При проведении аудиторской проверки аудиторы должны

Главное в статье: "При проведении аудиторской проверки аудиторы должны" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

«Нормативное регулирование аудиторской деятельности»

76. Осуществление физическим лицом аудиторской деятельности без лицензии влечет взыскание штрафа в размере:
200 МРОТ

77. Порядок аттестации аудиторов определяется:
Минфином РФ

78. Порядок лицензирования аудиторской деятельности определяется:
Правительством РФ

79. При проведении аудиторской проверки аудитор:
имеет право привлекать аудиторов, работающих самостоятельно

80. При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать:
риск ответственности за нарушение договора

81. При проверке аудитор запросил материалы за предыдущий и текущий годы. Руководство клиента отказало в этом. Оцените ситуацию:
аудитор имеет право проверять у клиента документацию о финансово-хозяйственной деятельности в полном объеме, данный отказ можно рассматривать как ограничение аудита

82. Укажите российский аудиторский стандарт, не имеющий аналогов в международных стандартах аудита:
образование аудитора

83. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждает:
Правительство РФ

84. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными:
для аудиторских фирм, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц

85. Что такое аудиторская тайна?
это обязанность аудиторов хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги

«Организация подготовки проверки бухгалтерской отчетности»

86. Аудируемая организация вправе самостоятельно выбрать аудитора или аудиторскую фирму?
да, за исключением аудиторских проверок по поручению государственных органов

87. Аудитор подготавливает письмо-обязательство и передаст его руководству проверяемой организации:
в начале проверки

88. Во всех ли случаях между сторонами должно обязательно составляться письмо-обязательство:
нет, если ранее между сторонами был заключен долгосрочный договор на оказание аудиторских услуг

89. Всегда ли следует определять в договоре на оказание аудиторских услуг оформление аудиторского заключения:
итоговая форма представления информации зависит от цели аудиторской проверки

90. Из какого источника аудитор может получить знания о деятельности проверяемого субъекта:
запросы третьим лицам
официальные отчеты экономических субъектов

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

«Сущность аудита, его содержание, цели и задачи»

46. Сопутствующие аудиту услуги это:
предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторской организацией помимо проведения аудиторских проверок

47. Цель аудита бухгалтерской отчетности:
формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных аспектах

48. Чем определяется период, за который проводится обязательная аудиторская проверка?
договором

49. Что такое аудит?
независимый, вневедомственный финансовый контроль

50. Что такое инициативный аудит?
аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта

51. Экономические субъекты (за исключением унитарных предприятий) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, если сумма активов баланса на конец отчетного года превышает:
200 000 МРОТ

52. Экономические субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при объеме выручки от реализации за год, превышающем:
500 000 МРОТ

«Нормативное регулирование аудиторской деятельности»

53. Аудитор уведомил в договоре, что не все ошибки экономического характера могут быть обнаружены при проверке. Освобождает ли это его от ответственности?
нет

54. Аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора:
при проведении обязательного аудита

55. Аудиторские организации могут быть зарегистрированы как организации, имеющие:
любую организационно-правовую форму, кроме ОАО

56. Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:
получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц
проверять у экономических субъектов документацию о наличии денежных сумм, ценных бумаг

57. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки с аудиторской фирмы могут быть взысканы:
понесенные убытки, расходы на перепроверку и штраф

58. Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет:
Уполномоченный федеральный орган исполнительской власти

59. Имеют ли руководители и иные должностные лица проверяемого экономического субъекта обязанности по отношению к аудитору?
имеют в пределах объема аудита

60. Имущественные споры между аудиторами и экономическими субъектами разрешаются:
судом общей юрисдикции или арбитражным судом

При проведении аудиторской проверки аудиторы должны

1. GAAP — расшифровывается как:
общепринятые принципы учета

2. Анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица — это:
аналитические процедуры

3. Аудитор не имеет права
передавать третьим лицам полученные им в процессе аудита сведения

4. Аудиторская организация (аудитор) документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором на основании правила (стандарта):
«Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита»

5. Аудиторская организация составляет аудиторский договор на основании правила (стандарта):
«Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг»

6. Аудиторские организации в ходе проведения аудиторских проверок должны устанавливать достоверность отчетности
во всех существенных отношениях

7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при разработке внутренних (внутрифирменных) правил (стандартов) аудиторской деятельности руководствоваться международными стандартами аудита
могут при отсутствии общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности в определенной области аудита

8. Аудиторские стандарты — это:
единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторские организации в процессе своей профессиональной деятельности

9. Аудиторские фирмы имеют право на получение лицензии, если .
в штате состоит 5 аттестованных аудиторов и организационно-правовая форма — закрытое акционерное общество

Читайте так же:  Акции татнефть дивиденды ближайшие выплаты

10. Аудиторский риск не включает в себя
риск расчетов

11. Аудиторское заключение должно быть подписано аудиторской организацией
после составления бухгалтерской отчетности экономическим субъектом

12. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, должно быть включено в состав годовой бухгалтерской отчетности
если эта отчетность подлежит обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами Российской Федерации

13. Аудиторы имеют право в ходе аудиторской проверки
получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц

14. Аудиторы обязаны при проведении аудиторской проверки
соблюдать требования законодательства РФ

15. В МСА 210 «Условия договоренностей об аудите» рассматривается:
письмо о задании аудитору

Тест по предмету «Основы аудита» с ответами

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности

.

Вопросы и ответы онлайн

Вопрос 1. Анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях о деятельности аудируемого лица, а также изучение этих соотношений и закономерностей с другой информацией или причин возможных отклонений — это:

  • аналитические процедуры
  • внешние подтверждения
  • тестирование средств контроля

Вопрос 2. Аналитические процедуры включают рассмотрение финансовой информации:

  • как с сопоставимой, так и несопоставимой информацией за предыдущие периоды
  • с несопоставимой информацией
  • с сопоставимой информацией за предыдущие периоды

Вопрос 3. Аудитор должен выразить отрицательное мнение в том случае, когда

  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим

Вопрос 4. Аудитор должен отказаться от выражения мнения в том случае, когда

  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим

Вопрос 5. Аудитор должен выразить мнение с оговоркой в том случае, если:

  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим

Вопрос 6. Аудитор должен модифицировать аудиторское мнение в случае, когда:

  • аудитор приходит к выводу о том, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения
  • аудитор приходит к выводу о том, что в организации отсутствует эффективная система внутреннего контроля
  • аудитор приходит к выводу о том, что существует неотъемлемый риск
  • у аудитора отсутствует возможность получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что бухгалтерская отчетность в целом не содержит существенных искажений

Вопрос 7. Аудитор и руководитель аудируемого лица согласованные условия отражают документально:

  • в договоре оказания аудиторских услуг
  • в заявлении аудитора
  • в общем плане аудита

Вопрос 8. Аудитор имеет право в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»:

  • делать копии с документов аудируемого лица без его согласия
  • получать разъяснения у должностных лиц в письменной, устной форме
  • проводить проверку финансовой отчетности без заключения договора на аудит

Вопрос 9. Аудитор имеет право при аудите отчетности:

  • без согласования экономического субъекта привлекать эксперта
  • проверять фактическое наличие имущества, учтенного в документах
  • требовать применение бухгалтерских программ, которыми владеет аудитор

Вопрос 10. Аудитор может отказаться от проведения проверки или выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в случае, если:

  • не выполнено условие по предоставлению отдельного помещения для осуществления проверки
  • не представлена вся необходимая информация
  • не произведена оплата экономическим субъектом за аудиторские услуги

Вопрос 11.Аудиторская выборка — это:

  • применение аудиторских процедур ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций
  • применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций
  • применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам только одной статьи отчетности

Вопрос 12. Аудиторская организация должна документально оформлять все сведения, которые:

  • важны для доказательства профессионального мнения аудитора и подтверждают, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности
  • выявлены в ходе аудита, только в отношении организации и функционирования у аудируемого лица
  • системы бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности
  • требует подготовить руководитель аудируемого лица

Вопрос 13. Аудиторская организация может являться членом

  • нескольких саморегулируемых организации
  • только одной саморегулируемой организации

Вопрос 14. Аудиторская организация ООО «Консультант» заключила договор на проведение аудита финансовой отчетности ООО «Фортуна». У аудиторской организации ООО «Консультант» и ООО «Фортуна» имеется общий учредитель. Может ли в такой ситуации заключаться договор?

  • в такой ситуации заключать договор не разрешается действующими нормативными актами по аудиторской деятельности
  • такой договор можно заключить, так как аудиторская организация сама заинтересована в объективности проверки
  • эта ситуация не регламентируется нормативными актами

Вопрос 15. Аудиторская организация согласовывает положения общего плана и программы аудита с руководителем аудируемого лица:

  • в любом случае
  • если с руководителем аудируемого лица имеются личные, дружественные отношения
  • если сочтет это целесообразным

Вопрос 16. Аудиторская фирма решила совмещать аудиторский бизнес с бизнесом в сфере недвижимости. Есть ли ограничения в этой области?

  • Для операций с недвижимостью такого ограничения нет
  • Нет, аудит – это разновидность обычного предпринимательства
  • Такое совмещение запрещено
Читайте так же:  Аудит бухгалтерского налогового учета

Вопрос 17. Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены:

  • в результате опроса персонала аудируемого лица
  • из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу
  • только из одного источника

Вопрос 18. Аудиторские доказательства получают в результате проведения:

  • комплекса тестов средств внутреннего контроля и процедур проверки по существу
  • только процедур проверки по существу
  • только тестов средств внутреннего контроля

Вопрос 19. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляет собой:

  • Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности
  • Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности
  • Подтверждение аудиторской фирмой правильности и точности исчисления всех показателей бухгалтерской и статистической отчетности
  • Рекомендации по устранению выявленных недостатков в ведении бухгалтерского учета

Вопрос 20. Аудиторское заключение представляется в обязательном порядке аудиторской фирмой

  • клиенту и в профессиональное аудиторское объединение
  • клиенту и всем пользователям отчетности по их требованию
  • клиенту и местной налоговой службе
  • Только клиенту

Вопрос 21. Более надежными являются доказательства, полученные:

  • в устной форме, чем в форме документов и письменных заявлений
  • из внешних источников (от третьих лиц), чем доказательства, полученные из внутренних источников
  • из внутренних источников, чем доказательства, полученные из внешних источников (от третьих лиц)

Вопрос 22. В обязанности аудитора непременно входит выдача клиенту положительного аудиторского заключения по результатам проверки

  • В зависимости от текста Договора на аудиторскую проверку
  • Да, это записано в Федеральном Законе «Об аудиторской деятельности»;
  • Нет, это определяется результатом проверки;

Вопрос 23. В ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица аудитор может использовать:

  • письмо о проведении аудита
  • письмо руководства аудируемого лица
  • письмо-заявление аудитора

Вопрос 24. Виды аудиторских услуг, несовместимые с аудитом финансовой отчетности

  • ведение бухгалтерского учета, восстановление бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности
  • маркетинговые услуги
  • управленческие консультации

Вопрос 25. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций осуществляется

  • Инспекциями по налогам и сборам Российской Федерации
  • Министерством финансов Российской Федерации
  • саморегулируемыми организациями аудиторов
  • Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации

Вопрос 26. Внутренний аудитор – это

  • штатный сотрудник аудиторской организации
  • штатный сотрудник проверяемой организации
  • штатный сотрудник саморегулируемой организации

Вопрос 27. Дата подписания аудиторского заключения должна быть:

  • до даты окончания финансового года, который подлежит проверке
  • до даты подготовки финансовой отчетности
  • не ранее даты подготовки финансовой отчетности

Вопрос 28. Дата подписания аудиторского заключения означает дату:

  • окончания аудиторской проверки
  • сдачи аудитором рабочих документов в архив
  • составления финансовой отчетности

Вопрос 29. Достаточность аудиторских доказательств представляет собой:

  • качественную меру
  • количественную и качественную меру
  • количественную меру
Видео (кликните для воспроизведения).

Вопрос 30. Если аудитор не может согласиться на изменение аудиторского задания на иное и аудируемое лицо возражает против продолжения работы, то аудитор должен:

  • отказаться от выполнения задания или сообщить о возникшей ситуации заинтересованным лицам
  • продолжать выполнять работу
  • согласиться с требованиями аудируемого лица

Вопрос 31. Если аудитор приходит к мнению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и финансовых результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации, то он готовит:

  • модифицированное аудиторское заключение с оговоркой
  • отказ от выражения мнения
  • отрицательное аудиторское заключение
  • положительное аудиторское заключение

Вопрос 32. Если заявления и разъяснения руководства аудируемого лица противоречат другим аудиторским доказательствам, то аудитор:

  • должен исследовать причины расхождений
  • должен обсудить данный вопрос с главным бухгалтером аудируемого лица
  • не должен исследовать причины расхождений

Вопрос 33. Если руководитель аудируемого лица отказался представить заявления и разъяснения, которые аудитор считает необходимыми, то аудитор должен выразить мнение:

  • с оговоркой или отказаться от выражения мнения
  • с оговоркой или отрицательное
  • только отрицательное

Вопрос 34. Если руководитель экономического субъекта не согласен с выводами аудитора относительно финансовой (бухгалтерской) отчетности, то он обязан:

  • обратиться к другой аудиторской организации
  • оплатить услугу аудиторов
  • отказаться от оплаты за аудит

Вопрос 35. Если руководство аудируемого лица отказывается представить заявления и разъяснения, которые считаются необходимыми, то это рассматривается как:

  • обоснованные действия руководства аудируемого лица
  • ограничение объема аудита
  • отказ от аудиторского задания

Вопрос 36. Если система внутреннего контроля признается аудитором неэффективной, риск средств контроля обычно оценивается как:

Как и на каких условиях участник (акционер) компании может заказать аудиторскую проверку?

Может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации? Есть ли срок давности по проведению аудита?

В Федеральном законе от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в части прав и обязанностей участников договора на проведение аудита, используется общий термин — «аудируемое лицо», «лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг».

Под аудируемым лицом понимается компания или индивидуальный предприниматель, чья бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному либо инициативному аудиту.

При оказании аудиторских услуг аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

  • требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;
  • получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;
  • осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг (п.1 ст.14 Закона №307-ФЗ).

Заключив договор Заказчик обязан:

  • содействовать в своевременном и полном проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для оказания аудиторских услуг сведения у третьих лиц;
  • не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг;
  • своевременно оплачивать услуги аудита;
  • исполнять требования стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг (п.2 ст.14 Закона №307-ФЗ).
Читайте так же:  Выплата нераспределенной прибыли учредителю ооо

Кроме того, аудиторское заключение (конечный результат проведенного аудита) передается только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг (п. 4 ст. 6 Закона № 307-ФЗ).

Таким образом, в Законе № 307-ФЗ не содержится запрета заказать аудит любому собственнику компании, даже владеющему минимальной долей в уставном капитале ООО или 1 акцией АО.

Аудиторская проверка компании может быть проведена по требованию любого участника (акционера), выбранным им профессиональным аудитором.

Один в поле не воин?

По общему правилу в ООО решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников. Такое решение принимается большинством голосов (пп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Статья 48 Закона №14-ФЗ предусматривает два различных случая назначения аудиторской проверки, как по инициативе и за счет общества, так и по инициативе и за счет участника общества. В случае, предусмотренном ч. 2 ст. 48 Закона № 14-ФЗ, решение общего собрания участников Общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется, общее собрание в этом случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки.

Отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона №14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (Постановление ВАС РФ от 13.05.2008 г. №17869/07).

В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров, а определение размера оплаты его услуг рассматривается советом директоров (наблюдательном советом) организации (п.2 ст. 86 Закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п.3 ст.85 Закона №208-ФЗ).

Аудитора не допускают к проведению аудита

Несмотря на решение высших судей, на практике некоторые участники сопротивляются в проведении аудита по инициативе одного из участников Общества. Суды отмечают, что если аудит проводится по требованию участника ООО, то решение общего собрания участников Общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется. Общее собрание в данном случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки (Постановление ФАС Центрального округа от 27.02.2014 г. № А23-536/2013).

Кроме того, исходя из анализа положений Закона №14-ФЗ, Общество по требованию его участника обязано предоставить профессиональному аудитору возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией.

Если профессионального аудитора не допускают к проведению аудита, то участник Общества в целях защиты нарушенных гражданских прав вправе обратиться в суд (ст.11 и ст.12 ГК РФ) и представить доказательства безрезультатного обращения участника ООО к исполнительным органам общества с требованием предоставить необходимую информацию (Постановление ФАС Центрального округа от 02.07.2014 г. № А36-5813/2013).

Например, в одной из судебных баталий, участник Общества инициировал аудит, однако исполняющий обязанности директор Общества, не представил документы, необходимые для проведения аудиторской проверки.

Суд вынес решение в пользу участника, отметив, что поскольку документально подтверждены статус участника Общества, а неисполнение его требования о предоставлении запрошенных документов, входящих в перечень, определенный п.1 ст.50 Закона №14-ФЗ, нарушает его права как участника Общества.

Таким образом, участник Общества вправе инициировать проведение аудита отчетности ООО профессиональным аудитором, а Общество обязано предоставить аудитору возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией, необходимой для проведения проверки, в порядке, установленном законодательством об аудиторской деятельности (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 12.04.2018 г. № А32-28095/2017).

Проведение аудиторской проверки по инициативе и за счет участника общества является реализацией права участника общества на получение квалифицированной информации о состоянии дел общества для участия в управлении его делами, в том числе и путем использования полученной информации при участии в работе органов общества (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 г. № 17869/07).

Может ли учредитель (участник, акционер) заказать проверку за «старые» периоды?

А может ли один из учредителей ООО или акционеров АО требовать проведения аудиторской проверки предприятия в 2019 году, например, за 2015 год? Есть ли срок давности по проведению аудита?

Каких-либо сроков давности по проведению аудита ни Закон№14-ФЗ, ни Закон №208-ФЗ не устанавливают. Ограничение по срокам не содержат ни Закон №402-ФЗ, ни Закон №307-ФЗ.

Право требования имеющихся у Общества документов, связанных с его деятельностью, закреплено в п. 1 ст. 8Закона №14-ФЗ (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 г. №144).

Как мы уже отмечали, Общество по требованию своего участника обязано предоставить аудитору, привлеченному таким участником, все необходимые для проверки документы. Но если срок хранения документов истек, то соответственно, Общество ничего не предоставит аудитору.

Напомним, что сроки хранения документов бухгалтерского учета установлены ст.29 Закона №402-ФЗ: первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Сроки хранения типовых управленческих документов содержатся в Приказе Минкультуры РФ от 25.08.2010 г. № 558.

Это означает, что учредитель может требовать проведения такой аудиторской проверки, а сроки давности ограничиваются сроками хранения бухгалтерских документов.

Читайте так же:  Пример апелляционной жалобы в арбитражный суд

ГК «РосКо — Консалтинг и аудит» образована в 2004 году. Являемся членом Московской ТПП, Палаты Налоговых консультантов, СРО «Российский союз аудиторов» и НП «Партнерство РОО».

Аудиторские ДСП: готовимся к проверке

Положительный результат аудиторской проверки зависит от качественной подготовки. Но чтобы подготовка не отняла много сил и времени, проводить ее нужно с умом. Самый простой способ – заранее выяснить, как и что проверяют аудиторы, и навести порядок в «нужных местах».

Аудиторская проверка проходит выборочно – проверяют оформление небольшого количества каждого типа документов, а также общие принципы отражения их в учете

При проведении аудиторской проверки аудиторы должны

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Ранее отчетность организации (ООО) не подлежала обязательному аудиту. Превышение объема выручки, установленного п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», будет допущено по итогам 2018 года.
Каков порядок выбора и привлечения независимого аудитора? Каковы сроки и порядок представления аудиторского заключения?

Порядок привлечения независимого аудитора

Обязательный аудит отчетности организации может быть проведен:
— аудиторской организацией, внесенной в реестр аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр), членом которой такая организация является (ст. 3 Закона N 307-ФЗ),
или
— аудитором — физическим лицом, получившим квалификационный аттестат аудитора и являющимся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (ст. 4 Закона N 307-ФЗ).
Актуальный реестр аудиторских организаций и аудиторов размещен на официальном сайте Минфина России*(3).
При этом аудиторская организация (индивидуальный аудитор) (далее — аудитор), привлекаемая для проведения ежегодного аудита, не должна быть связана имущественными интересами с обществом или его участниками (п. 4 ст. 67.1 ГК РФ).
Решение о назначении аудиторской проверки, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг принимается общим собранием большинством от общего числа голосов участников, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом ООО (пп. 10 п. 2 ст. 33, абзац третий п. 8 ст. 37 Закона N 14-ФЗ).
При формировании в ООО совета директоров (наблюдательного совета) решение указанных вопросов может быть отнесено к его компетенции. Решения принимаются советом директоров в порядке, определенном уставом ООО (абзац четвертый п. 2 и пп. 5 п. 2.1 ст. 32 Закона N 14-ФЗ)*(4).

Срок проведения аудита

Срок и адресаты представления аудиторского заключения

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Адреса и сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

30 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Если автономное учреждение решило провести аудит

Автор И. Е. Иванова

Может ли АУ заключить договор на проведение инициативного аудита с индивидуальным аудитором? Будет ли выдано аудиторское заключение, если АУ намерено провести аудит только налоговой отчетности?

Вопрос

Может ли автономное учреждение заключить договор на оказание аудиторских услуг (проведение инициативного аудита) с индивидуальным аудитором? Если да, то вправе ли последний подписывать аудиторское заключение?

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих ему услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ)). Часть 3 его ст. 5 предусматривает лишь одно исключение относительно круга лиц, осуществляющих подобные независимые проверки: если необходимо провести обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности, в этих случаях аудит проводится только аудиторскими организациями.

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (ч. 3 ст. 6 Закона № 307-ФЗ). В частности, в п. 22 ФСАД 1/2010[1] сказано, что заключение подписывается:

  • руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора. Подпись должна включать наименование аудиторской организации, должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего данное заключение;
  • индивидуальным аудитором – подпись должна включать его фамилию и инициалы.

Таким образом, автономное учреждение может заключить договор на оказание аудиторских услуг с индивидуальным аудитором, который и подпишет аудиторское заключение для АУ. При этом при заключении указанного договора учреждению целесообразно проверить, является ли аудиторская организация, индивидуальный аудитор членом саморегулируемой организации аудиторов (на дату заключения договора). Соответствующий реестр опубликован на сайте Минфина[2].

Вопрос

Можно ли затраты на проведение инициативного аудита включить в состав расходов при определении облагаемой базы по налогу на прибыль?

Из анализа норм Закона № 307-ФЗ следует, что наряду с обязательным аудитом (проводится в случаях, указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ) субъекты хозяйственной деятельности вправе проводить аудит по своей инициативе (инициативный аудит).

В свою очередь, согласно пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на аудиторские услуги. То есть АУ вправе включить в состав расходов при определении облагаемой базы по налогу на прибыль затраты на проведение инициативного аудита – при условии, что такие затраты экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Читайте так же:  Общественная организация регистрация устав

Вопрос

Автономное учреждение решило провести аудит налоговой отчетности за 2016 год. Будет ли выдано аудиторское заключение по этой отчетности?

Требования к порядку проведения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором аудита отчетности, содержащей систематизированную по специальным правилам финансовую информацию с соответствующими пояснениями и раскрытием наиболее важных способов ее составления, определены ФСАД 8/2011[3]. В силу пп. «а» его п. 2 данный стандарт применяется при проведении аудита отчетности, составленной по специальным правилам, в частности, по правилам налогового учета.

В ходе независимой проверки аудитор должен выявить, не противоречат ли специальные правила составления отчетности установленным правилам составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если аудитор обнаруживает такое противоречие, ему необходимо определить, раскрыто ли оно должным образом в отчетности, составленной по специальным правилам. Если же указанное противоречие должным образом не раскрыто, аудитору нужно модифицировать свое мнение в аудиторском заключении (п. 4 ФСАД 8/2011).

В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности отчетности. Аудитор должен выразить немодифицированное мнение в случае, когда он приходит к выводу, что отчетность отражает достоверно во всех существенных аспектах финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами составления отчетности.

Иными словами, аудируемое лицо (в данном случае автономное учреждение) вправе получить от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение об отчетности, составленной по специальным правилам, в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг.

Отметим, что в такое заключение об отчетности, составленной по специальным правилам, должна входить привлекающая внимание часть, содержащая указание на то, что отчетность составлена в соответствии со специальными правилами и, следовательно, может быть неприменима для использования в иных целях (п. 10 ФСАД 8/2011).

Вопрос

Автономное учреждение провело инициативный аудит бухгалтерской отчетности за 2015 год в октябре 2016 года. Возникает ли обязанность по регистрации данного действия в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц[4] (далее – ЕФРСФД ЮЛ)? Решение о проведении аудита принял руководитель АУ, расходы на обозначенное мероприятие учтены при налогообложении прибыли, полученной от платной деятельности.

В силу ч. 6 ст. 5 Закона № 307-ФЗ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ) сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в ЕФРСФД ЮЛ заказчиком аудита. При этом в сообщении должны быть указаны:

  • аудируемое лицо и идентифицирующие его данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
  • наименование (фамилия, имя, отчество) аудитора, идентифицирующие его данные (ИНН, ОГРН (для юридических лиц), СНИЛС при их наличии);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, период, за который она составлена;
  • дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Исключение из этого правила – сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, и иные случаи, установленные федеральным законом.

Данная поправка вступила в силу 1 октября 2016 года и ее действие распространяется на все организации, подлежащие обязательному аудиту. Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, утвержден ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Что касается аудита бухгалтерской отчетности автономного учреждения, действующим законодательством такая обязанность не предусмотрена.

В то же время требование об обязательном проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности может быть установлено решением наблюдательного совета автономного учреждения. В силу п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) наблюдательный совет АУ рассматривает вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации. Данные решения совета обязательны для исполнения руководителем АУ.

Однако проведение обязательного аудита в соответствии с Законом № 307-ФЗ и на основании Закона № 174-ФЗ – не одно и то же. Поэтому с учетом сказанного считаем, что у заказчика аудиторских услуг (автономного учреждения) не возникает обязанность по регистрации названного действия в ЕФРСФД ЮЛ.

Вопрос

Каков срок хранения аудиторского заключения?

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения утвержден Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558. В силу п. 408 данного перечня аудиторское заключение по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит постоянному хранению.

[1] Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», утв. Приказом Минфина РФ от 20.05.2010 № 46н.

[2] См. minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/auditors.

Видео (кликните для воспроизведения).

[3] Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 8/2011) «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам», утв. Приказом Минфина РФ от 16.08.2011 № 99н.

Источники

При проведении аудиторской проверки аудиторы должны
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here