Проблемы государственной регистрации юридических лиц

Главное в статье: "Проблемы государственной регистрации юридических лиц" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Проблемы регистрации юридических лиц

Юридическая регистрация, в сущности, является действием, уполномоченного Федеральным законом, федерального органа исполнительной власти, связанным с внесением в государственные реестры сведений о создании, новых данных о юридических лицах или ИП, сведений о реорганизации и ликвидации юридических лиц и т.д., определенных законом о регистрации (ФЗ от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ).

Основными целями и задачами, которые ставит наше правительство, являются:

    • Сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов хозяйствующих субъектов и для противодействия незаконному ведению предпринимательской деятельности.
    • Создание открытой базы данных юридических лиц и ИП для осуществления возможности получение всеми заинтересованными лицами открытых сведений о зарегистрированных юридических лицах и ИП в установленном законном порядке.
    • Осуществление возможности ведения статистического наблюдения за экономикой. Обязательная регистрация зарегистрированных работодателей в качестве страхователей в пенсионных и социальных органах, а также иные аналогичные цели.

Однако, как и любой иной законодательный акт, закон о регистрации юридических лиц и ИП не является самим совершенством. Напротив, нужно отметить порой весьма вольный и непоследовательный подход к его толкованию налоговыми органами, исполнительной властью и отдельными предпринимателями. От этого в первую очередь страдают публичные интересы, а так же интересы органов налогового контроля.

Государственная регистрации юридических лиц

При юридической регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган согласно ст. 12 Закона о регистрации должны быть предоставлены следующие документы:

      • Заявление о регистрации по форме р11001, утвержденной Правительством РФ;
      • Решение о создании юридического лица или протокол или иного документ в соответствии с Федеральным законом;
      • Учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально заверенные копии);
      • Выписка из торгового реестра иностранных юр. лиц страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство существования юридического иностранного лица;
      • Документ об уплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица;

Хочется отметить особо, что данный перечень документов является исчерпывающим с точки зрения закона. Тем не менее, на практике, регистрирующий орган может потребовать от вас предоставление дополнительной документации, предоставление которой явно противоречит закону о регистрации, который гласит, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов перечисленных выше.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Очень часто встречаются отказы регистрирующего органа, связанные с непредставлением письма от собственника помещения для регистрации общества по указанному адресу или копии свидетельства о праве собственности. Формулировка отказа звучит как — «представление недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица». Однако ни письмо от собственника помещения, ни свидетельство о праве собственности не входят в установленный законом перечень документов для регистрации юридического лица.

Довольно распространенной категорией отказов при регистрации юридических лиц является отказ в регистрации организации или внесении изменений в ЕГРЮЛ по причине указания в учредительных документах адреса регистрации директора общества в качестве его местонахождения.

Место нахождения юридического лица (место его регистрации) может не совпадать с фактическим размещением некоего имущественного комплекса, а так же производственных помещений организации, а использование жилого помещения для государственной регистрации общества по месту регистрации исполнительного не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требованиям закона, которым должно отвечать жилое помещение. Закон гласит: «регистрация общества осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа».

Из всего сказанного выше следует, что регистрирующий орган зачастую берет на себя функции проверки представленных на регистрацию документов на достоверность содержащихся в них сведений, однако правовая экспертиза документов, предоставленных для регистрации, не входит в компетенцию регистрирующего органа. Данные факты очень часто являются предметов судебных разбирательств, однако если не брать в учет потраченное время, то при условии соблюдения остальных пунктов закона о регистрации, вам гарантировано положительное решение судебных инстанций в данных вопросах.

http://www.lawprofi.com/problemy-registratsii-yuridicheskih-lits.html

Проблемы регистрации юридических лиц (Т.В.Закупень, «Законодательство», N 5, май 2000 г.)

Проблемы регистрации юридических лиц

Многие проблемы, существующие сейчас в экономической сфере, обусловлены отсутствием федерального закона о государственной регистрации юридических лиц. Его принятие предусмотрено в ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако прошло уже более пяти лет с момента вступления в силу первой части ГК РФ, а соответствующего акта до сих пор нет. По этой причине задерживается создание Министерством юстиции Российской Федерации единой системы государственной регистрации юридических лиц.

В результате даже Правительство Российской Федерации не располагает достоверными данными о количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории России или в отдельных ее регионах, а сведения о зарегистрированных индивидуальных предпринимателях и вовсе отсутствуют. А поскольку нет единой информационной базы, очень трудно получить исчерпывающие данные о конкретном юридическом лице. Много серьезных проблем (вплоть до судебных разбирательств) вызывает регистрация юридических лиц с одинаковыми наименованиями.

Такое положение способствует расцвету экономической преступности в стране. Юридические лица чрезвычайно легко создаются — ведь ограничения, связанные с государственной регистрацией предприятий и организаций, практически отсутствуют. Часто одно и то же физическое лицо является учредителем десятков, а иногда и сотен предприятий и организаций. И в этом нет, на первый взгляд, ничего противозаконного, однако, как правило, новое юридическое лицо создается после того, как предыдущее накопило значительную задолженность перед государством. Например, из данных проверок, проведенных налоговыми органами г. Владивостока, следует, что учредителями 2861 предприятия и организации в этом городе являются 392 физических лица, при этом задолженность этих налогоплательщиков только перед федеральным бюджетом составила на конец 1998 г. более 100 млн рублей.

Читайте так же:  Смена директора ооо список документов

Действующий порядок регистрации юридических лиц определен в ГК РФ, ст. 34 и 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (с изм. и доп.) и Указе Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации».

Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей установлен двумя нормативными актами: Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 2000-I «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным упомянутым Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482.

Многие вопросы, касающиеся государственной регистрации, действующим законодательством до конца не решены. В частности, допускается регистрация нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу, и в результате нередко десятки, а иногда и сотни организаций «проживают» в одной квартире. Выборочный анализ базы данных Государственного реестра Московской области помог выявить интересные факты. Так, два физических лица учредили по 50 (!) предприятий, причем все 100 имеют одинаковые юридические адреса.

Порой предприятия регистрируются в различных регионах. В этом случае возможность каким-либо образом проверить их вообще отсутствует. Можно представить, как рискуют те, кто вступает с ними в деловые контакты. Однако формально действующее законодательство не запрещает подобную регистрацию.

В описанных обстоятельствах субъекты Российской Федерации вынуждены решать проблемы регистрации юридических лиц самостоятельно, не ожидая принятия федерального закона. В частности, после утверждения Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации*(1) в Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Приморском, Хабаровском краях, Кемеровской, Московской, Читинской и целом ряде других субъектов Российской Федерации созданы специализированные органы для регистрации юридических лиц либо при органах юстиции, либо как самостоятельные подразделения. (Например, в Московской области Регистрационная палата существует как самостоятельный орган, регистрирующий юридические лица и права на недвижимое имущество и сделки с ним.)

Эти и другие структуры, фактически осуществляющие регистрацию юридических лиц как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, формируют свои реестры и соответствующие информационные базы данных. Указанные реестры содержат разрозненные сведения о зарегистрированных юридических лицах и хозяйствующих субъектах, действующих без образования юридического лица, к тому же ведутся они без соблюдения единых требований к документации, формам учета и контроля. Подобная практика противоречит идее создания единого государственного реестра юридических лиц. Техническая несовместимость компьютерных систем чрезвычайно затруднит создание общероссийской базы данных о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

Часто регистрация производится с нарушениями действующего законодательства. Так, в соответствии с п. 3 ст.59 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» учредительные документы названных обществ, созданных до введения в действие этого закона, должны быть приведены в соответствие с принятым актом. Согласно п. 4 этой же статьи, «общества с ограниченной ответственностью, указанные в пункте 3 настоящей статьи, освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с его приведением в соответствие с настоящим Федеральным законом». Кажется, все совершенно ясно. Однако Регистрационная палата Республики Татарстан при местном Министерстве юстиции полагает, что «регистрация изменений правового статуса в связи с принятием Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «приведение учредительных документов в соответствие с настоящим Федеральным законом» — это совершенно разные вещи. И хотя закон прямо предписывает в рассматриваемом случае освобождать общества с ограниченной ответственностью от уплаты регистрационного сбора, в Татарстане за регистрацию документов продолжают взимать плату.

Приведу еще один пример пополнения бюджета за счет регистрации. В соответствии со ст. 51 ГК РФ «государственной регистрации в органах юстиции подлежат только юридические лица». Филиалы юридических лиц, согласно ст. 55 ГК РФ, являются не юридическими лицами, а лишь «обособленными подразделениями юридических лиц, расположенными вне места их нахождения». Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством государственной регистрации подлежат сами юридические лица, а не их филиалы. Многие же регистрационные структуры продолжают регистрировать и филиалы. Например, в г. Москве в соответствии с Положением о Московской регистрационной палате*(2), утвержденным постановлением Правительства Москвы, функция регистрации филиалов наряду с регистрацией и перерегистрацией юридических лиц отнесена к основным функциям Палаты. Московская областная регистрационная палата ведет не регистрацию филиалов юридических лиц, а лишь их учет, но делается это, естественно, не безвозмездно.

Очень часто местные администрации регистрируют предприятия, которые учреждены за пределами подведомственной им территории. По таким прецедентам Высший Арбитражный Суд РФ дал следующее разъяснение: акт местной администрации должен признаваться недействительным, если юридическое лицо учреждено за пределами ее территории*(3). Таким образом, регистрацию следует осуществлять только по месту нахождения юридического лица, указанному в его учредительных документах.

Возникающие проблемы невозможно решить, не установив на основе общих подходов и принципов единый порядок государственной регистрации юридических лиц, не создав единую систему регистрирующих органов. Только введение строгой ответственности и подчиненности регистрирующих структур федеральному органу исполнительной власти в сфере юстиции позволит исправить ситуацию с регистрацией юридических лиц.

Надо сказать, что попытки дать стране федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц предпринимались еще в 1995 г. Принятый 8 декабря 1995 г. Государственной Думой, он был отклонен Президентом РФ 9 января 1996 г. как «требующий серьезной переработки на основе соблюдения положений Конституции Российской Федерации и норм действующего законодательства». В последующем проект этого акта находился на доработке в Государственной Думе, однако 15 ноября 1999 г. был снят с рассмотрения окончательно.

Читайте так же:  Процедуры аудиторской проверки расчетов по заработной плате

В настоящее время Правительство Российской Федерации, понимая острую необходимость принятия специального закона, регламентирующего порядок создания и деятельности системы регистрирующих органов в Российской Федерации, ведения Единого государственного реестра и единой информационной базы юридических лиц, готовит новый проект закона о государственной регистрации юридических лиц к внесению в Государственную Думу. Сейчас этот документ проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Его принятие позволит упорядочить государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, устранит множественность регистрирующих органов и регистрационных процедур, будет способствовать борьбе с экономическими преступлениями, привлечет дополнительные инвестиции.

Пожелаем его создателям удачи и будем надеяться, что новый проект не постигнет участь его предшественника!

Доктор юрид. наук, начальник отдела

законодательства о государственной

регистрации юридических лиц

Министерства юстиции РФ

*(1) См.: Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1177.

*(2) Положение о Московской регистрационной палате принято совместным решением Правительства Москвы и Президиума Моссовета от 25 июля 1991 г. N 134-2.

*(3) Информационное письмо ВАС РФ от 10 декабря 1992 г. N С-13/ОП-357 «О разрешении споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий» // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Проблемы регистрации юридических лиц

Т.В.Закупень — доктор юридических наук, начальник отдела законодательства о государственной регистрации юридических лиц Министерства юстиции РФ

Практический журнал для руководителей и юристов «Законодательство», 2000, N 5

http://base.garant.ru/972258/

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

магистрант, кафедра гражданского и международного частного права ВолГУ,

Ключевые участники гражданского оборота современного времени — юридические лица, как главные налогоплательщики, производящие превалирующую часть услуг, товаров. В настоящий момент, учитывая постоянное совершенствование, развитие рынка, рост желания, выраженного субъектами гражданских правоотношений в уменьшении уровня опасности своих материальных средств, через правовые способы, обуславливают актуальность вопросов регулирования процессов регистрации юридических лиц правом.

Каждый из граждан нашей страны располагает правом свободного использования как имущества, так и собственных способностей, преследуя такую цель, как осуществление предпринимательской, а также другой не запрещенной законом экономической деятельности. Положение о том, что государство должно создать все необходимые условия для беспрепятственной и активной реализации данного права граждан, является важным вектором развития любой страны с рыночной экономикой.

Стоит указать, что ежегодно Всемирный банк готовит рейтинг, именующийся как DoingBusiness. Данный рейтинг имеет целью информирование о том, в какой стране созданы наиболее комфортные условия для развития бизнеса. Исходя из статистики, Россия имеет положительную динамику в этом отношении, а в данный момент, на конец 2016-го года находится на 40-м месте [2, c. 91].

Так, по итогам данного рейтинга было принято Распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 № 317р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее «дорожная карта») [3, с. 241].

Множество исследователей, рассматривая данный вопрос с практической точки зрения, определяют это как преимущество. Ведь согласно п.3 ст. 29 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ): «Представителями юридического лица являются лица, действующие на основании доверенности, которая должна быть оформлена в соответствии с гражданским законодательством». В соответствии с статьей 185.1 п.4 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «Доверенность от имени юридического лица подписывается его руководителем или иным лицом, уполномоченным на это в соответствии с законом и учредительными документами».

При этом, момент государственной регистрации обуславливает начало сосуществования юридического лица. Следовательно, до момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) юридическое лицо фактически существует, а юридически нет. Однако, граждане (учредители) выступают в качестве участников юридического лица, а не от своего имени, поэтому применение норм о юридическом лице до его регистрации в налоговом органе, по мнению множества исследователей, следует считать вполне допустимым [5, с. 138].

Следовательно, необходимо как определить понятие, обуславливающее адрес массовой регистрации, так и закрепить его в законе, включая критерии, в соответствии с которыми возможно его точно определить. Необходимость в обозначении рассматриваемого понятия увеличивается, так как это является достаточно проблематичным моментом относительно специализированного налогового органа. Так, например, в случае соотнесения какого-либо адреса с рассматриваемым понятием, у соответствующего специализированного органа появляется возможность осуществить действия для уточнения реального адреса фирмы, до принятия итогового решения. Традиционно таковым действием выступает непосредственная проверка адреса, выход на него, преследуя такую цель, как осмотр, поиск других лиц, прошедших аналогичную регистрацию по идентичному адресу.

При этом, большое значение приобретает следующее. Рассмотренное действие со стороны государства, а именно работников специализированного налогового органа, получает противоречия относительно статьи 92 НК РФ. Это объясняется тем, что осмотр места налогоплательщика без официального запланированного данного выезда (проверки) запрещается законом.

На основании чего, государственный орган не имеет реальной возможности уточнения действительности адреса. При этом, как после регистрации (в течении определенного отрезка времени, до принятия официального решения), так и после нее.

Многие авторы находят решение данного вопроса в возможности официального закрепления полномочия специализированного органа государства (налоговый орган), выражающегося в осуществлении осмотра места (помещения), обозначенного как адрес юридического лица. Что будет происходить, предварительно уведомляя руководителя организации, периодично. Рассмотренный процесс, при его реализации на практике, создаст возможность по уточнению действительности информации относительно адреса созданного образования [4, c. 39].

Читайте так же:  Учет смены учредителя
Видео (кликните для воспроизведения).

Так, в 2013 году налоговый орган стал располагать новым основанием, в соответствии с которым у него появилась возможность отказа в государственной регистрации: если в заявлении были указаны недостоверная информации относительно адреса места нахождения компании.

При этом, многие авторы научных публикаций отмечают, что помимо введения данной нормы следует уточнить понятие «недостоверные данные об адресе юридического лица» [6, с. 65].

Подробный анализ данного акта позволяет резюмировать следующие положения относительно адреса юридического лица (места нахождения):

1. Регистрацию юридического лица можно осуществить в жилом помещении, без зависимости от вида экономической деятельности в следующих случаях: собственник соответствующего помещения заявляет о его согласии на регистрацию по данному адресу; жилое помещение — место жительства одного из участников юридического лица (или его единоличного исполнительного органа).

2. В п. 2 ППВАС №61 определены обстоятельства, которые свидетельствуют о недостоверности адреса: 1) по адресу зарегистрировано большое количество иных юридических лиц, в отношении значительной части из них (или всех) существует информация о невозможности связаться с этими компаниями по данному адресу; 2) по этому адресу объект недвижимости был разрушен или адрес в действительности не существует; 3) адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства; 4) адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (органы государственной власти, воинские части, другое); 5) существует заявление от собственника соответствующего помещения или здания (иного уполномоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

Подводя итог, следует обозначить, что на сегодняшний день существуют проблемные вопросы определения адреса места нахождения юридического лица, в связи с этим считается необходимым в целях соответствия действительности сведений, содержащихся в законе: 1. Определить критерии и понятие «адрес массовой регистрации». 2. Законодательно закрепить обязанность заявителя представить гарантийное письмо от собственника помещения, в котором будет зарегистрировано юридическое лицо, если данный адрес является адресом «массовой регистрации». 3. Дополнительно разрешить осмотр помещения налогоплательщика вне рамок проведения выездной налоговой проверки с предварительным уведомлением руководителя организации с целью установления достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Таким образом, была рассмотрена наиболее актуальная на сегодня организационная проблема в области отношений по государственной регистрации юридического лица Российской Федерации [1, с. 175].

Список литературы:

  1. Еремина А.П. Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст] / А.П. Еремина // Вестник Томского государственного университета. — 2015. — №10. — С. 175-176.
  2. Иншакова А.О., Балтутите И.В. Классификация судебных актов в качестве особых юридических фактов на основании критериев правовой природы и отраслевой принадлежности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2016. — № 10 (77). – С. 89-92.
  3. Иншакова А.О., Рыженков, А.Я. и др. Институциональный анализ нанотехнологической «революции»: синтез экономики и права / Под ред. А.О. Иншаковой, Д. П. Фролова, А. Я. Рыженкова. – Санкт-Петербург: Изд-во Алетейя — Гуманитарная книга, 2015. – 532 с. (ISBN 978-5-906823-35-9)
  4. Казаченок О.П. Юридическая конструкция международного ипотечного кредитования в РФ и странах Европы // Вестник ВолГУ. Серия 5. Юриспруденция. – 2016. – № 3 (32). – С. 38-44.
  5. Манесси, Е.А. [Текст] К вопросу о регистрации юридических лиц: история, практика, перспективы / Е.А. Манесси // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2015. – №7. – С.137-139.
  6. Хомкалова А.А. Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст] / А.А. Хомкалова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2016. – №3. – С. 65-66.

http://sibac.info/studconf/social/l/69795

Проблемы регистрации юридических лиц в Российской Федерации

Кочкурова Ксения Сергеевна,преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса факультета права ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Нижний Новгород[email protected]

Проблемы регистрации юридических лиц в Российской Федерации

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам регистрации юридических лиц в Российской Федерации. Так, рассматриваются вопросы, связанные с недостоверной информацией об адресе места нахождения организации, вопросы о возврате государственной пошлины в случае принятия решения налоговым органом об отказе в регистрации. Автор предлагает ряд изменений в действующее законодательство, направленные на оптимизацию процедуры регистрации юридических лиц в России.Ключевые слова:регистрацияюридического лица, недостоверные сведения об адресе места нахождения, государственная пошлина за регистрацию юридического лица.

Ссылки на источники1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993). [Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.2.Федеральный закон от 31.07.1998 N 146ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)».[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.3.Федеральный закон от 30.11.1994 N 51ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)».[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.4.Федеральный закон от 08.08.2001 N 129ФЗ №О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.5.Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.6.Письмо ФНС РФ от 01.02.2005 N 14104/[email protected] «По вопросам государственной регистрации юридических лиц» (Извлечение).[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.7.Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117ФЗ).[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.

http://e-koncept.ru/2014/55089.htm

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

ПРОБЛЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Ряд трудностей возникает при регистрации юридических лиц.

Читайте так же:  Директор учредитель ооо без выплаты зарплаты

Первой из проблем является неверно подготовленные документы. В случае, если документы будут составлены неграмотно и с ошибками, может возникнуть множество досадных проблем, которых можно было избежать в самом начале. Например, если государственными органами будут обнаружены ошибки в предоставленных на регистрацию юридического лица документах или будет нарушена процедура, то эти документы вернут учредителю с требованием привести их в соответствие с нормами [1, c.214].

Если не провести вовремя подробную правовую экспертизу, то не заметные на первый взгляд скрытые ошибки впоследствии, после проведения регистрации, могут негативным образом сказаться на дальнейшем успешном ведении бизнеса. Наиболее распространёнными ошибками, которые допускают учредители при самостоятельном составлении документов на регистрацию юридического лица, являются:

  • мало продуманный порядок управления,
  • ответственность участников компании,
  • распределение полномочий учредителей и тому подобное.

Такие ошибки в оформлении документов влекут за собой отказ в регистрации. Помимо затраченного времени, теряются деньги за госпошлину (4000 рублей за регистрацию) и нотариальные расходы [3, c.172].

Второй трудностью является проблема с юридическим адресом. К этой проблеме относятся отказ в регистрации в налоговом органе и отказ в открытии счета. В первом случае, получив документы на регистрацию юридического лица, регистрирующий орган проверяет сведения о юридическом адресе лица. В случае если собственник не подтвердил наличие между юридическим лицом договорных отношений, выносится решение об отказе в регистрации.

Когда контакт с собственником по каким-либо причинам установить не удалось, ИФНС так же выдает отказ в регистрации, и возможность решения вопроса в пользу регистратора исключена.

Во втором случае, проблемы при открытии расчетного счета для юридического лица, могут возникнуть в случае, если юридическое лицо не находится по адресу, заявленному как его фактическое местонахождение, либо если адрес является массовым, на который зарегистрировано большое количество юридических лиц. В этом случае банк вправе потребовать документальное подтверждение местонахождения юридического лица (договор аренды помещения, свидетельство о праве собственности на помещение), либо может совершить выездную проверку на адрес местонахождения [2, c.77].

Существует несколько путей решения проблемы с юридическим адресом.

1) Аренда офиса или помещения под юридический адрес.

С точки зрения закона, этот вариант оформления юридического адреса является наиболее правильным. Но, так как это является серьезной финансовой нагрузкой для организации, такое может позволить себе далеко на каждое юридическое лицо. Заблаговременное подписание договора аренды до регистрации юридического лица связано с весьма внушительными финансовыми расходами, поэтому экономическая целесообразность такого решения очень сомнительна.

2) Покупка юридического адреса.

Приобретение юридического адреса — весьма опасный и сомнительный вариант. Согласно требованиям действующего законодательства, по юридическому адресу компании должен находиться ее исполнительный орган. Однако не для кого ни секрет, что такое местоположение исполнительного органа фирм на практике наблюдается довольно редко. В лучшем случае по юридическому адресу фирм осуществляется прием корреспонденции. Наиболее плачевный вариант — отсутствие фактического адреса как такового. Специально для предупреждения продаж несуществующих фактических адресов фискальными службами составляются и постоянно дополняются специальные списки адресов массовой регистрации. Однако даже при отсутствии потенциального юридического адреса в фискальных «черных списках» нет никакой гарантии, что этот адрес не окажется там после заключения сделки.

3) Приобретение юридического адреса в Территориальных центрах развития предпринимательства.

Покупка юридического адреса через такие центры вполне легальна, однако при заключении подобных сделок существует несколько ограничений. Первый недостаток данного способа получения юридического адреса — наличие «статусного» лимита, так как заполучить желанный юридический адрес таким образом могут только малые предприятия. Кроме того, стоимость подобной услуги неуклонно возрастает от года к году.

4) Регистрация юридического адреса организации по адресу учредителя [1, c.147].

На сегодняшний день такой способ получения юридического адреса является самым спорным и неоднозначным с правовой точки зрения.

Прежде всего, стоит отметить, что в оформлении юридических адресов, как и в любом другом деле, есть свои заинтересованные лица. Подобная схема оформления юридических адресов не является легитимной. Это обосновывается пунктом 2 статьи 671 Гражданского кодекса РФ. Данный пункт гласит, что использование жилого помещения возможно только в целях проживания граждан. Кроме того, еще одной аргументированной ссылкой может послужить и ст. 288, согласно которой под жесткое табу попадает размещение в жилых помещениях предприятий и учреждений.

В свою очередь, позиция фискальных органов относительно данного вопроса довольно двояка. Так, в своих официальных разъяснениях налоговики признают, что дислокация юридического адреса организации по адресу учредителя не является поводом для отказа в регистрации, однако тут же пытаются аргументировать, почему предприятиям не стоит регистрировать фирмы на квартирах.

Что касается еще одной инстанции — судебных властей — то следует отметить, что судьи в преобладающем большинстве случаев считают, что действующее законодательство не устанавливает прямые запреты на размещение юридического адреса по месту жительства учредителя

При регистрации фирмы по месту фактического адреса учредителя необходимо учитывать тот факт, что регистрация в данном случае должна быть проведена по месту нахождения Генерального директора или другого учредителя, выполняющего функции единоличного исполнительного органа компании. В противном случае привязка домашнего адреса учредителя и местонахождения исполнительного органа будет выполнена с нарушением требований действующего законодательства.

Если же перейти от теории к практике, то стоит отметить, что в большинстве случаев указание в качестве местонахождения юридического лица фактического домашнего адреса его учредителя редко сопровождается отказом.

Заключительным этапом регистрации юридических лиц является регистрация выпуска акций, распределяемых между учредителями общества.

Установлены следующие сроки, в течение которых акционерные общества должны зарегистрировать эмиссию акций:

  • при учреждении акционерного общества — 1 месяц с даты его государственной регистрации;
  • при дополнительной эмиссии акций — не позднее 3 месяцев с даты утверждения решения об их выпуске;
  • если регистрация эмиссии сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг — не позднее 1 месяца с даты утверждения проспекта ценных бумаг [2, c.221].
Читайте так же:  Смена участника и генерального директора одновременно

Следует отметить, что за нарушение порядка эмиссии ценных бумаг законодательством РФ предусмотрена административная (а в отдельных случаях — даже уголовная) ответственность в сумме от 500 до 700 тыс. руб. на юридическое лицо. Так же к проблемам при регистрации юридического лица относятся:

  • несоответствие реестровых документов закону приводит к нарушению правил ведения реестра, что может повлечь за собой административный штраф. Большинство акционерных обществ предпочитает вести реестр самостоятельно, экономя деньги на оплате услуг специализированных организаций. В отдельных случаях это, конечно, правильно, но существуют ситуации, когда без помощи профессионалов не обойтись, ведь система реестра представляет собой множество взаимосвязанных документов, заполняемых в соответствии с требованиями, разработанными государственными органами (ФСФР и, ранее, ФКЦБ России). Неисполнение этих требований или несоответствие реестровых документов закону приводит к нарушению правил ведения реестра, что может повлечь за собой административный штраф, предусмотренный ст. 15.22 КоАП РФ в размере то 100 000 до 300 000 руб. на юридическое лицо, а при уклонении от внесения записи в реестр и выдачи выписки — от 700 000 руб. до 1 000 000 руб. [4, c.104].
  • в случае несвоевременной подачи уведомлений об открытии счета в территориальную налоговую и фонды компания обязана выплатить штраф.
  1. ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, «Собрание законодательства РФ» от 13.08.2001 № 33 (часть 1)
  2. Гусева Т.А., Государственная регистрация юридических лиц [Текст] / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 531 с.
  3. Гусеева Т.А., Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» (постатейный) [Текст] / Т.А. Гусева, А.В.Чуряев. — М.: Юстицинформ, 2008. — 496 с.
  4. Шевчук Д.А. Свой бизнес: создание собственной фирмы [Текст] / Д.А. Шевчук. — М.: Деловой двор, 2009. — 421 с.

http://scienceforum.ru/2012/263/1139

Проблемы регистрации юридических лиц

• На первом этапе – в зависимости от целей и задач создания ЮЛ необходимо определить вид и организационно-правовую форму будущего ЮЛ. Разработать проект учредительных документов в зависимости от выбранной организационно-правовой формы. Также учредителям предстоит договориться о размерах своих вкладов и других условиях взаимодействия в ходе осуществления деятельности ЮЛ.

• Второй этап создания ЮЛ- проведение учредительного собрания и утверждение учредительных документов юридического лица. Решение организационных вопросов.

• Регистрация является завершающим этапом образования ЮЛ, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта гражданского оборота и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого, основные данные об организации вносят в Единый государственный реестр юридических лиц, и они становятся доступными для всеобщего ознакомления. Перечень документов, которые предоставляются в регистрирующий орган при регистрации, определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». И этот перечень является исчерпывающим, т. е. регистрирующие органы не могут истребовать у заявителя какие-либо документы, необходимые, по их мнению, для регистрации, помимо прямо указанных в законе.

Незаконные отказы налоговых инспекций в регистрации юридических лиц — явление не редкое. И если отстоять свою позицию в инспекции заявителю не удается, правду приходится искать в суде.

Еще одна из распространенных проблем, с которой сталкиваются собственники компаний при регистрации ЮЛ – требования при регистрации гарантийного письма от собственника помещения, на котором после госрегистрации планирует находиться ЮЛ. При этом они совершают дополнительные действия по проверке достоверности указанного местонахождения юридического лица, тем самым затягивая регистрацию и даже пропуская сроки. Регистрирующий орган законодательно не наделен полномочиями на проверку соответствия действительности сведений, представленных при государственной регистрации. Причиной возникновения такой проблемы при регистрации юридического лица является опять же своевольное толкование регистрирующими органами норм права.

Еще одной проблемой регистрации юридических лиц является часто предъявляемое налоговой инспекцией требование к оформлению доверенности на получение документов, подтверждающих факт регистрации. Специалисты регистрирующих органов почему-то решили, что она должна быть заверена нотариусом, хотя в Письме ФНС от 28.08.06 № 09-1-03/4151 совершенно ясно сказано, что доверенность на получение документа, подтверждающего факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, не требует нотариального удостоверения и оформляется в простой письменной форме.

Если сведения из представленных на регистрацию документов не соответствуют данным ЕГРЮЛ — это тоже может дорого стоить. Такое часто случается, если в Обществах пренебрегают требованиями закона и своевременно не обращаются в ИФНС при изменении состава участников или избрании нового руководителя и пр. Это нарушение рано или поздно выявляется инспекторами, а виновных привлекают к административной ответственности. А в дальнейшем при взаимодействии с регистрирующим органом возникают проблемы.

Это лишь некоторые »объективные основания», по мнению регистрирующих органов, для вынесения отказов в государственной регистрации ЮЛ.

Судебная практика по отказам в государственной регистрации ЮЛ очень обширна и неоднозначна. Но, несмотря на все перечисленные проблемы регистрации юридических лиц, желание граждан создавать юридические лица не пропало, а все проблемы, встающие на пути у учредителей, являются решаемыми.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://ruconst.com/articles/712/

Проблемы государственной регистрации юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here