Ответственность учредителей право оперативного управления

Главное в статье: "Ответственность учредителей право оперативного управления" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Энциклопедия решений. Право оперативного управления

Право оперативного управления

В отношении имущества, закрепленного за учреждением собственником, а также приобретенного им по иным основаниям, возникает право оперативного управления (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).

Рассмотрим что же понимается под правом оперативного управления.

Право оперативного управления — это ограниченное вещное право определенных юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим на праве собственности учредителю, но закрепленному учредителем за этими юридическими лицами.

Наличие права оперативного управления в системе вещных прав является отличительной особенностью отечественной правовой системы и обусловлено многолетним господством государственной собственности в советский период.

Собственником имущества созданного им учреждения является учредитель — публично-правовое образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование). Имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ), является государственной собственностью (п. 1 ст. 214 ГК РФ). В свою очередь, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).

Право собственности является вещным правом, которое предоставляет его правообладателю права владения, пользования и распоряжения имуществом. Публично-правовое образование как собственник основной массы имущества, не имея возможности самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность с использованием принадлежащего ему имущества, и в тоже время не желая утратить на него право собственности, закрепляет его за создаваемыми им юридическими лицами на ограниченном вещном праве. Передавая имущество созданному юридическому лицу, собственник сохраняет свой статус, однако при этом он лишается возможности непосредственно его использовать. Он не вправе ни владеть, ни пользоваться таким имуществом и может лишь дать или не дать согласие на совершение учреждением сделок по его отчуждению. Самостоятельно распоряжаться собственник может только имуществом казны.

Право оперативного управления имуществом, являясь вещным правом, имеет следующие особенности:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— это право производно и зависимо от права собственности;

— данное право принадлежит лицам, не являющимся собственником, которые ни при каких условиях не станут собственниками своего имущества — т.е. речь идет о праве на чужое имущество (п. 1 ст. 216 ГК РФ);

— субъектами этого права могут быть только юридические лица, созданные в форме унитарных предприятий и учреждений, финансируемых собственником;

— его назначение состоит в обеспечении доступа к использованию имущества лицом, не являющимся его собственником;

— состоит из тех же правомочий (права владения, права пользования и права распоряжения имуществом), что и право собственности. Однако по сравнению с правом собственности эти правомочия более ограничены.

Пределы осуществления права оперативного управления зависят от субъектного состава (типа учреждения), определяются различиями в объеме правомочия по распоряжению имуществом и в порядке наступления субсидиарной ответственности собственника имущества по долгам субъекта этого права. Пределы осуществления права устанавливаются:

— законом (ст. 296, п.п. 2-4 ст. 298 ГК РФ, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);

— целями создания юридического лица;

— видом и назначением имущества.

Прекращается право оперативного управления имуществом по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Исключения из этого правила составляют те случаи, которые отражают ограниченный характер прав субъектов по распоряжению имуществом. Например, они не вправе прекращать свои правомочия путем отказа от прав на имущество в порядке, предусмотренном ст. 236 ГК, ибо это нарушает право собственности на данное имущество их учредителя*(1). В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2011 N Ф07-1435/11 отмечается, что отказ от права оперативного управления на закрепленное за учреждением имущество, совершенный без согласия собственника, не соответствует как назначению имущества, так и заданиям собственника по использованию этого имущества, определенным собственником при его закреплении за учреждением. При таких обстоятельствах односторонний отказ учреждения от права оперативного управления противоречит закону и не может служить основанием для осуществления государственной регистрации прекращения данного права.

Орган, уполномоченный выступать от имени собственника, вправе изъять у учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое им имущество не по назначению. Только после изъятия имущества из оперативного управления собственник вправе им распорядиться. Учреждение имеет право обжаловать в суд акт об изъятии имущества учреждения. Бремя доказывания наличия обстоятельств, содержащихся в п. 2 ст. 296 ГК, возлагается на указанный орган (п. 41 постановлений Пленумов ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

*(1) Гражданское право: В 4 т. Т. 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права (отв. ред. Е.А. Суханов). — «Волтерс Клувер», 2008 г.

Статья 296. Право оперативного управления

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в статью 296 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

Статья 296. Право оперативного управления

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 296 ГК РФ

Читайте так же:  Инвестиционный фонд обязательный аудит

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

ГАРАНТ:

О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий см. Указ Президента РФ от 18 октября 2002 г. N 1205

Право оперативного управления казенного предприятия

Право оперативного управления

Субъект — учреждения и казенные предприятия.

Объект – имущество государственной и частной собственности.

Основание возникновения – административный акт, решение о закреплении имущества либо частное распоряжение либо передача имущества от собственника юридическому лицу.

В содержание права оперативного управления правомочия владения и пользования в пределах, установленных законом, в соответствие с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник сам определяет порядок, цели использования, составляет смету расходов, образует фонды. Юридическое лицо не может использовать средства, выделенные на одни цели, для достижения другой цели. В отличие от права хозяйственного ведения – собственник вправе изъять излишнее имущество, имущество, используемое неэффективно. Решение собственника об изъятии имущества.

Казенное предприятие распоряжается с согласия собственника, владеет, пользуется. Может самостоятельно распоряжаться продукцией, которую производит. Эта возможность может быть ограничена собственником. Своими доходами казенное предприятие распоряжается в порядке, установленном собственником.

Право оперативного управления учреждением

Учреждения делятся на частные и государственные. Государственные в свою очередь на бюджетные и автономные.

Право оперативного управления частным учреждением.

Частное учреждение не может распоряжаться закрепленным имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных по смете собственником. Отвечает только денежными средствами. Все другое имущество забронировано от взысканий по долгам кредитора. Кредиторы могут обратиться к учредителю (собственнику), тогда он будет нести субсидиарную ответственность. Для частного учреждения существуют лимиты принятия на себя обязательств. Если учреждение принимает на себя обязательства в большем объеме, собственник может отказаться, если исчерпан лимит (где имущественная ответственность. Ее нет). Право осуществлять деятельность, приносящую доходы, которые поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и даже должны учитываться на самостоятельном балансе. Данное правило было введено, что хоть как-то обеспечить самостоятельность, но по факту оно приобрело ограниченное значение. Деньги в любом случае проходят по счетам федерального казначейства. Как квалифицировать право самостоятельного распоряжения? Это не право оперативного управления, не право хозяйственного ведения (только унитарное предприятие), не право собственности. Тут нет вещи. Высказывается мнение, что это отдельное ограниченное право (даже не вещное). Пока что законодатель намерен сохранить.

Право оперативного управления автономным учреждением.

Автономное учреждение – особый субъект. Сфера свободы значительно расширена. Может распоряжаться за исключением недвижимого имущества, а также особо ценного движимого имущества. Под особо ценным движимым имуществом понимается необходимое для осуществления своей уставной деятельности. Без него эта деятельность будет существенно затруднена. Отнесение к категории движимого – с закреплением цели деятельности. Особенность этого имущества – автономное учреждение отвечает по своим обязательствам кроме недвижимого и ценного движимого имуществ, а собственник не несет субсидиарную ответственность. Автономные учреждения еще более безответственные субъекты гражданского права. Они не собираются исчезать, их становится все больше.

Право оперативного управления обладает свойство следования в полном объеме при переходе права собственности на это имущество другому лицу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Унитарное предприятие на праве оперативного управления

Унитарное предприятие на праве оперативного управления–

федеральное казенное предприятие, создаваемое по решению Прави тельства РФ на базе имущества,, находящегося в федеральной собствен ности.

Учредительный документ – устав, утверждаемый Правительством РФ.

Собственник–учредитель вправе изъять:

· используемое не по назначению имущество.

Казенные предприятия не вправе распоряжаться движимым и недви жимым имуществом без специального на то разрешения со сторонь собственника.

Фирменное наименование унитарного предприятия на праве оперативного

управлениядолжно содержать указание, что предприятие казенное.

Некоторые отличия прав хозяйственного ведения и оперативного управления

состоят в содержании и объеме правомочий, получаемых ими а собственника на закрепленное за ними имущество.

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т. е предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления. Учредители унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не отвечают по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда в банкротстве предприятия виноват сам учредитель. При несостоятельности казенных предприятий Правительство РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, в принципе не может быть банкротом.

2.32 Некоммерческие организации

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, соцальных, благотворительных и иных фондов, ассоциации и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (ст. 2Федерального закона от 12.01.96 № 7–ФЗ (в ред. от 08.07.99).|

Читайте так же:  Как снять номинального директора

Общественные и религиозные организации

– добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Члены общественных и религиозных организаций не сохраняют прав па переданное ими в собственность лих организаций имущество, в томчисле па членские взносы; не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Общественные и религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы.

Фонды

– некоммерческие организации, не имеющие членства; создают­ся на основе добровольных и имущественных взносов от юридических лиц или отдельных граждан; преследуют общественно полезные цели, Имущество, переданное в фонды учредителями – собственность фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фондам разрешено создавать хозяйственные общества или в них участвовать. Фонд обязан ежегодно публиковать отчет по использованию имущества. В качестве примеров можно назвать Фонд культуры, Фонд Солженицына, Фонд Горбачева и т. д.

Некоммерческие партнерства

– организации, основанные на членства граждан и юридических лиц, их создающих.

Цель создания: удовлетворение материальных и иных потребностей уча­стников партнерства. Имущество, переданное некоммерческому парт­нерству – собственность этого партнерства. Члены не отвечают по еп обязательствам.

При выходе из некоммерческого партнерства его члены получают часть имущества или его стоимости, которую они при вхождении передали Членские взносы не возвращаются.

Пример: Общество слепых.

Учреждения

–некоммерческие организации, созданные собственником (государственными или муниципальными структурами) для осуществления управленческих, социально–культурных и иных функций. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; полностью или частично финансируются собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на прав оперативного управления.

Примеры: министерства, вузы, государственные школы, департаменты.

Автономные некоммерческие организации

– организации, созданные гражданами или юридическими лицами на основе добровольных взносов,

Цель:

предоставление услуг в области здравоохранения, науки, образования, культуры, права, спорта и т. д. Автономные некоммерческие организации не имеют членства. Имущество, переданное этим организациям учредителями – их собственность. Учредители не сохраняют прав на имущество, переданное в собственность данным организациям.

Примеры: частные школы, нотариальные конторы, частные поликли­ники.

Объединения юридических лиц

– ассоциации и союзы, создаваемые в целях: а) координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций; б) защиты общих имущественных интересов коммерческих организаций; в) координации защиты интересов.

Учредительные документы ассоциаций (союзов) – учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица.

Примеры: Ассоциация морских портов, Ассоциация российских банков, Круглый стол предпринимателей России.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Оперативное управление имуществом

Гражданский кодекс РФ делит права каждого гражданина на вещные и обязательные.

В статье расскажем о том, что значит оперативное управление и чем данное право отличается от других.

Что такое оперативное управление имуществом?

Оперативное управление имуществом представляет собой ограниченное вещное право, которое применяется на территориях государств, ранее входивших в состав СССР.

Согласно законодательным нормам, собственником предприятий или иных владений является государство. В перечень передаваемого государственным ведомством объектов входит имущество (движимое и недвижимое), собственником которого по-прежнему остаётся государство.

Федеральные предприятия, государственные учреждения получают сооружения, объекты для ограниченного пользования, увеличивая тем самым своё участие в экономической деятельности страны.

Видео (кликните для воспроизведения).

С правом оперативного управления объектами государственной недвижимости организации и предприятия получают право распоряжения, согласно порядку, установленному ст. 296 ГК РФ; при этом они обязуются вести деятельность в рамках целевого назначения взятого в управление имущества и компетенции деятельности учреждения.

В круг организаций, наделённых полномочиями оперативного управления, входят следующие учреждения и структуры:

  • учреждения по развитию спорта и массовой культуры;
  • фонд жилья;
  • образовательные и научные учреждения;
  • предприятия, связанные с областью медицины;
  • структуры, обеспечивающие услугами различных коммунальных служб (вода, электричество, газ, отопление) и др.
  • Собственником передаваемого в управление имущества выступает муниципалитет или государство, разрешающие вышеуказанным организациям распоряжаться своей собственностью. В случае нарушения правил эксплуатации имуществом, порчи, нецелевого использования, собственник в лице государственного органа вправе отозвать полномочия у организации и изъять имущественный объект.

    Что можно передать в оперативное управление? К числу таких объектов относят муниципальную, государственную, частную собственность, а также имущество фонда сельского и городского образования.

    Правила пользования правом оперативного управления регулируются положениями Бюджетного, Гражданского и Налогового Кодексов, а также федеральными законами и региональными актами.

    Разрешённые направления ведения деятельности в отношении имущества регулируются собственником.

    Процесс закрепления имущества на праве ОУ

    Для этого составляется соответствующий договор и акт о передаче активов, а также выносится официальное распоряжение главы государственного органа.

    Для оформления необходимо подготовить:

    • учредительные документы;
    • свидетельство о госрегистрации предприятия;
    • кадастровый паспорт или план производственных помещений;
    • договор о передаче прав;
    • опись активов, акт приема-передачи.

    Если активы были куплены за счет доходов казенного предприятия или учреждения, то закрепления не требуется и объект поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе. Право оперативного управления подлежит государственной регистрации. С момента закрепления риск случайной гибели, порчи объектов ложится на собственника.

    Переход права управления

    При переходе права собственности к другому госоргану, то право оперативного распоряжения сохраняется. Возникает данное право с момента передачи активов (в случае с недвижимостью с момента регистрации прав в Росреестре), а прекращается при правомерном изъятии активов собственником, а также другими причинам, установленным законодательством.

    Читайте так же:  Нужен новый учредитель в ооо

    При смене собственника, например, с муниципального на субъект РФ, выдается свидетельство о праве ОУ. В распоряжение казенного предприятия активы передаются только на условиях их использования для реализации производственного или другого плана казенного предприятия, учреждения. В случае, когда активы используются для достижении иных целей, оно может быть изъято государством. Изъятие происходит по определенной процедуре — с составлением акта, подтверждающего нецелевое использование.

    Порядок передачи имущества, находящегося в оперативном управлении, определяется ГК РФ. Казенные предприятия могут инициировать признание недействительными актов собственника об изъятии или распоряжении вверенного им объекта.

    Объем прав

    Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).

    В процессе осуществляется:

    • производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
    • контроль за состоянием вверенных активов;
    • формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
    • регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
    • работа с поставщиками и другими контрагентами.

    Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.

    Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами. Они могут участвовать в ассоциациях и других объединениях, создавать филиалы и другие структуры

    Уставы крупных субъектов могут утверждаться Правительством РФ и могут содержать дополнительные условия реализации прав. На предприятиях создаются фонды целевого назначения, а также резервные и другие фонды.

    Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования

    Если говорить простыми словами, то на праве ОУ имущество закрепляется только государством. Если же происходит передача активов в безвозмездное пользование, то сделать это может любой субъект, который является его законным владельцем.

    Учитывая участие государства, объекты, переданные в управление подлежат оценке, а также обязательному страхованию каждый год. Если происходит переоценка, то может быть оформлено дополнительное соглашение к договору. Государство полностью контролирует процесс распоряжения, что не происходит в случае, когда осуществляется безвозмездное использование другими собственниками.

    Как зарегистрировать право оперативного управления?

    После передачи государством имущества по праву оперативного управления предприятие обязано провести регистрацию в Росреестре с фиксацией данной сделки в базе ЕГРП.

    Порядок регистрации следующий:

  • Подготовка документов.
  • Обращение в МФЦ или Росреестра.
  • Подача заявления и документации о передаче прав.
  • Получение свидетельства о регистрации права и внесение записи в ЕГРП.
  • Получение выписки Росреестра.
  • Перечень документов для регистрации права в ЕГРП:

    • заявление юрлица на государственную регистрацию и внесение записи в Росреестре;
    • уставные документы;
    • справка из ИНН о постановке налогоплательщика на учёт;
    • документ с присвоенными кодами статистики;
    • удостоверение личности представителя организации и заверенная у нотариуса доверенность на совершение регистрационных действий;
    • документы о передаче собственности;
    • документы на передаваемое имущество (техпаспорта, кадастровые бумаги);
    • документы, устанавливающие право на передаваемые в пользование объекты собственности;
    • справки, подтверждающие тот факт, что имущество закрепляется за предприятием-заявителем.

    Процедура получения права оперативного управления закреплена нормами закона РФ; её проведение возможно исключительно с согласия государства и в рамках разрешённой деятельности предприятия.

    Итак, система оперативного управления в сегодняшнем варианте Гражданского кодекса, хоть и является немного устаревшей, но продолжает активно функционировать.

    Оперативное управление – это механизм контроля, созданный государством или муниципальными органами в целях получения адекватного дохода и сохранения эффективности производства.

    Ответственность учредителей право оперативного управления

    Библиографическая ссылка на статью:
    Нестерова А.А. Право хозяйственного ведения и оперативного управления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/12/16315 (дата обращения: 08.02.2019).

    Право хозяйственного ведения и право оперативного управления, зависят от прав собственника, и не могут существовать отдельно от основного права.

    Субъектом таких прав выступают юридические лица, а если быть точнее унитарные предприятия и учреждения.
    Объектами являются имущественные комплексы, которые закрепляются за юридическими лицами и остаются в собственности учредителей унитарных учреждений.

    В комплекс имущества переданного в хозяйственное ведение и оперативное управление входят не только объекты недвижимого имущества, но и движимое имущество.
    За унитарным предприятием закрепляется не только здание, например, котельной, но и остальное оборудование, котлы, насосы и т.д.

    В гражданском кодексе, закреплено, что вещный характер прав хозяйственного ведения проявляется в сохранении их действия даже при смене собственника. [1]

    Право хозяйственного ведения – это право государственных или муниципальных предприятий владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в собственности у публичного органа власти, в рамках законов или других нормативно-правовых актов.

    Унитарные предприятия и организации создаются решением уполномоченных на то органов государственного или муниципального управления.

    Унитарные предприятия, распоряжаясь муниципальной собственностью не вправе продавать имущество, находящееся у них на основании хозяйственно ведения или оперативного управления. Так же унитарное предприятие не имеет право без согласия собственника сдавать имущество в аренду, отдавать в залог, вносить как вклад в уставной капитал.
    Любым имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарные предприятия должны осуществлять деятельность цели и виды, которой определены уставом. Любые сделки совершенные предприятием с нарушением этого требования, признаются ничтожными.

    Государственные предприятия не имеют право совершать сделки поручительства, займов, банковских гарантий или иных сделок с обременениями без согласования с собственником муниципальной собственности.
    Право оперативного управления – это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
    Правом оперативного управления могут обладать только специальные субъекты, которые финансирует сам собственник имущества. Правомочия оперативного управления имеют целевой характер.
    Собственник имеет право изъять из оперативного управления часть имущества казенного учреждения излишки, которые не используются или используются не по назначению.

    Читайте так же:  Открытие салона красоты с нуля пошагово бизнес

    Стоит заметить, что и казенное предприятие и учреждение наделяются правом оперативного управления, но вот права по распоряжению муниципальным имуществом имеют разные.
    Муниципальные казенные учреждения имеют право отчуждать или иными способами распоряжаться муниципальной собственностью только с согласия органов местного самоуправления.
    Казенное предприятие имеет право распоряжаться принадлежащим ему имуществом в пределах деятельности, предмет и цели которой определены уставом предприятия. Вся деятельность казенного учреждения определяется сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества.

    В случае если в учредительных документах учреждения прописана возможность осуществлять приносящую доход деятельность, то доходы от такой деятельности и имущество, приобретенное на этот доход, остается в собственности учреждения.
    Рассмотрим, что собой представляет понятие унитарного предприятия.
    Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не имеющая права собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.
    Унитарное предприятие характеризуется:

    • Созданием юридического лица, путем выделения собственником части имущества;
    • Право собственности сохраняется за учредителем;
    • Имущество закрепляется за лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
    • Имущество не подлежит разделу;
    • Единый орган управления.

    Цель деятельность унитарных предприятий, заключается в решении государственных или муниципальных задач на коммерческой основе.

    Согласно законодательству, унитарные предприятия могут быть созданы только в государственной или муниципальной форме, и формируются на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
    Унитарные предприятия, созданные на праве хозяйственного ведения, могут пользоваться, распоряжаться и владеть имуществом в пределах определенных Гражданским Кодексом РФ.

    Такие предприятия не имеют право продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог или любым иным способом распоряжаться муниципальной собственностью без согласования с собственником.

    Собственник имущества, решает вопросы о создании предприятия, устанавливает цель и предмет деятельности, принимает решение о ликвидации или реорганизации предприятия, осуществляет контроль за деятельностью предприятия, а так же имеет право на часть дохода от использования имущества муниципальным образованием.
    Унитарные предприятия, созданные на праве оперативного управления, они же казенные предприятия, создается и ликвидируется указом правительства Российской федерации.

    Казенные учреждения вправе осуществлять деятельность с имуществом в рамках определенных собственником имущества, и цели деятельности определены уставом. Порядок распределения и использования доходов казенного учреждения так же определяется собственником, и закрепляется в его уставе.
    Избрание на должность руководителя казенного учреждения происходит федеральными органами правительства, которые утвердили устав. Деятельность казенного предприятия определяется сметой доходов и расходов собственника имущества.

    Собственник имущества переданного на праве оперативного управления казенному учреждению, имеет право изъять излишки, а так же не используемое или используемое не по назначению имущество.
    Казенные учреждения отвечают по обязательствам, принадлежащим им имуществом, в случае если этого имущества не хватает, собственник имущества принимает на себя субсидиарную ответственность.

    Право оперативного управления

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10089 —

    | 7833 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Что такое оперативное управление имуществом?

    Содержанием права оперативного управления являются полномочия по владению, пользованию и распоряжению активами государства. Реализация этого права регулируется ГК РФ, а также законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Рассмотрим, что такое оперативное управление и каким имуществом можно распоряжаться в процессе его реализации.

    Объем прав каждого предприятия закрепляется его уставом и другими учредительными документами. Закон предполагает, что ОУ обладает особым правовым режимом и является ограниченным видом права. Его не нужно путать с хозяйственным ведением имущества, субъектами которого могут быть только государственные или муниципальные предприятия.

    Как передаётся имущество в оперативное управление?

    Чтобы получить имущество в пользование по договору оперативного управления, необходимо:

    1. Составить и заверить стандартный акт приёма-передачи.
    2. Заключить договор оперативного управления имуществом.
    3. Зарегистрировать всю документацию в законодательном порядке.

    По заключению договора имущество переходит на баланс учреждения, которое и будет заниматься оперативным управлением.

    Все доходы, полученные от предпринимательской деятельности в рамках оперативного управления, а также имущество, приобретённое за эти доходы, становятся собственностью учредителя.

    Что такое право оперативного управления?

    Право оперативного управления даёт возможность владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом собственника на основании законодательных норм и в соответствии с условиями собственника, назначением объектов и целями деятельности учреждения.

    Владелец (учредитель предприятия), вправе отозвать своё имущество, переданное на правах оперативного управления, и распорядиться им по своему усмотрению, если будут выявлены случаи ненадлежащего использования имущества, выхода за рамки разрешённого назначения.

    Государство/муниципалитет вправе передавать казённым учреждениям разные полномочия. Доходами, извлекаемыми в результате использования государственного имущества, распоряжается собственник предприятия; учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться доходами.

    Функции оперативного управления:

  • управление движением материальных средств;
  • фиксация данных процессов в бухгалтерской и налоговой отчётности;
  • постоянный контроль за состоянием переданных в ведение фондов;
  • установление цен и тарифов на товары и услуги, произведённые с помощью имущества, переданного в управление;
  • мониторинг налоговых отчислений;
  • формирование производственного бюджета и непрерывный контроль за его выполнением;
  • ведение документации, регулирующей правила и условия управления имуществом;
  • организация работы персонала;
  • создание клиентской базы;
  • сотрудничество с поставщиками.
  • Отличие оперативного управления от хозяйственного ведения

    Круг лиц и принципы, на которых основываются права оперативного управления и хозяйственного ведения, во многом схожи между собой, но вместе с тем существуют и отличия, разграничивающие между собой данные разновидности прав.

    Право хозяйственного ведения даёт возможность владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но исключительно в пределах границ, установленных законом и другими нормативными актами.

    К примеру, унитарное предприятие может распоряжаться движимыми объектами, но ограничено в правах пользования недвижимым имуществом собственника.

    Читайте так же:  Если директор признан номинальным

    Хозяйственное ведение позволяет передать имущество для осуществления дальнейшей деятельности. В будущем собственник сможет использовать это имущество по своему усмотрению, например, продать. Однако решение принимается не самостоятельно, а совместно с органами управления предприятия. Субъектами в хозяйственном ведении выступают любые муниципальные и государственные предприятия.

    К оперативному управлению относят казённые учреждения и предприятия. В рамках договора оперативного управления имущество может быть передано в пользование только на определённый срок, т.е. им нельзя полновластно распоряжаться: продавать, дарить, менять и т.д.

    Собственник может создавать объекты оперативного управления, определять, в каких объёмах назначать правоспособность, утверждать необходимые документы, назначать руководителей, ликвидировать или реорганизовать предприятие без согласия иных руководителей.

    Собственник даёт указания управленцам о том, как использовать предоставленное им имущество. Отдельные объекты, входящие в состав, собственник может направить в нужном для него направлении для реализации. Он вправе распределять своё имущество на несколько необходимых ему фондов. При этом он не может использовать средства одного фонда для развития другого.

    Если у предприятия образовались долги, то субсидиарную ответственность за это также понесёт собственник, а не руководитель предприятия.

    Собственник распределяет доходы предприятия, не согласовывая данный вопрос с руководителем. Он — полновластный хозяин.

    Руководитель же, наоборот, не вправе совершать какие-либо действия без согласия с собственником. В этом принципиальное различие между правами хозяйственного ведения и оперативного управления.

    Чем отличается безвозмездное пользование от оперативного управления?

    Сегодня часто передают имущество в безвозмездное пользование. Предметом договора в этом случае может выступать любое имущество, принадлежащее государству, муниципальным организациям, физическим лицам или коммерческим предприятиям.

    Согласно ст. 689 ГК РФ, договор безвозмездного пользования подразумевает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной другой (ссудодателем к ссудополучателю).

    Ссудополучатель же принимает на себя обязательство по истечении срока договора вернуть предмет соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учётом естественного износа.

    Объектом такого договора может выступать имущество:

    • включённое в состав государственной казны;
    • закреплённое за унитарными организациями на условиях оперативного управления;
    • закреплённое за казёнными, бюджетными, автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

    Имущество передаётся в безвозмездное пользование на основании результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведённых в соответствии с правилами проведения подобных мероприятий, зафиксированными в нормативных актах.

    Передача в безвозмездное пользование участков земли, жилых и нежилых помещений, ценного имущества может быть осуществлена только с письменного согласия владельца имущества.

    Получить госимущество в безвозмездное пользование могут:

  • Органы власти федерального и регионального уровня.
  • Органы местного самоуправления.
  • Учреждения муниципалитета.
  • Некоммерческие организации.
  • Физлица, заключившие государственный договор на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведённого аукциона.
  • Если говорить простым языком, передача имущества по договору безвозмездного пользования даёт возможность бесплатно пользоваться недвижимым имуществом, но не предпринимать никаких действий без согласия с собственником. Получатель имущества не вправе вести коммерческую деятельность и получать доход с объекта договора.

    Функции субъектов

    Субъекты права оперативного управления — государственные предприятия (федеральные, муниципальные, субъектов РФ), а также созданные ими учреждения любой формы собственности. Решение о создании федерального предприятия принимает Правительство РФ, муниципального — муниципальные органы власти, а предприятия субъектов РФ — органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Казенные предприятия вправе распоряжаться:

    • оборудованием, транспортом и пр.;
    • доверенными им производственными комплексами;
    • денежными средствами в соответствии с утвержденной сметой;
    • продукцией и доходами, полученными от работы;
    • любыми вещами, находящимися в свободном гражданском обороте.

    Закрепленные объекты подлежат страхованию за счет собственника. Все вопросы реализации сделанной продукции или услуг они также могут решать самостоятельно, но отчуждение, распоряжение активами уже требует согласия собственника, то есть государства.

    Не вправе субъекты права, к примеру, продавать здания собственника без его ведома. Но они обязаны осуществлять регистрацию права на недвижимость и земельные участки, закрепленные за ними. Полученные от деятельности доходы поступают в самостоятельное распоряжение предприятия. Государство может забрать излишки, которое не используется.

    Ограничение прав

    Ограничивает право ОУ только собственник и закон. По обязательствам казенных предприятий предусмотрена субсидиарная форма ответственности. Недвижимость находиться под обременением. Без разрешения государственных органов реализовать дома, здания, цеха и другие помещения будет невозможно. Существуют также ограничения на распоряжение особо ценным имуществом субъектом права ОУ.

    Списание оборудования осуществляется с согласия собственника. Не может казенное предприятие также менять целевое назначение объектов без согласования. Оно обязано отчитывается перед государством об использовании всех активов и исполнении решений.

    После прекращения права ОУ нужно будет передать все по акту приема-передачи в надлежащем состоянии с учетом естественного износа. Если активам был нанесен ущерб, то он подлежит возмещению в судебном порядке.

    ВАЖНО! Доходы, полученные казенными предприятиями, а также изъятое у них имущество или излишки, поступают в государственный бюджет.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Государство наделяет казенные предприятия и учреждения правом оперативного управления. Закон предусматривает ограниченные возможности по распоряжению активами, однако у субъектов достаточно прав для организации производственной деятельности для достижения целей, поставленных перед ними уставом.

    Источники

    Ответственность учредителей право оперативного управления
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here