Правовая природа акта государственной регистрации юридических лиц

Главное в статье: "Правовая природа акта государственной регистрации юридических лиц" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Правовая природа государственной регистрации юридических лиц

Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц

План

1. Правовая природа государственной регистрации юридических лиц

2. Совершенствование правового регулирования государственной регистрации юридических лиц

Введение

Около двенадцати лет базовыми нормативными актами, регулирующими государственную регистрацию коммерческих организаций, оставались Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и Указ Президента РФ от 8 июля 1994г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации». Особенностью указанных нормативных актов было то, что они отдавали право государственной регистрации предпринимательской деятельности в руки местных органов власти. Такой порядок привел к тому, что процедура государственной регистрации не имела единообразия на территории страны. Довольно часто возникали конфликты по поводу сроков регистрации коммерческих организаций. Властные структуры могли произвольно отказать в регистрации организации, ссылаясь на то, что некоторые положения уставов не соответствуют требованиям действующего законодательства. Существовало множество юридических лиц — «мертвых душ», т.е. организаций, фактически прекративших свою деятельность, но юридически продолжавших значиться субъектами права.

Необходимость кардинальных изменений сложившейся ситуации повлекла принятие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 с изменениями и дополнениями (далее Закон о регистрации). Он стал важной вехой на пути развития института государственной регистрации юридических лиц и был призван установить единую процедуру государственной регистрации юридических лици создать Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), исключив из него недействующих и не представляющих отчетность юридических лиц.

Между тем, еще при обсуждении законопроекта цивилисты отмечали его слабую теоретическую проработку и низкий уровень законодательной техники; некомпетентность большинства норм; ничем не обусловленную подмену законодательного регулирования государственной регистрации юридических лиц подзаконным нормотворчеством. Однако проект не был доработан и стал законом Российской Федерации.

Как показал анализ действующего законодательства, исследуемый правовой институт нуждается в развитии, совершенствовании и научном обосновании. Уже сейчас многие положения законодательства о регистрации юридических лиц вызывают дискуссии и споры среди ученых-юристов и неоднозначно оцениваются судебной практикой.

В частности, заявительный характер государственной регистрации, введенный Законом о регистрации, позволяет в незаконных целях использовать «громкое» имя хорошо известной фирмы, в регистрирующий орган представлять заявления на основании потерянных паспортов граждан с поддельными печатями нотариальных палат, уставы на одном листе, а то и применять более серьезные способы обмана в виде «захвата» фирм. Только по официальным данным Федеральной налоговой службы учтено 59 случаев рейдерства. Социальную напряженность вызывает также желание учредителей коммерческих организаций использовать в названии своей фирмы аббревиатуру государственных учреждений. Не урегулирован порядок образования имущественной базы учреждаемого юридического лица в части предоставления в регистрирующий орган документов, подтверждающих оплату уставного капитала. Не определены размер и правовая природа ответственности заявителей, нарушивших порядок государственной регистрации юридических лиц.

Сложившаяся ситуация стала возможна вследствие фактического отсутствия государственного контроля над процессом создания юридического лица.

Правовая природа государственной регистрации юридических лиц

Норма пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо указывает правовые формы, в которых может быть выражено имущественное обособление юридического лица: право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления, умалчивая о других допустимых формах имущественного обособления.

Например, в настоящее время регистрируются юридические лица, у которых в качестве уставного капитала внесено арендованное имущество. Такие юридические лица не обладают имуществом ни на праве оперативного управления, ни на праве хозяйственного ведения, ни на праве собственности, а имеют только обязательственные права требования и права пользования. Буквальное толкование пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации может привести к выводу, что такие организации не признаются юридическими лицами. В действительности обособление имущества юридического лица возможно посредством не только вещных прав, но и с помощью других правовых форм (институтов). Поэтому отсутствие у организации имущества на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления не может служить основанием для отказа в признании ее юридическим лицом и регистрации в качестве такового.

Вместе с тем, проведенный анализ позволил поддержать позицию законодателя, заключающуюся в том, что с имущественной обособленностью организации неразрывно связана ее самостоятельная имущественная ответственность по долгам. Смысл обособления имущества юридического лица как раз и состоит в выделении таких объектов, на которые его возможные кредиторы смогут обратить взыскание (с тем, чтобы вывести из-под него иное имущество учредителей или участников). Именно этим целям, прежде всего, служит уставный капитал (уставный или паевой фонд), который определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов юридического лица (абз. 2 п.1 ст.90 и абз. 2 п.1 ст.99 ГК РФ).

Анализ дореволюционного периода становления законодательства о государственной регистрации юридических лиц характеризуется его поступательным регулированием отношений по поводу создания юридических лиц. Как показали исследования, система отношений по регистрации юридических лиц не стояла на месте. Шло планомерное развитие механизмов совершенствования правового регулирования не только процесса создания, деятельности и ликвидации юридических лиц, но и основ их государственной регистрации, которое увенчалось разработкой проекта, подготовленного Высочайше учрежденной Редакционной Комиссией по составлению Гражданского уложения.

Как показал анализ, во все периоды развития права институт государственной регистрации юридических лиц как определенные правовые отношения не являлсясамостоятельным предметом научных исследований. Более того, анализ литературы и имеющихся правовых источников позволяет утверждать, что этот институт рассматривался как качество самого объекта правового регулирования, т.е. юридического лица. Думается, что своего рода отрыв формы (государственной регистрации юридического лица) от содержания (самого юридического лица) происходит как объективный процесс в современных правовых системах в связи с усложнением правовых конструкций и необходимостью более детального регулирования их отдельных элементов.

Наиболее явным объективирование государственной регистрации юридических лиц становится в советский период развития права. В это время издавались специальные нормативные акты, посвященные вопросам создания юридических лиц.

Читайте так же:  Налоговый аудит лизинговых операций

Несмотря на то, что изданные в советский период нормативные акты достаточно подробно регламентировали отдельные элементы порядка создания предприятий, все же целый ряд моментов оставался за пределами их ведения. Так, законодательно не освещался вопрос о наделении предприятия уставным капиталом; не указывалось, производилась ли формальная передача имущества предприятию, каков должен был быть объем уставного капитала; функции уставного капитала. Долгое время понятие государственного предприятия было самодостаточным понятием, которое во многих случаях поглощало понятие юридического лица.

Новому этапу развития законодательства о государственной регистрации юридических лиц способствовали осуществляемые в России в конце XX века экономические реформы. С этого момента исчисляется процесс становления законодательства о государственной регистрации, в период которого принимались правовые акты, издавались указы, направленные на полноправное участие юридических лиц в экономике России.

Важнейшим шагом в направлении совершенствования законодательства о государственной регистрации юридических лиц явилось принятие Закона РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г, которым было закреплено введение на территории Российской Федерации обязательной государственной регистрации предприятий всех организационно-правовых форм, которую возложили на районные (городские, районные в городе) Советы народных депутатов по месту нахождения предприятия с обязанием их сообщать эти данные в Министерство финансов РСФСР для включения в государственный реестр (ст.34 Закона).

Обращается внимание на то, что вышеназванный Закон предусматривал правовую экспертизу как обязательный этап процедуры государственной регистрации. Также отмечается, что положительным опытом являлась и практика контроля за наименованием создаваемых юридических лиц, недопущение присвоения названий, которые уже были даны другим предприятиям, вне зависимости от того, где они расположены и какому органу подчинены.

Втретьем параграфе – «Институт государственной регистрации юридических лиц в современном праве России: понятие и содержание» —проводится конкретный анализ норм Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в соотношении с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом автор уделял особое внимание статьям Закона о регистрации, имеющим концептуальное значение.

В диссертации детально анализируются этапы государственной регистрации юридических лиц, занимающие центральное место в Законе о регистрации, выявляются принципы государственной регистрации юридических лиц.

Анализ данного в Законе определения государственной регистрации, позволил сформулировать следующие признаки юридической природы государственной регистрации, подчеркивающие ее особенности. Во-первых, это акт, влекущий юридические последствия в виде создания, реорганизации или ликвидации юридических лиц. Во-вторых, это акт признания и подтверждения государством создания или ликвидации юридического лица. Данным признаком подчеркивается публичность государственной регистрации, которая с одной стороны, осуществляется уполномоченным на то государственным органом, а с другой стороны носит открытый характер, как в части соблюдения процедуры ее проведения, так и в части объекта регистрации. В-третьих, исключительность государственной регистрации проявляется в том, что законодатель указывает на нее как на единственное доказательство создания или ликвидации юридического лица.

Автором обосновывается положение о том, что государственная регистрация – это процесс, процедура, осуществляемая в соответствии с законом, несмотря на отсутствие такого определения в законе. Системное и логическое толкование норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о регистрации позволили сделать вывод, что законодатель регламентирует государственную регистрацию именно как процесс.

Проведенная оценка процедуры государственной регистрации юридических лиц позволила установить, что существенным недостатком предусмотренных законодательством оснований для отказа в государственной регистрации является невозможность отказа по основанию противоправности предоставленных при регистрации документов. Смыслом регистрации юридических лиц является легитимация определенного человеческого коллектива с приданием ему статуса юридического лица. Однако этот смысл совершенно теряется, если регистрация проводится «вслепую», без правовой экспертизы документов.

При этом государство на стадии регистрации не проверяет и не несет ответственности за содержание учредительных документов организаций, а также отстраняется от проверки законности создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц. В настоящее время в ведении регистрирующих органов остается только учет сведений в Едином государственном реестре юридических лиц и предоставление информации из этого реестра, причем за такую плату, которой должно было бы хватить на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации. Таким образом, процесс регистрации превратился в простую формальность.

http://poisk-ru.ru/s26026t17.html

Правовая природа государственной регистрации юридического лица (К.Овсянников, «Российская юстиция», N 4, апрель 2000 г.)

Правовая природа государственной регистрации юридического лица

Отношения, возникающие при государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц, в настоящее время регулируются прежде всего ст.ст.51-62 ГК РФ, Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. (в части, не противоречащей положениям ГК РФ), а также нормами специальных федеральных законов («Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах» и т.д.).

При непосредственной регистрации юридических лиц спорных вопросов, как правило, не возникает, за исключением отдельных, должным образом не урегулированных законодателем моментов (например, относительно возможности слияния акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью). Но впоследствии, при признании в судебном порядке государственной регистрации юридического лица недействительной, на практике возникают определенные проблемы.

По действующему законодательству правом предъявления в арбитражные суды исков о признании недействительной государственной регистрации юридического лица обладают, во-первых, государственные органы, выступающие в защиту государственных и общественных интересов (прокуроры субъектов Федерации, государственные налоговые инспекции), во-вторых, юридические лица либо граждане-предприниматели, права и охраняемые законом интересы которых нарушены в результате государственной регистрации юридического лица. Исходя из анализа дел подобной категории, рассмотренных за последние два года арбитражным судом Ставропольского края, можно сделать вывод, что истцами по делам о признании недействительной государственной регистрации юридических лиц выступают в основном государственные налоговые инспекции края. При этом единообразной практики по таким делам не наблюдается как в краевом арбитражном суде, так и в следующей инстанции — Федеральном арбитражном суде Саверо-Кавказского округа.

Согласно п.1 ст.51 ГК нарушение установленного порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Представляется, что для последующего признания в судебном порядке государственной регистрации юридического лица недействительной достаточно наличия одного из названных нарушений, а именно: либо нарушен порядок образования юридического лица, либо учредительные документы не соответствуют закону.

Читайте так же:  Уменьшение уставного капитала унитарного предприятия

Таким образом, налицо парадоксальная ситуация — арбитражный суд устанавливает, что государственная регистрация юридического лица произведена незаконно, однако оставляет ее в силе. Возникают две группы «неподсудных» субъектов — юридические лица, принимающие какие угодно решения без оглядки на закон, и регистрирующие органы, оформляющие любые представленные им документы, не опасаясь какой бы то ни было ответственности за свои действия.

Неизбежно возникает вопрос — почему акт любой государственной регистрации (юридических лиц, граждан-предпринимателей, выпуска ценных бумаг, транспортных средств, рождения, смерти) считается ненормативным? Действительно ли эти правовые понятия равнозначны, тождественны? Чем руководствовались судьи, делая такие выводы?

Законодатель нигде не смешивает эти два понятия. Статьи 13 и 51 ГК находятся в разных разделах, посвящены разным вопросам. Думается, разработчики Гражданского кодекса вряд ли представляли себе возможность такого «систематического» толкования этих двух статей.

Может быть, так считают высшие правоприменительные органы страны? Нет. Совместное постановление Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» не смешивает такие правовые понятия, как «ненормативный акт» и «акт государственной регистрации юридического лица». Более того, из анализа п.26 постановления следует, что для признания акта государственной регистрации юридического лица недействительным достаточно лишь установления факта несоответствия его закону. Ранее принятое совместное постановление Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г. N 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» содержит в п.5 аналогичную точку зрения. Еще более раннее письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 декабря 1992 г. («Обзор практики разрешения споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий») также однозначно трактует данный вопрос.

Акт применения права — официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. Признаки акта применения права, как известно, следующие: он носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай и направлено на реализацию определенных юридических норм.

Подпадает ли под приведенные признаки акт государственной регистрации юридического лица? Думаю, нет. Ведь он не направлен на реализацию нормы права, не рассчитан на единичное (конкретное) отношение, адресован персонально не определенным субъектам права.

По моему мнению, это самостоятельное правовое явление и понятие, существующее наряду с такими явлениями и понятиями, как нормативно-правовой акт и ненормативный акт. Акт государственной регистрации юридического лица фиксирует факт создания в правовом пространстве России нового субъекта права, удостоверяет законность его существования. И с ним должен считаться неопределенный круг субъектов права.

Ведущий специалист Государственной налоговой инспекции

по Октябрьскому району г.Ставрополя

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовая природа государственной регистрации юридического лица

К.Овсянников — ведущий специалист Государственной налоговой инспекции по Октябрьскому району г.Ставрополя

http://base.garant.ru/970318/

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.1995 N 208-ФЗ
«ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ»
(принят ГД ФС РФ 24.11.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.05.1996 N 41-ФЗ
«О ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВАХ»
(принят ГД ФС РФ 10.04.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.02.1998 N 14-ФЗ
«ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ»
(принят ГД ФС РФ 14.01.1998)
УКАЗ Президента РФ от 08.07.1994 N 1482
«ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)
ПИСЬМО ВАС РФ от 10.12.1992 N С-13/ОП-357

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ
от 28.02.1995 N 2/1
«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ
ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8
от 01.07.1996
«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЧАСТИ ПЕРВОЙ
ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Российская юстиция, N 4, 2000

http://www.lawmix.ru/comm/7028

Глава 1. Общая характеристика государственной регистрации юридического лица

1.1. Понятие государственной регистрации юридического лица

Одной из основных предпосылок осуществления предприниматель­ской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное под­тверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляет­ся понятие легитимации. Универсальный (всеобщий) характер такой ле­гитимации имеет государственная регистрация юридических лиц. Ведь в соответствии с п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо счи­тается созданным с момента его государственной регистрации. В связи с этим Долинская В.В. утверждает, что с помощью регистрации государство не только контролирует создание юридического лица, но и признает за ним факт правосубъектности. Ткачев В.Н. соглашается с этим утвержде­нием, подчеркивая, что государственная регистрация — неизбежное усло­вие возникновения юридического лица, вне зависимости от целей его создания, организационно-правовой формы и иных отличительных осо­бенностей. По мнению Зыковой И.В., государственная регистрация явля­ется инструментом легализации юридического лица, правоустанавли­вающим фактом и способом регулирования государством порядка воз­никновения юридических лиц.

Институт легитимации юридических лиц является сегодня чрезвы­чайно важным институтом правовой системы любого государства. Созда­ние, реорганизация, ликвидация, иное изменение статуса юридического лица имеют значение не только для учредителей этой организации, но во многом значимы и для иных субъектов: контрагентов, иных заинтересо­ванных лиц, общества и государства в целом, — это во многом предопреде­ляет вмешательство в эти процедуры государства путем применения ин­ститута государственной регистрации.

Ожегов С.И. в толковом словаре под словом «регистрировать» понимает следующее: «записывать, отмечать с целью учета, систематизации, придания законной силы чему-нибудь». В государственно-правовой науке понятие регистрации имеет значение, которое выражается в двух аспектах: во-первых, как внесение в список, книгу, составление перечня, описи и, во-вторых, запись фактов или явлений с целью учета, придания фактазаконности.

Читайте так же:  Как узнать сколько дивидендов по акциям
Видео (кликните для воспроизведения).

Исходя из формулировки понятия государственной регистрации юри­дических лиц, Козлова Н. формулирует следующие его общие признаки:

Под регистрацией понимается, во-первых, внесение каких-либо дан­ных в реестр с целью их фиксации и учета и, во-вторых, придание какому-либо фактустатуса законности.

Слово «государственная» подчеркивает, что эту деятельность может осуществлять только государство. Создание частных (или муниципаль­ных) организаций, которые занимались бы узаконением юридических лиц, не допускается.

Процедуре государственной регистрации можно подвергнуть лишь юридическое лицо, т.е. согласно ст. 48 ГК РФ, организацию, «которая име­ет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим иму­ществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущест­венные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть ист­цом и ответчиком в суде».

Таким образом, сущность государственной регистрации заключается, во-первых, в придании субъекту права, который обладает признаками, определенными нормами права, законного статуса юридического лица — в его легитимации, т.е. регистрация является правоустанавливающим фак­том, а во-вторых, во внесении записи о такой легитимации в специальный документ (государственный реестр) с целью учета и доступности сведений о зарегистрированных юридических лицах.

Что касается целей государственной регистрации, то Гусева Т.А. ут­верждает, что исходя из назначения этого правового института, единой целью государственной регистрации юридических лиц является обеспе­чение прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства в сфере корпоративных отношений. Закупень Т.В. раскрывает цели госу­дарственной регистрации юридических лиц более расширительно, выде­ляя осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности юридических лиц (например, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности), проведение налогообло­жения, получение сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики. Зыкова И.В., исходя из анализа действующих нормативных актов, в качестве одной из основных целей государственной регистрации выделяет особо предоставление всем участникам хозяйст­венного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственного оборота.

В зависимости от способов осуществления регистрационных проце­дур, от объема полномочий должностных лиц органов, принимающих решение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, выделяют различные формы государственной регистрации юридических лиц. Форма государственной регистрации — правовая кате­гория, позволяющая выявить концептуальный алгоритм процессуальных действий органов, принимающих решение о регистрации юридических лиц, в ходе принятия ими такого решения. В теории и практике известно несколько форм государственной регистрации юридических лиц:

1) разрешительная форма — государственная регистрация основывается на необходимости получения согласия (разрешения) органа публичной власти, который либо разрешает такую регистрацию, либо ее запрещает. Такая форма распространена в тоталитарных государствах, где практиче­ски все общественные отношения подчинены правилам, закрепленным в правовых нормах, и где органами государства осуществляется «тоталь­ный» контроль над всеми сферами жизнедеятельности граждан.

Особенность такой формы проявляется в широких полномочиях госу­дарственных органов в регистрационной сфере и, прежде всего, в их праве определять количество субъектов корпоративной деятельности, которых достаточно для эффективного, по их мнению, экономического оборота и социального развития. Это определение сводится, проще говоря, к деле­нию всех юридических лиц на «нужных» и «ненужных» и строится на принципах «государственной» целесообразности.

В настоящее время такая форма государственной регистрации исполь­зуется в качестве предусмотренного законом исключения. В таком поряд­ке, например, создаются коммерческие банки и страховые компании, а также юридические лица, могущие занять доминирующее или даже моно­польное положение на рынке определенных товаров или услуг. Очевидна поэтому невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике (что подтверждает и зарубежный опыт).

уведомительная форма, идея которой была заимствована из законо­дательства некоторых американских штатов.

Роль государственных органов при ее применении сведена к миниму­му. Чтобы зарегистрировать юридическое лицо заявитель должен лишь уведомить об этом государственные органы (например, путем отправки необходимого заявления по почте или даже с помощью средств телефон­ной связи). С момента получения такого уведомления на государственных органах лежит обязанность по занесению представленных сведений в спе­циально созданный для этого государственный реестр, т.е. выполняется чисто техническая работа. Юридическое лицо считается созданным не с момента вынесения соответствующего решения регистрирующим орга­ном (что характерно для двух указанных выше форм), а с момента подачи заявителем уведомления.

Российский законодатель полностью отказался от уведомительной формы государственной регистрации юридических лиц (за исключением уведомления о внесении изменений в учредительные документы юриди­ческого лица), полагая, что ее принятие неизбежно поведет к значитель­ным злоупотреблениям со стороны учредителей. Как справедливо под­черкивают критики последней, она хоть и красива для различного рода деклараций, но нисколько не соответствует реальным принципам рыноч­ной экономики.

нормативно-явочная форма (называемая также заявительной либо регистрационной) — основана на ограниченном (соразмерном) вмешатель­стве государственной власти в корпоративные отношения, в частности в отношения по государственной регистрации юридических лиц. Как пра­вило, задача такого вмешательства — это стабильное функционирование рыночной экономики, обеспечение ее прогрессивного развития.

Вместе с тем следует отметить, что правовая природа акта государственной регистрации до сих пор в юридической литературе не является однозначно определенной. Так, ряд исследователей подчеркивают его самостоятельный статус наряду с нормативными и ненормативными актами. В частности, К. Овсянников как; активный сторонник такой точки зрения обосновывает свою позицию тем, что признание в акте государственной регистрации ненормативной природы осложнило бы обжалование такого акта, признание его недействительным; не учло бы специфики этого акта. Д.И. Дедов и А.А. Грось определяют такой акт как составную часть сложного юридического факта в сердцевине частноправовые отношений.

http://studfile.net/preview/11791642/

Правовая природа государственной регистрации юридического лица (К.Овсянников, «Российская юстиция», N 4, апрель 2000 г.)

Правовая природа государственной регистрации юридического лица

Отношения, возникающие при государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц, в настоящее время регулируются прежде всего ст.ст.51-62 ГК РФ, Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. (в части, не противоречащей положениям ГК РФ), а также нормами специальных федеральных законов («Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах» и т.д.).

Читайте так же:  Регистрация ооо бухгалтерия

При непосредственной регистрации юридических лиц спорных вопросов, как правило, не возникает, за исключением отдельных, должным образом не урегулированных законодателем моментов (например, относительно возможности слияния акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью). Но впоследствии, при признании в судебном порядке государственной регистрации юридического лица недействительной, на практике возникают определенные проблемы.

По действующему законодательству правом предъявления в арбитражные суды исков о признании недействительной государственной регистрации юридического лица обладают, во-первых, государственные органы, выступающие в защиту государственных и общественных интересов (прокуроры субъектов Федерации, государственные налоговые инспекции), во-вторых, юридические лица либо граждане-предприниматели, права и охраняемые законом интересы которых нарушены в результате государственной регистрации юридического лица. Исходя из анализа дел подобной категории, рассмотренных за последние два года арбитражным судом Ставропольского края, можно сделать вывод, что истцами по делам о признании недействительной государственной регистрации юридических лиц выступают в основном государственные налоговые инспекции края. При этом единообразной практики по таким делам не наблюдается как в краевом арбитражном суде, так и в следующей инстанции — Федеральном арбитражном суде Саверо-Кавказского округа.

Согласно п.1 ст.51 ГК нарушение установленного порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Представляется, что для последующего признания в судебном порядке государственной регистрации юридического лица недействительной достаточно наличия одного из названных нарушений, а именно: либо нарушен порядок образования юридического лица, либо учредительные документы не соответствуют закону.

Таким образом, налицо парадоксальная ситуация — арбитражный суд устанавливает, что государственная регистрация юридического лица произведена незаконно, однако оставляет ее в силе. Возникают две группы «неподсудных» субъектов — юридические лица, принимающие какие угодно решения без оглядки на закон, и регистрирующие органы, оформляющие любые представленные им документы, не опасаясь какой бы то ни было ответственности за свои действия.

Неизбежно возникает вопрос — почему акт любой государственной регистрации (юридических лиц, граждан-предпринимателей, выпуска ценных бумаг, транспортных средств, рождения, смерти) считается ненормативным? Действительно ли эти правовые понятия равнозначны, тождественны? Чем руководствовались судьи, делая такие выводы?

Законодатель нигде не смешивает эти два понятия. Статьи 13 и 51 ГК находятся в разных разделах, посвящены разным вопросам. Думается, разработчики Гражданского кодекса вряд ли представляли себе возможность такого «систематического» толкования этих двух статей.

Может быть, так считают высшие правоприменительные органы страны? Нет. Совместное постановление Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» не смешивает такие правовые понятия, как «ненормативный акт» и «акт государственной регистрации юридического лица». Более того, из анализа п.26 постановления следует, что для признания акта государственной регистрации юридического лица недействительным достаточно лишь установления факта несоответствия его закону. Ранее принятое совместное постановление Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г. N 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» содержит в п.5 аналогичную точку зрения. Еще более раннее письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 декабря 1992 г. («Обзор практики разрешения споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий») также однозначно трактует данный вопрос.

Акт применения права — официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. Признаки акта применения права, как известно, следующие: он носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай и направлено на реализацию определенных юридических норм.

Подпадает ли под приведенные признаки акт государственной регистрации юридического лица? Думаю, нет. Ведь он не направлен на реализацию нормы права, не рассчитан на единичное (конкретное) отношение, адресован персонально не определенным субъектам права.

По моему мнению, это самостоятельное правовое явление и понятие, существующее наряду с такими явлениями и понятиями, как нормативно-правовой акт и ненормативный акт. Акт государственной регистрации юридического лица фиксирует факт создания в правовом пространстве России нового субъекта права, удостоверяет законность его существования. И с ним должен считаться неопределенный круг субъектов права.

Ведущий специалист Государственной налоговой инспекции

по Октябрьскому району г.Ставрополя

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовая природа государственной регистрации юридического лица

К.Овсянников — ведущий специалист Государственной налоговой инспекции по Октябрьскому району г.Ставрополя

http://base.garant.ru/970318/

Глава 1. Общая характеристика государственной регистрации юридического лица

1.1. Понятие государственной регистрации юридического лица

Одной из основных предпосылок осуществления предприниматель­ской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное под­тверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляет­ся понятие легитимации. Универсальный (всеобщий) характер такой ле­гитимации имеет государственная регистрация юридических лиц. Ведь в соответствии с п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо счи­тается созданным с момента его государственной регистрации. В связи с этим Долинская В.В. утверждает, что с помощью регистрации государство не только контролирует создание юридического лица, но и признает за ним факт правосубъектности. Ткачев В.Н. соглашается с этим утвержде­нием, подчеркивая, что государственная регистрация — неизбежное усло­вие возникновения юридического лица, вне зависимости от целей его создания, организационно-правовой формы и иных отличительных осо­бенностей. По мнению Зыковой И.В., государственная регистрация явля­ется инструментом легализации юридического лица, правоустанавли­вающим фактом и способом регулирования государством порядка воз­никновения юридических лиц.

Институт легитимации юридических лиц является сегодня чрезвы­чайно важным институтом правовой системы любого государства. Созда­ние, реорганизация, ликвидация, иное изменение статуса юридического лица имеют значение не только для учредителей этой организации, но во многом значимы и для иных субъектов: контрагентов, иных заинтересо­ванных лиц, общества и государства в целом, — это во многом предопреде­ляет вмешательство в эти процедуры государства путем применения ин­ститута государственной регистрации.

Читайте так же:  Правило открытия бизнеса

Ожегов С.И. в толковом словаре под словом «регистрировать» понимает следующее: «записывать, отмечать с целью учета, систематизации, придания законной силы чему-нибудь». В государственно-правовой науке понятие регистрации имеет значение, которое выражается в двух аспектах: во-первых, как внесение в список, книгу, составление перечня, описи и, во-вторых, запись фактов или явлений с целью учета, придания фактазаконности.

Исходя из формулировки понятия государственной регистрации юри­дических лиц, Козлова Н. формулирует следующие его общие признаки:

Под регистрацией понимается, во-первых, внесение каких-либо дан­ных в реестр с целью их фиксации и учета и, во-вторых, придание какому-либо фактустатуса законности.

Слово «государственная» подчеркивает, что эту деятельность может осуществлять только государство. Создание частных (или муниципаль­ных) организаций, которые занимались бы узаконением юридических лиц, не допускается.

Процедуре государственной регистрации можно подвергнуть лишь юридическое лицо, т.е. согласно ст. 48 ГК РФ, организацию, «которая име­ет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим иму­ществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущест­венные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть ист­цом и ответчиком в суде».

Таким образом, сущность государственной регистрации заключается, во-первых, в придании субъекту права, который обладает признаками, определенными нормами права, законного статуса юридического лица — в его легитимации, т.е. регистрация является правоустанавливающим фак­том, а во-вторых, во внесении записи о такой легитимации в специальный документ (государственный реестр) с целью учета и доступности сведений о зарегистрированных юридических лицах.

Что касается целей государственной регистрации, то Гусева Т.А. ут­верждает, что исходя из назначения этого правового института, единой целью государственной регистрации юридических лиц является обеспе­чение прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства в сфере корпоративных отношений. Закупень Т.В. раскрывает цели госу­дарственной регистрации юридических лиц более расширительно, выде­ляя осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности юридических лиц (например, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности), проведение налогообло­жения, получение сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики. Зыкова И.В., исходя из анализа действующих нормативных актов, в качестве одной из основных целей государственной регистрации выделяет особо предоставление всем участникам хозяйст­венного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственного оборота.

В зависимости от способов осуществления регистрационных проце­дур, от объема полномочий должностных лиц органов, принимающих решение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, выделяют различные формы государственной регистрации юридических лиц. Форма государственной регистрации — правовая кате­гория, позволяющая выявить концептуальный алгоритм процессуальных действий органов, принимающих решение о регистрации юридических лиц, в ходе принятия ими такого решения. В теории и практике известно несколько форм государственной регистрации юридических лиц:

1) разрешительная форма — государственная регистрация основывается на необходимости получения согласия (разрешения) органа публичной власти, который либо разрешает такую регистрацию, либо ее запрещает. Такая форма распространена в тоталитарных государствах, где практиче­ски все общественные отношения подчинены правилам, закрепленным в правовых нормах, и где органами государства осуществляется «тоталь­ный» контроль над всеми сферами жизнедеятельности граждан.

Особенность такой формы проявляется в широких полномочиях госу­дарственных органов в регистрационной сфере и, прежде всего, в их праве определять количество субъектов корпоративной деятельности, которых достаточно для эффективного, по их мнению, экономического оборота и социального развития. Это определение сводится, проще говоря, к деле­нию всех юридических лиц на «нужных» и «ненужных» и строится на принципах «государственной» целесообразности.

В настоящее время такая форма государственной регистрации исполь­зуется в качестве предусмотренного законом исключения. В таком поряд­ке, например, создаются коммерческие банки и страховые компании, а также юридические лица, могущие занять доминирующее или даже моно­польное положение на рынке определенных товаров или услуг. Очевидна поэтому невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике (что подтверждает и зарубежный опыт).

уведомительная форма, идея которой была заимствована из законо­дательства некоторых американских штатов.

Роль государственных органов при ее применении сведена к миниму­му. Чтобы зарегистрировать юридическое лицо заявитель должен лишь уведомить об этом государственные органы (например, путем отправки необходимого заявления по почте или даже с помощью средств телефон­ной связи). С момента получения такого уведомления на государственных органах лежит обязанность по занесению представленных сведений в спе­циально созданный для этого государственный реестр, т.е. выполняется чисто техническая работа. Юридическое лицо считается созданным не с момента вынесения соответствующего решения регистрирующим орга­ном (что характерно для двух указанных выше форм), а с момента подачи заявителем уведомления.

Российский законодатель полностью отказался от уведомительной формы государственной регистрации юридических лиц (за исключением уведомления о внесении изменений в учредительные документы юриди­ческого лица), полагая, что ее принятие неизбежно поведет к значитель­ным злоупотреблениям со стороны учредителей. Как справедливо под­черкивают критики последней, она хоть и красива для различного рода деклараций, но нисколько не соответствует реальным принципам рыноч­ной экономики.

нормативно-явочная форма (называемая также заявительной либо регистрационной) — основана на ограниченном (соразмерном) вмешатель­стве государственной власти в корпоративные отношения, в частности в отношения по государственной регистрации юридических лиц. Как пра­вило, задача такого вмешательства — это стабильное функционирование рыночной экономики, обеспечение ее прогрессивного развития.

Вместе с тем следует отметить, что правовая природа акта государственной регистрации до сих пор в юридической литературе не является однозначно определенной. Так, ряд исследователей подчеркивают его самостоятельный статус наряду с нормативными и ненормативными актами. В частности, К. Овсянников как; активный сторонник такой точки зрения обосновывает свою позицию тем, что признание в акте государственной регистрации ненормативной природы осложнило бы обжалование такого акта, признание его недействительным; не учло бы специфики этого акта. Д.И. Дедов и А.А. Грось определяют такой акт как составную часть сложного юридического факта в сердцевине частноправовые отношений.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/11791642/

Правовая природа акта государственной регистрации юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here