Основные уровни аудиторской проверки

Главное в статье: "Основные уровни аудиторской проверки" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Уровни контроля качества аудита

Федеральным законом № 119-ФЗ от 07.08.2001 года «Об аудиторской деятельности» предусмотрены три уровня контроля качества аудита, два из которых являются внешними, а третий — внутренним.

Внешние проверки контроля качества аудита могут выполняться:

— Уполномоченным федеральным органом по государственному регулированию аудиторской деятельности. Основной контрольной функцией данного органа является контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

— Аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями, если право таких проверок делегировано им Уполномоченным федеральным органом по государственному регулированию аудиторской деятельности.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения обладают следующими правами по осуществлению контроля:


самостоятельно проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;

по поручению Уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами
по итогам проведенных проверок принимать меры воздействия к виновным лицам;

обращаться в Уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на виновных лиц.

Вопросы контроля качества очень важны для аккредитованных объединений, однако находятся в самой начальной стадии. Решение этих вопросов требует больших затрат труда и времени, а также наличие высококлассного персонала и значительных финансовых ресурсов. Необходима основа для переговорного процесса ведущих профессиональных аудиторских объединений. И хотя для переговорного процесса это очень сложное направление, примеры из международной практики свидетельствуют о том, что между объединениями здесь сближение возможно.

Так, в Великобритании тремя ведущими профессиональными объединениями, а именно Институтом присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW), Институтом присяжных бухгалтеров Шотландии (ICAS), и Институтом присяжных бухгалтеров Ирландии (ICAI) в целях осуществления контроля качества создан Объединенный отдел мониторинга (JMO). Численность данной структуры 48 специалистов, из них 30 инспекторов и 18 специалистов, занятых подготовкой сводных материалов, в том числе для указанных институтов и соответствующего департамента (DTI) Правительства.

За 2001 год было осуществлено 957 аудиторских визитов по контролю качества. Под обязательную проверку в год подпадают примерно 20 — 25 аудиторских общественно — значимых организаций, а всего в трех указанных институтах состоят 8197 зарегистрированных аудиторских фирм.Департаментом организации аудиторской деятельности Минфина России в 2001-2002 годах было организовано 673 проверки аудиторских организаций, по состоянию на декабрь
2002 года рассмотрены материалы проверок 527 аудиторских организаций, различные нарушения лицензионных требований и условий. При этом 72 аудиторских организации взяты на особый контроль.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается Уполномоченным федеральным органом по государственному регулированию аудиторской деятельности.Согласно статье 14 ФЗ «Об аудиторской деятельности» «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов», аудиторские организации и индивидуальные предприниматели обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором. В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в Уполномоченный федеральный орган по
государственному регулированию аудиторской деятельности.

Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Также предусмотрены меры наказания для случаев обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки. Некачественным аудитом в данной ситуации признается проверка, приведшая «…к убыткам для государства или для экономического субъекта», что вызывает неоднозначность толкования этого понятия. Следует предположить, что напрямую нанести убытки государству некачественным проведением проверки аудитор может в случае, если сделает ошибочный вывод о соблюдении проверяемым субъектом принципа допущения непрерывности деятельности предприятия при последующем одновременном выявлении следующих условий:

наличие задолженности экономического субъекта бюджету по налогам и другим платежам;

обнаружение в ходе перепроверки признаков банкротства, ликвидации или сокращения деятельности субъекта, которые имели явно выраженный, документально прослеживаемый характер в периоде времени, за который проводился аудит, либо в течение срока проведения контролируемой проверки вплоть до даты подписания аудиторского заключения;

окончательное отсутствие возможности погашения задолженности бюджету экономическим субъектом вследствие произошедшей после окончания аудиторской проверки ликвидации его деятельности.

Действия аудитора, которые могут привести к убыткам для экономического субъекта, следует разделить на две категории:

— причинившие ущерб экономике субъекта;

— прочие действия (бездействие), нанесшие урон интересам собственников проверяемого субъекта.

К первой категории можно отнести требование аудитора о внесении руководством субъекта изменений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, которые ухудшают финансовое положение организации. Например, такое требование может возникнуть в результате неверной трактовки аудитором нормативных актов, регулирующих налоговые отношения. В результате бухгалтерия субъекта доначисляет суммы налогов и других платежей в бюджет, которые по действующему законодательству уплате не подлежат. Тем не менее, прямыми убытками эти суммы будут являться в случае невозможности их возврата.

Другой пример — отмена по настоянию аудитора начисления тех налоговых платежей, которые в соответствии с нормативными актами подлежат уплате данным экономическим субъектом. В таком случае представляется правомерным разделить ответственность за последствия подобной ситуации (суммы пеней или штрафных санкций) между субъектом и аудитором, потребовавшим внесения изменений. Действия (бездействие) проверяющего, которые могут нанести прямой урон собственникам субъекта, сводятся к:

Читайте так же:  Регистрация ооо статья

— отсутствию исследования обстоятельств, вызывающих серьезные сомнения по поводу возможности субъекта продолжить свою деятельность и выполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за периодом, за который составлена проверяемая отчетность;

— применению неправильной методики обнаружения данных обстоятельств;

— игнорированию аудитором требования включить в аудиторское заключение вывод о неприменимости допущения непрерывности деятельности проверяемого субъекта.

Таким образом, представляется необходимым принятие правила (стандарта) и соответствующих нормативных документов по внешнему контролю качества аудиторских проверок, предполагающих раскрытие следующей информации и выполнение следующих требований:

перечень контролирующих органов, их функций, прав и обязанностей. Порядок проведения контрольной проверки, т.е. как и с чего она начинается, должно ли высылаться уведомление о проведении проверки или она может быть внезапной и т.п.;

определение понятий «неквалифицированное проведение аудиторской проверки», «неквалифицированное оказание аудиторских услуг». Разработка критериев, на основании которых аудиторская проверка (аудиторское заключение) признается качественной или некачественной независимо от того, причинен экономическому субъекту или государству экономический ущерб или нет;

методики и процедуры проведения проверки качества аудита (для государственных органов);

порядок оформления результатов перепроверки;

действия аудиторских организаций по устранению нарушений, выявленных контролирующими органами;

ответственность аудиторов за препятствование в проведении контрольной проверки.

Уровни, исследовательские подходы, инструментарий и последовательность проведения аудита персонала

Уровни проведения аудита персонала. Аудит персонала может быть рассмотрен в организационно‑технологическом; социально‑психологическом; экономическом аспектах.

Аудит персонала в организационно‑технологическом аспекте – это проверка документации и анализ показателей, свидетельствующих о легитимности и эффективности деятельности организации.

Аудит персонала в социально‑психологическом аспекте – это оценка социально‑трудовых отношений на предприятии для выявления основных факторов трудовой мотивации и нахождения резервов совершенствования деятельности фирмы с субъективных позиций работников.

Экономический аспект аудита персонала – это определение:

– конкурентоспособности предприятия в трудовой сфере, которая оценивается путем сравнения экономических и социальных показателей деятельности предприятия с законодательно установленными нормами и нормативами или со средними и лучшими в отрасли показателями на аналогичных предприятиях;

– эффективности функционирования служб управления персоналом, выявление их роли в повышении конкурентоспособности предприятия;

– экономической эффективности самого аудита, сравнение затрат на проведение аудиторской проверки с ее результатами.

Анализ и оценка одного показателя или явления в отрыве от других не дают желаемого результата. Поэтому необходим комплексный анализ, предполагающий изучение уровня и динамики любого отдельного показателя в тесной взаимосвязи с изменениями уровня и динамики всех других.

Основные параметры аудита по функциям управления персоналом представлены в таблице 5.4.

Аудит персонала предполагает изучение организации управления персоналом, включая анализ деятельности управляющего персонала на разных уровнях управления.

Деятельность по управлению персоналом включает стратегический, функциональный и линейный уровни. Исходя из этого, существуют три основных уровня аудиторской проверки.

Стратегический уровень осуществляется с точки зрения высшего звена управления, требующего проверки интегрированности практики УП в организационное стратегическое планирование, и связь практики службы УП с другими управленческими функциями, касающимися формирования и использования трудового потенциала организации.

Таблица 5.4 – Основные параметры аудита по функциям управления персоналом

Аудиторы изучают стратегию организации посредством интервьюирования ключевых руководителей, изучения бизнес‑планов, систематизации внутренних и внешних факторов управления и определения динамики изменений.

Профессионалы в области управления персоналом должны оценить соответствие стратегии фирмы кадровой политике и практике ее реализации.

В качестве показателей, оценивающих положение организации на рынке труда, могут быть использованы:

– уровень удовлетворенности работников организацией;

– уровень укомплектованности кадрами.

Аудиторы могут узнать больше о стратегии фирмы посредством интервью с ключевыми исполнителями, изучения долгосрочных деловых планов и систематического мониторинга окружающей среды, а также с помощью других инструментов.

Операционный уровень – проверка эффективности деятельности функционального подразделения по управлению персоналом организации. На этом уровне аудитор отвечает на три вопроса:

– соответствуют ли результаты поставленным целям;

– получены ли эти результаты при наименьших затратах;

– можно ли упростить или улучшить процедуры управления.

Аудит функции УП должен логически начаться с обзора работы службы УП. В таблице 5.5 представлен перечень главных областей аудита персонала.

Аудит должен сосредоточиться на информационной СУП, укомплектовании персоналом и его развитии, организационном контроле и оценке. Эти три области аудита дополняют и объединены друг с другом.

По каждому разделу таблицы аудиторская команда должна:

– выделить ответственного за каждое направление работы;

– определить цели, преследуемые каждой деятельностью;

– рассмотреть политику и практику по достижению этих целей;

– изучить образцы отчетов в информационной СУП, чтобы узнать правильно ли осуществляется политика и практика управления персоналом;

– подготовить доклад (отчет), рекомендующий надлежащие цели, политику и процедуры;

– разработать план действий по исправлению ошибок в целях, политике и процедурах;

– составить план оценки последствий исправления ошибок, найденных в результате аудита с позиции подразделения фирмы, наемных работников, третьих сторон.

Таблица 5.5 – Перечень главных областей аудита персонала

Правильно организованный внутрифирменный аудит персонала позволяет своевременно обнаружить недостатки в деятельности службы УП и вовремя принять меры к их устранению. Фактически внутрифирменный аудит персонала контролирует правильность реализации кадровой политики фирмы.

В связи с этим должны обязательно соблюдаться основные принципы общего аудита:

Читайте так же:  Какие дивиденды акции татнефть за год

– независимость аудиторов – при проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого субъекта, собственников и руководителей;

В своей практической деятельности внутренние аудиторы должны руководствоваться законодательными актами Российской Федерации и внутрифирменными аудиторскими стандартами.

Управленческий уровень предполагает проверку правильности применения линейными руководителями разработанной методологии УП. Проверка касается вопросов согласия управленческого звена с целями, кадровой политикой и процедурами УП, соблюдения их предписаний и требований законодательства в своей работе.

В этой миссии аудитор использует информацию от:

– администрации и службы управления персоналом;

– внешних источников (социальные органы, акционеры, муниципальные службы).

При выполнении аудиторских процедур в этой области повышается степень уважения линейных руководителей к функциональной деятельности службы УП.

Аудит также оценивает, насколько хорошо линейные менеджеры исполняют кадровую политику фирмы. Если менеджеры игнорируют эту политику или нарушают законы в отношении работников, аудит должен раскрыть эти ошибки так, чтобы можно было предпринять корректирующее действие. Согласие с законами особенно важно, поскольку в случае нарушения прав человека, техники безопасности, компенсаций или закона о труде, правительство переносит всю ответственность за компанию, т.е. внутрифирменный аудит персонала может улучшить имидж службы УП и ее роль в компании.

Дата добавления: 2018-10-14 ; просмотров: 311 | Нарушение авторских прав

Этапы аудиторской проверки

Для достижения основной цели аудита – проверки достоверности формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности, необходимо грамотно спланировать проведение аудиторской проверки.

В процессе проведения проверки аудиторы определяют формы и методы аудита в соответствии с федеральными и внутрифирменными стандартами аудита. Аудиторская проверка включает в себя следующие основные этапы.

1 этап аудиторской проверки. Подготовительный (предварительный) этап.

На данном этапе происходит знакомство аудитора с клиентом. Аудитор должен получить максимально полную и правдивую информацию о деятельности потенциального заказчика. Это необходимо, в первую очередь, для оценки возможности исполнения заказа (наличие квалифицированных кадров в компании либо привлечение со стороны), расчета временных и материальных затрат на проведение аудита.

Предварительный сбор информации осуществляется в рабочих таблицах, куда заносятся следующие сведения:

  • региональные и отраслевые особенности деятельности клиента (географические, экономические, налоговые условия региона);
  • финансовое положение клиента (платежеспособность, возможности преодоления экономического кризиса);
  • организационные и технологические особенности деятельности клиента (для понимания формирования себестоимости выпускаемой продукции);
  • информация об уровне квалификации сотрудников, отвечающих за формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • уровень автоматизации учетных процессов (какая бухгалтерская либо управленческая компьютерная система используется для управленческого и бухгалтерского учета);
  • деятельность клиента на рынке ценных бумаг (операции с финансовыми векселями, акциями);
  • организация системы внутреннего контроля;
  • информация о финансовых обязательствах клиента;
  • материалы судебных разбирательств, в которых участвует клиент.

Данная информация необходима для определения объема аудита, возможных рисков и, соответственно, стоимости аудиторской проверки.

Далее аудитор направляет в адрес предполагаемой аудируемой компании письмо о проведении аудита (п.2 стандарта №12 «Согласование условий проведения аудита»).

Форма и содержание письма определяются особенностями предстоящей аудиторской проверки.

В конечном итоге аудитор и руководство аудируемой компании должны достичь определенных договоренностей в части условий проведения аудита. Согласованные условия отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.

Что такое аудиторская проверка

Аудиторская проверка является независимой и включает в себя сбор, оценку и анализ данных, которые указывают на функционирование и финансовое положение государственного, коммерческого или частного предприятия (аудируемого лица).

Узнать о перечне необходимых документов для открытия ИП можно более детально в этой статье.

Видео (кликните для воспроизведения).

Полученные результаты дают возможность сделать окончательные выводы (заключение) того, насколько правильно ведется бухгалтерский учет, является правдивой и достоверной финансовая отчетность.

Полностью отсутствует целенаправленное выявление ошибок в работе бухгалтеров (финансистов).

4 этап аудита. Заключительный этап. Составление аудиторского заключения.

Для установления достоверности отчетности во всех существенных отношениях аудиторами проводится расчет количественного значения уровня существенности по данным бухгалтерской отчетности аудируемой компании.

Завершающим этапом аудита является составление отчета и выдача заключения с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение бывает немодифицированным и модифицированным.

Для получения немодифицированного заключения необходимо, чтобы все отчетные регистры достоверно отражали финансовое положение и результаты деятельности аудируемой компании.

Заключение второго типа выдается клиенту в случае появления существенных факторов, которые способны оказать влияние на суждение проверяющего либо когда у аудитора отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская (финансовая) отчетность клиента не содержит существенных искажений.

Анализ работы и формирование квалификационных требований к персоналу

3 этап аудиторской проверки. Проведение аудита.

Проведение аудита включает в себя сбор, оценку и анализ аудиторских доказательств, касающихся деятельности аудируемой компании. Аудит проводится на основе федеральных и разработанных внутрифирменных стандартов аудита, в которых содержатся процедуры, приемы аудиторской проверки.

Целью применения аналитических процедур является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов, требующих особого внимания аудитора.

Этапы аудиторской проверки

Процедура проведения аудита проходит в соответствии с установленными правилами. Условные этапы аудиторской проверки:

  • Подготовка (организация) и планирование. Процесс осуществляется согласно действующему законодательству и в соответствии с условиями, оговоренными в договоре на оказание услуг. На основании составленного договорного соглашения и плана проведения проверки аудитору предоставляется вся необходимая документация, в том числе бухгалтерские и налоговые отчеты, позволяющие получить полное представление обо всех направлениях финансово-хозяйственной деятельности аудируемого объекта. Изучаются и оцениваются системы учета и внутреннего контроля, определяются риски предстоящей проверки и составляется план аудита.
  • Выполнение (реализация) контрольных процедур заключается в сборе аудиторских доказательств, а именно в тестировании средств контроля на соответствие, проведении проверки по существу.
Читайте так же:  Какой аудит является обязательным

Кадровый аудит

1. Объект и цели кадрового аудита

Объектом и целью кадрового аудита является трудовая деятельность работников, система социально- трудовых отношений и организация управления человеческими ресурсами.

Аудит управления персоналом — это система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала предприятия, которая наряду с финансово-хозяйственным аудитом позволяет выявить следующее: соответствие кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития; соответствие деятельности персонала и структур управления организации существующей нормативно- правовой базе; эффективность кадровой работы по решению задач, стоящих перед персоналом организации, ее руководством, отдельными структурными поздравлениями; причины возникающих социальных проблем и возможные пути разреше- ния или снижения их негативного воздействия.

Аудит персонала (кадровый аудит) — это периодически проводимая экспертиза состояния дел в части управления персоналом, включающая: 1) систему мероприятий по сбору информации и ее анализу; 2) оценку на этой основе эффективности деятельности организации и эффективное использование трудового потенциала и 3) анализ социально-трудовых отношений.

Объектом кадрового аудита является трудовая деятельность работников, система социально-трудовых отношений и организация управления человеческими ресурсами.

Цель кадрового аудита — выявление внутренних резервов роста конкурентоспособности организации за счет инновационно-креативной деятельности работников, совершенствования системы мотивации труда.

Сущность кадрового аудита заключается в контроле, оценке персонала и результатов его деятельности.

Также важной целью проверки является эффективность, призванная сформулировать миссию, применяемые методы и технологию организации в каждом случае аудиторской практики. Отсюда сделаем вывод: миссия аудита персонала есть системная оценка эффективности деятельности человеческих ресурсов и состояния социально-трудовых отношений на объективном и субъективном уровнях. Аудит управления персоналом осуществляется на основе общепризнанных для аудиторской проверки принципов: профессионализма, независимости, достоверности, честности и объективности, сопоставимости с международным правом трудового потенциала и 3) анализ социально-трудовых отношений.

Кадровый аудит включает в себя четыре этапа: этап целеполагания, подготовительный этап, этапы оценки и анализа системы управления персоналом за определенный период или в динамике, формирование комплекса рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом организации.

1. Этап целеполагания предполагает определение целей и задач аудита персонала организации, выбор его целевых показателей.

2. Подготовительный этап — это предварительный сбор и анализ информации об организации и действующей системе управления персоналом, определение аудиторского риска, составление общего плана и программы проверки.

3. Этап анализа системы управления персоналом за определенный период или в динамике включает анализ текущего со- стояния показателей управления персоналом, анализ отклонений от оптимальных значений показателей, выявление причин отклонений, сопоставление значений показателей управления персоналом текущего и предыдущего периода, анализ причин изменений, составление аудиторского заключения.

4. На четвертом этапе формируется комплекс рекомендаций по достижению краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной эффективности управления персоналом, их совершенствованию и внедрению изменений в организации.

Аудиторская проверка

Каждое предприятие независимо от вида деятельности нуждается в аудиторской проверке, которой предусмотрено проведение ряда важных мероприятий.

Данная статья даст исчерпывающие ответы на все вопросы.

Как проходит аудиторская проверка

Особенностью проведения аудита является ограничение в сроках.

Поэтому требуется четкая организация аудиторской проверки, в основу которой ложится планирование и составление программы. На начальном этапе определяются основные цели и задачи, подбираются объекты, подлежащие исследованию, и самые эффективные аналитические методы.

В ходе проведения мероприятий собираются важные доказательства, которые являются основой составленного заключения.

Перед началом аудиторской проверки подготавливается письменное обращение (письмо о проведении аудита) с соблюдением стандарта.

Его форма и содержание могут иметь некоторые особенности, но является неизменными указание цели и объема аудита, ответственности руководства аудируемого лица за подготовительный процесс и предоставление необходимой документации.

2 этап аудиторской проверки. Планирование.

Для того чтобы в установленные сроки качественно провести аудиторскую проверку клиента, необходимо составить продуманный план предстоящих работ.

Планирование аудита – трудоемкий процесс, который может занимать до 20% общего времени, затраченного на проверку.

При разработке общего плана аудита необходимо принимать во внимание особенности деятельности аудируемого лица, систему бухгалтерского учета, наличие сложных областей бухгалтерского учета (например, подготовка оценочных показателей) и систему внутреннего контроля, риск и существенность, временные затраты в зависимости от объема операций и уровня автоматизации бухгалтерского учета, необходимость в привлечении экспертов (п.9 стандарта №3 «Планирование аудита»).

На этапе планирования составляется график проведения проверки (по согласованию с аудируемой компанией), формируется состав специалистов, входящих в аудиторскую группу.

Затем формируется программа аудита, в которой учитывается характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. В программу аудита включаются проверяемые задачи финансовой (бухгалтерской) отчетности и время, запланированное на выполнение процедуры аудита.

Общий план аудита и, соответствующая ему программа аудита, могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться.

Виды и цель аудиторской проверки

В зависимости от назначения и поставленных целей различают два основных вида аудиторских проверок:
  • Обязательный аудит — проводится ежегодно и в обязательном порядке с соблюдением действующего закона. Осуществляется только аудиторскими компаниями. Регламентируется государством или проводится по решению суда.
  • Инициативный или добровольный — проводится по желанию клиента, для того чтобы убедиться в достоверности ведения бухгалтерского и налогового учета, и для оценки финансовых рисков. Это поможет избежать штрафных санкций. Но здесь главное не ошибиться в выборе аудиторской фирмы или частного лица, предоставляющего подобного рода услуги.

Смотрите тут более подробно о графике и порядке проведения налоговых проверок.

Читайте так же:  Выход из состава учредителей фонда

Главная цель аудиторской проверки заключается в:
  1. подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности предприятия;
  2. своевременном выявлении нарушений и их устранении;
  3. получении достоверной информации о функционировании предприятия и состоянии бухгалтерского учета, ведении документов.

После проведенной проверки аудируемому лицу выдается:

  • заключение — при обязательном аудите;
  • отчет о проведенной проверке с выводами и рекомендациями специалистов по усовершенствованию учета и деятельности — при добровольном аудите и других видах проверок.

Кроме этого, существует аудиторская проверка:
  1. внешняя — проводится по предварительной договоренности между клиентом и исполнителем, и является независимой экспертизой достоверной отчетности;
  2. внутренняя — осуществляется собственными силами экономического субъекта для управленческого контроля над деятельностью, увеличения хозяйственно-финансовых показателей, получения рекомендаций (советов) по улучшению и эффективности управления.

Внутренняя проверка

Регламентируется внутренняя аудиторская проверка руководством предприятия. Такое мероприятие проводится с целью:
  • выявления «прорех» в деятельности предприятия и для поиска путей в повышении его эффективности и потенциала;
  • определения несоответствия ведения бухгалтерского и налогового учетов с действующими положениями;
  • выявления рисков, связанных с контролем разных служб, результатом которых становятся штрафы, санкции, выговора, предупреждениям и т.д., приводящие к потерям денежных средств и имиджа;
  • предварительной подготовки к внешнему аудиту.

Именно эти факторы являются показателем для доверия инвесторов и заинтересованных лиц.

Когда проводится обязательная проверка

Согласно закону обязательная аудиторская проверка проводиться ежегодно. В список организаций входят:
  • открытые акционерные общества (ОАО);
  • страховые компании;
  • участники рынка ценных бумаг (профессиональные) либо организации, у которых ценные бумаги допущены к обращению на торговых фондовых биржах;
  • негосударственные пенсионные фонды либо управляющие ними компании;
  • кредитные организации;
  • организаторы азартных игр;
  • эмитенты ценных бумаг;
  • предприятия, у которых объем выручки за предыдущий отчетный год составил свыше 400 000 000 р. или сумма активов в балансовом отчете за предыдущий отчетный период превысила 60 000 000 р.

Проверки проводятся по следующим схемам:
  1. в один этап — годовой аудит;
  2. поэтапно — поквартально, за полугодие или 9 месяцев.

При поэтапном проведении аудиторской проверки намного проще выявлять нарушения в ведении учета и составлении отчетности согласно действующим положениям и правилам.

Это дает возможность оперативного устранения всех недочетов и ошибок до окончания независимой проверки и положительно отразится на заключении, составленном специалистом.

Частые вопросы

Что такое кадровый аудит?

Очень часто работа с кадровыми документами в компаниях находится в запущенном состоянии. Руководство вспоминает о том, что надо привести документы в порядок, тогда, когда «светит» перспектива контрольных мероприятий; для этого оперативно организуют аудит и исправляют все обнаруженные ошибки. Однако аудит проводится не только в подобных случаях. О том, как проводится кадровый аудит и что при этом проверяется, вы сейчас узнаете.

Аудит – это проверка и оценка деятельности организации специалистом-профессионалом или независимой организацией на предмет выявления существующих рисков возникновения конфликтных ситуаций, например трудового спора или претензий со стороны Государственной инспекции труда.

Кадровая документация в компании играет далеко не последнюю роль: она требуется бухгалтерии для расчета заработной платы, отпускных, работнику – для представления в органы ПФР или иные организации, например, для использования каких-либо льгот. Поэтому такие документы нужно вести в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Если компания не настолько велика, чтобы иметь специальное подразделение – отдел внутреннего аудита, можно пригласить аудитора по гражданско-правовому договору – проверяющий кадровую документацию специалист представляет отчет о выявленных нарушениях, дает рекомендации по их устранению и предотвращению.

В этом случае аудит проводит специалист, хорошо знающей трудовое законодательство и обладающий навыком оформления кадровой документации. Он оценивает:

  1. полноту состава кадровой документации;
  2. систему регистрации и хранения документации;
  3. локальные нормативные акты;
  4. трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним;
  5. порядок ведения трудовых книжек.

Уровни проведения аудита персонала

Возможности аудита персонала.

Возможности аудита персонала простираются далеко за пределы деятельности одной только службы управления персоналом. Она ра​ботает не в изоляции. Ее успех зависит и от того, как хорошо выпол​нены программы другими подразделениями организации. Профессионалы в области управления пер​соналом находят, что возможности аудита позволяют выходить за рамки интересов отдела управления персоналом и линейных ме​неджеров. По их мнению, в интересах организации аудит персонала должен рассматривать общую стратегию организации в ее гармонич​ном сочетании с внешней средой, или другими словами, служить со​гласованию внешних и внутренних ситуационных факторов. Только целостное видение проблем организации, ее устремлений и возмож​ностей может позволить определить оптимальный путь совершен​ствования, сформировать стратегию, интегрирующую отдельные на​правления усилий по оптимизации в целостную систему повышения эффективности организации.

Аудит персонала позволяет:

• систематизировать и интегрировать в систему управления ор​ганизацией сложное многообразие работ по управлению пер​соналом, что предопределяет эффективность осуществляемой оптимизации управления персоналом;

• сформировать стратегическое преимущество организации в сфере управления персоналом, влияет на эффективность управления организацией в целом;

Обострение необходимости в аудите персонала возникает в усло​виях ужесточения конкурентной борьбы, когда от эффективности управления персоналом начинает зависеть выживание организации на рынке.

Аудит персонала может быть рассмотрен в организационно-технологическом, социально-психологическом, экономическом аспектах.

Аудит персонала в организационно-технологическом аспекте — это проверка документации и анализ показателей, свидетельству​ющих о легитимности и эффективности деятельности организа​ции. В российской экономике труда анализ трудовых показателей на предприятиях всегда рассматривался как неотъемлемый элемент организации труда и трудовых отношений. В этой сфере накоплен определенный конструктивный опыт, который можно эффективно использовать.

Аудит персонала в социально-психологическом аспекте — это оцен​ка социально-трудовых отношений на предприятии для выявления основных факторов трудовой мотивации и нахождения резервов со​вершенствования деятельности фирмы с субъективных позиций ра​ботников.

Читайте так же:  Филиал аудиторская проверка

Экономический аспект аудита персонала — это определение:

1) конкурентоспособности предприятия в трудовой сфере, оце​ниваемой сравнением экономических и социальных показателей деятельности предприятия с законодательно установленными нор​мами и нормативами или со средними и лучшими в отрасли показа​телями на аналогичных предприятиях;

2) эффективности функционирования служб управления пер​соналом, выявление их роли в повышении конкурентоспособности предприятия;

3) экономической эффективности самого аудита, сравнение за​трат на проведение аудиторской проверки с ее результатами.

Анализ и оценка какого-либо одного показателя или явления в отрыве от других не дают желаемого результата. Поэтому необхо​дим комплексный анализ, предполагающий изучение уровня и ди​намики любого отдельного показателя в тесной взаимосвязи с из​менениями уровня и динамики всех других. Наиболее эффективна проверка, предоставляющая полную и достоверную информацию о результатах внедрения программ управления и развития персона​ла, рассматриваемых как вклад стратегических задач организации.

Аудит персонала должен осуществляться с точки зрения трех аналитических уровней.

Стратегический уровень изучается по заданию высшего звена уп​равления организацией, требующего проверки интегрированности практики управления персоналом в организационное стратегиче​ское планирование, и практической связи службы управления пер​соналом с другими функциональными подразделениями в части стратегического решения вопросов, касающихся формирования и использования трудового потенциала организации.

Аудиторы изучают стратегию организации посредством интер​вьюирования ключевых руководителей, изучения бизнес-планов, систематизации внутренних и внешних факторов управления и опре​деления динамики изменений. Общая корпоративная стратегия за​интересована в получении конкурентоспособного преимущества. Руководство фирмы ищет и изобретает пути к завоеванию такого преимущества, проводя всестороннюю оценку окружающей фирму среды, слабых и сильных сторон, а также наличие угроз (рисков) и возможностей.

Аудиторы могут узнать больше о стратегии фирмы посредством интервью с ключевыми исполнителями, изучения долгосрочных деловых планов и систематического мониторинга окружающей сре​ды, а также с помощью других инструментов, о которых пойдет речь ниже.

Операционный уровень — проверка эффективности деятельности функционального подразделения по управлению персоналом орга​низации. На этом уровне аудитор отвечает на три вопроса:

• соответствуют ли результаты поставленным целям;

• получены ли эти результаты при наименьших затратах;

• можно ли упростить или улучшить процедуры управления.

Аудит функции управления персоналом должен логически на​чаться с обзора работы службы управления персоналом. Он должен сосредоточиться на ин​формационной системе управления персоналом, укомплектовании персоналом и его развитии, организационном контроле и оценке. Эти три области аудита дополняют друг друга и объединены друг с другом. Аудит касается фактически каждого раздела из области управления персоналом организации. Никакая отдельная область не должна быть особо подчеркнута в аудите. Анализ только от​дельных аспектов системы управления персоналом может упустить показатели, затрагивающие эффективность службы управления персоналом. По каждому разделу таблицы аудиторская бригада должна:

• выделить ответственного за каждое направление работы;

• определить цели, преследуемые каждой деятельностью.

• рассмотреть политику и практику по достижению этих целей.

• изучить образцы отчетов в информационной системе УП, что​бы узнать правильно ли осуществляется политика и практика управления персоналом.

• подготовить доклад (отчет), рекомендующий надлежащие цели, политику и процедуры.

• разработать план действий по исправлению ошибок в целях, политике и процедурах.

• составить план оценки последствий исправления ошибок, найденных в результате аудита с позиции подразделения фир​мы, наемных работников, третьих сторон.

По общему признанию, аудит каждого направления деятельно​сти управления персоналом требует значительных затрат времени и средств. Приглашение внешних аудиторов могут позволить себе только организации, «продвинутые» как в финансовом отношении, так и с точки зрения желания повысить эффективность использо​вания собственного кадрового потенциала.

Правильно организованный внутрифирменный аудит персона​ла позволяет своевременно обнаружить недостатки в деятельности службы управления персоналом и вовремя принять меры к их устра​нению. Фактически внутрифирменный аудит персонала контроли​рует правильность реализации кадровой политики фирмы.

Управленческий уровень предполагает проверку правильности применения линейными руководителями разработанной методо​логии управления персоналом.

В этой миссии аудитор использует информацию от:

• администрации и службы управления персоналом;

• внешних источников (социальные органы, акционеры, муни​ципальные службы).

При выполнении аудиторских процедур в этой области повыша​ется степень уважения линейных руководителей к функциональной деятельности службы управления персоналом. В случае же более высокой оценки управления персоналом со стороны линейного ме​неджера, следует скорректировать деятельность службы управления персоналом.

Аудит также оценивает, насколько хорошо линейные менеджеры исполняют кадровую политику фирмы. Если менеджеры игнорируют эту политику или нарушают законы в отношении работников, аудит должен раскрыть эти ошибки так, чтобы можно было предпринять корректирующее действие. Согласие с законами особенно важно, поскольку в случае нарушения прав человека, техники безопасно​сти, компенсаций или закона о труде, правительство переносит всю ответственность на компанию.

В наиболее прогрессивных организациях с этой целью регуляр​но проводится «обзоры отношений», т.е. выяснение мнения работ​ников о климате в коллективе. Например, в российском отделении компании Пепси-Кола они носят название «Здоровье коллектива». Это позволяет организации решить проблемы прежде, чем они разо​вьются в большие и более сложные проблемы.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 4419 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники

Основные уровни аудиторской проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here