Тема аудиторской проверки

Главное в статье: "Тема аудиторской проверки" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Тема 1.2 Виды аудита.

1. Значение аудита в условиях рыночной экономики.

2. Внутренний аудит как элемент контроля в процессе менеджмента.

3. Внешний аудит как объективная оценка достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности проверяемой организации.

4. Инициативный аудит и другие виды аудиторских услуг.

5. Обязательный аудит, экономические санкции за уклонение от обязательного аудита.

6. Аудит по заданию государственных органов.

1. В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором. Собственники – акционеры, учредители, вкладчики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что многочисленные и сложные хозяйственные операции предприятия, законны и правильно отражены в отчетности , так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

2. Известны различные виды аудиторских проверок:

-аудит по специальным заданиям.

Внутренний аудит является важным элементом управленческого контроля и представляет собой проверку и оценку работы предприятия в интересах руководителей (менеджеров, специалистов). Он необходим для предотвращения потерь материальных и денежных ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия. Внутренний аудит проводят штатные аудиторы, работающие непосредственно в данной организации. В небольших организациях проведение внутреннего аудита поручается ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах. Внутренний аудит — часть внутрихозяйственного контроля, который должен быть непрерывным т.к он прямо связан с текущим обеспечением сохранности активов, контролем постановки и организации материальной ответственности, выявлением и ликвидацией задолженности по недостачам, растратам и хищениям. Внутренний аудит только инициативный, т.е. он проводится по решению собственников аудируемой организации.

3. Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Внешний аудит в РФ подразделяется на общий аудит, страховой аудит, аудит банков, бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

4. Аудит может быть инициативным, когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей. Основная цель – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составления отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния предприятия и помочь ему в организации учета и отчетности.

Помимо аудиторских проверок аудиторы могут оказывать другие виды аудиторских услуг:

— ведение учета в организации, не имеющей бухгалтерской службы.

— восстановление бухгалтерского учета за определенный период.

— составление бухгалтерской ( финансовой) отчетности.

-защита бухгалтерской ( финансовой) отчетности и налоговой отчетности в налоговых органах.

— проведение экономического и финансового анализа.

— консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета.

— проведение семинаров, повышение квалификации бухгалтерского персонала предприятий, учреждений.

— обучение бухгалтерского персонала.

— автоматизация бухгалтерского учета.

5. Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Обязательной аудиторской проверке подлежат:

— банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, внебюджетные фонды ( ПФ РФ, ФСС РФ ,Фонды ОМС) , благотворительные фонды.

— организации или индивидуальные предприниматели, если объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.

Уклонение организации или индивидуального предпринимателя от проведения обязательной аудиторской проверки, либо препятствование ее проведению, влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами Федерального казначейства, органами федеральной налоговой службы.

Такое взыскание может быть в виде штрафа с организации в сумме от 100 до 500 — кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда, штрафа на руководителя в сумме от 50 до 100 – кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда.

6. Аудит по заданию государственных органов – это, когда органы дознания, следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством РФ поручить аудитору или аудиторской организации провести аудиторскую проверку экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов:

— возбужденного уголовного дела,

— принятого к производству гражданского дела,

— дела, подведомственного арбитражному суду.

Тема 1.3 Законодательная и нормативная база аудита.

1. Правовое регулирование аудиторской деятельности.

2. Понятие аудиторского стандарта.

1. Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002г. № 80 определено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ является Министерство финансов РФ.

Читайте так же:  Разработка устава ооо

Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:

— издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность,

— организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил ( стандартов) аудиторской деятельности,

— организация аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности,

— контроль за соблюдением аудиторскими организациями федеральных правил ( стандартов) аудиторской деятельности, и др.

В настоящее время в РФ аудиторская деятельность регламентируется: — — Федеральным законом « Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119 – ФЗ,

— федеральными правилами ( стандартами) аудиторской деятельности утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696.

— Гражданским кодексом РФ.

— Федеральным законом « О лицензировании отдельных видов деятельности»

— Федеральным законом « О бухгалтерском учете»

— Федеральным законом « О сельскохозяйственной кооперации» и др.

Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ.

ФЗ «Об аудиторской деятельности» раскрывает понятия « аудитор» и «аудиторская организация», устанавливает их правовой статус. Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско – правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Аудиторская организация может быть создана в любой организационно – правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, — не менее 75 процентов.

В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

2. Аудиторские стандарты – это единые базовые принципы и правила, которым должны следовать все аудиторы в своей профессиональной деятельности. Соблюдение аудиторских стандартов ( правил) гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности результатов.

Стандарты подразделяются на внешние и внутренние. Внешние стандарты определяют организацию аудиторской деятельности, являются основным элементом системы её нормативного регулирования. Внешние аудиторские стандарты могут быть как международными, так и национальными. Международные аудиторские стандарты, разработанные в 1994 году, включают 45 стандартов по следующим направлениям: вводные замечания, ответственность, планирование, внутренний контроль, аудиторские доказательства, использование работы других ( третьих) лиц,

выводы и отчеты в аудите, положения по международной практике аудита и др.

Российские правила ( стандарты) – это федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002г. № 696, включающие следующие правила (стандарты):

Правило ( стандарт) №1 Цель и основные принципы аудита финансовой ( бухгалтерской) отчетности.

Правило ( стандарт) №2 Документирование аудита.

Правило ( стандарт) №3 Планирование аудита.

Правило ( стандарт ) №4 Существенность в аудите.

Правило (стандарт) № 5 Аудиторские доказательства.

Правило ( стандарт) № 6 Аудиторское заключение и т.д.

В настоящее время в РФ утверждены 34 стандарта аудиторской деятельности.

Внутренние стандарты аудиторской деятельности разрабатываются в аудиторских фирмах и представляют собой документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг, которые не могут противоречить федеральным правилам ( стандартам) аудиторской деятельности.

Аудиторские стандарты составляют основу всех учебных программ для подготовки аудиторов на право заниматься аудиторской деятельностью, обеспечивают высокое качество аудиторской проверки, определяют действия аудитора в конкретных ситуациях и т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10775 —

| 8067 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ТЕМА 6. Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры

Этапы аудиторской проверки

Аудиторская проверка ¾ это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения аудируемого лица, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности. 1

К основным этапам аудиторской проверки в соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности относятся:

1) организация и планирование:

· официальное предложение клиента о проведении аудита,

· знакомство с финансово-хозяйственной деятельностью (изучение внешних, внутренних факторов, влияющих на деятельность аудируемого лица, получение представления о системе внутреннего контроля, оценка существенности, аудиторского риска и т. д.),

· разработка и согласование общего плана и программы аудита,

· составление письма о проведении аудита,

· подписание договора на проведение аудита;

2) сбор аудиторских доказательств:

· тестирование средств контроля,

Читайте так же:  Основные документы для регистрации юридического лица

· проведение процедур проверки по существу;

3) завершение аудита:

· обобщение, систематизация аудиторских доказательств,

· сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника,

· составление аудиторского заключения.

Официальному предложению аудиторской организации о проведении аудита предшествует выбор аудитора. Экономические субъекты, финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту, прежде чем обращаться с официальным предложением о проведении аудита, осуществляют выбор аудиторской организации. В акционерных обществах независимого аудитора выбирает собрание акционеров, в пределах установленной советом директоров суммы для оплаты за аудит. Для аудируемых лиц, имеющих в уставном капитале долю государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации не менее 25%, аудитор определяется по результатам открытого конкурса, порядок проведения которого утверждается Правительством РФ. В учредительных документах экономического субъекта могут быть введены дополнительные ограничения в отношении независимого аудита, не противоречащие действующим нормативным актам.

При выборе аудиторской организации экономический субъект имеет право ознакомиться с содержанием лицензии, числом аттестованных аудиторов в области специализации заказа, другой информацией, характеризующей квалификацию аудиторского персонала, ее деятельность. Особое внимание уделяется требованиям к условиям проведения аудита, правам, обязанностям сторон, которые предполагаются в договоре, ответственности аудиторской организации, срокам проведения аудита, предоставлению аудиторского заключения, а также привлечению других специалистов. Возможно рассмотрение репутации аудиторской организации, а также аккредитованного профессионального объединения, в котором она состоит. При необходимости экономический субъект знакомится с финансовой отчетностью аудиторской организации для оценки ее финансового положения. Экономический субъект имеет право обращаться к аудиторской организации за получением сопутствующих услуг, кроме услуг, несовместимых с аудитом финансовой отчетности (восстановление, ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности).

Аудиторская организация должна разрабатывать и применять на постоянной основе критерии оценки экономических субъектов для соблюдения требований нормативных актов, правил (стандартов) аудиторской деятельности, профессиональной этики. Она обязана оценить соблюдение принципа независимости, другие ограничения, установленные законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит не может проводиться индивидуальным аудитором. Необходимо определить влияние на деятельность экономического субъекта следующих факторов: а) внешних (общеэкономических, отраслевых); б) внутренних (связанных с индивидуальными особенностями, в том числе с репутацией руководства экономического субъекта). Аудитор оценивает основную и инвестиционную деятельность экономического субъекта, прочие операции.

К основным процедурам отбора клиентов аудиторскими организациями относятся:

· оценка цели аудиторской проверки и возможного использования ее результатов;

· стиль и принципы управления;

· предварительная оценка потенциальной трудоемкости, сложности аудита и аудиторского риска;

· оценка причины смены (смен) аудитора;

· характер и проблемы взаимоотношений с внешними пользователями финансовой отчетности (налоговыми органами, банками, партнерами и т. д.);

· аналитическая проверка отчетности;

· предварительная оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

· самооценка способности аудиторской организации к выполнению работы (наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента и т. д.).

По результатам анализа определяется возможность проведения аудита, сопутствующих услуг на профессиональном уровне.

Аудиторская выборка

Аудиторская выборка ¾ это применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций. Она дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка. 1

Требования по аудиторской выборке раскрыты в Федеральном правиле (стандарте) № 16 «Аудиторская выборка», утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532.

Для рассмотрения выборки в аудите необходимо определиться с применяемой терминологией по данному вопросу в отношении видов ошибок (табл. 6.1), изучаемой совокупности, риска выборки.

В отношении изучаемой совокупности в аудите различают понятия генеральной совокупности, элементов выборки и стратификации.

Генеральная совокупность представляет собой полный набор элементов, из которых аудитор проводит выборку для того, чтобы сделать выводы. Она должна быть надлежащей с точки зрения цели процедуры выборки, а также полной.

Элементы выборки ¾ индивидуальные элементы, отражаемые в учете и составляющие генеральную совокупность (прил. 9).

Аудитор может подразделить генеральную совокупность на страты, т. е. подмножества. В таком случае каждая страта проверяется отдельно. Процесс деления генеральной совокупности на страты, каждая из которых представляет собой группу элементов выборки со сходными характеристиками, называется стратификацией. При стратификации аудитору необходимо обеспечить, чтобы каждый элемент выборки мог быть включен только в одну страту.

Таблица 6.1

Ошибки, различаемые в аудиторской выборке*

* Аннотировано по Федеральному правилу (стандарту) № 16 «Аудиторская выборка», утвержденному постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532. 2

Риск выборки возникает, когда вывод аудитора, сделанный на основе отобранной совокупности, отличается от вывода при применении идентичных процедур аудита к генеральной совокупности в целом. 3

В аудите различают два типа рисков выборки. Риск первого типа представляет собой риск того, что аудитор сделает следующие заключения:

· риск средств внутреннего контроля ниже, чем в действительности (при выполнении тестов средств внутреннего контроля);

· существенной ошибки не существует, вопреки тому, что в действительности она есть (при выполнении аудиторских процедур проверки по существу).

Риск данного типа оказывает влияние на надежность аудита и с большой степенью вероятности может привести к ненадлежащему аудиторскому мнению.

Читайте так же:  Открытие фермы бизнес план

Риск второго типа представляет собой риск того, что аудитор придет к следующим выводам:

· риск средств внутреннего контроля выше, чем в действительности (при выполнении тестов средств внутреннего контроля);

· имеет место существенная ошибка, тогда как в действительности ее не существует (при выполнении аудиторских процедур проверки по существу).

Риск такого типа оказывает влияние на эффективность аудита, поскольку он обычно приводит к дополнительной работе по установлению того, что первоначальные выводы были неверны.

Риск, не зависящий от аудиторской выборки, является следствием факторов, которые приводят аудитора к ошибочному выводу по любым причинам, кроме тех, которые связаны с объемом выборки (т. е. числом отбираемых для проверки элементов). Риск, связанный с выборкой, может быть снижен путем увеличения объема отбираемой совокупности, а не связанный ¾ путем надлежащего планирования задания, текущего контроля за работой аудиторов и проверки выполнения процедур.

Видео (кликните для воспроизведения).

Различают следующие виды выборки:

представительная (репрезентативная) ¾ элементы ее генеральной совокупности имеют равную вероятность быть отобранными;

непредставительная (нерепрезентативная) ¾ элементы ее генеральной совокупности не имеют равную вероятность быть отобранными. Аудитор полагается на свое профессиональное суждение при отборе элементов.

Элементами выборки могут быть натуральные объекты (например, первичные учетные документы) или показатели в денежном выражении. Аудитор должен стараться сформировать репрезентативную совокупность путем отбора элементов выборки, которые обладают характеристиками, типичными для генеральной совокупности, так как целью выборки является получение выводов по всей генеральной совокупности. При формировании проверяемой совокупности необходимо исключать предвзятость.

Для построения выборки аудитор определяет метод отбора элементов, который будет использоваться при тестировании с целью получения аудиторских доказательств. В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 16 «Аудиторская выборка» различают следующие методы отбора элементов:

1) отбор всех элементов (сплошная проверка);

2) отбор специфических (определенных) элементов;

3) отбор отдельных элементов (формирование аудиторской выборки).

Первый метод отбора не применяют при проведении тестов средств внутреннего контроля, его используют в отношении аудиторских процедур проверок по существу. Сплошная проверка целесообразна в следующих случаях:

а) генеральная совокупность состоит из небольшого числа элементов наибольшей стоимости;

б) неотьемлемый риск и риск средств контроля являются высокими, а другие средства не позволяют получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства;

в) повторяющийся характер расчетов или иных процессов, осуществляемых с помощью компьютерной системы бухгалтерского учета, делает сплошную проверку эффективной с точки зрения соотношения затрат и результатов.

Второй метод предполагает отбор специфических элементов. Различают специфические элементы наибольшей стоимости и ключевые элементы. К элементам наибольшей стоимости относят суммы сальдо счетов, которые превышают планируемую степень точности, т. е. уровень существенности. При определении ключевых элементов аудитор отбирает сальдо счетов, существенных качественно, т. е. элементы, по которым возможна наибольшая вероятность наличия ошибки или искажения, и элементы существенные количественно, т. е. элементы (например, месяцы), имеющие наибольший оборот по данному счету в отчетном периоде. При использовании данного метода осуществляется построение непредставительной выборки, в связи с чем результаты, полученные по отобранным элементам, не могут быть экстраполированы на всю совокупность.

Третий метод представляет собой отбор элементов для построения представительной выборки. Прежде чем отобрать элементы, необходимо определить объем выборки.

Выбор метода или сочетания методов отбора элементов зависит от обстоятельств проверки, в частности аудиторского риска и эффективности аудита.

Объем выборки определяют с применением специальных формул теории вероятности и математической статистики либо на основе профессионального суждения аудитора. В этом случае аудитор должен проанализировать, снижен ли риск выборки до приемлемо низкого уровня. Чем ниже риск, связанный с использованием выборочного метода, который готов принять аудитор, тем больше необходимый объем выборки (табл. 6.2).

Процедуры аудиторской проверки

Понятие и особенности аудиторской проверки и процедур

Аудиторские процедуры представляют собой определенный порядок действий аудиторов, в ходе которых они могут получать необходимые доказательства по конкретному участку аудита.

Можно выделить следующие аудиторские процедуры: тест средств внутреннего контроля (свк), процедуры проверки по существу.

Тест (проверка) свк включает действия, осуществляемые для формирования аудиторских доказательств по отношению к надлежащей организации и эффективности действия систем бухучета и внутреннего контроля.

Аудитор использует тесты свк на основе собственного профессионального опыта или суждения, так и по требованиям федеральных стандартов работы аудиторов (ФПСАД № 8, ФСАД 5/2010).

Процедуры проверки по существу, как правило, включают процедуры обнаружения значительных искажений на уровне утверждений. Их можно разделить на 2 типа: аналитические процедуры и детальные тесты операций, сальдо счетов, раскрытие информации. Целью проверки является формирование аудиторских доказательств, которые необходимы для анализа существенных искажений финансовой отчетности.

Стандарты аудиторской деятельности, включая Перечень процедур аудита, установленный российским ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства», включая их состав, можно рассмотреть с помощью табл. 1.

Таблица 1. Процедуры получения доказательств в ходе аудита

Содержание и особенности

Проверяются записи, документация на бумажных или электронных носителях, проводится физический осмотр материальных активов.

Материальные активы подвергаются проверке с целью удостоверения в их существовании. Она не обязательно проводится по отношению к праву собственности или стоимости.

Рассматриваются процессы или процедуры, которые выполняются другими субъектами, включая сотрудников проверяемого предприятия.

Производится поиск информации у осведомленных лиц и оценка ответов. Информацию можно найти в пределах и за пределами нахождения проверяемого субъекта.В соответствии с формой запросы могут быть:

Читайте так же:  Аудиторская проверка организации пример

• официальными письменными, адресованными третьим лицам;

• неформальными устными вопросами, которые направлены в адрес проверяемого субъекта.

Получение ответ в письменной форме в виде бумажного или электронного носителя напрямую от третьей стороны. Он может быть получен на запрос подтверждения информации, которая включена в бухгалтерские записи (примером может быть подтверждение дебиторки непосредственно дебиторами).

Проверяется точность арифметических расчетов, проведенных в первичных документах и бухгалтерских записях. Аудитор может проводить расчеты самостоятельно. Пересчет можно осуществить при использовании информационных технологий (например, получение электронных файлов от субъекта и использование КПА с целью проверить точность резюмирования файла)

Аудитор независимо осуществляет выполнение процедур, первоначально выполненных как часть внутреннего контроля.

Происходит анализ и оценка полученных аудитором сведений, исследуются важные финансовые и экономические показатели проверяемого субъекта для того, чтобы выявить необычные и (или) неправильно отраженные учетом хозяйственные операции. Также эта процедура предполагает выявление причин этих искажений и ошибок.

Документация для планирования аудита

Типовые документы для аудиторской проверки, которые рекомендуют унифицировать аудиторским компаниям, представляют собой общий план аудита и его программу. Необходимо привести их форму и в каждом разделе, который относится к практическому аудиту, требуется исходить из предположения о их заполнении в соответствии с перечнем вопросов, которые подлежат проверке (табл. 2).

В соответствии с требованием ФСАД № 2 «Планирование аудита» до момента подписания договора аудиторской проверки должен быть оформлен общий план аудита, описывающий в разделе «Наименование работ» укрупненные направления.

Таблица 2. Общий план аудита

Аудиторская компания

Проверяемый субъект

Лицензия №. со сроком действия до …..

Вид деятельности

Реквизиты

Реквизиты

п/п

Наименование работ

Объем проверки (документы)

Примечание

1. Общие процедуры проверки

Знакомство с системой бухучета

Тест систем внутреннего контроля (СВК)

Аудиторский риск и его существенность с расчетами

2. Практические разделы бухгалтерского и налогового учета, которые подлежат проверке

Аудит учредительных документов

Аудит учетных политик для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения

Аудит внеоборотных активов

Аудит запасов производства (сч. 10, 11, 14, 15, 16 и др.)

Аудит производственных затрат (сч. 20, 21, 23, 25, 26,28, 29 и др.)

Аудит готовых изделий (сч. 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 и др.)

Аудит денежных средств (сч. 50, 51, 52, 55, 57, 58, 59 и др.)

Формирование финансовых результатов и распределение прибыли (счета 90, 91, 96, 97, 98, 99 и др.)

Порядок ведения раздельного учета по типам деятельности

Аудит забалансовых счетов

Соответствие бухгалтерской отчетности требованиям действующих Законов

Анализ финансовой устойчивости с вычислением базовых показателей

Прочие вопросы на усмотрение аудитора, которые требуются для подтверждения достоверности отчетности:

– мероприятия, минимизирующие финансовые риски;

– оценка качественной стороны учета;

– анализ исковых требований, предъявленных предприятию

3. Завершающий этап и его процедуры

Формирование письменной информации по итогам аудита

Формирование письменной информации по результатам аудита руководителю проверяемого субъекта с согласованием спорных вопросов

Написание и представление аудиторского заключения

Подпись акта приема-сдачи выполненных работ

Подписи аудиторской компании с печатью, дата

Подписи проверяемого субъекта, печать, дата

Выбор аудиторских процедур

Процедуры аудиторской проверки аудитором выбираются с вниманием на ограниченный характер некоторых процедур.

Факт наличия ценных бумаг не может быть доказательством по отношению к правам на них и их стоимостной оценке. Процедура наблюдения ограничивается временными рамками в тех случаях, когда происходит ее проведение. Процесс запроса сам по себе не способен дать необходимых и достаточных аудиторских доказательств отсутствия существенных искажений.

Одна и та же система процедур аудита иногда обеспечивает формирование аудиторских доказательств, которые являются уместными по отношению к одним утверждениям руководства, но неуместными по отношению к другим. По этой причине для формирования совокупности уместных аудиторских доказательств важна целевая направленность аудиторской процедуры с определением утверждения руководства (существование, полнота, оценка и т.п.), которое подлежит проверке.

Так, когда цель аудитора состоит в том, чтобы выявить завышенную кредиторскую задолженность по части утверждения существования (оценки), уместная аудиторская процедура представлена тестированием остатка по счету кредиторской задолженности. Когда основная цель проверки заключается в выявление занижения кредиторской задолженности, то необходимо тестировать последующие платежи и неоплаченные документы поставщиков.

В связи с рассмотренным выше, можно отметить, что именно по отношению к аудиторским процедурам важным является понятие «объем аудита».

Объем аудита включает аудиторские процедуры, которые, как считает аудитор, необходимы в ходе проверки для достижения цели. Выбор процедур — предмет профессионального суждения аудитора, который осуществляется при учете федеральных стандартов аудита, внутренних стандартов, используемых СРО, членом которой является аудитор.

Кроме стандартов аудитор, определяя объем аудита, должен обратить внимание на федеральные законы, прочие нормативно-правовые акты и, по необходимости, рассмотреть условия аудиторского задания и требования в области подготовки аудиторского заключения (п. 5 ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»)..

Требования к применению аналитических процедур регулируются ФПСАД № 20 «Аналитические процедуры» (введено постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 № 228). В международной практике использование аналитических процедур регулирует MCA 520 с аналогичным названием.

Читайте так же:  Учредительный документ акционерного общества устав

В соответствии с обозначенными стандартами аналитические процедуры состоят из нескольких действий:

  • рассматривается финансовая и другая информация о проверяемом субъекте и сравнивается с информацией за предыдущие периоды, ожидаемым результатом, работой аналогичных компаний (например, сравнивается отношение суммы выручки от продаж проверяемого субъекта к сумме дебиторской задолженности и средние отраслевые показатели или показатели других субъектов сопоставимого размера в этой же отрасли);
  • рассматриваются взаимосвязи между элементами, предположительно соответствующими прогнозируемому образцу (по опыту проверяемого субъекта); финансовой и прочей информацией (например, между затратами по оплате труда и числом рабочих).

Аналитические процедуры осуществляются различными способами: простым сравнением, комплексным анализом, сложными статистическими методами и др.

Аудитор использует их на всех стадиях аудита, а с их помощью при осуществлении планирования аудита достигается понимание деятельности проверяемых лиц. Аудитор в этом случае может выявить значимые для проверки сферы и область возможного риска. Аудитор проверяет и показатели сложности, объем и сроков проведения аналитических процедур, которые напрямую зависят от объема и сложности показателей финансовой отчетности проверяемого субъекта.

Особенности использования аналитических процедур

В случае, когда аудитор намеревается использовать аналитические процедуры в качестве аудиторских процедур проверки по существу, он принимает к учету п. 11 ФПСАД № 20, в котором прописаны:

  • цель аналитических процедур и надежность их результата;
  • особенности проверяемого субъекта и степень возможного дезагрегирования информации (так, аналитические процедуры способны привести к лучшим результатам, когда используются по отношению к финансовой информации по определенным видам деятельности или по выбранным подразделениям, цехам проверяемого субъекта, чем по отношению к его финансовой отчетности в целом);
  • информация финансового (смета, прогноз) и нефинансового (сумма выпущенных и реализованных единиц изделий) характера;
  • степень достоверности и уместности информации;
  • источник полученной информации (так, независимые источники считаются более надежными и характеризуются более объективной информацией, чем внутренние);
  • степень сопоставимости полученной информации (иногда необходимо дополнить и детализировать сведения в целом по отрасли для сравнения с показателями проверяемого субъекта, выпускающего или реализующего специализированную продукцию);
  • знания, которые аудитор получил во время проведения предыдущих проверок, включая степень понимания типичных проблем проверяемого субъекта, которые могут служить основой для замечаний и внесения корректив в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Стандарт № 20 также содержит рекомендации аудитору о необходимости использовать аналитические процедуры на итоговом этапе проверки в процессе формулирования общего вывода. Здесь необходимо ответить на вопрос, соответствует ли в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность мнению о работе проверяемого субъекта, которое сложилось у аудитора.

В результате использования аналитических процедур в итоге проверки появляется возможность выявления вопросов и проблемных моментов, которые требуют проведение дополнительных аудиторских процедур.

Документация аудиторской проверки

Общие документы аудиторской проверки

Организуя работы по проведению общего или специального аудита, который сконцентрирован на рабочих участках деятельности организации, появляется потребность в оформлении пакета документов, содержание и структура которого может быть типовой, унифицированной в аудиторской организации.

При заключении договора и выдаче аудиторского заключения целесообразно использование типового бланка, описывающего общую информацию по компании.

Такой бланк аудиторы могут подготовить заранее, например, в виде файла (табл. 1).

Таблица 1. Общая информация о проверяемом субъекте

№ п/п

Наименование показателя

Описание

Размер уставного капитала

Свидетельство о внесении в реестр государственного имущества (номер и дата)

Включение в государственный реестр РФ предприятий-монополистов

Налоговая инспекция (адрес)

Код территории по СОАТО

Код группировки по СООГУ

Код собственности (ОКСФ)

Код отрасли по ОКОНХ

Самым важным этапом является согласование сроков аудита и порядок формирования и подготовки документации. Согласованные намерения правильнее оформить в письменном виде, что даст возможность сторонам проверить и осуществить контроль сроков, избегая большого числа неоправданных взаимных претензий.

Можно выделить основные намерения, для которых необходимо согласование:

Программа аудита

Каждый пункт, который рассмотрен в общем плане, может быть подвергнут расширению, что более подробно приведено в программе аудита. Программа аудита отличается от плана аудита тем, что ее можно составить и согласовать после момента подписания договора. В процессе проверки в программу можно вносить согласованные изменения. Тем не менее, не рекомендуется вносить изменения в сроки проведения аудита и сумму выполнения работ.

Программу аудита формируют как по всем пунктам общего плана единовременно, так и в форме отдельных программ по каждому подпункту. В этом случае наименование процедуры вносится в заголовок. Такое составление документации считается дробным и оно не совсем привычно для российской практики аудита. Тем не менее, его принято считать более удобным в случае потребности внести изменения в документы. Примером может быть вариант оформления части программы аудита по разделу 2.7 общего плана аудита «Аудит денежных средств» (табл. 3).

Таблица 3. Примерная программа аудита

Аудиторская организация

Проверяемый субъект

Лицензия №. со сроком действия до.

Вид деятельности

Реквизиты

Реквизиты

№ пп

Процедуры (работы) по общему плану

Период с … по ….

Ответст

венный

проверяющий

Ответственный консультант (от компании)

Видео (кликните для воспроизведения).

Денежные средства (сч. 50, 51,52, 55, 57, 58, 59 и др.)

Источники

Тема аудиторской проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here