Организация закрытая социокультурная система

Главное в статье: "Организация закрытая социокультурная система" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Социокультурные системы

Факультет: Социологический факультет ГУГН
Год: для студентов социологического факультета)
Язык: Русский
Тематические разделы: Социология, Социология культуры, Социология науки

Aннотация:
Учебный курс «Социокультурные системы» рассчитан на 30 часов.

В данной программе автор знакомит с двумя крупнейшими социокультурными системами — социумом и культурой.
Изучается принцип системности и общенаучные функции системного подхода, а также методологические возможности и возможные ограничения применения системного подхода в разных науках.
Рассматриваются: культурно-аналитический подход к выделению социального: проблематизация существования социальной объективности, исследование смыслового конструирования социальной реальности.
феноменологическая линия в социологии: особенности подхода к выделению социального. Положительные методологические возможности и ограничения феноменологического подхода.

Изучается формирование структурного подхода в лингвистике, возможности применения лингвистического структурализма в методологии гуманитарных наук,
дается понятие социальной стратификации, возможности и особенности стратифицирования общества в зависимости от изначального понятия социального.

К содержанию программы прилагаются:
обширный список литературы, список вопросов для экзаменационных билетов.

Тема 1

  • Общее понятие системы, принцип системности в науке.
  • Особенности выделения социальных систем
  • Тема 2
    Первичное структурирование исторических общностей: формационный и цивилизационный подходы

    Тема 3
    Два подхода к выделению социального: объективистский и культурно-аналитический

    Тема 4
    Объективистско-позитивистский подход к выделению социального

    Тема 5
    Понимающая тенденция в социологии: особенности подхода к выделению социального

    Тема 6
    Феноменологическая линия в социологии: особенности подхода к выделению социального

    Тема 7
    Структуралистский подход к выделению социального

    Тема 8
    Возможности дальнейшего структурирования социума в зависимости от первоначального определения

    Тема 9

  • Социокультурные процессы
  • http://ecsocman.hse.ru/text/19286458/

    Технология СКД как социокультурная система.

    В подходах к классификации социально-культурных технологий существует несколько уровней.

    На самом распространенном уровне можно говорить о разделении этих технологий на два больших вида: нормативные и институциональные.

    К нормативным мы относим социально-культурные технологии, представляющие совокупность исторически сложившихся норм поведения и деятельности групп населения. Одни из этих технологий характерны для образа жизни и досуга отдельной социальной общности. Они могут быть связаны, например, с соблюдением определенных правил и традиций в культурном поведении или культурной деятельности семьи. Другие технологии сосредоточены вокруг достижения общественно значимой цели, воспроизводства ценности или потребности. Масса нормативных социально-культурных технологий, например, постоянно ассоциируется с такими яркими явлениями духовной культуры, как фольклор, игра, народные промыслы и ремесла, нравственные или эстетические нормы и принципы и т. д.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    В отличие от нормативных к институциональным социально-культурным технологиям относятся технологии, которые обязаны своим рождением, функциональным общественным назначением и принадлежностью тому или иному социально-культурному институту, учреждению, центру или профессиональному объединению людей, занимающихся конкретным видом социально-культурной деятельности. Источником и благоприятной средой для возникновения, обогащения и использования таких технологий являются организационно оформленные и признанные обществом крупнейшие социальные институты — искусство, наука, образование, спорт, армия, церковь, сеть средств массовой информации и коммуникации и другие.

    Нормативные и институциональные технологии содержательно близки друг другу в решении общих целей и задач, прежде всего воспитательных и образовательных. Именно поэтому отличительной чертой социально-культурных технологий является их педагогическая сущность.

    Как и другие педагогические технологии, социально-культурные отвечают определенным методологическим требованиям или, как их часто называют, критериям технологичности.

    К ним прежде всего относят критерий концептуальности технологии. Каждая из технологий, используемых в социально-культурной деятельности, опирается на собственный, вытекающий из её назначения, концептуальный подход. Он включает философское, педагогическое, социально-психологическое и культурологическое обоснование достижения целей и задач, поставленных перед данной технологией.

    Любая из технологий предполагает соблюдение требования педагогической управляемости, дающего педагогу возможность осуществлять целеполагание, разработку и реализацию социально-культурного проекта, поэтапную диагностику, постоянное варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.

    Постоянно актуальным является критерий социально-психологической эффективности каждой из технологий, гарантирующий достижение определенных стандартов, заложенных в заявке и техническом задании на выполнение социально-культурного проекта или программы.

    Наконец, технологии должны соответствовать требованию воспроизводимости, подразумевающему возможность неоднократного их применения, повторения, воспроизведения в учреждениях и организациях, обладающих статусом социально-культурного центра.

    Методологически важно подразделять конечные цели и задачи социально-культурных технологий. В контексте нашего предмета под целью следует подразумевать наиболее общее утверждение, предназначенное для того, чтобы показать тип проблемы, на решение которой направлена технология. В отличие от целей, задачи той или иной технологии заключаются в максимальной конкретизации путей, способов, подходов к решению проблемы.

    Уникальность социально-культурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека целей. К ним относятся жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация (отдых) и реабилитация (восстановление). Большую ценность представляют также практические умения и навыки, дающие возможность опробовать свои силы и способности в профессиональной и непрофессиональной сферах, например, в подготовке и проведении мероприятий, разработке и реализации сценария, рекламной деятельности, связях с общественностью и т.д.

    Сама множественность целей, возникающих в процессе производства и сбыта культурных продуктов, благ и услуг, связана с их временным диапазоном (стратегические, долгосрочные, оперативные и т.д.), их ориентацией на определенный тип, выбором возможных альтернативных решений и другими. Очевидно, выдвижение целей при отборе той или иной технологии определяется их реальностью и достижимостью, выявлением приоритетов, наличием средств исполнения, их соответствием психологическим и физическим качествам как различных групп и категорий, так и отдельно взятой личности, выступающих в качестве объекта воздействия.

    Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

    http://infopedia.su/18×12059.html

    Общество как социокультурная система

    При социологическом анализе социального взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта:

    Читайте так же:  Год в налоговом аудите

    1) групповой характер общественной жизни;

    2)поведение людей в группах, которое регулируется, направляется
    и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил.

    Эти два аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.

    Отмеченные два аспекта общественной жизни в социологии принято обозначать двумя популярными понятиями — общество (социальная система) и культура (система культуры).

    Отметим наиболее общие моменты, которые отличают общество (социальную систему) от культуры. В свое время, в конце 60-х годов, этот вопрос подробно обсуждался в работах отечественных социологов. Но затем складывающаяся плодотворная тенденция обсуждения методологических вопросов взаимоотношений культуры и общества в работах Э.С. Маркаряна, Э.В. Соколова, О.И. Генисаретского была официально запрещена партийными органами, усмотревшими в этой тенденции «тлетворное влияние буржуазной социологии».

    В работах указанных авторов, базирующихся на позитивных разработках западных социологов, различие между культурой и обществом, сводилось к тому, что:

    1)социум и культура являются двумя взаимосвязанными
    подсистемами общественной жизни;

    2)особенность социальной системы выражает форму социальных
    отношений между людьми, которая представлена различными социальными
    группами и отношениями внутри и между группами.

    Под культурой предлагалось понимать содержательные аспекты человеческой деятельности, определяемые ценностями, идеалами, нормами и т. д.

    Сходное толкование взаимоотношений понятий «общество» и «культура» имеется и в трудах ведущих западных социологов, которые, начиная с М. Вебера, подчеркивают важную роль ценностных стандартов в понимании общественного развития. Достаточно упомянуть ту роль, которую отводил Э. Дюркгейм «коллективным представлениям», или вспомнить, как М. Вебер объяснял развитие капитализма в Европе влиянием религиозно-этнических норм протестантизма. В современной западной социологии, начиная с 30-х годов, в трудах Т. Парсонса и его школы, а также в работах культур-антропологов А.Л. Кребера, К. Клакхона, Р. Линтона, Дж. Г. Мида и других было дано более строгое теоретическое и эмпирическое обоснование разделения понятий «обществ» и «культура», при этом подчеркивалась решающая роль культуры в плане как методологическом, познавательном, так и содержательном — в качестве решающего фактора эволюции и изменения общества.

    Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции

    поведения человека, социальных групп, функционирования и ‘развития общества в целом.

    При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:

    1) культура представляет собой общеразделяемую систему
    ценностей, символов и значений;

    2) культура — это то, что постигает человек в процессе своей
    жизнедеятельности;

    3)культура — это все то, что транслируется от поколения к поколению.
    Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

    Говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном мире, принимающих иногда форму конфликта, следует различать два уровня в системе культурных ценностей:

    1) фундаментальный уровень общеразделяемых ценностей,
    принимаемых обществом в целом;

    уровень локальных ценностей (в западной социологии
    обозначаемый термином «beliefs», переводимым обычно как верования или
    идеологии), служащий основой деятельности различных социальных групп
    и общностей, образующих субкультуры данного общества.

    Социальные группы и общности

    Под социальной группойпонимают любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие.

    Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом, а также среда, в которой проистекают коллективные процессы.

    На планете проживают более 5 млрд человек, а количество социальных групп, по оценкам специалистов, доходит до 8—10 млрд. Это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5–6 группах.

    Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека: способность к абстрактному мышлению, речь, самодисциплина и нравственность – возникли результате групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии – иными словами, закладывается фундамент социальной жизни. Сегодня человек не мыслит себя вне группы: он – член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды. Принадлежность к группе обеспечивает индивиду возможность социальной самоидентификации и активного взаимодействия с другими людьми. Классификация социальных групп

    1. В зависимости от того, в какой мере объективная принадлежность индивида к данной группе предполагает субъективное осознание этой принадлежности, различаются номинальные группы, реальные группы и агрегаты.

    Номинальные группы– социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (например, пассажиры пригородных поездов, семьи, проживающие в отдельных или коммунальных квартирах и т. д.). Межличностные отношения в номинальных группах практически не опосредствованы никакой деятельностью.

    Реальные группыназываются так потому, что принадлежность индивидов к этим группам определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности. К числу этих признаков относятся: пол (мужчины и женщины); уровень дохода (богатые, бедные и зажиточные люди); национальность (русские, американцы, эвенки, турки и т. д.); возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики); семейное положение (холостые, женатые, разведенные, вдовые); профессия (водители, учителя, военнослужащие и т. д.); место жительства (горожане, сельские жители). У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

    На границе между номинальными и реальными группами находятся агрегаты– совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп. К ним относятся аудиторные группы, некоторые разновидности толпы.

    Читайте так же:  Госпошлина налоговая внесение изменений в устав

    2. В зависимости от размера выделяются большие, средние и малые социальные группы. Большие социальные группы– это совокупности людей, существующие в масштабе всего общества: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. К средним группамотносятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.). Малые группы– небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения. Сюда относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности.

    Социальная организация– общность людей, искусственно сконструированная с какой-либо легитимной целью (например, производство товаров или оказание платных услуг) при помощи институционализированных механизмов подчинения (власть и подчинение, вознаграждение и наказание). Примерами социальных организаций могут служить промышленные предприятия, фермерские хозяйства, банки, школы, больницы и т. д. Социальные организации могут быть очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими (от ста человек до нескольких человек). Социальные организации – промежуточный между большими и малыми социальными группами тип объединения людей.

    Социальная общность– совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность.

    Виды социальных общностей:

    1. социально-классовые общности (классы, социальные слои);

    2. социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.);

    3. этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы);

    4. социально-территориальные общности (город, деревня, регион);

    5. социально-профессиональные общности.

    Этносоциальные общности называют также кровнородственными.К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.

    Семья– наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю.

    Племя– более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет). Численность племен доходила до десятков тысяч человек. В ходе культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития – в нации.

    Народ– этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковые, территориальные, экономические и культурные общности. Народы более многочисленны, чем племена, и далеко не все их представители состоят между собой в кровнородственных связях.

    Нация– автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая общность. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но зато есть общая история и культура. Нации возникают в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма, когда складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, появляется литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов людей. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

    http://poisk-ru.ru/s51266t4.html

    ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Понятие общества как социокультурной системы появилось у нас в последние годы. Исходный тезис: соц взаимодействие рассматривается как фундамент общественной жизни.

    Элементы социальной системы: люди и их деятельность, которую осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с др, объединенными в соц общности в условиях соц среды. Индивид не может не подчиняться законам социальной среды, в которую включен, принимает ее нормы и ценности, социализируется. Включение чел в общество — через различные соц общности: соц группы, соц институты, соц организации и системы принятых в обществе норм и ценностей — через культуру.

    Обществосоциокультурная система, в которой вычленяются 2 основные подсистемы — социальная (совокупность соц отношений и связей между людьми), и культурная (включающая фундаментальные общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей). Эти 2 подсистемы связаны. Культура —сложное динамич образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распростр предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных соц ситуациях. Социологи обычно фиксируют внимание на культуре как ценностно-нормативной системе, направляющей и регулирующей поведение людей.

    Вся повседневная жизнь (и деятельность) протекает в опред институализированных рамках и в соответствии с некоторыми нормативами. И те, и др существуют в виде устойчивых, разделяемых людьми представлений, обычаев, нравов, этикета. Представленияслабо расчлененные образования, сочетающие элементы образа, знания, отношения, оценки. Социокультурные образыпродукты опыта людей, вырабатывающиеся в процессе совместной деятельности, относящиеся к способам организации типичн социокультурн ситуаций или решений жизненных проблем. Социально они более обязательны, чем представления, множественны, и каждый имеет возможность выбрать для себя подходящий к своей жизненной проблеме или груп ситуации.

    Ценности складываются в ходе установления межличностных или групповых предпочтений по отношению к опред предметам и социокультурным образцам. Культурные ценности еще более социально обязательны. Они фиксируют индивидуал или групповые предпочтения, эталонные образцы, в соответствии с которыми люди оценивают значим собствен опыта, деятельности и поведения других.

    Социокультурные нормы

    — относительно устойчивые образования, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия границы допустимого. Они носят обязательный характер. Их нарушение вызывает соц, правовые санкции.

    +по соц культуре. Тенбрук: культура должна быть репрезентативной — тогда будет отражать культуру именно всего общество. Тайлоркультура — как совокупность ее элементов — ценностей, норм — этот подход не дает понять ее в целом. Клакхон и Креберкультура — как внутренние действия и их внешние проявления. Психологический подход к культуре, структурный.

    Читайте так же:  Какой аудит является обязательным

    8. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ: КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ, АККУЛЬТУРАЦИЯ, КУЛЬТУРНЫЙ ЛАГ Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академич проект, 2001

    ДК — описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. К Д.К. относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество метаморфоз.

    Сорокин 1889-1968 «Социальная и культурная динамика» (труд об истории культуры с древнейш времен и о переходе от 1й культурной системы к др или от одного культурного стиля к другому).

    Широкое использование понятия Д.К. приходится на 2ю половину XX, когда в область научного исслед вторгаются проблемы развития, изменения и распростр культурных институтов, культурных конфликтов и инноваций, деградации, застоя и кризиса культуры. Специалисты говорят об интеграционной или дезинтеграцион, восходящей или нисходящей К.Д., об эволюцион или революцион характере ее изм.

    Динамические процессы в культуре различают по месту и длительности:крупномасштабными изменениями в культуре — интервалы времени в 100-1000 лет (цивилизац сдвиги), микромасштабными — от25-30 лет (время активной жизни в культуре 1го поколения) до 100 лет), быстропроходящими — от 1 месяца до нескольких лет (сезонные изменения моды, жаргон молодежной культуры) — не способны закрепиться в глубоких пластах культурной жизни.

    В качестве основы Д.К. выступают культурные открытия и изобретения. Открытиеполучение новых знаний о мире — открытие новых островов и континентов. Изобретениеновая комбинация известных культурных элементов или комплексов — новый способ изготовления вещей. Изобретения и открытия распростр на др культуры 3я осн способами: посредством

    культурных заимствований (целенаправленное подражание), понятие культурных заимствований указывает, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни. 1 народ заимствует у др не все подряд, а то, что: а) является близким его культуре — что смогут понять, оценить и использ; б) принесет явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед др народами; в) отвечает внутренним потребн данного этноса — уд фундаментальные потребности, которые не могут уд культурные артефакты и комплексы, имеющиеся в распоряжении. Культурному заимствованию предшествует явление, называемое культурным отбором, или селективностью культуры

    культурной диффузии (стихийное распространение) — взаимное проникновение культурных черт и комплексов из 1го общ в др при их соприкосновении. Культурное соприкосновение называется культурным контактом, может не оставить следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием. Проникновение американской культуры на Европейский континент во второй половине XX оказалось столь мощным, что породило феномен вестернизации. И американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправлен заимствованиям, стихийным проникновениям. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, науч конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами. Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но и между группами и классами. Стратификационная диффузия выражается в 2стороннем процессе: 1 средний и низший классы перенимают у высшего элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.; 2 высший — у нижестоящих страт формы более раскрепощен поведения, упрощенной манеры одеваться

    независимых открытий (открытие 1х и тех же культурных черт или образцов в разных культурах как следствие действия 1х и тех же потребностей или объективных условий)

    История свидетельствует, что ни одно общ не стоит на месте: прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштаб изменений в обществе превышает сумму негативных, говорят о прогрессе. В противном случае — регресс

    Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения чел обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации — соц прогресс — глобальный процесс, характеризующий движение общества на всем протяжении истории. Регресс— локальный процесс, охватывающий отдельные общества в короткие промежутки времени. Различают постепенный и скачкообразный виды соц прогресса. 1й называется реформистским, 2й — революционным. Реформачастичное усовершенствование в какой-либо сфере, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего соц строя. Революциякомплексное изменение всех или большинства сторон обществен жизни, затрагивающее основы строя, носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из 1го качествен состояния в др.

    Культурная трансмиссия — процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение, делает возможным преемственность культуры, непрерывность во времени

    Культурная аккумуляция — процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия. Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурн учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его след поколениям — музеи, библиотеки

    Под культурной интеграциейвзаимосвязь частей или элементов культуры, когда объединяются в некую целостность. Интеграция или единство культуры создается благодаря близости или сходству осн элементов культуры и различию неосновных

    Культурная дифференциацияживые носители культуры принадлежат к разным соц группам, занимают неодинаковое общественное положение — имеют неравные соц статусы, создают разные виды культуры. В таком случае отражает социальную, либо половозрастную дифференциацию. Как правило, каждая соц или демографич группа формирует свою субкультуру

    Читайте так же:  Юридический адрес для регистрации ооо в чехии

    Культурная экспансия (от лат распространение) — расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или гос границы. Человечество во 2й половине XX явилось свидетелем культурной экспансии США, происходила во многих странах. После 2 мировой коснулась стран Зап Европы, 60-е — Японии, 70-е — стран Латинской Америки, 90-е — России

    Вестернизация — часть более общего процесса — модернизации (всемирное распростр ценностей и достижений именно этой формации: рационализм, расчетливость, урбанизация, индустриализация). Модернизация — революционный переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому обществу, путем комплексных реформ, растянутых во времени, подразумевает кардинальное изменение соц институтов и образа жизни, охватывающее все сферы общества

    Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение — глобализация —описывает ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современ транспортных средств и экономич связей, благодаря воздействию на людей СМИ, способ расширению культурных контактов между народами и миграции

    Культурогенез— 1 из видов соц и истор. динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурн системы, в формировании новых культурных систем и конфигураций

    Культурный лагодни части культуры изменяются быстрее, др медленнее (понятие ввел У. Огборн). Ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к быстрым изменениям в материальной сфере. Иногда между культурной и соц динамикой происходит разрыв во времени. В обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло

    Культурное запаздывание — нематериальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной, например, научно-технического прогресса

    Энциклопедия социологии: Аккультурацияпроцесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии различных социальных и культурных систем. Термин используется для обозначения как этого процесса, так и его результатов. Линтон (амер. антрополог): 2 типа условий, при которых может происходить: 1 свободное заимствование контактирующими культурами элементов др др, протекающее при отсутствии военно-политич господства 1 группы над другой 2 направляемое культурное изменение, при котором доминирующая в военном или политич отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной группы

    Ассимиляциячлены 1й этнической группы утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают культуру др, с которой они находятся в непосред контакте.

    Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

    http://infopedia.su/8x2a3b.html

    Организация закрытая социокультурная система

    1. Основные термины СКД.

    3. Эволюция культурно –просветительной работы

    4. Особенности современной социокультурной ситуации.

    5. О сновные направления и содержание социально-культурной деятельности

    Современная трактовка понятия социально-культурная дея­тельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «со­ циальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

    Культурная деятельность — это деятельность, направлен­ ная на создание, сохранение, распространение культурных цен­ ностей и приобщение к ним различных слоев населения.

    Социальная работа — деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их ма­ териальных и духовных потребностей, обеспечивающая возмож­ность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.

    Социальная педагогика сегодня интерпретируется как тео­ рия социального воспитания человека на протяжении всех эта­ пов его жизненного пути, как педагогический компонент соци­ альной работы.

    Социально-культурная деятельность соответственно мо­ жет быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб­ ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

    Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви­ дуализации человека, то есть в социальном воспитании и разви тии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ­ ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

    • целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвы­ шение» духовных потребностей;

    • стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу­ говой квалификации, то есть умения рационально, содержатель­ но и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовер­ шенствования;

    • создание условий для выявления и развития способно­стей личности, реализации ее творческого потенциала и пози­ тивного самоутверждения.

    Сегодня социально-культурная деятельность может рас­ сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу­ дарственных структур, сферой приложения усилий многочис­ ленных общественных движений и инициатив, средством ис­ пользования свободного времени различными группами населе­ ния.

    Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Прин­ципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (со­циальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимули­рующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа со­циально-педагогического взаимодействия является педагогика со­трудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.

    Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.

    Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?

    Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.

    Читайте так же:  Как добавить оквэд в устав ооо

    Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обо­значились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие осо­бого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, пре­жде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

    В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.

    Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической ис­кушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вы­теснение поп-культурой сопровождается размыванием ценност­ной иерархии в художественной сфере.

    Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориенти­рованным в большей мере на престижные ценности быта и качест­венную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, небла­гополучные контингенты, маргинальные группы.

    В данном же случае речь идет о категории людей относи­тельно благополучных, хорошо образованных, отличающихся достаточно высоким духовным потенциалом, чьи интересы нуж­даются в защите особого рода — социокультурной, так как эти люди оказались в ситуации прогрессирующего сужения куль­турного пространства своей жизнедеятельности.

    Сложившаяся ситуация находится в несомненном противо­речии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Рос­сийской Федерации о культуре, в которых среди прочих провоз­глашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность, право на личную культурную самобытность’, право на приобщение к культурным ценностям’, право на гу­манитарное и художественное образование; а также право создавать общественные объединения в области культуры .

    Немало уже существующих любительских формирований, клу­бов по интересам, творческих студий прекратили свою деятель­ность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным цен­ностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовле­творение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав яв­ляется для многих людей одним из условий сохранения их чело­веческого достоинства и ощущения полноты жизни.

    Суть социальной работы, как известно, заключается в том, что она создает условия для достойной жизни человека как субъ­екта общества, содействует его полноценному социальному функционированию, в том числе и в области культуры и досуга, помогает удовлетворить разнообразные как материальные, так и духовные интересы. «Невозможность для человека удовлетво­рить свои потребности, ущемление социальных потребностей, состоящее в дефиците общения, образования, доступа к профес­сии, социальных услуг, — это сфера компетенции социального работника». В этом плане социокультурная деятель­ность закономерно рассматривается как одно из важных направ­лений социальной работы.

    Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение худо­жественного образования, что, по сути, является для него усло­вием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразован­ного человека признанных шедевров искусства просто не существует. Между тем способность наслаждаться творениями миро­вой художественной культуры является свидетельством духов­ного богатства человека как личности.

    Сфера досуга, как известно, — сфера свободного выбора. Поэтому решающим здесь становится мастерство педа­гога-воспитателя, специалиста по организации досуговой дея­тельности: сумеет ли он сделать ценности культуры и искусства притягательными для подростка, для молодого человека, сможет ли он пробудить к ним интерес? Не навязать и тем самым вну­шить отвращение, а помочь открыть для себя ранее неведомую область, даже не культуры, а жизни.

    В известном смысле работнику культуры сложнее, чем учителю, чей предмет явля­ется обязательным.

    Характеризуя столь нелестно современную социокультурную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Будущий менеджер социально-культурной сферы нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать. Он должен уметь реально оценивать трудности, ко­торые придется преодолевать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ними задач.

    Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностя­ми современной ситуации и конкретизируют

    основные направления и содержание социально-культурной деятельности:

    • противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

    • обеспечить социокультурную защиту права людей на дос­туп к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих ду­ховных потребностей, права на личную культурную самобытность;

    • создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное обра­зование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

    • стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирова­ний в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

    • осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении континген­том, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

    • эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства ор­ганизации досуговой деятельности, освоить в этом качестве воз­можности экранных искусств и основных каналов их проката.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    http://www.sites.google.com/site/zadaniaskd/skd/1-osnovnye-zadaci-i-napravlenia-socialno-kulturnoj-deatelnosti

    Организация закрытая социокультурная система
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here