Перечень организаций подлежащих обязательному аудиту

Главное в статье: "Перечень организаций подлежащих обязательному аудиту" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Перечень организаций подлежащих обязательному аудиту

Дата публикации 21.01.2020

Как определить, подлежит организация обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год или нет?

При решении вопроса о проведении обязательного аудита организации следует руководствоваться критериями, установленными в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. На текущий момент критерии следующие:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен на сайте Минфина России.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Поправки меняют критерии проведения обязательного аудита, в том числе в части финансовых показателей (выручки и суммы активов бухгалтерского баланса).

Статья 5. Обязательный аудит

Статья 5. Обязательный аудит

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г. и применяющейся к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 г.

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 26 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций (одобрены Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 6 февраля 2018 г., протокол N 76)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. (согласно законодательству Российской Федерации)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 г. (приложение к письму Минфина России от 27 декабря 2019 г. N 07-04-09/102563)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ в часть 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ в часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Читайте так же:  Что значит аудиторская проверка на предприятии

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 октября 2016 г.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Обязательный аудит

Какие организации подлежат обязательному аудиту:

  • Что такое обязательный аудит— это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя, проводимая в соответствии с требованиями статьи 5 Закона РФ от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  • Наша компания проводит обязательный аудит бухгалтерского учета и финансовой отчетности по международным стандартам (МСА) следующих организаций:
  • Компании, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества (АО, ОАО, ЗАО)
  • Организации, (за исключением органов государственной власти, сельскохозяйственных кооперативов, органов местного самоуправления, унитарных предприятий), которые имеют выручку от деятельности (реализация товаров, услуг, выполнение работ), превышающую 400 миллионов руб., или сумму балансовых активов на конец отчетного периода – 60 миллионов руб.;
  • Организация является фондом (за исключением государственных внебюджетных фондов и фондов, указанных в других пунктах настоящей таблицы)
  • Организация является бюро кредитных историй
  • Организация является обществом взаимного страхования

Организация является профессиональным объединением страховщиков, осуществляющим определенную деятельность

  • Организация является микрофинансовой компанией
  • Организация является саморегулируемой организацией
  • Полный список организаций, подлежащих обязательному аудиту в файле

    Основные цели обязательного аудита организации:

    • официальное подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности организации
    • оценка качества организации внутреннего контроля, документооборота и бухгалтерского учета
    • предоставление аудиторского заключения, комментариев и разъяснений по всем вопросам, касающимся ведения бухгалтерского и налогового учета, составления отчетности и т.д.
    • выработка рекомендаций и подготовка отчета по результатам аудиторской проверки.

    Как проводится аудит:

    Полное описание процедуры проведения обязательного аудита, а также требования к составу и содержанию бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному аудиту можно найти на нашем сайте в разделе «Справочная информация»

    Результатом проведения обязательного аудита является:

    • заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности
    • письменная информация с указанием ошибок в бухгалтерском и налоговом учете
    • рекомендации по устранению ошибок.

    Перечень организаций подлежащих обязательному аудиту

    Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г.

    На официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru размещен Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. (рубрика «Аудиторская деятельность – Общая информация – Обязательный аудит»).

    В нем обобщены предусмотренные законодательством Российской Федерации случаи обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г.

    В частности, по сравнению с Перечнем случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 г. в Перечень внесены следующие изменения ( выделено курсивом ):

    Организация является фондом (за исключением государственных внебюджетных фондов, фондов, имеющих статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах», и фондов, указанных в других пунктах настоящей таблицы)

    Организация является объединением субъектов страхового дела
    (профессиональным объединением страховщиков, осуществляющим определенную деятельность)

    Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1, статья 14, часть 4

    Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ, статья 20, часть 12

    Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ, статья 28, часть 6

    Акционерное общество «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций»

    Федеральный закон от 2 июня 2016 г.

    № 154-ФЗ, статья 7, часть 1

    Консолидированная годовая

    Для каждого случая в Перечне приведены: законодательная норма (нормы); вид отчетности, подлежащий обязательному аудиту; субъекты аудиторской деятельности, которые вправе проводить обязательный аудит.

    Для удобства пользования Перечнем случаи обязательного аудита объединены в следующие группы: по организационно-правовой форме организаций; по виду деятельности организации; конкретные организации; организации, имеющие определенные финансовые показатели; организации, составляющие консолидированную отчетность.

    Читайте так же:  Электронная регистрация предприятий

    Перечень не является нормативным правовым актом, не содержит норм права, носит исключительно информационный характер.

    Минфином России утвержден список организаций, подлежащих обязательному аудиту за 2018 год

    Сведения о прохождении обязательного аудита Минфин публикует ежегодно. В сводной таблице приведены сведения о том, кто должен пройти аудит, каким нормативным актом установлена соответствующая обязанность, какой вид отчетности (бухгалтерская или консолидированная) должен быть проверен и кто (аудиторская организация или индивидуальный аудитор) вправе провести аудит.

    Новый перечень насчитывает 73 случая, в которых проводится обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. В частности, аудит бухотчетности за минувший год обязаны пройти акционерные общества, государственные компании, банки, страховщики, клиринговые организации, НПФ, операторы лотерей, организаторы азартных игр, застройщики, туроператоры, саморегклируемые организации, общества с ограниченной ответственностью с выручкой 400 млн. руб. и/или актив баланса составил 60 млн. руб. и выше, фонды и др.

    Полный список организаций, подлежащих обязательному аудиту в файле

    Обязательный аудит: критерии 2017

    Аудит – это проводимая для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта независимая проверка этой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ ). Аудит может проводиться как в добровольном, так и в обязательном порядке. В первом случае мы говорим об инициативном аудите, во втором – об обязательном. Обязанность проведения аудита накладывается на организацию законом. О критериях проведения обязательного аудита в 2017 году расскажем в нашей консультации.

    Обязательный бухгалтерский аудит: куда сдавать аудиторское заключение?

    Начиная с отчетности за 2019 год бухгалтерская отчетность представляется только в ИФНС (за некоторым исключением). Причем по общему правилу отчетность нужно будет сдавать в электронном виде (отчетность за 2019 год субъекты малого предпринимательства могут представить на бумаге). Организациям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение нужно подавать либо вместе с бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (ч.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в ред., действ. с 01.01.2020).

    Особенности аудита малых предприятий

    О критериях малых предприятий в 2018 году мы рассказывали в нашей консультации. А подлежат ли субъекты малого предпринимательства обязательному аудиту и существуют ли особенности аудита малого бизнеса?

    Когда проведение аудита — обязанность

    Основные критерии обязательного аудита – критерии юридические и стоимостные. В первом случае обязательность аудита возникает в случае принадлежности организации к определенной организационно-правовой форме (к примеру, компания является акционерным обществом) или в случае ведения определенных видов деятельности, а во втором – в случае превышения выручки или величины активов определенных ограничений.

    Приведем в таблице для обязательного аудита критерии 2017 года для ООО и организаций иных форм. При наличии хотя бы одного из перечисленных условий проведение аудита является обязательным.

    Обязательный аудит за 2017 год: критерии

    Критерий Условие
    Организационно-правовая форма или вид деятельности — акционерное общество;
    — кредитная организация;
    — бюро кредитных историй;
    — профессиональный участник РЦБ;
    — страховая организация;
    — клиринговая организация;
    — общество взаимного страхования;
    — организатор торговли;
    — негосударственный пенсионный или иной фонд;
    — акционерный инвестиционный фонд;
    — управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов) Обращение ценных бумаг допущены к организованным торгам Выручка от продажи продукции (выполнения работы, оказания услуг) за 2016 год* превышает 400 миллионов рублей Сумма активов организации на 31.12.2016 по данным бухгалтерского баланса* превышает 60 миллионов рублей Представление (раскрытие) организацией годовой сводной (консолидированной) отчетности** представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность

    * За исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов.

    ** За исключением органа госвласти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

    Иные случаи, установленные федеральными законами

    Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», для политических партий – Федеральным законом от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», для российского научного фонда — Федеральным закон от 02.11.2013 г. №291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

    Бухгалтерская (финансовая) отчетность ГУПов и МУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником такого имущества. Так, согласно п.1 ст.26 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. При этом собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (пп.16 п.1 ст.20 Закона №161-ФЗ).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Практически это означает, что независимо от показателей финансово-экономической деятельности (по объему выручки и сумме активов), бухгалтерская отчетность МУПов и ГУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником имущества.

    В случае если компании попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

    Читайте так же:  Открыть ооо образец

    Какие организации подлежат обязательному аудиту

    Не все знают, что организации, подлежащие обязательному аудиту, есть в специальном перечне. Рассказываем о нем и даём полный список.

    Аудит субъектов малого предпринимательства

    Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ не предусматривает какие-либо особенности аудита в отношении малых предприятий. В то же время, такие особенности могут содержаться в стандартах аудиторской деятельности саморегулируемой организации, членом которой является аудиторская компания, или даже в правилах самой аудиторской компании. Ведь некоторые особенности аудита малых предприятий при проведении проверки стоит учитывать. Так, для малого предприятия может быть особенно характерно, например:

    • ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, которые отвечают за ведение бухучета и подготовку отчетности;
    • преобладающее влияние владельца или руководителя на все стороны деятельности малого предприятия.

    Принятие во внимание таких особенностей может повлиять на планирование аудита малого предприятия, порядок оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств.

    Несмотря на то, что с 01.01.2017 аудиторская деятельность в РФ ведется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), при планировании аудита субъекта малого предпринимательства можно обратиться также к Правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол № 1).

    Что касается МСА, то особенности аудита малых предприятий часто включаются в качестве отдельных подразделов в стандарты.

    Например, в МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» особенности малых организаций рассматриваются с точки зрения планирования общей стратегии аудита, руководства, контроля, обзорной проверки и документации.

    В частности, указывается, что при аудите малых организаций весь аудит может проводиться очень небольшой аудиторской группой. Во многих случаях аудит проводится руководителем задания совместно лишь с одним членом аудиторской группы (или вообще без членов аудиторской группы). В условиях небольшой аудиторской группы проще координировать совместную работу ее членов и организовать информационное взаимодействие между ними.

    В МСА 230 «Аудиторская документация» в качестве особенностей малых организаций, в частности, указывается, что аудиторская документация по аудиту малой организации обычно не так обширна, как при аудите крупной организации.

    А, например, в МСА 570 «Непрерывность деятельности» отмечается, в частности, что размер организации может влиять на ее способность противостоять воздействию неблагоприятных факторов. Малые организации могут оперативно принимать меры и использовать открывающиеся возможности, однако они могут испытывать нехватку ресурсов, необходимых для продолжения деятельности.

    Перечень организаций подлежащих обязательному аудиту

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
    В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

    Какие штрафные санкции предусмотрены для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита?

    Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
    — Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    — Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО;
    — Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики;
    — Энциклопедия решений. Аудиторское заключение;
    — Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;
    — Вопрос: ООО на общей системе налогообложения, выручка за 2018 год составила более 800 млн. руб., численность работников — менее 100 человек. Какая предусмотрена ответственность за непроведение обязательного аудита с 2019 года? Что подразумевает обязательный аудит: проверку бухгалтерской отчетности или налоговой отчетности? Какие документы исследуются в ходе обязательного аудита? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.)
    — Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность: порядок представления по принципу одного окна (Т. Маслова, журнал «Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)», N 1, январь 2019 г.);
    — Комментарий к Федеральному закону от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (Б.Л. Сваин, журнал «Нормативные акты для бухгалтера», N 1, январь 2019 г.).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Мозалева Наталья

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

    21 августа 2019 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Обязательный аудит: критерии проведения

    Какие критерии проведения обязательного аудита закреплены законом? В каких «иных случаях», предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ), компания обязана провести аудит?

    Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Закона №307-ФЗ.

    Как узнать подпадает ли компания под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

    Общие критерии проведения обязательного аудита 2018

    Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ . В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .

    Так, критерием обязательного аудита являются:

    • организация имеет организационно-правовую форму АО;
    • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
    • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
    • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2018 год превысил 400 миллионов рублей;
    • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2018 превышает 60 миллионов рублей;
    • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
    Читайте так же:  Держать или продавать акции

    Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

    Осуществление определенных видов деятельности

    Обязательному аудиту подлежат кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ).

    Соответствие установленным показателям финансово-экономической деятельности

    Обзор документа

    Минфин представил перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. Рассмотрены случаи в отношении:

    — организаций с определенной организационно-правовой формой — АО, ФГУП, государственная корпорация или компания, фонд, публично-правовая компания;

    — организаций с определенным видом деятельности — кредитование, страхование, клиринг, НФП, ПИФ, АИФ, политпартия, СРО, микрофинансирование, организация азартных игр, туризма и другие;

    — 18 конкретных организаций;

    — организаций, у которых объем выручки от продажи продукции превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса превышает 60 млн руб. за год, предшествующий отчетному;

    — организаций, составляющих консолидированную отчетность.

    Обязательный аудит в 2019 году: критерии

    Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита – обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2019 году, расскажем в нашей консультации.

    Иные случаи обязательного аудита, установленные федеральными законами

    Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.

    Так, напрмер, обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской отчетности:

    Осуществление компаниями определенных действий

    Обязательному аудиту подлежат компании:

    • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
    • представляющих и (или) публикующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключения составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

    Организационно-правовая форма компании

    Напомним, что Федеральным законом от 01.12.2014 г. №403-ФЗ (вступил в силу со 02.12.2014 г.) расширен тип организаций, в отношении которых установлена обязательная аудиторская проверка (пп.1 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ, п.5 ст.67.1 ГК РФ).

    Обязательному аудиту подлежат все без исключения АО (независимо от типа – ЗАО, ОАО, ПАО и АО).

    Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, ГУП или МУП заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон №44-ФЗ).

    С 1 января 2016 года предусмотрено осуществление обществами планирования закупок, в том числе планирование приобретения аудиторских услуг. А согласно ст.16 Закона №44-ФЗ расходы по проведению обязательного аудита должны включаться в план закупок, формируемый обществом — организатором конкурса на период действия бюджета, т.е. на период не менее 3 лет. Проведение открытого конкурса по выбору внешнего аудитора осуществляется не реже чем один раз в пять лет.

    Как понять, подлежит ли организация обязательному аудиту

    Один из нюансов нашего законодательства заключается в том, что нет какого-либо одного нормативного документа, который говорил бы о том, что обязательному аудиту подлежат организации, которые перечислены в нём.

    То есть, какие организации подлежат обязательному аудиту, надо буквально выуживать из различных законодательных актов.

    Более того: организации, подлежащие обязательному аудиту в 2018 году и позже, не приведены даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.

    Хотя в этом Федеральном законе есть открытый перечень, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту.

    Вот, какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году и, скорее всего, последующие периоды (ст. 5 Закона № 307-ФЗ):

    1 Компания функционирует в форме акционерного общества (все без исключения)
    2 Ценные бумаги предприятия допущены к организованным торгам 3 Кредитные организации, бюро кредитных историй, организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые фирмы, клиринговые компании, общества взаимного страхования, организаторы торговли, частные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестфонды и их УК, УК ПИФов или частных пенсионных фондов 4 Размер выручки от продаж (кроме госструктур, с/х кооперативов и их союзов) за минувший год перевалил отметку в 400 млн рублей 5 Размер активов по балансу на конец года – от 60 млн рублей 6 Предприятие представляет и/или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кого МСФО признают группами)
    Читайте так же:  Номинальный директор срочно

    Однако, чтобы понять, подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность организации, мало обращения только к данному перечню. Другие критерии обязательного проведения аудита могут быть установлены отдельными федеральными законами. И таких законов достаточно много.

    Информация Минфина России от 9 января 2020 г. “Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации)”

    1 Настоящий документ не является нормативным правовым актом Минфина России и не может рассматриваться в качестве такового. Он не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и предназначен исключительно для информирования заинтересованных лиц.

    Условия обязательного аудита:

    • с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо
    • с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

    Напомним, что в настоящее время компании — «упрощенцы» обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. И если объем выручки «упрощенца» превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года превышает 60 млн руб., то такие компании обязаны проводить аудит (письмо Минфина РФ от 30.01.2013 г. №07-02-05/1677).

    Малое предприятие: обязательный аудит?

    Учитывая, что малые предприятия (кроме ИП), не освобождены от ведения бухгалтерского учета, составляют они и бухгалтерскую отчетность. А потому важно обеспечить достоверность сведений о финансовом положении малого предприятия, его финансовых результатах и движении денежных средств. Аудит как на раз направлен на то, чтобы представить пользователям квалифицированное мнение о достоверности составленной отчетности.

    Конечно, малое предприятие всегда может провести аудит на добровольных началах. Однако в некоторых случаях заказывать аудит своей финансовой отчетности малые предприятия обязаны. Ведь сам по себе статус малого предприятия не является основанием для освобождения от аудита.

    Критерии обязательного аудита в 2018 году мы приводили здесь.

    Чтобы малые предприятия в 2018 году подлежали обязательному аудиту, достаточно, например, чтобы объем выручки за 2017 год превысил 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2017 оказалась выше 60 млн. рублей.

    Прочие критерии обязательного аудита

    Представим некоторые иные случаи обязательного проведения аудита, не поименованные выше и предусмотренные отдельными Федеральными законами.

    Перечень организаций подлежащих обязательному аудиту

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
    В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

    Обзор документа

    Минфин помогает разобраться

    Чтобы собственники бизнеса и владельцы предприятий могли чётко для себя уяснить, бухгалтерская отчетность какой организации подлежит обязательному аудиту и есть ли они в этом списке, Минфин России периодически публикует у себя на сайте полный перечень таких организаций. Обычно – в виде собранной воедино из разных законодательных актов «Информации». И чиновники настаивают, что перечень имеет чисто информационный характер. Хотя на практике – совсем наоборот.

    Какие-то организации в этом перечне названы напрямую. В основном это крупные государственные и окологосударственные структуры, решающие специфические и довольно масштабные задачи.

    Свой перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, Министерство очень логично и понятно сгруппировало:

    • по организационно-правовой форме;
    • по роду деятельности;
    • конкретным организациям;
    • предприятиям с определенными финансовыми показатели;
    • организациям, составляющим консолидированную отчетность.

    СТАТИСТИКА

    Количество организаций, для которых проведение аудита бухгалтерской отчетности обязательно, последнее время постоянно растёт. Так, в 2013 и 2014 годах в законодательстве было 56 оснований для обязательного аудита в различных организациях. В 2015 году – уже 60, а в 2016-м – 69.

    Например, из этого перечня можно понять, подлежит ли обязательному аудиту микрофинансовая организация. Ответ – да. Причем все без исключений.

    Далее в таблице по версии Минфина представлены организации, подлежащие обязательному аудиту.

    В 2018 году Минфин опубликовал перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год.Перечень традиционно оформлен в виде таблицы, в которой указаны:

    • случаи, в которых проводится аудит;
    • реквизиты документа, устанавливающего проведение обязательного аудита в каждом конкретном случае;
    • вид отчетности, подлежащей аудиту.

    Также в списке указано, кто вправе проводить аудит в той или иной ситуации (аудиторская организация, отвечающая определенным параметрам, или индивидуальный аудитор).

    Актуальный на 2018 год перечень содержит 71 пункт. Для сравнения в прошлогодний перечень попало только 69 случаев, когда аудит обязателен

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Источники

    Перечень организаций подлежащих обязательному аудиту
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here