Создание реорганизация и ликвидация юридических лиц кратко

Главное в статье: "Создание реорганизация и ликвидация юридических лиц кратко" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Создание реорганизация и ликвидация юридических лиц кратко

38. Создание, реорганизация, ликвидация юридического лица

Юридическое лицо при его создании подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе.

Документом, подтверждающим факт регистрации, является свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

Реорганизацией юридического лица является способ прекращения правового положения юридического лица или образования нового, влекущий отношения правопреемства юридических лиц.

Виды реорганизации юридического лица:

1) при слиянии юридического лица с другим юридическим лицом (другими юридическими лицами) все права и обязанности каждого из них в соответствии с передаточным актом переходят к юридическому лицу, возникшему в результате слияния;

2) при присоединении одного юридического лица (нескольких юридических лиц) к другому юридическому лицу к последнему;

3) при реорганизации в форме разделения создаются два или более новых юридических лица, а прежнее прекращает свое существование;

4) реорганизация юридического лица в форме выделения;

5) при реорганизации юридического лица в форме преобразования происходит существенное изменение его статуса.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Ликвидации юридического лица осуществляется:

1) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона;

2) по инициативе его учредителей.

Действия по ликвидации юридического лица.

1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

2. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

3. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица и передается в регистрирующий орган.

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

5. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Создание, ликвидация и реорганизация предприятий

Создание предприятия основывается на определенных законодательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов:

возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);

изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;

изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);

подбор соучредителей предприятия (организации);

определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда), нужного для первоначального этапа функционирования предприятия;

разработка учредительных документов и бизнес-плана;

проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;

осуществление государственной регистрации предприятия, открытие необходимых счетов в банках;

изготовление печатей, штампов;

постановка на учет в органе государственной налоговой службы, в территориальном органе Пенсионного фонда и др.

Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами, к ним относятся: Гражданский Кодекс Республики Беларусь, Закон о предприятиях, Закон об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью и др.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь возможны три порядка образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный (табл. 5):

Три порядка образования юридических лиц

Юридическое лицо создается по распоряжению собственника либо уполномоченного им органа. Например, приказом министерства создается предприятие, постановлением Правительства – концерн и т.д.

Юридическое лицо создается по инициативе граждан и (или) юридических лиц после получения на это согласия (разрешения) соответствующего государственного либо иного органа. Например, дочерние предприятия и т.д.

Специального разрешения на создание юридического лица не требуется, т.к. его создание разрешено законом. Граждане и (или) юридические лица образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а соответствующий государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка. Например, хозяйственные общества и товарищества, общественные объединения и т.д.

Разработка учредительных документов является определяющим этапом в процессе создания предприятия. В соответствии с законодательством Республики Беларусь установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от организационно-правовой формы собственности: устав и учредительный договор.

В учредительных документах в обязательном порядке должны определяться:

наименование юридического лица;

цели и предмет деятельности;

порядок управления деятельностью;

условия о размере и составе уставного фонда;

порядок образования имущества;

условия и порядок распределения прибыли и убытков;

порядок реорганизации и ликвидации и др.

Уставные документы оформляются в нескольких экземплярах, сшиваются, подписываются учредителями и нотариально заверяются.

Перед регистрацией юридическое лицо обязано согласовать в регистрирующих органах свое наименование, т.к. фирменное наименование является одним из способов индивидуализации предприятия.

Регистрация– это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые (реорганизованные) субъекты хозяйствования, а также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы действующих коммерческих и некоммерческих организаций. Деятельность юридических лиц, осуществляемая без государственной регистрации запрещается и признается незаконной. Доходы, полученные от деятельности, осуществляемой без государственной регистрации, и штраф в размере полученного дохода взыскиваются в доход соответствующего бюджета. В соответствии с законодательством юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения после утверждения фирменного названия на основании документов, представляемых их учредителями.

К государственным органам, осуществляющим регистрацию, в зависимости от вида деятельности коммерческих и некоммерческих организаций относятся: Национальный банк, Комитет по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов, администрации свободных экономических зон, Министерство юстиции Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь, областные исполкомы и Минский городской исполком, городские исполкомы областных центров Республики Беларусь.

Читайте так же:  Права акционера зао

Регистрирующие органы, в соответствии со своей компетенцией осуществляют разнообразные функции, связанные с государственной регистрацией субъектов хозяйствования: саму процедуру регистрации и перерегистрации, ее техническое и информационное обеспечение, формирование и ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др.

Сущность государственной регистрации состоит в том, что соответствующий государственный орган проверяет, соответствует ли порядок создания юридического лица, а также само созданное юридическое лицо (его учредительные документы) требованиям закона. Механизм регистрации юридических лиц регулируется специальным законодательством.

Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган следующие основные документы:

заявление, оформленное в установленном порядке;

копия решения о создании юридического лица;

документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации;

документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций – физических лицах;

справку налогового органа по месту жительства физического лица – собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой (некоммерческой) организации о предоставлении декларации о доходах и имуществе;

гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по месту нахождения;

платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию и др.

За государственную регистрацию вводится дифференцированная система взимания платы, которая в случае отказа возвращается лицу, внесшему ее в размере 50% внесенной суммы. Срок государственной регистрации субъектов хозяйствования – один месяц со дня подачи всех необходимых документов.

До принятия решения о регистрации регистрирующий орган проверяет достоверность представленных данных и имеет право в необходимых случаях запрашивать в государственных органах дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемых предприятий, для чего срок государственной регистрации может быть продлен до двух месяцев с уведомлением об этом собственника имущества предприятия.

Однако подача документов в соответствующие органы и внесение платы не означает, что субъект хозяйствования будет зарегистрирован. Существуют законодательно установленные основания для отказа в государственной регистрации субъекта хозяйствования, к ним могут относиться:

при расположении юридического лица в жилом помещении без соответствующего решения исполнительного комитета, принятого в отношении данного юридического лица и др.);

при нарушении установленного порядка создания;

при несоответствии учредительных документов требованиям законодательства;

при непредставлении полного перечня документов, предусмотренных законодательством, а также по другим основаниям в соответствии с законодательством.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

При соблюдении всех требований и принятии решения соответствующим органом о государственной регистрации субъекта хозяйствования сведения о данном юридическом лице вносятся в Единый государственный регистр, и выдается свидетельство о его регистрации.

После осуществления процедуры государственной регистрации для субъектов хозяйствования наступает организационный период, в течение которого они обязаны легализовать свою деятельность путем проведения следующих действий:

в 10-дневный срок со дня государственной регистрации стать на учет в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции по месту своего расположения;

зарегистрироваться в органах статистики с присвоением кодов видов деятельности;

выбрать обслуживающий банк и открыть в нем расчетный счет, зачислив на него при необходимости сформированный в установленном порядке и размере уставный фонд;

стать на учет в Фонд социальной защиты населения;

осуществить найм квалифицированного персонала;

заключить договоры аренды административных и производственных помещений, расчетно-кассового обслуживания и иные хозяйственные договоры;

осуществлять объявленную в учредительных документах деятельность в соответствии с установленными правилами (например, в течение 6 месяцев со дня регистрации должны быть получены необходимые лицензии и организовано производство);

обеспечить движение денежных средств по счету в срок не позднее 3-х месяцев со дня открытия счета;

разместить органы управления юридического лица по указанному в учредительных документах адресу, а также обеспечить нахождение по этому адресу документов бухгалтерского учета и отчетности.

Кроме всего вышеперечисленного субъекты хозяйствования обязаны:

своевременно уплачивать налоги и сборы;

обеспечивать надлежащую организацию учета деятельности;

обеспечить безубыточную деятельность;

контролировать состояние чистых активов по отношению к уставному фонду и своевременно принимать решения об уменьшении либо увеличении уставного фонда;

вносить необходимые изменения и дополнения в учредительные документы при изменении состава участников, смене юридического адреса, изменении размера уставного фонда и др.

Процесс ликвидации предприятий может производиться по решению их учредителей (участников) либо органа, уполномоченного ими на это учредительными документами, хозяйственного суда и регистрирующего органа.

Ликвидация означает прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательством.

Процедура ликвидации начинается с принятия в установленном порядке учредителями (участниками) либо органом данной организации, уполномоченным на то учредительными документами, или регистрирующим органом, или хозяйственным судом решения о ликвидации данного предприятия.

Процесс реорганизации юридических лиц связан с объединением, разделением, выделением, присоединением и преобразованием. В результате одни субъекты хозяйствования прекращают свою деятельность, другие расширяют ее и создаются новые юридические лица.

Реорганизация юридического лица

Суть реорганизации в том, что деятельность одного юр.лица прекращается за счет начала деятельности другого.

В процессе своей деятельности предприятия и учреждения могут изменять не только политику по отношению к клиентам, контрагентам, конкурентам, но и организационно-правовую природу, которая заключается в изменении правового статуса.

Преобразование организации

При преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы организации.

В результате преобразования старая организация свою деятельность прекращает, а вместо нее создается только одна новая организация, к которой переходят все права и обязанности реорганизованной организации.

Понятие реорганизации юридического лица

Суть ее в том, что деятельность одного юр.лица (предприятия, организации) прекращается за счет начала деятельности другого (других).

Однако, не всегда субъект ликвидируется, о чем будет указано ниже. Не нужно путать реорганизацию с ликвидацией, поскольку в последнем случае отсутствует передача прав и обязанностей своему правопреемнику.

Читайте так же:  Дубликат устава ооо как получить

То есть, плавный переход из одной формы в другую – вполне нормальный процесс, с учетом необходимости его запуска и проведения. Это способствует развитию других форм деятельности, решаются определенные проблемы по выживанию конкретного предприятия.

Признаки реорганизации юридического лица проявляются в особенностях проведения этой процедуры. Варианты и способы реорганизации юридических лиц выбираются или самостоятельно субъектом, если есть намерение провести добровольную реорганизацию, или судом (гос.органом), если происходит принудительная реорганизация.

Присоединение организации

Присоединение — это форма реорганизации, когда одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому. При этом нового юридического лица не образуется.

При присоединении прекращают существование присоединяемые юридические лица.

Компания, к которой присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает обязанности присоединяемого лица (лиц).

Форму «присоединение» могут выбрать только компании, имеющие одинаковую организационно-правовую форму.

Разделение организации

При разделении вместо одного юридического лица образуется несколько новых юридических лиц.

Реорганизованное лицо прекращает свою деятельность, а все его права и обязанности распределяются между вновь созданными организациями.

Возможность обжалования решения о реорганизации

Решение о реорганизации можно обжаловать в судебном порядке. При этом важно учитывать, что заявителями могут выступать только определенные лица, например, участники юр.лица или уполномоченные представители гос.органа.

Кроме того, существуют четкие сроки для подачи такого заявления в суд. В данном случае будет идти речь о признании самого решения недействительным как правового акта.

Независимо от того, кто его принимал, в добровольном или принудительном порядке, право на обжалование неотъемлемо, с учетом изложенных особенностей.

Последствия реорганизации юридического лица: если нарушены существующие требования и условия, то это может быть основанием для признания решения о реорганизации недействительным.

Вновь созданное предприятие может быть оставлено в реестре, сделки, совершенные таким лицом тоже могут быть действительными, а вот причинение убытков нужно компенсировать.

Но если, например, решение принималось неуполномоченным лицом, или в регистрационные органы предоставлялись поддельные документы, тогда созданное предприятие исключается из реестра.

Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица – прекращение юридического лица, влекущее возникновение отношений правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Реорганизация может быть как добровольной, так и принудительной.

В первом случае собственники или учредители организаций самостоятельно принимают решение, руководствуясь своими мотивами.

В случае же вынужденной или принудительной реорганизации пойти на данную меру вынуждают нормы действующего законодательства.

Выделение организации

При выделении вместо одной организации образуется одна или несколько новых организаций.

Реорганизованная организация не прекращает свою деятельность, а передает часть своих прав и обязательств выделившимся из нее предприятиям.

Слияние организаций

В случае слияния образуется абсолютно новое юридическое лицо — правопреемник реорганизованных фирм, а те организации, которые участвуют в слиянии, прекращают свою деятельность с правопреемством, так как передают все свои права и обязанности новой организации.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При слиянии прекращают существование подлежащие слиянию юридические лица.

При слиянии возможна смена организационно-правовой формы компании.

Особенности реорганизации юридических лиц

Как и в любом институте права, существуют свои особенности реорганизации юридических лиц. В чем они состоят?

  • Субъект проведения реорганизации может трансформироваться не во все организационно-правовые формы, а лишь в те, которые допускает действующее законодательство. Например, ООО не может реорганизоваться в государственное предприятие, а коммерческие – в благотворительные;
  • Сама реорганизация может проходить в рамках, которые определены ГК РФ;
  • Виды, типы или способы реорганизации юридических лиц могут быть как добровольными, так и принудительными. Первый случай рассматривался выше. Во втором – решения могут приниматься судом или Антимонопольным комитетом;
  • Возможность привлечения арбитражного управляющего в случае, если субъект не проводит необходимые действия по реорганизации;
  • Реорганизация проходит с передачей прав (всех или части, в зависимости от формы) и обязанностей правопреемнику. В этом есть особенность и основное отличие от ликвидации предприятия.

Общие признаки реорганизации юридического лица сводятся к возможному созданию нового субъекта и передаче прав и обязанностей правопреемнику.

Классификация видов реорганизации

Создание новых или прекращение прежних юридических лиц

Ответственность уполномоченных субъектов за неисполнение обязанностей по реорганизации юридического лица

Предусмотрена солидарная ответственность перед кредитором наряду с юр.лицами, созданными в результате реорганизации.

Более того, если передаточный акт не содержит четкую и понятную информацию субъекта правопреемства, или активы были распределены недобросовестно между правопреемниками, в т.ч. с целью уйти от выполнения обязательств, тогда за возникшие проблемы солидарно отвечают как реорганизованное лицо, так и правопреемник.

Существует ответственность за невыполнение принудительного решения о реорганизации.

Так, в предписании Антимонопольного органа излагается ряд таких «требований», как, например, устранение последствий нарушений, также восстановление положения, существовавшего изначально; принудительное разделение или выделение определенных подразделений субъекта.

За невыполнение обязанностей по реорганизации предусмотрен административный штраф. Но это не все виды санкций. За неисполнение решения суда по данному вопросу ждут проблемы серьезнее – уголовная ответственность.

Процедура и порядок реорганизации

Реорганизация юридического лица имеет ряд стадий, «ступеней», последовательных действий.

Это связано с тем, что процесс продолжителен по времени; нужно соблюсти установленную государством процедуру; само решение и момент реорганизации связан с реализацией прав и обязанностей, как самого предприятия, так и иных субъектов.

Условия, предписанные законодательно лицу, которое пребывает на стадии реорганизации, обязательно должны быть выполнены:

Действие № 1:

Принятие решения о реорганизации учредителем(лями) или участниками. Оговариваются и документируются важные моменты такого процесса: сроки инвентаризации, аудит, способы оценки активов и пассивов.

Действие № 2:

Видео (кликните для воспроизведения).

Письменное извещение органа, который проводит государственную регистрацию, о своем решении. После внесения соответствующих сведений о начале данной процедуры существует необходимость дать два объявления с периодичностью в месяц в специализированные СМИ о начале процесса реорганизации, а также уведомление каждого кредитора в письменной форме. Предъявленные требования кредитором, рамки которых обозначены законодательно, должны быть удовлетворены до момента окончания реорганизации. Кроме того, извещается налоговый орган по месту регистрации.

Читайте так же:  Государственная услуга регистрация юридического лица

Действие № 3

Проведение инвентаризации на предприятиях, которые реорганизуются.

Действие № 4

Формируется передаточный акт. Проводится оценка активов, определяется объем прав и обязанностей, которые передаются от одного лица ко второму.

Действие № 5

Формируется заключительная отчетность, разрабатываются и принимаются уставные документы создающегося предприятия и регистрируется новый субъект. Одновременно с этим может произойти ликвидация реорганизуемого, но не обязательно (см. Формы реорганизации).

Данные действия, этапы и порядок вполне могут дополняться иными, поскольку здесь указаны только основные вехи, которые, естественно, подлежат корректировке, в том числе в зависимости от выбранной формы реорганизации.

Проблемы, возникающие в процессе, решаются в строгом соответствии с законодательством.

Формы реорганизации юридического лица

Реорганизация реализуется в следующих формах:

Слияние: идет прекращение юридического лица путем реорганизации и образования другого.

  • Участвует как минимум две компании;
  • Ни один субъект не сохраняет свое правовое положение – происходит их ликвидация;
  • Все активы «вливаются» во вновь созданный субъект.

В форме присоединения: идет процесс присоединения одного лица к другому.

  • Присоединяться могут сразу одно или несколько субъектов;
  • Те, кто присоединяются, теряют свою правовую природу, передавая все активы третьему лицу, то есть происходит их ликвидация;
  • Третье лицо (то, к кому присоединяются) приобретает права и обязанности, при этом продолжает функционировать;

Разделение: представляет собой процесс деления одного субъекта на несколько. Условно говоря, предприятие «раскалывается» на части. Они представляют собой объем активов, каждый из которых переходит к новому субъекту.

  • Разделяется только одна организация, а образовываться может несколько одновременно;
  • Разделенное предприятие прекращает свое существование, т.е. происходит его ликвидация;

В форме выделения: субъект передает часть своих активов вновь созданному юр.лицу, при этом не теряет свою правовую природу.

  • В процессе выделения создается одно или несколько субъектов;
  • Предприятие, которое отдает часть своих активов, продолжает существовать;
  • Процедура выделения сопровождается передачей только части активов, а не всех.

В форме преобразования: организация продолжает осуществлять свою деятельность в иной организационно-правовой форме.

  • Активы, права, обязанности остаются у субъекта преобразования;
  • Никакое другое юр.лицо в процессе преобразования не создается;
  • Субъект проведения реорганизации должен при этом учитывать правовые возможности такого преобразования.

Порядок действий при реорганизации

Реорганизация начинается с принятия на общем собрании участников (акционеров) решения о ее проведении.

Далее в течение трех рабочих дней со дня принятия упомянутого решения необходимо уведомить:

налоговый орган по месту нахождения организации. Получив информацию о реорганизации, налоговые органы имеют право назначить выездную налоговую проверку, причем независимо от того, когда была проведена предыдущая выездная проверка. Проверка коснется периода не более чем 3 календарных года, предшествующие году реорганизации. Доплачивать в бюджет налоги по результатам проверки будут преемники, созданные в результате реорганизации. Исключение составляют выделившиеся организации — к ним долги предшественника по налогам не переходят;

внебюджетные фонды. Уведомление можно подать в произвольной форме. К уведомлению можно приложить копию решения о реорганизации, чтобы у фондов не возникало каких-либо вопросов;

кредиторов. О реорганизации уведомляются все кредиторы. При реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, а те, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Также реорганизуемая компания после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды, с периодичностью один раз в месяц, публикует в Вестнике государственной регистрации сообщение о реорганизации.

Преемственность налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации

В таблице показаны варианты преемственности налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации:

Имущество и обязательства переходят к правопреемнику

Правопреемства не возникает в отношении налогов, штрафов, пеней, расчетов с кредиторами, сдачи отчетности

Уплата налогов, штрафов, пеней, расчеты с кредиторами, сдача отчетности возлагаются на правопреемника

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются

Основания проведения реорганизации

Основание для реорганизации — есть принятое решение учредителей на этот счет.

Что касается слияния или присоединения, то вершить дальнейшую судьбу предприятия могут не только учредители, но и все субъекты, принимающие участие в этом процессе.

Если, например, общество с ограниченной ответственностью решило разделиться на два, три или более отдельных субъектов, тогда высший орган (общее собрание) решает также вопросы порядка, сроков, иные условия.

То есть, прекращение юридического лица путем реорганизации происходит по инициативе его высшего органа (если такой предполагается в той или иной организационной структуре).

Государственная регистрация реорганизованных организаций

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.

В случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного предприятия.

Со дня, когда в Единый государственный реестр внесены указанные записи, реорганизация считается завершенной.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц

Создание юридического лица

Юридическое лицо считается созданным с момента его государст­венной регистрации. Данные государственной регистрации включа­ются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в регистрации по мотивам неце­лесообразности создания юридического лица не допускается.

Основными документами, регламентирующими деятельность юридического лица, являются его учредительные документы, к кото­рым относятся устав, учредительный договор и общее положение об организации. Виды учредительных документов для разных организа­ционно-правовых форм юридических лиц представлены в табл. 5.1.

Читайте так же:  Пути уменьшения уставного капитала ооо

Таблица 5.1. Учредительные документы юридических лиц

Организационно-правовая форма юридического лица

Общее положение об организации

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью

Ассоциации и союзы

Товарищество на вере

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Общественные и религиозные организации

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим уч­редителем.

Учредительные документы юридического лица должны содержать следующие данные:

наименование юридического лица. Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование, получая при регистра­ции исключительное право на его использование. В наименова­нии некоммерческих организаций и унитарных предприятии должны содержаться указания на характер деятельности юридического лица;

предмет и цели деятельности (для некоммерческих организа­ций и унитарных предприятий — обязательно, для коммерчес­ких организаций — в предусмотренных законом случаях).

В учредительном договоре учредители:

обязуются создать юридическое лицо и определяют порядок совместной деятельности по его созданию;

оговаривают условия передачи ему своего имущества, участия в его деятельности и порядок распределения прибыли и убытков;

определяют форму управления деятельностью юридического лица;

устанавливают процедуру выхода учредителей из его состава.

Юридические лица могут иметь представительства и филиалы, которые должны быть указаны в его учредительных документах. Фи­лиал представляет собой обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне места его нахождения и может осу­ществлять все его функции. Представительством является обособлен­ное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Юридическое лицо, создавшее представительство или филиал, наделяет его имуществом, утверждает положение и назначает руково­дителей.

Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей или уполномоченным на это органом юри­дического лица. Реорганизация может осуществляться в форме слия­ния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Слиянием называется создание нового юридического лица с пере­дачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением их деятельности.

Присоединением называется прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязан­ностей другому юридическому лицу.

Разделением называется прекращение деятельности юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юри­дическим лицам.

Выделением называется создание одного или нескольких юриди­ческих лиц с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения его деятельности.

Преобразованием называется изменение организационно-право­вой формы общества. Общество вправе преобразоваться в акционер­ное общество, общество с дополнительной ответственностью или про­изводственный кооператив.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента госу­дарственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизован­ным с момента внесения в Единый государственный реестр юридичес­ких лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юри­дического лица.

Правопреемственность (передача прав и обязанностей) при реор­ганизации юридических лиц представлена на рис. 5.6.

Рис. 5.6. Правопреемственность при различных способах реорганизации юридических лиц

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать по­ложения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Если разделительный баланс не дает возможности определить правоп­реемника реорганизованного юридического лица, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательст­вам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

При реорганизации учредители обязаны письменно уведомить об этом своих кредиторов. При этом кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.

Ликвидация юридического лица

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей или органа юридического лица в связи:

с истечением срока, на который оно создано;

с достижением цели его создания;

с признанием судом недействительной регистрации юридичес­кого лица;

2) по решению суда в случае осуществления деятельности:

противоречащей уставным целям общественной или религиоз­ной организации, фонда.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотво­рительного или иного фонда, ликвидируется также вследствие при­знания его банкротом. Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности не распространяются на казенные предприятия.

Процедура ликвидации состоит из следующих этапов:

1. Учредители юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации:

письменно сообщают об этом решении органу, осуществляюще­му государственную регистрацию. Регистрационная палата вно­сит в Единый государственный реестр юридических лиц сведе­ния о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

назначают ликвидационную комиссию и устанавливают поря­док и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидацион­ной комиссии к ней переходят полномочия по управлению де­лами юридического лица.

2. Ликвидационная комиссия:

помещает в органах печати сообщение о ликвидации юридичес­кого лица и о порядке и сроке приема заявлений с требованиями его кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации;

выявляет кредиторов и письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица;

составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Ликвидацион­ный баланс составляется после окончания срока предъявле­ния требований кредиторами. Требования кредиторов, заяв­ленные после истечения срока, установленного ликвидацион­ной комиссией, удовлетворяются из имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

3. Учредители по согласованию с органом государственной реги­страции утверждают промежуточный ликвидационный баланс.

4. Ликвидационная комиссия:

осуществляет продажу имущества юридического лица. Данная процедура осуществляется, если денежных средств, имеющихся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений), не­достаточно для удовлетворения требований кредиторов;

производит выплату денежных сумм кредиторам в порядке оче­редности и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. Данные выплаты производятся со дня утверждения ликвидационного баланса. Исключение составляют кредиторы пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Оставшееся после удовлетворения требований креди­торов имущество передается учредителям акционерного обще­ства. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворе­нии требований кредитора он вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии;

Читайте так же:  Защита корпоративных прав акционеров

составляет ликвидационный баланс, который утверждается уч­редителями по согласованию с органом государственной реги­страции. Данное мероприятие осуществляется после заверше­ния расчетов с кредиторами.

5. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юри­дическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

1) требования граждан, перед которыми ликвидируемое юриди­ческое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

2) расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда;

3) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным за­логом;

4) задолженность по обязательным платежам в бюджет и во вне­бюджетные фонды;

5) расчеты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточ­ности имущества ликвидируемого юридического лица оно распреде­ляется между кредиторами соответствующих очередей пропорцио­нально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

Погашенными считаются требования кредиторов:

не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликви­дируемого юридического лица;

не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд;

Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц.

1. Порядок и способы создания юридических лиц.

2 . Государственная регистрация юридических лиц.

3. Реорганизация юридического лица: понятие и способы.

4. Ликвидация юридического лица: понятие и основания.

Создание юридического лица осуществляется по воле его учредителей, в качестве которых могут выступать как частные лица, так и публичные образования. В некоторых случаях законодательством предъявляются дополнительные требования к составу, количеству учредителей. Так, казенное предприятие может быть учреждено Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями. В соответствии с п. 3 ст. 108 Гражданского кодекса РФ число членов производственного кооператива не должно быть менее пяти.

Традиционно различают два способа создания юридических лиц:

§ нормативно-явочный (заявительный) порядок и

§ разрешительный порядок.

Большинство юридических лиц создаются в нормативно-явочном порядке. При этом не требуется разрешение органов государственной власти. Регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации юридического лица, за исключением случаев нарушения формальных требований, предъявляемых при регистрации юридических лиц. При разрешительном порядке необходимо получение разрешения органов государственной власти. В настоящее время такой порядок применяется в отношении банков, страховых организаций, юридических лиц, претендующих на занятие доминирующего положения на рынке.

Юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных вышеназванным законом.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом, а именно:

§ непредставления необходимых для государственной
регистрации документов;

§ представления документов в ненадлежащий регистрирующий
орган.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а
также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Законодательством определены две формы прекращения юридического лица: реорганизация и ликвидация.

Реорганизация юридического лица— это прекращение юридического лица (юридических лиц) с правопреемством (переходом прав и обязанностей от одного лица к другому). Исключение составляют случаи выделения, когда юридическое лицо не прекращает свою деятельность.
Реорганизация и ликвидация юридического лица как и создание требуют государственной регистрации. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Реорганизация осуществляется в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

При слиянииюридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединенииюридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделенииюридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделениииз состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразованииюридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (например, общество с ограниченной ответственностью преобразовывается в открытое акционерное общество).

Видео (кликните для воспроизведения).

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники

Создание реорганизация и ликвидация юридических лиц кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here