Правовое регулирование проведения аудиторских проверок

Главное в статье: "Правовое регулирование проведения аудиторских проверок" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373—XІІ «Об аудиторской деятельности» (в ред. Закона Республики Беларусь от 18 декабря 2002 года № 163—З) аудиторская деятельность (аудит) — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

В зависимости от субъекта, осуществляющего аудит, выделяют:

внутренний аудит — внутренняя форма контроля субъекта хозяйствования. Внутренний аудит создается по желанию и на условиях субъекта хозяйствования, поэтому, заменить внешний аудит не может, потому что его деятельность регулируется субъектом хозяйствования;

внешний аудит — проверка бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов аудируемых лиц, а при необходимости и (или) проверка деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторской организацией или аудитором — индивидуальным предпринимателем, не связанными имущественными интересами с аудируемыми лицами.

В зависимости от оснований проведения аудита выделяют:

инициативный аудит — проводится по решению субъекта предпринимательской деятельности или собственника имущества;

обязательный аудит — внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами.

Ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

― организаций, являющихся открытыми акционерными обществами;

― банков, небанковских кредитно—финансовых организаций, бирж, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, страховых организаций, а также страховых брокеров;

― иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс. евро.

Уклонение от проведения обязательного аудита и (или) неустранение выявленных аудитором нарушений законодательства в срок влекут наложение штрафа на руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Основанием проведения аудиторской проверки является договор оказания аудиторских услуг, в соответствии с которым аудиторская организация или аудитор — индивидуальный предприниматель с одной стороны (исполнитель) обязуются оказать аудиторские услуги (провести аудит и (или) выполнить сопутствующие аудиту услуги) по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчиками могут выступать аудируемые лица и иные лица в соответствии с законодательством.

Договор оказания аудиторских услуг заключается в простой письменной форме и включает следующие существенные условия:

― сроки выполнения аудиторских услуг;

― стоимость оказываемых аудиторских услуг;

― права и обязанности сторон;

― ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором;

― иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

По результатам проверки аудитором составляется аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленный по результатам аудита и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Следует отметить, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 2003 года №1346 «Об утверждении положений о лицензировании видов деятельности, лицензирование которых осуществляет Министерство финансов» аудиторская деятельность подлежит обязательному лицензированию. Лицензируемую деятельность могут осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11005 —

| 7446 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/5_24736_ponyatie-i-pravovoe-regulirovanie-auditorskoy-deyatelnosti.html

2. Необходимость аудита

Чем же вызвана необходимость аудита в современных условиях? Рыночные отношения диктуют взаимную заинтересованность в достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов различных пользователей указанной отчетности: акционеров (собственников), инвесторов, заимодавцев, кредиторов, государственных органов в лице налоговых инспекций, органов статистики и др. Присутствуя, например, на годовом собрании акционеров, у акционера нередко возникает вопрос: а все ли данные, отраженные в бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс форма № 1, отчет о прибылях и убытках форма № 2 и др.) достоверны? Соответствуют ли они реальному положению дел? Разумно ли предприятие за прошедший период распоряжалось его деньгами и какова отдача от произведенных акционером вложений?

Совет директоров не всегда заинтересован показать свои просчеты и недостатки, поэтому полагаться на объективность разъяснений этого исключительного органа не всегда разумно. Отразить истинное положение дел на предприятии в этом случае может только независимое от руководства экономического субъекта лицо – аудитор. Инвестор, принимая ответственное решение о вложении средств в то или иное предприятие и рискуя своими деньгами, также не может полагаться только на данные этого предприятия. Инвестору нужен максимум точной и объективной информации. В этих условиях он так же вынужден обратиться к третьим лицам, аудиторам, с просьбой подтвердить качество и достоверность представленной информации.

Аудиторы, обладающие специальными знаниями и необходимым опытом для проверки, всесторонне изучив финансовое состояние экономического субъекта, выносят свое независимое суждение о достоверности либо недостоверности предоставленной информации. Кроме этого, аудиторы определяют соответствие совершенных бухгалтерией предприятия хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Помимо так называемого инициативного аудита, рассмотренного выше, имеет место в РФ обязательный аудит. В соответствии с Законом об аудиторской деятельности обязательной аудиторской проверке подлежат акционерные общества, банки и другие кредитные организации, биржи, брокерские конторы, страховые организации, организации с иностранными инвестициями.

3. Понятие аудита

Существует множество определений аудита – одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита.

Читайте так же:  Доля учредителей вышедших из ооо

Правовую базу аудиторской деятельности составляют Гражданский кодекс РФ, федеральные законы: от 21.11.96 № 129-ФЗ (в редакции от 23.07.98 № 123-ФЗ) «О бухгалтерском учете», от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 02.12.90 № 394-ФЗ (в редакции от 26.04.95 № 65-ФЗ, от 27.12.95 № 210-ФЗ, от 27.12.95 № 214-ФЗ) «О Центральном банке Российской Федерации» другие законы, регулирующие отношения собственности, деятельность акционерных обществ, кредитных учреждений.

Непосредственной основой регулирования аудиторской деятельности являются: Федеральный закон РФ от 07.08.01 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Постановление Правительства РФ от 23.09.02 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», от 29.03.02 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности», Постановление Правительства РФ от 06.02.02 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ», от 11.02.02 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности в Российской Федерации», от 29.03.02 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.

Основной целью аудита является выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторской деятельностью в Российской Федерации имеют право заниматься физические лица (аудиторы) и юридические лица (аудиторские фирмы).

Аудиторы могут заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно, т.е. как физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), либо в качестве штатного работника аудиторской организации, а также в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора.

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности. Аудиторская организация согласно закону об аудиторской деятельности может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Аудиторские фирмы в РФ осуществляют свою деятельность при условии, что:

в их уставном капитале доля, принадлежащая аттестованным аудиторам составляет не менее 51%;

не менее 50% кадрового состава граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ (если руководитель иностранный гражданин – не менее 75%);

в штате аудиторской организации состоит не менее пяти аудиторов.

http://studfile.net/preview/397808/

32. Правовое регулирование аудиторской деятельности

Развитие рыночных отношений, международных экономических связей, укрепление акционерных форм собственности, банковского и страхового дела вызвали необходимость создания системы аудита в нашей стране.

Аудиторская деятельность представляет собой проверку бухгалтерской, финансовой отчетности предприятий, налоговых деклараций, платежно-расчетных и других документов с целью установить достоверность, полноту и точность отражения соответствующей информации, а также определить соответствие совершенных финансовых и хозяйственных актов действующему в России законодательству.

Потребность в независимом органе, способном выполнять такие функции, возникла в связи с необходимостью обеспечить правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности всеми хозяйствующими субъектами независимо от формы собственности и организационно-правовых форм предприятий для удовлетворения законных налоговых, информационно-статистических и иных требований государства, региона, социальных фондов, организаций, лиц, связанных с проверяемым субъектом соответствующими правоотношениями.

Начало правовой базы аудиторской деятельности было положено изданием Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в РФ. Нормы о проведении аудиторских проверок содержатся также в Законе «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. от 24 мая 1999 года), Законе «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июля 1998 года № 123-ФЗ) и других нормативных актах.

Основными целями аудиторской деятельности являются:

• установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Достоверность представляет собой форму обнаружения истины, обоснованную каким-либо способом. Основой достоверности бухгалтерской отчетности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности отчетности;

• установление соответствия совершенных экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативные актам, действующим в Российской Федерации. При проведении аудиторской проверки аудиторы свободны в выборе изучаемых проблем. Руководителю и иным должностным лицам проверяемого субъекта запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

Аудит может проводиться:

физическими лицами, осуществляющими самостоятельную предпринимательскую деятельность и зарегистрированными в качестве таковых;

юридическими лицами (аудиторскими фирмами), которые регистрируются как предприятия независимо от формы, вида собственности (в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами) любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, за исключением формы акционерного общества открытого типа.

Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности утвержден Правительством РФ 6 мая 1994 года (в ред. от 21 июля 1997 года).

Организация проведения аттестация возложена:

• на Министерство финансов РФ — по аудиту предприятий, объединений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность;

• на Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью — по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования;

• на Центральный Банк РФ — по аудиту банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности предусматривает сдачу за определенную плату претендентом квалификационного экзамена специально созданной аттестационной комиссии. К аттестации допускаются лица, удовлетворяющие следующим требованиям: претенденты должны иметь высшее либо среднее специальное экономическое либо юридическое образование, специальный стаж работы не менее трех лет из последних пяти (в качестве аудитора, бухгалтера, экономиста, научного работника или преподавателя по экономическому профилю и т. д.), не иметь судимости с применением наказания в виде лишения права деятельности в сфере финансово-хозяйственных отношений (в течение отбывания наказания и до снятия судимости).

В соответствии с п. 13 Временных правил аудиторской деятельности аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:

• самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов;

Читайте так же:  Открытие ресторана бизнес план пример

• проверять у экономических субъектов документацию о финансово-хозяйственной деятельности, получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для проверки;

• получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц;

• привлекать в случае необходимости на договорной основе к участию в проверке других аудиторов или иных специалистов.

Правила (п. 14) предусматривают широкий круг обязанностей для аудиторов (аудиторских фирм):

• неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства. За невыполнение этой обязанности на них налагается ответственность в установленном порядке;

• немедленно сообщать заказчику о наличии обстоятельств, делающих невозможным проведение им проверки, о необходимости привлечения к проверке дополнительных аудиторов;

• обеспечивать сохранность документов, полученных и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ;

• предоставлять экономическому субъекту по его требованию (корреспондирующее право) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся аудита, а после ознакомления с заключением аудитора — о нормативных актах, на которых основываются изложенные замечания и выводы;

• квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги.

Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы).

Этот документ имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы.

Заключение состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.

Во вводной части указываются все реквизиты аудитора (аудиторской фирмы).

В аналитической части указываются:

• наименование экономического субъекта, период деятельности, за который проводилась проверка;

• результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;

• факты выявленных существенных нарушении установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц.

В итоговой части содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта. Именно эту часть заключения экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам, поскольку в ней в концентрированном виде дается оценка его хозяйственной деятельности и ведения финансового учета.

Выводы, изложенные в итоговой части аудиторского заключения, представляют публичный интерес для государства и частный — для самого предприятия, нуждающегося в знании истинного положения финансовых дел.

http://www.aup.ru/books/m210/32.htm

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности

Порядок составления аудиторского заключения.

Основные направления проведения аудиторской проверки.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности.

2. Основное содержание “Временных правил аудиторской деятельности РФ”.

Регулирование предполагает процесс установления определенных критериев, нормативов, границ. Аудиторская деятельность в РФ регулируется со стороны государства и со стороны профессиональных объединений, союзов. Государство в целях обеспечения стабильности в стране заботится о достаточном уровне достоверности информации. Предоставляемой экономическими субъектами. При этом учитывается, что эта информация является основой для принятия важнейших экономических решений.

Профессиональные объединения, участвуя в регулировании аудиторской деятельности, заботятся о повышении статуса аудитора и повышении уровня аудита в целом. Регулирование происходит на двух уровнях: законодательные акты и законы и аудиторский стандарт.

Основным документом, регламентирующим аудит на первом уровне в настоящее время является указ Президента РФ № 2263 от 22.12.93 “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации”. Этим указом были утверждены и введены в действие “Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации”. Временными правила именуются в связи с тем, что должны действовать до момента принятия закона об аудите.

В этом документе даны основные понятия аудита, цель, права и обязанности аудиторов, порядок их лицензирования и аттестации, форма аудиторского заключения.

Организация государственного регулирования осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Под ее руководством разрабатываются основные документы по аудиту, в частности, 09 февраля 1996 года Протоколом № 1 утвержден и введен в действие “Порядок составления аудиторского заключения”. Этот документ можно рассматривать в качестве прототипа первого российского аудиторского стандарта. В настоящее время аудиторские стандарты также закреплены в Протоколе № 6 от 25декабря 1996 года.

Правительство РФ определяет порядок лицензирования и аттестации аудиторов, а также перечень предприятий, которые должны проходить ежегодный обязательный аудит. Профессиональные объединения аудиторов принимают участие в обсуждениях аудиторских стандартов, разрабатывают кодекс этики аудитора.

Основное содержание “Временных правил аудиторской деятельности РФ”

Под аудиторской деятельностью понимается вид предпринимательской деятельности аудиторов или аудиторских фирм по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно—расчетной документации, налоговых деклараций, а также других документов с целью установления достоверности бухгалтерской отчетности, а равно совершаемых хозяйственных и финансовых операций действующему законодательству.

Аудит может быть обязательным и инициативным.

Обязательная аудиторская проверка проводится только в случаях прямо установленных законодательным актом или если предприятие подпадает хотя под один из критериев обязательного аудита, установленного Постановлением Правительства РФ. Обязательным может быть аудит и в случае если на его проведение дано специальное поручение государственного органа (напр. Арбитражный суд).

Инициативный аудит проводится на добровольной основе по решению учредителей, собственников или руководства предприятия.

За уклонение от обязательного аудита предусмотрена система санкций. На предприятие налагается штраф в размере от 100 до 500 минимальных оплат труда и на руководителя — в размере от 50 до 100 минимальных оплат труда.

Аудиторской деятельностью разрешено заниматься как частным аудиторам, так и аудиторским фирмам. При этом аудиторская фирма может иметь любую организационно правовую форму собственности (в том числе с участием иностранного капитала), кроме ОАО, поскольку может быть нарушен принцип независимости.


Для занятия аудиторской деятельностью необходимо пройти аттестацию. К аттестации допускаются лица, имеющие:

1) высшее экономическое или юридическое образование (среднее специальное — на переходный период);

2) стаж практической работы — не менее 3 лет из последних пяти лет в следующих должностях:

· специалист аудиторской фирмы;

· преподаватель по экономическому профилю.

Аудиторская деятельность является исключительным видом деятельности, т.е. ее нельзя совмещать ни с каким другим видом коммерческой деятельности. Аудитор имеет право на осуществление преподавательской либо научной деятельности.

Читайте так же:  Учредительным документом для открытия своего бизнеса является

Для получения лицензии аудиторская фирма должна иметь в штате минимум одного аттестованного аудитора. Доля аудиторов в уставном капитале аудиторской фирмы должна составлять не менее 51 процента, тем самым обеспечивая соблюдение принципа независимости аудита. Аудиторы могут заниматься следующими видами услуг:

1) подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности;

2) постановка учета на предприятии;

3) восстановление учета;

4) ведение учета;

5) консультирование по различным вопросам;

Видео (кликните для воспроизведения).

6) составление деклараций, расчетов;

7) анализ финансового состояния предприятия и оценка его активов;

9) иные виды услуг, сопутствующие аудиту (издание специальной литературы).

При оказании аудиторских услуг аудитору запрещено использовать полученную при аудите информацию в интересах третьих лиц, предпринимательских целях, т.е. полученная информация является строго конфиденциальной. Однако, следственные органы могут поручить аудитору проведение аудиторской проверки при наличии в производстве определенных дел. В этом случае срок проведения и условия оплаты проверки оговариваются органом, поручившим проверку. Поскольку аудит — это форма независимого контроля, то он не может проводиться:

а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

б) аудиторскими фирмами:

в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;

в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;

в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывавшими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.

Если после заключения договора или дачи поручения на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны обстоятельства, указанные в настоящем пункте, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) от экономического субъекта — заказчика обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки, заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской фирмы) все расходы, понесенные им в связи с заключением договора с аудитором (аудиторской фирмой). Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

При проведении аудиторской проверки аудитор имеет право:

1) самостоятельно выбирать формы и методы проверки, исходя из требований законов, условий договора или поручения государственной организации;

2) проверять у экономических субъектов в полном объеме любую документацию по финансово—хозяйственной деятельности; наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей; получать разъяснения по возникшим вопросам; дополнительную информацию, необходимую для аудиторской проверки;

3) получать по письменному запросу необходимую для проверки информацию от третьих лиц;

4) привлекать к проверке других аудиторов и специалистов (с соблюдением принципа независимости и в отношении этих лиц);

5) отказаться от проведения проверки в случае непредоставления необходимых документов, либо необеспечения личной безопасности аудитора и членов его семьи (в случае если проверка проводится по поручению государственных органов).

При проведении аудиторской проверки аудитор обязан:

1) строго руководствоваться и неукоснительно соблюдать требования законодательства;

2) незамедлительно сообщать заказчику о невозможности своего участия в проверке в связи с соответствующими обстоятельствами, а равно о необходимости привлечения к проверке других специалистов;

3) квалифицированно проводить аудиторские проверки и оказывать иные сопутствующие услуги;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в процессе проверки;

5) не разглашать содержание этих документов без согласия заказчика;

Виды лицензий на проведение аудита (4 вида).

1) банковский аудит (лицензиар — ЦБ РФ);

2) аудит страховых организаций (лицензиар — Минфин РФ, Департамент страхового надзора);

3) аудит бирж, инвестиционных компаний, внебюджетных фондов (лицензиар — Минфин РФ);

4) общий аудит, т.е. аудит иных экономических субъектов (лицензиар — Минфин РФ).

Для проведения лицензирования аудиторской деятельности на основании генеральной лицензии Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью и Центральный банк Российской Федерации создают центральные аттестационно—лицензионные аудиторские комиссии (далее именуются — центральные комиссии) с соответствующими рабочими аппаратами.

Лицензии могут быть аннулированы в случае:

а) обнаружения после выдачи лицензии факта представления аудитором (учредителем аудиторской фирмы) недостоверных сведений;

б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;

в) предоставления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово—хозяйственных отношений;

д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта;

е) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.

Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается.

Сведения обо всех аудиторских фирмах и аудиторах, получивших лицензию, вносится в публикуемый государственный реестр.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/3_4289_pravovie-osnovi-regulirovaniya-auditorskoy-deyatelnosti.html

Правовое регулирование аудиторской деятельности

Базовый закон – ФЗ «Об аудиторской деятельности» 2008 года. Нормы об аудите содержатся и в иных законах. Особое место занимают правила (стандарты) аудиторской деятельности. Их насчитывается более 40, они касаются различных вопросов правового регулирования аудиторской деятельности. В частности, стандарт №1 определяет цели и основные принципы аудита финансовой отчетности, стандарт №2 закрепляет правила документирования аудита, а стандарт №3 планирование аудита. Правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют собой единые требования, предъявляемые к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценке их классификации. Важная роль принадлежит актам рекомендательного характера, а также нормам профессиональной этики. В качестве примеров можно привести методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита, которые были утверждены Минфином и Кодекс этики аудиторов России, который был одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине.

Читайте так же:  Кадровый аудит государственной службы

Принципы

При осуществлении своей деятельности аудиторы должны руководствоваться принципами независимости, конфиденциальности, объективности, честности, профессиональной компетентности и добросовестности.

Принцип независимости заключается в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в отношении проверяемого субъекта, а также какой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской организации, где аудитор работает. Требования к независимости в статье 8 закона. В частности, аудит не может осуществляться аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности этих аудиторских организаций.

Принцип объективности характеризуется составом проверяемых документов экономического субъекта, достаточным для получения объективной оценки их достоверности или недостоверности.

Принцип профессиональной компетентности и добросовестности заключается в том, что аудитор должен обладать необходимой квалификацией, знаниями и опытом в данной области. Гарантией соблюдения принципа компетентности является установленное законодательством требование об аттестации аудиторов, лицензировании аудиторской деятельности.

Принцип конфиденциальности (аудиторская тайна) заключается в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы третьим лицам, разглашать сведения.

Вопрос №75. Субъекты аудиторской деятельности.

Аудит может осуществляться 1) аудиторами (в качестве индивидуального аудитора, либо в качестве работника аудиторской организации, или в качестве привлекаемого организацией к работе по гражданско-правовому договору); 2) аудиторскими организациями, но и в этом случае конкретную работу выполняют аудиторы.

Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг.

Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение:

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена.

К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) не предоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

http://studfile.net/preview/4048797/page:76/

32. Правовое регулирование аудиторской деятельности

Развитие рыночных отношений, международных экономических связей, укрепление акционерных форм собственности, банковского и страхового дела вызвали необходимость создания системы аудита в нашей стране.

Аудиторская деятельность представляет собой проверку бухгалтерской, финансовой отчетности предприятий, налоговых деклараций, платежно-расчетных и других документов с целью установить достоверность, полноту и точность отражения соответствующей информации, а также определить соответствие совершенных финансовых и хозяйственных актов действующему в России законодательству.

Потребность в независимом органе, способном выполнять такие функции, возникла в связи с необходимостью обеспечить правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности всеми хозяйствующими субъектами независимо от формы собственности и организационно-правовых форм предприятий для удовлетворения законных налоговых, информационно-статистических и иных требований государства, региона, социальных фондов, организаций, лиц, связанных с проверяемым субъектом соответствующими правоотношениями.

Читайте так же:  Открытие прибыльного бизнеса

Начало правовой базы аудиторской деятельности было положено изданием Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в РФ. Нормы о проведении аудиторских проверок содержатся также в Законе «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. от 24 мая 1999 года), Законе «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июля 1998 года № 123-ФЗ) и других нормативных актах.

Основными целями аудиторской деятельности являются:

• установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Достоверность представляет собой форму обнаружения истины, обоснованную каким-либо способом. Основой достоверности бухгалтерской отчетности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности отчетности;

• установление соответствия совершенных экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативные актам, действующим в Российской Федерации. При проведении аудиторской проверки аудиторы свободны в выборе изучаемых проблем. Руководителю и иным должностным лицам проверяемого субъекта запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

Аудит может проводиться:

физическими лицами, осуществляющими самостоятельную предпринимательскую деятельность и зарегистрированными в качестве таковых;

юридическими лицами (аудиторскими фирмами), которые регистрируются как предприятия независимо от формы, вида собственности (в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами) любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, за исключением формы акционерного общества открытого типа.

Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности утвержден Правительством РФ 6 мая 1994 года (в ред. от 21 июля 1997 года).

Организация проведения аттестация возложена:

• на Министерство финансов РФ — по аудиту предприятий, объединений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность;

• на Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью — по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования;

• на Центральный Банк РФ — по аудиту банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности предусматривает сдачу за определенную плату претендентом квалификационного экзамена специально созданной аттестационной комиссии. К аттестации допускаются лица, удовлетворяющие следующим требованиям: претенденты должны иметь высшее либо среднее специальное экономическое либо юридическое образование, специальный стаж работы не менее трех лет из последних пяти (в качестве аудитора, бухгалтера, экономиста, научного работника или преподавателя по экономическому профилю и т. д.), не иметь судимости с применением наказания в виде лишения права деятельности в сфере финансово-хозяйственных отношений (в течение отбывания наказания и до снятия судимости).

В соответствии с п. 13 Временных правил аудиторской деятельности аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:

• самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов;

• проверять у экономических субъектов документацию о финансово-хозяйственной деятельности, получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для проверки;

• получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц;

• привлекать в случае необходимости на договорной основе к участию в проверке других аудиторов или иных специалистов.

Правила (п. 14) предусматривают широкий круг обязанностей для аудиторов (аудиторских фирм):

• неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства. За невыполнение этой обязанности на них налагается ответственность в установленном порядке;

• немедленно сообщать заказчику о наличии обстоятельств, делающих невозможным проведение им проверки, о необходимости привлечения к проверке дополнительных аудиторов;

• обеспечивать сохранность документов, полученных и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ;

• предоставлять экономическому субъекту по его требованию (корреспондирующее право) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся аудита, а после ознакомления с заключением аудитора — о нормативных актах, на которых основываются изложенные замечания и выводы;

• квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги.

Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы).

Этот документ имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы.

Заключение состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.

Во вводной части указываются все реквизиты аудитора (аудиторской фирмы).

В аналитической части указываются:

• наименование экономического субъекта, период деятельности, за который проводилась проверка;

• результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;

• факты выявленных существенных нарушении установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц.

В итоговой части содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта. Именно эту часть заключения экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам, поскольку в ней в концентрированном виде дается оценка его хозяйственной деятельности и ведения финансового учета.

Выводы, изложенные в итоговой части аудиторского заключения, представляют публичный интерес для государства и частный — для самого предприятия, нуждающегося в знании истинного положения финансовых дел.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.aup.ru/books/m210/32.htm

Правовое регулирование проведения аудиторских проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here