План проведения аудиторской проверки составляет

Главное в статье: "План проведения аудиторской проверки составляет" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Планирование аудиторской проверки

Планирование является важным этапом многих процессов и видов деятельности. Аудиторская деятельность не является исключением. Планирование аудиторской проверки является важнейшей процедурой, предшествующей самой проверке и определяющей ее стратегические цели, объем, время аудиторских процедур. В рамках данного этапа определяются конкретные направления аудита и распределяются обязанности. Главное требование к планированию аудита — это эффективность самой проверки.

Общие принципы планирования аудиторской проверки

Планирование аудита начинается до написания письма-обязательства и до составления и подписания договора об оказании аудиторских услуг с экономическим субъектом. Комплексность, непрерывность и оптимальность — вот основные принципы аудиторской проверки. Рассмотрим каждый из них.

Комплексность при планировании аудита обозначает, что аудитор рассматривает организацию как целостную систему и при планировании взаимоувязывает и согласовывает все этапы и элементы аудиторских процедур.

Непрерывность при планировании аудита выражается в том, что аудитор понимает взаимосвязь между структурными подразделениями экономического субъекта и параллельно обозначает задания группе аудиторов в рамках проверки аналогичных вопросов во всех подразделениях. Кроме этого, данный принцип обозначает, что в рамках самой проверки планирование подлежит постоянной корректировке в связи с выявленными обстоятельствами при аудиторской проверке.

Что касается принципа оптимальности, то именно это принцип выражается в вариативности аудиторских методов, критериев проверки. Аудитор самостоятельно исходя из критериев оптимальности аудита для конкретно взятой организации и с учетом внутрифирменных стандартов определяет варианты общего плана аудита и детальной программы аудиторской проверки.

Как составить программу аудиторской проверки?

При разработке программы аудиторской проверки необходимо учитывать:

деятельность аудируемой компании (общие экономические факторы и условия в отрасли, в которой осуществляет деятельность аудируемая компания, общий уровень компетентности руководства);

системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля (учетная политика и ее изменения, влияние принятых новых правил в части бухгалтерского учета на отражение в финансовой отчетности результатов деятельности аудируемой компании);

планы использования в процессе аудита тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

Программа тестов средств контроля — это перечень действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Подобные тесты необходимы для выявления существенных недостатков средств контроля аудируемой компании.

риск и существенность (ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита, установление уровней существенности для аудита;

выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера (например, при подготовке оценочных показателей));

характер, временные рамки и объем процедур (относительная важность различных разделов учета для проведения аудита, влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей, существование подразделения внутреннего аудита и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита);

координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы (привлечение других аудиторских компаний к аудиту филиалов, подразделений, дочерних компаний клиента, привлечение экспертов);

количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с клиентом;

обстоятельства, требующие особого внимания (например, существование аффилированных лиц);

срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг клиенту;

форму и сроки подготовки заключений и иных клиенту и условиями конкретного аудиторского задания.

Программа аудиторской проверки должна быть документально оформлена, каждая задача проверки обозначена номером или кодом.

О финансах и не только…

План аудиторской проверки

План аудиторской проверки — логическое описание предполагаемых направлений, объема, характера проведения аудита, особенностей экономического субъекта и его деятельности, особенностей используемых при проведении аудиторской проверки методов и технических приемов.

План аудиторской проверки является неотъемлемой частью договора на проведение аудиторской проверки. При подготовке общего плана аудиторской проверки согласовываются приемлемые для аудитора и заказчика уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Порядок составления плана аудиторской проверки определен правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита».

Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала клиента аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством и персоналом клиента. При этом он несет ответственность за содержание общего плана, программы аудита. Общий план является описанием предполагаемого объема и порядка проведения проверки.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

Аудитор должен проконтролировать, чтобы сотрудники, назначенные выполнять аудиторское задание, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий выполнить порученную работу. Кроме того, надо добиться осознания этими сотрудниками необходимости запрашивать дополнительную информацию и обмениваться ею с аудитором и членами аудиторской группы.

Программа аудита является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

В соответствии с аудиторскими стандартами различают программу тестов средств контроля и программу сальдо счетов и групп однотипных операций. При разработке программы аудита необходимо принимать во внимание вопросы, аналогичные возникающим при подготовке общего плана аудита.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе и несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой, но аудиторская организация при возникшей необходимости может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита.

План аудиторской проверки — это документ, который по своему содержанию является более детализированным, чем общая стратегия аудита в частности, он рассматривает характер, время и объем аудиторских процедур, которые должны выполняться работниками аудиторской фирмы для получения достаточных и соответствующих аудиторских доказательств с целью уменьшения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня.

Читайте так же:  Какие акции приносят хорошие дивиденды

Планирование аудита | Аудиторские процедуры

Понимание деятельности аудируемого лица

Подготовка письма-соглашения об условиях аудиторского задания

Информация об обособленных подразделениях

Подготовка договора на проведение аудиторской проверки

Протокол встречи с сотрудниками обслуживающей организации

Протокол встречи с предыдущим аудитором

Подтверждение от аудитора компонента

Протокол обсуждения вопросов членами аудиторской группы

Протокол обсуждения вопросов членами группы по проверке консолидированной финансовой отчетности

Изучение влияния законодательства на деятельность предприятия

Анализ остатков на начало периода

Бесплатные обучающие вебинары по IT Audit

Ответим на вопросы действующих и потенциальных пользователей. Покажем работу программы и рабочие документы по МСА.

Этапы аудиторской проверки

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Для достижения основной цели аудита – проверки достоверности формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности, необходимо грамотно спланировать проведение аудиторской проверки.

В процессе проведения проверки аудиторы определяют формы и методы аудита в соответствии с федеральными и внутрифирменными стандартами аудита. Аудиторская проверка включает в себя следующие основные этапы.

1 этап. Подготовительный (предварительный) этап.

На данном этапе происходит знакомство аудитора с клиентом. Аудитор должен получить максимально полную и правдивую информацию о деятельности потенциального заказчика. Это необходимо, в первую очередь, для оценки возможности исполнения заказа (наличие квалифицированных кадров в компании либо привлечение со стороны), расчета временных и материальных затрат на проведение аудита.

Предварительный сбор информации осуществляется в рабочих таблицах, куда заносятся следующие сведения:

региональные и отраслевые особенности деятельности клиента (географические, экономические, налоговые условия региона);

финансовое положение клиента (платежеспособность, возможности преодоления экономического кризиса);

организационные и технологические особенности деятельности клиента (для понимания формирования себестоимости выпускаемой продукции);

информация об уровне квалификации сотрудников, отвечающих за формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;

уровень автоматизации учетных процессов (какая бухгалтерская либо управленческая компьютерная система используется для управленческого и бухгалтерского учета);

деятельность клиента на рынке ценных бумаг (операции с финансовыми векселями, акциями);

организация системы внутреннего контроля;

информация о финансовых обязательствах клиента;

материалы судебных разбирательств, в которых участвует клиент.

Данная информация необходима для определения объема аудита, возможных рисков и, соответственно, стоимости аудиторской проверки.

Далее аудитор направляет в адрес предполагаемой аудируемой компании письмо о проведении аудита (п.2 стандарта №12 «Согласование условий проведения аудита»).

Форма и содержание письма определяются особенностями предстоящей аудиторской проверки.

В конечном итоге аудитор и руководство аудируемой компании должны достичь определенных договоренностей в части условий проведения аудита. Согласованные условия отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.

Этапы планирования аудита

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» устанавливает Стандарт N 3, который так и называется — планирование аудита. Первоначально аудитор должен составить общий план аудита, исходя из имеющихся у него сведений об организации. Общий план должен составляться с учетом таких факторов, как:

  • общая экономическая ситуация в отрасли;
  • особенности составления финансовой отчетности проверяемой компании;
  • система бухгалтерского учета и организация внутреннего контроля (особое внимание уделяется учетной политике);
  • риск и существенность (определение наиболее важных областей для аудиторской проверки, определение уровня существенности и риска);
  • объем работ и время, необходимое для выполнения аудиторских процедур.

Именно составление общего плана аудиторской проверки позволит аудитору в дальнейшем составить детальную программу проверки.

Программа аудита, ее составление также являются неотъемлемым этапом планирования аудиторской проверки. Программа аудита фактически представляет собой детальные инструкции аудитора, что, когда и где проверять, а также служит средством контроля за временным исполнением проверки. При составлении программы аудита аудитор обращается к разработанному общему плану и фактически его детализирует, наполняя форму проверки содержанием.

Общий план и программа аудита могут и должны корректироваться, если того требует ситуация, если аудитор в рамках проверки обнаруживает, что необходимо проверить сопряженный участок или более глубоко изучить отдельный вопрос. В этом случае в план и программу вносятся соответствующие изменения с обязательным документальным обоснованием.

1.4 План и программа аудиторской проверки

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономи­ческом субъекте, а также на резуль­татах проведенных аналитических про­цедур.

С помощью проведения ана­литических процедур аудиторская ор­ганизация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических про­цедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской от­четности экономического субъекта. 12

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, дейст­вующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внут­реннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она сво­евременно предупреждает о возникно­вении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную инфор­мацию. Оценивая эффективность сис­темы внутреннего контроля, аудитор­ская организация должна собрать до­статочное количество аудиторских до­казательств. Если аудиторская органи­зация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бух­галтерского учета для получения до­статочной степени уверенности в до­стоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской ор­ганизации следует установить прием­лемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие счи­тать бухгалтерскую отчетность досто­верной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтер­ской отчетности и риск контроля, ко­торые присущи этой отчетности неза­висимо от аудита экономического субъ­екта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходи­мые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельст­ва, влияющие на изменение аудитор­ского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Составляя общий план и про­грамму аудита, аудиторской организа­ции следует учитывать степень авто­матизации обработки учетной инфор­мации, что также позволит аудиторской организации точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может со­гласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные по­ложения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская органи­зация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

Результаты проводимых ауди­торской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются осно­ванием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

Общий план должен служить руководством в осуществлении програм­мы аудита.

В процессе аудита у аудитор­ской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сро­ки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руко­водству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

а) реальные трудозатраты;

б) расчет затрат времени в преды­дущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

в) уровень существенности;

г) проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ прове­дения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки на­дежности системы внутреннего контро­ля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выбор­ку в соответствии с правилом (стан­дартом) аудиторской деятельности «Ау­диторская выборка».

Составной частью общего пла­на являются положения по планирова­нию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

а) формирование аудиторской группы, численность и квалификацию ауди­торов, привлекаемых к проведению ау­дита;

б) распределение аудиторов в со­ответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

в) инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознаком­ление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

г) контроль руководителя за вы­полнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

д) разъяснение руководителем ау­диторской группы методических вопро­сов, связанных с практической реали­зацией аудиторских процедур;

е) документальное оформление осо­бого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении раз­ногласий в оценке того или

иного факта между руководителем аудитор­ской группы и ее рядовым членом. 13

Аудиторская организация оп­ределяет в общем плане роль внутрен­него аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе про­ведения аудита.

Общий план аудиторской проверки

учета материально-производственных запасов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы:

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

ООО «Машиностроительный завод»

С 01.01.2008 по 31.12.2008

Викторов И.Я., Соколова В.В., Петрова И.В.

Качественно – соответствие нормативным актам

План аудита

План аудита формируется по результатам планирования и выполнения аудиторских процедур в форме Процедуры.

  • Для создания отчета «Плана аудита» перейдите в форму Процедуры.
  • В панели инструментов нажмите на кнопку Отчеты. Будет открыта форма Доступные отчеты.
  • В открывшейся форме Доступные отчеты выберите необходимый отчет (План аудита) и на клавиатуре компьютера нажмите на кнопку Сформировать и сохранить.
  • Выбор аудиторской процедуры для сохранения рабочего документа производится в мастере Добавление процедуры
  • В табличном редакторе Excel Viewer будет открыт заполненный данными бухгалтерского учета рабочий документ. При необходимости внесите дополнительные данные в рабочий документ и сохраните внесенные изменения. Нажмите на кнопку Сохранить. Затем закройте редактор документов.

В отчете «План аудита» приводятся следующие данные по разделам аудита и аудиторским процедурам:

  • Наименование раздела и аудиторской процедуры
  • Стадия выполнения процедуры
  • Исполнитель процедуры
  • Файлы по процедурам
  • Вывод по процедуре

Рабочий документ Значимые изменения в плане аудита

При необходимости может быть заполнен рабочий документ «Значимые изменения в плане аудита».

При создании документа программа автоматически заполняет переменные (наименование клиента, наименование проекта, руководитель задания, логотип аудиторской компании и т.д.), выделенные серым цветом

Содержание значимых изменений и причину данных изменений пользователь вносит самостоятельно в режиме редатикрования файла документа. При необходимости документ изменяется в текстовом редакторе.

Порядок заполнения документа переменными приведен на странице Справки:

Discovered

4 этап. Заключительный этап. Составление аудиторского заключения.

Для установления достоверности отчетности во всех существенных отношениях аудиторами проводится расчет количественного значения уровня существенности по данным бухгалтерской отчетности аудируемой компании.

Завершающим этапом аудита является составление отчета и выдача заключения с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение бывает немодифицированным и модифицированным.

Для получения немодифицированного заключения необходимо, чтобы все отчетные регистры достоверно отражали финансовое положение и результаты деятельности аудируемой компании.

Заключение второго типа выдается клиенту в случае появления существенных факторов, которые способны оказать влияние на суждение проверяющего либо когда у аудитора отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская (финансовая) отчетность клиента не содержит существенных искажений.

Организация аудиторской проверки

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Для того, чтобы в установленные сроки организовать аудиторскую проверку, необходимо провести определенные подготовительные процедуры.

Процесс организации аудиторской проверки включает в себя несколько этапов.

Прежде всего, аудитору необходимо составить четкий план предстоящих работ. То есть спланировать проведение аудиторской проверки таким образом, чтобы провести ее эффективно в установленные договором с аудируемой компанией сроки.

Планирование аудиторской проверки заключается в разработке общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Для того, чтобы организовать аудиторскую проверку, необходимо подобрать состав специалистов, назначить руководителя группы аудита.

Назначая состав специалистов для проведения аудиторской проверки, необходимо учитывать:

бюджет рабочего времени для каждого раздела аудиторской программы (временные затраты аудитора зависят от масштабов деятельности клиента, сложности аудита, опыта работы аудитора с данной аудируемой компанией, а также знания специфики ее деятельности);

общий срок работы группы специалистов;

квалификационный уровень группы специалистов;

количественный состав группы специалистов;

необходимость привлечения экспертов в составе аудиторской бригады.

При этом под навыками и профессиональной компетентностью подразумевается:

понимание задания по аудиту и практический опыт выполнения аналогичных по характеру и сложности заданий, приобретенный посредством обучения и предыдущей работы;

знание и понимание нормативных правовых актов РФ и профессиональных стандартов;

знания в области информационных технологий;

знание отраслей, в которых функционирует клиент;

способность формировать профессиональное суждение;

Видео (кликните для воспроизведения).

понимание принципов и процедур контроля качества, установленных в аудиторской компании (п.18 стандарта №7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»).

Участники аудиторской группы должны понимать цели и задачи выполняемого ими задания по аудиту.

Такая организация аудиторской проверки способствует тому, чтобы «узким» местам аудита было уделено необходимое внимание для выявления потенциальных проблем. В этом случае организация аудиторской проверки будет выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.

Четкий план организации аудиторской проверки позволит эффективно распределить работу между аудиторами, участвующими в аудиторской проверке, а также скоординировать такую работу.

Руководитель группы заранее согласовывает график работы группы специалистов у клиента, учитывая местонахождение и пожелания клиента.

Организация аудиторской проверки также включает в себя разработку программы подготовки и проведения аудита.

При организации аудиторской проверки следует понимать, что ввиду ее ограниченности во времени, аудитор должен применять выборочный метод сбора информации.

Аудитор может:

отобрать все элементы (сплошная проверка);

отобрать специфические (определенные) элементы;

отобрать отдельные элементы (сформировать аудиторскую выборку).

Выбор метода или сочетания методов выборки зависит от обстоятельств проверки, в частности, аудиторского риска и эффективности аудита. При этом аудитор должен удостовериться, что используемые им методы являются надежными с точки зрения получения достаточного надлежащего аудиторского доказательства для реализации целей тестирования.

Сбор аудиторских доказательств в процессе проведения аудита осуществляется с помощью аудиторских процедур. При этом аудитор заполняет рабочую документацию, которая утверждена внутрифирменными аудиторскими стандартами.

Рабочие документы используются:

при планировании и проведении аудита;

при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;

для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора (п.4 стандарта №2 «Документирование аудита»).

В процессе проведения аудиторской проверки руководитель группы постоянно обменивается с клиентом информацией для того, чтобы оперативно были исправлены выявленные нарушения в ходе проверки.

До момента выдачи аудиторского заключения руководитель аудиторской проверки должен проверить рабочие документы аудитора и обсудить работу с участниками аудиторской группы, чтобы убедиться в достаточности и надлежащем характере полученных аудиторских доказательств, подтверждающих сделанные выводы.

Далее (на обобщающей стадии) аудитором формируется письменная информация (отчет) аудитора руководству аудируемой компании или его собственникам по результатам проверки.

Сначала проект письменной информации (отчет) аудитора направляется для ознакомления клиенту для составления возможных корректировок (уточнений), возражений, а также представления дополнительных документов по данным нарушениям. Данное обстоятельство связано с тем, что аудит проводится на выборочной основе, а также с другими присущими аудиту ограничениями и существует риск того, что часть документов может не попасть в поле зрение аудитора.

В процессе согласования проекта отчета аудитором принимаются (либо не принимаются) возражения клиента, предлагаются существующие варианты исправления ошибок в бухгалтерской и налоговой отчетности. Аудитор информирует клиента о возможных последствиях не исправления допущенных искажений в отчетности.

Окончательный вариант отчета вместе с аудиторским заключением передается клиенту.

Программа аудиторской проверки

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Завершающим этапом процесса планирования аудиторской проверки является составление программы аудита. Программа аудиторской проверки представляет собой конкретный перечень действий аудитора с указанием проверяемых областей бухгалтерского, налогового учета, сроков и исполнителей.

Программа аудита определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для реализации составленного общего плана аудита.

Программа аудиторской проверки является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения аудиторских процедур.

В процессе подготовки аудиторской программы аудитор должен принимать во внимание оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля (п.11 стандарта №3 «Планирование аудита»).

Аудитором должны быть раскрыты в программе аудита «узкие» места, в которых существуют значительный риск искажения статей бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента. Для этого аудитором должны быть выбраны соответствующие аналитические процедуры, которые позволят снизить риск необнаружения суще­ственных ошибок. При необходимости аудитор может привлечь к проверке других аудиторов, обладающих специальными познаниями в данной области или экспертов.

При этом общий план аудита и, соответственно, программа аудиторской проверки могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться в процессе проведения аудита. Планирование аудитором объема и характера работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в процессе выполнения аудиторских процедур (наличие нехарактерных отклонений показателей финансовой отчетности клиента). Причины, по которым аудитором была скорректирована программа аудита, должны быть документально зафиксированы.

2 этап. Планирование.

Для того чтобы в установленные сроки качественно провести аудиторскую проверку клиента, необходимо составить продуманный план предстоящих работ.

Планирование аудита – трудоемкий процесс, который может занимать до 20% общего времени, затраченного на проверку.

Данный этап включает в себя:

— предварительное планирование аудита;

— подготовку и составление общего плана аудита;

— подготовку и составление программы аудиторской проверки.

При разработке общего плана аудита необходимо принимать во внимание особенности деятельности аудируемого лица, систему бухгалтерского учета, наличие сложных областей бухгалтерского учета (например, подготовка оценочных показателей) и систему внутреннего контроля, риск и существенность, временные затраты в зависимости от объема операций и уровня автоматизации бухгалтерского учета, необходимость в привлечении экспертов (п.9 стандарта №3 «Планирование аудита»).

На этапе планирования составляется график проведения проверки (по согласованию с аудируемой компанией), формируется состав специалистов, входящих в аудиторскую группу.

Затем формируется программа аудита, в которой учитывается характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. В программу аудита включаются проверяемые задачи финансовой (бухгалтерской) отчетности и время, запланированное на выполнение процедуры аудита.

Общий план аудита и, соответствующая ему программа аудита, могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться.

3 этап. Проведение аудита.

Проведение аудита включает в себя сбор, оценку и анализ аудиторских доказательств, касающихся деятельности аудируемой компании. Аудит проводится на основе федеральных и разработанных внутрифирменных стандартов аудита, в которых содержатся процедуры, приемы аудиторской проверки.

Важно!

В процессе аудита используются следующие процедуры сбора информации: -пересчет; -осмотр (как правило, осмотр осуществляется в процессе проведения инвентаризации); -подтверждения (для получения информации об остатках на банковских счетах, о состоянии расчетов с контрагентами и пр.); -устный опрос; -инспектирование — проверка документов; -аналитические процедуры (т.е. методы оценки финансовой отчетности путем сопоставления отдельных ее показателей).

Целью применения аналитических процедур является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов, требующих особого внимания аудитора.

Образец программы на проведение аудиторской проверки

Программа аудиторской проверки подразделяется по соответствующим разделам бухгалтерского учета. В программе аудита указывается наименование задачи и раскрывается последовательность ее решения. В соответствующем столбце программы приводится ссылка на номер рабочего документа, в котором раскрывается информация по данной тематике.

Фрагмент программы аудиторской проверки (по одному разделу) представлен ниже:

п/п

Наименование раздела или статьи отчетности

Код статей формы отчетности

Тематика раскрываемой информации

Процедуры получения аудиторских доказательств

Номер рабочего документа

Аудит учредительных документов компании

Статья 1310 бухгалтерского баланса

-основные положения Устава компании и сведения об учредителе;

-наличие документов, подтверждающих внесение изменений и дополнений в учредительные документы;

-наличие филиалов, представительств и других обособленных структурных подразделений;

-вывод о соответствии Устава действующему законодательству.

-свидетельство о государственной регистрации;

-протоколы собраний учредителей;

-проспекты эмиссии ценных бумаг;

-акты оценки имущества, внесенного в счет вклада в уставный капитал;

По каждому разделу программы аудиторской проверки аудитор фиксирует выводы в рабочих документах.

На основе приведенной информации по каждому разделу аудиторской проверки аудитором составляется расчет влияния выявленных в процессе аудита отклонений на достоверность бухгалтерской отчетности клиента. Информация приводится в аудиторском отчете и является отправной точкой для формирования аудиторского заключения (объективного мнения аудитора о достоверности проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности компании).

3.Планирование аудиторской проверки. План и программа аудита

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются — аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

3. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

5. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Общий план аудита

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

9. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

установление уровней существенности для аудита;

возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

10. Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

11. В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные в пункте 9 настоящего правила (стандарта).

Изменения в общем плане и программе аудита

12. Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

1.Субъекты экономики. Факторы производства. Кругооборот продукта и капитала.

Для производства товаров необходимы определенные ресурсы или факторы производства. К ним относятся:

1). Труд, т.е. способность людей совершать определенные действия с другими факторами производства.

2). Земля, т.е. природные ресурсы. К ним относятся земля в узком смысле: 1) место, на котором осуществляется производство, 2) верхний слой земли (почва), обладающий свойством плодородия, 3) недра земли как источник полезных ископаемых, далее, воздух, вода из природных водоемов, природные силы: ветер, солнечная энергия, гидроэнергия, энергия приливов и др.

3). Капитал. Это физический капитал, т.е. находящиеся у предприятия средства труда (помещения, машины, оборудование, инструменты и др.) и материальные оборотные средства (запасы материалов, готовой продукции, незавершенное производство). Это также денежный капитал.

Эти три фактора называют «классическими».

4). Предпринимательская способность. Это способность организовывать производство.

5). Технический прогресс.

6). Информация, т.е. базы данных, в том числе, электронные.

К основным субъектам рын. экономики относятся:

1). Домашние хозяйства, т.е. семьи. Они владеют всеми факторами производства и предоставляют их в пользование фирмам за плату. За эту плату они приобретают у фирм изготовленные ими товары, которые используют на личное потребление. Эта плата принимает форму факторных доходов: оплаты труда, ренты (доход от передачи в пользование природных ресурсов), процента (доход на капитал) и предпринимательского дохода.

2). Фирмы. Фирмы получают в пользование от домохозяйств факторы производства, которые используют для изготовления товаров. Выручка от реализации товаров направляется на выплату факторных доходов домохозяйствам.

3). Государство. Государство собирает налоги с домохозяйств, получает от домохозяйств факторы производства, приобретает у фирм товары для государственных нужд, за счет налогов оплачивает факторы производства, товары, а также выплачивает пенсии домохозяйствам.

Модель кругооборота продуктов и доходов в самой простой версии.

Расходы одного субъекта явля­ются доходами другого. Расходы домашних хозяйств, произведен­ные на рынке продуктов, становятся для фирм доходами. Расходы фирм на покупку ресурсов являются доходами для владельцев последних — домашних хозяйств. Таким образом строится один кругооборот — денежный, который можно назвать «доходы — расходы». Но имеется и встречный — материально–вещественный кругооборот, который можно назвать «ресурсы — продукция». Потребительские товары производятся предприятиями, но потребляются домохозяйствами. Они являются основой физического существования людей, составляющих домохозяйства. Но возможность произвести эти товары возникает лишь потому, что домохозяйства предоставляют фирмам находящиеся в их собственности ресурсы.

Расширенная модель кругооборота. Теперь рассмотрим взаимосвязи основных субъектов экономики с учетом финансовых рынков. При этом отразим не только движение продукта и денег, но и капитала.

С одной стороны, гос–во собирает фин ресурсы: прямые налоги с домашних хозяйств (подоходный, поземельный, взносы в социальные фонды и др.), прямые налоги с предприятий (на прибыль, на корпорацию и т.п.), а также косвенные налоги – формально с предприятий, а фактически со всего общества (налог с оборота, акцизы и др.). С другой стороны, государство осуществляет ряд выплат. До­машние хозяйства получают от него пенсии, стипендии, различные виды дотаций (например, на квартирную плату), работники госсектора – зарплату. Все эти выплаты называются трансфертами. Предприятия получают от государства субсидии, налоговые льготы дополнение к этому госпредприятия и организации пользуются: государственными инвестициями. Государство также осуществляет закупки для своих нужд на рынке продуктов. Оно заимствует средства на финансовых рынках продавая на нем свои облигации, а затем погашает задолженности выкупая их с процентами.

Домашние хозяйства, получая доходы как владельцы ресурсов, делят их на две части — потребление и сбережения. Сбережения они направляют в различные финансовые институты (вклады в банки, инвестиционные, пенсионные и др фонды, покупка акций и облигаций частных предпр–й и гос–ва). Тем самым создаются различные финансовые рынки, на которых предприятия осуществляют заимствования инвестиционных средств, в которых они нуждаются, чтобы дополнить собственные внутренние источники финансирования. В обратном направлении к домашним хозяйствам текут доходы от финансовых вложений – проценты и дивиденды. Результатом нормального хода кругооборота продукта и капитала является возможность непрерывного существования и выполнения своих экономических функций всеми субъектами экономики. Именно этот непрерывный и возобновляющийся процесс экономисты называют воспроизводством

Четыре сферы воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление. Помимо производства важную роль играет сфера распре­деления, которая включает:

распределение факторов производства по субъектам кто собственник тех или иных факторов);

распределение произведенных благ и полученных доходов между субъектами рыночной экономики в зависимости от прав собственности, экономической власти.

При этом различают первичное и вторичное распределение, или перераспределение. Активную роль в перераспределении через на­логи и государственные расходы играет государство.

В сферу обмена поступают произведенные продукты и услуги. Обмен необходим и возможен в силу общественного разделения труда, т.е. специализации производителей. Опосредуют обмен деньги, хотя могут существовать и случаи прямого товарообмена (бартера), что нетипично для развитых рынков

Путем обмена блага поступают в сферу потребления, которое делится на:

а) личное потребление (предметы потребления длительного и крат­косрочного пользования);

Видео (кликните для воспроизведения).

б) производственное потребление (машины, оборудование, сырье и т.п).

Источники

План проведения аудиторской проверки составляет
Оценка 5 проголосовавших: 1