Реорганизация юридического лица права кредиторов

Главное в статье: "Реорганизация юридического лица права кредиторов" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Энциклопедия решений. Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица

Реорганизация — особый способ образования новых и прекращения действующих юридических лиц, может осуществляться в следующих формах:

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (абз. второй п. 1 ст. 57 ГК РФ). Например, возможна реорганизация хозяйственных обществ в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением (см. ст. 19.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), постановление Восьмого ААС от 17.10.2016 N 08АП-11989/16).

Также допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм (абз. третий п. 1 ст. 57 ГК РФ). Например, возможно слияние АО и ООО.

Реорганизация может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами — добровольная реорганизация (п. 1 ст. 57 ГК РФ). В случаях, установленных законом, реорганизация в форме слияния, присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ, ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее — Закон о защите конкуренции).

Пунктом 2 ст. 57 ГК РФ предусмотрена также возможность принудительной реорганизации в форме разделения или выделения по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (см., например, ст. 38 Закона о защите конкуренции). Если при принудительной ликвидации учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, то такой государственный орган вправе обратиться с иском в суд. Суд назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию (абз. второй п. 2 ст. 57 ГК РФ).

Общие вопросы реорганизации регулируются нормами ГК РФ. Особенности реорганизации обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ регулируются, соответственно, Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Законом об АО. Кроме того, особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность соответствующих организаций (абз. пятый п. 1 ст. 57 ГК РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Реорганизация связана с переходом к вновь образующимся или существующим (при присоединении) юридическим лицам прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица (ст.cт. 129, 387 ГК РФ).

Законодательством установлен ряд гарантий прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. К ним относятся (ст. 60 ГК РФ):

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а при реорганизации в форме присоединения — с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Порядок государственной регистрации установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Законодательство не содержит запрета на отмену ранее принятого решения о реорганизации. До завершения реорганизации соответствующее решение может быть принято его учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченного учредительными документами, в том же порядке, что и решение о реорганизации. Об отмене ранее принятого решения о реорганизации уведомляется регистрирующий орган.

Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом. Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ). Кредиторы реорганизуемого юридического лица не вправе заявлять требование о признании решения о реорганизации юридического лица недействительным (постановления АС Московского округа от 30.05.2017 N Ф05-6874/17, от 20.10.2016 N Ф05-15654/16, АС Поволжского округа от 07.10.2016 N Ф06-13176/16).

Признание судом недействительным решения о реорганизации не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ).

В случае признания решения о реорганизации недействительным до окончания реорганизации, если осуществлена государственная регистрация части юридических лиц, подлежащих созданию в результате реорганизации, правопреемство наступает только в отношении таких зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами (п. 3 ст. 60.1 ГК РФ).

По требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании по данному вопросу, может признать суд реорганизацию несостоявшейся в случае (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ):

— если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации;

— представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации.

Решение суда о признании реорганизации несостоявшейся влечет правовые последствия, указанные в п. 2 ст. 60.2 ГК РФ, в том числе:

Читайте так же:  Чем отличаются простые акции от привилегированных

— восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации, о чем делаются соответствующие записи в ЕГРЮЛ

— участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации, а при смене участников юридического лица в ходе такой реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 65.2 ГК РФ.

http://base.garant.ru/58078014/

Основания и порядок реорганизации юридических лиц

Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.

В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав(обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Реорганизация осуществляется в пяти формах:

5.преобразование.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Основания и порядок ликвидации

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Добровольная ликвидация

Юридическое лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.

Принудительная ликвидация

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.

Порядок ликвидации

1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.

2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.

3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Читайте так же:  Увольнение директора ооо единственный учредитель

26. Основания и правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/2×7569.html

Понятие и формы реорганизации юридических лиц. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации

При реорганизации юридического лица его права и обязанности в полном объеме — в порядке универсального правопреемства — переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Статья 58 ГК выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:

1) слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются;

2) присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать;

3) разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование;

4) выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать;

5) преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы.

Таким образом, все названные формы реорганизации, кроме выделения, являются способами прекращения реорганизуемых юридических лиц.

Все имущество, долги и обязательства реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении). Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК). По существу, это будет означать, что реорганизация не состоялась и юридическое лицо продолжает действовать в неизмененном виде.

Реорганизационные процедуры могут существенно затронуть права кредиторов, которые в результате этого лишатся возможности получить удовлетворение своих требований ввиду непропорционального распределения активов и долгов между образуемыми в процессе реорганизации юридическими лицами. Поэтому законодательством предусмотрен ряд мер, направленных на защиту прав кредиторов.

Прежде всего, на субъектов, принявших решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить об этом в письменной форме всех кредиторов юридического лица. Кредиторы могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения возникших убытков (п. п. 1, 2 ст. 60 ГК).

Если разделительный баланс не позволяет определить, какому из возникших юридических лиц передана обязанность удовлетворить требования того или иного кредитора, то по соответствующему обязательству все образованные в результате реорганизации юридические лица будут отвечать солидарно (п. 3 ст. 60 ГК).

Реорганизация в форме выделения, разделения, слияния и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения завершается в момент исключения присоединенного юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/5_68080_ponyatie-i-formi-reorganizatsii-yuridicheskih-lits-garantii-prav-kreditorov-yuridicheskogo-litsa-pri-ego-reorganizatsii.html

Реорганизация юридических лиц

Реорганизацияэтовидоизменение юридического лица, при ко­тором в порядке правопреемства могут переходить права и обязанности от одного юридического лица к другому (с соблюдением прав кре­диторов).

Решение о реорганизации принимают:

а) учредители (участники);

б) руководящие органы юридического лица, если они на то уполномочены;

в) уполномоченные на то государственные органы (в том числе суд).
Формы реорганизации;

1)слияние—ранее существовавшие юридические лица ликвидиру­ются, а вместо них появляется новое, к которому в порядке право­преемства переходят их права и обязанности. Оформляется пере­даточным актом;

2)присоединение— к существующему юридическому лицу присоединяется другое, которое при этом ликвидируется. К первому лицу переходят права и обязанности. Оформляется передаточным актом;

3)разделение— на месте старого юридического лица образуется несколько новых, к которым и переходят права и обязанности правопредшественника. Оформляется разделительным балансом;

4)выделение— юридическое лицо не ликвидируется, а из его состава выделяются новые юридические лица, к которым и переходит часть прав и обязанностей продолжающего существовать юриди­ческого лица. Оформляется выделительным балансом;

5)преобразование— изменение организационно-правовой формы юридического лица. Оформляется передаточным актом.

Гарантии при реорганизации:

а) орган, принявший решение о реорганизации (сами учредители, вышестоящий орган или суд), обязан письменно уведомить об этом кредиторов. Кредитор вправе потребовать при этом досрочного прекращения обязательств и возмещения убытков;

6) если по разделительному (выделительному) балансу нет возмож­ности определить должника по тому или иному обязательству, то вновь возникшие юридические лица отвечают солидарно.

Ликвидация юридических лиц

Ликвидациейназывается прекращение деятельности юридическо­го лица без перехода его прав и обязанностей к другим лицам в поряд­ке правопреемства.

1. Ликвидация в обычном порядке(ст. 61 ГК):

а) добровольная — производится в соответствии с решением учреди­телей либо уполномоченных органов юридического лица. Причи­ны — истечение срока, достижение целей и т. д.;

б) принудительная — производится в случае систематического на­
рушения законодательства по решению суда.

• принятие решения о ликвидации;

• письменное уведомление регистрационнойпалате; опубликование;

• принятие и рассмотрение претензий кредиторов; сбор сведений
об имуществе;

• решение финансовых вопросов для удовлетворения требований
кредиторов; распродажа имущества (при необходимости);

Видео (кликните для воспроизведения).

• расчет скредиторами (в порядке очереди);

• составление ликвидационного баланса;

• запись в реестре государственной регистрационной палаты. С это­го момента прекращается правоспособность и дееспособность юридического лица.

2. Банкротство.

Банкротствомназывается правовой институт, определяющий ста­тус юридического лица, неспособного удовлетворить требования кре­диторов, а также платить в бюджет и внебюджетные фонды.

Банкротство предприятия (организации) вовсе не означает, что оно будет обязательно ликвидировано, как при ликвидации в обычном по­рядке. Возможно восстановление его платежеспособности. Известно много случаев из практики, когда после реорганизации, проведенной арбитражнымсудом, ранее неплатежеспособное предприятие стано­вилось платежеспособным и даже преуспевающим.

Читайте так же:  Регистрация предприятия в фнс

Обанкротиться может не только организация, но и физическое лицо — предприниматель без образования юридического лица.

Ключевую роль в банкротстве предприятий (организаций) играют арбитражные суды, Они есть в каждом округе, по территории обычно совпадающем с территорией субъекта Федерации. Высшей судебной инстанцией является Высший Арбитражный Суд РФ.

Арбитражный суд призван решить вопрос, есть ли возможность восстановления платежеспособности банкрота или нет. В зависимо­сти от решения этого основного вопроса решается, какие процедуры применять к должнику,

Рассмотрим процедуры банкротства (см. таблицу).

АРБИТРАЖ
Приостанавливает текущие платежи и начинает применять
процедуры к должнику
Реорганизационные процедуры Ликвидационные процедуры
(применяются с целью восстанов- (применяются в случае невозмож-
ления платежеспособности): ности восстановления платежеспо-
1) внешнее управление собности должника):
имуществом должника; 1) добровольная ликвидация
2) санация — юридические под контролем кредиторов;
и физические лица берут 2) принудительная ликвидация
на себя обязательство в рамках конкурсного произ-
рассчитаться с кредиторами водства. Арбитраж назначает
должника в течение 18 меся- конкурсного управляющего,
цев который принимает кредито-
ров, производит распродажу
имущества

4.Государство как субъект гражданского права

В качестве государства в гражданском обороте участвуют Россий­ская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования,хотя последние ине являются государством в чистом виде.

Государство участвует в гражданских правоотношениях в лице го­сударственных и муниципальных органов власти и юридических лиц, управомоченных на то государственными органами (например, унитарные предприятия).

В гражданских правоотношениях государство равноправно с други­ми субъектами — физическими и юридическими лицами.

Вместе с тем государство является специфическим субъектом граж­данскихправоотношений, так как оно не только участвует в них, но и само устанавливает «правила игры». К тому же государство обладает суверенитетом, едино и неделимо.

Государство в обязательном порядке обладает также иммунитетом,т. е. неприкосновенностью.

Государство отвечает по обязательствам своим имуществом, кроме:

1)государственного и муниципального имущества, изъятого из обо­рота;

2)имущества, закрепленного за созданными им юридическими лица­ми на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Юридические лица, учрежденные государством, не отвечают по обя­зательствам государства. Это императивная норма.

Государство не отвечает по обязательствам созданных им юридиче­ских лиц, кроме случаев, предусмотренных законом (например, в слу­чае с федеральными казенными предприятиями).

РФ и ее субъекты не отвечают по обязательствам друг друга, за исклю­чением случаев поручительства, которое является способом обеспече­ния исполнения обязательств.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите субъекты гражданских правоотношений.

2. Что такое правоспособность физического лица, чем она отличается от субъективного права?

3. В чем разница между малолетними и несовершеннолетними от 14 до 18 лет?

4. В каком случае совершеннолетнего человека можно лишить дееспособности, а в каком случае можно ее ограничить?

5. Какой правовой статус у предпринимателей без образования юридического лица?

6. В чем отличие коммерческих юридических лиц от некоммерческих?

7. В чем отличие хозяйственных товариществ от хозяйственных об­ществ?

8. Назовите особенности статуса унитарных предприятий.

9. В чем отличие производственного кооператива от потребительского?

10.Назовите способы реорганизации юридического лица.

11.Чем отличается передаточный акт от разделительного баланса?

12.Каким образом может быть ликвидировано юридическое лицо?

13.Перечислите стадии ликвидации в обычном порядке.

14.Что такое банкротство?

15.В чем разница между внешним управляющим и конкурсным управляющим?

16.Что означает для государства принцип равноправия субъектов
гражданских правоотношений?

17.Каковы особенности государства как субъекта гражданского права?

18.Кто может выступать в гражданском обороте от имени государства?

19.В каких случаях государство не отвечает своим имуществом по
гражданско- правовым обязательствам?

20.Может ли отвечать федеральное правительство по обязательствам
учрежденных им федеральных казенных предприятий?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10089 —

| 7833 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/9_78054_reorganizatsiya-yuridicheskih-lits.html

Конспекты юриста

Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица

Эти гарантии обеспечиваются посредством совершения следующих обязательных действий:

  • — уведомление регистрирующего органа;
  • — обязательная публикация уведомления о реорганизации в средствах массовой информации.

Уведомление. Письменное уведомление о начале реорганизации должно быть направлено в регистрирующий орган в течение трёх рабочих дней с момента даты принятия решения о реорганизации.

Если реорганизация осуществлялась добровольно, то этот срок начинает течь с даты проведения общего собрания или заседания органа юр. лица, принявшего такое решение. Если в реорганизации участвует несколько юр. лиц при слиянии и при соединении, то трёхдневный срок начинает течь с наиболее поздней даты принятия соответствующего решения. При этом уведомление должно направить то юр. лицо, орган которого последним принял такое решение. Также эта обязанность может быть возложена на то лицо, которое было определено самим решением о реорганизации. В случае принудительной реорганизации срок начинает течь с момента вступления решения суда в законную силу.

Публикация в СМИ. Должна включать в себя сведения о каждом юр. лице, участвующем в реорганизации.

Например, согласно ст. 15 Закона об акционерных обществах в публикацию включаются следующие сведения:

  • — наименование и место нахождение участвующих в реорганизации акционерных обществ;
  • — форма реорганизации;
  • — наименование и место нахождения каждого создаваемого акционерного общества;
  • — описание порядка и условий заявления требований кредиторов реорганизуемых акционерных обществ; указание на дополнительные адреса, по которым принимаются такие требования; а также способы связи кредиторов с реорганизуемыми акционерными обществами;
  • — сведения о лицах, которые будут осуществлять функции единоличного исполнительного органа каждого акционерного общества, участвующего в реорганизации;
  • — если гарантии прав кредиторов будут обеспечиваться третьими лицами, то необходимо указать сведения об этих третьих лицах (поручителях и гарантах).
Читайте так же:  Ответственность аудитора за качество проведенной аудиторской проверки

С момента такой публикации кредиторы реорганизуемых юр. лиц, права требований которых возникли до опубликования уведомления, вправе потребовать досрочного исполнения досрочных обязательств и возмещения убытков, вызванных досрочным исполнением. При невозможности досрочного исполнения они могут потребовать прекращения соответствующих обязательств и также возмещения убытков.

В исключение из этого правила в отношении открытых акционерных обществ п.3 ст.60 ГК предоставляет кредиторам право требовать досрочного исполнения или прекращения обязательств при наличии следующих условий:

  • — форма реорганизации слияния, присоединения или преобразования;
  • — права требования у кредиторов возникли до момента публикации;
  • — третьи лица, либо участники реорганизуемых юр. лиц не предоставили гарантии обеспечения соответствующих обязательств.

В этом случае требования к реорганизуемым открытым акционерным обществам должны быть заявлены в судебном порядке не позднее 30 дней с даты последней публикации. Объясняется это тем, что наличие достаточного обеспечения прав кредиторов реорганизуемых акционерных обществ само по себе даёт им достаточные гарантии удовлетворения их требований. Поэтому обязательства сохраняются, появляется только один должник, а именно – реорганизованное акционерное общество, при этом не происходит уменьшение имущества должника, в отличие от разделения или выделения.

В дополнение к этому правилу норма п.3 ст.60 ГК гласит, что требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий по реорганизации. И поэтому результатом такого регулирования может быть ситуация, когда судебное решение об удовлетворении требований кредиторов вступает в силу уже после завершения реорганизации и, соответственно, исполняться это решение будет новым юр. лицом. Поскольку такая ситуация может иметь место при реорганизации любых иных юр. лиц, а также при любой её форме (включая разделение и выделение), то, соответственно, нормы п.4 ст.60 ГК гласят, что реорганизованные юр. лица несут по обязательствам реорганизуемого юр. лица солидарную ответственность, а это значит, что требование об исполнении судебного решения, вступившего в силу после завершения реорганизации, может быть предъявлено взыскателями к любому из вновь созданных юридических лиц в полном объёме, если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств были заявлены до начала реорганизации, а удовлетворены были они уже после завершения реорганизации.

Также если при разделении и выделении в разделительном балансе не были отражены сведения о правопреемстве по конкретному обязательству, то вновь созданные юр. лица также несут солидарную ответственность.

http://www.law-student.ru/659-garantii-prav-kreditorov-reorganizuemogo-yuridicheskogo-lica.html

Общая характеристика оснований и порядка реорганизации юридического лица

В отличие от индивидуальных предпринимателей, прекращение деятельности которых по общему правилу не предполагает правопреемства, хозяйствующие субъекты — юридические лица могут как полностью прекратить предпринимательскую деятельность (в результате ликвидации), так и иметь правопреемников в отношении их имущества и обязательств.

Реорганизация является таким способом прекращения деятельности юридического лица, при котором его права и обязанности переходят к другим юридическим лицам в порядке универсального правопреемства.

Реорганизация — преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией, при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия (Современный экономический словарь).

Вопрос о правовой природе реорганизации (а следовательно, об основаниях и порядке ее оспаривания) является в юридической науке дискуссионным.

Реорганизация юридического лица может рассматриваться:

  • в качестве сделки;
  • как акт правопреемства и представляет собой сложный юридический состав, который может включать в себя такой юридический факт, как сделка (например, договор присоединения или слияния).

В отсутствие законодательного закрепления понятия «реорганизация» представляется возможным сформулировать следующее ее определение.

Реорганизация представляет собой совокупность юридически значимых действий учредителей юридических лиц и государственных органов, направленных на осуществление перехода прав и обязанностей юридических лиц к другим юридическим лицам в порядке правопреемства, а также совершаемых уполномоченным государственным органом актов государственной регистрации создания и ликвидации юридических лиц, изменений к их учредительным документам.

Статья 57 ГК РФ устанавливает основания реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования):

  • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
  • по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (в случаях, установленных законом, в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц).

Таким образом, в зависимости от основания и субъекта, принимающего решение об осуществлении реорганизации, можно выделить две разновидности реорганизации:

Среди нормативно-правовых актов, регулирующих реорганизацию юридических лиц, прежде всего необходимо назвать ГК РФ, ст. ст. 57-60 которого;

  • содержат общие положения о реорганизации;
  • определяют порядок правопреемства при реорганизации юридических лиц;
  • регулируют содержание передаточного акта и разделительного баланса;
  • устанавливают гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации.

ГК РФ устанавливает следующие пять форм (способов) реорганизации:

  1. слияние;
  2. присоединение;
  3. разделение;
  4. выделение;
  5. преобразование.

При осуществлении реорганизации в формах слияния, присоединения, разделения, преобразования происходит прекращение деятельности юридического лица.

Реорганизация в форме выделения не предполагает прекращения существования юридического лица, из которого произошло выделение.

Порядок осуществления и конкретные формы реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм установлены отдельными законодательными актами, к которым относятся:

  1. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
  2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  3. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;
  4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  5. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и т.д.

Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Читайте так же:  Регистрация ооо образцы документов

Ст. 50 НК РФ определяет правовые последствия реорганизации для исполнения обязанностей по уплате налогов, детализирует их применительно к различным формам реорганизации. Так, по общему правилу обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками). В то же время при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

Среди источников правового регулирования реорганизации важное место занимают акты Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» утверждены Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации. Порядок принятия решений о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий установлен в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».

Особенности правопреемства при осуществлении реорганизации регулируются ст. 58 ГК РФ. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. В результате присоединения юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. В случае выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

В п. 2 ст. 57 ГК РФ предусмотрен механизм реализации принудительной реорганизации . Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

В числе норм, направленных на обеспечение прав кредиторов реорганизуемых юридических лиц, необходимо назвать в первую очередь требование п. 1 ст. 59 ГК РФ, согласно которому передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Гарантиям прав кредиторов юридического лица при его реорганизации посвящена также ст. 60 ГК РФ, в соответствии с которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Порядок осуществления прав кредиторов конкретизируется в законах, регламентирующих правовое положение юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Порядок реорганизации юридических лиц

Учредители (участники) юридического лица или соответствующий государственный орган принимают решение о реорганизации юридического лица, утверждают передаточный акт или разделительный баланс, изменения к учредительным документам существующих юридических лиц, а также учредительные документы вновь возникших юридических лиц.

Реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении.

Далее необходимо произвести:

  • государственную регистрацию юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации;
  • государственную регистрацию ликвидации юридических лиц, прекращающих свою деятельность в результате реорганизации;
  • государственную регистрацию изменений к учредительным документам юридических лиц, продолжающих свое существование (при реорганизации в форме выделения).

Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с нормами главы V Закона о регистрации.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://jurkom74.ru/ucheba/obschaya-charakteristika-osnovaniy-i-poryadka-reorganizatsii-iuridicheskogo-litsa

Реорганизация юридического лица права кредиторов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here