Перечень аудиторских проверок

Главное в статье: "Перечень аудиторских проверок" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Перечень аудиторских проверок

Дата публикации 21.01.2020

Как определить, подлежит организация обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год или нет?

При решении вопроса о проведении обязательного аудита организации следует руководствоваться критериями, установленными в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. На текущий момент критерии следующие:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен на сайте Минфина России.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Поправки меняют критерии проведения обязательного аудита, в том числе в части финансовых показателей (выручки и суммы активов бухгалтерского баланса).

Разработан перечень видов аудиторских услуг

Минфин России подготовил ведомственный документ, в соответствии с которым аудиторскую деятельность предполагается разделить на отдельные виды услуг (проект приказа Минфина России «Об установлении перечня видов аудиторских услуг»).

В частности, финансисты указали на то, что к аудиторской деятельности (аудиторским услугам) относится деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

В то же время, к ней не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.

В соответствии с инициативой финансистов, к сопутствующим аудиту услугам предполагается относить исследование предмета задания заказчика посредством выполнения согласованных с ним и (или) иным лицом процедур и компиляцию информации, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, установленных стандартами аудиторской деятельности.

В перечень сопутствующих аудиту услуг также планируется включить обзорные проверки информации и прочие проверки предмета задания заказчика, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, установленных стандартами аудиторской деятельности.

В зависимости от степени уверенности в предмете задания заказчика, которую обеспечивают аудиторские услуги, они будут подразделяться на обеспечивающие разумную уверенность, ограниченную уверенность, а также не обеспечивающие уверенность.

В свою очередь, к аудиторским услугам, обеспечивающим разумную уверенность в предмете задания заказчика, планируется относить:

  • аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность;
  • аудит части бухгалтерской (финансовой) отчетности, части консолидированной финансовой отчетности;
  • аудит отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам;
  • аудит части отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам;
  • аудит иной финансовой информации прошедших периодов;
  • выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам;
  • выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в нефинансовой информации;
  • выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в предмете, отличном от информации.

В то же время, к перечню аудиторских услуг, обеспечивающих ограниченную уверенность в предмете задания заказчика, будет отнесена:

  • обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность;
  • обзорная проверка части бухгалтерской (финансовой) отчетности, части консолидированной финансовой отчетности;
  • обзорная проверка отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам;
  • обзорная проверка части отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам и другие виды заданий.

И наконец, к аудиторским услугам, не обеспечивающим уверенность в предмете задания заказчика, планируется отнести исследование предмета задания заказчика посредством выполнения согласованных с ним и (или) иным лицом процедур, а также компиляцию информации.

В случае принятия, приказ вступит в силу с 1 января 2017 года, но не ранее дня его официального опубликования.

Процедуры аудиторской проверки

Понятие и особенности аудиторской проверки и процедур

Аудиторские процедуры представляют собой определенный порядок действий аудиторов, в ходе которых они могут получать необходимые доказательства по конкретному участку аудита.

Можно выделить следующие аудиторские процедуры: тест средств внутреннего контроля (свк), процедуры проверки по существу.

Тест (проверка) свк включает действия, осуществляемые для формирования аудиторских доказательств по отношению к надлежащей организации и эффективности действия систем бухучета и внутреннего контроля.

Аудитор использует тесты свк на основе собственного профессионального опыта или суждения, так и по требованиям федеральных стандартов работы аудиторов (ФПСАД № 8, ФСАД 5/2010).

Процедуры проверки по существу, как правило, включают процедуры обнаружения значительных искажений на уровне утверждений. Их можно разделить на 2 типа: аналитические процедуры и детальные тесты операций, сальдо счетов, раскрытие информации. Целью проверки является формирование аудиторских доказательств, которые необходимы для анализа существенных искажений финансовой отчетности.

Стандарты аудиторской деятельности, включая Перечень процедур аудита, установленный российским ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства», включая их состав, можно рассмотреть с помощью табл. 1.

Таблица 1. Процедуры получения доказательств в ходе аудита

Содержание и особенности

Проверяются записи, документация на бумажных или электронных носителях, проводится физический осмотр материальных активов.

Материальные активы подвергаются проверке с целью удостоверения в их существовании. Она не обязательно проводится по отношению к праву собственности или стоимости.

Рассматриваются процессы или процедуры, которые выполняются другими субъектами, включая сотрудников проверяемого предприятия.

Производится поиск информации у осведомленных лиц и оценка ответов. Информацию можно найти в пределах и за пределами нахождения проверяемого субъекта.В соответствии с формой запросы могут быть:

• официальными письменными, адресованными третьим лицам;

• неформальными устными вопросами, которые направлены в адрес проверяемого субъекта.

Получение ответ в письменной форме в виде бумажного или электронного носителя напрямую от третьей стороны. Он может быть получен на запрос подтверждения информации, которая включена в бухгалтерские записи (примером может быть подтверждение дебиторки непосредственно дебиторами).

Читайте так же:  Внутренний и внешний финансовый аудит

Проверяется точность арифметических расчетов, проведенных в первичных документах и бухгалтерских записях. Аудитор может проводить расчеты самостоятельно. Пересчет можно осуществить при использовании информационных технологий (например, получение электронных файлов от субъекта и использование КПА с целью проверить точность резюмирования файла)

Аудитор независимо осуществляет выполнение процедур, первоначально выполненных как часть внутреннего контроля.

Происходит анализ и оценка полученных аудитором сведений, исследуются важные финансовые и экономические показатели проверяемого субъекта для того, чтобы выявить необычные и (или) неправильно отраженные учетом хозяйственные операции. Также эта процедура предполагает выявление причин этих искажений и ошибок.

Особенности использования аналитических процедур

В случае, когда аудитор намеревается использовать аналитические процедуры в качестве аудиторских процедур проверки по существу, он принимает к учету п. 11 ФПСАД № 20, в котором прописаны:

  • цель аналитических процедур и надежность их результата;
  • особенности проверяемого субъекта и степень возможного дезагрегирования информации (так, аналитические процедуры способны привести к лучшим результатам, когда используются по отношению к финансовой информации по определенным видам деятельности или по выбранным подразделениям, цехам проверяемого субъекта, чем по отношению к его финансовой отчетности в целом);
  • информация финансового (смета, прогноз) и нефинансового (сумма выпущенных и реализованных единиц изделий) характера;
  • степень достоверности и уместности информации;
  • источник полученной информации (так, независимые источники считаются более надежными и характеризуются более объективной информацией, чем внутренние);
  • степень сопоставимости полученной информации (иногда необходимо дополнить и детализировать сведения в целом по отрасли для сравнения с показателями проверяемого субъекта, выпускающего или реализующего специализированную продукцию);
  • знания, которые аудитор получил во время проведения предыдущих проверок, включая степень понимания типичных проблем проверяемого субъекта, которые могут служить основой для замечаний и внесения корректив в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Стандарт № 20 также содержит рекомендации аудитору о необходимости использовать аналитические процедуры на итоговом этапе проверки в процессе формулирования общего вывода. Здесь необходимо ответить на вопрос, соответствует ли в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность мнению о работе проверяемого субъекта, которое сложилось у аудитора.

В результате использования аналитических процедур в итоге проверки появляется возможность выявления вопросов и проблемных моментов, которые требуют проведение дополнительных аудиторских процедур.

Аудиторская проверка: на что обратить внимание и где ждать подвоха

Аудиторы рассказали Контур.Журналу, когда лучше всего проводить аудиторскую проверку, какие данные следует заранее запросить у аудиторов, на что обращать внимание при заполнении форм годовой отчетности, какие наиболее распространенные замечания выявляет проверка и как можно использовать полученные результаты.

Анастасия Терехина, АССА, старший менеджер департамента аудита компании Mazars

Крупным предприятиям с большим объемом операций и рядом нетипичных транзакций мы рекомендуем проводить аудит в два этапа: промежуточный (проверка за девять месяцев) в ноябре-декабре и финальный (проверка годовой отчетности) в зависимости от сроков подписания аудиторского заключения. Промежуточный этап необходим для областей, требующих повышенного внимания и раннего выявления ошибок в учете. Чем раньше до закрытия года вы получите от аудиторов замечания, обсудите их и придете к единому мнению, тем легче для вас пройдет аудит годовой отчетности и тем быстрее вы получите аудиторское заключение.

Перед проверкой обязательно спросите у аудиторов, какие были изменения в законодательстве в течение года и какие новые раскрытия необходимо сделать в пояснениях к отчетности.

Большинство аудиторских компаний рассылают своим клиентам перед концом отчетного года пример пояснений с полным набором требуемых раскрытий. Мы всегда рекомендуем своим клиентам внимательно просмотреть документ и обсудить все возникшие вопросы с аудитором заранее.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, в силу п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ, состоит из: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. К приложениям относится отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснениях). Объем информации, подлежащей раскрытию в пояснениях, практически всегда является предметом споров между аудитором и клиентом.

Состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно, однако стоит иметь в виду, что пояснения в соответствии с законодательными нормами должны обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Эти документы необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств за отчетный период. Особое внимание стоит уделить тому, что пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, к информации о рисках хозяйственной деятельности, инновациях и модернизации производства.

Замечания различаются в различных предприятиях, и выявить полный список наиболее типичных довольно проблематично. Тем не менее особое внимание стоит обратить на состав отчетности, полноту пояснений, полноту и соблюдение порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств компаний, корректное разделение активов и обязательств по срочности в отчетности, соответствие показателей бухгалтерского бланка, отчета о финансовых результатах и раскрытия этих статей в пояснениях. Обратите внимание на идентификацию связанных сторон и полноту раскрытия операций со связанными сторонами в отчетности, а также информации о бенефициарах.

Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании «Уверенность»

Результатом аудита является аудиторское заключение, выражающее мнение аудитора о достоверности отчетности проверяемой организации. Соответственно, проверить достоверность отчетности возможно тогда, когда эта отчетность существует, правда, не всем предприятиям, особенно малым, это бывает удобно. Стоимость аудита, хотя и снижающаяся в последнее время, все же остается значительной для части организаций, поэтому целесообразно приглашать аудиторов не один раз в году, а ежеквартально. Тогда и оплата происходит частями. Помимо этого систематически совершаемые ошибки, приводящие к существенным искажениям в отчетности, удается обнаружить и исправить раньше, да и после подготовки годовой отчетности аудиторам нужно гораздо меньше времени для ее проверки, ведь к этому моменту девять месяцев уже проверены.

Читайте так же:  Срок изменения учредителя в ооо

Аудитор может оказаться полезным предприятию не только в проверке отчетности. Сложные и нетипичные операции, новые виды деятельности, составление или дополнение учетной политики, претензии налоговых органов, смена руководителя предприятия, приобретение или продажа бизнеса, трудовые споры — во всех этих ситуациях обращение к аудиторам позволит сократить вероятность ошибок и упущений, сэкономить время и деньги. Перед заключением договора следует как можно больше узнать о той аудиторской компании, с которой вы планируете сотрудничать. Во-первых, все аудиторы должны быть членами саморегулируемых организаций. Соответственно, они должны иметь номер ОРНЗ (основной регистрационный номер записи), который содержится в соответствующем свидетельстве. Во-вторых, каждая аудиторская организация должна проходить внешний контроль качества работы со стороны саморегулируемой организации аудиторов. О прохождении этого контроля также выдается свидетельство. В настоящее время существует обязанность аудиторов раскрывать информацию о себе в сети, так что найти вышеуказанные сведения и документы можно непосредственно на сайте аудиторской компании. У аудитора также должен быть действующий квалификационный аттестат.

Чтобы работа аудитора была продуктивной и не создавала значительных неудобств функционированию бухгалтерии, необходимо заранее подготовить рабочие места для представителей аудиторской организации, уточнить, потребуется ли выход в интернет или подключение к локальной сети предприятия, назначить ответственного сотрудника, который непосредственно будет осуществлять взаимодействие с аудиторами при проверке.

Как это ни странно, большинство ошибок в отчетности связано с несоблюдением предприятием собственной учетной политики. То есть предприятие составляет и утверждает документ, обязательный к исполнению, но не исполняющийся теми самыми сотрудниками, которые этот документ и составляли.

Часто бухгалтеры допускают и ошибки в толковании норм налогового права, ведь положения налогового законодательства и их интерпретация налоговиками постоянно изменяются, уследить за этими изменениями бывает трудно.

Отдельно стоит упомянуть и об ошибках, связанных с применением бухгалтерских программ: зачастую в программах используются методологически неверные бухгалтерские проводки, позволяющие добиться приемлемого результата (например, формирования правильного сальдо по какому-либо счету), но при этом нарушающие корреспонденцию счетов.

Предприятия, подлежащие обязательному аудиту, обязаны представить аудиторское заключение в органы статистики. Результаты аудита обычно используют для совершенствования работы бухгалтерии, исправления ошибок и неточностей, принятия различных решений в области инвестирования, защиты своих прав перед налоговиками и принятия решений о кредитовании. В конечном итоге аудиторы помогают своим клиентам вести бизнес эффективнее и правильнее, снизить риски и избежать потрясений, связанных с принятием решений на основе неактуальной или недостоверной информации.

Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП»

Существуют обязательные аудиторские проверки и инициативные. Основания для первого типа проверок перечислены в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ («Об аудиторской деятельности»). Например, обязательной аудиторской проверке подвергается организация, если объем ее выручки за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.

Инициативный аудит проводится по желанию самой организации. Как правило, он проводится по окончании года для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности раз в год. Также можно выделить ситуации, когда настоятельно рекомендуется проводить аудит деятельности компании. Например, когда в организации меняется бухгалтер, генеральный директор — должностное лицо, которое отвечает за ведение учета в организации.

Аудит рекомендуется провести, если есть подозрения в хищении и необходимо сформировать претензию к тому, кто потенциально виновен. Аудиторское заключение как раз может являться таким доказательством: из него может вытекать сумма потенциально украденных или потерянных средств. Также результаты проведения аудиторских проверок могут являться доказательствами в судебных спорах для подтверждения своей позиции. Кроме того, аудиторскую проверку проводят в рамках мероприятий по подготовке к налоговой проверке, это позволяет снизить риски налоговых претензий.

На сегодняшний день аудиторская деятельность не лицензируется. Аудиторская компания должна иметь обязательное членство в саморегулируемой организации, полис страхования профессиональной ответственности (чем выше страховая сумма — тем лучше). Желательно также поинтересоваться, из чего формируется цена услуги: сколько дней проводится проверка, сколько на это уходит часов, каков состав рабочей группы, сколько специалистов задействовано, каковы их квалификация и опыт. Можно запросить отзывы заказчиков предыдущих проверок, запросить в саморегулируемой организации справку о проведении внешнего контроля. СРО раз в три года проводит проверку аудиторских компаний на предмет соответствия стандартам качества.

Одна из типовых ошибок, с которыми чаще всего сталкиваются аудиторы, — это непроведение инвентаризации.

Это очень принципиальный момент, потому что в нее включается не только проверка на наличие имущества, но и сверка с контрагентами и с бюджетом. По закону об обязательном учете, организация должна делать инвентаризацию каждый год, но многие об этом забывают. В результате, если инвентаризация не проводилась, аудитор не может выдать положительного заключения и выдает только заключение с оговоркой.

Еще одна ошибка — несвоевременное списание просроченной кредиторской задолженности. Если организация имеет задолженность, по которой истек срок исковой давности, то она должна включить ее в доход и обложить налогом или списать как безнадежную, но часто это забывают сделать. Наконец, «проблемные контрагенты» и отсутствие доказательств соблюдения должной осмотрительности в выборе контрагентов тоже часто приводят к негативным последствиям при проведении аудиторской проверки. Это часто выливается в претензии со стороны налоговых органов в виде получения необоснованной налоговой выгоды.

Читайте так же:  Проверить открыли ооо

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Выбор аудиторских процедур

Процедуры аудиторской проверки аудитором выбираются с вниманием на ограниченный характер некоторых процедур.

Факт наличия ценных бумаг не может быть доказательством по отношению к правам на них и их стоимостной оценке. Процедура наблюдения ограничивается временными рамками в тех случаях, когда происходит ее проведение. Процесс запроса сам по себе не способен дать необходимых и достаточных аудиторских доказательств отсутствия существенных искажений.

Одна и та же система процедур аудита иногда обеспечивает формирование аудиторских доказательств, которые являются уместными по отношению к одним утверждениям руководства, но неуместными по отношению к другим. По этой причине для формирования совокупности уместных аудиторских доказательств важна целевая направленность аудиторской процедуры с определением утверждения руководства (существование, полнота, оценка и т.п.), которое подлежит проверке.

Так, когда цель аудитора состоит в том, чтобы выявить завышенную кредиторскую задолженность по части утверждения существования (оценки), уместная аудиторская процедура представлена тестированием остатка по счету кредиторской задолженности. Когда основная цель проверки заключается в выявление занижения кредиторской задолженности, то необходимо тестировать последующие платежи и неоплаченные документы поставщиков.

В связи с рассмотренным выше, можно отметить, что именно по отношению к аудиторским процедурам важным является понятие «объем аудита».

Объем аудита включает аудиторские процедуры, которые, как считает аудитор, необходимы в ходе проверки для достижения цели. Выбор процедур — предмет профессионального суждения аудитора, который осуществляется при учете федеральных стандартов аудита, внутренних стандартов, используемых СРО, членом которой является аудитор.

Кроме стандартов аудитор, определяя объем аудита, должен обратить внимание на федеральные законы, прочие нормативно-правовые акты и, по необходимости, рассмотреть условия аудиторского задания и требования в области подготовки аудиторского заключения (п. 5 ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»)..

Требования к применению аналитических процедур регулируются ФПСАД № 20 «Аналитические процедуры» (введено постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 № 228). В международной практике использование аналитических процедур регулирует MCA 520 с аналогичным названием.

В соответствии с обозначенными стандартами аналитические процедуры состоят из нескольких действий:

  • рассматривается финансовая и другая информация о проверяемом субъекте и сравнивается с информацией за предыдущие периоды, ожидаемым результатом, работой аналогичных компаний (например, сравнивается отношение суммы выручки от продаж проверяемого субъекта к сумме дебиторской задолженности и средние отраслевые показатели или показатели других субъектов сопоставимого размера в этой же отрасли);
  • рассматриваются взаимосвязи между элементами, предположительно соответствующими прогнозируемому образцу (по опыту проверяемого субъекта); финансовой и прочей информацией (например, между затратами по оплате труда и числом рабочих).

Аналитические процедуры осуществляются различными способами: простым сравнением, комплексным анализом, сложными статистическими методами и др.

Аудитор использует их на всех стадиях аудита, а с их помощью при осуществлении планирования аудита достигается понимание деятельности проверяемых лиц. Аудитор в этом случае может выявить значимые для проверки сферы и область возможного риска. Аудитор проверяет и показатели сложности, объем и сроков проведения аналитических процедур, которые напрямую зависят от объема и сложности показателей финансовой отчетности проверяемого субъекта.

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Читайте так же:  Правовое положение акционера право на акцию

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).
Читайте так же:  Муниципальные унитарные предприятия обязательному аудиту

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Аудиторская проверка

Аудиторская проверка – это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в целях выражения мнения о ее достоверности. По результатам аудиторской проверки организация получает аудиторское заключение. В настоящее время аудитом часто называют проверки в других, не финансовых областях (например, пожарный аудит). Однако официально понятия аудита относится именно к финансовым проверкам и определено в Законе «Об аудиторской деятельности».

Кто проводит аудиторскую проверку

Аудиторскую деятельность осуществляют аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Аудитором может именоваться только лицо, сдавшее экзамен и получившее аттестат аудитора. В штате аудиторской фирмы должно быть не менее 3-х аудиторов. Все аудиторы и аудиторские фирмы должны состоять в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов. Сейчас в России 5 аудиторских СРО. Всего в России по состоянию на май 2013 года насчитывалось ок. 4,8 тыс. аудиторских фирм и 23 тыс. аудиторов.

Чем руководствуются аудиторы

Аудиторские проверки проводятся на основании Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Федеральных стандартов аудиторской деятельности. Кроме того, существует Кодекс профессиональной этики аудиторов, определяющий основные принципы поведения аудиторов, его взаимоотношений с клиентом.

Кому обязательна аудиторская проверка

Аудит бывает инициативным (по желанию клиента) и обязательным, когда законодательство обязывает организацию ежегодно подтверждать достоверность своей бухгалтерской отчетности. Закон требует обязательное прохождение аудиторской проверки крупными и общественно значимыми организациями – см. полный перечень предприятий и случаев, когда требуется проведение аудита.

Что бывает за уклонение от обязательного аудита

В настоящее время в российском законодательстве нет штрафов за уклонение от обязательной аудиторской проверки.

Качество аудиторских проверок

Видео (кликните для воспроизведения).

Остались еще вопросы? Задайте их на аудиторском форуме.

Источники

Перечень аудиторских проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here