Особенности регистрации общественной организации по нескольким областям

Главное в статье: "Особенности регистрации общественной организации по нескольким областям" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Глава II. Создание общественных объединений, их реорганизация и (или) ликвидация (ст.ст. 18 — 26)

Глава II. Создание общественных объединений, их реорганизация
и (или) ликвидация

>
Создание общественных объединений
Содержание
Федеральный закон «Об общественных объединениях»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ в статью 21 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее — федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее — уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о регистрации представительств иностранных религиозных организаций и внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, утвержденный приказом Минюста России от 28 июня 2012 г. N 122

См. Административный регламент предоставления Минюстом РФ государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденный приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455

Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) устав общественного объединения в трех экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 236-ФЗ в пункт 8 части шестой статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения

8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ часть шестая статьи 21 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9, вступающим в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9) заявление о включении общественного объединения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон «О некоммерческих организациях») реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Указанные в части шестой настоящей статьи документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае, если в руководящие органы указанных объединений избраны полностью дееспособные граждане.

Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.

Читайте так же:  Бизнес план по открытию гостиницы по экономике

Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой настоящей статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения и представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи об общественном объединении выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

За государственную регистрацию общественного объединения, изменений, вносимых в его устав, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

Создание общественной организации без регистрации

В предыдущем посте я писала о встрече с екатеринбургскими (и не только) общественниками на тему создания НКО. Одной из темой обсуждения было создание общественного объединения без регистрации. Опишу как создать такое объединение.

Сначала объясню, чем отличаются зарегистрированные и незарегистрированные общественные объединения (это разновидности некоммерческих организаций).

Реализовать свое право на объединение (ст. 30 Конституции РФ) граждане могут в трех формах.

Статус простого объединения граждан

Он возникает исходя из факта объединения граждан в какую-либо группу. То есть как только люди собрались и решили, что у них будет объединение с определенными целями, такое объединение уже появилось.

В качестве примера можно привести некоторые группы в социальных сетях (особенно с закрытым членством), например, группа Цивилистика – она объединяет людей, которым интересно гражданское право. Другой пример – Лига друзей Филармонии – это некое объединение слушателей филармонии, его члены имеют карточку, дающую право на скидки, также Филармония иногда собирает членов Лиги друзей для того, чтобы, например, рассказать о новом музыкальном сезоне или что-то обсудить.

Но надо помнить, что на такие объединения не распространяются нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Статус общественного объединения без образования юридического лица

Статья 5 Закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимает «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Для того чтобы создать такое общественное объединение, необходимо:

— не менее трех участников;

— организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании объединения, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав.

Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что него будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях (например, право иметь печать, бланки, символику, обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, быть учредителем СМИ и т.д.). При этом не надо будет тратить деньги и нервы на регистрацию, бухучет, налоговую отчетность и отчетность перед Министерством юстиции.

Такое объединение в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права – к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такое объединение и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не ему как организации, а его членам, а имущество, приобретенное на данные средства, будет в общей долевой собственности его членов.

Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Таким образом, перечень субъектов гражданского права исчерпывающий, никаких объединений в этом перечне нет (это распространяется и на первый вид объединения).

Статус общественного объединения как юридического лица

Для того чтобы объединение начало свое существование в качестве юридического лица, оно должен быть зарегистрировано в установленном порядке. Организационно-правовые формы такого юридического лица могут быть различными: общественный фонд, общественная организация и др.

Читайте так же:  Открытие фермы бизнес план

В данном случае объединение признается полноправным субъектом гражданского права, а значит, может:

— организовать полный контроль поступающих денежных средств родителей и распределить их на нужды объединения;

— назначить ответственных, обеспечить бухгалтерский учет всех поступлений;

— открыть расчетный счет в банке;

— заключать договоры от имени объединения.

Создавать общественное объединение со статусом юридического лица имеет смысл лишь когда есть значительные поступления денежных средств или если вы собираетесь участвовать в конкурсе на получение гранта (многие грантодатели требуют регистрацию в качестве юридического лица). Иначе затраты сил и средств на создание будут нецелесообразны.

Этапы создания общественного объединения без регистрации

  1. Выбор организационно-правовой формы
  2. Определение названия, целей, задач
  3. Разработка устава
  4. Учреждение объединения на общем собрании, выбор органов и утверждение устава

С этого момента объединение создано!

Содержание устава общественного объединения (ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»)

  • название
  • цели
  • Организационно-правовая форма
  • территория деятельности
  • структура, руководящие органы, их компетенция и порядок формирования
  • условия и порядок приобретения и утраты членства
  • права и обязанности членов
  • источники формирования денежных средств и иного имущества
  • права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав
  • порядок реорганизации и (или) ликвидации

Решение о создании должно содержать:

  • Собственно решение о создании такого-то объединения (указать полное название)
  • Решение об утверждении устава
  • Решение об утверждении руководящих и контрольно-ревизионных органов

В качестве образца могу предложить готовые формы устава и протокола о создании общественной организации (это один из видов общественного объединения):

Конечно, необходимо приспособить все это под свою организацию. Важно, чтобы в итоге остались обязательные сведения, которые нужно указывать в уставе (см. выше их перечень). Но даже если потом выясниться, что какие-то пункты устава вам не подходит или вы хотели бы добавить что-то еще, то порядок изменения устава предельно прост – нужно просто разработать новую редакцию и утвердить на общем собрании (кстати, можно предусмотреть какой-то другой порядок, например, утверждение не общим собранием, а правлением). И ничего не надо будет регистрировать.

Особенности территориальной сферы деятельности общественных объединений

Согласно положениям статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон об общественных объединениях) общественное объединение осуществляют свою деятельность с учетом территориальной сферы деятельности.

Так, в соответствии с указанной нормой закона в Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

При этом территориальная сфера деятельности общественного объединения подлежит указанию в его уставе и наименовании (статьи 20 и 28 Закона об общественных объединениях).

Следовательно, территориальная сфера деятельности общественного объединения означает пределы (границы) осуществления им своей деятельности по территориальному признаку.

Территориальный статус общественных объединений за пределами субъекта, на территории которого они находятся (межрегиональных, общероссийских), определяется наличием структурных подразделений — организаций, отделений, филиалов или представительств.

Поэтому изменение территориальной сферы деятельности общественного объединения осуществляется посредством создания либо закрытия указанных структурных подразделений в субъектах Российской Федерации.

Изменение территориальной сферы деятельности ранее созданного общественного объединения влечет необходимость внесения изменений в его устав, включая наименование.

Например, в случае если региональной общественной организацией будут созданы структурные подразделения на территориях двух и менее чем половины субъектов Российской Федерации, организация приобретет статус межрегиональной общественной организации. Документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы с учетом приказа Минюста России от 12.11.2010 № 343 «О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций», подлежат представлению в соответствующий территориальной орган Минюста России по месту нахождения организации.

Для приобретения региональной общественной организацией статуса общероссийской общественной организации необходимо наличие структурных подразделений, открытых (созданных) на территориях более половины субъектов Российской Федерации. Государственную регистрацию данных организаций осуществляет Минюст России.

Также действующее законодательство предусматривает право общественных объединений изменять свое наименование и место нахождения.

Таким образом, региональная общественная организация может изменить территориальную сферу своей деятельности не только посредством ее расширения, приобретая тем самым статус межрегиональной или общероссийской организации, но и посредством изменения субъекта места своего нахождения, влекущего как следствие необходимость внесения изменений в ее наименование и устав.

Кроме того, законом по общему правилу не предусмотрены для общественных объединений требования о соответствии адреса регистрации его членов (участников) или постоянного места их проживания территориальной сфере деятельности объединения. В состав данных объединений могут входить лица, проживающие или зарегистрированные на территории любых субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено уставом или законом в отношении их вида или сферы деятельности.

Особенности государственной регистрации общественных организаций

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

— орган общественной самодеятельности;

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено законодательством.

Читайте так же:  Регистрация ооо после ликвидации

Общественная организация создается по инициативе ее учредителей — не менее трех физических лиц. Решения о создании, об утверждении устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании учредителей. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным, т.е. наделено правом осуществлять свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Правоспособность общественной организации как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Для приобретения прав юридического лица общественная организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для государственной регистрации общественной организации в территориальные органы Минюста России подаются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) устав общественного объединения в трех экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Указанные документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Территориальный орган Минюста России в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественной организации обязан принять решение о государственной регистрации либо отказать в государственной регистрации и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.

В соответствии с пп. 37 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147, на территории Владимирской области принимать решения о государственной регистрации общественных организаций уполномочено Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области.

Регистрация общественной организации

Конституция РФ предоставляет гражданам право объединяться в организации различного вида для достижения возникших между ними целей. Одним из видов таких организаций является общественная организация. Законодательное понятие «общественная организация» закреплено в ГК РФ и ФЗ «Об общественных объединениях». Если не вдаваться в буквальное прочтение данного понятия в указанных нормативных актах, то простым языком, понятным для всех граждан, общественную организацию можно определить как некоммерческое объединение, организованное на добровольной инициативе граждан по принципу самоуправления для реализации общих желаний и целей, связанных с нематериальными потребностями. Иными словами, любой человек, обзаведясь хотя бы еще двумя единомышленниками, может организовать общественную организацию по интересам.

Законодательство РФ допускает существование общественных организаций без государственной регистрации, следовательно, в таком случае такая организация не будет являться юридическим лицом и не сможет выполнять хозяйственную деятельность самостоятельно и законно. Для создания общественной организации без образования юридического лица нужно всего лишь проведение собрания учредителей, на котором будет принято решение об образовании такой общественной организации. С момента принятия такого решения общественная организация является существующей законно. Однако если впоследствии через некоторое время учредители все же решат придать своей организации юридический статус, то документы для госрегистрации такой организации необходимо подать в территориальные органы Минюста РФ не позже истечения 3-х месяцев со дня принятого такого решения.

Территориальная сфера деятельности общественной организации

Если учредителями принято решение о госрегистрации общественной организации, то для начала, еще до подачи документов в территориальные органы Минюста РФ, учредителям стоит определиться с территориальной сферой деятельности их организации, так как этот момент должен быть отражен в наименовании организации.

По территориальной сфере общественные организации подразделяются на местные, региональные, межрегиональные, общероссийские и международные.

Местная общественная организация (МОО) образуется для реализации своей деятельности на территории одного органа местного самоуправления.

Региональная общественная организация (РОО) ведет свою деятельность исключительно на территории какого-либо одного субъекта РФ.

Межрегиональная общественная организация (МОО) ведет свою деятельность на территории сразу нескольких субъектов РФ. В субъектах ведения деятельности общественной организации должны быть созданы территориальные подразделения (филиалы, представительства или отделения). В межрегиональной общественной организации не может быть создано территориальных подразделений в количестве, охватывающем более половины субъектов РФ.

Общероссийская общественная организация (ООО) в своей деятельности охватывает более половины субъектов нашей страны, для чего в субъектах ведения деятельности обязательно должны быть созданы территориальные подразделения этой организации.

Для образования международной общественной организации необходимо образование хотя бы одного территориального подразделения организации за пределами РФ.

Порядок регистрации общественной организации

Регистрируемая общественная организация проходит несколько этапов:

Принятие учредителями на учредительном съезде единогласного решения о госрегистрации своей организации;

Читайте так же:  Увеличение состава учредителей ооо

Представление в территориальный орган Минюста РФ необходимого пакета документации для госрегистрации общественной организации;

Принятие территориальным органом Минюста решения о госрегистрации общественной организации и направления данного решения с комплектом документов, представленных заявителем, в УФНС для отражения в госреестре информации о госрегистрации общественной организации и присвоения ей ОГРН;

Непосредственное внесение органом УФМС информации о зарегистрированной общественной организации в ЕГРЮЛ и о присвоенном номере ОГРН, и направление соответствующих подтверждающих свидетельств в территориальный орган Минюста;

Оформление территориальным органом Минюста свидетельства с присвоенным учетным номеров общественной организации, и выдача подтверждающего госрегистрацию комплекта документов заявителю (учредителю) или его представителю по доверенности.

Стоимость и сроки регистрации общественных организаций

Регистрация общественных организаций

Местные, региональные, межрегиональные общественные организации, в том числе общественные фонды

Общероссийские и международные общественные организации

Документы, необходимые для составления комплекта документов для регистрации общественной организации

Юристам для подготовки полного комплекта документов для госрегистрации общественной организации необходима будет следующая информация и документация:

Предполагаемое наименование общественной организации и территориальная сфера ее деятельности;

Предмет и цели деятельности регистрируемой общественной организации, в том числе и коды деятельности по ОКВЭД;

Документы на адрес места нахождения регистрируемой общественной организации (копия свидетельства права собственности на предоставляемое помещение от собственника помещения и гарантийное письмо от него в оригинале);

Необходимая информация об учредителях общественной организации: копия разворота паспорта с фото гражданина и копия разворота его паспорта с отметкой о месте жительства, а также номер его личного ИНН;

Информация о структуре регистрируемой общественной организации, а также о количественном и персональном составе каждого органа управления и контроля организации;

Информация об учредителе, который будет выступать заявителем при государственной регистрации общественной организации;

При регистрации межрегиональной, общероссийской или международной общественной организации понадобится также информация о создаваемых в структуре организации подразделениях, их местонахождении, структуре подразделения, количественном и персональном составе управления и контроля подразделения;

Может понадобиться и иная информация или документация.

Общественные объединения и их организационно-правовые формы

С 01.09.2014 г. в связи с изменениями в Гражданском кодексе РФ нормы, регулирующие правовое положение общественных объединений, изложены в новой редакции. Вместе с тем, важно, что указанные изменения подлежат применению лишь к тем отношениям, которые возникли после вступления изменений в силу, т.е. после 01.09.2014 г. Что касается правоотношений, возникших до начала действия изменений ГК РФ, то положения новой редакции Гражданского кодекса РФ применяются к правам и обязанностям, возникающим после даты вступления их в силу. Кроме этого необходимо учитывать, что до приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с ГК РФ, последние применяются в части, непротиворечащей Гражданскому кодексу.

Также Федеральный закон от 05.05.2014 года № 99-ФЗ установил, что с даты его вступления в силу (01.09.2014 г.) при регулировании правового положения действующих организаций, которые ранее относились к организационно-правовым формам общественных объединений в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях», теперь применяются нормы об ОПФ, в которых возможно создание некоммерческих организаций после 01.09.2014 года. В частности, к политическим партиям, к созданным в качестве юридических лиц профессиональным союзам (профсоюзным организациям), общественным движениям, органам общественной самодеятельности и территориальным общественным самоуправлениям, применяются нормы об общественных организациях (ст. 123.4 – 123.7 ГК РФ); к общественным фондам — о фондах (ст. 123.17 — 123.20 ГК РФ); к общественным учреждениям — о частных учреждениях (ст.123.21 и ст.123.23 ГК РФ).

С учетом вышеизложенного, в дальнейшем в данной статье целесообразно говорить об общественных организациях, поскольку в силу закона ими признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей. Кроме этого, большинство из организационно-правовых форм общественных объединений сегодня регулируются нормами о них.

О других организационно-правовых формах некоммерческих организаций вы можете узнать на нашем сайте.

Итак, общественная организация — это некоммерческая корпоративная организация. К этой ОПФ, в том числе относятся политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления. Учредители общественной организации, которых не может быть менее трёх, самостоятельно формируют внутреннюю структуру объединения, определяют цели и способы работы. Общественные организации действуют гласно и открыто, размещают свои учредительные документы и программы в Интернете или на стендах, то есть обеспечивают доступ к ним для широкого круга лиц. Государственная регистрация общественных организаций осуществляется в установленном законом порядке в соответствующем подразделении Минюста России:

  • в центральном аппарате — политические партии;
  • в территориальном органе — региональные отделения и иные структурные подразделения политических партий; иные некоммерческие организации.

ГК предусматривает возможность объединения общественных организаций в ассоциации (союзы) в установленном порядке. Кроме этого, по решению участников (членов) общественной организации она может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

По территориальному признаку выделяют 4 типа общественных организаций

  • общероссийские. К таковым относят НКО, которые имеют свои подразделения более чем в 50% субъектов Российской Федерации (им разрешается применять в наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и сформулированные на их основе словосочетания и фразы без согласования управомоченных государственных органов);
  • межрегиональные – на территории нескольких субъектов РФ (менее половины);
  • региональные – в одном субъекте РФ;
  • местные – в одном муниципальном образовании.
Читайте так же:  Заявление р13001 при внесении изменений в устав

Для государственной регистрации общественной организации передается следующий пакет документов:

  • заявление (должно быть подписано уполномоченным лицом по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ);
  • 3 экземпляра Устава;
  • выписка из протокола съезда, общего собрания или конференции о том, что общественная организация создана, Устав утвержден, руководящие и контрольно-ревизионные органы сформированы;
  • сведения об учредителях;
  • квитанция или платежное поручение, подтверждающее уплату госпошлины;
  • сведения об адресе органа, осуществляющего постоянное руководство общественной организацией;
  • при регистрации международных, общероссийских и межрегиональных общественных организаций необходимо, в том числе, предоставить протоколы конференций, съездов или общих собраний их структурных подразделений;
  • документы, подтверждающие права на средства индивидуализации юридического лица (наименования), товаров, работ и услуг, если таковые используются;
  • если НКО получает денежные средства из источников за рубежом и участвует в политической деятельности, то оно прилагает заявление о включении его в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
  • Иные документы в соответствии с действующим законодательством.

Стадии процесса государственной регистрации общественных организаций установленыАдминистративным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций

  • заявление о гос. регистрации рассматривается соответствующим подразделением Минюста РФ, который в течение 14 рабочих дней выносит решение о регистрации общественной организации или решение об отказе в регистрации;
  • следующий шаг – Минюстом России в федеральную налоговую службу России (далее ФНС) или её территориальные органы для внесения информации об общественной организации в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) передаются необходимые сведения и документы;
  • инспекция ФНС в срок не позднее 5 рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Минюст России или его территориальный орган;
  • свидетельство о государственной регистрации выдает соответствующий орган Минюста России в течение 3 рабочих дней со дня получения сведений о внесении записи в ЕГРЮЛ.

При этом общий срок регистрации, без учета времени не передачу сведений и документов в ФНС и на исполнение функций регистрирующим органом, не должен превышать: 33 дней для общественных объединений; 30 дней — политических партий и 17 рабочих дней — иных некоммерческих организаций.

Специалисты Международной Юридической Компании проконсультируют вас по любым вопросам, касающимся организационно-правовых форм некоммерческих организаций, и окажут помощь в их регистрации.

Чем отличается общественная организация от некоммерческой организации

Чем отличается Федеральный Закон о некоммерческих организациях от Федерального Закона об общественных объединениях?

Каким Законом пользоваться для создания общественного фонда?

Вам необходимо руководствоватся Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Согласно ст.6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Федеральный закон N 7-ФЗ) одной из форм некоммерческих организаций являются общественные объединения. Особенности правового положения указанных организаций определяются Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. от 17.05.1997, вступившим в силу ранее Федерального закона N 7-ФЗ. Согласно ст.5 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединяющихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица с организационно — правовой формой «общественное объединение».

Статья 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» содержит перечень организационно — правовых форм общественных объединений:

1) общественная организация;

2) общественное движение;

3) общественный фонд;

4) общественное учреждение;


5) орган общественной самодеятельности.

Международным общественным фондом признается общественный фонд, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение — организация, отделение, филиал или представительство.

Регистрация производится Минюстом России.

При первичной регистрации международного, общероссийского, межрегионального общественного фонда он должен иметь структурные подразделения, отделения. Такое подразделение, отделение создается также на основании Федерального закона «Об общественных объединениях».

Положение ст.10 Федерального закона «Об общественных объединениях», гласящее: «. общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов», — указывает на то, что положения Федерального закона N 7-ФЗ, касающиеся создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих фондов, распространяются и на общественные фонды.

Общественный фонд представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (социальные, благотворительные, культурные, образовательные и т.д.).

Видео (кликните для воспроизведения).

Общественный фонд, созданный в установленном порядке, может быть зарегистрирован в органах юстиции в порядке, определяемом Федеральным законом «Об общественных объединениях», а значит, с момента регистрации приобретет права юридического лица, предусмотренные действующим гражданским законодательством. В то же время законодательство дает возможность общественному фонду создаваться и осуществлять свою деятельность без процедуры государственной регистрации (ст.ст.3, 21 Федерального закона «Об общественных объединениях»); соответственно, в этом случае он не может осуществлять действия, связанные с реализацией прав юридического лица, поскольку статус юридического лица приобретается только с момента государственной регистрации.

Источники

Особенности регистрации общественной организации по нескольким областям
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here