Сущность и методы обеспечения качества аудиторских проверок

Главное в статье: "Сущность и методы обеспечения качества аудиторских проверок" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Основы аудита (УМК). Сущность и методы обеспечения качества аудиторских проверок

Оглавление

1. Методы контроля в аудиторской деятельности

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» предусмотрены три уровня контроля качества аудита, два из которых являются внешними, а третий — внутренним.

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.

Кроме того, контроль деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов осуществляется в двух формах:

  • предварительный контроль;
  • последующий контроль.

Предварительный контроль качества аудита осуществляется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Последующий контроль качества аудита осуществляется путем организации постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций.

В частности, предусмотрены меры дисциплинарного воздействия саморегулируемой организации, уполномоченного федерального органа в отношении аудиторских организаций, аудиторов вплоть до исключения из саморегулируемой организации.

Основы аудита (УМК). Техника и технология проведения аудиторских проверок

Оглавление

3. Внутрифирменный контроль качества аудита

Качество оказания аудиторских услуг непосредственно связано с соблюдением всеми сотрудниками аудиторской организации стандартов аудиторской деятельности.

При организации системы внутреннего контроля за качеством аудиторской организации необходимо руководствоваться в первую очередь требованиями ПСАД №7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту», ПСАД №34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях».

Пунктом 2 ПСАД №7 определено, что принципы и конкретные процедуры осуществления внутреннего контроля качества аудита должны быть реализованы как в рамках всей деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора), так и в ходе проведения каждой аудиторской проверки.

Пунктом 2 ПСАД №34 предусмотрено, что аудиторская организация должна установить систему контроля качества услуг (заданий), обеспечивающую разумную уверенность в том, что данная аудиторская организация и ее работники проводят аудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также в том, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретных заданий.

Пункт 6 ПСАД №34 содержит единые требования, предъявляемые к структуре системы внутреннего контроля, а именно:

— обязанность руководства обеспечить качество оказываемых аудиторских услуг;

— соблюдение этических норм;

— выполнение соответствующих процедур при принятии на обслуживание нового клиента и продолжении сотрудничества;

— ведение кадровой работы;

— контроль за выполнением задания;

— проведение мониторинга внутреннего контроля.

Система контроля качества услуг внутри аудиторской организации или в работе индивидуального аудитора устанавливает принципы и процедуры в отношении:

— масштабов деятельности аудиторской организации;

— характера деятельности аудиторской организации;

— участия в группе взаимосвязанных аудиторских организаций;

— объема и характера деятельности аудируемого лица;

— территориального расположения аудируемого лица и его подразделений;

— организационной структуры и иной специфики аудируемого лица;

— факторов, связанных с соотношением затрат и выгод аудитора, при этом коммерческие соображения не должны преобладать над качеством выполняемой работы.

На рис. 2 представлена взаимосвязь основных элементов системы контроля за качеством деятельности аудиторской организации.

Информация о целях и основных элементах системы контроля за качеством услуг должна быть доведена до сведения каждого работника организации.

Рис.2. Система контроля за качеством услуг аудиторской организации

Контрольные вопросы:

  1. Какие органы могут осуществлять проверку качества работы аудиторской организации?
  2. В чем заключаются общие требования к системе внутреннего контроля качества аудита?
  3. Какие конкретные процедуры контроля качества работы аудиторов должны быть предусмотрены во внутрифирменных стандартах?

Рекомендуемая литература

  1. Основы аудита: учеб. пособие / Под ред. М. В. Мельник-М.: ИНФРА-М, 2008. – 366 с.
  2. Подольский, В. И. Аудит: учебник / В. И. Подольский, А. А. Савин. — М.: ЮРАЙТ, 2010. -605 с.
  3. Шеремет, А.Д. Аудит: учеб.для вузов по экон. специальностям и направлениям / А. Д. Шеремет, В. П. Суйц. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. – 447 с.

Аудит качества

Аудит качества (англ. qualityaudit) — систематическая независимая проверка, позволяющая определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность реализации мероприятий и их пригодность для достижения поставленных целей.

В стандартах ИСО серии 9000 аудит качества рассматривается как одна из форм проверки качества. Однако в отечественных нормативных документах термин «аудит качества» подменяется термином «проверка качества». На наш взгляд, такую подмену нельзя признать обоснованной, поскольку аудит качества представляет собой лишь один из видов проверки качества.

Отличительной особенностью аудита качества является его сугубо аналитический характер. Кроме того, именно этот термин дает возможность преодолеть психологический барьер, связанный со сложившимся в стране представлением о проверке как о деятельности, неизбежным следствием которой должно стать выявление виновников нарушений установленных требований и определение им меры наказания. Важно и то, что термин «аудит качества» является общепризнанным среди специалистов мира, занимающихся проблемами обеспечения качества. Характерно, что термин «аудитор» в отличие от термина «аудит качества» уже закрепился в российской нормативной документации по качеству и не вызывает каких-либо недоразумений.

Деятельность по аудиту качества следует отличать от таких видов деятельности по проверке качества, как контроль качества, надзор за качеством и инспекция качества.

Контроль качества— деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик (с целью калибровки) объектов и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.

Надзор за качеством— деятельность по непрерывному наблюдению и аудиту состояния объекта с целью удостоверения того, что установленные требования выполняются. Деятельность по надзору за качеством, осуществляемую в рамках определенного задания, принято называть инспекцией качества.

1. Виды и цели аудитов

1.1 Внутренний аудит

Внутренний аудит системы качества предназначен для обеспечения руководства предприятия объективной и своевременной информацией о степени соответствия деятельности в системе качества и ее результатов установленным требованиям. Главной целью внутреннего аудита следует считать предотвращение снижения результативности и эффективности действующей на предприятии системы качества.

Читайте так же:  Может ли предприятие сделать временную регистрацию

Эффективность внутреннего аудита системы качества на предприятии в значительной мере зависит от его организации.

Организация внутреннего аудита системы качества — это упорядочение работ службы внутреннего аудита и подразделений предприятия с целью поддержания функционирования системы качества в соответствии с установленными требованиями.

Внутренний аудит системы качества предназначен для регулярной проверки того, насколько деятельность в рамках системы качества и результаты этой деятельности согласуются с запланированными мероприятиями. Внутренний аудит своевременно доводит до сведения руководства предприятия объективную, основанную на фактах, информацию о состоянии системы качества. В этом плане внутренний аудит играет ключевую роль в поддержании системы качества предприятия на требуемом уровне.

Объектами внутреннего аудита системы качества являются ее элементы, опосредованные в деятельности подразделений предприятия при выполнении запланированных мероприятий, т. е. требований документации системы качества.

Внутренний аудит системы качества строится на ряде организационных принципов, основными из которых следует считать единообразие, системность, документированность, предупредительность, регулярность, независимость и открытость.

Принцип единообразияозначает, что аудит осуществляется по процедуре, официально установленной руководством предприятия с тем, чтобы обеспечить его упорядоченность, однозначность и сопоставимость.

Принцип системностиподразумевает, что планирование и проведение конкретных аудитов по различным элементам (функциям, работам) системы качества должны осуществляться с учетом их установленной структурной взаимосвязи.

Принцип документированностипредполагает, что проведение каждого аудита определенным образом документируется, чтобы обеспечить сохранность и сравнимость информации о фактическом состоянии аудитируемого объекта.

Принцип предупредительностиустанавливает, что каждый аудит планируется, и персонал аудитируемого подразделения заранее уведомляется о цели, времени и методах проведения аудита, чтобы наиболее полно подготовиться и исключить возможность уклонения персонала от предоставления всех требуемых данных.

Принцип регулярностиопределяет, что аудиты проводятся с определенной периодичностью с тем, чтобы все элементы системы качества и подразделения предприятия были предметом постоянного анализа и оценивания со стороны руководства предприятия.

Принцип независимостиозначает, что проводящие аудит лица не должны нести непосредственной ответственности за проверяемую работу и не должны зависеть от руководителя аудитируемого подразделения, что исключает возможность необъективности результатов аудита.

Принцип открытостиподразумевает, что результаты аудитов должны носить открытый характер, что обеспечивает «прозрачность» системы качества для ее пользователей, потребителей и внешних аудиторов.

Целесообразно с методической точки зрения создавать службу внутреннего аудита уже на начальном этапе внедрения стандартов ИСО, когда предприятие только приступает к реализации положений стандартов, а не после завершения этих работ. Создание службы внутреннего аудита является свидетельством понимания руководством предприятия значения аудита качества и того, что такая служба отвечает интересам предприятия.

Служба внутреннего аудита системы качества укомплектовывается двумя или более сотрудниками предприятия, имеющими высшее образование и как минимум двухгодичный стаж практической работы в области качества, прошедшими специальное обучение в соответствующих учебных заведениях или на учебных курсах, организованных на предприятии. Функции, ответственность, полномочия и права аудиторов устанавливаются в их должностной инструкции.

На предприятиях, где создание службы внутреннего аудита системы качества в виде отдельного структурного подразделения затруднено, аудит системы качества может проводиться временными группами, специально формируемыми для этой цели. При этом обязанности аудиторов возлагаются (без освобождения от основной работы) на специалистов подразделений предприятия, наиболее тесно связанных с разработкой и функционированием системы качества (отделов обеспечения качества, стандартизации, метрологии). К выполнению обязанностей аудиторов эти специалисты допускаются только после их соответствующего обучения, прохождения практики и аттестации.

Служба аудита качества не только проводит аудит всех подразделений предприятия, участвующих в работах по системе качества, но и сама является объектом подобного аудита. Руководство предприятия время от времени должно получать информацию по работе этой службы и оценивать ее с позиции требований, предъявляемых системой качества, действующей на предприятии, к аудиту качества.

Обязательным условием эффективной работы службы является наличие надлежащих организационных и методических документов. Особое внимание уделяется разработке методических документов с целью:

• обеспечить методическое единство в подходах, трактовках и оценках аудиторов,

• обеспечить работу аудиторов при проведении опросов, протоколировании результатов наблюдений, оформлении отчетов,

• сократить потери времени при аудите (здесь необходимо отметить, что дефицит времени практически не дает возможности даже достаточно опытным аудиторам полностью обследовать объект аудита.

При формировании методического обеспечения деятельности аудиторов могут быть использованы подходящие, но разработанные за пределами предприятия правила и методические процедуры. Наряду с документами в состав методического обеспечения включаются различного рода памятки и методические пособия, облегчающие работу экспертов.[2]

Во всех случаях организационный порядок проведения внутренних аудитов системы качества предусматривает следующие основные стадии:

•анализ и обобщение результатов аудита,

•разработка корректирующих действий,

•контроль за выполнением корректирующих действий.

Внешний аудит проводится внешними по отношению к предприятию организациями — заказчиком продукции или, например, органом сертификации. В этом случае, когда аудит осуществляется заказчиком продукции, он называется аудитом второй стороной

Практикуются следующие формы аудита второй стороной:

• полный аудит на соответствие определенному стандарту,

• частичный аудит, касающийся какого-либо аспекта деятельности предприятия,

• вспомогательный аудит, проводимый заказчиком при наличии нескольких претендентов на заключение контракта,

• аудит соблюдения требований контракта.

Внешний аудит, проводимый независимой от предприятия и заказчика организацией, называется аудитом третьей стороной. Данный вид аудита используется при сертификации.

Из рассмотренных видов аудита качества наибольшую степень подтверждения обеспечивает аудит третьей стороной, что обусловливается его масштабностью, глубиной и более высокой квалификацией проводящих его специалистов.

Понятие качества аудиторских проверок, методы его

65. Понятие качества аудиторских проверок, методы его

Важнейшей составной частью работы аудитора являются соблюдение и обеспечение всех процедур, гарантирующих высокое качество работы аудитора и аудиторских фирм. В МСА с этой целью разработан специальный стандарт МСА 220 «Контроль качества работы в аудите».

Цель МСА 220 — установление стандартов и предоставление руководства по контролю качества аудита в отношении: политики и процедур аудиторской фирмы применительно к аудиторской работе в целом; процедур, касающихся работы, полученной ассистентом аудитора.

В ходе аудита с целью осуществления контроля качества работы аудитора своевременной проверке подлежат: общий план и программа аудита; оценка неотъемлемого риска и риска средств контроля с учетом результатов тестов контроля; документальное отражение аудиторских доказательств; финансовая отчетность, аудиторские справки и аудиторский отчет.

Документирование является одним из важнейших аспектов в работе аудитора. От тщательности, своевременности и систематичности записей во многом зависит качество и результаты проверки. В МСА вопросам документирования посвящен МСА 230 «Документирование».

Стандарт предъявляет следующие требования к рабочим документам: документы должны быть подробными и достаточно полными для общего понимания аудита; в документах должна содержаться информация о планировании, характере, сроках и объеме аудиторских процедур, их результатах, о выводах на основании доказательств.

Читайте так же:  Регистрация ооо для белорусов

Российский стандарт — аналог МСА 230 — включает в себя всю информацию, которая содержится в МСА, но изложена она более подробно, с учетом российской практики документирования хранения документов, содержится перечень типовых рабочих документов.

Важнейшая задача аудитора в ходе проверки — обнаружение различного рода искажений финансовой отчетности, а также адекватная оценка аудиторских рисков, связанных с этим и принятие необходимых мер по предотвращению нарушений и повышению надежности финансовой отчетности. В МСА этим вопросам посвящен стандарт МСА 240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности».

Цель МСА 240 — установление стандартов и предоставление руководства в отношении ответственности аудитора по рассмотрению случаев мошенничества и ошибок в ходе аудита.

В процессе планирования и проведения аудита, в ходе оценки результатов аудиторских процедур и подготовки отчетов необходимо рассматривать риск существенных искажений финансовой отчетности.

Стандарт дает определения и характеристику категориям мошенничества и ошибок.

Аудитор обязан в случае обнаружения искажений и мошенничества сообщить эту информацию руководству клиента (МСА 260 «Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями»). Это сообщение должно содержать информацию о существенных недочетах средств внутреннего контроля.

Говоря о качестве аудита необходимо проверить соблюдение норм законодательства бухгалтерского учета. Проверка финансовой отчетности и ее аудит невозможны без хорошего знания аудитором законов и нормативных актов, на основании которых должен осуществляться учет и должна составляться финансовая отчетность. Для этого в МСА предусмотрен стандарт 250 «Учет законов нормативных актов при аудите финансовой отчетности».

Цель MCA 250 — установление стандартов и предоставление руководства по учету законов и нормативных актов при аудите.

В соответствии с МСА 250 аудитор должен планировать аудит с учетом профессионального скептицизма, сознавая, что в ходе аудита могут быть выявлены условия или события, которые позволят усомниться в соблюдении законодательства.

Аудитор должен разбираться в законодательстве. Для этого он должен получить информацию об отраслевых особенностях бизнеса. В процессе аудита должны выполняться процедуры, выявляющие соблюдения и случаи несоблюдения законодательства.

Аудитор должен заручиться письменным заявлением руководства о том, что ему сообщена вся информация о фактах имеющихся нарушений.

В случае несоблюдения законодательства, аудитор обязан обнаруженные факты оформить документально.

При обнаружении фактов несоблюдения законодательств аудитор обязан сообщить о них руководству субъекта проверки.

МСА 260 «Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями» устанавливает основные правила предоставления руководства в отношении информации, которая сообщается об основных аспектах аудита, возникающих в ходе аудита финансовой отчетности.

В данном стандарте идентифицированы такие понятия, как руководящие полномочия и вопросы аудита, имеющие значение для управления.

Поскольку в разных странах существуют различные законодательства и разные критерии, регламентирующие вопросы организации и управления, аудитор должен использовать свое профессиональное суждение при определении круга лиц, которым он должен сообщать информацию о важнейших аспектах аудита.

Качество аудиторской проверки и методы ее обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Развитие аудита в России и за рубежом показывает, что к аудиторам со стороны пользователей предъявляются весьма высокие требования. Это связано с тем, что снижение информационного риска возможно только при доверии к профессионализму аудитора и качеству его работы. Важнейшим элементом обеспечения качества работы аудиторов является действенный контроль качества аудиторских услуг. Международной федерацией бухгалтеров признана необходимость проведения мониторинга в области соблюдения ее членами требований по контролю качества.

Оглавление

Введение
Понятие «качество аудита»
Контроль качества аудита в соответствии с международными стандартами
Организация контроля качества аудита на уровне профессиональных аудиторских объединений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Особенности и подходы к оценке качества аудита. Международные стандарты и положения по контролю качества аудита. Порядок проведения внешней проверки качества. Требования и этические принципы, предъявляемые к группе по проверке качества, принципы работы.

Подобные документы

Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования, предъявляемые к ней. Причины усиления контроля её качества. Изучение особенностей проведения аудиторской проверки годовой бухгалтерской отчётности, связанной с определённой степенью риска.

курсовая работа, добавлен 17.01.2014

Аудиторские стандарты — предписания, нормативные требования к качеству и надежности аудита. Международные стандарты как база собственных разработок или основа национальных стандартов. Виды аудиторских стандартов и стандарты отчётности, их документы.

контрольная работа, добавлен 28.05.2012

Требования ISO 9001 к документированной процедуре «Внутренний аудит». Цели проведения внутреннего аудита, содержание его программы. План внутреннего аудита системы менеджмента качества, действующей в ЗАО «Нефтеперерабатывающий завод», документы отчета.

курсовая работа, добавлен 12.06.2014

Цели и общие принципы аудита финансовой отчетности. Контроль качества работы в аудите. Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности. Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности.

Видео (кликните для воспроизведения).

контрольная работа, добавлен 12.05.2009

Нормативные акты I уровня. Назначение, содержание и структура федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФСА). Контроль качества работы аудиторских организаций и профессиональная этика аудиторов. Отличительные черты кодекса этики аудиторов.

контрольная работа, добавлен 01.02.2012

Определение понятия и изучение основных видов аудита систем менеджмента качества на предприятии. Характеристика этапов организации внутреннего аудита на предприятии ОАО «Татэлектромонтаж». Общий анализ требований международных стандартов ИСО к качеству.

дипломная работа, добавлен 01.08.2013

Назначение, цели и задачи аудита, его содержание, функции и основные принципы. Классификация видов и типов аудиторских проверок. Информация о хозяйствующем субъекте, сбор и оценка фактов, стандарты и критерии. Квалификация аудитора и составление отчета.

курсовая работа, добавлен 03.04.2013

Значение международных аудиторских стандартов в регулировании аудиторской деятельности, их назначение и основные виды. Стандартизация аудиторской деятельности в Российской Федерации. Характеристика стандартов, обеспечивающих качество аудиторских услуг.

реферат, добавлен 14.04.2015

Исследование проблемы контроля и повышения качества проведения аудиторских проверок финансовых результатов предприятий. Способы оптимизации аудиторских процедур. Использование аналитических процедур на всех стадиях аудита финансовых результатов.

статья, добавлен 20.02.2018

Составление финансовой отчетности по международным стандартам. Методологическое обеспечение управленческого учета. Принцип начисления доходов и расходов предприятия. Измерение элементов финансовых отчетов. Критерии качества информации. Требования РБУ.

контрольная работа, добавлен 17.02.2009

Контроль качества аудиторской деятельности

Закон «Об аудиторской деятельности» предусматривает контроль качества аудита на трех уровнях. Два из них относятся к внешним, последний — к внутренним. Контроль качества услуг аудиторских организаций регламентируется Федеральным законом №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (выпущен 01.12.2017 г.).

Аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы обязательно должны устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля качества своей деятельности. Принципы этого вида контроля и требования к его организации прописываются в федеральных стандартах аудиторской деятельности.

Читайте так же:  Бизнес план по открытию гостиницы по экономике

Оглавление

5. Техника и технология проведения аудиторских проверок

Согласно п. 1 ст. 13 Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторские фирмы и аудиторы вправе самостоятельно определять формы и методы проверки, а значит технику и технологию ее проведения. Все возможные подходы к технике и технологии проведения аудиторских проверок в организациях разных отраслей, организационно-производственной структуры и правовых форм можно условно разделить на две группы:

1) техника и технология организации аудита (сплошная проверка, выборочная проверка, документальная проверка, фактическая проверка, аналитическая проверка, комбинированная проверка);

2) техника и технология получения аудиторских доказательств.

Техника и технология получения аудиторских доказательств включает проведение комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.

Тесты средств внутреннего контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств отсутствия (наличия) существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проверки проводятся в следующих формах:

  • детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета;
  • аналитические процедуры.

При получении аудиторских доказательств с использованием тестов средств внутреннего контроля аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств с целью подтверждения оценки уровня риска.

К объектам оценки системы внутреннего контроля, относительно которых аудитор собирает аудиторские доказательства, относятся:

  • организация — устройство системы внутреннего контроля, обеспечивающее предотвращение и (или) обнаружение, а также исправление существенных искажений;
  • функционирование — эффективность действия системы внутреннего контроля в течение соответствующего периода времени. При получении аудиторских доказательств с использованием аудиторских процедур аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств наряду с доказательствами, полученными в результате тестов средств внутреннего контроля, с целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Контрольные вопросы:

  1. Как аудиторские фирмы осуществляют выбор клиентов?
  2. Что включает в себя политика отбора потенциальных клиентов для снижения риска неудачи аудита?
  3. Как осуществляют выбор аудиторской фирмы экономические субъекты?
  4. Какие основные моменты должны найти отражение в договорах оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита)?
  5. Какие основные этапы проведения аудита можно выделить?
  6. Как определяется объем аудиторской проверки?

Рекомендуемая литература

  1. Подольский, В. И. Аудит: учебник / В. И. Подольский, А. А. Савин. — М.: ЮРАЙТ, 2010. -605 с.
  2. Шеремет, А.Д. Аудит: учеб.для вузов по экон. специальностям и направлениям / А. Д. Шеремет, В. П. Суйц. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. – 447 с.

Основы аудита (УМК). Внутрифирменный контроль качества аудита

Как проверяется качество работы аудиторских организаций

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на обязательной основе должны:

  • проходить внешний контроль качества своей работы и предоставлять документацию и данные, необходимые для проверки;
  • принимать участие в осуществлении внешнего контроля качества в составе саморегулируемой аудиторской организации (в которую они входят) других членов этой самой организации.

Внешний контроль качества аудиторской деятельности подробно рассматривает соблюдение аудиторами (частными или организации) требований, прописанных в Законе об аудиторской деятельности, а также правил независимости аудиторов (организации или частных исполнителей) и Кодекса профессиональной этики для этой категории.

Внешний контроль качества аудиторской деятельности выполняется саморегулируемыми организациями аудиторов в отношении своих членов.

Внешние проверки контроля качества могут проводиться:

  1. Уполномоченным федеральным органом по госрегулированию аудиторской деятельности, который:
    • организует и планирует аудит;
    • надзирает за деятельностью аудиторских фирм и контролирует их;
    • проверяет их системы учета и отчетности.
  2. Профессиональными аудиторскими объединениями, прошедшими аккредитацию. Право на проведение проверок должно быть предоставлено уполномоченным федеральным органом по регулированию аудиторской деятельности. Объединения обладают следующими правами:
    • общими;
    • представления своих интересов;
    • аттестации работников аудиторских фирм;
    • осуществления контроля качества.

Профессиональные аудиторские объединения, прошедшие аккредитацию могут осуществлять проверки только членов своего объединения.

Проверка качества работы аудиторов (фирм и индивидуальных лиц) может осуществляться внешними проверяющими. Система такой проверки определяется уполномоченным федеральным органом.

В Законе об аудиторской деятельности указано, что контроль качества работы аудиторов требует установки и соблюдения правил внутреннего контроля качества осуществляемых аудиторских проверок, которые проводят аудиторы. Необходимые для этих правил требования прописаны в федеральных правилах/стандартах аудиторской деятельности.

При уклонении от проведения внешней проверки качества или сокрытии от проверяющих необходимой для этого документации является основанием для аннулирования аудиторской организации либо закрытия деятельности индивидуального аудитора. Виновники могут привлекаться к ответственности, вплоть до аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

Контроль качества аудита внешних и внутреннего уровней поддерживается контролем за уровнем профессионализма аудиторов.

Предварительный внешний контроль качества обеспечивается сдачей претендентами квалификационных экзаменов, которые дают право на ведение аудиторской деятельности.

Текущий и последующий внешний контроль качества аудита обеспечивается постоянным надзором за деятельностью аудиторов (частных и фирм).

Аудиторы любого статуса (организации и частные) обязаны предоставлять в Министерство финансов РФ отчеты о своей деятельности. Прием документов завершается 15 апреля года, который следует за отчетным.

Принципы, которыми руководствуются в процессе проведения внешнего контроля качества аудиторских работ и требования к организации этого контроля утверждаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Основы работы саморегулируемой организации аудиторов

Саморегулируемая организация аудиторов самостоятельно определяет правила организации и проведения внешнего контроля качества работы своих членов. Они должны соответствовать принципам проведения внешнего контроля качества и требованиям к организации подобных проверок. Установленные правила определяют формы, в которых будет проводиться контроль, его сроки и периодичность, включая проверки, которые проводят члены этой организации в отношении других ее членов.

Уполномоченным федеральным органом устанавливается следующее:

  • порядок назначения и проведения проверки аудиторской организации, которую будет выполнять уполномоченный федеральный орган, ответственный за контроль и надзор;
  • перечень типовых вопросов для программы проверки;
  • порядок оформления результатов проверки.

Плановая внешняя проверка качества работы аудиторов (организаций или индивидуальных), кроме организаций, занимающихся обязательным аудитом финансовой отчетности предприятий, перечень которых указан в части 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, проводится:

  • саморегулируемой организацией аудиторов, в которую входит проверяемая аудиторская организация — проверка осуществляется не менее 1 раза в 3 года, но и не более 1 раза в год, отсчет сроков ведется от начала календарного года, который идет после года внесения сведений об этой организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
  • уполномоченным контрольно-надзорным федеральным органом — не более 1 раза в 2 года, отсчет ведется от начала календарного года, который следует за годом, в котором в реестр аудиторов были внесены данные об аудиторской организации.

Внутрифирменный контроль качества аудита поддерживается за счет:

  • порядка распределения обязанностей работников аудиторской организации в процессе проведения аудита;
  • установки требований, которые относятся к системе контроля качества аудита внутри компании;
  • установки порядка контроля качества работы на протяжении всего аудита.
Читайте так же:  Права учредителей полного товарищества

Внутренний контроль качества можно разделить на три типа: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный внутренний контроль состоит из подготовки общего плана и расчета временных затрат на осуществление аудита. В качестве основного средства для передачи направляющих указаний выступает программа аудита.

Текущий внутренний контроль ведется за работой исполнителей и состоит из руководящих указаний и проверки выполненного.

Сотрудники, которые выполняют текущую проверку, в процессе аудита занимаются:

  • проверкой наличия у исполнителей надлежащих знаний, умений и навыков, которые им необходимы для выполнения порученных работ;
  • выяснением понимания исполнителями своих заданий;
  • проверкой соответствия выполняемой работы общему плану и программе аудита;
  • выявлением крупных проблем, которые связаны с бухучетом и аудитом, возникающих в ходе проводимого аудита, а также оцениванием этих проблем и принятием решений о корректировке плана и программы аудита;
  • принятием решений на основе профессионального мнения аудиторов, которые вписываются в границы их полномочий.

В процессе проведения аудита сотрудники, которые проверяют результаты работы в обязательном порядке должны с регулярностью:

  • следить за тем, как выполняется общий план и программа аудита;
  • оценивать внутрихозяйственные риски и риски контрольных средств, включая оценивание по итогам тестирования контрольных средств;
  • контролировать, чтобы документирование аудиторских доказательств, которые были обнаружены в процессе аудита, шло надлежащим образом, а также организовывать проверку того, правильно ли были сделаны выводы в ходе аудита;
  • выяснять и давать оценку степени влияния ошибок и искажений, которые были отмечены в процессе аудита.

Определение 3

Последующий внутренний контроль заключается в проверке результатов, полученных в ходе работы каждого исполнителя.

Внутренний контроль на предприятии имеет следующие цели:

  • эффективное исполнение текущих хоздел предприятия и их упорядочивание;
  • исполнение требований, которые диктует финансово-хозяйственная политика организации;
  • обеспечение сохранности активов предприятия, а также того, чтобы бухгалтерская информация была точной и полной на приемлемом уровне.

Чтобы определить эффективность системы внутреннего контроля нужно учитывать такие факторы, как:

  • состав работников, которые принимают участие в формировании информации, а также наличие у них ответственности за выполняемые задачи;
  • существование взаимоотношений с упорядоченной структурой между сотрудниками, занятыми в сфере ведения дел и формирования информации;
  • имение технических средств и технологий контроля;
  • контролируемые параметры.

К ключевым элементам области контроля относят:


  • эффективность организационной структуры;
  • роль руководящего звена и внутреннего аудита;
  • обоснованность бюджетного плана;
  • надежность расчетов, предоставленных руководством;
  • наличие адекватной политики бизнеса и контрольных процедур для него;
  • уместность информации, предоставляемой руководством и ее надежность;
  • риск игнорирования руководством системы внутреннего контроля;
  • эффективность контроля, производимого руководящим звеном над компьютерными операциями, а также экономическими и бухгалтерскими. которые имеют отличия от данных, размещенных в компьютере.

МСА.docx

Период проверки. Выбор аудиторской фирмы для проверки может быть основан либо на временном подходе, либо на подходе, основанном на риске.

Если профессиональное объединение выбрало временной подход, то следует:

  • установить максимальный период проверки, за который организация должна подлежать проверке (три года). Период проверки определяется решением профессионального объединения. Иногда, например, если результаты предыдущих проверок были неудовлетворительными, проверку качества следует проводить чаще, чем один раз в три года;
  • принять во внимание качество и эффективность программы внутренней проверки качества на аудиторской фирме.

Подход, основанный на риске

Профессиональные объединения, которые применяют подход, основанный на риске, должны принимать во внимание различные факторы риска.

Порядок проведения внешней проверки качества

Программа проверки должна предусматривать следующую последовательность действий:

  • определение уровня подготовки членов группы, назначенной на проверку качества;
  • оценка независимости членов этой группы;
  • оценка того, обладают ли члены этой группы соответствующими техническими навыками и знаниями, специальным опытом, полномочиями для проведения проверки качества с надлежащей профессиональной компетентностью;
  • определение степени соответствия проведенных аудиторских проверок международным стандартам;
  • оценка действий, предпринятых аудиторской фирмой по результатам предыдущих проверок качества;
  • документирование выполняемых этапов проверки качества с тем, чтобы предоставить профессиональному объединению при необходимости возможность вынесения объективной оценки того, проведена ли проверка качества с надлежащей тщательностью и в соответствии с профессиональными стандартами;
  • сообщение о результатах проверки руководству и собственникам организации с тем, чтобы они могли предпринять необходимые корректирующие действия;
  • применение дисциплинарных мер в отношении тех организаций, которые отказываются от сотрудничества при проведении проверки, выполнения необходимых корректирующих действий или от признания имеющихся серьезных недостатков;
  • оценка соблюдения принципа конфиденциальности информации о клиенте.

Объем программы проверки качества. Профессиональное объединение должно установить критерии отбора аудиторских проверок для включения их в программу внешней проверки качества.

К ним могут быть отнесены:

  • количество и статус заинтересованных пользователей, которые при принятии решений руководствуются мнением аудитора;
  • степень, в которой аудиторское заключение представляет общественную значимость или может повлиять на доверие со стороны хозяйствующих субъектов или государственных органов управления.

Проверке качества могут подлежать только те аудиторские проверки, которые были завершены в течение периода проверки качества. Если аудиторское заключение было выдано в течение периода, в котором проводилась проверка качества, результаты этого аудита также должны быть включены в объем проверки.

Требования к группе по проверке качества

Члены рабочей группы должны обладать необходимой профессиональной компетентностью, т. е. иметь соответствующее образование, опыт работы и специальную подготовку.

Понятие профессиональной компетентности включает:

  • знание требований профессиональных стандартов, законодательных и нормативных актов;
  • понимание рекомендаций профессионального объединения в отношении проверки качества;
  • наличие практических навыков проведения аудиторских проверок и проверок качества;
  • необходимые технические знания, включая знание соответствующих информационных технологий;
  • знание особенностей отрасли;
  • способность выражать профессиональное мнение.

Члены рабочей группы должны иметь документы, подтверждающие их полномочия от имени профессионального объединения. В группу по проверке качества должно входить необходимое количество специалистов.

К обязанностям руководителя рабочей группы относятся: участие в планировании проверки; взаимодействие с членом профессионального объединения и рабочей группой в ходе проверки качества; обсуждение полученных результатов с представителями профессионального объединения и рабочей группой, осуществление надзора за проведением проверки; сообщение выводов рабочей группы представителям проверяемой фирмы; подготовка отчета по результатам проверки

Профессиональное объединение и рабочая группа по контролю качества должны принимать во внимание фундаментальные принципы проверки качества, изложенные в Кодексе этики Международной федерации бухгалтеров.

Особое внимание следует обратить на соблюдение принципа независимости. Если были выявлены угрозы независимости и они не могут быть устранены или сведены до приемлемого уровня, на проверку должна быть назначена другая рабочая группа.

Группа, назначенная на проверку качества, должна соблюдать требование конфиденциальности.

Группа по проверке качества должна документально оформить:

  • полученные доказательства, подтверждающие выводы, сделанные в отчете по проверке качества;
  • доказательства того, что проведенная проверка соответствовала рекомендациям профессионального объединения.
Читайте так же:  Перечень организаций подлежащих обязательному аудиту

Руководитель группы по проверке качества должен предоставить членам рабочей группы рекомендации по составлению, оформлению и хранению рабочей документации (программ, контрольных листов и т. д.).

В процессе проверки качества рабочая группа обязана:

а) документально оформить планирование проверки, объем выполненной работы, полученные выводы, разъяснения, предоставленные организацией или партнером;

б) оценить характер, причины, вид, область распространения и значимость любых недостатков в системе контроля качества, а также соответствие аудиторской фирмы требованиям такой системы;

в) оценить характер, причины, вид, область распространения и существенность любых недостатков при проведении аудита;

г) обобщить полученные выводы.

Профессиональное объединение должно определить сроки хранения документации после завершения проверки качества.

Отчет по результатам внешней проверки качества. Руководитель группы, назначенной на проверку качества, должен представить в письменной форме отчет по результатам проверки качества. Этот документ должен включать:

1) руководство по проведению проверки (официально утвержденное профессиональным объединением), которому должна следовать группа, назначенная на проверку качества;

  • разработана ли система контроля качества в соответствии с требованиями стандартов по контролю качества;
  • следует ли аудиторская фирма требованиям установленной системы контроля качества в течение всего периода проверки;

3) основания для выражения отрицательных выводов;

4) рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля качества проверенной организации.

Форма отчета должна быть установлена профессиональным объединением.

Проверенная аудиторская фирма должна представить своевременный письменный ответ на рекомендации и выводы, сделанные в отчете по результатам проверки качества, включая план мероприятий и ожидаемое время их выполнения или внедрения. Такой ответ должен быть адресован группе, назначенной на проверку, или соответствующему профессиональному объединению.

Профессиональное объединение должно подготовить и опубликовать ежегодный отчет с обобщением результатов реализации программы проверки и направить копию такого отчета регулирующему органу власти.

Корректирующие и дисциплинарные меры по результатам внешней проверки качества

Профессиональное объединение должно проанализировать отчет по каждой проверке. Если отчет содержит неудовлетворительные выводы, профессиональное объединение может потребовать от члена объединения представления соответствующих разъяснений, включая перечень планируемых корректирующих мероприятий.

Профессиональное объединение может:

  • предъявить требование о принятии мер по устранению выявленных недостатков;
  • предъявить требование о повышении уровня профессиональной подготовки;
  • инициировать проведение ускоренной или специальной (внеплановой) проверки качества.

В случае если профессиональное объединение осуществляет лицензирование своих членов, то оно может лишить члена своего объединения лицензии.

аудит качество контроль проверка

Необходимость контроля качества аудита в значительной степени связана с вероятностью того, что некоторые аудиторские проверки могут оказаться несостоятельными. От осуществления системного контроля за качеством аудиторской деятельности зависит достижение цели аудита, а также обеспечение объективного и независимого профессионального мнения аудитора.

Целью контроля качества следует считать -обеспечение соответствия деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов установленным критериям качества, а объектом контроля качества — деятельность аудиторской организации (индивидуальных аудиторов) в целом.

В настоящее время отсутствует надлежащим образом разработанная методика проведения контроля качества аудита. В частности, основными недостатками существующих методик следует признать:

1) отсутствие методических и методологических подходов к проверке соответствия внутренних стандартов аудиторских фирм действующим правилам (стандартам) аудиторской деятельности;

2) отсутствие установленных критериев соответствия положений внутрифирменных правил (стандартов) требованиям правил (стандартов);

3) отсутствие эффективных подходов к проверке наличия и эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита, и также к проверке отдельных аудиторских проверок.

Список использованной литературы

    1. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Контроль качества аудита. — М.: 2008.
    2. Гутцайт Е.М. Внешний контроль качества аудита и его возможности. Аудиторские ведомости. — 2010.
    3. Пугачев В.В. Контроль качества аудита, 2009

Сущность и методы обеспечения качества аудиторских проверок

Основные принципы саморегулирования

Саморегулирование — это эффективная система, внедряемая в России, призванная регулировать профессиональную и эффективную деятельность. Под этим понятием понимают самостоятельную и инициативную деятельность, осуществляемую субъектами, ведущими предпринимательскую или профессиональную деятельность. Содержание саморегулирования подразумевает разработку и внедрение стандартов/правил для указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований, прописанных в указанных стандартах/правилах.

Предмет саморегулирования — это предпринимательская или профессиональная деятельность, которую осуществляют субъекты, объединенные в саморегулируемые организации.

Правовые основы саморегулирования прописаны в Законе о саморегулируемых организациях. Согласно ему, саморегулирование — это регулирование субъектами своей деятельности посредством разработки стандартов/правил, которые разграничивают ведение этой деятельности, а также контроля за их выполнением.

Посредством саморегулируемых организаций можно реализовать задачи, функции и цели саморегулирования. К этим организациям относятся правовые объединения субъектов, ведущих предпринимательскую или профессиональную деятельность в рамках некоммерческих организаций.

К саморегулируемым организациям относят организации некоммерческого типа, которые были созданы в целях, соответствующих федеральным законам. Они основаны на принципах членства, которое объединяет предпринимательские субъекты на основе единства отрасли производства товаров или рынка произведенных товаров. Также к ним относятся субъекты, объединенные профессиональной деятельностью определенного типа.

  • разрабатывают требования к своим участникам;
  • дисциплинарно воздействуют на отношения между ними;
  • формируют третейские суды, если требуется разрешить спор между участниками или между ними и потребителями;
  • являются представителями интересов участников перед органами власти (государственной и местного самоуправления);
  • занимаются организацией профобучения и аттестации работников.

К основным преимуществам саморегулируемых организаций относят следующее:

  • они помогают развитию конкуренции;
  • способствуют повышению качества работы предпринимателей и ее прозрачности;
  • помогают усилить ответственность производителей перед потребителями;
  • обеспечивают очень высокую защиту потребительских интересов;
  • создают благоприятные условия для выдвижения предпринимателями инициатив.

В Законе о саморегулируемых организациях предусмотрена обязательная и добровольная форма саморегулирования. Обязательная должна использоваться в тех типах предпринимательства, которые имеют государственное регулирование — саморегулирование должно его заменить. Таким образом, за счет этого государство снимает с себя функции контроля и регулирования, оставляя лишь надзорную. Остальные она передает саморегулируемым организациям.

Обязательное саморегулирование имеет следующие преимущества:

  • с его помощью устраняется избыток государственного регулирования;
  • снимаются барьеры административного характера, которые могут препятствовать ведению бизнеса;
  • решаются проблемы низкого уровня эффективности госрегулирования
  • снижается уровень коррупции;
  • сокращается госаппарат;
  • совершенствуется контрольно-надзорная система.

Добровольное саморегулирование представляет собой сплочение субъектов рынка по собственному желанию (добровольно). Чаще всего основными целями таких объединений являются: повышение качества работы членов объединения, а также доверия заказчиков и потребителей, возможность создать общий для всех участников «бренд качества», который служит цели успеха продвижения на рынке. Это саморегулирование пользуется популярностью в таких сферах, как риэлторские, страховые, адвокатские услуги, профессиональный рынок ценных бумаг, ЖКХ.

Видео (кликните для воспроизведения).

К основным функциям, которые выполняет саморегулируемая организация относят:

Источники

Сущность и методы обеспечения качества аудиторских проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here