Отбор аудиторской организации для обязательного аудита

Главное в статье: "Отбор аудиторской организации для обязательного аудита" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Отбор аудиторской организации для обязательного аудита

Дата публикации 21.01.2020

Как определить, подлежит организация обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год или нет?

При решении вопроса о проведении обязательного аудита организации следует руководствоваться критериями, установленными в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. На текущий момент критерии следующие:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен на сайте Минфина России.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Поправки меняют критерии проведения обязательного аудита, в том числе в части финансовых показателей (выручки и суммы активов бухгалтерского баланса).

Когда проводится обязательный аудит?

Аудит – это процесс независимой оценки деятельности предприятия, индивидуального предпринимателя.

Его цель – определение достоверности отчетности (бухгалтерской и финансовой).

Понятие «аудит» значительно шире, чем просто контрольная функция и ревизия.

Аудиторы, помимо проверочных работ, выполняют задачи по оптимизации налоговой и экономической деятельности предприятия, ориентированные на увеличение прибыли и более рационального использования средств.

Внутренний аудит и его виды


Аудит на постоянной основе может существовать внутри предприятия.

Это внутренний аудит, который является исключительно добровольным, то есть проводится по инициативе самого хозяйствующего субъекта (учредителя, собственника, директора).

В свою очередь, он подразделяется на обязательный и инициативный аудит (проводятся на организациях любой формы собственности по распоряжению руководства – собственника, учредителей).

Основные этапы, задачи и цели ревизии формулируются инициатором проверки и отражаются в аудиторском договоре на оказание услуг.

Чаще всего инициативный аудит проводят:

  1. для получения экспертного мнения о ведении на предприятии налогового, бухгалтерского учета;
  2. если собственник (учредитель) сомневается в компетенции главного бухгалтера;
  3. в течение отчетного периода возникли изменения в законодательстве, регулирующем деятельность предприятий,
  4. аудит заказывает банк перед кредитованием предприятия.

Деятельность аудиторских компаний


Аудиторская компания – это коммерческая организация, целью которой является получение прибыли от оказания бухгалтерских, юридических, аудиторских услуг,

входящая в состав саморегулируемых организаций аудиторов.

Компания может начать свою коммерческую деятельность с момента размещения информации о своем существовании в специализированный реестр аудиторов.

Деятельность аудиторов регламентируется законом №315ФЗ от 01 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях».

Для оказания высококвалифицированных услуг персонал аудиторской компании должен иметь квалификационный аттестат, который выдается саморегулируемой аудиторской организацией после сдачи соответствующего экзамена.

Данный документ подтверждает высокий уровень знаний аудитора и не имеет срока действия (его можно аннулировать лишь по решению суда).

Аудиторы и аудиторские организации, которые осуществляют обязательную проверку, в своей работе должны следовать кодексу аудиторов и руководствоваться следующими приоритетами:

  1. оценивать факты объективно и профессионально;
  2. честно и добросовестно относиться к работе;
  3. соблюдать строгую конфиденциальность и обязательное условие – независимость.

Предприятия, подлежащие обязательному аудиту


В нашей стране порядок проведения процедуры

регулируется федеральным законом №307ФЗ от 30 декабря 2008 г. «Об аудиторской деятельности».

В данном законодательном акте прописан ряд предприятий, которые подлежат обязательному аудиту. К ним относятся:

  1. Компании, имеющие организационно-правовую форму ОАО;
  2. Организации-эмитенты ценных бумаг, которые имеют обращение на фондовых биржах, или осуществляющие действия с ценными бумагами;
  3. Банки, кредитные учреждения;
  4. страховые и клиринговые компании;
  5. внебюджетные фонды (за исключением государственных);
  6. фондовые, товарные и валютные биржи;
  7. негосударственный пенсионный фонд, акционерный фонд, паевые инвестиционные фонды;
  8. фирмы, действующие на рынке ценных бумаг профессионально;
  9. Предприятия, (за исключением органов государственной власти, сельскохозяйственных кооперативов, органов местного самоуправления, унитарных предприятий), которые имеют выручку от деятельности (реализация товаров, услуг, выполнение работ), превышающую 400 миллионов руб., или сумму балансовых активов на конец отчетного периода – 60 миллионов руб.;
  10. Организации, публикующие в средствах массовой информации свою отчетность;
  11. Другие случаи.

Для ее осуществления привлекаются квалифицированные частные аудиторы и аудиторские организации, имеющие аттестат.

Обязательному аудиту подлежат организации, в составе уставного капитала которых доля государственного участия – не меньше 25%.

Аудиторская организация для проведения проверки выбирается на конкурсной основе.

Правила проведения и регламент конкурса устанавливаются Правительством РФ.

Этапы проведения обязательной аудиторской проверки


Для организации, которая каждый год проводит обязательный аудит, специалисты рекомендуют поэтапное проведение проверки.

В зависимости от объема работы, проверка осуществляется в конце первого квартала, полугодия или 9 месяцев.

Заключительный этап проводится по окончании отчетного года.

При такой схеме в текущем режиме

  • устраняются обнаруженные ошибки и недочеты,
  • оптимизируются налоговые платежи,
  • заполняется максимально точно отчетность за период,
  • сопоставляется деятельность предприятия с нормами действующего законодательства.

При выполнении процедуры обязательного аудита производятся следующие работы:

  1. Проверка ведения бухгалтерского учета предприятием;
  2. Работа по организации процесса проверки, утверждение заказчиком и согласование с внутренними структурами предприятия плана ревизии;
  3. Оценка достоверности обработки бухгалтерской информации, оценка правильности и соответствия закону всех операций и результатов деятельности;


Для чего нужен налоговый календарь бухгалтеру?
Виды журналов по кадровому делопроизводству, подробнее в статье.
Как провести аудиторскую проверку, рекомендации по выбору услуг: https://buhguru.com/buhgalteria/auditorskaya-proverka-ehtapy-i-metody.html

Аудиторское заключение – окончательный этап деятельности аудитора в рамках договора на проверяемом предприятии.

Читайте так же:  Корпоративное право права акционера

Это официальный документ, который предоставляется пользователям всех видов отчетности проверяемого предприятия.

Аудиторское заключение содержит субъективное мнение аудитора либо аудиторской организации о достоверности предоставляемой финансовой, управленческой или бухгалтерской отчетности всех уровней.

Экземпляр предоставляется инициатору проверки – лицу, подписавшему договор с аудитором. Форма заполнения, порядок подписи заключения и его содержание отражены в соответствующем нормативном документе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Какие организации подлежат обязательному аудиту

Не все знают, что организации, подлежащие обязательному аудиту, есть в специальном перечне. Рассказываем о нем и даём полный список.

Критерии обязательного аудита


Проведение обязательной аудиторской проверки

накладывает на аудиторскую организацию определенные обязательства – критерии обязательного аудита.

1. При осуществлении обязательной аудиторской проверки ревизия проводится в полном комплексе:

  • анализируется вся хозяйственная деятельность организации,
  • все ее сектора, имущество, обязательства,
  • запасы ТМЦ,
  • проводится анализ расчетов с бюджетом и фондами, учредителями,
  • активы и пассивы баланса, их расшифровка,
  • предприятия-представители, филиалы;

2. Выводы аудитора должны быть однозначны, а достоверность представленной информации – либо подтверждена, либо нет;

3. При обязательной проверке аудиторы должны соблюдать все стандарты (правила) аудита, которые определяют действия проверяющего в конкретной ситуации.


Как проводится аттестация рабочих мест?
Какие документы подаются в Роспатент на регистрацию товарного знака?

Субъекты обязательного аудита при уклонении от обязательной проверки или препятствовании ее проведению подвергаются взысканиям по решению суда.

Взыскание может быть в виде штрафа:

  • с хозяйствующего субъекта – 100–500-кратный размер МРОТ,
  • с руководителя – 50–100-кратный.

Взысканные суммы направляются в доходы Федерального бюджета.

Как понять, подлежит ли организация обязательному аудиту

Один из нюансов нашего законодательства заключается в том, что нет какого-либо одного нормативного документа, который говорил бы о том, что обязательному аудиту подлежат организации, которые перечислены в нём.

То есть, какие организации подлежат обязательному аудиту, надо буквально выуживать из различных законодательных актов.

Более того: организации, подлежащие обязательному аудиту в 2018 году и позже, не приведены даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.

Хотя в этом Федеральном законе есть открытый перечень, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту.

Вот, какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году и, скорее всего, последующие периоды (ст. 5 Закона № 307-ФЗ):

1 Компания функционирует в форме акционерного общества (все без исключения)

2 Ценные бумаги предприятия допущены к организованным торгам 3 Кредитные организации, бюро кредитных историй, организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые фирмы, клиринговые компании, общества взаимного страхования, организаторы торговли, частные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестфонды и их УК, УК ПИФов или частных пенсионных фондов 4 Размер выручки от продаж (кроме госструктур, с/х кооперативов и их союзов) за минувший год перевалил отметку в 400 млн рублей 5 Размер активов по балансу на конец года – от 60 млн рублей 6 Предприятие представляет и/или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кого МСФО признают группами)

Однако, чтобы понять, подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность организации, мало обращения только к данному перечню. Другие критерии обязательного проведения аудита могут быть установлены отдельными федеральными законами. И таких законов достаточно много.

Условия и результаты проведения открытых конкурсов по выбору аудиторских организаций

Результаты открытых конкурсов, представленные в табл. 1, располагаются в хронологическом порядке, конкурс с порядковым номером «1» проводился в июле, конкурс с порядковым номером «5» — в ноябре 2009 г. Участники двух первых конкурсов существенно снизили стоимость услуг по сравнению со стоимостью, указанной в конкурсной документации (на 55%), однако при этом такие критерии, как продолжительность проверки и объем трудозатрат, предложены максимально возможными. Но уже в конкурсах, проведенных осенью 2009 г., победителем стала аудиторская организация, предложившая снижение стоимости всего на 19%, но при этом указавшая наименьшее количество дней для проверки, причем показатель объема трудозатрат не заявлялся в конкурсной документации вообще. Таким образом, участник первого конкурса готов был проводить тщательный (качественный) аудит за небольшую плату, в то время как участник пятого конкурса провел годовой аудит за 3 дня (3 дня x 2 года = 6 дней), получив при этом примерно такое же вознаграждение, как и победитель третьего конкурса за 9 дней (9 дней x 2 года = 18 дней) при объеме трудозатрат 288 чел.-часов в год (288 чел.-часов x 2 года = 576 чел.-часов).

Для оценки заявок участников конкурса применялись две группы критериев — ценовой («цена контракта») и три неценовых; один из неценовых критериев включал подкритерии. В расчете итоговой оценки каждый из критериев применялся с определенным весом или коэффициентом, характеризующим его значимость. Сумма коэффициентов критериев равна 1.

Значимость критерия «Цена контракта» оценена как 0,4. Наиболее выгодными признавались предложения с наименьшей ценой контракта.

В типовой конкурсной документации указано, что цена контракта, рассчитанная исходя из трудозатрат, не соответствующих специальной технической части конкурсной документации, конкурсной комиссией не оценивается. Как видно из табл. 1, две из пяти организаций (с порядковыми номерами 4 и 5), объявивших конкурс на оказание аудиторских услуг, вообще не заявили требований к трудозатратам. Таким образом, организатору конкурса по сути неважно, за какой объем труда аудиторов они согласны заплатить предлагаемую ими сумму.

В табл. 2 представлены неценовые критерии.

Минфин помогает разобраться

Чтобы собственники бизнеса и владельцы предприятий могли чётко для себя уяснить, бухгалтерская отчетность какой организации подлежит обязательному аудиту и есть ли они в этом списке, Минфин России периодически публикует у себя на сайте полный перечень таких организаций. Обычно – в виде собранной воедино из разных законодательных актов «Информации». И чиновники настаивают, что перечень имеет чисто информационный характер. Хотя на практике – совсем наоборот.

Читайте так же:  Открытие ломбарда бизнес план

Какие-то организации в этом перечне названы напрямую. В основном это крупные государственные и окологосударственные структуры, решающие специфические и довольно масштабные задачи.

Свой перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, Министерство очень логично и понятно сгруппировало:

  • по организационно-правовой форме;
  • по роду деятельности;
  • конкретным организациям;
  • предприятиям с определенными финансовыми показатели;
  • организациям, составляющим консолидированную отчетность.

СТАТИСТИКА

Количество организаций, для которых проведение аудита бухгалтерской отчетности обязательно, последнее время постоянно растёт. Так, в 2013 и 2014 годах в законодательстве было 56 оснований для обязательного аудита в различных организациях. В 2015 году – уже 60, а в 2016-м – 69.

Например, из этого перечня можно понять, подлежит ли обязательному аудиту микрофинансовая организация. Ответ – да. Причем все без исключений.

Далее в таблице по версии Минфина представлены организации, подлежащие обязательному аудиту.

В 2018 году Минфин опубликовал перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год.Перечень традиционно оформлен в виде таблицы, в которой указаны:

  • случаи, в которых проводится аудит;
  • реквизиты документа, устанавливающего проведение обязательного аудита в каждом конкретном случае;
  • вид отчетности, подлежащей аудиту.

Также в списке указано, кто вправе проводить аудит в той или иной ситуации (аудиторская организация, отвечающая определенным параметрам, или индивидуальный аудитор).

Актуальный на 2018 год перечень содержит 71 пункт. Для сравнения в прошлогодний перечень попало только 69 случаев, когда аудит обязателен

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Гамбит» за 2013-2014-2015 годы

Участники и результаты

Открытое акционерное общество «Гамбит»

223-ФЗ, Открытый конкурс

660004, г. Красноярк, ул. 26 Бакинских комиссаров,1, оф.117

Чтобы смотреть документы в системе, даже когда
zakupki.gov.ru не работает, нужно оплатить систему.

ИНН 2462031261 КПП 246201001

Услуги в области налогообложения, включая услуги аудиторских служб

Открытый конкурс признан несостоявшимся:

В связи с подачей только одной заявки и допуска к участию в конкурсе только одного участника размещения заказа

ОКДП ОКВЭД Кол-во

Протокол вскрытия конвертов от 22.05.2013 16:45 (по часовому поясу заказчика)

Протокол рассмотрения заявок для открытого конкурса от 24.05.2013 15:48 (по часовому поясу заказчика)

16.01.2019 Открытый конкурс по отбору аудиторской организации (аудитора) для проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы на сумму 1882500,00 руб. (№ 195-2018)

Извещение о проведении конкурса по отбору аудиторской организации (аудитора) для проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы

Предмет конкурса: отбор аудиторской организации (аудитора) для проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы за 2018, 2019, 2020 годы.

Начальная (максимальная) цена договора: 1 882 500 рублей 00 копеек (Один миллион восемьсот восемьдесят две тысячи пятьсот рублей 00 копеек).

Размер обеспечения конкурсной заявки: 5 % от начальной (максимальной) цены договора.

Место выполнения работ: город Москва:

Участник Предлагаемая цена, ₽ Рассмотрение заявок Оценка / Рейтинг
Видео (кликните для воспроизведения).

Размер обеспечения исполнения договора: 10% от начальной (максимальной) цены договора.

Организатор конкурса: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы.

Почтовый адрес: 129090, город Москва, проспект Мира, д. 9, стр. 1.

Место нахождения: 129090, город Москва, проспект Мира, д. 9, стр. 1.

Ответственное должностное лицо: Гильман Андрей Борисович.

Адрес электронной почты: [email protected] / [email protected]

Номер контактного телефона: 8 (495) 620-20-00 (доб. 10715).

Информация о конкурсе

Дата и время начала подачи заявок: «17» января 2019 года с 10:00.

Дата и время окончания подачи заявок: «06» февраля 2019г. в 10 час. 00 мин. (время московское).

Место подачи заявок: 129090, город Москва, проспект Мира, д. 9, стр. 1, каб. 312.

Порядок подачи заявок: Заявки на участие в конкурсе принимаются в рабочие дни с 09:00 до 12:00 и с 13:00 до 17:00 (время московское). В день окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе заявки подаются на заседании конкурсной комиссии непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Дата и время вскрытия конвертов с конкурсными заявками: «06» февраля 2019г. в «10» час. 00 мин. (время московское).

Место вскрытия конвертов с конкурсными заявками: 101000, город Москва, ул. Маросейка, дом 11/4, стр. 3, конференц-зал (первый этаж).

Дата оценки и сопоставления конкурсных заявок (подведение итогов конкурса): не позднее «12» февраля 2019 г.

Место оценки и сопоставления конкурсных заявок (подведение итогов конкурса): 101000, город Москва, ул. Маросейка, дом 11/4, стр. 3 (Участники конкурса на заседание конкурсной комиссии не приглашаются и не допускаются).

Конкурсная документация предоставляется в электронном виде без взимания платы по адресу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.fond.mos.ru.

Порядок и срок заключения с победителем конкурса договора на проведение обязательного аудита:

Организатор конкурса заключает с аудиторской организацией (аудитором), признанной победителем конкурса, договор на проведение обязательного аудита в соответствии с положениями раздела 7 приложения к постановлению Правительства Москвы от 17 марта 2016 г. N 101-ПП «Об утверждении положения о порядке принятия решения о проведении обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы и отбора аудиторской организации (аудитора) в целях проведения указанного аудита».

Требования к претендентам:

— Наличие у претендента документа, подтверждающего прохождение внешнего контроля качества работы, осуществляемого саморегулируемой организацией аудиторов в отношении своих членов.

— Отсутствие в отношении претендента мер воздействия в виде приостановления членства в саморегулируемой организации аудиторов, лишающих права заключать новые договоры, на день подачи заявки на участие в конкурсе.

— Отсутствие в отношении претендента процедур ликвидации, банкротства на день подачи заявки на участие в конкурсе.

— Отсутствие действующего в отношении претендента административного наказания в виде административного приостановления деятельности на день подачи заявки на участие в конкурсе.

— Соответствие претендента требованиям независимости от аудируемого лица, установленным частью 1 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций.

— Отсутствие у аудиторской организации задолженности по уплате налогов, сборов за год, предшествующий году подачи заявки на участие в конкурсе, размер которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов аудиторской организации по данным бухгалтерской отчетности за указанный год (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктуризированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах), отсутствие у аудитора задолженности по уплате налогов, сборов за год, предшествующий году подачи заявки на участие в конкурсе.

— Отсутствие сведений о претенденте в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Требования к документам, прилагаемым к заявке на участие в конкурсе:

Конкурсная заявка претендента должна содержать:

— Сведения о фирменном наименовании (при наличии), месте нахождения, почтовом адресе (для аудиторской организации), идентификационном номере налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника конкурса, фамилии, имени, отчестве (при наличии), паспортных данных, месте жительства (для аудитора), номере контактного телефона.

— Полученную не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения извещения о проведении конкурса выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки.

— Копии учредительных документов претендента.

— Документ, подтверждающий внесение сведений об аудиторской организации (аудиторе) в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация (аудитор).

— Документ, подтверждающий прохождение претендентом внешнего контроля качества работы, осуществляемого саморегулируемой организацией аудиторов в отношении своих членов.

— Гарантийное письмо об отсутствии в отношении претендента мер воздействия в виде приостановления членства в саморегулируемой организации аудиторов, лишающих права заключать новые договоры, на день подачи заявки на участие в конкурсе.

— Гарантийное письмо об отсутствии в отношении претендента процедур ликвидации, банкротства на день подачи заявки на участие в конкурсе.

— Гарантийное письмо об отсутствии действующего в отношении претендента административного наказания в виде административного приостановления деятельности на день подачи заявки на участие в конкурсе.

— Гарантийное письмо о соответствии претендента требованиям независимости от аудируемого лица, установленным частью 1 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций.

— Гарантийное письмо об отсутствии сведений о претенденте в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

— Документы, подтверждающие отсутствие у аудиторской организации задолженности по уплате налогов, сборов за год, предшествующий году подачи заявки на участие в конкурсе, размер которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов аудиторской организации по данным бухгалтерской отчетности за указанный год (для аудиторской организации), документы, подтверждающие отсутствие у аудитора задолженности по уплате налогов, сборов за год, предшествующий году подачи заявки на участие в конкурсе (для аудитора).

— Заверенную аудиторской организацией копию решения (протокола) о назначении ее руководителя на должность, заверенную копию приказа о вступлении в должность руководителя аудиторской организации.

-Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени претендента.

— Материалы, составленные в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, кодексом профессиональной этики аудиторов и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, включая методику проведения обязательного аудита, обязательное условие по описанию общего подхода к организации и проведению обязательного аудита и описанию внутреннего контроля качества работы, оценку общего объема трудозатрат на проведение обязательного аудита, календарный план-график проведения обязательного аудита.

— Документы, подтверждающие выполнение требования об обеспечении заявки на участие в конкурсе.

— Гарантийное письмо о принятии претендентом обязательства о выполнении требования об обеспечении исполнения договора на проведение обязательного аудита в случае заключения договора на проведение обязательного аудита.

— Сведения, подтверждающие опыт и квалификацию аудиторов (аудитора).

— Сведения и документы, подтверждающие наличие опыта аудита сопоставимого характера и объема по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации аналогичного масштаба деятельности и отраслевой принадлежности.

— Сведения, подтверждающие деловую репутацию претендента.

— Описание формы и содержания сообщения руководству Фонда информации аудиторской организации (аудитора) по результатам проведения обязательного аудита.

— Опись документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе.

Конкурсы по отбору аудиторов: критерии оценки и качество аудиторских услуг

«Аудиторские ведомости», 2010, N 4

Исследуются взаимосвязи между критериями выбора аудитора и качеством оказываемых этим аудитором услуг. Показаны способы оценки конкурсных предложений на примере результатов проведения пяти конкурсов по выбору аудиторской организации с привлечением экспертов.

В соответствии с законодательством специалисты Счетной палаты Российской Федерации осуществляют контрольные действия в отношении организаций, являющихся получателями бюджетных средств. К таким организациям во многих случаях относятся государственные унитарные предприятия (далее — ГУПы) и муниципальные унитарные предприятия (МУПы). Однако Счетная палата — не единственный орган, осуществляющий финансовый контроль в отношении ГУПов и МУПов. Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вступившему в силу с 1 января 2009 г., ГУПы, МУПы, а также организации, в уставном капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, подлежат проверке со стороны независимых аудиторов при условии, что их выручка за предшествующий отчетный год превышает 50 млн руб. или сумма активов баланса на конец предыдущего года превышает 20 млн руб.

Таким образом, специалистам Счетной палаты небезынтересно, насколько совпадает их мнение о соблюдении действующего законодательства о целевом использовании проверяемой организацией государственных средств с мнением, выраженным в аудиторском заключении независимого аудитора.

Совпадение мнений специалистов Счетной палаты и аудиторов тем вероятнее, чем более тщательно и качественно проведена аудиторская проверка. Однако, к сожалению, далеко не все аудиторские организации видят в обеспечении качества цель своей деятельности.

Законом N 307-ФЗ установлено, что выбор аудиторской организации для ГУП осуществляется на основе открытого конкурса в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Во исполнение указанного Закона применяются экономические показатели, достигнутые в предыдущем году. Начиная с середины 2009 г., в частности, Департамент имущества Москвы стал проводить открытые конкурсы по выбору аудиторов в отношении ГУПов Москвы.

Проведение конкурсов по выбору организаций для оказания услуг государственным структурам, несомненно, является эффективной мерой, обеспечивающей экономию государственных средств, однако, преследуя экономические цели, нельзя забывать и о качестве аудиторских услуг.

В табл. 1 представлены некоторые условия и результаты пяти конкурсов по выбору аудиторских организаций для проведения аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУПов Москвы за 2009 — 2010 гг.

Неценовые критерии оценки участников открытого конкурса

Неценовой критерий «Функциональные и качественные характеристики оказываемых услуг» (значимость критерия 0,2) подразумевает оценку предложений участников:

  • по полноте и форме представления письменной информации по результатам аудита;
  • по уровню квалификации участника конкурса.

Данный критерий включает два подкритерия.

Подкритерий «Форма представления письменной информации по результатам проведенного аудита» со значимостью 0,1. Письменная информация участника конкурса должна соответствовать Приложению N 1 к форме N 4 типовой конкурсной документации «Форма и полнота представления образца письменной информации в соответствии с требованиями, установленными п. 14 технической части конкурсной документации». При оценке критериев и сопоставлении предложений участников наиболее выгодными признавались наилучшая форма представления информации и степень проработки технической части. Первое рейтинговое место по данному критерию присваивалось участнику, предложившему наилучшую форму подачи информации и наиболее детально проработанный образец письменной информации аудитора руководству аудируемого лица на соответствие требованиям технической части конкурсной документации, далее — по мере ухудшения выгодности предложений.

Предложения, полностью или частично не соответствующие требованиям технической части, конкурсной комиссией не оценивались.

Подкритерий «Квалификация и опыт участника конкурса» со значимостью 0,1. Экспертом оценивались опыт работы участника конкурса на рынке аудиторских услуг, его квалификация и количество аттестованных аудиторов. Наиболее выгодным признавалось наилучшее их сочетание.

По показателю «Опыт работы аудиторской организации на рынке аудиторских услуг» оценивался опыт работы каждой аудиторской организации — участника, выраженный в целых годах. Лучшее место присваивалось аудиторской организации, имеющей наиболее продолжительный опыт работы по специфике деятельности проверяемого предприятия.

Профессиональная квалификация оценивалась через наличие членства в профессиональных аудиторских объединениях, сертификата о прохождении внешнего контроля качества, внутреннего стандарта контроля качества.

Напомним, что с 1 января 2010 г. членство в саморегулируемых организациях аудиторских организаций и аудиторов (далее — СРОА) является обязательным в соответствии с Законом N 307-ФЗ. Наличие членства, действующего сертификата и внутреннего стандарта контроля качества оценивается как первое (лучшее) место. Отсутствие представленного внутреннего стандарта контроля качества — второе место. Отсутствие сертификата прохождения контроля качества — третье место. Только наличие членства в СРОА — четвертое (худшее) место.

По показателю «Количество аттестованных аудиторов» лучшее место присваивалось участнику, у которого количество аттестованных аудиторов является наибольшим. Худшее место присваивалось участнику, вообще не указавшему в конкурсной документации количества аттестованных аудиторов.

Совокупное место присваивается после ранжирования суммы мест по трем указанным показателям путем суммирования мест. Лучшее место присваивалось аудиторской организации, получившей наименьшую сумму оценок.

Неценовой критерий «Сроки (периоды) оказания услуг» характеризуется значимостью 0,3. Согласно типовой конкурсной документации оценка сроков оказания услуг осуществляется в соответствии с формой N 5 типовой конкурсной документации и Приложением N 1 к ней.

При оценке и сопоставлении предложений по данному критерию наиболее выгодным признавался кратчайший срок оказания услуг, выраженный в рабочих днях, включая дату представления заказчику аудиторского отчета и заключения.

Первое рейтинговое место по данному критерию присваивалось участнику, предложившему наименьшие сроки оказания услуг по всем этапам проверки и выдачи аудиторского заключения, далее — по мере ухудшения выгодности предложений, т.е. увеличения сроков. Кроме того, в конкурсной документации по каждому конкретному проводимому открытому конкурсу по выбору аудиторской организации установлены периоды оказания услуг.

Если какой-либо из участников конкурса предлагал сроки и периоды оказания услуг, не соответствующие заявленным требованиям, то они конкурсной комиссией не оценивались и участник к конкурсу не допускался.

Неценовой критерии «Срок предоставления гарантий качества аудиторских услуг» характеризуется значимостью 0,1.

Оценка предлагаемого срока, в течение которого обеспечивается гарантия качества аудиторских проверок, проводится в соответствии с условиями технической части конкурсной документации по установленной форме N 6.

При оценке и сопоставлении предложений участников конкурса наиболее выгодным признавалось предложение, обеспечивающее самый продолжительный срок гарантии качества услуг с момента их оказания, далее — по мере уменьшения такого срока и ухудшения условий вступления в силу гарантийных обязательств.

Предложения сроков гарантии качества оказанных услуг, не соответствующих заявленным требованиям, конкурсной комиссией не оценивались.

Как правило, конкретной конкурсной документацией предъявляется требование о том, что срок предоставления гарантий качества аудиторских услуг должен быть не менее 36 месяцев. Таким образом, если какая-либо из организаций — участников конкурса заявит срок, меньший, чем 36 месяцев, она не допускалась к конкурсу. Однако предлагать срок, превышающий 36 месяцев, аудиторским организациям, участвующим в конкурсе, также не имеет смысла. Поэтому данный критерий фактически является нейтральным для оценки результатов конкурса, так как абсолютно все участники предлагали одинаковый срок предоставления гарантий качества аудиторских услуг, равный требуемому организатором конкурса, — не менее 36 месяцев.

Описанная методика оценки конкурсных заявок может оказаться полезной при проведении соответствующих мероприятий. Однако работа в данном направлении не закончена, некоторые положения этой методики могут быть усовершенствованы.

Обязательный аудит

Каждое акционерное общество обязано ежегодно проводить аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности, представлять и раскрывать результаты аудиторской проверки (аудиторское заключение) согласно нормативной базе:

  • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ: п.1 ст.5.
  • Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ: п.3 ст.88.
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): п.5 ст. 67.1.
  • «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П): Глава 71.

Для вашего удобства и уверенности в качестве аудита АО «Реестр» отобрало по двадцати специализированным критериям пять надежных аудиторских компаний, к услугам которых вы можете обратиться уже сегодня.

Мы с готовностью рекомендуем аудиторские компании, прошедшие нашу проверку, так как их деятельность соответствует всем нормами и требованиями законодательства в области аудита, а в своей работе они нацелены на практическую пользу для своих клиентов.

Если у вас НЕТ договора с аудиторской компанией

Свяжитесь с нами, и мы сделаем выбор аудитора и заключение договора максимально комфортными.

Если у вас ЕСТЬ договор с аудиторской компанией, с которой вы давно сотрудничаете

Вам будет актуален свежий взгляд на вашу организацию. Если вы уже задумывались о смене аудиторской компании, свяжитесь с нами и мы порекомендуем надежных аудиторов из числа наших партнёров.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Согласно п.3 ст.88 Федерального закона «Об акционерных обществах»: аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности может проводить аудиторская организация, но не индивидуальный аудитор.

Согласно п.2 ст.86 Федерального закона «Об акционерных обществах»: общее собрание акционеров утверждает аудитора общества; размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества.

Согласно ст.3, ст.18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»: аудиторская организация должна являться членом СРО аудиторов.

Внимание: 13 декабря 2019 года в Минфин поступило заявление СРО «Российский Союз Аудиторов» о несоответствии требованию к количеству членов. Через 60 дней сведения об этой некоммерческой организации будут исключены из государственного реестра СРО аудиторов. Аудиторским организациям и аудиторам, являющимся ее членами для продолжения профессиональной деятельности необходимо вступить в члены единственной СРО аудиторов — СРО Ассоциация «Содружество».

Аудиторские организации и аудиторы, не являющиеся членами СРО, не вправе заключать и исполнять договоры по проведению обязательного аудита.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях могут быть наложены штрафы:
Вид нарушения Размеры штрафов
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу).

от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц). Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);
при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет. Статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках
Пункт 1: Непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг.

от 20 тыс. рублей до 30 тыс. рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок до 1 года;
от 500 тыс. рублей до 700 тыс. рублей (на юридических лиц). Статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках
Пункт 2: Нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг.

от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
от 700 тыс. рублей до 1 млн. рублей (на юридических лиц).
Читайте так же:  Какие документы нужны для перерегистрации ооо
Свяжитесь с нами для получения подробной информации об аудиторских компаниях – партнёрах АО «Реестр», а также по любым вопросам проведения аудиторских проверок:

Видео (кликните для воспроизведения).

Получите бесплатную консультацию нашего специалиста или сделайте заказ на услугу

Источники

Отбор аудиторской организации для обязательного аудита
Оценка 5 проголосовавших: 1