Предприятия и организации подлежащие обязательному аудиту

Главное в статье: "Предприятия и организации подлежащие обязательному аудиту" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Предприятия и организации подлежащие обязательному аудиту

Дата публикации 21.01.2020

Как определить, подлежит организация обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год или нет?

При решении вопроса о проведении обязательного аудита организации следует руководствоваться критериями, установленными в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. На текущий момент критерии следующие:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен на сайте Минфина России.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Поправки меняют критерии проведения обязательного аудита, в том числе в части финансовых показателей (выручки и суммы активов бухгалтерского баланса).

Юридические услуги

Перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту

Письмом ФНС РФ от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/[email protected] «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» определен перечень организаций, обязанных проводить аудит:

Организации

Нормативные акты, устанавливающие обязанность проведения аудита для отдельных организаций

Организации, обязанные проводить аудит в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Открытые акционерные общества, в том числе: единый хозяйствующий субъект — открытое акционерное общество «Российские железные дороги»

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Гражданский кодекс РФ (пункт 5 статьи 103)

Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (пункт 3 статьи 88)

Федеральный закон от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (статья 6)

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Банковские группы и банковские холдинги

Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (статья 42)

Банк России (внешний аудит)

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (глава XV)

Бюро кредитных историй

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Страховые организации Профессиональное объединение страховщиков

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (статья 29) Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (статья 28)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Общества взаимного страхования

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Товарная, валютная или фондовая биржа

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» (статья 5)

Негосударственные пенсионные или иные фонды

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (статья 22)

Акционерные инвестиционные фонды

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (глава XI)

Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (глава XI)

Организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Организации (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения), которые представляют и (или) публикуют сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 5)

Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «Об консолидированной финансовой отчетности» (статья 5)

Иные организации, обязанные проводить аудит

Агентство по страхованию вкладов

Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (статья 25)

— от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (статья 7.1);

— от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (статья 35);

— от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 18);

— от 30.10.2007 № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (статья 9);

— от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» (статья 9); — от 19.07.2007 № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» (статья 8);

— от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития» (статья 8)

— от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (статья 13)

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия)

Читайте так же:  Кто обязан проводить обязательный аудит

Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (статья 26)

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (статья 54)

Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (статья 20)

Кредитные потребительские кооперативы (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их объединений)

Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (статьи 28, 31)

Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (статья 32 в ред. от 21.11.2012)

Организатор азартных игр

Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (статья 6)

Объединение туроператоров в сфере выездного туризма

Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (статья 11.1)

Организатор лотереи и оператор лотереи

Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (статья 23)

Предприятия, имущество которых передается в ипотеку

Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (статья 70)

Российская академия художеств

Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 № 434 «О Российской академии художеств» (пункт 74 Устава)

Российская академия архитектуры и строительных наук

Постановление Правительства РФ от 06.05.2009 № 393 «О Российской академии архитектуры и строительных наук» (пункт 80 Устава)

Российская академия сельскохозяйственных наук

Постановление Правительства РФ от 28.02.2009 № 180 «О Российской академии сельскохозяйственных наук» (пункт 89 Устава)

Российская академия медицинских наук

Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 353 «О Российской академии медицинских наук» (пункт 101 Устава)

Российская академия образования

Постановление Правительства РФ от 04.02.2008 № 45 «О Российской академии образования» (пункт 85 Устава)

Российская академия наук

Постановление Правительства РФ от 19.11.2007 № 785 «О Российской академии наук» (пункт 91 Устава)

Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (статья 12)

Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства

Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (статья 10)

Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий

Федеральный закон от 13.05.2008 № 68-ФЗ «О Центрах исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» (статья 17)

Юридические лица, участвующие в накопительно-ипотечной системе

Федеральный закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (статья 29)

Некоммерческая организация, связанная с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей;

не являющийся собственником целевого капитала получатель дохода от целевого капитала в части использования дохода от целевого капитала, если размер финансирования этого получателя дохода от целевого капитала за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 миллионов рублей

Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (статьи 6, 7)

Предприятия и организации подлежащие обязательному аудиту

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Какие штрафные санкции предусмотрены для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита?

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО;
— Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики;
— Энциклопедия решений. Аудиторское заключение;
— Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;
— Вопрос: ООО на общей системе налогообложения, выручка за 2018 год составила более 800 млн. руб., численность работников — менее 100 человек. Какая предусмотрена ответственность за непроведение обязательного аудита с 2019 года? Что подразумевает обязательный аудит: проверку бухгалтерской отчетности или налоговой отчетности? Какие документы исследуются в ходе обязательного аудита? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.)
— Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность: порядок представления по принципу одного окна (Т. Маслова, журнал «Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)», N 1, январь 2019 г.);
— Комментарий к Федеральному закону от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (Б.Л. Сваин, журнал «Нормативные акты для бухгалтера», N 1, январь 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Видео (кликните для воспроизведения).

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

21 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

В Федеральном законе «Об аудиторской де­ятельности» от 30 декабря 2008 г. приведен перечень критериев, по ко­торым организации подлежат обязательной аудиторской проверке (табл. 3.1).

Таблица 3.1 Критерии обязательного аудита

Критерии Экономические субъекты
Организационно-правовая форма эконо­мического субъекта Открытое акционерное общество
Вид деятельности экономических субъектов Организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.
Финансовые показате­ли деятельности эконо­мического субъекта Объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 400 млн руб. или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 60 млн руб.
Читайте так же:  Разница обычных и привилегированных акций

Следует отметить, что согласно закону № 307-ФЗ обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Особенности обязательного аудита по поручению

Государственных и правоохранительных органов

Аудиторские организации могут получать специальные аудитор­ские задания государственных и правоохранительных органов, других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности ка­кого-либо экономического субъекта.

Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке специальной отчетности экономического субъекта, отличной от офи­циальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим во­просам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной де­ятельностью экономического субъекта. Обязательное специальное аудиторское задание вы­полняется по поручению государственных органов в случаях, предус­мотренных актами законодательства Российской Федерации.

Содержание, характер и объем работы, выполняемой аудиторской организацией по специальному аудиторскому заданию, зависят от об­стоятельств, связанных с возникновением необходимости оказания данной услуги. В отличие от аудита бухгалтерской отчетности при вы­полнении специальных аудиторских заданий определение уровня су­щественности затруднено. Если для выполнения специального ауди­торского задания не представлена бухгалтерская отчетность экономи­ческого субъекта в целом, то величина оборотов по какому-либо бухгалтерскому счету представляется величиной относительной (оди­наковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными, с точки зрения одного экономического субъекта, и малы­ми, с точки зрения другого). Не имея возможности с достаточной сте­пенью точности оценить уровень существенности, аудиторская орга­низация не может определить и степень аудиторского риска. Одна и та же статья бухгалтерской отчетности в ходе выполнения специально­го аудиторского задания в соответствии с заданием на его выполнение может быть исследована с большей тщательностью, чем при аудите достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

В соответствии со специальным аудиторским заданием аудитор­ской организации может быть поручено выразить мнение относитель­но одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности, например, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и состоянии материально-производственных запасов, основных средств. Также может потребоваться выражение мнение аудиторской организации относительно какого-либо показателя бухгалтерской отчетности, например оценки реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества (товарищества) в соответствии с договором.

Аудиторская организация, выполняя специальное задание по про­верке отдельных статей бухгалтерской отчетности, должна помнить о том, что каждая статья отчетности, как правило, связана с другими статьями. Проверяя одну из таких взаимосвязанных статей, аудиторская организация должна использовать аналитические или иные аудиторские процедуры, позволяющие оценить сопоставимость данных бухгалтерского учета по этим статьям. Такими взаимосвязан­ными статьями бухгалтерской отчетности являются, в частности, по­казатель объема выручки от реализации и величины дебиторской за­долженности, величина товарно-материальных ценностей и сумма кредиторской задолженности и другие статьи.

Заключение аудиторской организации по проверке отдельных ста­тей бухгалтерской отчетности должно включать указание на регулирующие бухгалтерский учет нормативные акты, которыми эко­номический субъект руководствовался при оценке и учете статей отчетности. В заключении также должно быть выражено мнение ауди­торской организации о соответствии во всех существенных отношени­ях методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учета указанному нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет. При выпол­нении специального аудиторского задания аудиторской организации целесообразно ознакомиться с аудиторским заключением о достовер­ности бухгалтерской отчетности экономического субъекта за тот же период.

Заключение аудиторской организации по специальному аудитор­скому заданию, проведенному по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответст­вии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

В заключении аудиторской организации по специальному аудитор­скому заданию, полученному от государственных органов, следует из­бегать таких оценочных юридических терминов, как «халатность», «хи­щение», «растрата», «присвоение» и подобные. Применяя такую тер­минологию, аудиторская организация выходит за пределы своей компетенции, так как квалифицировать действие или бездействие лиц вправе только судебные и следственные органы.

Выводы аудиторской организации должны излагаться в той после­довательности, в которой поставлены вопросы органом, поручившим задание. При этом каждый вывод должен содержать выявленные аудиторской организацией факты, а также связь этих фактов с нару­шением каких-либо правовых норм. В том случае, если такая связь имеется, аудиторская организация должна указать, какой именно нор­мативный акт нарушен, за какой период, описать обстоятельства, спо­собствовавшие выявленному нарушению. В случае, когда это пред­ставляется возможным, аудиторской организации следует указать, кто из должностных лиц экономического субъекта несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета и оценить сумму материального ущерба.

Контрольные вопросы

1. Какой аудит называется обязательным?

2. Какие федеральные законы РФ определяют организации, подлежащие обязательному аудиту, кроме Федерального закона «Об аудиторской деятельности»?

3. При какой величине итога баланса коммерческая организация подлежит обязательному аудиту?

4. Назовите условия, при которых государственные унитарные предприятия подлежат обязательному аудиту.

5. Дайте характеристику обязательного аудита, который проводится по поручению государственных и правоохранительных органов.

Литература: [1], [2], [3], [5], [10], [12],[26].

Ситуации и задания

Задание 1

Укрупненный баланс общества с ограниченной ответственностью «Вега» на конец 2011 года имеет следующий вид (тыс. руб.).

Актив Сумма Пассив Сумма
Внеоборотные активы 17 000 Капитал и резервы 10 000
Оборотные активы 11 000 Долгосрочные обязательства 1 000
Краткосрочные обязательства 17 000
Баланс 28 000 Баланс 28 000

Должен ли руководитель этого общества приглашать аудиторскую организацию для проведения аудита финансовой отчетности за 2011 год?

Задание 2

Закрытое акционерное общество «Альфа» за 2011 год имеет следующие финансовые результаты, представленные в отчете о прибылях и убытках (тыс. руб.).

Наименование показателя Сумма
Выручка от продажи 590 000
Себестоимость 580 000
Прибыль (убыток) от продаж 10 000
Прочие доходы 20 000
Прочие расходы
Прибыль убыток до налогообложения 29 000
Налог на прибыль
Чистая прибыль 22 004
Читайте так же:  Государственное унитарное предприятие подлежит обязательному аудиту

Должен ли руководитель этого общества приглашать аудиторскую организацию для проведения аудита финансовой отчетности за 2011 год?

Задание 3

Благотворительный фонд «Талант» в течение 2011 года получал благотворительные взносы от различных коммерческих организаций и направлял их на поддержку одаренных детей. Аудиторская организация «АудитМ» предложила фонду свои услуги по проведению обязательного аудита, однако руководство фонда отказалось от ее услуг, посчитав, что в аудиторской проверке нет необходимости. Оцените действия руководства фонда.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Особенности обязательного аудита в России и за рубежом.

2. Обязательный аудит унитарных предприятий.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

Статья 5. Обязательный аудит

Статья 5. Обязательный аудит

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г. и применяющейся к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 г.

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 26 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций (одобрены Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 6 февраля 2018 г., протокол N 76)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. (согласно законодательству Российской Федерации)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 г. (приложение к письму Минфина России от 27 декабря 2019 г. N 07-04-09/102563)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ в часть 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ в часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 октября 2016 г.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Читайте так же:  Юридическая регистрация лиц сделавших пластическую операцию

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Обязательный аудит в 2019 году: критерии

Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита – обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2019 году, расскажем в нашей консультации.

Общие критерии проведения обязательного аудита 2018

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ . В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .

Так, критерием обязательного аудита являются:

  • организация имеет организационно-правовую форму АО;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2018 год превысил 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2018 превышает 60 миллионов рублей;
  • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

Что представляет из себя обязательный аудит организации?

Обязательный аудит — это ежегодная проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компаний c целью контроля достоверности отчетности. Проводят ее организаторы или индивидуальные аудиторы, прошедшие аттестацию и являющиеся членами СРО аудиторов.

Заключение аудиторы выдают руководителям компании, а те, в свою очередь, обязаны предоставить его в территориальное подразделение Росстата. Сделать это необходимо вместе с подачей бухгалтерской отчетности или не позднее 10 рабочих дней после получения заключения. Крайний срок — 31 декабря года, следующего за отчетным.

Двум типам организаций необходимо сдавать отчет в Министерство юстиции:

  • Структурным подразделениям некоммерческих и негосударственных представительств. До 1 апреля года, следующего за отчетным.
  • Российским некоммерческим организациям, которые были признаны иностранными агентами. До 15 апреля года, следующего за отчетным.

Важный момент! Для структурных подразделений некоммерческих и государственных представительств проверку должны осуществлять только российские аудиторы.

Какие требования предъявляют к аудиторскому заключению?

В отличие от инициативного аудита (про виды аудитов вы можете прочитать в нашей предыдущей статье) к заключению обязательной проверки предъявляются весьма строгие требования.

Документ должен содержать:

  • название;
  • указание на круг лиц, которым адресована информация;
  • название (согласно уставу) хозяйствующего субъекта, прошедшего проверку, его юридический адрес, ОГРН;
  • информация о компании-аудиторе (наименование, адрес и ОГРН, № в реестре аудиторов, ссылка на СРО, куда входит проверяющий);
  • полный перечень проанализированных бухгалтерских форм;
  • список мер и инструментов проверки;
  • итоговое мнение аудиторов относительно степени достоверности изученных форм;
  • указание на важные моменты, повлиявшие на выводы аудиторов;
  • дата составления заключения.

Составляется заключение на русском языке, стоимостные показатели должны выражаться в рублях.

Остановимся подробнее на мнении аудиторов. Закон № 307-ФЗ устанавливает 3 типа мнения:

  • Положительное. Аудиторы подтверждают, что отчетность достоверно отражает реальное положение дел.
  • Модифицированное. Аудиторы не могут выразить однозначного мнения по ряду причин.
  • Отрицательное. Аудитор обнаружил полностью искаженную информацию о состоянии компании.

Модифицированное мнение может быть положительным, отрицательным, с оговоркой или отказом в выражении мнения. Соответственно, в первом случае аудитор не может на 100% назвать мнение положительным. Во втором — отрицательным. Мнение с оговоркой подразумевает, что ситуация, которая может существенно повлиять на достоверность отчетности полностью не раскрыта. А в случае, если аудитор пишет отказ выражать мнение, ему необходимо будет расписать причину такого решения.

Этапы аудита

Обязательный аудит организации проходит в несколько основных этапов:

  1. Подготовка. Перед началом работ аудитор должен изучить организационно-правовую деятельность компании.
  2. Планирование. Для составления плана обязательного аудита проводится анализ внешних условий, внутреннего контроля, а также первичное ознакомление с экономическими показателями и бухгалтерской документацией.
  3. Сбор основной информации и подробное изучение документации. Рассматривается состояние бухгалтерского учета организации, а также другая финансовая документация.
  4. Контроль достоверности полученной информации. Выявляются ошибки, проверяется работа ответственных специалистов, производится анализ хозяйственной деятельности.
  5. Составление заключения. По результатам анализа составляется аудиторское заключение, которое передается руководителям организации.

Штрафы за отсутствие обязательного аудита

Вас может ввести в заблуждение информация о том, что штрафов за непрохождение обязательного аудита организации не установлено. Этот вопрос стоит пояснить отдельно, т.к. уверенность в безнаказанности может обойтись компании очень дорого!

Действительно, никакая ответственность за непрохождение аудиторской проверки не прописана в законах. Однако, организацию могут оштрафовать за отсутствие аудиторского заключения (которое, в свою очередь, вы не можете получить без прохождения процедуры) по целому ряду законов. Рассмотрим подробнее какие последствия могут быть, если организация не провела обязательный аудит.

Читайте так же:  Как сформировать уставной капитал ооо

Штрафы за грубые нарушения ведения бухучета

Отсутствие аудиторского заключения у организаций, для которых проверка является обязательной, относится к грубым нарушениям ведения бухгалтерского учета. А значит, согласно закону от 30.03.2017 г. №77-ФЗ в КоАП РФ, нарушителей могут ожидать следующие штрафы:

  • штраф на должностных лиц организации от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф за повторное нарушение в течение календарного года от 10 000 до 20 000 рублей либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 до 2 лет.

Штрафы за непредставление заключения по требованию акционера

Пункт 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ предусматривает штрафы за непредставление аудиторского заключения по требованию акционера:

  • от 20 000 до 30 000 рублей на должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 рублей на юридических лиц

Штрафы за нарушения в части раскрытия информации о деятельности АО

Согласно ст. 15.19 КоАП, за нарушение законодательства в части раскрытия информации о деятельности акционерных обществ, размещающих в публикации свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, полагается штраф от 500 000 до 700 000 рублей.

Банк России в этом случае может применить следующие санкции:

  • наложение административных штрафов от 30 000 до 50 000 рублей на должностных лиц либо дисквалификацией на срок от одного года до двух;
  • штраф на юридических лиц от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Штрафы за непредставление аудиторского заключения в Росстат

Росстат может взимать штрафы за отсутствие аудиторского заключения:

  • от 300 до 500 рублей на должностных лиц;
  • от 3000 до 5000 рублей на юридических лиц.

Какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году?

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ на сегодняшний день в список тех, кому необходимо пройти обязательный аудит попадают компании, отвечающие следующим критериям:

  • акционерные общества, независимо от их типа;
  • юридические лица, выручка которых в прошлом году превысила 400 млн. руб. в год или те, у кого активы баланса на конец года превышают 60 млн. руб.;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации, клиринговые организации и общества взаимного страхования;
  • организаторы торговли;
  • негосударственные пенсионные или иные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющее компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

Кроме этого, обязательный аудит нужно проходить организациям, попадающим под критерии других федеральных законов, а именно:

Тип организаций

Законодательная база

п. 8 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента

п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

жилищные накопительные кооперативы

ст. 54 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ

п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ

ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ

Обязательный бухгалтерский аудит: куда сдавать аудиторское заключение?

Начиная с отчетности за 2019 год бухгалтерская отчетность представляется только в ИФНС (за некоторым исключением). Причем по общему правилу отчетность нужно будет сдавать в электронном виде (отчетность за 2019 год субъекты малого предпринимательства могут представить на бумаге). Организациям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение нужно подавать либо вместе с бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (ч.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в ред., действ. с 01.01.2020).

Какие организации подлежат обязательному аудиту?

Главная страница » Блог » Какие организации подлежат обязательному аудиту?

Кто имеет право проводить аудит и как именно проходит процедура? Отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту? Существуют ли штрафы за отсутствие заключения? Рассказываем подробнее о ежегодной проверке бухгалтерской и финансовой отчетности.

Иные случаи обязательного аудита, установленные федеральными законами

Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.

Так, напрмер, обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской отчетности:

Как привести в порядок документацию перед проверкой?

Один из эффективных способов избежать проблем с обязательным аудитом — это заранее привести всю документацию в порядок. При этом наличие высококвалифицированных опытных бухгалтеров в штате не гарантирует того, что аудитор не найдет у вас нарушений.

Почему? Тут есть несколько причин:

  • В связи с большой нагрузкой ваши сотрудники могут упустить определенные моменты.
  • Штатные бухгалтера не всегда успевают отслеживать изменения в законодательстве.
  • Сторонний специалист всегда скорее найдет ошибку, т.к. оценить чужую работу бывает проще, чем свою собственную.

Мы предлагаем услуги по бухгалтерскому консультированию от целой команды специалистов и способны обеспечить успешное прохождение обязательного аудита. В нашей компании работают не только специалисты бухгалтерского дела, но и юристы, поэтому мы всегда в курсе всех изменений законодательства, знаем актуальные требования, находим и помогаем исправлять ошибки.

Позвоните по номеру телефона, указанному на сайте или заполните форму обратной связи, чтобы мы могли рассказать подробнее о наших услугах и сориентировать по цене.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не откладывайте подготовку к аудиту — лучше заранее убедиться в отсутствии ошибок и быть уверенными в результате проверки.

Источники

Предприятия и организации подлежащие обязательному аудиту
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here