Открытые и закрытые парадигмы в социологии организаций

Главное в статье: "Открытые и закрытые парадигмы в социологии организаций" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Открытые и закрытые парадигмы в социологии организаций

  1. Тема: Понятие социологии организации как науки и учебной дисциплины >>

    Объект и предмет социологии организаций
    Феномен социальной организованности. Общество как самоорганизующаяся система. Социальная организация. Свойства организации. Синергетический эффект организации.
    Понятийно-категориальный аппарат социологии организаций, его особенности. Предметная область социологии организаций: природа социальных организаций, их особенности, эволюция; социальные процессы, протекающие в организации; механизм функционирования и развития организации; средства регуляции организационного поведения.
  • Место социологии организаций в системе наук. Специфика социологии организаций (объект, предмет, методы сбора и анализа информации). Рассмотрение социологии организаций как:
    • Одной из составляющих междисциплинарной комплексной теории организаций;
    • Специальной социологической теории на стыке социологических теорий и теорий управления.

  • Задачи и функции социологии организаций.
    Роль социологии организаций как науки и учебной дисциплины. Теоретико-методологическая и прикладная функции социологии организаций. Значение социологии организаций для будущих экономистов.
  • Понятие активной социологии организаций.
    Задачи, формы, стадии консультационного процесса. Консультант — клиентные отношения. Методы организационной диагностики.
  • Тема: Основные концепции в социологии организаций >>

      Рациональные модели организационных теорий.
      Идеальная модель бюрократии М. Вебера. Классические теории управления. Критика классических теорий.

    Системный подход к анализу организаций.
    Системные качества организации. Подходы к определению организации как системы. Организация как открытая система. Организация как закрытая система. Организация как социотехническая система. Достоинства и ограничения системного подхода.

  • Антисистемный подход к анализу организаций
    Основные постулаты антропоцентрического, субъективистского подхода к пониманию организации. Конфликтно-игровая модель организации. Интерпретативный подход к анализу деловых организаций. Достоинства и ограничения антисистемного подхода.
  • Тема: Этапы и особенности развития отечественной социологии организаций >>

      Первый этап (20-30 годы ХХ века).
      Разработка проблематики социологии организаций преимущественно в рамках концепции НОТ и философии. Богданов А.А.- попытка создания всеобщей организационной науки – тектологии. Керженцев П.М. и Витке Н.А.- представители советской концепции НОТ.

    Второй этап (половина 60-х-середина 70-х годов).
    Изучение проблем социологии организаций в рамках исторического материализма, научного коммунизма, общей теории систем, кибернетики, экономики, социологии труда, социологии профессий, теории социального управления и др. Три основных направления: первое- развитие методологических принципов анализа организационных систем; второе направление-освоение и трансляция зарубежных организационных концепций; третье направление-попытка сочетания положений исторического материализма и научного коммунизма с некоторыми гуманистическими концепциями (например, школа человеческих отношений в промышленности) и системными концепциями организаций.

    Третий этап (вторая половина 70-х — середина 80-х).
    Определение места, проблематики, категориального аппарата, названия социологии организаций. Особенность этапа — доминирование методологии школы социальных систем и социотехнического подхода. Роль Пригожина А.И. в легализации социологии организаций как особой дисциплины.

  • Четвертый этап (с конца 80-х и до настоящего времени). Теоретико-методологический плюрализм и ориентация большинства исследователей на использование положений социологии организаций в управленческом консультировании. Институционализация социологии организаций. Попытка синтеза рациональной и естественной модели организаций.
  • Тема: Понятие и классификация организаций >>

      Организация как объект изучения социологии.
      Многообразие значений термина «организация» (процесс, универсальная системная функция, целевая общность, социальный организм, характеристика объекта, инструмент достижения целей). Двойственность природы организации. Признаки организации.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    Естественная модель организации
    Понятие и особенности естественных организаций. Основные положения, лежащие в основе естественной модели организаций. Достоинства и недостатки данного подхода.

    Искусственная (рациональная) модель организаций
    Понятие и особенности искусственных организаций. Основные положения и преимущества рассмотрения организации как специально сконструированной социальной системы, предназначенной для достижения определенной цели. Ограничения данного подхода.

  • Классификация организаций
    Необходимость многокритериального подхода к определению организаций. Основные классификационные признаки:
    • Происхождение (естественные, искусственные, естественно-искуственные);
    • Наличие признаков организации (собственно организации, полуорганизации);
    • Цели (деловые организации, союзные организации);
    • Уровень организационной системы (первичные организации, надорганизации);
    • Степень формализации отношений (формальные, неформальные);
    • Характер взаимодействия с обществом (открытые, закрытые);
    • Степень жесткости (скалярные, латеральные)
  • Элементы организации (целевой подход)
    Цели организации. Технологии. Социальная структура. Участники организации.
  • Тема: Сетевые организации: генезис, структура, управление >>

      Понятие сетевых организаций.
      Специфика сетевой организации. Особенность социологического подхода к анализу сетевой организации. Типы сетевых организаций. Изменение содержания, разделения труда, классификация работников в информациональном трудовом процессе. Сетевая модель как организационная парадигма стратификации общества в 21 веке.
  • Особенности функционирования сетевой организации
    Необихевиористские и структуралистские подходы к анализу дифференциации и организации в сетях социального обмена. Коммуникативные сети: распространение информации и влияния. Сетевой анализ и организационные структуры: соревнование, контроль и возникновение норм. Моделирование дифференциации статуса и власти в сетях. Сетевые связи в организациях.
  • Тема: Проблемы функционирования и развития организаций >>

      Бюрократическая модель организации.
      Отличительные свойства идеальной бюрократии. Дисфункции и патологии бюрократии (Р. Мертон, А. Гоулднер). Современные виды бюрократии. Адхократия.

    Понятие организационного контроля и власти.
    Подходы к изучению власти (свойство личности, тип отношений, свойство социальной системы). Властные основания. Иллюзия власти. Понятие контроля. Способы контролирующего воздействия. Управляемость организаций: понятие, границы, показатели, проблемы.

    Конфликты в организациях (социологический аспект).
    Природа и классификация социальных организационных конфликтов. Стадии конфликта. Способы предотвращения и решения конфликтов.

    Социологический анализ инноваций.
    Понятие и типология инноваций в социологии организаций. Жизненный цикл нововведения. Управление инновационным процессом, его особенности в России. Неопределенность и риски. Способы формирования инновационной культуры организации. Социологическое сопровождение инновации.

    Роль коммуникаций в организации.
    Понятие и типология коммуникаций. Коммуникационные модели. Коммуникационные сети. Проблемы функционирования коммуникаций и способы их устранения.

  • Проблемы развития организации.
    Понятие организационного развития. Признаки организационных изменений. Эволюция организационных систем. Жизненные циклы организаций. Классификация моделей организационного развития по: источнику структурных изменений; механизму протекания процесса; причинам, побуждающим к изменению; влиянию предшествующего развития на логику изменений; способу реагирования на изменение среды; прогнозируемости итогов планируемых изменений; сфере протекания процесса. Типология изменений. Критерии оценки изменений.
  • Читайте так же:  Обратить взыскание на уставной капитал ооо

    Тема: Организационная культура >>

    1. Понятие организационной культуры Социокультурный подход к организации. Взаимосвязь национальной и организационной культур. Особенности русской трудовой и управленческой культуры.

    2.Методология исследования организационной культуры Антисистемный подход к исследованию организационной культуры (феноменологическая социология и этнометодология). Рационально – прагматическое представление о корпоративной культуре.

    3.Основные элементы культуры организации Ценности, нормы, символы, обряды, язык, «герои». Цели организации, миссия организации, кодекс поведения.

    4.Типология организационной культуры Культуры «власти», «личности», «задачи», «роли» (С. Ханди). «Культурные карты» организаций (Г. Хофштеде). Классификация организационной культуры на основе соотношения понятий «риск» и «обратная связь» (Т.Е. Дейл, А.А. Кеннеди). Влияние степени интеграции и осуществляемого контроля на формирование определенного типа корпоративной культуры. Рыночная, бюрократическая и клановая типы корпоративной культуры.

    5. Диагностика организационной культуры Социологические методы изучения корпоративной культуры. Организационное консультирование. Основные ошибки при формировании организационной культуры.

    http://ecsocman.hse.ru/iprog/text/16227182/16217047.html

    Понятие и типы социологических парадигм.

    Предмет социологии. Место социологии в системе гуманитарных наук.

    Понятие и типы социологических парадигм.

    Парадигма представляет собой исходную концептуальную схему, лежащую в основе теоретических моделей. Термин «парадигма» введен в научный оборот американским философом Т. Куном. Согласно его определению, парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых научным сообществом в качестве модели для постановки и решения научных проблем. В социологии парадигма чаще всего рассматривается как концептуальная схема, образованная совокупностью фундаментальных оснований научного знания об обществе.

    В социологии выделяются несколько парадигм, связанных с конкретными школами и направлениями:

    а) парадигма социальных фактов, связанная с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма и школой функционализма. В ней социальная реальность рассматривается как самостоятельная и не зависящая от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов (социальных структур, институтов) Позднее в рамках этой парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон) и теория конфликта (Р. Дарендорф);

    б) парадигма понимания или социология действия, основы которой заложены немецким ученым Максом Вебером. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектами социального действия – индивидами. Согласно М. Веберу, в основе всякого действия лежит понимание, социолог должен изучить, выявить рациональные мотивы индивида. Главное в этой парадигме то, что любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий. В дальнейшем парадигма привела к появлениюфеноменологической социологии А. Шюца, этнометодологии Г. Гарфинкеля, символического интеракционизма Г. Мида и Т. Лукмана;

    в) парадигма социального поведения состоит в том, что социальное поведение человека детерминировано (обусловлено) простыми биологическими реакциями и представляет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Данная парадигма представлена теориями социального обмена П. Блау, Дж. Хоманса, а также социального бихевиоризма Б. Скиннера. Она позволяет делать вывод о возможности управлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний;

    г) парадигма социально-исторического детерминизма (связана с именем немецкого ученого Карла Маркса) означает, что социальная реальность понимается как совокупность отношений, которые возникают между людьми в процессе трудовой деятельности. То есть, реальная историческая роль отводится не индивидам, а массам, действующим только в благоприятном для этого контекста взаимодействии структур;

    д) парадигма психологического детерминизма сформирована на основе психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда. Согласно концепции психологического детерминизма внутренняя жизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. Социальная реальность в данной парадигме понимается как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального начала (инстинкта) и подавляющего его общества

    е) натуралистическая парадигма объединяет социологические направления, основанные на изучении социальных фактов с использованием математических и эмпирических методов, которыми пользуются естественные науки. Представителями этой парадигмы выступают О. Конт и Г. Спенсер;

    ж) интерпретирующая парадигма основана на признании принципиального различия между предметом и методами естественных и социальных наук. Это означает, что социология может не констатировать и изучать объективные факты социальной жизни, а ориентироваться на понимании субъективного мира индивидов, их мотивов и побуждений. Это составляет суть «понимающей социологии» М. Вебера;

    з) оценивающая парадигма, представителями которой являются К. Маркс, А. Этциони, К. Поппер, предполагает соединение чисто исследовательской деятельности социолога с социально-критической и социально-преобразующей деятельностью.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8611 —

    | 8175 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    http://studopedia.ru/14_67673_ponyatie-i-tipi-sotsiologicheskih-paradigm.html

    Парадигмы социологической теории

    Субъекты теории

    Вероятно, справедливо утверждение о том, что сегодня существует господство, доминация западнического подхода в мировой социологической теории. Надо признать, что, возникнув в середине XIX века, исходя из социальных потребностей западного общества, социологическая теория действительно является по преимуществу европоцентристской сферой. И, тем не менее, в настоящее время довольно определенно заявили о себе и имеют свое четко выраженное лицо и другие субъекты социологической теории, помимо Западной Европы. Где же действуют эти субъекты?

    На монреальском XIV Всемирном конгрессе Международной Социологической Ассоциации (МСА) в 1998 году в президентском докладе И. Валлерстайна очень много говорилось о не-западных, оригинальных концепциях континуума “социальное пространство – социальное время”, осмысление которого предложил арабский социолог Абдул Малек. У арабов восприятие времени и пространства совершенно другое, нежели в западном индустриальном обществе.

    Читайте так же:  Доля в уставном капитале оао

    Самобытно и значимо развивается в настоящее время социология в Латинской Америке. Известно, что в результате настойчивых усилий латиноамериканских социологов МСА включила испанский язык в число своих официальных языков. Профессор Фернандо Кардоза, бразильский социолог, создавший теорию зависимости, был благодаря этой концепции с энтузиазмом избран своей нацией президентом Бразилии.

    Достаточно интересно развивается социология в Израиле. Это продемонстрировала, в частности, работа 34 Всемирного конгресса МИС в Тель-Авиве в 1999 году. Концепции, предложенные Шмуэлем Айзенштайном, исследования Элиху Каца также вошли сегодня в мировой социологический тезаурус.

    Проанализируем теперь, кто в настоящее время является социальным субъектом социологических теорий. Ведь социальная теория важна не тем, что она справедлива, истинна, вскрывает закономерности. Она становится некоторой силой в научном, а иногда и в более широком сообществе, когда сообщество ее поддерживает, когда она принимается, легитимизируется в своей профессиональной среде, когда у нее появляются сторонники, последователи, когда на основе этой теории начинает что-то происходить, развертываются последующие, вытекающие из нее действия.

    Теория работает, когда она выходит на операциональный уровень, когда ее используют эмпирики-социологи. И с этих позиций главными социальными субъектами социологических теорий являются профессиональные социологические сообщества, международные и региональные.

    Наиболее мощным из таких объединений является Международная Социологическая Ассоциация. Есть также сравнительно небольшое по числу участников объединение, в которое входят оченьи звестные социологи, – Международный Институт Социологии (МИС), существующий с 1893 года. Менее десяти лет назад появилось, но уже очень активно действует Европейская Социологическая Ассоциация (ЕСА).

    У каждого из этих объединений есть свое лицо. Скажем, Международная Социологическая Ассоциация претендует на все без исключения поле социологических исследований. Как известно, в ее составе действует более 50 отраслевых международных исследовательских комитетов.

    Международный Институт Социологии в последнее время ориентирован, главным образом, на политическую социологию, на отслеживание того, как стыкуются теории, принятые в современном обществе, и практика, социальная реальность.

    Наконец, Европейская Социологическая Ассоциация также нашла свое собственное – интересно – лицо. Если кратко резюмировать ее сущность, то пафос деятельности ЕСА сводится к превращению Европы в Европу социального качества. Принята была даже специальная Амстердамская Декларация социального качества Европы, в которой описан чрезвычайно высокий уровень социальных достижений, показателей, выраженных в точных социальных индикаторах, за реализацию которых берутся европейские социологи. ЕСА претендует на то, чтобы стать официальной структурой в рамках европейского общества. Однако это – тема особого анализа.

    Парадигмы социологической теории

    Рассмотрим теперь основные парадигмы, в рамках которых формулируются современные социологические теории. Сегодня социологическое сообщество пришло к пониманию того, что выводить социологические парадигмы следует не из деклараций. Так, Алвин Гоулднер предлагает выводить основные парадигмы социологической теории из неявных, латентных допущений, которые часто даже сам социолог для себя не сформулировал. Однако на основе этих, не до конца им самим осознаваемых, допущений и строится весь его подход.

    Наиболее популярный в современной мировой социологии учебник “Современная социологическая теория”, изданный под редакцией Маргарет Полома, и выполненный в жанре хрестоматии (подборки текстов ведущих теоретиков), – выделяет три ведущие современные социологические парадигмы: натуралистическую, интерпретирующую и оценивающую.

    Суть натуралистической парадигмы состоит в том, что социология должна строго следовать методологии и методике естественных наук. Строгая опора на объективные факты, и только факты, – зафиксированные, воспроизводимые, прогнозируемые, – это и есть идеал научного познания.

    Главным критерием научности здесь, в частности, выступает применение математических методов. Это – один из подходов, он сегодня является достаточно живым и широко используемым. На любом социологическом конгрессе примерно 80% всех докладов обязательно сопровождаются строгими математическими выкладками, они основаны на солидном математическом анализе.

    Вторая парадигма – интерпретирующая социология. Эта социология утверждает, что процессы социального познания качественно отличаются от иных познавательных процессов. Это новое качество социальных процессов связано с их осознанием людьми, с переходом на уровень осмысления процессов и, соответственно, формулированием выводов об этих процессах. Понятно, что свое начало эта парадигма ведет от “понимающей социологии” М. Вебера. ,

    Кто сегодня развивает это направление? Прежде всего, в его рамках действуют, в частности, теоретики феноменологии, этноме

    тодологи школы Г. Гарфинкеля.

    Наконец, существует и оценивающая социология. Действующий в ее рамках социолог пытается не только добыть истину, но и связать эту истину с целями деятельности. Задача этой деятельности – на основе знаний произвести какие-то благоприятные изменения в социальных процессах и явлениях. Понятно, что начало такому парадигматическому подходу положил К. Маркс с его знаменитым тезисом о том, что “философы различным образом объясняли мир, задача же состоит в том, чтобы преобразовать его”.

    Какие современные социологические теории представляют данную парадигму? Здесь представлен значительный ряд теорий: и теория социологического воображения Ч. Райта Миллса, и социотроника А. Гоулднера, и особенно популярная в современной западной социологии концепция “открытого общества”, предложенная Карлом Поппером и Амитаем Этциони. Согласно Этциони, “открытое общество” – это общество, члены которого социально ответственны и контролируют социальные процессы на основе полного доступа к знанию, к информации, и на этой базе они принимают гласные решения. А “закрытое общество” – это то общество, где лишь имитируется доступ к информации, а также гласность принятия решений.

    Дата добавления: 2016-04-11 ; просмотров: 499 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Читайте так же:  Открытие бизнес выписка

    http://helpiks.org/7-82238.html

    Основные социологические парадигмы

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. . Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

    Трудовое воспитание детей в семье и в детском саду.

    Основные социологические парадигмы

    Прежде всего, необходимо указать, что парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

    Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун. Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.


    Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

    Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова, который выделял следующие группы социологических парадигм:

    1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

    2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

    3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

    В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

    Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

    Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

    Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

    Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

    Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном.

    Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.

    Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

    Символический интернационализм. Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

    Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

    Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем. Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

    Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

    Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

    Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

    Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.


    http://helpiks.org/2-2708.html

    Понятие парадигмы. Парадигмы в социологии

    Специфика социологии как научной дисциплины заключается в том, что в ее рамках сосуществует несколько конкурирующих подходов к объяснению общественных процессов и явлений. Поэтому социологию называют мультипарадигмальной наукой. Термин «парадигма» (от греч. paradeigma – пример, образец) используют в философии науки для объяснения закономерностей формирования научных представлений, теорий и методов. Данное понятие известно со времен античности. Однако, широкое распространение оно приобрело после работ американского философа и историка науки Томаса Куна (1922-1996).

    Т. Кун в работе «Структура научных революций» (1962) определил парадигмы как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». [7] Данная дефиниция, как отмечает сам Т. Кун, предполагает двойное прочтение. Согласно своему первому смыслу, парадигма представляет собой один из решающих факторов формирования и функционирования научного сообщества. Такое понимание сути «парадигмы» Кун назвал социологическим. Здесь наше внимание сосредоточено не на объекте изучения, а на субъекте научного познания – научном сообществе.

    Читайте так же:  Какой капитал нужен для открытия бизнеса

    Второе значение термина «парадигма», по Т. Куну, – образец (пример) решения проблем. Такой образец представляет собой удачное решение сложной проблемы, появившееся на определенной стадии развития данной научной дисциплины. Впоследствии этот образец позволяет быстро и эффективно разрешать сходные затруднения. С этой точки зрения парадигма является своеобразным руководством для решения проблем определенного класса.

    Таким образом, понятие парадигмы позволяет соединить изучение объективного и субъективного аспектов знания, помогает понять не только, что и как исследует ученый, но и почему он в качестве объекта своего изучения выбрал определенный фрагмент реальности. Все это способствует формированию целостного представления о процессе роста научного знания.

    В социологическом словаре, составленном Н. Аберкромби, С. Хиллом и Б.С. Тернером, утверждается, что в социологии термин «парадигма» несколько размыт и является синонимом понятия «социологическая школа». Дж. Масионис полагает, что социологическая парадигма – это исходный образ общества, который направляет ход мышления и исследования.

    Особого внимания, с нашей точки зрения, заслуживает определение социологической парадигмы, предложенное профессором В.А. Ядовым. Он пишет, что «парадигма в социологии есть такое системное представление о взаимосвязях различных теорий, которое включает: (а) принятие некоторой общей для данных теорий философской («метафизической») идеи о социальном мире с ответом на критериальный вопрос: что есть «социальное»? (б) признание некоторых общих принципов, критериев обоснованности и достоверности знания относительно социальных процессов и явлений и, наконец, (в) принятие некоторого общего круга проблем, подлежащих или не подлежащих исследованию в рамках данной парадигмы». [8] Данное определение, по нашему мнению, наиболее полно отражает суть описываемого явления.

    Приняв определение В.А. Ядова в качестве базового, проанализируем основные социологические парадигмы в трех ракурсах. Во-первых, рассмотрим парадигмы, обосновывающие самостоятельный статус социологии и отделяющие ее от других сфер знания. Во-вторых, выделим парадигмы, проводящие существенные различия между стадиями в развитии социологии. И, в-третьих, раскроем суть парадигм, которые дифференцируют современные социологические научные сообщества.

    Парадигмой, явившийся «индикатором» самостоятельности социологии, фактором, отделившим социологическое знание от философского, стал позитивизм (от лат. positivus – положительный). Его появление неразрывно связано со становлением социологии как науки. Исходные принципы позитивизма были сформулированы «отцом» социологии О. Контом (1798-1857) в первой трети XIX века в противовес спекулятивному умозрительному теоретизированию. Цель позитивизма заключалась в создании новой системы знания об обществе на основе законов и методов естественных наук. О. Конт считал, что знание об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки. Позитивисты призывали отказаться от абстрактных рассуждений об обществе и ратовали за создание такой «позитивной» социальной теории, которая соответствовала бы всем основным параметрам естественно-научной теории.

    Позитивизм был господствующей парадигмой в период ранней классики. На его основе строились практически все социологические теории. Поздняя классика ознаменовалась появлением антипозитивистской традиции, которая не представляет собой парадигму в истинном смысле этого слова. Антипозитивизм в социологии вбирает в себя целый ряд различных теорий и концепций: психологическая социология, формальная социология, неокантианская традиция, социология М. Вебера и др. Несмотря на многочисленные отличия, существующие между упомянутыми подходами, все они едины в своей критике позитивизма, в протесте против признания естествознания эталоном научности.

    Послевоенная социология характеризуется широким разнообразием социологических школ и направлений. Однако, статуса парадигмы, по нашему мнению, заслуживает лишь структурно-функциональный подход, разработанный Т. Парсонсом и Р. Мертоном. Структурный функционализм на несколько десятилетий превратился в локомотив развития социологической науки. В его рамках было создано множество теорий и концепций, описывающих и объясняющих основные структуры общественной жизни и функции этих структур.

    В преддверии того, что мы называем новейшей социологией, структурный функционализм впал в глубокий кризис. Оказалось, что анализ общественных структур на макроуровне, демонстрирующий свою эффективность в послевоенные годы, теряет из виду самое главное – человеческую жизнь. Восполняя этот пробел, многочисленные формы интерпретативной социологии (феноменология, этнометодология, символический интеракционизм и др.) постепенно приобрели статус парадигм. Структурный функционализм, имея огромный потенциал, не исчез, а трансформировался в неофункционализм.

    В современной социологии отсутствуют общепризнанные критерии выделения социологических парадигм, а, следовательно, нет и их единой классификации. Широкое распространение и признание значительной части научного сообщества получила точка зрения по этому вопросу американского ученого Дж. Ритцера. Он выделяет в западной социологии три основные парадигмы:

    1) «фактуалистская парадигма» (парадигма социальных фактов), куда он включает структурный функционализм и конфликтологический подход;

    2) «дефиниционистская парадигма» (парадигма социальных дефиниций, или определений), в которую входят символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология);

    3) парадигма социального бихевиоризма (концепция социального обмена и бихевиористская социология).

    Согласно парадигме социальных фактов нужно изучать объективную реальность. Социальные факты, по мнению одного из родоначальников этой парадигмы Э. Дюркгейма, имеют два главных признака: они существуют вне и независимо от индивида и оказывают на него принудительное воздействие. Социальная реальность, таким образом, представляется как внеиндивидуальная и на­дындивидуальная. Общество предшествует индивиду и определяет его поведение.

    Сторонники парадигмы социальных дефиниций считают, что общество – это не объективная, а субъективная реальность. Акторы создают его путем своих действий и взаимодействий, а также посредством определения социальных ситуаций. Знаменитая «теорема Томаса» (один из постулатов символического интеракционизма) гласит: «если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям». Иными словами, то, как мы воспринимаем действительность, важнее, чем сама эта действительность.

    Читайте так же:  Регистрация юридических лиц метро чертановская

    Социальные бихевиористы также анализируют социальную реальность, исходя из межиндивидуальных взаимодействий. Эти взаимодействия рассматриваются как реакции на внешние раздражители (стимулы). Важную роль в человеческих взаимоотношениях играют награды и поощрения. Одно из фундаментальных стремлений индивида – это стремление к обмену.

    Другой американский теоретик Дж. Александер считает парадигмами марксизм, социологические теории конфликта, обмена, структурный функционализм, символический интеракционизм, концепцию культуры в герменевтической традиции и этнометодологию. Английский ученый Э. Гидденс в качестве парадигм классической социологии рассматривает концепции О. Конта, К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма. Среди современных социологических теорий статуса парадигм, по его мнению, заслуживают структурализм, функционализм, марксизм, теорию конфликтов, символический интеракционизм.

    В.А. Ядов предложил следующую классификацию социологических метапарадигм и связанных с ними предпосылок и следствий (см. таблицу 1).

    Таблица 1. Социологические метапарадигмы, по В.А. Ядову

    Этапы развития науки Научная картина мира Критерий научности Что есть обще­ство Критерий обосно­ванности знания
    Классическая наука Мир не зави­сим от нас. Надо вы­явить его свойства и законы раз­вития Воспроизводи­мость знания путем приме­нения той же методологии Целостная сис­тема Стройная непро­тиворечивая тео­рия
    Постклассика – модерн Мир объек­тивен, но ученый не может адек­ватно его от­разить В физике – принцип до­полнительно­сти. Понимаю­щая социоло­гия Социальные взаимодействия Подтверждение предсказанного и ранее не наблю­давшегося
    Постпостклас­сика. Наука на­шего времени (граница ХХ-ХХI вв.) Мир в посто­янном изме­нении Ясность исход­ных посылок и методологии. Дискурс в на­учном сообще­стве Конструкции не­прерывно ме­няющейся ре­альности аген­тами, которые и производят со­циальные изме­нения Неоднозначность, то есть множест­венность объясне­ния изучаемых процессов (фено­менов)

    Комментируя данную таблицу, В.А. Ядов, отмечает, что классическое наследие в социологической теории соответствует первой горизонтали схемы. Великие теоретики XIX в., традиции которых завершаются Т. Парсонсом, стремились к созданию целостной и всеобъемлющей макротеории, отвергая любые иные построения с той же претензией. Постклассический период в науке знаменуется отказом от следования «единственно правильной» теории и порождает своего рода гибриды. Так, П. Бурдье называл свой подход «структуралистским конструктивизмом», или «конструктивистским структурализмом». Э. Гидденс утверждает «дуальность» структур. Нынешнее состояние макротеории характеризуется, по В.А. Ядову, сверхмножественностью. Границы внутри социального знания и между социальным знанием и естественнонаучным знанием стираются. [9]

    Мы полагаем, что спор относительно критериев систематизации основных социологических парадигм не может быть разрешен в принципе. Он является проявлением самой сути социологии, ее многогранности, разносторонности, многоуровневого характера. Различные подходы к классификации парадигм современной социологии свидетельствуют о том, что мультипарадигмальный характер социологии проявляется также и в саморефлексии.

    Развитие социологической теории, начиная с середины XIX века вплоть до настоящего времени, было обусловлено двумя взаимоисключающими тенденциями, которые, в конечном итоге, и привели к мультипарадигмальности современной социологии. С одной стороны, это тенденция к созданию всеобъемлющей социологической теории (парадигмы), которая в общем объясняла бы все многообразие социальных явлений и процессов. С другой стороны, это тенденция к более точному, детальному отображению различных сторон социальной жизни людей. Первая тенденция привела к появлению структурных социологических парадигм (структурный функционализм, теории социального конфликта), вторая – к возникновению интерпретативных концепций (символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология). Формирование объединительных парадигм (теории Э. Гидденса, П. Бурдье и др.) явилось выражением стремления соединить обе тенденции.

    Ряд ученых связывают мультипарадигмальность социологии либо с низким уровнем развития социологической теории, либо с ее кризисом. Мы полагаем, что наличие множества парадигм в рамках социологии является основой ее громадного потенциала. Сила науки – в разнообразии. Существование различных социологических парадигм открывает перед исследователем широкие возможности и предоставляет им больше пространства для маневра. Ученый может выбрать ту или иную парадигму, примкнув к соответствующему научному сообществу, на основе целого ряда критериев: согласно своим убеждениям и принципам, сообразно объекту и предмету изучения, а также в соответствии с целями и задачами исследования. В результате, растет объективность и эффективность научных изысканий.

    Вопросы и задания по теме

    1. Какие социально-экономические факторы повлияли на возникновение социологии?

    2. Каким образом развитие капитализма оказало влияние на формирование взглядов первых социологов?

    3. Охарактеризуйте роль Великой французской революции как фактора возникновения социологии.

    4. Выделите и проанализируйте социологические аспекты во взглядах античных философов (Платона, Аристотеля, Сенеки и др.).

    5. В чем состоит главная идея теорий естественного состояния и общественного договора?

    6. Почему, по мнению Т. Гоббса, для общества в естественном состоянии характерна «война всех против всех»?

    7. Расскажите об основных идеях Ш. Монтескье, содержащихся в его работе «О духе законов».

    8. Какую роль сыграли концепции прогресса в формировании социологического знания?

    9. Существуют ли социальные законы? Если да, то чем они отличаются от законов природы?

    10. Опишите основные методологические ориентиры науки Нового времени?

    11. Охарактеризуйте эмпирический метод, разработанный Ф. Бэконом.

    12. Выделите основные правила рационалистического метода Р. Декарта.

    13. Какую роль сыграли открытия в области естественных наук в возникновении социологии?

    14. Что такое парадигма?

    15. Приведите основные классификации социологических парадигм?

    | следующая лекция ==>
    Для становления социологии | Предпосылки его социологии

    Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 1584 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Видео (кликните для воспроизведения).

    http://helpiks.org/9-44775.html

    Открытые и закрытые парадигмы в социологии организаций
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here