Организация контроля за качеством аудиторских проверок

Главное в статье: "Организация контроля за качеством аудиторских проверок" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Юридическая консультация.

Телефон: +7 920-985-9888.

2.2 Организация контроля качества аудита на уровне профессиональных аудиторских объединений.

Вопросы организации контроля качества аудита регламентируются Положением об обязательствах организаций – членов МФБ 1 «Обеспечение качества».

Согласно этому Положению профессиональные объединения МФБ в целях надлежащего контроля качества деятельности своих членов должны разработать и принять:

Стандарты и рекомендации по контролю качества. Согласно требованиям международного стандарта по контролю качества № 1 аудиторские фирмы несут ответственность за внедрение политики и процедур контроля качества аудита;

Руководство по проведению внешней проверки качества аудита. Внешний контроль качества работы аудиторских фирм осуществляется в соответствии с официально утвержденным профессиональным аудиторским объединением руководством по проведению проверки качества аудита.

Объекты внешней проверки. Объектом программы проверки качества может выступать аудиторская фирма или партнер.

Если объектом проверки качества является аудиторская фирма, то программа должна быть разработана таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что аудиторская фирма:

Установила необходимую систему контроля качества аудита и работает в соответствии с ее требованиями;

Придерживается требований профессиональных стандартов, законодательных и нормативных актов при аудите финансовой отчетности.

Если объектом внешней проверки качества является деятельность партнера, то следует получить подтверждение того, что:

Осуществляется контроль деятельности партнера;

Партнер соблюдает требования системы контроля качества, профессиональных стандартов, нормы законодательных и нормативных актов.

Период проверки. Выбор аудиторской фирмы для проверки может быть основан либо на временном подходе, либо на подходе, основанном на риске.

Если профессиональное объединение выбрало временной подход, то следует:

Установить максимальный период проверки, за который организация должна подлежать проверке (три года). Период проверки определяется решением профессионального объединения. Иногда, например, если результаты предыдущих проверок были неудовлетворительными, проверку качества следует проводить чаще, чем один раз в три года;

Принять во внимание качество и эффективность программы внутренней проверки качества на аудиторской фирме.

Подход, основанный на риске.

Профессиональные объединения, которые применяют подход, основанный на риске, должны принимать во внимание различные факторы риска. К ним могут быть отнесены:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

А) количество клиентов – листинговых компаний;

Б) количество общественно значимых компаний;

В) результаты предыдущих проверок качества, включая:

Нарушение требований о периодическом повышении квалификации;

Нарушение принципа независимости;

Недостатки в системе внутрифирменного контроля качества.

Порядок проведения внешней проверки качества. Программа проверки должна предусматривать следующую последовательность действий:

Определение уровня подготовки членов группы, назначенной на проверку качества;

Оценка независимости членов этой группы;

Оценка того, обладают ли члены этой группы соответствующими техническими навыками и знаниями, специальным опытом, полномочиями для проведения проверки качества с надлежащей профессиональной компетентностью;

Определение степени соответствия проведенных аудиторских проверок международным стандартам;

Оценка действий, предпринятых аудиторской фирмой по результатам предыдущих проверок качества;

Документирование выполняемых этапов проверки качества с тем, чтобы предоставить профессиональному объединению при необходимости возможность вынесения объективной оценки того, проведена ли проверка качества с надлежащей тщательностью и в соответствии с профессиональными стандартами;

Сообщение о результатах проверки руководству и собственникам организации с тем, чтобы они могли предпринять необходимые корректирующие действия;

Применение дисциплинарных мер в отношении тех организаций, которые отказываются от сотрудничества при проведении проверки, выполнения необходимых корректирующих действий или от признания имеющихся серьезных недостатков;

Оценка соблюдения принципа конфиденциальности информации о клиенте.

Объем программы проверки качества. Профессиональное объединение должно установить критерии отбора аудиторских проверок для включения их в программу внешней проверки качества.

К ним могут быть отнесены:

Количество и статус заинтересованных пользователей, которые при принятии решений руководствуются мнением аудитора;

Степень, в которой аудиторское заключение представляет общественную значимость или может повлиять на доверие со стороны хозяйствующих субъектов или государственных органов управления.

Проверке качества могут подлежать только те аудиторские проверки, которые были завершены в течение периода проверки качества. Если аудиторское заключение было выдано в течение периода, в котором проводилась проверка качества, результаты этого аудита также должны быть включены в объем проверки.

Требования к группе по проверке качества. Члены рабочей группы должны обладать необходимой профессиональной компетентностью, т. е. иметь соответствующее образование, опыт работы и специальную подготовку.

Понятие профессиональной компетентности включает:

Знание требований профессиональных стандартов, законодательных и нормативных актов;

Понимание рекомендаций профессионального объединения в отношении проверки качества;

Наличие практических навыков проведения аудиторских проверок и проверок качества;

Необходимые технические знания, включая знание соответствующих информационных технологий;

Знание особенностей отрасли;

Способность выражать профессиональное мнение.

Члены рабочей группы должны иметь документы, подтверждающие их полномочия от имени профессионального объединения. В группу по проверке качества должно входить необходимое количество специалистов.

К обязанностям руководителя рабочей группы относятся: участие в планировании проверки; взаимодействие с членом профессионального объединения и рабочей группой в ходе проверки качества; обсуждение полученных результатов с представителями профессионального объединения и рабочей группой, осуществление надзора за проведением проверки; сообщение выводов рабочей группы представителям проверяемой фирмы; подготовка отчета по результатам проверки.

Профессиональное объединение и рабочая группа по контролю качества должны принимать во внимание фундаментальные принципы проверки качества, изложенные в Кодексе этики Международной федерации бухгалтеров.

Особое внимание следует обратить на соблюдение принципа независимости. Если были выявлены угрозы независимости и они не могут быть устранены или сведены до приемлемого уровня, на проверку должна быть назначена другая рабочая группа.

Читайте так же:  Смена генерального директора в 1с 8 3 бухгалтерия

Группа, назначенная на проверку качества, должна соблюдать требование конфиденциальности.

Документирование. Группа по проверке качества должна документально оформить:

Полученные доказательства, подтверждающие выводы, сделанные в отчете по проверке качества;

Доказательства того, что проведенная проверка соответствовала рекомендациям профессионального объединения.

Руководитель группы по проверке качества должен предоставить членам рабочей группы рекомендации по составлению, оформлению и хранению рабочей документации (программ, контрольных листов и т. д.).

В процессе проверки качества рабочая группа обязана:

А) документально оформить планирование проверки, объем выполненной работы, полученные выводы, разъяснения, предоставленные организацией или партнером;

Б) оценить характер, причины, вид, область распространения и значимость любых недостатков в системе контроля качества, а также соответствие аудиторской фирмы требованиям такой системы;

В) оценить характер, причины, вид, область распространения и существенность любых недостатков при проведении аудита;

Г) обобщить полученные выводы.

Профессиональное объединение должно определить сроки хранения документации после завершения проверки качества.

Отчет по результатам внешней проверки качества. Руководитель группы, назначенной на проверку качества, должен представить в письменной форме отчет по результатам проверки качества. Этот документ должен включать:

1) руководство по проведению проверки (официально утвержденное профессиональным объединением), которому должна следовать группа, назначенная на проверку качества;

Разработана ли система контроля качества в соответствии с требованиями стандартов по контролю качества;

Следует ли аудиторская фирма требованиям установленной системы контроля качества в течение всего периода проверки;

3) основания для выражения отрицательных выводов;

4) рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля качества проверенной организации.

Форма отчета должна быть установлена профессиональным объединением.

Проверенная аудиторская фирма должна представить своевременный письменный ответ на рекомендации и выводы, сделанные в отчете по результатам проверки качества, включая план мероприятий и ожидаемое время их выполнения или внедрения. Такой ответ должен быть адресован группе, назначенной на проверку, или соответствующему профессиональному объединению.

Профессиональное объединение должно подготовить и опубликовать ежегодный отчет с обобщением результатов реализации программы проверки и направить копию такого отчета регулирующему органу власти.

Корректирующие и дисциплинарные меры по результатам внешней проверки качества. Профессиональное объединение должно проанализировать отчет по каждой проверке. Если отчет содержит неудовлетворительные выводы, профессиональное объединение может потребовать от члена объединения представления соответствующих разъяснений, включая перечень планируемых корректирующих мероприятий.

Профессиональное объединение может:

Предъявить требование о принятии мер по устранению выявленных недостатков;

Предъявить требование о повышении уровня профессиональной подготовки;

Инициировать проведение ускоренной или специальной (внеплановой) проверки качества.

Профессиональное объединение может рассмотреть различные формы дисциплинарного воздействия, включая:

Предупреждение, порицание или выговор;

Прекращение или приостановление членства в профессиональном объединении;

Исключение из членов профессионального объединения.

В случае если профессиональное объединение осуществляет лицензирование своих членов, то оно может лишить члена своего объединения лицензии.

Мероприятия по поддержке аудиторских фирм в обеспечении качества профессиональных услуг, оказываемых профессиональными объединениями. Профессиональное объединение должно оказывать содействие своим членам:

В понимании целей контроля качества;

Во внедрении и поддержании надлежащей системы контроля качества.

Такое содействие может быть оказано в следующих формах:

Разработки рекомендаций по программам непрерывного профессионального развития (НПР);

Предоставления программ НПР аудиторским фирмам, включая специализированные программы, ориентированные на оказание практической помощи по внедрению политики и процедур контроля качества;

Предоставления рекомендаций по программам эффективных внутренних проверок качества;

Внедрения на добровольной основе программ проверок качества, которые дают возможность аудиторским фирмам с учетом требований независимости и конфиденциальности сформировать мнение о политике и процедурах контроля качества.

http://ur-consul.ru/Bibli/Kontroljj-kachyestva-audita.8.html

Организация контроля за качеством аудиторских проверок

При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора. Это определено статьей 13 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки своими силами, а также делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.

В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами требований нормативных правовых актов или федеральных стандартов аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в уполномоченный федеральный орган. Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

http://be5.biz/ekonomika/a007/09.html

Статья 10.1. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, осуществляемый уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 10.1

Статья 10.1. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, осуществляемый уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору

1. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом.

Читайте так же:  Сайт учредителей ооо

ГАРАНТ:

Часть 2 статьи 10.1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ

Аудиторские организации, заключившие договоры на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, до дня вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ, направляют предусмотренное частью 2 статьи 10.1 уведомление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в течение 20 рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, об утверждении порядка и формы указанного уведомления

2. В целях осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, такая аудиторская организация в письменной форме или путем направления электронного документа однократно уведомляет уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, в течение 20 рабочих дней, следующих за датой заключения первого договора на проведение данного аудита в текущем календарном году. Порядок и форма уведомления, предусмотренного настоящей частью, устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

3. Плановые внешние проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляются уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не чаще одного раза в три года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений о такой аудиторской организации в контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций.

4. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, является:

1) поданная в уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору жалоба на действия (бездействие) такой аудиторской организации, нарушающие требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;

2) истечение срока исполнения такой аудиторской организацией предписания, обязывающего ее устранить выявленные нарушения требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, вынесенного по результатам внешней проверки качества ее работы и устанавливающего сроки устранения данных нарушений.

5. Плановая или внеплановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, не может продолжаться более 40 рабочих дней, а для такой аудиторской организации, являющейся субъектом малого предпринимательства, — более 20 рабочих дней.

6. Указанный в части 5 настоящей статьи срок может быть продлен уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не более чем на 20 рабочих дней. Основанием продления срока проведения плановой или внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, является:

1) необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц, уполномоченных на проведение плановой или внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации;

2) поступление в течение срока проведения плановой или внеплановой внешней проверки качества работы такой аудиторской организации от правоохранительных и контрольных (надзорных) органов, государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», Центрального банка Российской Федерации требующей проверки информации о фактах нарушения такой аудиторской организацией требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

7. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, проводящая обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, о результатах плановой или внеплановой внешней проверки качества работы такой аудиторской организации и решении, принятом в отношении такой аудиторской организации, в течение пяти рабочих дней с даты вынесения данного решения.

http://base.garant.ru/12164283/b3557e6df59a6dcd53b951ba00a9b178/

Организация контроля за качеством аудиторской проверки

Внешний контроль качества в аудите

С точки зрения практической деятельности качество аудита можно оценивать системно, основываясь на следующие подходы (см. Рис. 9).

Видео (кликните для воспроизведения).

Из представленных ниже подходов к определению качества аудита следует, что качество аудита – это комплексное понятие, и чтобы иметь возможность для его оценки, необходимо установить четкие критерии качества.

Контроль качества аудиторской деятельности направлен на:

— предупреждение неправильной оценки аудиторского риска;

— достижение разумной уверенности в том, что аудит удовлетворяет требованиям, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора;

— обеспечение необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Рис. 9. — Основные подходы оценки качества аудита

Контроль качества аудиторской деятельности организуется на внешнем уровне (федеральном и уровне саморегулируемых аудиторских организаций) и на внутреннем уровне (внутри аудиторских организаций).

Уполномоченный федеральный орган (Министерство финансов Российской Федерации) обязан проверять систему внутреннего контроля качества работы индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций и саморегулируемых аудиторских организаций.

Контроль качества аудита – это политика и процедуры, применяемые аудиторской фирмой СРО для обеспечения достаточной уверенности в том, что все аудиторские проверки осуществлялись качественно в соответствии с задачами и общими принципами регулирования аудита, финансовой отчетности.

Читайте так же:  Образец иска в суд об аудиторской проверке

В аудиторской деятельности существует два вида контроля качества:

1. Внешний (проводится СРО аудиторов);

2. Внутренний (обеспечивается самой аудиторской организацией).

Аудиторские организации, аудиторы обязаны:

1. Проходить внешний контроль качества работы, в т.ч. предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию.

2. Участвовать в СРО, членами которой они являются, внешнего качества контроля работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской, финансовой отчетности ГУПов, МУПов и организаций, где более 25 % в УК принадлежит государственной собственности кроме СРО может осуществлять и Минфин России.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов, кодекса этики аудиторов.

СРО в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов.

— Плановая (проводится не реже 1 раза в 5 лет, но не чаще 1 раза в год);

— Внеплановая (основанием может быть представленная в СРО или Минфин России жалоба на действие или бездействие аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающего ФЗ «Об аудиторской деятельности».

| следующая лекция ==>
Международные стандарты аудита (МСА) и их взаимосвязь с федеральными стандартами аудиторской деятельности | Внутренний контроль качества

Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 541 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

http://helpiks.org/9-44167.html

Внешний контроль качества работы аудиторов

Внешний контроль качества работы аудиторов.

Контроль за качеством аудиторских услуг является важнейшим элементом обеспечения качества работы аудиторов. Организация системы такого контроля — одно из важнейших направлений развития аудита в России.

Законодательство об аудите устанавливает, что система контроля за качеством работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов складывается из двух составляющих: внутреннего (внутрифирменного) контроля и внешнего контроля.

Аудиторская организация должна установить систему контроля качества услуг (заданий), обеспечивающую разумную уверенность в том, что данная аудиторская организация и ее работники проводят аудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также в том, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретных заданий.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций возложен на аккредитованные профессиональные аудиторские объединения в отношении участников этих объединений.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение — саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.

Профессиональное аудиторское объединение, удовлетворяющее этим требованиям, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление о своей аккредитации.

Под аккредитацией в уполномоченном федеральном органе понимаются официальное признание и регистрация этим органом профессиональных аудиторских объединений.

Проверки проводятся с целью определения соответствия деятельности аудиторских организаций требованиям законодательства об аудите и лицензировании, других нормативных актов, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности

В ходе внешней проверки проверяются наличие в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационный аттестат, а также соответствие типов квалификационных аттестатов аудиторов профилю проводимого аудита обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну выявляются факты сокрытия обстоятельств. исключающих проведение аудиторской проверки; соблюдение аудиторской организацией правил внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок и требований правил (стандартов) аудиторской деятельности и др.

Аудиторские организации не вправе уклоняться от проведения внешней проверки качества аудита. На них возложена обязанность представлять всю необходимую для проверки документацию и иную требуемую информацию проверяющему.

Внешний контроль осуществляется на основе данных, полученных по результатам представления аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) ежегодных отчетов об аудиторской деятельности, а также в связи с жалобами и обращениями надлежащих пользователей аудиторской отчетности или в связи с обращениями правоохранительных органов.

В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о них в уполномоченный федеральный орган. Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной Законом об аудиторской деятельности, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности

Организация контроля качества аудита на уровне профессиональных аудиторских объединений

Порядок организации контроля качества деятельности аудиторских организаций на профессиональном уровне регламентируется следующими документами:

1) Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

2) Временным положением о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации;

3) Временными методическими рекомендациями и программой проведения аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверок качества аудиторских услуг.

Профессиональные аудиторские объединения осуществляют внешний контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций, являющихся их членами.

В соответствии с требованиями Закона об аудиторской деятельности профессиональные аудиторские объединения подлежат аккредитации при Минфине России.

К основным требованиям к аккредитации профессионального объединения относятся, в частности:

· наличие собственной системы внешнего контроля качества работы членов профессионального объединения. Система контроля качества должна предусматривать периодичность проведения проверки каждого члена объединения;

Читайте так же:  Адвокат по арбитражным спорам адвокаты на третьяковке

· наличие постоянно действующего органа контроля качества аудита членов объединения и органа по рассмотрению дел о применении к членам объединения установленных мер воздействия;

· наличие обязательных для своих членов внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности и Кодекса профессиональной этики.


При соблюдении этих требований создаются условия для осуществления эффективного внешнего контроля качества аудита в отношении членов профессионального аудиторского объединения.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями норм Закона об аудиторской деятельности, федеральных стандартов аудиторской деятельности, норм профессиональной этики.

Профессиональное аудиторское объединение в соответствии с требованиями, принципами и обязательными процедурами, утвержденными уполномоченным федеральным органом, самостоятельно определяет:

· формы внешнего контроля качества;

· сроки проведения проверок качества;

· периодичность проведения проверок качества.

Внешний контроль профессионального объединения за деятельностью своих членов может осуществляться в виде:

· постоянного надзора за выполнением членами объединения внутренних правил и стандартов, а также норм профессиональной этики объединения;

· контроля с использованием предоставляемой членами объединения информации о своей деятельности и ее результатах в форме и порядке, установленных профессиональным объединением;

· инспекционных проверок качества работы членов объединения по месту их нахождения (в том числе производственных и иных объектов, филиалов и представительств);

· «проверки равного равным», т.е. проверок качества, проводимых членами объединения в отношении других членов этого объединения.

Внешние проверки качества работы аудиторских организаций и аудиторов могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые внешние проверки качества проводятся на основе плана проверок, утвержденного руководящим органом профессионального аудиторского объединения. Перспективные планы составляются не менее чем на один год с разбивкой по кварталам. На основе перспективного плана на предстоящий квартал могут составляться уточненные рабочие планы. В соответствии с планом уполномоченный орган по контролю качества работы определяет и согласовывает с аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) сроки проведения проверки.

Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год и должна иметь продолжительность, определенную уставом профессионального объединения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При этом в отношении субъектов малого предпринимательства такие проверки могут проводиться не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций осуществляются:

1) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;

2) уполномоченным федеральным органом не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Внеплановые внешние проверки качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) могут проводиться в следующих случаях:

· при поступлении в профессиональное аудиторское объединение жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации (индивидуального аудитора), нарушающие нормы Закона об аудиторской деятельности, федеральные стандарты аудиторской деятельности, нормы профессиональной этики;

· по просьбе аудиторской организации (индивидуального аудитора).

Система контроля качества услуг аудиторской организации должна устанавливать принципы и процедуры в отношении каждого из следующих элементов:

http://mirznanii.com/a/22469/vneshniy-kontrol-kachestva-raboty-auditorov

Аудит качества

Аудит качества (англ. qualityaudit) — систематическая независимая проверка, позволяющая определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность реализации мероприятий и их пригодность для достижения поставленных целей.

В стандартах ИСО серии 9000 аудит качества рассматривается как одна из форм проверки качества. Однако в отечественных нормативных документах термин «аудит качества» подменяется термином «проверка качества». На наш взгляд, такую подмену нельзя признать обоснованной, поскольку аудит качества представляет собой лишь один из видов проверки качества.

Отличительной особенностью аудита качества является его сугубо аналитический характер. Кроме того, именно этот термин дает возможность преодолеть психологический барьер, связанный со сложившимся в стране представлением о проверке как о деятельности, неизбежным следствием которой должно стать выявление виновников нарушений установленных требований и определение им меры наказания. Важно и то, что термин «аудит качества» является общепризнанным среди специалистов мира, занимающихся проблемами обеспечения качества. Характерно, что термин «аудитор» в отличие от термина «аудит качества» уже закрепился в российской нормативной документации по качеству и не вызывает каких-либо недоразумений.

Деятельность по аудиту качества следует отличать от таких видов деятельности по проверке качества, как контроль качества, надзор за качеством и инспекция качества.

Контроль качества— деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик (с целью калибровки) объектов и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.

Надзор за качеством— деятельность по непрерывному наблюдению и аудиту состояния объекта с целью удостоверения того, что установленные требования выполняются. Деятельность по надзору за качеством, осуществляемую в рамках определенного задания, принято называть инспекцией качества.

1. Виды и цели аудитов

1.1 Внутренний аудит

Внутренний аудит системы качества предназначен для обеспечения руководства предприятия объективной и своевременной информацией о степени соответствия деятельности в системе качества и ее результатов установленным требованиям. Главной целью внутреннего аудита следует считать предотвращение снижения результативности и эффективности действующей на предприятии системы качества.

Читайте так же:  Акции аэрбас дивиденды

Эффективность внутреннего аудита системы качества на предприятии в значительной мере зависит от его организации.

Организация внутреннего аудита системы качества — это упорядочение работ службы внутреннего аудита и подразделений предприятия с целью поддержания функционирования системы качества в соответствии с установленными требованиями.

Внутренний аудит системы качества предназначен для регулярной проверки того, насколько деятельность в рамках системы качества и результаты этой деятельности согласуются с запланированными мероприятиями. Внутренний аудит своевременно доводит до сведения руководства предприятия объективную, основанную на фактах, информацию о состоянии системы качества. В этом плане внутренний аудит играет ключевую роль в поддержании системы качества предприятия на требуемом уровне.

Объектами внутреннего аудита системы качества являются ее элементы, опосредованные в деятельности подразделений предприятия при выполнении запланированных мероприятий, т. е. требований документации системы качества.

Внутренний аудит системы качества строится на ряде организационных принципов, основными из которых следует считать единообразие, системность, документированность, предупредительность, регулярность, независимость и открытость.

Принцип единообразияозначает, что аудит осуществляется по процедуре, официально установленной руководством предприятия с тем, чтобы обеспечить его упорядоченность, однозначность и сопоставимость.

Принцип системностиподразумевает, что планирование и проведение конкретных аудитов по различным элементам (функциям, работам) системы качества должны осуществляться с учетом их установленной структурной взаимосвязи.

Принцип документированностипредполагает, что проведение каждого аудита определенным образом документируется, чтобы обеспечить сохранность и сравнимость информации о фактическом состоянии аудитируемого объекта.

Принцип предупредительностиустанавливает, что каждый аудит планируется, и персонал аудитируемого подразделения заранее уведомляется о цели, времени и методах проведения аудита, чтобы наиболее полно подготовиться и исключить возможность уклонения персонала от предоставления всех требуемых данных.

Принцип регулярностиопределяет, что аудиты проводятся с определенной периодичностью с тем, чтобы все элементы системы качества и подразделения предприятия были предметом постоянного анализа и оценивания со стороны руководства предприятия.

Принцип независимостиозначает, что проводящие аудит лица не должны нести непосредственной ответственности за проверяемую работу и не должны зависеть от руководителя аудитируемого подразделения, что исключает возможность необъективности результатов аудита.

Принцип открытостиподразумевает, что результаты аудитов должны носить открытый характер, что обеспечивает «прозрачность» системы качества для ее пользователей, потребителей и внешних аудиторов.

Целесообразно с методической точки зрения создавать службу внутреннего аудита уже на начальном этапе внедрения стандартов ИСО, когда предприятие только приступает к реализации положений стандартов, а не после завершения этих работ. Создание службы внутреннего аудита является свидетельством понимания руководством предприятия значения аудита качества и того, что такая служба отвечает интересам предприятия.

Служба внутреннего аудита системы качества укомплектовывается двумя или более сотрудниками предприятия, имеющими высшее образование и как минимум двухгодичный стаж практической работы в области качества, прошедшими специальное обучение в соответствующих учебных заведениях или на учебных курсах, организованных на предприятии. Функции, ответственность, полномочия и права аудиторов устанавливаются в их должностной инструкции.

На предприятиях, где создание службы внутреннего аудита системы качества в виде отдельного структурного подразделения затруднено, аудит системы качества может проводиться временными группами, специально формируемыми для этой цели. При этом обязанности аудиторов возлагаются (без освобождения от основной работы) на специалистов подразделений предприятия, наиболее тесно связанных с разработкой и функционированием системы качества (отделов обеспечения качества, стандартизации, метрологии). К выполнению обязанностей аудиторов эти специалисты допускаются только после их соответствующего обучения, прохождения практики и аттестации.

Служба аудита качества не только проводит аудит всех подразделений предприятия, участвующих в работах по системе качества, но и сама является объектом подобного аудита. Руководство предприятия время от времени должно получать информацию по работе этой службы и оценивать ее с позиции требований, предъявляемых системой качества, действующей на предприятии, к аудиту качества.

Обязательным условием эффективной работы службы является наличие надлежащих организационных и методических документов. Особое внимание уделяется разработке методических документов с целью:

• обеспечить методическое единство в подходах, трактовках и оценках аудиторов,

• обеспечить работу аудиторов при проведении опросов, протоколировании результатов наблюдений, оформлении отчетов,

• сократить потери времени при аудите (здесь необходимо отметить, что дефицит времени практически не дает возможности даже достаточно опытным аудиторам полностью обследовать объект аудита.

При формировании методического обеспечения деятельности аудиторов могут быть использованы подходящие, но разработанные за пределами предприятия правила и методические процедуры. Наряду с документами в состав методического обеспечения включаются различного рода памятки и методические пособия, облегчающие работу экспертов.[2]

Во всех случаях организационный порядок проведения внутренних аудитов системы качества предусматривает следующие основные стадии:

•анализ и обобщение результатов аудита,

•разработка корректирующих действий,

•контроль за выполнением корректирующих действий.

Внешний аудит проводится внешними по отношению к предприятию организациями — заказчиком продукции или, например, органом сертификации. В этом случае, когда аудит осуществляется заказчиком продукции, он называется аудитом второй стороной

Практикуются следующие формы аудита второй стороной:

• полный аудит на соответствие определенному стандарту,

• частичный аудит, касающийся какого-либо аспекта деятельности предприятия,

• вспомогательный аудит, проводимый заказчиком при наличии нескольких претендентов на заключение контракта,

• аудит соблюдения требований контракта.

Внешний аудит, проводимый независимой от предприятия и заказчика организацией, называется аудитом третьей стороной. Данный вид аудита используется при сертификации.

Из рассмотренных видов аудита качества наибольшую степень подтверждения обеспечивает аудит третьей стороной, что обусловливается его масштабностью, глубиной и более высокой квалификацией проводящих его специалистов.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://mirznanii.com/a/17545/audit-kachestva

Организация контроля за качеством аудиторских проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here