Оценка внутреннего финансового аудита

Главное в статье: "Оценка внутреннего финансового аудита" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Содержание

Внутренний финансовый аудит: подтверждение достоверности бюджетной отчетности

Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии бюджетного учета, установленной Минфином России, Бюджетный кодекс выделяет в отдельную цель внутреннего финансового аудита. Это делает соответствующую проверку обязательной к проведению. В статье даны рекомендации, каким образом осуществить это контрольное мероприятие с использованием риск-ориентированного подхода.

Елена Олеговна МЕТЕЛЬКОВА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации класса

Екатерина Васильевна ПОНОМАРЕВА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации класса

Смарта 2018 года в связи с утверждением постановления Правительства РФ от 24 марта 2018 года № 325 субъект внутреннего финансового аудита обязан проводить аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности с применением основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита. Кроме того, аудитор должен проверять соблюдение главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности.

В этой связи перед участниками бюджетного процесса, на которых в соответствии со статьей Бюджетного кодекса возложены бюджетные полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, стоит задача по применению риск-ориентированного подхода при организации аудиторской проверки подтверждения достоверности отчетности. Сама по себе эта проверка является наиболее сложной ввиду отсутствия единой методологии ее проведения.

Без учета рисков

До применения риск-ориентированного подхода аудит заключался в выборочной или сплошной проверке фактов финансово-хозяйственной жизни, совершаемых экономическим субъектом, а также своевременности и правильности их отражения в бюджетном учете и отчетности. Объем данных отчетности, подлежащих проверке, определялся исходя из профессионального суждения аудитора, что не позволяло четко систематизировать проверку, предварительно определив основные этапы ее проведения. Выводы о достоверности бюджетной отчетности аудитор также делал на основании своего профессионального суждения по результатам аудиторской проверки. По срокам аудиторская проверка начиналась уже после официальной сдачи бюджетной отчетности в органы внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Это, безусловно, снижало ее эффективность с точки зрения минимизации рисков, связанных с выполнением внутренней бюджетной процедуры по формированию бюджетной отчетности, а следовательно, и эффективность самого внутреннего финансового аудита.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Задачей внутреннего финансового аудита должна быть не только констатация свершившегося факта нарушения — указание недостоверных данных в бюджетной отчетности, — но и подготовка предложений по принятию мер, направленных на предотвращение риска искажения показателя, которое может быть выявлено в ходе проверок государственного финансового контроля. Определение методологии проведения аудиторской проверки достоверности отчетности, основанной на риск-ориентированном подходе, как раз и должно быть направлено на решение вышеуказанной задачи.

Внутренний финансовый аудит организации

В нашей стране внутреннему аудиту финансовой отчетности уделяется пока меньше внимания, чем он заслуживает. Внутренний финансовый аудит — вид деятельности организации, который на основе внутренней документации контролирует звенья управления и различные сферы финансовой деятельности компании.

Осуществлением внутреннего финансового аудита занимается специальный отдел, который работает в составе проверяемой компании. Такая проверка необходима руководству, чтобы иметь возможность изучить и проанализировать реальное состояние дел в их организации. На основе полученной в ходе финансового аудита информации руководство разрабатывает пути улучшения работы организации. Деятельность внутренних аудиторов носит консультационный характер.

Понятие финансового аудита

Финансовый аудит — это комплексная проверка экономического и финансового состояния организации, проверка достоверности информации в финансовой отчетности организации, а также анализ и оценка перспектив ее развития, которая может проводиться как специалистами самой организации (внутренний аудит), так и сторонними аудиторскими компаниями по заказу руководства (независимый аудит).

На практике финансовый аудит чаще рассматривается как весьма узкое понятие, обычно включающее в себя классический обязательный аудит финансовой бухгалтерской отчетности.

В ходе аудита финансовой деятельности организации:

  • выявляются финансовые риски (налоговые, правовые, административные, хозяйственные);
  • выдаются рекомендации по их снижению.

Задача проведения аудиторской проверки — проанализировать доходность и эффективность основной, финансовой и инвестиционной деятельности компании. Для выполнения этой задачи необходимы детальные изучение, анализ и оценка информации, представленной в финансовой отчетности организации.

Нечисловые значения

При осуществлении субъектом аудита оценки рисков искажения показателей бюджетной отчетности может возникнуть сложность с показателями, которые не имеют числового значения. Это показатели, которые, например, раскрывают особенности ведения бюджетного учета, указывают перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъекта отчетности, и другую информацию, раскрываемую в пояснительной записке к бюджетной отчетности, определенной требованиями СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». В этом случае определение значения критерия существенности ошибки субъектом аудита должно формироваться на основании его профессионального суждения с учетом требований СГС «Концептуальные основы».

Читайте так же:  Регистрация адреса юридического лица документы

Полноту информации мы рассматриваем как степень раскрытия в бюджетной отчетности сведений, наличие которых предусмотрено Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ ( Утверждена приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н.), и подтверждения фактов осуществления контрольных действий при формировании соответствующих сведений.

Информация соответствует признакам нейтральности, если она позволяет принимать объективные (непредвзятые) управленческие решения или формировать объективные (непредвзятые) профессиональные суждения.

В целях определения итогового значения существенности ошибки также предполагается использовать критерии искажения бюджетной отчетности, предусмотренные статьей 15.15.6 КоАП РФ.

Оценка рисков искажения показателей консолидированной бюджетной отчетности предлагается проводить на основе критерия существенности ошибки. При этом его оценка производится на предмет соблюдения порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности в соответствии с методологией, установленной Минфином России, с учетом результатов внутриформенного и межформенного контроля. Также необходимо учесть результаты ранее проведенных контрольных мероприятий органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Паспорт проекта

ID проекта: 01/02/12-19/00097931

Дата создания паспорта проекта: 09.12.2019

Вид НПА: Проект ведомственного приказа

Название: Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Проведение внутреннего финансового аудита»

Данный проект проходит процедуру раскрытия информации в соответствии с:

Срок общественного обсуждения (дней): 15

Дата начала проведения обсуждения: 09.12.2019

Дата завершения проведения обсуждения: 23.12.2019

Ответственное лицо: Аплетаева Валерия Вадимовна

Срок общественного обсуждения (дней): 7

Дата начала проведения обсуждения: 09.12.2019

Дата завершения проведения обсуждения: 15.12.2019

Адрес электронной почты для отправки участниками обсуждения своих предложений : [email protected]

Почтовый адрес для отправки участниками обсуждения своих предложений: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9

Ответственное лицо: Аплетаева Валерия Вадимовна

Внутренний финансовый аудит

Приказом Минфина России от 29 декабря 2017 г. № 1401 внесены изменения в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению главными распорядителями и главными администраторами доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также распорядителями и администраторами, имеющие в своем ведении получателей бюджетных средств, администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового аудита.

Внутренний финансовый аудит направлен на:

  • оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности;
  • подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
  • подготовку предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита структурное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) должностные лица главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Объектом аудита являются структурные подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств.

В порядок проведения внутреннего финансового аудита внесены следующие изменения:

Заключение по результатам контрольного мероприятия «Анализ осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными администраторами (распорядителями) средств городского бюджета за 2018 год»

по результатам контрольного мероприятия

«Анализ осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными администраторами (распорядителями) средств городского бюджета за 2018 год»

29 марта 2019 года г. Салехард

Цель контрольного мероприятия: оценка состояния внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемых главными администраторами бюджетных средств бюджета муниципального образования город Салехард, и формирование предложений о принятии мер, направленных на повышение качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Предмет контрольного мероприятия: — правовые акты объектов контроля, устанавливающие порядок учёта и хранения журналов внутреннего финансового контроля, порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля, предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления; форму акта аудиторской проверки, порядок направления и сроки его рассмотрения объектом аудита; иные правовые акты, принятые в целях организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита; планы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на 2018 год; журналы внутреннего финансового контроля, сформированные в проверяемый период; документы, содержащие информацию о принятых руководителями объектов контроля решениях по итогам рассмотрения информации о результатах внутреннего финансового контроля; акты и другая рабочая документация аудиторских проверок, проводимых в рамках реализации внутреннего финансового аудита, письменные возражения по актам аудиторских проверок; должностные инструкции должностных лиц, уполномоченных на осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Состав участников контрольного мероприятия:

ответственный участник — начальник контрольно-ревизионного отдела Ю. В. Радченко; участник – главный специалист контрольно-ревизионного отдела Е. В. Перцева.

1) Администрация муниципального образования города Салехарда;

2) Департамент городского хозяйства Администрации города Салехарда;

3) Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации города Салехарда;

4) Управление общей политики Администрации города Салехарда;

5) Департамент по труду и социальной защите населения Администрации города Салехарда;

6) Управление культуры и молодежной политики Администрации города Салехарда;

7) Управление имущественных отношений Администрации города Салехарда;

8) Управление по физической культуре и спорту Администрации города Салехарда;

9) Департамент образования Администрации города Салехарда;

Читайте так же:  Методика проведения аудиторских проверок устанавливается

10) Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города Салехарда.

Обследуемый период: с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 21 января 2019 года

по 30 марта 2019 года.

Метод осуществления контрольной деятельности: обследование.

Особенности оценки эффективности внутреннего финансового аудита

Автор: И.С. Егорова, канд. экон. наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», член экспертного совета СРО РСА, e-mail: [email protected]
Журнал “АУДИТОР” №4-2018
Опубликовано: 11 мая 2018

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья посвящена вопросам оценки эффективности использования средств, выделенных на осуществление внутреннего финансового аудита, а также проблемам определения показателей эффективности и их идентификации, при этом основной акцент сделан на особенности определения показателей эффективности использования государственных ресурсов.

В рамках аудита в настоящее время как в российской, так и в международной практике важнейшее значение приобретает оценка эффективности вложенных средств. Несмотря на то, что согласно стандартам ау­диторской деятельности пользователь не дол­жен принимать мнение аудитора как под­тверждение эффективности ведения дел руководством экономического субъекта, дан­ная оценка является одной из основных при принятии управленческих решений. Кроме того, оценка эффективности является перво­степенной при осуществлении внутреннего контроля и внутреннего аудита в соответ­ствии с профессиональными стандартами деятельности.

При определении понятия «эффектив­ность» его нередко отождествляют с поня­тием «эффект», что является неверным с позиций идентификации и определения данных понятий. ГОСТ ISO 9000-2011 «Меж­государственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и сло­варь» трактует понятие эффективности (efficiency) как связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Вопросы аудита эффективности сегодня достаточно хорошо изучены применитель­но к оценке использования государственных средств как при осуществлении государ­ственного аудита, так и при определении системы ключевых показателей эффектив­ности для госкомпаний. Аудит эффектив­ности занимает одно из основных мест в видовой структуре контрольных меропри­ятий, проводимых Счетной палатой, кото­рые в зависимости от поставленных целей и характера решаемых задач подразделя­ются на несколько видов, представленных на рис. 1.

В разное время термин «аудит эффектив­ности» в контексте эффективности исполь­зования государственных средств опреде­лялся по-разному. Так, в [16] аудит эффек­тивности определяется как новый вид конт­роля, призванный оценить результативность различных бюджетных расходов и их влия­ние на социально-экономическое положение страны и отдельных регионов, в [14] — как разновидность финансового контроля госу­дарственных средств, осуществляемого путем проведения проверок деятельности органов государственной власти, других распоряди­телей и получателей государственных средств в целях определения эффективности исполь­зования ими государственных средств, полу­ченных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач.

С.Н. Рябухин под аудитом эффективно­сти государственных расходов понимает систематизированную, целенаправленную, организованную и объективную проверку деятельности органов государственной вла­сти в части расходования финансовых средств и сохранности государственного имущества. Также автор подчеркивает, что аудит эффективности может рассматривать­ся как одно из направлений деятельности государственной организации или же функ­ционально ориентированная область ис­пользования бюджетных средств, охваты­вающая ряд ведомств и организаций [11].

По мнению И.А. Зуевой, аудит эффектив­ности государственных расходов — это со­временная форма финансового контроля, играющая существенную роль в структуре учета в рамках государственной контроль­ной системы и имеющая целью оценить на­правления и дать гарантии эффективной работы и экономного использования госу­дарственных ресурсов [12].

Е.Н. Синева отмечает, что аудит эффек­тивности является инструментом государ­ственного финансового контроля. Направ­ленность же аудита эффективности харак­теризуется, по мнению автора, не только оценкой эффективности, экономичности и рентабельности управленческой деятель­ности, но и выработкой рекомендаций по устранению нарушений и дальнейшему повышению результативности использова­ния бюджетных средств [15].

М.П. Афанасьев называет аудит эффек­тивности новой ступенью развития систе­мы государственного финансового контро­ля, которая представляет собой независи­мую проверку, осуществляемую государ­ственными органами внешнего контроля в целях оценки результативности и эконом­ности процесса расходования бюджетных средств и управления государственной соб­ственностью [5].

Ф.В. Голубев считает, что аудит эффек­тивности — это проверка экономичности, продуктивности и результативности, с ко­торыми проверяемая организация исполь­зует имеющиеся ресурсы [6].

В соответствии со статьей 160.2-1 Бюд­жетного кодекса целями внутреннего фи­нансового аудита являются: оценка надеж­ности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждение досто­верности бюджетной отчетности и соот­ветствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам Минфина России, а также подготовка предложений о повы­шении экономности и результативности использования бюджетных средств.

Ввиду особой актуальности, которую приобретают в настоящее время вопросы организации и методики проведения внут­реннего контроля и внутреннего аудита в государственном секторе экономики, це­лесообразно эффективность контрольных мероприятий рассматривать с двух позиций:

  • стандарта СГА 104 «Стандарт внешне­го государственного аудита (аудита). Аудит эффективности»;
  • стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 311 «Проверка и ана­лиз эффективности внутреннего финансо­вого аудита».

Предназначение у этих стандартов раз­ное — в первом охарактеризованы подходы к определению эффективности использо­вания государственных средств в объектах внешнего государственного аудита, во вто­ром приведено методологическое обеспе­чение проверки и анализа эффективности внутреннего аудита Счетной палатой Рос­сийской Федерации.

В СГА 311 рассматриваются общие по­ложения, содержание внутреннего финан­сового аудита, предмет, цели, задачи, мето­дика проведения проверки и анализа эф­фективности внутреннего финансового аудита.

Читайте так же:  Минимальный размер уставного капитала публичного акционерного общества

К документу прилагаются типовые таб­лицы для занесения в них результатов про­верок в целях дальнейшего анализа и полу­чения результатов, свидетельствующих о состоянии внутреннего финансового ау­дита. Основные цели, задачи, этапы орга­низации и проведения проверки и анализа системы внутреннего финансового контро­ля согласно Стандарту внешнего государ­ственного аудита (контроля) СГА 311 «Про­верка и анализ эффективности внутренне­го финансового аудита» представлены на рис. 2.

СГА 311 используют члены Коллегии Счетной палаты, инспекторы и иные со­трудники аппарата Счетной палаты:

  • при проверке исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюдже­тах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финан­совый год;
  • при проведении в главном администра­торе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств самостоятельных тема­тических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, включающих в себя или направленных на проверку и анализ эффективности внутреннего финансового аудита.

Проверка и анализ внутреннего финан­сового контроля осуществляются в два этапа:

  • на первом этапе оценивается, прове­ряется и анализируется подготовленность системы внутреннего финансового аудита к выполнению стоящих перед ней задач;
  • на втором этапе изучаются и анализи­руются результаты функционирования сис­темы внутреннего финансового аудита, оценивается эффективность стоящих перед ней задач.

В целях реализации каждого этапа в СГА 311 предусмотрен список вопросов, позволяющих получить количественные оценки эффективности системы внутрен­него финансового аудита для последующе­го их анализа. Выводы, сформулированные в ходе анализа результатов проверки с по­мощью заполнения соответствующих таблиц и получения количественных оценок, гово­рят об эффективности или неэффективно­сти системы внутреннего контроля. Таким образом, по существу, в СГА 311 представ­лена доступная и удобная схема оценки системы внутреннего финансового аудита, но в то же время он не позволяет оценить эффективность использования выделяемых на осуществление внутреннего финансово­го аудита государственных средств.

В этой связи в данной статье предлага­ется ряд показателей, которые могут быть использованы при подготовке предложений о повышении экономности и результатив­ности использования бюджетных средств в рамках осуществления внутреннего фи­нансового аудита. В качестве оценочных нами рекомендуется применение трех по­казателей, а именно: экономности, продук­тивности, результативности [1] .

[1 ] Егорова И.С. Особенности аудита эффективности: пробле­мы идентификации и осуществления // Аудитор. — 2017. — № 1.

Экономность характеризуется достиже­нием заданных результатов с использова­нием наименьшего объема федеральных и иных ресурсов, поэтому условие эконом­ности использования федеральных и иных ресурсов на осуществление внутреннего аудита в формализованном виде можно представить следующим образом:

При этом под Р1 можно понимать до­полнительно разработанные в рамках сис­темы внутреннего контроля результаты оценки эффективности использования фе­деральных и иных средств дополнительно к максимально возможным.

Для оценки результативности исполь­зования федеральных и иных ресурсов на осуществление внутреннего финансо­вого аудита можно воспользоваться формой рабочего документа, представленного в табл. 3.

Анализ различных показателей эффектив­ности использования федеральных и иных ресурсов на осуществление внутреннего ау­дита позволяет сделать вывод, что показа­телем эффективности по сути является только показатель продуктивности, пока­затели же экономности и результативности являются показателями эффекта.

Предлагаемая форма рабочего документа оценки результативности федеральных и иных ресурсов на осуществление внутреннего финансового аудита (составлено автором)

Обозначение, методика расче­та

Отклонение, тыс. руб.

Объем федеральных и иных ресурсов на осуществление внутреннего финансового аудита, тыс. руб.

Финансовый аудит как способ оценки состояния и перспектив развития компании

Профессионально проведенная аудиторская проверка финансовой отчетности зачастую выявляет резервы, благодаря которым организация может рассчитывать на дополнительную прибыль. Поэтому, актуально проведение финансового аудита, с помощью которого прослеживается состояние системы документооборота и ликвидируются слабые места .

Кто вправе заказывать финансовый аудит организации

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг — руководству (собственникам) компании. В зависимости от формы деятельности организации это могут быть:

  • участники собрания акционеров;
  • совет директоров;
  • члены производственного кооператива;
  • наблюдательный совет;
  • исполнительные органы.

Независимый финансовый аудит необходим руководителям организаций для объективной оценки эффективности финансовой деятельности и бизнеса.

Если компания подлежит обязательному аудиту финансовой и бухгалтерской отчетности, получить аудиторское заключение является ее обязанностью.

В частности, организации, которые требуют периодического обязательного проведения финансового аудита:

  • организации, которые имеют организационно-правовую форму акционерного общества;
  • организации, которые ведут кредитную или страховую деятельность;
  • общества взаимного страхования;
  • товарные или фондовые биржи;
  • инвестиционные государственные внебюджетные фонды;
  • организации, в отношении которых периодическое проведение обязательного финансового аудита и отчет перед контролирующими органами предусмотрены законодательством;
  • организации, которые осуществляют эмиссию ценных бумаг.

Кто вправе проводить аудит финансовой отчетности

Аудиторские услуги могут осуществлять:

  • аудиторские организации — коммерческие юридические лица;
  • индивидуальные аудиторы —индивидуальные предприниматели с квалификационным аттестатом аудитора.

При этом для того, чтобы заниматься аудитом, такие компании и ИП должны быть членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторские услуги можно будет оказывать с даты внесения сведений о соответствующем юрлице или ИП в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.

Нужна методология

Вопрос о том, каким образом приметить риск-ориентированный подход при проведении аудиторской проверки достоверности отчетности, недостаточно регламентирован. В Методических рекомендациях по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Минфина России от 30 декабря 2016 года № 822, дано определение бюджетного риска и критерии, по которым оценивается риск искажения бюджетной отчетности. При этом не определены критерии выборки и отбора данных, подлежащих проверке.

Читайте так же:  Регистрация ооо по временной регистрации директора

Таким образом, методика применения риск-ориентированного подхода при подтверждении достоверности отчетности должна описывать:

  • порядок осуществления выборки данных, подлежащих обязательной проверке, с учетом оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
  • порядок определения предмета проверки отобранных данных;
  • порядок оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
  • алгоритм формирования профессионального суждения о достоверности бюджетной отчетности субъектом аудита с учетом указанной оценки рисков.

Подтверждение достоверности отчетности является одной из целей внутреннего финансового аудита, осуществляемого участниками бюджетного процесса, определенными положениями статьи Бюджетного кодекса. Это значит, что методология подтверждения достоверности отчетности должна либо предусматривать этап консолидации бюджетной отчетности (для участников бюджетного процесса, имеющих подведомственных получателей бюджетных средств) либо его не учитывать (в случае отсутствия подведомственных получателей бюджетных средств).

Нами будет рассмотрена методология подтверждения бюджетной отчетности, предусматривающая этап консолидации бюджетной отчетности участниками бюджетного процесса, имеющими подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств.

Значимость аудиторского заключения для компании

Лучшим подтверждением надежности и честности компании в современном деловом мире служит заключение независимого аудитора о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности. Кроме того, аудиторское заключение необходимо для подтверждения имиджа и деловой репутации компании при заключении договоров и соглашений с партнерами или различными кредитными организациями.

По результатам аудиторского заключения руководитель организации принимает решение о необходимости конкретных действий. Как правило, после принятых мер налоговые органы не налагают штрафы при проведении плановых проверок. Таким образом, компаниям удается избежать значительных финансовых потерь.

Необходимость проведения финансового аудита

Кроме обязательного аудита финансовой отчетности, на практике часто бывают ситуации, при которых проведение финансового аудита компании является желательным:

  • чтобы оценить компетентность и работу штатных бухгалтеров в разрезе правильного ведения бухгалтерского учета;
  • в случае смены финансового директора, главного бухгалтера или директора организации;
  • для проверки экономической финансовой отчетности перед сдачей ее в государственные органы и управление статистики;
  • в преддверии налоговой проверки;
  • при желании уменьшить судебные риски;
  • при возникновении долгов и больших издержек производства;
  • если руководство планирует продать или приобрести работающий бизнес;
  • перед привлечением дополнительных сторонних инвестиций.

Выбор показателей

Аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности можно разделить на два блока:

  • формирование суждения о достоверности показателей отчетности экономического субъекта как получателя бюджетных средств;
  • проверка соблюдения порядка составления консолидированной отчетности, установленного Минфином России, в том числе положений СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года № 260н (рисунок 1).

Рисунок 1. Этапы подтверждения достоверности бюджетной отчетности

Ограниченность сроков проведения проверки и трудовых ресурсов субъекта внутреннего финансового аудита не позволяет провести полную проверку бюджетной отчетности экономического субъекта, в связи с чем формирование суждения о достоверности бюджетной отчетности осуществляется на основе оценки рисков искажения ее показателей. Но прежде, чем приступить к оценке риска, субъекту аудита необходимо осуществить выборку показателей, а также определить, на предмет чего в обязательном порядке будут проверяться факты финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, отраженные в бюджетном учете и отчетности.

Важно

Принятие Федерального закона от 29 мая 2019 года № 113?ФЗ, которым внесены изменения в статью 15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях, позволило определить четкие критерии установления существенности ошибок, допущенных при составлении бюджетной отчетности. Указанная статья теперь дает конкретные определения для нарушения требований к ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. Предполагается возможным применять соответствующие этим определениям критерии при выведении оценочного значения существенности ошибки.

Существенность ошибки определяет оценочную (прогнозируемую) величину искажения показателя и ее влияние на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений. Соответственно, существенность предлагается оценивать по наличию первичных учетных документов, правильности ведения бюджетного учета, отклонениям, выявленным по контрольным соотношениям в ходе проводимой камеральной проверки.

Вероятность и существенность

Риск искажения бюджетной отчетности, как и любой другой бюджетный риск, имеет два критерия оценки — вероятность допущения ошибки и существенность ошибки.

Вероятность представляет собой степень возможности наступления какого-либо события, в нашем случае искажения показателя. Предлагается определять ее на основе анализа организации ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности. То есть нужно смотреть, насколько документы учетной политики соответствуют методологии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, достаточно ли их количества для совершения операций. Необходимо определить своевременность и полноту предоставления этих документов, проводится ли инвентаризация активов и обязательств, какова степень автоматизации бюджетного учета операций. Кроме того, для ответа на вопрос о вероятности риска используется информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также результаты оценки качества финансового менеджмента в части показателей, характеризующих процедуру ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

Период проверки

Что касается периода, в отношении которого проводится аудиторская проверка, то известны случаи, когда субъекты внутреннего финансового аудита предпочитали проводить аудит отчетности за девять месяцев текущего года. При этом аудитору необходимо помнить о возможности ретроспективного применения измененной учетной политики согласно СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденному приказом Минфина России от 30 декабря 2017 года № 274н. Использование этой возможности объектом аудита может отразиться на корректности и достаточности выводов по результатам аудита. Представляется более целесообразным проводить аудит достоверности годовой бюджетной отчетности в срок до окончания контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля. Такой срок предлагается не случайно. Необходимо понимать, что выявление нарушений не является самоцелью внутреннего финансового аудита. В качестве одной из главных его задач мы рассматриваем снижение бюджетных рисков, для чего результаты аудита должны передаваться объектам в сроки, когда они действительно актуальны, в том числе в период, в котором допускается внесение экономическим субъектом исправлений в бюджетную отчетность.

Читайте так же:  Дивиденды по акциям распадская в году

В ходе проведения проверки представляется возможным сообщать структурным подразделениям экономического субъекта о выявленных недостатках и нарушениях в целях их своевременного реагирования и исправления ошибок до направления бюджетной отчетности органам государственного финансового контроля. При этом в документах, формируемых по результатам проверки, рекомендуется отражать результаты аудита в полной мере, с указанием на то, что недостатки или нарушения были устранены в ходе проведения проверки (рисунок 2).

Рисунок 2. Исправление ошибок в период проведения аудиторской проверки при риск-ориентированном подходе

Таким образом, рассмотренные выше рекомендации по подтверждению достоверности отчетности с применением риск-ориентированного подхода позволяют структурировать проведение соответствующей проверки и определить основные вопросы программы контрольного мероприятия.

Документы

Проекты нормативно-правовых актов, подготовленные Минфином России, размещены на сайте http://www.regulation.gov.ru/ для проведения антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения.

Адрес электронной почты для направления в Минфин России заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы:
[email protected]

Проект ведомственного приказа

Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Проведение внутреннего финансового аудита»

Дата публикации: 09.12.2019 г.

Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Проведение внутреннего финансового аудита» Отправить по электронной почте

Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Проведение внутреннего финансового аудита» Поделиться в социальных сетях

Профессиональное суждение

В настоящее время четкого определения понятия «профессиональное суждение» нет. Вместе с тем оно является основополагающим при формировании выводов о достоверности бюджетной отчетности. Поэтому главный вопрос, которым задается субъект внутреннего финансового аудита при проведении проверки: на основании каких данных и оценок формируется суждение о достоверности бюджетной отчетности?

Утвержденный 31 декабря 2016 года СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» определил в качестве критериев, на которые должно опираться профессиональное суждение, полноту, нейтральность и отсутствие существенных ошибок данных бюджетной отчетности.

Состав и результаты финансового аудита организации

Компания, взявшая на себя обязательства по проведению финансового аудита, обеспечивает проверяемой организации следующие услуги:

  • полное исследование структуры активов и пассивов проверяемой компании, доходов и расходов по каждому их типу и отдельно по каждому виду финансовой деятельности;
  • анализ финансовых коэффициентов, стоимостных оценок и признания обязательств и активов;
  • изучение положений учетной политики, включая условные значения и оценки;
  • выявление элементов, лежащих в основе финансовых итогов компании за последние годы и оказывающих существенное влияние на ее финансовые результаты;
  • анализ движения финансовых средств за последнее время, а также факторов, оказывающих на него значительное влияние;
  • выработка комментариев к прогнозам руководства компании относительно перспектив развития ее финансовой деятельности;
  • соотнесение этих прогнозов с объемом продаж и общим финансовым состоянием компании.

По результатам финансового аудита отчетности организации ее руководство получает:

  • независимое экспертное мнение о платежеспособности, доходности компании, оборачиваемости ее капитала;
  • полный отчет обо всех интересующих его факторах (стоимости чистых активов компании, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе по займам и кредитам, долгосрочных и краткосрочных финансовых инвестициях, операциях с взаимозависимыми лицами, неучтенных обязательствах, объеме продаж и материальных запасов и др.).

Таким образом, аудит финансовой деятельности компании позволяет объективно оценить общую финансовую эффективность бизнеса, определить, куда и в каких объемах уходят денежные потоки компании, оптимизировать финансовую деятельность, а также оценить компетентность внутренней финансовой службы, устранить недостатки.

При передаче полномочий

Порядок проведения аудита финансовой деятельности компании

Видео (кликните для воспроизведения).

При проведении финансового аудита организации можно выделить основные этапы:

  • предварительное планирование — знакомство с проверяемой компанией, определение объема и видов работ, разработка задач проверки, определение стоимости услуг аудита, подписание договора;
  • составление плана аудита, включающего последовательность и характер работ, разработку программы проверки;
  • непосредственно аудит — анализ бухгалтерской и финансовой отчетности, проверка ее на соответствие нормам и стандартам законодательства с распределением обязанностей между специалистами-аудиторами по утвержденной программе;
  • составление аудиторского отчета — документа, содержащего полные данные обо всех обнаруженных в ходе проведения финансового аудита нарушениях, отклонениях, пропусках, ошибках и недостатках, налоговых рисках, а также выводы и рекомендации аудиторов по их устранению и уменьшению;
  • выдача аудиторского заключения — официальная оценка достоверности информации, представленной в финансовой отчетности компании.

Источники

Оценка внутреннего финансового аудита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here