Сущность финансового аудита

Главное в статье: "Сущность финансового аудита" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Финансовый аудит

Под определением финансового аудита подразумевается комплексная проверка экономического состояния организации, а также оценка перспектив ее развития.

В современной отечественной практике финансовый аудит чаще рассматривается как весьма узкое понятие, обычно включающее в себя только классический аудит финансовой отчетности. Также близким к финансовому аудиту понятием является инвестиционный аудит – экспертное заключение о целевом и максимально эффективном применении инвестиционных ресурсов компании.

Целью такой независимой аудиторской проверки является оценка правильности ведения бухгалтерского учета в аудируемой компании, а также проверка достоверности финансовой отчетности. Кроме того, в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности организации выявляются финансовые риски (налоговые, правовые, административные, хозяйственные) и выдаются рекомендации по их снижению.

Стратегическая задача проведения аудиторской проверки – это анализ доходности и эффективности работы компании в свете ее основной, финансовой и инвестиционной деятельности. Выполнение этой задачи достигается путем детального анализа информации, которая представлена в финансовой отчетности организации.

Общий аудит финансовой сферы деятельности проводится либо по инициативе владельца компании, либо с целью ежегодной проверки отчетности организации, необходимость которой закреплена законодательно.

Для кого предназначена эта услуга?

Услуги финансового аудита в первую очередь необходимы руководителям предприятий и организаций, которые стремятся объективно оценивать эффективность деятельности своих финансовых структур.

Аудиторская проверка финансового состояния даст независимое заключение о платежеспособности и доходности компании, оборачиваемости ее капитала и т.д. По результатам аудиторской проверки руководитель сможет получить полный отчет обо всех интересующих его факторах. Кроме того, в аудиторском заключении обязательно должны присутствовать рекомендации по устранению найденных недоработок и оптимизации финансовой деятельности организации.

Как считают эксперты, независимый финансовый аудит – прекрасная возможность объективно взглянуть на деятельность компании. Фирма-аудитор призвана помочь владельцу предприятия или другим заинтересованным лицам непредвзято оценить общую финансовую эффективность бизнеса. В этом случае данный вид аудита является основным инструментом и неотъемлемым элементом общего финансового анализа.

Основные задачи аудита финансовой отчетности

Для достижения основной цели аудита, описанной в первом разделе нашего материала, важно решить следующие задачи:

  • получить при проведении аудита независимую и достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
  • сформировать на основе полученных аудиторских доказательств выводы о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица;
  • изложить в отдельном документе выявленные замечания и рекомендации по их исправлению;
  • сформулировать аудиторское заключение, соответствующее фактическому уровню достоверности проверенной отчетности с учетом нормативных требований и понятное для пользователей;
  • иные задачи (обозначенные в договоре и задании на аудит).

Что дает проведение независимой аудиторской проверки финансовой деятельности компании?

По результатам выполнения финансового аудита заказчику предоставляется:

  1. Аудиторское заключение, которое содержит официально подтвержденные данные о достоверности предоставленной для анализа финансовой или бухгалтерской отчетности аудируемой компании. Кроме того, аудиторское заключение должно включать в себя достоверный анализ имущественного положения и результатов деятельности организации за исследуемый период.
  2. Письменный отчет, который содержит полную информацию обо всех нарушениях и недочетах, найденных в результате выполнения финансового аудита. Все найденные ошибки и нарушения должны быть классифицированы в полном соответствии с установленными правилами действующего законодательства. Кроме перечня обнаруженных недочетов, данный документ должен также содержать и рекомендации по устранению допущенных финансовых ошибок.
  3. Отдельный документ, составленный по итогам финансового аудита должен содержать рекомендации, направленные на улучшение финансового состояния предприятия, а также на повышение эффективности системы управления финансами компании.

В современном деловом мире заключение независимого аудитора о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности служит лучшим подтверждением надежности и честности компании. Кроме того, аудиторское заключение будет необходимо для подтверждения имиджа и деловой репутации компании при заключении договоров и соглашений с партнерами или различными кредитными организациями.

Обращаясь за проведением финансового аудита в нашу компанию, вы гарантируете себе услуги специалистов высшего класса, быстрое и профессиональное проведение проверки, а также самую полную и объективную информацию в итоговом заключении.

Аудит финансовой отчетности — сущность, цели и задачи

Аудит финансовой отчетности — это набор специальных процедур, позволяющих сформулировать заключение о достоверности отчетной информации. В чем заключается смысл аудита, как оформляются его результаты, а также каковы требования к аудиторам, узнайте из нашего материала.

Дополнительные требования к аудитору

Профессия аудитора обладает особой отличительной чертой — аудитор обязан действовать в общественных интересах, а не ограничиваться исключительно удовлетворением потребностей своих клиентов или аудиторской компании.

Такая «общественная» ответственность требует от аудитора соблюдения норм профессиональной этики.

Помимо соблюдения принципа независимости и применения профессионального скептицизма аудитор должен соответствовать совокупности следующих требований:

  • быть честным — действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях, справедливо вести дела и быть правдивым;
  • обеспечивать объективность — не допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений;
  • быть профессионально компетентным и исполнять свои обязанности с должной тщательностью — постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных профессиональных услуг (основанных на новейших достижениях практики и законодательстве), а также при оказании профессиональных услуг действовать добросовестно в соответствии с профстандартами;
  • не нарушать требование конфиденциальности — не использовать полученную в ходе аудита конфиденциальную информацию для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ, а также не разглашать такую информацию;
  • обеспечивать профессиональное поведение — исполнять требования НПА и избегать действий, дискредитирующих аудиторскую профессию.

О том, должны ли соблюдать кодекс профессиональной этики специалисты бухгалтерских служб, читайте в статье «Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера».

Что включает в себя проведение финансового аудита?

  • комплексную оценку финансового состояния предприятия;
  • изучение эффективности работы компании, а также финансовых результатов ее деятельности;
  • детальный анализ используемых финансово-экономических стратегий;
  • исследование стабильности, платежеспособности и ликвидности предприятия;
  • оценку перспектив увеличения деловой активности, а также эффективности хозяйственной деятельности организации;
  • рекомендации по оптимизации финансовой стратегии для конкретного предприятия.
Читайте так же:  Бизнес план открытия школы танцев

Сущность аудита финансовой отчетности

Финансовая отчетность — это концентрированный набор показателей, характеризующих работу конкретного субъекта хозяйствования за определенный промежуток времени. На ее основе проводятся разнообразные виды экономического и финансового анализа, а также принимаются управленческие решения. Чем достовернее отчетная информация, тем полезнее она для пользователей и тем выше степень эффективности принятых на ее основе решений.

Об алгоритмах применения отчетных данных для анализа читайте в материалах:

Чтобы у пользователей отчетности не возникало сомнений по поводу качества представленной в отчетности информации, а у ее составителей отсутствовал соблазн в модификации этих данных для своих целей, требуется независимая оценка достоверности финансовой отчетности.

Реализовать данную задачу позволяет аудит — набор специальных проверочных мероприятий, в результате которых независимые специалисты выражают в установленной форме мнение о степени достоверности представленных в отчетности данных.

Аудит дает возможность:

  • аудируемому лицу — увидеть свой учет изнутри глазами специалистов-профессионалов, получить необходимые рекомендации и откорректировать выявленные искажения, устранить ошибки;
  • руководству и собственникам аудируемого лица — оценить работу учетного персонала и компании в целом и сделать соответствующие оргвыводы;
  • иным пользователям отчетности — получить квалифицированную профессиональную оценку достоверности отчетности, на основе которой можно принимать эффективные решения.

О том, какого рода решения собственников могут зависеть от данных отчетности, читайте в статье «Решение о выплате дивидендов ООО — образец и приказ».

Какие основные числовые показатели играют важную роль в ходе проведения финансового аудита?

  • Чистая прибыль и чистые активы
  • Показатель оборачиваемости и прибыльности компании
  • Учет расходов и доходов, а также достоверность пояснений к ним
  • Все основные средства предприятия, материальные и товарные запасы
  • Дебиторская задолженность и финансовые вложения предприятия
  • Наличие кредиторских задолженностей по займам, кредитам или по расчетам с поставщиками компании
  • Неучтенные обязательства
  • Правильность составления баланса организации
  • Операции с взаимозависимыми лицами
  • Своевременность и достоверность инвентаризации активов и пассивов предприятия и т.д.

Что должна сделать фирма, взявшая на себя обязательства по проведению финансового аудита?

  • провести полное исследование структуры активов и пассивов аудируемой компании, доходов и расходов по каждому их типу и отдельно по каждому виду деятельности;
  • рассмотреть финансовые коэффициенты, основы стоимостных оценок и признания обязательств и активов,
  • изучить влияние отдельных факторов учетной политики, включая условные значения и оценки;
  • выявить и прокомментировать элементы, которые лежат в основе сообщаемых коммерческих итогов компании за последние годы и оказывают существенное влияние на ее финансовые результаты;
  • исследовать характер движения финансовых средств за последнее время, а также те факторы, которые оказывают на него значительное влияние;
  • дать комментарии к прогнозам руководства компании относительно перспектив развития коммерческой деятельности предприятия;
  • уделить особое внимание соотнесению этих прогнозов с нынешним объемом продаж и общим финансовым состоянием компании.

Какие организации требуют периодического обязательного проведения независимых аудиторских проверок?

Под обязательный финансовый аудит подпадают:

  • Предприятия, которые строятся согласно организационно-правовой форме открытого акционерного общества
  • Предприятия, которые ведут кредитную или страховую деятельность
  • Общества взаимного страхования
  • Товарные или фондовые биржи
  • Инвестиционные государственные внебюджетные фонды
  • Фонды, источником формирования финансовой базы которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц
  • Организации, которые являются унитарными государственными или муниципальными предприятиями, чья деятельность основана на праве хозяйственного ведения
  • Предприятия, в отношении которых периодическое проведение обязательного финансового аудита и отчет перед контролирующими органами предусмотрены законодательством
  • Компании, которые осуществляют эмиссию ценных бумаг
  • Организации, приватизирующие коммунальное или государственное имущество

Цель аудита бухгалтерской отчетности

Цель аудита бухгалтерской отчетности расшифрована в 2 нормативно-правовых актах (НПА):

  • законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (п. 3 ст. 1);
  • федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (п. 2).

Формулируется она так: выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ.

В процессе выполнения действий по достижению основной цели аудита аудиторы обязаны:

  • соблюдать независимость;
  • применять профессиональный скептицизм;
  • следовать этическим принципам (честности, объективности и др.).

В каких случаях проведение финансового аудита будет не только полезно, но и необходимо?

  • Такие независимые проверки должны периодически проводиться для поверхностной оценки компетентности и работы штатных бухгалтеров в разрезе правильного ведения бухгалтерского учета.
  • Финансовый аудит компании проводится в случае смены финансового директора, главного бухгалтера или директора предприятия.
  • Аудит финансового состояния фирмы выполняется для проверки экономической отчетности перед сдачей ее в государственные органы и управление статистики.

Оформление результатов аудита

Оформление результатов аудита финансовой отчетности является многооперационной процедурой, включающей:

  • оформление комплекта рабочих документов аудитора по проверке и иных необходимых бумаг (в соответствии с требованиями федеральных и внутрифирменных аудиторских стандартов и правил);
  • формулирование текста аудиторского заключения и письменной информации руководству и собственникам аудируемого лица по результатам аудита;

Рабочие документы аудитора хранятся в аудиторской компании и подвергаются контролю качества со стороны СРО и Росфиннадзора (если аудит проводился в отношении отчетности особо значимых хозяйствующих субъектов).

Предоставление руководству и собственникам письменной информации, содержащей замечания и рекомендации аудитора, — отдельная процедура, регламентируемая специальным аудиторским стандартом, в котором обозначены требования к:

  • установлению аудитором надлежащих получателей такой информации;
  • содержательной части информации;
  • срокам и форме ее представления.

Аудиторское заключение (АЗ) — завершающе-обобщающий документ, составляемый в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД) 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (утвержден приказом Минфина РФ от 20.05. 2010 № 46н), определяющим требования:

  • к форме и содержанию АЗ;
  • алгоритмам подписания и представления заключения;
  • схеме выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

О том, имеет ли место взаимодействие аудиторов и налоговиков в отношении данных аудита, читайте в материале «Налоговики получат доступ к данным аудита».

Независимость и профессиональный скептицизм при аудите финансовой отчетности

Соблюдению принципа независимости в аудиторской среде придается особое значение. Этому аспекту отведены как отдельные статьи ряда НПА, так и целиком посвященные вопросам независимости аудиторов документы, например:

  • ст. 8 закона № 307-ФЗ;
  • правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренные Советом по аудиторской деятельности (протокол от 20.09.2012 № 6);
  • кодексы этики и независимости аудиторов РФ и отдельных саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов;
  • разделы внутренних аудиторских стандартов.
Читайте так же:  Что необходимо чтобы открыть ооо

Если существует угроза независимости и надлежащие меры предосторожности для их устранения не могут быть приняты (или не существуют), аудитор обязан отказаться от задания (прекратить его выполнение).

От аудитора требуется:

  • быть независимым от аудируемого лица в течение проведения аудиторской проверки и периода, охватываемого проверяемой отчетностью;
  • отражать в рабочих документах свои выводы о соблюдении независимости;
  • осуществлять иные действия исходя из требований, установленных НПА.

Понятие «профессиональный скептицизм» относится к разряду специальных аудиторских терминов и заключается в следующем:

  • аудитор обязан критически оценивать весомость полученных в ходе аудита доказательств;
  • внимательному изучению подлежат аудиторские доказательства, противоречащие информации, полученной из других источников (каким-либо документам или заявлениям руководства), либо ставящие под сомнение достоверность таких документов и заявлений;
  • при планировании аудиторских процедур и подготовке выводов по результатам аудита важно:
    • не оставить без внимания подозрительные обстоятельства;
    • не сделать неоправданных обобщений;
    • не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур (в т. ч. при оценке результатов аудита).

В процессе аудита:

  • аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, однако и не может оценивать его как безоговорочно честное;
  • заявления руководства (письменные и устные) не заменяют необходимости в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

Руководству аудируемого лица, а также специалистам, непосредственно обеспечивающим аудиторов необходимой информацией (готовящим и предоставляющим документы, оформляющим пояснения и ответы на запросы), важно правильно понимать содержание терминов «независимость» и «профессиональный скептицизм» — это позволит им адекватно реагировать на проводимые аудитором процедуры и запрашиваемые им пояснения в ходе аудита отчетности.

Итоги

Аудит — общественно значимая и многосоставная процедура, направленная на подтверждение независимыми специалистами достоверности финансовой отчетности аудируемого лица. К специалистам, ее проводящим, как и к самому процессу, предъявляются определенные требования, выполнение которых позволяет считать процедуру аудита осуществленной с соблюдением установленных правил.

Государственный аудит в системе государственного финансового контроля: сущность и экономическое содержание

Государственный аудит – это целостная и независимая оценка эффективности деятельности объектов аудита, охватывающая не только финансовые вопросы, но и все направления их деятельности с представлением действенных рекомендаций на основе выявленных недостатков и предложений по управлению рисками.

Целью государственного аудита является выработка рекомендаций для повышения эффективности управления, направленной на совершенствование и повышение эффективности деятельности объекта аудита и использования государственных средств и активов государства на основе оценки деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора с использованием Системы управления рисками в развитии экономики или отдельных ее отраслей, а также анализ эффективности деятельности государственных органов.

Внедрение государственного аудита должно означать не искоренение действующего государственного финансового контроля, а его гармонизацию с государственным аудитом.

Отличие аудита от контроля заключается в том, что аудит носит больше предупредительный характер.

Государственный финансовый контроль будет направлен на выявление нарушений и принятие мер реагирования (возбуждение административного производства, понуждение к восстановлению (устранению) ущерба, привлечение к дисциплинарной ответственности, передаче материалов в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений), а государственный аудит будет введен в качестве оценки управления, направленной на совершенствование и повышение эффективности деятельности объекта аудита.

Государственный аудит должен не просто констатировать те или иные несоответствия, а выявлять резервы и потенциал использования, управления государственными финансовыми ресурсами с большей отдачей, эффективностью.

Государственный аудит позволит также оценить качество деятельности государственных органов и организаций по управлению финансовыми ресурсами.

В целом государственный аудит будет предполагать оценку деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора в развитии экономики или отдельных ее отраслей, сфер государственного управления, позволяющую своевременно выработать рекомендации для повышения эффективности управления и использования государственных средств и активов.

Под сферу государственного аудита подпадут функциональный анализ деятельности государственных органов и их подведомственных организаций, оценка эффективности реализации стратегических целей и задач, программных документов по их достижению, качество оказываемых государственных услуг, а также управление кадровыми, финансовыми, природными и иными ресурсами, принимаемые меры по оптимизации управленческих процессов, в том числе с использованием современных информационных технологий[1].

В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на внешний и внутренний аудит.

Основной задачей внешнего аудита будет анализ (оценка) эффективного использования национальных ресурсов (финансовых, природных, производственных, трудовых, информационных) для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны.

Миссией внутреннего аудита станет анализ достижения государственным органом прямых и конечных результатов, предусмотренных в стратегических и программных документах, эффективности внутренних процессов организации деятельности государственных органов, в том числе исполнения закрепленных за ними функций, качества оказываемых услуг.

Государственный аудит включает аудит финансовой отчетности, аудит соответствия (финансовый контроль) и аудит эффективности.

Аудит финансовой отчетности будет предполагать изучение и анализ финансовой отчетности и учетной системы объекта аудита, позволяющие аудитору выразить мнение о соответствии финансовой отчетности требованиям законодательства и бухгалтерских стандартов.

Аудит соответствия (финансовый контроль) заключается в оценке соблюдения объектом аудита законодательства, в том числе правовых актов, регламентирующих его деятельность.

Аудит эффективности будет предполагать изучение и анализ деятельности объекта аудита на предмет экономичности, эффективности и результативности. При этом аудит эффективности будет основан на усовершенствованной действующей оценке эффективности деятельности государственных органов. Государственный финансовый контроль является составной частью системы управления национальной экономикой, служит основой финансовой стабильности и реализации установленных политических целей правительства. Предпосылкой возникновения государственного финансового контроля (ГФК) выступает контрольная функция финансов за формированием, распределением и использованием финансовых средств всех административных уровней. Определение финансового контроля нашло различное отражение в трудах ряда российских ученых. Так Н.Д. Погосян считает, что «контроль в сфере финансов можно определить, как совокупность регулярных и непрерывных процессов, посредством которых их участники в легитимной форме обеспечивают эффективное функционирование государственного сектора, а также иных хозяйствующих субъектов» [2].

Читайте так же:  Реорганизация юридического лица слияние присоединение разделение

С.О. Шохин под финансовым контролем понимает многоаспектную межотраслевую систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности их деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета[3].

Ковалев В.В. определяет финансовый контроль не только как оценку правомерности финансовых действий, но и дополняет их аналитическим аспектом: финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов[4].

В научной литературе советского периода, да и в настоящее время, финансовый контроль формулируется, как одна из форм контроля рублем.

Однако это не в полной мере соответствует действительности. Поэтому трудно согласиться со знаком равенства между финансовым контролем и контролем рублем.

Л.Н. Овсянников считает, что государственный финансовый контроль — это реализация права государства законными путями защищать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан через систему законодательных, организационных, административных и правоохранительных мер[5]. В определенном смысле государственный финансовый контроль — это деятельность, контролирующая кругооборот финансовых ресурсов государства.

В связи с принятием Бюджетный кодекса Республики Казахстан 4 декабря 2008 года был сделан шаг вперед в формировании правовой базы финансовой деятельности государства и государственного финансового контроля, в частности.

Государственный финансовый контроль – это деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, регламентированная правовыми нормами по контролю над формированием, распределением, целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, государственной и муниципальной собственности, основной целью которого является выявление и предупреждение финансовых нарушений на подконтрольных объектах для экономической стабилизации в стране[6].

Расходы при осуществлении деятельности государственного финансового контроля могут быть оправданы путем результативной и экономически эффективной его деятельностью.

Основными целями государственного финансового контроля являются прежде всего обеспечение законности, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов, а также стремление наладить действенное управление экономикой, и соответствующей установленным нормам административной деятельности, которые необходимы для стабильности и дальнейшего развития государства в смысле постулатов, лежащих в основе идеологии Организации Объединенных Наций.

В литературе трактуется финансовый контроль как синтез практического опыта и знаний таких дисциплин, как бухгалтерский учет, финансы, анализ хозяйственной деятельности. Поэтому финансовый контроль правомерно рассматривается как межотраслевая, многофункциональная дисциплина. Финансовый контроль осуществляется путем проведения совокупных действий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением определенных форм и методов его организации.

Следует выделить такие составные элементы ГФК как бюджетный финансовый контроль и финансово-хозяйственный контроль. Анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов, всех уровней смет бюджетных учреждений один из важнейших методов бюджетного контроля в управлении госфинансами субъектов хозяйствования, в регулировании социально — экономических процессов в обществе и их развитии. Анализу подвергается бюджетно — налоговая система и ее влияние на различные стороны жизни общества. На основе такого анализа разрабатываются направления долгосрочной политики государства[7].

Ревизия представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово — хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций по составлению и исполнению бюджета с применение документального и фактического контроля и направлена на выявление экономической эффективности, целесообразности и обоснованности использования бюджетных и внебюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, сохранения госсобственности, достоверности ведения бухгалтерской отчетности. [8].

Аудит финансового состояния организации

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Аудит финансового и имущественного состояния, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Анализ состава источников формирования хозяйственных средств ООО «МЕТТЭМ-ПРОИЗВОДСТВО».

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 04.06.2019
Размер файла 52,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Видео (кликните для воспроизведения).

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра бухгалтерского учета и финансов

по дисциплине «Аудит»

на тему: Аудит финансового состояния организации

Выполнила: студент 4 курса

Руководитель: к.э.н., доцент

Аудит — это одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений. В данной работе мы рассмотрим финансовый анализ в аудите финансового состояния организации. Аудит финансового состояния начинают с определения платежеспособности предприятия. К платежеспособному относится предприятие, у которого сумма текущих активов (запасы, денежные средства, дебиторская задолженность и другие активы) больше или равна его внешней задолженности (обязательствам). Подробно разберем анализ платежеспособности предприятия.

Аудит представляет собой независимую экспертизу финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РК, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия, которая завершается составлением аудиторского заключения.

В курсовой работе были рассмотрены наиболее важные моменты и направления в проведении финансового анализа, как теоретически, так и практически. Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Финансовое состояние — важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.

Целью курсовой работы является изучение методики аудита финансового состояния организации.

Задачами курсовой работы являются:

— рассмотреть теоретические основы и нормативно-правовую базу регулирования аудиторской деятельности;

— рассмотреть методику аудита финансового состояния организации;

Предметом курсовой работы является содержание и основные процедуры аудита финансового состояния организации.

Объектом исследования — финансовое состояние ООО «МЕТТЭМ-ПРОИЗВОДСТВО».

1. Теоретические аспекты аудита финансового состояния организации

Читайте так же:  Бизнес карта открытие снятие наличных

1.1 Теоретические основы и нормативно-правовая база регулирования аудиторской деятельности

Аудит, являющийся одним из главных элементов рыночной инфраструктуры стран с развитой экономикой, в России все еще остается вне сферы государственного правового регулирования, что приводит к большим трудностям в деятельности по проведению аудиторских проверок.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности[4].

Аудит выступает в двух формах: внешней и внутренней.

При внутреннем аудите аналитическое начало проявляется значительно больше, чем при внешнем. Это обусловлено тем, что предприятия и корпорации в условиях рыночных отношений обладают правом на коммерческую тайну. Они обязаны публиковать лишь баланс и отчет о финансовых результатах, которые и используются преимущественно при внешнем аудите. Информационная база при внутреннем аудите расширяется, меняются и акценты аналитических разработок. Внутренний аудит, свойственный, как правило, крупными предприятиям и корпорациям, объединен с их маркетинговой деятельностью — управлением торгово-производственной деятельностью, включающей экономический анализ.

Основные показатели (содержание, объем и формы) принятой в Российской Федерации бухгалтерской отчетности экономических субъектов определяются соответствующим законом Российской Федерации, а до его принятия — нормативными актами Совета Министров — Правительства РФ и в части бухгалтерской отчетности банков и кредитных учреждений — нормативными актами Центрального банка РФ.

Аудиторская проверка может быть либо обязательной, либо инициативной. Обязательная аудиторская проверка производится в случаях, прямо установленных актами законодательства РФ, инициативная — по решению экономического субъекта.

Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе и иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами [9, с.134].

К правовым законодательным документам аудита относятся[4]:

международные стандарты аудита и иные международные документы, утвержденные Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н;

дополнительные документы Международной федерации бухгалтеров (МФБ), признанные для применения в России;

иные документы, регулирующие аудиторскую деятельность;

международные стандарты аудита и иные международные документы, утвержденные Приказами Минфина России от 24.10.2016 N 192н и от 09.11.2016 N 207н;

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, действовавшие до 1 января 2018 года.

По соподчиненности нормативных актов и их содержанию можно судить о складывающейся в России многоуровневой системе регулирования аудиторской деятельности (таблица 1.1.1).

Первый уровень характеризует принятие основополагающего документа, регулирующего аудиторскую деятельность — Закон об аудиторской деятельности в РФ.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, относятся:

распоряжения Президента Российской Федерации, регламентирующие создание и работу Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации;

Указ Президента Российской Федерации относительно сроков проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности;

постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся регулирования аудиторской деятельности;

решения Комиссии по аудиторской деятельности.

К документам третьего уровня можно отнести правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности.

К четвертому уровню относятся акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам. Вероятно, на этом уровне могут быть разработаны и правила (стандарты) аудиторской деятельности, регулирующие специфические вопросы аудиторской деятельности и аудита.

Пятый уровень — внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями на базе практики аудита[19, c.273].

Документы этого уровня детализируют документы более высоких уровней, они не должны им противоречить. Содержание и форма таких документов улучшаются по мере их становления и расширения рынка аудиторских услуг.

Регулирование аудиторской деятельности осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таблица 1.1.1 — Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Сущность, цели и задачи аудита.

Аудит (с лат. слышать, слушащий) имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в ХIХ в. в акционерных компаниях Европы.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Исторической родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г. выходит серия законов «об АО».

В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.

Становление и развитие аудита в России прошло несколько этапов.

I этап (1987-1993) характеризовался, с одной стороны, созданием аудиторских организации директивным путем (по распоряжению), 1987г – создание первой аудиторской организации «Интераудит», и с др. стороны, стихийным зарождение деятельности (подготовкой кадров, неупорядоченной выдачей первых сертификатов и лицензий в период – 1990-1993г.)

II этап (декабрь 1993 до 2001г принятия ФЗ№119) – период становления аудита, в процессе которого сыграли большую роль временные правила аудит-ой деят-ти, утвержден 22.12.93г. была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудит-ой деят-ти; созданы аудит-ие общественные объединения и аудит-ие фирмы, начата работа по проведению обязат-ых аудит-их проверок и оказанию сопутствующих услуг.

III этап(после принятия закона 119-ФЗ «Об ауд.деят.», от 7.08.01г) – Принятие закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативно-правовых актов по регулированию аудит-ой деят-ти, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международ-ую аудиторскую систему.

В соотв-ии с ФЗ от 30.12.08г. №307-ФЗ «Об аудит-ой деят-ти»,


Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Функции СРО: 1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предприним-ой или профессиональной деят-ти в СРО; 2) применяет меры дисциплинарного воздействия, в отношении своих членов; 3) образует третейские суды для разрешения споров; 4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в СРО в форме отчетов; 5) организует проф-ое обучение, аттестацию работников членов СРО; 6) осуществляет контроль за предпринимат-ой или проф-ой деят-тью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО, условий членства в саморегулируемой организации; 6) разрабатывает и утверждает стандарты СРО аудиторов; 7) принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности

Читайте так же:  Порядок регистрации юридического лица россия

СРО аудиторов не может являться членом другой СРО аудиторов.

Требованиями к членству аудитор-их орг-ий в СРО аудиторов являются следующие требования: 1) коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением ОАО, государ-ого или муниципал-ого унитарного предприятия;

2) численность аудиторов, явл. работниками коммерческой орг-ии на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;

3) доля уст.капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%;

4) численность аудиторов в коллегиальном исполнит-ом органе коммерческой организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительного органа; 5) безупречная деловая репутация; 6) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы; 7) уплата взносов в СРО аудиторов; 8) уплата взносов в компенсационный фонд СРО аудиторов.

Требования к членству аудиторов в СРО аудиторов: наличие квалификационного аттестата аудитора и 5),7),8) и наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы – для индивидуального аудитора.

Объектом аудита является БФО организации. Субъектом – аудиторы и аудиторские организации.

Цель А выражение мнения о достоверности бух-ой (фин-ой) отчетности аудируемых лиц и соот-вии порядка ведения б/у зак-ву РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных БФО, кот. позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о рез-тах хоз. деят-ти, фин-ом и имущ-ом положении аудируемых лиц и принимать на основе этих выводов обоснованные решения. Целью аудита не является: поиск ошибок и злоупотребление, проверка правильности налоговых расчетов, разоблачение мошеннических действий.

Задачи А: — оценка уровня организации БУ и внутр-его контроля; — оценка правильности и законности совершения бух. записей; -оказание помощи управляющим органам организации путем выборки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений; — ориентирование организации на будущие события, кот. могут повлиять на хоз.деят-ть (перспективный анализ); -выявление резервов роста фин. ресурсов орг-ии; -проверка соблюдения действ-щего зак-ва в области налогообложения; -подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности.

Сущность А заключается не только в подтверждении или неподтверждении достоверности БФО, но и в оценке эффективности хоз.деят-ти аудируемых лиц, их способности продолжать дальнейшую деят-ть, в течении след-его за отчетн-ым периодом.

Понятие аудит-ая деят-ть шире понятия аудит, т.к. вкл-ет в себя аудит и услуги, сопутствующие аудиту – оказание ауд-ими организациями и индивид-ыми аудиторами след-их услуг: 1)постановка, восстановление и ведение БУ, составление БФО, бух. консультирование;2) налог-ое консультир-е; 3)анализ фин.-хоз. деят-ти орг-ий и ИП, экон-ое и фин-ое консультир-е;4) управленч-ое консультир-е, в т.ч. связанное с реструктуризацией орг-ий;5)правовое консультир-е, а также представительство в судебных и налог-ых органах по налог-ым и тамож-ым спорам;6) автоматизация БУ и внедрение инф-ых технологий;7)оценка ст-ти имущ-ва, оценка пред-ий как им.комплексов, а также предпринимат. рисков;8)разработка и анализ инвестиц-х проектов, составл-е бизнес-планов;9)провед-е маркетинговых исслед-ий;10)провед-е научно-исследов-х и эксперимент-х работ в области, связанной с ауд-ой деят-тью, и распростр-е их рез-тов, в т.ч. на бумажных и электр. носителях;11)обуч-е в устан. зак-вом РФ порядке специалистов в областях, связ. с ауд. дея-тью;12) оказ-е др. услуг, связ. с ауд. деят-тью.

Ауд-им орг-ям и индив-ым аудиторам запрещ-ся заним-ся какой-либо иной предпринимат. деят-тью, кроме провед-я аудита и оказ-я сопутствующих ему услуг.

Также аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять проф-ый скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие существ-ое искажение БФО.

В процессе аудита ауд-р должен не упускать из виду встречающиеся в ходе проверки подозрит-ые обст-ва, не делать неоправданных обобщений при подготовке выводов по рез-там аудита, не использовать ошибочные допущения при опред-ии хар-ра, врем-ых рамок и объема ауд-их процедур, а также при оценке рез-тов, полученных по завершении таких процедур.

Составной частью аудита является финансовый анализ. Основная цель финансового анализа — выявление существенных связей и характеристик финансового состояния предприятия для выработки оптимального управленческого решения. Цель анализа принимает вид конкретной управ-ой задачи, поставленной перед аудитором. Аналитическая задача конкретизирует цель анализа с учетом организационных, информ-ых, технических и методических возможностей его проведения. Примером аналитических задач могут быть: анализ ликвидности баланса; анализ финансового состояния и платежеспособности; анализ динамики и структуры статей баланса; факторный анализ прибыли; анализ оптимизации объема прибыли, объема производства и издержек; комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.

Перед непосредственным проведением анализа аудитор прежде всего определяет его цель и задачи. Затем он разрабатывает программу анализа, в которой определяются: методы и приемы анализа, оптимальные для достижения постав-ых целей и задач; информ-ая база анализа; критерий при принятии решения в случае выявления необычайных колебаний.

При проведении фин. анализа используются след. основные методы исследования фин. отчетов: горизонтальный анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом; вертикальный (структурный) анализ — выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом; сравнительный; трендовый анализ; факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Финансовый анализ в аудите в зависимости от поставленной задачи является инструментом получения аудиторских доказательств и сопутствующим аудиту видом услуги.

Источники

Сущность финансового аудита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here