершено нотариальное действие. Полномочия нотариуса, предусмотренные статьей 86.2 Основ, осуществляются без доверенности.

    В случае представления заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с приложением иных необходимых для совершения регистрационных действий документов в орган по государственной регистрации в соответствии со статьей 86.2 Основ в электронной форме нотариус, совершивший нотариальное действие, получает документы, выданные органом по государственной регистрации, в электронной форме и выдает их лицу, обратившемуся за совершением соответствующего нотариального действия, по его просьбе в электронной форме или в форме документов на бумажных носителях посредством удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам.

    Читайте так же:  Камеральная аудиторская проверка

    За совершение нотариального действия по представлению документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним нотариус взимает нотариальный тариф в размере — 1 000 рублей (пункт 12.5 части 1 статьи 22.1 Основ).

    Размер нотариального тарифа за удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу составляет 50 рублей за страницу документа на бумажном носителе (пункт 12.3 части 1 статьи 22.1 Основ).

    Следует отметить, что при подаче заявления нотариусом в случаях, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть также представлены в соответствующий орган по государственной регистрации работником нотариуса, имеющим письменное подтверждение его полномочий на подачу заявлений и иных необходимых для государственной регистрации прав документов, выданное нотариусом и скрепленное его подписью и печатью.

    Представляемые нотариусом или его работником в указанных случаях заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы принимаются органом по государственной регистрации или многофункциональным центром в день обращения и рассматриваются в течение срока, установленного абзацем третьим пункта 3 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    По общему правилу государственная регистрация прав проводится в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом (пункт 3 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

    Однако нотариусам предоставлено приоритетное право регистрировать переход прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенных документов.

    Так, государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов проводится не позднее чем в течение трех рабочих дней, следующих за днем приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации. Государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов, представленных в форме электронных документов, электронных образов документов и поданного нотариусом в электронной форме заявления о государственной регистрации прав проводится не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема документов, необходимых для государственной регистрации прав, и указанного заявления.

    Таким образом, для государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов установлен сокращенный срок ее проведения.

    Статья 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    Статья 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, образованная Указом Президента РФ N 1847 от 25.12.2008 «О Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии» (до 30.12.2008 — Федеральная регистрационная служба, а территориальные органы по субъектам РФ — Управление Федеральной регистрационной службы). Деятельность Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации и основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах Российской Федерации.

    Абзац 2 пункта 1 настоящей статьи определяет общие особенности регистрации протяженных объектов недвижимого имущества и объектов, расположенных в нескольких регистрационных округах (например, автомобильные и железные дороги, предприятия как имущественные комплексы, линии электропередач и др.), которые подлежат государственной регистрации в центральном аппарате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Однако текст статьи делает ссылку на то, что по инициативе заявителя допускается государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги и расположенные на территориях более одного регистрационного округа в любом территориальном органе, через который проходит протяженный объект.

    В пункте 2 настоящей статьи законодатель делает акцент на то, что структура регистрирующих органов определяется центральным аппаратом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации.

    Пункт 3 устанавливает перечень юридически значимых действий, относящихся к компетенции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    1. Установление регистрирующим органом:

    — права Заявителя на представление документов в целях государственной регистрации;

    — правового статуса объекта недвижимости, права на который подлежат

    — наличия правопритязаний третьих лиц.

    2. Осуществление действий, связанных с государственной регистрацией прав и перехода прав собственности на недвижимое имущество и выдача правоподтверждающих документов.

    3. Выдача информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) о зарегистрированных правах в виде выписок из ЕГРП.

    4. Постановка на учет объектов недвижимого имущества не являющихся чьей-либо собственностью (бесхозяйных объектов);

    5. Выдача архивных копий правоустанавливающих документов, поданных на государственную регистрацию.

    Пункт 4 комментируемой статьи особо подчеркивает узкоспециализированную направленность деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

    Статья 2. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    Статья 2. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

    Читайте так же:  Представитель учредителя ооо

    Обязательность государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения впервые была установлена с введением в действие части первой ГК РФ 1 января 1995 г. (ст. 131).

    Итак, государственная регистрация:

    — это акт, имеющий юридическое значение, с которым связаны определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество;

    — это акт признания и подтверждения государством возникновения или прекращения права на недвижимость. Данный признак подчеркивает публичный характер государственной регистрации;

    — это единственное доказательство существования субъективного права на недвижимость. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке, что создает презумпцию его законности;

    Комментируемым Законом установлены следующие виды государственной регистрации: регистрация прав, регистрация ограничений (обременений) прав, регистрация сделок.

    Государственной регистрации подлежат следующие права на недвижимое имущество: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

    Государственной регистрации подлежат следующие виды сделок:

    — договор об ипотеке — залоге недвижимого имущества (ст. 339 ГК РФ);

    — договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (п. 2 ст. 558 ГК РФ);

    — договор продажи предприятия (п. 3 ст. 560 ГК РФ);

    — договор дарения недвижимого имущества (п. 3 ст. 574 ГК РФ);

    — договор ренты (ст. 584 ГК РФ);

    — договор пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК РФ);

    — договор аренды недвижимого имущества, если иное не установлено законом (например, договор аренды здания или сооружения подлежит регистрации, если он заключен на срок более одного года (п. 2 ст. 609 ГК РФ, п. 2 ст. 651 ГК РФ);

    — договор аренды предприятия независимо от срока (п. 2 ст. 658 ГК РФ) и передачи недвижимости в доверительное управление (п. 2 ст. 1017 ГК РФ).

    В соответствии с п. 2 ст. 13 комментируемого Закона регистрация ограничений (обременений):

    — возможна по общему правилу только при наличии государственной регистрации прав на данный объект в ЕГРП,

    — может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц,

    — производится по заявлению сторон, если ограничения (обременения) установлены соглашением,

    — осуществляется по инициативе органов государственной власти и местного самоуправления, установивших ограничения (обременения) в публичных интересах,

    — сопровождается обязательным уведомлением правообладателя о зарегистрированном ограничении (обременении), если оно было зарегистрировано не по заявлению правообладателя.

    Не подлежат государственной регистрации права на жилые помещения, возникающие из договора коммерческого или социального найма жилого помещения, из договора безвозмездного пользования недвижимостью, за исключением безвозмездного срочного пользования земельными участками на срок более одного года, из договора аренды зданий и сооружений, заключенного на срок менее одного года.

    В некоторых случаях Законом предусмотрена государственная регистрация и сделки, и прав по этой сделке. К таким случаям относятся:

    а) регистрация договора и перехода права собственности по договору продажи жилого помещения (ст. 558, 551 ГК РФ) или предприятия (ст. 560, 564 ГК РФ);

    б) регистрация договора и перехода права собственности по договору мены жилых помещений или предприятий (ст. 567 ГК РФ);

    в) регистрация договора и перехода права собственности по договору дарения (п. 3 ст. 574 ГК РФ).

    Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится на всей территории Российской Федерации. С 31 января 1998 г. действуют Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219.

    До введения в действие комментируемого Закона сохранялся действующий порядок регистрации. Данный Закон установил, что обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие комментируемого Закона.

    Однако права на недвижимость, возникшие до вступления в силу комментируемого Закона, признаются юридически действительными. Регистрация таких прав проводится по желанию правообладателей.

    Датой государственной регистрации прав, а также сделок с недвижимостью является дата внесения соответствующих записей в ЕГРП. Именно с этой даты считаются наступившими правовые последствия.

    Так, договор, предметом которого является недвижимость, если иное не предусмотрено законом, считается заключенным; право собственности у приобретателя недвижимости по договору в случаях, когда отчуждение имущества требует государственной регистрации и если иное не предусмотрено законом, считается возникшим, и т.д.

    Государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

    В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, прямо установленных комментируемым Законом. Основания отказа в государственной регистрации прав прописаны в п. 1. ст. 13, п. 1. ст. 20 комментируемого Закона.

    Комментируемой статьей установлена возможность заявителя, если он посчитает его необоснованным, обжаловать отказ в суд.

    Обжалование отказа в государственной регистрации физическими лицами осуществляется в соответствии с гл. 25 Гражданского процессуального кодекса и юридическими лицами в соответствии с гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса в течение трех месяцев со дня получения извещения об отказе.

    При удовлетворении требования суд признает отказ в государственной регистрации незаконным и обязывает регистрирующий орган совершить регистрацию. При этом судом может быть установлено, в какой срок должна быть осуществлена такая регистрация. Решения арбитражных судов по делам об оспаривании действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении.

    Так же обжаловано в суд может быть уклонение соответствующего органа от государственной регистрации, которое может выражаться, например, в непринятии документов на регистрацию под различными предлогами.

    Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость

    Основные обязанности органа, регистрирующего право собственности на недвижимость

    Статьей 3 закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее — закон № 218-ФЗ) на Росреестр как на орган регистрации возложены следующие обязанности:

    • государственный кадастровый учет;
    • государственная регистрация прав;
    • ведение ЕГРН и предоставление сведений из него.
    Читайте так же:  Аудиторская проверка учета финансовых вложений

    Для исполнения возложенных обязанностей Росреестр наделен полномочиями, которые регламентированы ст. 3 закона № 218-ФЗ и разд. 2 Положения. К ним, например, относятся:

    • общие полномочия, такие как координация и контроль деятельности территориальных органов, разработка методических материалов и т. д.);
    • частные полномочия (прием и оформление документов, ведение ЕГРН и кадастра и т. д.).

    В п. 4 ст. 3 закона № 218-ФЗ предусматривается право Росреестра передавать часть полномочий федеральному бюджетному учреждению (имеется в виду ФГБУ «ФКП Росреестра», которое продолжает функционировать).

    Обратите внимание! Законом № 218-ФЗ введена возможность передачи Правительством всех функций Росреестра в рамках одного региона органу исполнительной власти субъекта РФ.

    Порядок обжалования действий (бездействия) органа регистрации прав на недвижимое имущество

    Приостановление государственной регистрации или отказ Росреестра в выполнении этого или иного действия могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном для оспаривания действий (бездействия) государственного органа, нарушающих права и законные интересы заявителя.

    В соответствии с правилами о подведомственности:

    • граждане должны обращаться в суд общей юрисдикции с административным иском по правилам гл. 22 КАС РФ;
    • юридические лица — в арбитражный суд в соответствии с гл. 24 АПК РФ.

    Соответствующие разъяснения были даны в п. 56 постановления Пленумов ВС РФ, ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 29.04.2010 № 10/22.

    Обратите внимание! Заявление об оспаривании действий (бездействия) Росреестра может быть подано заинтересованным лицом в суд в течение 3 месяцев с момента, когда ему стало известно о нарушении его права (п. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 1 ст. 219 КАС РФ). Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.

    Отделы регистрации прав на недвижимость

    Округ Адрес Метро
    Центральный Басманная Новая улица, 10, 1
    Северо-Восточный Отрадная улица, 2 Северо-Восточный Студеный проезд, 2, к. 1 Юго-Восточный Авиамоторная улица, 51а, к. 2 Юго-Восточный Новомарьинская улица, 12/12, к. 1 Юго-Западный Миклухо-Маклая улица, 42 Юго-Западный Изюмская улица, 43 Северо-Западный Большая Набережная улица, 25/1 Северо-Западный Вилиса Лациса улица, 5, к. 5

    Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

    Чем мы можем Вам помочь?

    Статья 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    1. Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.

    (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

    Абзац утратил силу с 1 октября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 250-ФЗ.

    В случае передачи полномочий федерального органа в области государственной регистрации для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    (абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    (в ред. Федеральных законов от 21.12.2009 N 334-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

    Прием документов на государственную регистрацию прав, запросов о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, и выдачу (направление) соответствующих документов могут осуществлять многофункциональные центры.

    (абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

    3. К компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся:

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

    проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

    государственная регистрация прав;

    выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;

    выдача информации о зарегистрированных правах;

    (в ред. Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ)

    принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей;

    (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

    выдача в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим доверенность от правообладателей или их законных представителей, по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме;

    (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

    предоставление государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в порядке, установленном федеральным органом в области государственной регистрации по согласованию с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов», информации, подтверждающей факт осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по договору купли-продажи, в связи с которым открыт счет эскроу в банке, в отношении которого наступил страховой случай, по состоянию на день наступления страхового случая.

    (абзац введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

    4. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом.

    (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

    5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, при выполнении полномочий, установленных пунктом 3 настоящей статьи, используют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

    (п. 5 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Видео (кликните для воспроизведения).

    6. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Источники

    Орган осуществивший регистрацию прав ооо
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here